В Патерике автор описал “бывшаа во обители отца Пафнутиа и ученика его отца Иосифа, и елика от них слышахом и от ученик их, сущих в их обителех” 33 . Со ссылкой на “отца Иосифа” говорится о преподобном Макарии Калязинском 34 , приводятся “Повести отца Пафнутия” и его учеников 35 . Интересно, что в Патерике приводится повествование с заголовком “Поведа на отец Паисея Ярославов” 36 . Учеником старца Паисия был “Нил пореклу Майков” 37 , то есть преподобный Нил Сорский (†1508; пам. 7 мая). О связях старца Паисия с Иосифо-Волоколамской обителью свидетельствует также и то, что он при преподобном Иосифе дал книжный вклад в обитель. В монастырской описи среди Евангелий форматом в четверть указано: “Еуангелие старое в два столпца, а дал его Паисея Ярославов, бывший игумен Троецкой Сергиева монастыря” 38 . Старец рассказывает о Волоколамском подвижнике иноке Никандре, который во время Угорского стояния в 1480 году пострадал от татар, мучивших его и требовавших отречения от православной веры. При этом автор замечает: “Ему же и аз много время сожительствовах” 39 . Несомненно присутствует в Патерике тема золотоордынского ига, очевидцем которого автор мог быть в детском возрасте. Со ссылкой на преподобного Иосифа говорится о подвижнике из Боровского монастыря, который чудесно избежал татарского плена, поскольку всегда постился также и по понедельникам 40 . Перу старца Досифея (Топоркова) А. В. Пигин относит Повесть о видении Антония Галичанина, ранний список которой был им переписан 41 . Временем ее написания являются 20-е годы XVI века. В первой части повести автор говорит о видении старцу Антонию из Павло-Обнорского монастыря, которому в загробном мире были показаны его грехи. Вторая часть представляет исповедь старца. Исследователь допускает возможность посещения автором Павло-Обнорского монастыря. Созданная в Волоколамском монастыре Повесть позднее была включена в состав жития преподобного Павла Обнорского 42 , ее содержание “близко рассказам Патерика” 43 . Старец Досифей в Патерике пишет, что преподобного Иосифа “надгробными словесы почтохом и мало объявихом о жительстве его” 44 .

http://pravmir.ru/duhovnyiy-pisatel-volo...

К началу ХХ столетия внутри каменной монастырской ограды со Святыми вратами, построенной во второй половине XIX века, находились четыре храма, два двухэтажных братских корпуса и трехэтажный настоятельский корпус. Каменные храмы, слитые воедино в центре обители, создавали впечатление величественного и грандиозного строения. К Свято-Троицкому собору примыкали церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи и преподобного Павла Обнорского с придельными храмами прп. Сергия Радонежского и иконы Божией Матери Корсунской. Теплая церковь во имя Успения Божией Матери с надстроенной колокольней составляла единую совокупность строений с трапезной и настоятельскими кельями. В 1904 году в здании настоятельского корпуса была устроена иконописная школа на двадцать учеников. Принимались в школу мальчики в возрасте 10-15 лет. Летом 1912 г. закончились работы по ликвидации страшного пожара, произошедшего в 1909 году. В 1914 году обитель отмечает юбилей – 500 лет со дня основания Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря. В 1920 годы Павло-Обнорский монастырь разделил общую участь православных монастырей России. Он был упразднен, а монахи изгнаны из его стен. Обитель закрыли Великим постом 12 апреля 1924 года. Многие из иноков подверглись гонениям. Решением президиума Грязовецкого исполкома было предложено организовать в помещениях Павло-Обнорского монастыря: …в одной церкви - народный дом (библиотека-читальня, сцена-театр), вторая церковь - класс, а в двух остальных - маслодельная артель. Помещение, где жили монахи - общежитие приезжающим рабочим и служащим на отдых во время лета. Судьбы монахов сложились по-разному, но все они в той или иной форме продолжали духовное служение. Одна общая черта есть в жизни всех Павло-Обнорских подвижников – после закрытия монастыря рано или поздно им пришлось вступить на путь скитаний. Павло-Обнорские монахи выбирали разные пути. Последний игумен, архимандрит Никон, нелегально проживал у духовных детей, некоторое время служил в храме г. Любима, а затем пошел по пути создания тайного монастыря. Позднее он был приговорен к 10 годам тюрьмы и в последний день 1941 года умер в Соль-Илецкой тюрьме, близ Оренбурга. Подвижник игумен Михаил Лаков, хотя и был арестован сразу после закрытия монастыря, однако был отпущен на свободу и впоследствии оказался в селе Чернецкое, Грязовецкого района, где служил в храме Успения Божией Матери почти до самой смерти. Казначей обители иеромонах Николай (в миру Александр Иванович Воропанов) служил в Спасо-Нуромском приходе Грязовецкого района, затем в церкви г. Данилова, был репрессирован и после отбытия ссылки служил в церкви Вознесения г. Тутаева. В 1941 году он был вновь арестован и расстрелян. Такова же судьба и другого подвижника – иеромонаха Иерофея (мирское имя Никандр Арсеньевич Глазков), который был также репрессирован, после служил в церкви Введения Пресвятой Богородицы в г. Любиме, в проповедях открыто обличал безбожную власть и был приговорен в 1937 году к расстрелу.

