Верстах в тридцати от села Бодростина в больших имениях одного из князей древнего русского рода жил оригинальный человек, Светозар Владенович Водопьянов. Крестьяне в окружности называли его « черным барином», а соседи помещики – « Сумасшедшим Бедуином». Он происходил откуда-то из южных славян; служил когда-то без году неделю в русской артиллерии и, выйдя в отставку, управлял с очень давних пор княжескими имениями. Последнее было несколько удивительно. Водопьянов, казалось бы, не мог управлять ничем, но между тем он управлял очень обширными землями и заводами, и владетель этих больших местностей не искал случая расстаться с Светозаром Владеновичем. Напротив, всем было известно, что князь, занимавший в Петербурге важную государственную должность, дорожит безалаберным Водопьяновым и, каждый год выписывая его к себе с отчетами, удерживал его при себе долго и ласкал, и дарил его. Сановник любил Водопьянова, и в этой любви его было что-то нежное и даже почтительное. Управитель был человек честный и даже очень честный: это знали все, но главная черта характера, привязывавшая к нему людей, заключалась в непосредственности его натуры и в оригинальности его характера. Название « черный барин» очень ясно выражало внешность Водопьянова: он был велик ростом, неуклюж, массивен, темен лицом, с весьма крупными чертами лица; толстыми, черными с проседью волосами, поросшими мхом ушами и яркими, сверкающими, карими глазами. Ноги и руки его были просто ужасны по своим громадным размерам, и притом руки всегда были красны, как окунутые в свекольный рассол, а ноги до того костисты, что суставы словно были покрыты наростами, выпиравшими под кожей сапога наружу. Ко всему этому Водопьянов постоянно смазывался чем-то камфарным, носил в кармане коробку с камфарными шариками, глотал камфару, посыпал камфарой постель, курил камфарные сигаретки и вообще весь был пропитан камфарой. Это была его гигиена по Распайлю, – единственному врачу, которому он верил. Ходил он и двигался быстро, говорил голосом необыкновенно кротким и мягким и находился в постоянной задумчивости. Нрав и образ жизни Водопьянова были до крайней степени причудливы: к нему очень шли слова поэта:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Всколыхнулся, взволновался Православный Тихий Дон И послушно отозвался На призыв Свободы он.  Специальным приказом от 22 сентября 1918 г. за 999 был принят одобренный 20 сентября Большим Войсковым кругом текст Донского Войскового гимна. Донской Атаман предписал разучить его в учебных заведениях всех категорий. Музыка гимна оставалась прежней.  Направляя текст гимна, В. Светозаров предлагал «немедленно разучить его по всем классам вверенных учебных заведений и исполнять хором» после молитв , что и было исполнено, в том числе в Урюпинском реальном училище .  Циркуляром от 26 октября 1919 г. в целях «наилучшей постановки преподавания Закона Божия» и признания необходимости «предоставить большую возможность отцам законоучителям оказывать воспитательное воздействие на учащихся и теснее сблизиться с жизнью школя, не препятствуя в то же время исполнению ими обязанностей по приходу», устанавливалась обязательная норма уроков для отцов законоучителей .  В Отделе народного просвещения Всевеликого войска Донского понимали и осознавали, что «истинное воспитание немыслимо без религиозной основы», а ложно понятая «свобода совести» приводит лишь к потере чувства долга по отношению к себе, к близким, к Богу и Родине. В циркуляре Отдела от 8 ноября 1918 г. напоминалось о забытом элементе религиозного воспитания — о молитве перед занятиями и посещении богослужений учащимися. Поэтому предлагалось установить перед началом занятий общую ученическую молитву, ввести обязательное посещение православными учащимися богослужений в школьных храмах, а где не имеется — в ближайших приходских .  Средние учебные заведения представляли в Отдел отчёты в форме кратких исторических записок о деятельности. Для примера в одной такой записке о Митавской мужской гимназии г. Таганрога (январь 1919 г.) сообщалось: «Действия всего учебно-воспитательного персонала направлены были к тому, чтобы воспитать в учащихся религиозное чувство, внушить стремление к знанию, любовь к природе, ко всему доброму, прекрасному, чтобы приучить учеников к усердной работе над собственным развитием и к добросовестному исполнению своих обязанностей» . 

http://bogoslov.ru/article/716419

Прежде всего мы молитвенно вспоминаем всех невинно пострадавших в отечественной братоубийственной войне. Преклоняем колена перед страданиями и скорбью изгнанных из своих родных очагов на чужбину, принявших мученическую кончину в ясеновацких, глинских, ядиковских ямах . Преклоняем главы перед всеми гонимыми, униженными, заключенными в тюрьмы за правду Божию в течение всех прошедших лет насилия над человеческим и народным достоинством, над вечными ценностями и святынями сербского святосавского народа. Молитвенно призываем небесное покровительство наших новомучеников, пострадавших в концлагерях, во главе с нашими архиереями-мучениками Петром (Зимоничем), Платоном (Йовановичем), Саввой (Трлаичем) и Иоанникием (Липовцем), священниками-мучениками Никодимом (Новаковичем), Константином (Крстановичем), Сергием (Урукалом), Светозаром (Жутичем) и многими другими, испрашиваем заступничества перед Господом нашим Иисусом Христом у новых исповедников Православия – патриарха Сербского Гавриила, митрополита Загребского Досифея и Черногорско-Приморского Арсения, епископа Варнавы (Настича) и многих, многих других невинных жертв. Молитвенно вспоминая новомучеников, страдальцев и исповедников нашей Церкви, мы не забываем о глубоких ранах раскола, оставленных по нашим грехам в наследство будущим поколениям. Полвека мы жили в навязанном, а кем-то и добровольно принятом рабстве и унижении. Самым страшным в тот период было всеобщее опустошение душ и оскудение народного христианского духа, упадок культуры, нравственности, забвение человечности, личного и народного достоинства. Безбожие, принятое как способ достижения «возвышенных» целей, а по сути – духовное отцеубийство, породило безнравственность и насилие во всех областях человеческой жизни. Безбожие разрушило взаимное доверие, лишило людей способности прощать и каяться в совершенных грехах и преступлениях. 3. Используя сатанинский принцип «разделяй и властвуй», новая власть постаралась расшатать и внутреннее единство Церкви. Всеми средствами, не гнушаясь и запугивания, пыталась оторвать народ от Церкви, особенно молодежь и образованные слои общества.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

