Кроме переводов с Греческого языка, библиотека Лавры содержит в себе многие русские Церковные сочинения, как-то: жития русских Святых, похвальные им Слова и Каноны. В рукописных четьих-минеях и сборниках встречаются жития или исторические похвальные слова на дни памяти следующих Святителей, Преподобных и Мучеников Российской церкви: – Аврамиев Ростовского, Смоленского и Чухломского, – Александров Свирского , Ошевенского, Куштского и Невского, – Алексия Митрополита, – Князя Андрея Смоленского, – Антониев Печерского, Римлянина и Сийского, – Артемия Веркольского, – Князей Бориса и Глеба, – Варлаамов Хутынского и Пинежского, – Князей Василия и Константина Ярославских, – Василия Блаженного, – Владимира Равноапостольнаго, – Князя Всеволода-Гаврии­ла Псковского, – Геннадия Костромского, – Германа Соловецкого, – Григория и Кассиана Авнежских, – Григория Пельшемского, – Гурия и Варсонофия Казанских, – Даниила Переяславского, –Димитрия Прилуцкого, – Димитрия Царевича, – Дионисиев Глушицкого и Радонежского, – Князя Довмонта Псковского, – Евфросиний Полоцкой и Суздальской, – Евфросина Псковского, Евфимиев Суздальского и Ар­хиепископа Новгородского, – Зосимы и Савватия Соловецких, – Игнатия Еп. Ростовского, – Князя Игоря Киевского, – Исаии Еп. и Исидора Юродивого Ростовских, – Исидора Юрьевского (Дерптского), – Иакова Боровицкого, – Иоаннов Архиеп. Новгородского, Юро­дивого Устюжского и Мученика Казанского, – Иоасафа Каменского, Ионы Митрополита, – Иосифа Волоколамского, – Кириллов Белоезер­ского и Новоезерского, – Князя Константина Муромского и чад его, – Корнилия Комельского, – Леонтия Еп. Ростовского, – Лукиана Пере­яславского, – Макариев Калязинского и Желтоводского, – Мартиниана Ферапонтовского, – Меркурия Смоленского, – Князей Михаила и Феодора Черниговских, – Князя Михаила Тверского, – Михаила Клопского, – Никиты Архиеп. Новгородского и Никиты Столпника Переяслав­ского, – Николы Радонежского, – Нила Столобенского, – Княгини Ольги, – Павла Обнорского, – Пафнутия Боровского, – Князя Петра и Февронии Муромских, – Петра Царевича, – Петра Митрополита, – Прокопия Устюжского, – Саввы Звенигородского, – Саввы Вишерского, – Серапиона Архиеп. Новгородского, – Сергия Обнорского, – Стефана Махрищского, – Филиппа Митрополита, – Князя Феодора Смоленского и Ярославского и чад его, – Феодосия Печерского и прочих подвижников Печерских. В рукописях Лавры можно читать и жития некоторых Святых других Славянских церквей: Вячеслава Чешского, Иоанна Белогородского, Илариона Меглинского, Симеона и Саввы Сербских , Стефана Дечанского и, наконец, Апостолов Славянского мира: Кирилла и Мефодия.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

Лишившись супруги и пристроив детей, он счел свою задачу выполненною, и решил удалиться в стены обители, где мог бы в мире закончить дни своей жизни. Однако, прежде нежели сделать этот шаг, иерей Божий предпринял поездку в Киев и Москву, как для того, чтобы поклониться благодатным святыням этих градов, так, между прочим, и для того, чтобы в мудром совете подвизавшихся там старцев найти для себя прямое указание, что намерение его совпадает с волею Божиею. До самой смерти своей с чувством особого духовного утешения он воспоминал об этом далеком путешествии и до самой смерти благоговейно хранил у себя образок св. Николая, данный ему на благословение известным Гефсиманским старцем иеромонахом Варнавою. По возвращении в свою епархию о. Александр удалился в Павло-Обнорский монастырь. Жизнь его в монастыре служила образцом для братии. Неизменно исполнительный к своим обязанностям, он не опускал богослужений даже и тогда, когда заканчивал чреду своего священнослужения. В тишине своей келлии