http://sobory.ru/article/?object=02736

(Патриарший музей церковного искусства при храме Христа Спасителя) Возможно, шитый покров 50-х гг. XVII в. из Павло-Обнорского мон-ря (ВГИАХМЗ) восходит к написанной на гробницу П. к его прославлению ростовой иконе (ок. 1547, не сохр.). П.- старец с окладистой седой бородой, недлинные волнистые седые волосы открывают высокий морщинистый лоб. На святом - монашеское облачение (охристая ряса, коричневая мантия, темно-голубая схима с куколем на плечах), в левой руке - опущенный вниз свиток, на первоначальное изображение правой руки с двуперстным перстосложением наложена выполненная из ткани рука с раскрытой ладонью. На кайме вышит общий тропарь преподобному с обращением «отче Павле», в верхней части над нимбом - образ Св. Троицы. Совр. икона, находящаяся на раке святого в Павло-Обнорском мон-ре, отличается жестом рук П. (ладонь правой руки раскрыта) и рисунком свитка. Чеканное ростовое изображение помещено в клейме на серебряной прорезной «рубашке» водосвятной чаши сер. XIX в. (1850 г.?, вологодский пробирный мастер), вероятно из Павло-Обнорского мон-ря (ВГИАХМЗ; опубл: Житие прп. Павла Обнорского чудотворца. Вологда, 2008. С. 39. Ил.). П. представлен прямолично, правой рукой благословляет, в левой - развернутый свиток; особенности внешности (длинные волнистые волосы, короткая челка, небольшая узкая борода) не характерны для большинства изображений святого, созданных в Вологде. Над входом в часовню, стоящую близ мон-ря, в кон. XIX в. находилась ростовая икона, на к-рой святой был показан со свитком в руках на фоне лесного пейзажа (известна по фотографии, ВГИАХМЗ). На небольших скорописных образках, предназначавшихся для паломников (икона кон. XIX в., собрание Л. Л. Полушкиной), святого писали тоже фронтально в рост, на фоне мон-ря. В 1676 г. образ П. упоминается в описи Корнилиева Комельского мон-ря в составе деисусных чинов, находившихся в приделе прп. Корнилия Комельского Введенского собора (напротив прп. Корнилий Комельский) и в теплой ц. прп. Антония Великого (Переписные книги.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

