Спустя несколько месяцев, по прибытии в Киев, 11 ноября 1758 г., митр. Арсений оправил в Св. Синод доношение о том, чтобы на помощь в рукоположении ставленников Св. Синод назначил ему в викарии греческого архиепископа острова Андры Герасима, проживавшего в Киево-Печерской Лавре и изъявившего на то свое согласие. Место жительства викарию предполагалось отвести в Киево-Пустынном Николаевском монастыре, где была свободна вакансия архимандрита. Св. Синод, после доклада императрице 19 января 1759 г., исполнил просьбу м. Арсения, но архиепископ Герасим ранее синодального определения 22 декабря 1758 г. скончался и был погребен в Лавре. После того Св. Синод, снисходя к немощам митр. Арсения, поручил помогать ему в священнослужении и поставлении ставленников другим епископам, пребывавшим в Киеве. 927 Иностранные епископы только проездом жили в Киеве, почему м. Арсений мало пользовался их услугами. 24 декабря 1761 г. он просил себе в викарии «по слабости здоровья» далматского епископа Симеона Кончаревича, но Св. Синод 1 марта 1762 г. отпустил его на родину. Вместо Кончаревича митр. Арсению предложено было принять к себе в викарии Гедеона Слонимского, архимандрита и ректора Заиконоспасского училищного монастыря. Св. Синод даже перевел его в Киев настоятелем Киево-Пустынно-Николаевского монастыря, причем ходатайство о посвящении его в викарии предоставил самому митр. Арсению. Киевский митрополит воздержался от этого представления, боясь, как бы Гедеон Слонимский, человек энергичный и решительный, не вышел из его подчинения и, подобно переяславскому епископу, не захотел иметь для себя определенную территорию. Митр Арсений искал себе только помощника для рукоположения ставленников, но не желал с ним делить свою епархию. Так попытка при митрополите Арсении учредить в Киевской митрополии викариатство не осуществилась. Намеченный в киевские викарии Гедеон Слонимский скончался 26 сентября 1772 г. архимандритом Киево-Межигорского монастыря. Оставшись без викария, митр. Арсений за помощью при рукоположении ставленников обращался к соседним епископам переяславскому и черниговскому, а также к проживавшему на покое в Киеве (1768 – 1770 г.) тобольскому митрополиту Павлу Конюскевичу. 928

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Но все такие рассуждения и ссылки на примеры естественного сохранения тел от тления не приложимы к мощам св. угодников Божиих. Церковь никогда не признавала за св. мощи нетленное тело человека только потому, что оно нетленно. Свидетельством святости мощей служат чудеса. Сохраняется ли тело усопшего вследствие благоприятных естественных условий, или это есть дело особого смотрения Божия, но если только нет подтверждения чудесами и знамениями святости останков, они не суть св. мощи. Вот поэтому-то тела некоторых усопших, носивших даже высокий святительский сан и скончавшихся в вере и благочестии, хотя и сохраняются в нетлении, однако же по этому только признаку они не причислены к лику святых. Так, напр., открыто почивают нетленными: тело епископа белгородского Иосафа Горленко (ум. 1754 г.) – в г. Белгороде, в Троицком монастыре 694 ), и тело Павла Конюскевича, бывшего митрополита тобольского (ск. на покое в Киево-Печерской лавре в 1770 г.) – в склепе под великой лаврской церковью, однако тела их не признаны церковью св. мощами, так как не было от них и чрез них удостоверения посредством чудес. К числу лиц, почивающих в нетлении, относят доблестного патриарха Гермогена, которого за ревность о православии и страдальческую кончину можно даже назвать священномучеником, однако и он не прославлен, или не пришел еще час его 695 ). Не основательно и само по себе объяснение нетления тел святых действием естественных сил и причин, известных и неизвестных нам. Нетленные тела угодников Божиих были обретаемы в различных местах, часто весьма благоприятствующих тлению, во влажном воздухе и земле, под действием тепла, находили их даже в реках и морях 696 ). Поставляемые по обретении в храмах, переносимые с места на место, терпя частое соприкосновение от благоговейных поклонников, они однако же в течении столетий и даже тысячелетий не только остаются нетленными, но некоторые настолько сохраняют натуральный вид, что отличаются мягкостью и гибкостью своих членов. Одно из замечательнейших явлений в этом роде пред-ставляют нам нетленные мощи св. Спиридона, епископа тримифунтского, сохраняющиеся более 1500 