Пред временем построения каменной церкви, т.е. в половине XVIII столетия, было опять две церкви деревянные: одна во имя Пресвятой Богородицы с приделом во имя Св. Николая Чудотворца – она стояла близ места, где было явление иконы Богородицы, где теперь каменная церковь, в ней совершалось богослужение летом; другая - во имя Происхождения Честных Древ, она стояла близ места, где было явление иконы Креста и где теперь находится деревянная часовня, в ней совершалось служение зимой. В 1750 г. предпринято было на месте деревянной церкви во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии Оковецкой с приделом во имя Св. Николая Чудотворца вновь построить каменную церковь с приделом в те же наименования, на что и испрошено было благословение преосвященного Митрофана, архиепископа Тверского. Для этого подряжены были каменщики Селижаровской подмонастырской слободы крестьяне Фома Павлович Козлов да Иван Ерофеев и дано им в задаток денег 130 рублей. Но они, взяв задаток, подрядились и начали строить каменную церковь в Ниловской пустыни на Святых восточных воротах во имя Преподобного Нила, Столобенского Чудотворца. По жалобе на них оковецких священно-церковнослужителей предписано было настоятелю Ниловской пустыни, игумену Владимиру, деньги, взятые этими каменщиками в задаток в Оковцах, 130 рублей, возвратить подряжавшим их оковецким священно-церковнослужителям из монастырской казны, в зачет заработанных денег, а им велеть продолжать работать в Ниловской пустыни. Поэтому строить каменную церковь в Оковцах подряжен был Осташкинской синодальной слободы крестьянин Иван Семенович Мосягин, который в два года и построил ее. Освящение ее, по благословению преосвященного Вениамина, архиепископа Тверского, совершено 15 июля 1754 г. В 1755–1756 гг. построена при церкви над западным входом в нее тем же мастером и каменная колокольня. Между тем, деревянная церковь во имя Происхождения Честных Древ во все время строения каменной церкви и после того до 1772 г. оставалась нетронутой. Это видно из того, что священно-церковнослужители близкого к Оковцам погоста Троицы Селилова в 1771 г., по случаю истребления их церкви в этом году пожаром, просили было о перенесении оковецкой деревянной церкви во имя Происхождения Честных Древ в их погост для построения из нее вновь церкви в их погосте, но потом отдумали и испросили благословение строить церковь из нового леса. Когда и как уничтожилась эта деревянная церковь, пока остается неизвестным. На месте ее стоит теперь небольшая деревянная часовня с немногочисленными иконами, оставшимися от прежнего иконостаса главного нынешнего храма. Взамен ее, в 1767–1770 гг. с южной стороны холодной каменной церкви прикладен каменный придел во имя Происхождения Честных Древ, при этом 5 окон южной стороны холодной церкви были заделаны.

http://sobory.ru/article/?object=02721

«В таком состоянии застал ее в 1834 году новый Настоятель» — этими словами П. П. Яковлев предваряет свою Летопись Троице-Сергиевой пустыни и продолжает: «1834 год останется навсегда памятным в летописях Сергиевой Пустыни! То был год ее полного и всестороннего возрождения. Виновником его был Отец Архимандрит Игнатий (Брянчанинов). Его имя будет помнить и ублажать обитель до последних дней своего существования. Если О. Варлаам был ее основателем (1734 год), то О. Архимандрита Игнатия достойно и праведно можно назвать ее воссоздателем». Каких, однако, трудов стоило это воссоздание! Немедленно по прибытии Архимандрита в Пустынь, нужно было приступить к возобновлению обветшавших зданий, иначе «негде было голову приклонить». «Первым из таких зданий оказался каменный двухэтажный флигель, в котором помешались настоятельские келлии, которые были в таком разрушении, что невозможно было в них жить. Одновременно приступлено было к возобновлению и церкви Преподобного Сергия, в которой затруднительно было служить из-за разрушений. Возобновив эти здания, О. Архимандрит соединил их каменною в два этажа галереею и в верхнем этаже устроил братскую трапезу, а в нижнем полуподвальном — кухню, келарню и некоторые келлии». После