По сообщению епархиальных ведомостей " 26 августа 1909 г. в Павло-Обнорском третьеклассном мужском монастыре, Грязовецкого уезда, сгорел каменный одноэтажный тёплый храм, во имя Преподобного Павла Обнорского, построенный в 1870-х годах, и два придельных к нему: во имя Корсунской иконы Божией Матери и Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. Причина пожара достоверно не выяснена. Пожар был замечен только утром , часов около пяти. Когда отперли храм, то там уже было всё объято пламенем и что-либо вынести из него не представлялось никакой возможности. Все, что находилось в этом храме, сгорело, как то: Св. Престолы, антиминсы, евангелия, сосуды, иконы, как в иконостасах, так и аналойные, и находившиеся в отдельных киотах, - из них четыре местно чтимые, некоторые со Св. мощами, - крест, принесенный Преподобным Павлом, рака Преподобного Павла, кроме вышеозначенных трёх - ещё три антиминса из скитской церкви, запасные Св. Дары для больных, лучшие ковчеги, кадила, подсвечники. Огонь не коснулся храма Св. Троицы с придельным во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а равно и пристроенной к нему ризницы. Храм этот находится в одной связи с храмом во имя Преподобного Павла. Все, что находилось в этом храме и ризнице, было вынесено в Успенскую церковь, которая находится в связи с настоятельским корпусом. Убытку от пожара понесено обителью свыше 50 тысяч руб. От раки Преподобного остались слитки серебра. Мощи Угодника Божия, почивающие под спудом, остались неприкосновенными. Решетки в окнах, а также и двери, и замки были целы, и подозрение в поджоге братия монастыря не высказывает; причиной пожара предполагают лампаду или кадильный уголь. " Об утраченной при пожаре раке преп. Павла также сообщалось в епархиальных ведомостях за 1878 г.: " Заказанная С.-Петербургскому придворному фабриканту художнику Сергею Федоровичу Верховцеву гробница для мощей св. препод. Павла, почивающих в Павлообнорском монастыре, близ г. Грязовца Вологодской губернии, окончена и будет доставлена в монастырь в последних числах Ноября сего 1878 года. " А 27 июня 1912 г., когда был освящён главный престол во вновь отстроенном храме во имя преп. Павла, освящена была также пожертвованная царской четой серебряная рака " художественной работы " , с мраморной сенью, над почивавшими под спудом мощами преп. Павла Обнорского. Освящение совершено епископом Вельским Антонием, в присутствии обер-прокурора Св. Синода В. К. Саблера, министра путей сообщения С. В. Рухлова, князя М. С. Путятина и вологодского губернатора М. Н. Шрамченко.