лет 697 ). Из находящихся у нас в России св. мощей можно в особенности указать на мощи св. Глеба князя, сына Андрея Боголюбского, находящиеся в г. Владимире 698 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В правление Преосвященного митрополита Гавриила более, нежели когда-либо прежде, находилось в Киеве и Киевской епархии разных Преосвященных, пребывавших на покое, а именно: Павел Конюскевич, митрополит Тобольский с 1768 г. живший в Киево-Печерской Лавре и там 1770 г. ноября 4 скончавшийся; Чарнуцкий епископ Нижегородский, там же пребывавший и скончавшийся в 1780 г.; Кирилл епископ Севский с 1778 г. живший в Златповерхомихайловском монастыре и в 1795 г. скончавшийся; сверх того из 10 греческих архиереев, во время и после войны с турками выехавших в Россию, Анатолий епископ Морейский с 1772 г. определен был в Глуховский Петропавловский монастырь с управлением оного и там скончался 1775 г. февраля 2; Серафим Анин, нареченный патриарх Константинопольский, в 1775 г. определен в Спасский Максаковский, а в 1777 г. переведен по просьбе его в Дубенский Мгарский монастырь, и там скончался 7 декабря 1779 г.; Серафим митрополит Лакедемонский с 1777 г. жил в Лавре и в 1789 г. апреля 30 там скончался; Никодим архиепископ Реондский с 1777 г. жил в Выдубидком монастыре, а в 1788 г. во время шведской войны испросил от императрицы дозволение быть главным начальником над духовенством Северного флота, но там во время сражения скончался. Все они имели назначенные себе пенсии, а от Св. Синода благословение священнослужения в своих местах и вне оных с ведома епархиального Преосвященного митрополита Киевского. Преосвященный митрополит Гавриил скончался на 76 году от рождения своего 9 августа 1783 г. и на другой же день пребывавшими в Киеве Преосвященными с панихидой внесен в склеп, а по указу Св. Синода священническим погребением отпет 17 сентября Преосвященным Феофилом епископом Черниговским, коего сам он назначил в завещании своем. Епархиальные же дела впредь до будущего митрополита поручены Иллариону епископу Переяславскому. Сей Преосвященный прилагал также попечение о Киевской академии, для коей построил он на берегу Днепра, где ныне семинария, каменную в один этаж бурсу вместо деревянной, построенной Преосвященным Арсением и в 1775 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Более тринадцати лет управлял архимандрит Павел Юрьевым монастырем. Но Богу угодно было избрать его на чреду обширнейшего служения Церкви и отечественного просвещения, и вскоре архимандрит Павел Конюскевич был пожалован митрополитом Тобольской епархии и хиротонисан в Петербурге 5 мая 1757 года. Не возвращаясь более к месту своего прежнего служения, митрополит Павел направился прямо в Тобольск, куда и прибыл 20 ноября того же года. Первым шагом архипастырской деятельности святителя Павла при приведении им Тобольской епархии в возможно благоустроенный вид было сооружение на необъятном пространстве ее возможно большего числа новых церквей. Митрополит Павел, на опыте зная, что главным образом религиозное просвещение народа зависит от пастырей Церкви, и стремясь к увеличению числа лучших пастырей и развитию среди них надлежащих пастырских знаний и нравственных качеств, обратил прежде всего особенное внимание на усовершенствование Тобольской семинарии. Просвещенный иерарх сам лично и непосредственно наблюдал за преподаванием уроков. Сибирь в тот период времени представляла из себя обширнейшее поле для христианско-просветительной деятельности. Однако мало радостного встретил святитель Павел по прибытии в свою паству. Правда, во многих городах Сибири стояло уже учение Христово. Но хотя ревность таких архипастырей, как св. Стефан Пермский, митрополит Филофей (Лещинский) и епископ Иннокентий Иркутский, и не оскудевала в отдаленнейших краях России, хотя путь проповедания слова Божия и был ими здесь проложен, однако окрестности Тобольска, Енисейска, Иркутска и Якутской области были полны бродячими племенами, погруженными в глубокое невежество и придерживавшимися шаманства. Сильно затосковал сердцем богомудрый святитель, огорчаясь тем, что такая осыпанная благословениями Божиими страна засорена была разного рода ересями, расколами и мерзостью идолопоклонства. Ревнуя об очищении ее от заблуждений и суеверий, он пламенно взывал к Богу, умоляя Его совершить над его паствой милость Свою: «Да будут вси едино стадо и един