этих работ необходимо было заняться капитальным возобновлением главного собора во имя Живоначальной Троицы, построенного еще в 1760 г. по проекту Растрелли. Средства на возобновление собора Государь Император Николай Павлович повелел выделить из казны. Павел Петрович по архивным материалам подробно описывает историю создания этого собора: «Главная церковь или собор во имя Святой Троицы находится в средине монастыря. Построение его начал производить на средства Троицкой Сергиевой Лавры Архимандрит ея Афанасий Волховский в 1756 году; кончено оно в 1760 году. Главный олтарь освящен 10-го августа 1763 года Членом Святейшего Синода Лаврским же Архимандритом Лаврентием Хоцятовским, в присутствии Государыни Императрицы Екатерины И. По окончании Богослужения Государыня изволила за обеденным столом у Архимандрита кушать со всеми находившимися в Свите Ея Величества фрейлинами и другими придворными особами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИЛАРИОН ТРОЕКУРОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иларион Троекуровский. Литография. 3-я четв. XIX в. (ГИМ) Иларион (Фокин), Троекуровский (+ 1853 ), монах , затворник , преподобный Память 5 ноября , в Соборах Воронежских , Липецких , Рязанских и Тамбовских святых В миру Иларий Мефодиевич Фокин (Фомин), родился в селе Зенкино , Раковые Рясы тож, Добринского уезда Рязанской губернии (ныне это Чаплыгинский район Липецкой области) в многодетной семье зажиточных государственных крестьян-однодворцев Мефодия Абрамовича и Феодосии Павловны (в девичестве Лутовой) Фоминых. Точная дата его рождения пока не установлена. Почти все исследования, исполь­зованные нами при составлении настоящего очерка, указывают на различные годы его рождения - от 1755 до 1784. К тому же пока не найдена или не сохранилась вовсе запись о его рождении в метри­ческой книге Рождественской церкви с. Зенкино. Скорее всего это произошло в 1755 или 1756 году, что подтверждают исповедные ведомости Димитриевской церкви с. Троекурово за 1843 год и метри­ческая запись того же храма о смерти и погребении затворника. С большой долей вероятности можно предположить, что будущий угод­ник Божий родился 21 октября - в день памяти преп. Илариона Великого, в честь которого был крещен и которого он всегда почитал как своего небесного покровителя. Православная энциклопедия указывает дату рождения точно: 21 октября 1774 года. С семи лет, после чудесного знамения, почти все время проводил в доме деда по матери Павла Лутова, постника и молитвенника. Несколько раз вместе с ним совершал паломничества в Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавры, другие обители. После смерти деда в 1788 году вернулся в дом родителей, по настоянию которых около 1794 года женился на односельчанке. Согласно жизнеописаниям, сразу после венчания тайно от родных ушел в Киев , через некоторое время " в веригах и босым " вернулся домой. Избегал супружеских отношений. В течение четырех лет симулировал паралич правой руки. В свободное от крестьянского труда время ходил учиться грамоте в ближнее с. Головинщино к приходскому свящ. Трофиму .

http://drevo-info.ru/articles/13672318.h...

Все прочее мелочно, неточно, сбивчиво. Отмечаю здесь некоторые казистые недостатки Макарие-Павлова Списка. – Едва ли существовал тот патриарх Макарий 16-й, который будто бы установил коленопреклонное чтение молитв в день Пятидесятницы; ибо его не знал ни один древний историк и хронологист. Догадываюсь, что это установление сделано было 15-м патриархом Димитрианом благочестивым, который, быть может, имел второе имя, Макарий, известное только в Сирии, и потому помещенное в какой-то книге Сирп, где рассказано о внезапном бурном дыхании ветра в патриаршей церкви во время чтения молитв, в день Пятидесятницы. – Под 52-м Зинон, по странной ошибке, признан патриархом, тогда как он был государственный сановник. Антиохийского патриарха Зинона не знает ни один древний историк. – Под 65-м надобно читать Евфремий, а не Аврамий. – Под 68-м патриарх Иустин неизвестен ни одному древнему историку и хронологисту. 