он проводил время за чтением книг, выписывая в течение нескольких лет журнал «Душеполезное Чтение», питая чувство глубоко благоговейного уважения к святителю Феофану Затворнику , о. Иоанну Кронштадтскому и преосвященному Виссариону Костромскому, он постоянно имел пред глазами литографированные изображения их. В высшей степени воздержный и нетребовательный, он довольствовался малым и даже свою 130-рублевую пенсию уделял ближайшим своим родственникам. Духовный мир не был для него отвлеченным; он жил в нем всем существом своим, и близость к себе преподобного Павла исповедывал с дерзновением. Даже мысленно он уже никогда не покушался оставлять его обители, и когда однажды покойный преосвященный Алексий сделал было распоряжение послать о. Александра в Николо-Озерский женский монастырь для священнослужения, вот что писал он владыке: «единственное мое желание и конечная цель поступления в монастырь – было удаление от мира, духовный мир, сосредоточение в себе и приготовление к неизбежному и скорому переходу в будущую жизнь (мне 72 года); все это, по милости Божией, я нашел, живя в Павло-Обнорском монастыре. Радуюсь этому и благодарю Господа Бога и от всего сердца прошу Его остаться в таком состоянии при обители». В заключение он просил преосвященного отменить сделанное им относительно его распоряжение, и архипастырь уважил желание и просьбу старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОБНОРСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Дионисий, Ефрем, Герасим, Исаакий (+ 1538 ), насельники Павло-Обнорского Троицкого Комельского монастыря , преподобномученики Память 10 января (Вологод.) и в Соборе Вологодских святых При нашествии казанских татар на вологодские земли в январе 1538 года пострадали многие монастыри, в первую очередь на юге Вологодчины - в Комельской и Обнорской волостях. Одним из первых был разорён Иннокентиев Комельский Преображенский мужской монастырь , расположенный недалеко от Павло-Обнорской обители . Некоторым из местных крестьян удалось бежать, они сообщили о надвигающейся беде обнорским инокам, и почти все покинули обитель. Остались 10 человек - старики и те, кто " веры ради ко преподобному не хотяще оставити святаго того места " . Они собрались вместе и молились об избавлении от нападения. Престарелый монах-затворник Ефрем, который, " пребывая во святом том монастыри в постех и молитвах и в трудех седмьдесят лет неисходимо ис келия, в велице безмолвии пребысть " , задремал и увидел во сне преподобного Павла Обнорского , который предсказал разорение обители, мученическую кончину троих иноков и последующее восстановление монастыря. Ефрем рассказал о своем видении другим, после чего ещё несколько насельников ушли в лес, но к середине дня вернулись в надежде, что в тот день татары не нападут. Во время вечернего чтения часов в трапезной старец Даниил увидел приближавшихся к монастырю конных татар. Монахи стали прощаться друг с другом и " начаша на себе схимы налагати " . Дионисию , выбежавшему из трапезной, татары отрубили голову. Двое других иноков скрылись в трапезной под печью, монаху Ферапонту удалось выйти из трапезной незамеченным. Пятеро монахов были жестоко избиты в церкви, где они укрылись. Затем татары бросились искать добычу в кельях. В одной из келий находился Ефрем с двумя иноками, вероятно своими келейниками Миной и Митрофаном. После долгого истязания Ефрему перерубили шею, Митрофан был убит, Мине пробили голову. Пострадали также миряне, пытавшиеся укрыться за монастырскими стенами. Татары разграбили и сожгли обитель, уцелели лишь Троицкая церковь и строившееся тогда каменное здание Успенского собора.

http://drevo-info.ru/articles/13673692.h...