Пастырь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Преемник Сильвестра 16-й архипастырь Сибири Павел Конюскевич из архимандритов Велико-Новгородского Юрьева монастыря управлял сибирскою паствою 10 лет с 23-го мая 1758 г. по 11-го января 1768 г. В ту пору русская предприимчивость уже имела широкое развитие. Русскае зверопромышленные и ясачные зимовья возникали повсеместно. Даже под 68½ с. ш. был Хатангский погост с храмом, и там жили, по свидетельству Гмелина, 452 человека. Само собою разумеется, что с развитием поселений усиливалась и потребность в соответствующем устройстве православной жизни. Поэтому еще за 5 лет до митрополита Павла была вновь восстановлена иркутская кафедра, на которой с 18 апреля 1753 г. состоял епископ Софроний Кристалевский из наместников Александро-Невской лавры, который до дня своей кончины, последовавшей 30 марта 1771 г., подвизался 18 лет подвигом любящего отца своей паствы. Щедрость святителя Софрония не знала границ, он отдавал всего себя на дела благотворения, не съедал куска, не поделившись с кем-либо. Его жилище и весь Вознесенский монастырь в его время были переполнены призреваемыми больными бездомными и разными сиротами. – «Делами проповеди и светильником любви согревайте мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность по Бозе приводит», поучал владыка Софроний. И действительно так у него и было: – не он искал людей, нуждающихся в православном просвещении, а сами люди без различия племен и вер шли к нему тысячами и отдавали ему свои души и сердца, умножая собою церковную семью. Не уменьшилось это людское влечение к святителю Софронию и после его смерти. Его гробница вот уже 140 лет служит пристанищем для скорбящих людей и неугасимым алтарем для их молитв, возносимых ежедневно. И многое множество благодатных утешений к исцелений ниспосылает Господь молящимся у гробницы святителя Софрония, изображения которого очень распространены по всей Сибири. С таким кристально-чистым проповедником «делами любви» легко и отрадно было митрополиту Павлу. Поэтому время обоих святителей было в духовной жизни сибирского населения ременем зиждительным, временем бодрого христианского соревнования в заботах о благосостоянии церкви сибирской и ее деятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Несколько раз боевики из УНА-УНСО вновь пытались захватить Киево-Печерскую Лавру, но всякий раз верным УПЦ удавалось ее отстоять. С завидным постоянством галицкие громилы, большинство из которых принадлежат вовсе не к УПЦ КП, а к униатской церкви, придумывали новый повод для очередной провокации. Однажды, воспылав «ревностью» к памяти митрополита Тобольского Павла (Конюскевича), издавна местно почитаемого в Киеве, филаретовцы возжелели провести раскопки на руинах Успенского собора Лавры, где почивали до взрыва храма в 1941 году нетленные мощи святителя. Расчет был верным, и в итоге, когда православные попытались выпроводить нежеланных гостей, это вызвало новую драку и патасовку. В другой раз повод был избранн еще более оригинальный: УНСОвцы решили пропеть молебен на могиле одного из царских генералов, погребенного рядом с митрополичьими покоями владыки Владимира. К счастью, новое побоище тогда удалось предотвратить Подобным провокациям автокефалистов нет числа. И тем не менее, сам Филарет и его приспешники постоянно чувствовали себя абсолютно уверенными в собственной безнаказанности. К общественному мнению они всегда были равнодушны настолько, что даже, как сообщает В.Анисимов, сенсационные интервью детей Филарета и Е.П.Родионовой нимало не отразились на положении «заместителя патриарха Киевского» А поддержка властей, личное покровительство президента Кравчука и мощное лобби в парламенте Украины давали раскольникам все основания не бояться последствий своих «подвигов». Не дало никакого результата предание гласности фактов финансовых преступлений Филарета и присных. Деятельность УНСО и откровенно фашистские заявления ее лидеров также не стали поводом для судебного разбирательства, хотя одни только военизированные лагеря для боевой подготовки УНСОвцев, созданные вопреки законам, уже могли стоить их создателям свободы. Чтобы создать видимость размаха деятельности УПЦ КП, Филарет проводит огромное число «епископских хиротоний». Причем иногда лжеепископы ставятся на те или иные кафедры чисто номинально: на Востоке их «епархии» могли включать в себя один-два прихода, и то почти безлюдных.