39. στορα τς πισκοπς το γου ρους Σιν, Δοσιθου πατριρχου ροσολμων: рукопись греческая в моей собственной библиотеке. 40. Летопись Львовского братства, составленная Дионисием Зубрыцким, и напечатанная в Журнале нашего министерства народного просвещения. 41. Путешествие Барского, хорошо описавшего современное ему состояние Сирийской Церкви. 42. Список антиох. патриархов, составленный о. Иоанном Жеми в 1756 году: рукопись арабская в униатской патриархии в Иерусалиме. 43. Список антиох. патриархов, составленный Михаилом Бреком вскоре после 1767 года. 44. κκλησιαστικ στορα Μελετου μητροπολτου θηνν, ν Βινν τς ουστρας. 1784. 45. Сношения России с Востоком по делам церковным. – С. Петербург. 1858 г. 46. Le Quien. Oriens christianus. 47. Essai de chronographie Byzantine, par Edouard de Muralt. – T. I, II, III. Petersbourg. 1855. Bale et Genève. 1871. 48. θανασου Κομνηνο ψηλντου Κωνσταντινοπολτου κκλησιαστικν τε κα πολιτικν Βιβλα δδεκα, φιερωθντα τοις γαπημνοις ατο γονεσι, τ τε κυρω Θεοδρ Κομνην ψηλντη κα τ κυρ Κασσνδρα Τζαντι: рукопись в 12 книгах in 4° на новогреческом языке в библиотеке монастыря Синайского. Там я видел её и сделал множество выписок из неё в 1861 году. Вот мои выписки из 9-й книги, написанной Комниным в 1782 году в предместье Константинополя, Неохóри. Антиохийские патриархи: КИРИЛЛ II. По смерти антиохийского патриарха Макария IV, бывшего епископа Сирийского города Веррии (Алеппа) возведен был на апостольский патриарший престол Антиохии внук его архидиакон Кирилл на семнадцатом году от рождения его. НЕОФИТ. 1720 год. 1 После устранения Кирилла II от престола антиохийского по причине юности его, возведен был на сей престол Емесский епископ Неофит, родившийся на острове Хиосе. Он, увлеченный, привел с сего острова в Дамаск Франкских священников для обучения юношей: а таким путем вторгся папизм в этот город, и утвердился в нем прочно. КИРИЛЛ во второй раз и АФАНАСИЙ оба в одно время. 1723 год. Опять занимает патриарший престол Антиохии вышепомянутый Кирилл II, пришедши из Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Существовавшая Казанская церковь в селе Еланском Колене Церковь Казанской иконы Божией Матери с приделом св. Николая, каменная с колокольнею. В Еланском Колене первоначально построена была деревянная церковь в 1712 г. в честь Казанской Божией Матери; антиминс был освящен Игнатием, епископом Коломенским в 1713 г. В 1732 г. был при сей церкви священник Игнатий, а в 1756 г. Тимофей Павлов. Храм этот в 1787 г. был продан в слободу Васильевку, а оттуда в Колодеев хутор на единоверческую церковь. Новый каменный четырехугольный храм построен в 1787 г. старанием священников Космы Абрамова и Павла Тимофеева. В 1780 г. была построена колокольня и соединена с церковью открытою галереею. В 1850 г. священник Федор Абрамов убедил прихожан устроить к северной и южной сторонам приделы, а открытая галерея – заменена скрытою трапезою. Алтарный выступ значительно удлинен и расширен, и церковь приняла крестообразную форму. Село Еланское Колено расположено на красивом изгибе (колене) реки Елани, впадающей в Савалу; отсюда произошло название села «Колено». Заселение села началось в половине XVI ст., жителей Елани более 7000 душ, выходцы они большей частью из Ефремова и Ельца… Земли усадебной 3 дес., пахотной и сенокосной 30 дес. Два штата, прихожан 2800 душ. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Комментарии и обсуждение В 1850 году в с. Елань-Колено была построена каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, с колокольней. Восстановление после годов лихолетия началось в 1994 года за счет общих и отдельных пожертвований мирян. С 1996 года в храме совершаются богослужения. Елань-коленовцы зовут свой храм церковью Воскресения Христова. www.vob-eparhia.ru Казанская и Воскресенская - это разные церкви, которые действовали в с. Елань-Колено. Их называли Белая (из белого камня и Красная (из красного кирпича). Белой церкви сейчас нет, а Красная - Воскресенская - действут. 19 апреля 2015. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=09127