http://sobory.ru/article/?object=02736

Павлов Обнорский монастырь. Фотография. Нач. ХХ в. Павлов Обнорский монастырь. Фотография. Нач. ХХ в. Последним настоятелем (с 1903) был архим. Никон (Чулков; 1862-1941), из вологодских мещан, поступивший в мон-рь летом 1893 г. Он являлся также духовником братии и богомольцев. 10 февр. 1903 г. была учреждена и 18 февр. открыта павло-обнорская школа иконописи под рук. послушника Антония Чекина (в постриге иером. Павел), сына надворного советника, которая разместилась в здании настоятельского корпуса. Первый курс составил 15 учеников, ее окончили более 60 учеников, но в 1906 г. занятия прекратились. Школа была закрыта по указу консистории от 7 марта 1907 г. (ГАВО. Ф. 521. Оп. 1. Д. 104. Л. 36 об., 45). К 1914 г. при обители предполагалось вновь открыть школу древневизантийской церковной живописи. Активно развивалась издательская деятельность, на нижнем ярусе колокольни находился иконно-книжный склад. В 1908 г. началась постройка 2-этажной гостиницы (сохр.). В соборе с 1905 г. шли ремонтные работы. Сень над ракой прп. Павла Обнорского. 1911–1912 гг. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Сень над ракой прп. Павла Обнорского. 1911–1912 гг. Фотография. 10-е гг. ХХ в. В ночь на 26 авг. 1909 г. во время пожара Корсунский храм выгорел, пострадал и Троицкий собор. Хранившийся в мон-ре крест прп. Сергия расплавился в огне, сгорели икона прп. Павла письма прп. Дионисия и серебряная рака прп. Павла. По нек-рым данным, во время этого пожара погиб и хранившийся в мон-ре фрагмент липы, в дупле к-рой жил прп. Павел Обнорский ( Воскресенский. Св.-Троицкий Павлов-Обнорский мон-рь. 1914. С. 22). Средства на восстановление П. О. м. собирали по всей России. Иконостасные, штукатурные и живописные работы осуществлял А. М. Баженов на сумму 20 250 р. 31 мая 1910 г. викарий Вологодской епархии еп. Вельский сщмч. Антоний (Быстров) освятил Троицкий храм. Имп. Николай II Александрович пожертвовал новую серебряную раку для мощей прп. Павла. От старой раки сохранились изображения главы и рук преподобного, уцелевшие во время пожара. Над ней была установлена беломраморная сень, прорезанная 4 арками и завершенная бронзовым шатром. За изготовлением сени и раки «в древнерусском стиле XV в.» по проекту худож.-архит. С. И. Вашкова наблюдал начальник Царскосельского дворцового правления кн. М. С. Путятин. Работы велись в 1911-1912 гг. товариществом «П. И. Оловянишникова сыновья» в Москве. На раке находились изображения Феодоровской иконы Божией Матери, небесных покровителей царской семьи, прп. Сергия, фрагменты жития прп. Павла. С Афона пожертвовали иконы Иверскую и вмч. Пантелеимона вместо утраченных. Была изготовлена также копия креста, написаны образ прп. Павла и Корсунская икона Божией Матери. Из г. Любима в храм поступила Феодоровская икона Божией Матери XVII в.- наподобие чтимой в мон-ре Тихвинской, в честь к-рой предполагалось освятить нижний скитский храм, из Белгорода - икона свт. Иоасафа, из Пошехонского у.- икона свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Вологда. Церковь Петра и Павла в Новинках. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь Петра и Павла ранее находилась на правом берегу р.Золотухи при впадении ее в р.Вологду. С началом строительства Иоанном Грозным Вологодского кремля, в 1565 году, было снесено все, что мешало строительству и являлось нежелательным в фортификационном отношении. Церковь и дома церковного причта были перенесены на окраину города, на правый берег р.Вологда. Так возникла слобода Новинки. Географически слобода располагалась между Рощеньем и селом Кобылино по Московской дороге. Каменный храм построен в 1772 году в стиле вологодского барокко. Имелись три придела - Николая Чудотворца, Павла Обнорского и Корнилия Комельского. Вероятно, придел преподобного Павла Обнорского освящен в память об упраздненном деревянном храме с.Кобылино. Он существовал в 17 веке, может, и позднее, но в камне не был отстроен. В настоящее время в храме ведутся восстановительные работы. Деревянный храм Святых апостолов Петра и Павла в Новинках возведен в 1560-70-х годах, хотя построен намного раньше и не в Новинковской слободе, а в районе между устьем реки Золотухи и зданием Вологодского духовного училища (бывшая вечерняя школа 1). В 1560-х годах Иван Грозный начинает масштабные работы по сооружению Вологодского кремля. Для строительства крепостной стены и башен нужны были свободные территории, поэтому монарх приказывает разобрать часть деревянных домов и церквей и перевести их на новое место – вниз по течению реки Вологды. Местность, куда была перевезена церковь Петра и Павла, получила наименование Новинковской слободы или Новинок. Топоним, ныне не употребляющийся, говорит о самом факте освоения новой территории. Географически слобода располагалась между местечком Рощенье (от нынешней площади Революции до речной пристани) и селом Кобылино по Московской дороге. Название слободы постепенно перешло к ее главной улице – Новинковской (ныне часть Советского проспекта). В XVII веке, во время бурного развития торговли Московского государства с Западной Европой через Вологду, Великий Устюг и Архангельск, в Новинках открываются торговые дома иностранных купцов. В исторических документах упоминается наличие в окрестностях деревянного храма Петра и Павла «немецкой слободы».