Монастырский храм, где почивали мощи святого Сергия, был обращен в приходскую Спасо-Нуромскую церковь, которая была действующей на 1912 год. В советский период церковь пришла в запустение и начала разрушаться. С падением атеистического режима в храме начались восстановительные работы. http://drevo-info.ru/articles/16496.html Икона " Преподобный Сергий Нуромский " В коллекции древнерусской живописи Вологодского музея-заповедника хранится икона XVII века с редким изображением преподобного Сергия Нуромского, вологодского чудотворца (Вологодский областной краеведческий музей (ВОКМ), 15701, 201x68,5), поступившая из действующей Крестовоздвиженской церкви города Грязовца, куда она попала из закрытого Спасо-Нуромского монастыря. Спасо-Преображенский-Нуромский, или Спасский-Козорский, монастырь, располагавшийся в Ростиловской волости Грязовецкого уезда Вологодской губернии, в 19 верстах к юго-востоку от города Грязовца, был основан в XIV веке. Его основатель преподобный Сергий, грек по происхождению, являлся постриженником Афонских монастырей, где был рукоположен в пресвитера. Много лет провел в обители Сергия Радонежского, являясь его собеседником, однако желание безмолвия побудило его покинуть Троице-Сергиев монастырь и искать уединения на севере Руси. Пустынник избрал местом обитания бор на левом берегу небольшой реки Нурмы, в 60 верстах к югу от Вологды и в четырех верстах от реки Обноры, где тогда подвизался святой Павел Обнорский. Преподобный Сергий остановился на горе, водрузил здесь крест и построил малую часовню и келью. Молва о подвижнике собрала к нему до 40 учеников. При их помощи в обители был сооружен храм Происхождения Древ Честного Креста Господня. Преподобный Сергий был духовным отцом и собеседником основателя Троицкого Обнорского монастыря преподобного Павла. Скончался 7 октября 1413 года и был погребен в основанной им обители. Позднее его гробница была найдена под церковной папертью, и над мощами угодника поставлена рака с положенным на нее вновь написанным образом преподобного. Сергий Нуромский причислен к лику святых во второй половине XVI века, не позднее 1585 года. Спустя 171 год по кончине преподобного братия созданной им обители обратилась к знаменитому тогда игумену Глушицкого монастыря Ионе с просьбой описать житие и чудеса преподобного Сергия. Житие было написано в 1584 году при Иоанне IV, митрополите Данииле и епископе Вологодском и Великопермском Варлааме на основании сведений обнорского игумена Протасия, содержащихся в свитке, доставленном из обители.

http://sobory.ru/article/?object=53930

Преподобный Павел Комельский, ученик преподобного Сергия Радонежского, родился в Москве в 1317 году. С юных лет он отличался благочестием и милосердием к бедным и страждущим. Богатые родители готовили его к мирской жизни, но сын в 22 года тайно покинул родительский дом и принял постриг в Рождественском монастыре на Волге (в Ярославской епархии ). Оттуда Павел перешел в Свято-Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому и несколько лет провел у него в келейном послушании, всецело повинуясь мудрому руководству святого старца. С благословения преподобного Сергия он поселился вдали от обители в отшельнической келлии, где пробыл 15 лет в затворе. Испросив у преподобного Сергия благословение уйти в пустыню для безмолвной и уединенной жизни, он долго странствовал, отыскивая себе место для уединения. Он обошел много пустыней, был у преподобного Авраамия Чухломского (память 20 июля) и, наконец, остановился в Комельском лесу. Над речкой Грязовицей, в дупле старой липы преподобный устроил себе маленькую келлию и прожил там три года в полном безмолвии, «не дая покоя телу, за еже получити будущий покой». Затем он перешел на реку Нурму, где построил себе хижину и выкопал колодец. Дни его проходили в бдении и молитве. Пять дней в неделю он пребывал без пищи и только в субботу и воскресенье вкушал немного хлеба и воды. Широко распространилась молва об отшельнике и к нему стали приходить желавшие его духовного руководства. Несмотря на любовь к уединенной жизни, преподобный никогда и никому не отказывал в духовном утешении и наставлении. Здесь его посетил преподобный Сергий Нуромский, который, также ища уединения, по благословению своего наставника преподобного Сергия проводил свою подвижническую жизнь в тех местах. По благословению преподобного Сергия и с согласия митрополита Фотия в 1414 году преподобный Павел построил Свято-Троицкий храм, вокруг которого вырос монастырь, получивший название Павло-Обнорского. Написав для братии строгий устав монастырской жизни, преподобный поручил управление новой обителью своему ученику Алексию, а сам по-прежнему продолжал жить в уединенной келлии на горе, оставаясь при этом чутким и добрым наставником для всех, кто нуждался в его целительной помощи. Преставился преподобный Павел 112 лет от роду. Последние слова его были: «Братья, имейте любовь между собою и храните правила монашеского общежития» .