Общее содержание послания следующее: после начального приветствия (1, 1. 2) Апостол прежде всего прославляет явившееся во Христе спасение, которое испытывали еще Пророки и в которое желают проникнуть Ангелы, и которое возвышается над всеми страданиями этого времени (1, 3–12). Это спасение побуждает христиан, как искупленных кровью Христа, к полной сердечной преданности Богу и к освящению веры, как возрожденных – к очищению, к возрастанию, к общему утверждению во Христе, к добродетельной жизни между язычниками, к покорности начальству, господам, супругам, к любви к братьям и ко врагам (1, 13–3:17). Как Христос пострадал за всех, и жив теперь Для живых и мертвых, чтобы судить всех (3, 18–4:7): то все должны бодрствовать и терпеливо переносить страдания (4, 8–19). Апостол заключает послание особенным увещанием пастырей и учителей, юношей и всех к смирению, вере, бодрствованию (5, 1–11) и приветствием (5, 12–14). Особенно заметно это сходство 1-го посл. Петра с посланиями к Ефесеям и к Римлянам; ср. особенно 1Петр. 1, 3 . с Ефес. 1, 3; 14 . Ефес. 2, 3; 2, 18. Ефес. 6, 5; 3, 1 . Ефес. 5. 22; 5, 5 . Ефес. 5. 21. 1 . Петр 2, 5. Римл. 12, 1; 2, 6 . Римл. 9, 25. 32; 2, 13 Римл. 13, 1–4; 3, 9 . Римл. 12, 17; 4, 10 Римл. 12. 6. 5, 1 . Римл. 8, 18 ; потом 1Петр. 2, 1 . с Колос. 3, 8 ; 1Петр. 2, 10 . Галат. 5, 13 ; 1Петр. 4, 9 . Фил. 2, 14 ; 1Петр. 5, 8. 1 . Сол. 5, 6; 1. Петра 5, 14. 1Кор. 16, 20 . (ср. Римл. 16, 16; 1 Содун. 5, 26.) Если Weiss (Der Petrinische Lehrbegriff 1756) такое сходство посланий Петра и Павла совершенно отрицает, или в местах посланий к Римл. и Ефес. видит ссылки Павла на Петра, посланием которого Павел будто бы пользовался: то это есть игра богословская произвола в истории Петра и Павла. Но как ни естественно в этих указаниях Петра на Апостола Павла видеть указания намеренные, тем не менее однако же бесспорно, что и без намерения могло произойти сходство посланий. Иное в посланий, согласное с понятиями, находящимися в Павловых посланиях, составляет только обще христианские основные понятия, которые у Петра для нас тем менее неожиданны, чем ревностнее и решительнее действующие мы видим его на апостольском соборе в Иерусалиме согласно с мнениями Апостола Павла, и чем яснее мы видим Павла в послании к Галатам признающие свое согласие с Петром. Сходство усиливалось еще естественно одинаковым толкованием и применением Ветхого Завета, одинаковым положением христианских обществ, которое подавало повод к одинаковым увещаниям и предостережениям, однообразием новохристианского греческого диалекта и т.д., и верно то, что замечает Тирш Die Kirche im apostol Zeitalter s. 205: «так как Петр в самом познании божественных тайн иному научился от Павла, то и на его учительные послания могли иметь влияние письменные труды Апостола языков». Все это с другой стороны не исключает вероятности отчасти преднамеренного указания в посланиях Апостола Петра на послания Апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

в Никон. Лет. Т. V), встречается неоднократно подобозвучное сему имя патриарха Константинопольского –Анастасия». 1217 На соборе присутствовали: Ефрем Ростовский, Иона Рязанский, Варлаам Коломенский, Иов Сарайский, Герасим Пермский, Авраамий Суздальский, бывший с Исидором во Флоренции, и множество архимандритов, игуменов и монахов. 1218 Макарий, Истор. Р. Ц. V, 363–367. Горский, 204–208. Strahl, Der rüssische Metropolit Isidore und sein Versuch die russisch-griechische Kirche mit der romische Katholischen zu vereinen. Tübingen, 1823. 1219 См. О внешнем состоянии на Востоке правосл. Церкви во владениях мусульман от Магомета, до крестовых походов (VII–XI в.). Правосл. Собеседник, 1865, II, 40. 81. – Проф. Чельцова, Внешнее состояние греческой церкви с 1054 г. по 1204 г. Христ. Чтение, 1857, II, 358. 1220 Le Quien, Oriens christianus, Paris. 1740. Тома II и III. – Δοσϑεος , στορια περ τν ν εροσολμοις πατριαρχεοσντων, 1715. – Cuperi, Ad historiam pamriarcharum Constanunopolitanorum (Acta Sanctorum, August. 