http://sobory.ru/article/?object=01094

Павловская (Корсунской иконы) церковь, 1870 года, каменная. Первоначальная церковь построена в 1546 г. над местом погребения основателя монастыря. Престолы в честь: прп. Павла Обнорского - главный, иконы Божией Матери «Корсунская», прп. Сергия Радонежского. В церкви под спудом - мощи прп. Павла Обнорского. Иконостас был древний, резной работы. Стены расписаны " альфреско " . В церкви хранился медный литой крест, которым преп. Сергий Радонежский благословил Павла. Успенская церковь, 1867 года, каменная, с настоятельским корпусом. Престол в честь Успения Пресвятой Богородицы (освящён 2 января 1868 г.). В церкви хранились древние и почитаемые иконы: особо чтимая храмовая Смоленская икона Божией Матери; образ преп. Павла, написанный, по преданию, преп. Дионисием Глушицким, образки из кости. Воскресенская церковь, 1862 года, каменная, скитская. Престолы в честь: Воскресения Христова - главный, Покрова Пресвятой Богородицы, Всех Святых. Новоустроенный храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери (?), в нижнем этаже Воскресенской церкви освящён 26 июня 1872 г. Иоанно-Предтеченская церковь, XVII века (в монастырской описи 1644 г. уже упоминается), каменная. Престол в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна Предтечи (освящён после ремонта 12 ноября 1867 г.). Монастырю принадлежали три деревянные часовни: одна на правом берегу р. Нурмы, другая рядом с первой, на месте келии преп. Павла и третья близ д. Обнорской. В монастырской ризнице имелись древние печатные Евангелия (1636, 1657 и 1698 г. г., одно писанное полууставом), два Апостола, написанные полууставом, напрестольные кресты 1632 и 1751 г.г., старинные ризы и пр. Настоятель игумен Агафангел в 1895 г. возведён в сан архимандрита. На день составления наградного списка 30 января 1895 г. ему исполнилось 69 лет. Образование - низшее отделение духовной семинарии. С 1849 г. находился в Павло-Обнорском монастыре. В 1861 г. пострижен в монашество. В 1864 г. рукоположен в сан диакона, в 1866 г. - в сан священника. С 1870 г. казначей в Дионисиево-Глушицком монастыре. С 1881 г. и.д. настоятеля Устюжского Знамено-Филиппова монастыря. С 1882 г. эконом в Вологодском архиерейском доме. С 1885 г. настоятель в Сямском Богородицерождественском монастыре. С 1886 (1888 ?) г. вновь в Павло-Обнорском монастыре. В 1888 г. возведён в сан игумена, в 1895 г. - в сан архимандрита. В 1899 г. награждён орденом св. Анны 3-й степени. Умер 4 января 1907 г., будучи на покое.

http://sobory.ru/article/?object=02736

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВОЛОГОДСКИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вологодский Петропавловский храм, 2011 год. Фото Дмитрия Иванова с сайта sobory.ru Вологодский храм в честь апостолов Петра и Павла в Новинках (восстанавливается) Деревянный храм Петра и Павла первоначально находился на правом берегу реки Золотухи при впадении ее в реку Вологду. В 1565 году, с началом строительства Иоанном Грозным Вологодского кремля, было снесено все, что мешало строительству и являлось нежелательным в фортификационном отношении. Церковь и дома церковного причта были перенесены на окраину города, на правый берег реки Вологда. Так возникла слобода Новинки. Географически слобода располагалась между местечком Рощенье (от нынешней площади Революции до речной пристани) и селом Кобылино по Московской дороге. Название слободы постепенно перешло к ее главной улице - Новинковской (ныне часть Советского проспекта). Вологодский Петропавловский храм, 1914 год. Фото П. Павлова из кн. Дунаева Б.И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Вологда В 1772 году вместо обветшалой деревянной Петропавловской церкви возводится каменная. По форме постройки - одноэтажный храм барочной формы - она схожа с Владимирской холодной церковью . Колокольня приятных пропорций состояла из четырехгранной и восьмигранной призм, а верх ее был подобен завершению главной части храма. Среди мотивов убранства церкви появляются некоторые новшества: фигурные пилястры, зигзагообразные наличники над окнами и прочее. В храме имелось три придела: Николая Чудотворца, Павла Обнорского и Корнилия Комельского. Вероятно, придел преподобного Павла Обнорского освящен в память об упраздненном деревянном храме села Кобылино. Рядом с Петропавловской церковью размещался казенный дом для причта. Помимо жителей Новинок храм Петра и Павла посещали также больные из расположенной поблизости губернской земской больницы (ныне горбольница 1). В 1871 году к храму была приписана больничная домовая церковь во имя Иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " .

http://drevo-info.ru/articles/13672707.h...