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

2 . г. воскресный день падает на 1389 г.). Землю под строительство дали местные «христолюбци» Илья и Исидор, по прозвищу Выпряг. Преподобный предсказал смерть великого князя Дмитрия (19 мая 1389 г.), сам же преставился 11 февраля 1392 г. Сходная судьба оказалась и у Стефана Махрищского. По сбивчивому рассказу его жития (составленному во второй половине XVI в.), Стефан был постриженником Киево-Печерского монастыря, пришел в Северо-Восточную Русь при великом князе Иване Ивановиче и митрополите Феогносте (?), получил разрешение поставить монастырь (во имя Св. Троицы) на Махрище, в пределах Переяславского княжества. Но выше мы видели, что Стефан реально жил в середине 60-х годов XIV в. и был одним из «собеседников» Сергия Радонежского. Вражда соседей-вотчинников Юрковских вынуждает Стефана уйти вместе со своим учеником Григорием в северные леса, где он основывает Ав- нежский Троицкий монастырь (в 60 верстах к северо-востоку от Вологды, близ реки Сухоны). По призыву великого князя Дмитрия Стефан возвращается на Махрище, оставив в созданной обители игуменом Григория, а келарем Кассиана. По одной редакции жития, Григорий и Кассиан Авнежские были впоследствии убиты «безбожными татарами», а по другой (более ранней) – местными крестьянами 243 . Сам Стефан скончался 14 июля 1406 г. Учеником Сергия Радонежского был Сергий Нуромский, пришедший в Троицкий монастырь с Афона. Желая пустынного уединения, Сергий Нуромский отправляется в Вологодские края, где основывает Спасо-Преображенский монастырь на реке Нурме, притоке Обноры. Житие святого составлено в конце XVI в 244 Умер Сергий Нуромский 7 октября 1412 г. Предание называет учеником Сергия Радонежского также Сильвестра Обнорского, основателя Воскресенского монастыря на Реке Обноре. Глухие записи о преподобном сохранились от второй половины XVII в 245 Считается, что Сильвестр скончался 25 апреля 3 . г 46 К ученикам Сергия Радонежского причисляют знаменитого Павла Обнорского, проведшего в Троице-Сергиевом монастыре 15 лет. По его житию, изучение которого еще далеко от завершения 246 , Павел, стремившийся к молчанию и уединению, отпросился уйти в пустынные места. После долгих странствий он остановился в Комельском лесу, на реке Грязовице, где прожил еще три года в дупле липового дерева. Оттуда перешел на берег реки Нурмы, в четырех верстах от Спасо-Нуромского монастыря. Здесь его нашел Сергий Нуромский в ситуации, весьма впечатляющей: Павел кормил птиц, сидящих у него на голове и плечах, а по соседству мирно сидели медведь, лисицы, зайцы и другие звери, ожидая своей пищи. В 1414 г. Павел, по благословению митрополита Фотия, основал в долине Нурмы Троицкий монастырь по общежительному уставу. Преподобный преставился 10 января 1429 г. в возрасте 112 лет. 247

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Находим список другой биографии, к которой редакция XVII в. относится как сокращенная переделка и автором которой назван Герман 399 . По слогу и некоторым местам этой биографии можно заметить подновление и вставки, сделанные позднейшей рукой; но безыскусственность рассказа, в котором Герман выражается о себе в первом лице, и обилие мелких подробностей заставляют думать, что основа этой любопытной биографии принадлежит перу Германа, писавшего вскоре по смерти Филиппа, в конце первой половины XVI века 400 . Житие кн. Иоасафа Каменского относят к первой половине XVI века. Оно могло появиться не раньше 1547 года; приложенные к жизнеописанию предисловие и похвальное слово буквально выписаны из Василиевой биографии Евфросина 401 . Поэтому трудно извлечь из этого жития что-нибудь определенное об авторе. По его словам, прежде жития он написал канон святому, тропарь и кондак. Эта