1). – Mανουηλ Ι . Γεδεων , Пατραρχικοι πινακες. Eν Кωνσταντινουπολει. – (…) (Слово неразборчиво – примечание электронной редакции), Очерк Истории Александрийской церкви со времени Халкидонского собора. Христ. Чтение, 1856, I, 188. – Преосв. Порфирия (Успенского). Восток Христианский. Сирия. Антиохийские патриархи в арабск. списке свящ. Иоанна Жехи, 1756. Труды Киев. Дух. Акад. 1874, 1875. 1223 См. толкование Зонары и Вальсамона. – Ср. Голубинского, Истор. русской церкви. М. 1880, I, 1, стр. 288, пр. 1229 Совершенно справедливо указание проф. Павлова (Теория восточного папизма. Прав. Обозр. 1879, III, 742), что 2-я часть 9 главы 3-го титула Эпанагоги происходит от конституции Гонория и Феодосия (Cod. Iust. I, 2, 6. Basilic. V, 1, 5), которой 421 г. Константинопольскому епископу предоставляется право разрешать недоуменные дела (dubietates) в Иллирике, области, подчиненной тогда римскому папе. Но первая часть этой павы, очевидно, предполагает уже известную каноническую доктрину, известное толкование соборных правил, которое и сохранилось в дошедших до нас древних схолиях к Халкидонским правилам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

917 М. Евгений. Описание Киево-Соф. собора, стр. 247. Все киевские монастыри мужские и женские с указанием в них церквей и числа братии в начале 40 х гг. XVIII в. названы в Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. XX, 567, стр. 588–593. В 1749 году в Киевской епархии насчитывалось 28 мужских монастырей (Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. XXXI, прилож. 1. Тут названы все настоятели муж. монастырей Киевской епархии-митрополии за 1749 г.). 918 М. Евгений... прибавление 43. Тут издана полная именная ведомость о киевских монастырях за 1756 г., ср. свящ. Н. Шпачинский. Киевский митрополит Арсений Могилянский... стр. 107–108, проф. Ф. И. Титов. Киевская митрополия-епархия... стр. 72–73. 919 Проф. Ф. И. Титов. Киевская митрополия... стр. 73; Н. Шпачинский. Митр. Киевский Арсений Могилянский, стр. 108–109. Вот этот постоянный состав киевских монастырей: 1. Кафедральный Киево-Софийский и приписные к нему: 2. Моравский Онуфриевский, 3. Задесенский Николаевский и 4. Трехсвятительский киевский, 5. Киевский Пустынно-Никольский и приписной к нему, 6. Пивогородицкий Николаевский, 7. Киево-Златоверхо Михайловский и два приписных к нему, 8. Красногорский Чернусский и Онуфриевский в Липянском ските, 10. Киево-Братский Училищный Богоявленский, 11. Киево-Выдубецкий Михайловский, 12. Киево-Кирилловский Троицкий, 13. Киево-Греческий, 14. Киево-Петровский Павловский, 15. Козелецкий Свято-Георгиевский и приписной к нему, 16. Козелецкий в скиту Троицкий, 17. Нежинский Благовещенский и приписной к нему, 18. Ветхорождественский, 19. Максаковский Преображенский, 20. Батуринский Николаевский, 21. Гамалеевский Харлампиевский, 22. Глуховский Петропавловский, 23. Мгарский Лубенский и приписной к нему, 24. Слепогородский Онуфриевский в скиту, 25. Густынский Троицкий и приписной к нему, 26. Дейманский в скиту, 27. Сорочинский Михайловский, 28. Нехворощанский Успенский и приписной к нему, 29. Соколовский в скиту, 30. Полтавский Крестовоздвиженский и приписной к нему, 31. Богоявленский в скиту, 32. Пустынно-Скельский Преображенский, 33. Красногорский Гадяцкий и приписной к нему, 34. Преображенский в скиту. Женские монастыри: 1. Киево-Флоровский, 2. Киево-Богословский, 3. Киево-Иорданский, 4. Козелецкий Богословский, 5. Нежинский Введенский, 6. Новомлинский Успенский, 7. Пустынно-Мутинский, 8. Глуховский Успенский, 9. Ладинский Покровский, 10. Велпкобудинский Преображенский, 11. Пуиикаровский Покровский и 12. Быстрицкий Вознесенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1743 Василий Васильевич Гречулевич, впоследствии, с 1880 г., – епископ Острожский, а с 1882 г. – епископ Могилёвский Виталий, род. 1822, † 1885. Был сыном протоиерея Подольской губ., известного малороссийского проповедника В.Я. Гречулевича. Основал и в течение 80 лет издавал духовный журнал «Странник». 