В 1772 году вместо обветшалой деревянной Петропавловской церкви возводится каменная. По форме постройки – одноэтажный храм барочной формы – она схожа с Владимирской холодной церковью. Колокольня приятных пропорций состояла из четырехгранной и восьмигранной призм, а верх ее был подобен завершению главной части храма. Среди мотивов убранства церкви появляются некоторые новшества: фигурные пилястры, зигзагообразные наличники над окнами и прочее. В храме имелось три придела – Николая Чудотворца, Павла Обнорского и Корнилия Комельского. Вероятно, придел преподобного Павла Обнорского освящен в память об упраздненном деревянном храме села Кобылино. Рядом с Петропавловской церковью размещался казенный дом для причта. Помимо жителей Новинок храм Петра и Павла посещали также больные из расположенной поблизости губернской земской больницы (ныне горбольница В 1871 году к храму была приписана больничная домовая церковь во имя Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». 30 января 1930 года под предлогом ненадлежащего содержания культового здания и малочисленности прихода, постановлением президиума окрисполкома был расторгнут договор на пользование храмом с православной общиной святых апостолов Петра и Павла. Интересно, что исторические документы того времени, наоборот, отмечают рост числа прихожан: в 1923 году община состояла из 70 человек, в 1926 – из 103. 6 апреля 1930 года на заседании секретариата Вологодского горсовета принято специальное решение о разборке под нужды строительства церковных оград и церквей, непригодных к использованию под культурные цели. Комиссия в составе представителей городского коммунального и административного отделов, окрпрофсоюза, техностроя и губмузея нашла возможным в числе прочих храмов разобрать и Петропавловскую церковь. Планам этим не суждено было сбыться, однако здание лишилось завершения и колокольни. Были конфискованы и отправлены на переплавку 11 храмовых колоколов общим весом более 115 пудов. В 1937 году в бывшей церкви Петра и Павла располагался маслозавод. В послевоенное время – макаронный цех хлебокомбината 1. После пожара 1990 года, когда обрушились своды трапезной, бывший храм не использовался и медленно разрушался.

http://sobory.ru/article/?object=01094

Заключим смиренный труд наш глубоко-знаменательным увещанием св. апостола Павла: тем же убо и мы, толик имуще облежащ нас облак свидетелей, гордость всяку отложше и удобь обстоятельный грех , терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса, иже вместо предлежащия Ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив, одесную же престола Божия седе.( Евр.13:1–3 ). Алексей Воскресенский 2 Житие Преподобного Павла приводится здесь в сокращении. Желающих ознакомиться с ним в более подробном изложении отсылаем к изданной монастырем книжке: «Преподобный Павел Обнорский, Вологодский чудотворец и основанная им Свято-Троицкая общежительная обитель». (СПБ. 1912 г.). 3 В память этого духовного содружества их указом Вологодской Духовной Консистории от 21 июля 1905 г. за 5882 установлены ежегодные крестные ходы: в день Св. Троицы – из Спасо-Нуромской церкви в обитель преп. Павла, а 1 августа из монастыря в Спасо-Нуромскую церковь . 5 Сказание о нем помещается здесь вследствие того, что Преподобный, придя в 1491 г. в Комельский лес до основания своей обители неоднократно посещал обитель Преподобного Павла для молитвы перед его гробом и для беседы с подвизавшимися здесь братиями. 7 С 1497 по 1501 г. г. – период его Комельского отшельничества – преп. Корнилий, вероятно, очень часто бывал в Павловой обители, как ближайшей к нему, как для причащения Св. Тайн, так и для молитвы и духовного общения с иноками ее. 9 См. книжку, составленную И. Суворовым: Николаевский Коряжемский монастырь. Изд. 2-е исправл. и дополн., Вологда, 1908 г. 11 П. Строев, «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» (СПБ, 1877 г., табл. 746). 16 Указ Вологодской дух. консистории от 17 декабря 1843 г. 6729, в архиве Павло-Обнорского монастыря. Читать далее Источник: Сказания о преподобном Павле Обнорском, Сергии Нуромском и других угодниках Божиих/Алексей Воскресенский. – Изд. Павло-Обнорского монастыря. - Вологда: Тип. Губ. правления, 1914. – 74 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010