скудная фактами, хотя многословная биография почти ничего не прибавляет нового к известиям Паисия Ярославова о князе, и сам биограф дает попять, что не мог найти других источников. Посмертные чудеса внушают подозрение: по крайней мере одно из них, исцеление кн. Романа, племянника кн. Иосифа Дорогобужского, выписано из жития кп. Феодора ярославского. Составитель жития Авраамия Чухломского, называя себя иноком Протасием, говорит, что он прожил 3 года, «содержа жезло паствы», в Успенском монастыре около Галича, первом из 4 монастырей, основанных Авраамием; в другом месте он прибавляет, что был и в Покровской обители около Чухломы, где похоронен Авраамий, и видел чудеса от гроба его. Сохранилась грамота Покровского Чухломского монастыря, подтвержденная царем в 1551 г. при игумене этой обители Протасие 402 . Этим определяется приблизительно время составления жития. На изложении последнего заметно влияние жития Павла Обнорского: это оправдывает предположение, что биограф Авраамия – тот игумен Павлова монастыря Протасий, при котором в 1546 г. найден в земле гроб Обнорского пустынника и который потом перешел в Авраамиев монастырь; в таком случае он же еще до игуменства в Павловом монастыре составил записки о Сергие Муромском, послужившие потом Ионе материалом для биографии Сергия и теперь по-видимому исчезнувшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Да на Москве, в Земляном городе, в Печатниках, за Белым городом у Сретенских ворот, двор монастырской, а на нем хором: горница новая на подклете, перед подклетом и перед горницею сени рубленыя, в сенях чулан рубленой, а на верху сеней вышка; да на двореж погреб копаной, а над погребом сушило, что запас держат, да конюшна». Вотчину Павлова монастыря в описываемое время составляли следующие восемь сёл с деревнями, ныне находящиеся, кроме одного, в разных уездах ярославской епархии: 1.Никольское на Пенье в Грязовецком уезде Вологодской епархии. 2.Покровское 36 , ныне в Пошехонском уезде Ярославской епархии. 3.Фроловское, ныне в Пошехонском уезде Ярославской епархии. 4.Инжевар на речке Ухтоме, ныне в Пошехонском уезде Ярославской епархии. 5.Зиновьево на речке Шильменге, ныне в Пошехонском уезде Ярославской епархии. 6.Каргач на речке Каргаче, ныне в Пошехонском уезде Ярославской епархии. 7.Скалино, ныне в Пошехонском уезде Ярославской епархии. 8.Богданово на речке Соже. В Любимском уезде 37 . Кроме села Скалина, прочие семь сёл были с церквами. К этим сёлам причислялось 122 деревни, в которых было крестьянских и бобыльских 710 дворов, а в них крестьян и бобылей 1798 душ. Кроме сёл, к монастырю приписана была в Костромском уезде, в Шачебольском стану, на реке Писме, Макариева пустыня, в которой была церковь Преображения Господня с приделом преподобного Павла Обнорского и две братских келлии с нужными для сельского хозяйства принадлежностями. Во всех означенных сёлах и приписной Макариевской пустыне ржи высеваемо было до 500 четвертей; на лицо ржаного и ярового хлеба в 1687 году было 4462 четверти; роздано было взаймы монастырским крестьянам 3504 четверти; а всего имелось в остатке 7966 четвертей. IX.Yчpeждehue архимандрии; состояние монастыря при составлении штатов Когда монастырь достиг столь цветущего и прочного благосостояния, тогда граждане вологодские, вкладчики всяких чинов, монашествующие, слуги и крестьяне монастырские просили Святейшего Патриарха Адриана, для славы монастыря, «благословити в настоятеля архимандрита с шапкою». Патриарх, снисходя их прошению, с соизволения Царей Иоанна и Петра, в 1694 году, благословил быть впредь и именоваться настоятелям Павлова монастыря архимандритами. Первый в сей сан возведён был Сергий, игумен Сямского Богородице-Рождественского монастыря 38 . Архимандричье настоятельство продолжалось в нём до составления штатов, то есть до 1764 года. По штатам поставлен он в третьем классе, с настоятельством игуменским 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