1745 Постройка первого участка Северной железной дороги начата в апреле 1860 года, и 12 августа 1862 года открыто движение от Москвы до станции Сергиево; к работам от ст. Сергиево до Ростова и Ярославля было приступлено в июле 1868 г., а с 18 февраля 1870 г. движение было открыто по всей линии этого участка. 1746 А ежели за экстракты полагается вычет из денежного вознаграждения, то я и на это согласен. Прим. Автор. 1747 Вероятно, речь идёт о статье «Труды Святителя Тихона З., епископа Воронежского, по управлению воронежской паствой»,. помещённой в 21 кн. «Приб. к тв. свв. о.о.» за 1862 г. 1749 Делицына, † 30 ноября 1863 г. Старейший из всех профессоров, о. П. Сп-ч Делицын был «душой академической корпорации», «патриархом, соединившим всех воедино» (А.Л. Катанский. id., стр. 160, ср. стр. 166, 203–204). 1750 Когда-то примыкавшее к Сергиевскому Посаду богатое село Клементьево впоследствии совсем слилось с Посадом, образовав часть по Московской улице; его приходским храмом была Никольская церковь . В Клементьеве же происходила и ярмарка, впоследствии перенесённая в самый Посад. – Известный митрополит Новгородский и Санкт-петербургский Никанор Клементьевский (род. 1788 г., † 1856 г.) был сын священника в селе Клементьеве и по селу получил свою фамилию. (С. Смирнов. – История Троицкой Лаврской Семинарии. М. 1867, стр. 517–518). 1751 Арсений (Феодор Павлович Москвин), род. 1797, † 1876 г. костромич по происхождению, был последовательно епископом Тамбовским и Шацким, архиепископом Тамбовским Волынским, а в 1860 г. – митрополитом Киевским и Галицким. 1756 Николай Иванович Фаворский – протоиерей Успенской (она же – Никольская) церкви в Сергиевском Посаде, был товарищем Д. Ф. Голубинского ; они вместе росли и вместе учились в Вифанской Семинарии. Умер он вскоре после смерти Дм. Ф-ча. О происхождении фамилий обоих их см. у внука о. прот. Н. И-ча – С. Фарфоровского («У Троицы в Ак.», стр. 653).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1860 году настоятелем Крестовоздвиженского храма стал священник Сергей Ирисов. При нём вокруг церкви была сооружена каменная ограда с кованными решётками и святыми воротами. В 1893 году в селе была открыта Земская школа с народной библиотекой в 360 томов. В приходе Крестовоздвиженской церкви Люторецкого погоста до середины XVIII столетия входила деревня Мелихово. Здесь в 1892-1899 годах жил и работал писатель Антон Павлович Чехов. Мелихово отстояло от приходской Крестовоздвиженской церкви за 4 версты, и деревенским жителям, особенно старикам было тяжело совершать пешие прогулки на богослужения, в том числе и во время больших церковных праздников. В связи с чем в 1756 году поручик Андрей Наумов обратясь в Московскую Духовную консисторию и получив положительный ответ, инициировал строительство своего приходского деревянного храма в честь Рождества Христова. Эта старинная деревянная церковь в Мелихово, которую посещал впоследствии и Чехов, к сожалению, сгорела в 1994 году. Через пять лет, в 1999 году на её месте, на старом фундаменте, решено было построить " новодельный " храм в тех же пропорциях, такой же архитектуры. До 1976 года рядом с Крестовоздвиженской церкви села Сокольниково стояла небольших размеров часовенка XVIII века - в виде восьмерика с небольшой главкой. В так называемой " жёлтой " книжечки-путеводителе из серии " Дороги к прекрасному " - " К югу от Москвы " . - М: " Исскусство " , 1986 г., её автор М. М. Дунаев написал следующее: " Ещё километра два вверх по Люторке - и дорога выходит к селу Сокольникову, близ которого в конце прошлого века была возведена огромная церковь в " византийском стиле " с высокой колокольней, хорошо видной почти от самых Новосёлок. Рядом с этой церковью стояла прежде небольшая часовенка 18 века... ныне она перенесена в создаваемый близ Нового Иерусалима музей деревянного зодчества под открытым небом " . По другим данным та самая деревянная часовенка в Сокольниково сгорела в 1976 году ещё до переноса в Истру. В Новом Иерусалиме срубили плотники копию-новодел, якобы в такой миниатюрной форме она и была построена в Сокольниково на Чеховской (Лопасненской) земле.

http://sobory.ru/article/?object=02414

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010