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

Древний престол Великой церкви был из кирпича. Первоначально он был покрыт мраморной доской, а в 1744 г. обложен серебром. На жертвеннике находился золотой крест с частицами крови Христа, столба бичевания и вервия от столба бичевания. Иконостас этой части храма был также «страстной», т. е. имел иконы, изображающие страдания Спасителя. Справа от иконостаса, у южной стены главного придела Великой церкви, хранился серебряный ковчег с главой святого равноапостольного князя Владимира, а слева, в небольшой нише — мощи первого митрополита Киевского Михаила, крестившего киевлян и сыновей кн. Владимира. Свт. Михаил был сподвижником князя и вместе с ним много потрудился в деле крещения и христианского просвещения русского народа. Он скончался в 991 г. и был погребен в Десятинной церкви, устроенной св. кн. Владимиром. Отсюда его мощи были перенесены: около 1107 г. — в Ближние пещеры, а в 1730 г. — в Великую лаврскую церковь, где мощи двух великих просветителей Руси оказались рядом. У южной стены главного придела Великой церкви помещался гроб прп. Феодосия, игумена Печерского (мощи его в 1240 г., ввиду нашествия Батыя, были сокрыты), а напротив него, в северо-западном углу, в киоте — частицы мощей всех Печерских святых. Недалеко от этого места на выступе стены находилась икона прп. Антония, пред которой, по преданию, стоял на молитве во время служб свт. Димитрий Ростовский. В память об этом позже здесь была установлена икона свт. Димитрия Ростовского. В приделе св. первомученика архидиакона Стефана около иконостаса в серебряной раке хранилась часть его мощей — указательный палец. Эта святыня была принесена из молдавского Нямецкого монастыря Романским архиепископом Пахомием, жившим в Лавре на покое в начале XVIII в. В настоящее время эта святыня находится в Крестовоздвиженском храме в резной деревянной раке. В том же Стефановском приделе, у алтаря Предтеченской церкви, находился спуск в подземелье, где были похоронены выдающиеся деятели Церкви и государства. Здесь почивали нетленные мощи свт. Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского и Сибирского. Святитель Павел учился в Киевской Духовной Академии, был пострижеником Лавры. Выйдя на покой, пожелал возвратиться в Лавру, где и скончался 4 ноября 1770 г. При взрыве Успенского собора в 1941 г. рака и нетленные мощи святителя пострадали.

http://sobory.ru/article/?object=05643

Епископы из малороссов часто делали чрезвычайно стремительную карьеру. Епископ Гедеон (Криновский), который своими проповедями произвел большое впечатление на императрицу Елизавету, уже в 27 лет стал архимандритом Савво–Сторожевского монастыря, но не управлял им, а жил в Петербурге; год спустя он был назначен членом Святейшего Синода и архимандритом Троице–Сергиевой лавры; в 31 год он получил Псковскую епархию, но еще через два года (22 июля 1763 г.) его блестящая карьера оборвалась внезапной смертью  . До секуляризации 1764 г. епархиальные кафедры, подобно монастырям, владели обширными вотчинами и получали от них значительные доходы. Они располагали очень большим числом слуг, особенно если кафедры эти занимали епископы–малороссы. Общее число слуг и управляющих составляло от 31 до 135 человек. Ростовская епархиальная кафедра владела землей, на которой жило 16796 крестьян, плативших до 5000 руб. оброка, а еще «дани», взимаемые с духовенства, таким образом, общая сумма доходов архиерея доходила до 8000 руб. Между тем, по штатам 1764 г. на содержание Ростовской кафедры назначалось всего 2014 руб. Возможно, это обстоятельство и стало причиной протеста против секуляризации со стороны Ростовского митрополита Арсения Мацеевича, который не из одних только принципиальных соображений так решительно и остро выступил против реформы Екатерины  . Именно со стороны епископов–малороссов Арсения Мацеевича и Павла Конюскевича последовали открытые протесты против секуляризации. Это явилось причиной, из–за которой Екатерина стала с недоверием относиться к малороссам и заботилась о том, чтобы впредь, после 1764 г., архиерейские кафедры занимали великорусы. В ту пору (1763/64) из 26 епархиальных архиереев лишь 12 были великорусами. Однако мероприятия Екатерины, имевшие к тому же несколько частный характер, не могли уничтожить пропасть между епископом и духовенством, — пропасть, которая со временем становилась все глубже  . В середине XVIII столетия появилось одно любопытное сочинение. Его автор утверждает, что «епископ» и «пресвитер» обладают одной и той же благодатью священства и что различие между тем и другим саном — явление относительно позднее, сложившееся исторически.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