82 Например.в благословенной грамоте 1590 года, предписывается священникам и диаконам, чтобы они, «положа антиминсы (т. е. новые, освященные Архиереем), старые антиминсы тех престолов полагали в исподе, а новые антиминсы на верху старых антиминсов». (Акт. Арх. Экспед. т. 1, 346, стр. 419). 83 В благословенной грамоте Патриарха Иосифа на обновление церкви Обнорского Воскресенского монастыря, где ныне существует приходская Воскресенская церковь , в которой почивают мощи преподобного Сильвестра, 7156 (1648) сентября 25-го дня, сказано: « церковь Воскресения Христова покрыть на ново, и в церкви престол поставить нов, а старую кровлю тоя церкви и престол велеть вывести в поле, в чисте месте огнем спалить, а старой антиминс велеть заделать в новом престоле в десном столбце от восточныя страны». (Церковь села Воскресенского на Обноре, где прежде был мужский монастырь. Ярославль 1862 г., стр. 65). В благословенной грамоте Калужского Крутицкого Митрополита Павла, данной в 1675 году на освящение церкви Троицкого монастыря в селе Запрудном, сказало: «а старого престола антиминс велеть заделать в новый престол в десной столбец «(Чт. в Имп. Общ. Ист. и Древн. Росс. 1865, кн. 4, стр. 93). В благословенной грамоте Митрополита Ростовского и Ярославского Ионы, данной в 7195 (1686) году декабря 16-го на обновление церкви Обнорского Воскресенского монастыря, сказано: «а старую церковь разобрать, и во едино место скласть и огородить, чтобы никакая нечистота не прикасалась, а с престола святый антиминс положить нового престола в восточную страну в правый столбец, а индитию и срачицу, свив старым препоясанием, положить под престол, а верхнюю деку и столбцы сохранить под церковию в земле и о всем учинить так, как в большом Требнике напечатано». ( Церковь села Воскресенского, на Обноре. Ярославль 1862, стр. 73). 84 Так, в храмозданной грамоте Митрополита Суждальского и Юрьевского Илариона, данной году февраля 25-го на построение церкви Богоявления, сказано: «а старой церкви антиминс с престола велеть священнику снять и положить в новой церкви под престолом, в среднем кресце, на десной стране вытесав ящиком». (Богоявленская слобода Мстера, Владимирской губ. Вяземского уезда, состав. И. Голышев. Владимир. 1865, стр. 112).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Адрес монастыря: 162010, Вологодская обл., Грязовецкий р-н, с. Юношеское. Святые Мощи Павла Комельского (Обнорского) , келейника преподобного Сергия Радонежского, основателя Свято-Троицкого Павло-Обнорского мужского монастыря, покоятся в этом, основанном им, монастыре. В монастыре почивают святые мощи преподобномучеников Обнорских: Ефрема, Иеронима, Исаакия, Дионисия и Митрофана. В монастыре находится кладезь, выкопанный преподобным Павлом Обнорским. Месторасположение захоронений и источника: Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Корнильево, быв. Корнилиево-Комельский монастырь. Святые мощи преподобного Корнилия Комельского почивают под спудом в бывшей Комельской обители. Его имя среди вологодских святых ранее почиталось в одном ряду с именами преподобных Кирилла Белозерского и Димитрия Прилуцкого. Скончался преподобный в возрасте 82 лет 19 мая 1537 года. Сразу же по кончине Господь прославил Своего угодника. От гроба покойного стали происходить многочисленные исцеления, увеличившие почитателей святого. Преподобные Кассиан Комельский, Вологодский, и Лаврентий Комельский были учениками преподобного Корнилия Комельского. Их святые мощи также покоились в этой обители. Известность монастырю снискали не только многоцелебные мощи великого подвижника, но и святые источники преподобного Корнилия, минеральная вода из которых по своим целебным свойствам славилась на всю Россию. На источниках были сооружены даже больницы с ваннами для лечения целебными водами, которые особенно помогали при кожных заболеваниях, при цинге, при параличе. Хотя больница, как и сам монастырь, разрушена, источник преподобного Корнилия сохранился, и сегодня из толстой трубы под мощным напором вырывается вода. Кирилловский р-н [ править править код ] В храме преподобного Кирилла под спудом почивают мощи преподобного основателя обители. На месте первого поселения преподобного поставлены каменные сени, в которых находится деревянная часовня, рубленая, по преданию, самим преподобным Кириллом и крест, водруженный им при поселении. Возле алтаря Успенского собора погребён выдающийся настоятель обители XIX века – преподобный Иаков Кирилловский. На месте захоронения установлен мраморный памятник. В 6 км от монастыря, на горе Мауре, где преподобный Кирилл узнал место для поселения, указанное в видении Богородицей, поставлен поклонный крест.

http://azbyka.ru/palomnik/Вологодская_об...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010