По смерти Антония преемником его был пятнадцатый Святитель Сибири митрополит Сильвестр (Гловатский) из префектов Казанской духовной академии, правивший паствой с 16 июля 1749 года по 1755 год (умер 20 мая 1760 года) и отличавшийся особенною ревностью по обращению магометан в Православие. Он настойчиво проводил в жизнь указ 1743 года (ПСЗ, т. XI, 8786) о том, чтобы раскольники, обратившиеся в Православие, и вообще все новокрещенные не оставались бы без пастырского попечения и просвещения. По ходатайству Сильвестра причт Обдорского храма был обеспечен казенным содержанием из неокладных доходов Сибирской губернии (ПСЗ, т. XII, 9529), и последовал указ о беспрепятственном пользовании лесами для постройки храмов и домов для причтов 9917). Владыка Сильвестр был очень уважаем Святейшим Синодом за благочестие и участвовал в 1756 году в канонизации мощей Святителя Дмитрия Ростовского . Преемник Сильвестра шестнадцатый архипастырь Сибири Павел (Конюскевич) из архимандритов Велико-Новгородского Юрьева монастыря управлял сибирскою паствою десять лет с 23 мая 1758 года до 11 января 1768 года. В ту пору русская предприимчивость уже имела широкое развитие. Русские зверопромышленные и ясачные зимовья возникали повсеместно. Даже под 68 1 / 2 ° северной широты был Хатангский погост с храмом, и там жили, по свидетельству Гмелина, 296 452 человека. Само собой разумеется, что с развитием поселений усиливалась и потребность в соответствующем устройстве православной жизни. Поэтому еще за пять лет до митрополита Павла была вновь восстановлена Иркутская кафедра, на которой с 18 апреля 1753 года состоял епископ Софроний (Кристалевский) из наместников Александро-Невской лавры, который до дня своей кончины, последовавшей 30 марта 1771 года, подвизался восемнадцать лет подвигом любящего отца своей паствы. Щедрость Святителя Софрония не знала границ, он отдавал всего себя на дела благотворения, не съедал куска, не поделившись с кем-либо. Его жилище и весь Вознесенский монастырь в его время были переполнены призреваемыми больными, бездомными и разными сиротами. «Делами проповеди и светильником любви согревайте мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность по Бозе приводит», – поучал Владыка Софроний. И действительно, так у него и было: не он искал людей, нуждающихся в православном просвещении, а сами люди без различия племен и вер шли к нему тысячами и отдавали ему свои души и сердца, умножая собою церковную семью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

летоп. в Собр. лem. VIII, 203. В Киевских городках Готве и Сорочинцах (Готва вместо Голтва, которая есть местечко Полтавской губернии, Кобелякского уезда: Сорочинцы – местечко той же губернии, Миргородского уезда) при рытии могилы для погребения покойников найдены были два нагнившие женские тела, которые стояли в церквах, – одно лет с десять, другое лет с пятнадцать. Киевский архиепископ Варлаам Ванатович в донесении своем св. Синоду от 23-го Ноября 1724-го года писал, что оба тела сам видел, – что они действительно нетленны и целы, «якоже и обычно есть видети нетленные мощи, но понеже ни единого достоверного свидетельства чудодействия их не обреталось», то он приказали в тех же церквах, где они стояли, вырыть глубокие ямы и закопать «честно» с обычною литиею, «ибо простой народ, наипаче же малороссийский, такие являющиеся телеса богоугодным поклонением почитати и боготворити обыкоша».., см. Описание документов и дел, хранящихся в Архиве св. Синода, т. IV, 510/61, col. 526. К епископу Иоасафу Горленку и митрополиту Павлу Конюскевичу должен быть присоединен еще патриарх всероссийский Гермоген. О патр. Гермогене читаем у гр.   Μ .В. Толстова  в его рассказах из истории Русской церкви взятое из неуказанного пм источника: «мощи священномученика Гермогена, в 1653 (нужно: 1652) году, при перенесении их (из Чудова монастыря, где патриарх был погребен) в Успенский собор, были обретены нетленными и потому положены поверх помоста, в ящике, обитом фиолетовым бархатом, подле медного шатра, построенного для РизыГосподней; в 1812 году враги – грабители извлекли их из ящика, думая, что там скрыты сокровища; по изгнании Наполеоновых полчищ из Москвы, мощи святителяБожия найдены на полу храма, в прежнем полном нетлении: они почивают и теперь на том же месте, в том ящике», – кн. IV, стр. 204 прим.; сейчас приведенное буквально повторяется в дополнениях к «Книге, глаголемой описание о Российских святых, Гр. Толстова повторяет священник Успенского собора Гр. Истомин в своем Указателе святынь и достопримечательностей coбopa; cfr makжe A.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010