Ю. Бердяевой — 1 октября. 47 Новый журнал. - 1969. - 95. - С. 220. 48 РГАЛИ. Ф. 1496. Оп.1. Ед. хр. 942-947. 49 Звезда. - 1995. - 10. - С. 140-166; - 11. - С. 134-154; - 12 -С. 144-164. 50 Встречи с прошлым. - М., 1996. — Вып. 8. — С. 322—367. 51 РГАЛИ. Ф. 1496. Оп.1. Ед. хр. 941. 52 Раймон Пуанкаре (1860—1934) — президент и премьер-министр Франции. 53 Фриц Либ ( 1892—1970) — швейцарский протестантский теолог, большой знаток русской духовной культуры, библиофил. С 1915 г. член социалистической партии Швейцарии, профессор университета в Бонне в 1930—1933 гг., выслан из Германии, с 1937 г. — профессор в Базеле. В доме Бердяевых его звали Федором Ивановичем. 54 Евгения Юдифовна Рапп, урожд. Трушева (1875—1961) — сестра Лидии Юдифовны, жила вместе с Бердяевыми с 1914 г. 55 Скорее всего, речь идет о книге А. К. Воронского об А. И. Желябове (1851—1881), изданной в серии «Жизнь замечательных людей» (1934). 56 О. Стефан (Светозаров) — православный священник, духовник Н. А. Бердяева и И. В. Трушевой. 57 Мать Л. Ю. Бердяевой — Ирина Васильевна Трушева (ок. 1849— 1939). 58 Княгиня Нина Ивановна Авалова (урожд. Миллер, ум. 1970) — слушательница Религиозно-философской академии, где Н. А. Бердяев читал лекции. 59 Леон Блуа (Мари Жозеф Каэн Маршнуар; 1846—1917) — французский писатель, критик, теоретик символизма и неоромантизма. 60 Собрание было перенесено на 23 октября. См. комментарий 21. 61 Младороссы («Молодая Россия», «Союз младороссов») — движение русской эмигрантской молодежи во главе с А. Л. Казем-Беком (1902— 1977), возникшее в Мюнхене в 1923 г. на «Всеобщем съезде национально мыслящей молодежи», в 1934 г. Союз был преобразован в Младоросскую партию; объединяющая идея движения — восстановление в России ее исконного монархического строя, главный лозунг — «Царь и Советы»; с нач. 1930-х гг. в идеологии младороссов появились элементы фашизма и национал-большевизма, младороссы носили голубые рубашки, при появлении Казем-Бека они выстраивались в ряд и, вытянув правую руку, приветствовали его: «Вождь!» 62

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Я не верю этим крикам. Стоило только в один корпус послать проверить (в Сибирский) и только в управление, как он уже телеграфирует – снять с его потребности 44 000 шаровар, а ведь это почти на половину состава. Часовые уходят с поста самовольно и это еще более благородные, потому что другие еще выломав доску уносят с собой пару сапог или что-нибудь другое. Совесть потеряна. Заготовил приказ армии с инструкцией составления и проверки требований. Это может немного уменьшит хаос. И это теперь только в конце войны. Теряется вера в работу, а тут еще ежедневно ждем начала арестов командного состава. Всего не переговорить, хотя и хотелось бы по-человечески обмениваться мнениями но нет времени и этот раз только благодаря исключительному случаю. Так не откажи дорогой переговорить с Кононенко – пусть скажет откровенно, – а проще пусть прямо отдаст распоряжение как он находит нужным. А. Светозаров». Такое вот письмо. И если семейные фотографии благополучной, счастливой жизни начала века всегда были для меня своего рода антидотом к советской пропаганде о том, как ужасно все было «при проклятом царизме», то это хранившееся в семье описание разложения армии стало со временем важным антидотом к распространенному сейчас представлению о том, что Октябрьский переворот произошел едва ли не случайно или был исключительно инспирирован извне. Добрый товарищ В это революционное время в армии расплодились разные контрольные комиссии, солдатские комитеты и прочие «демократические» устроения. Однако Андрей Николаевич явно ценил поддержку со стороны рядового и унтер-офицерского состава. В новых условиях она становилась еще инструментом выживания – ведь, как он написал выше, ждали «начала арестов командного состава». Вот и такой документ, датированный еще сентябрем 1917 года, положил он в папку «Революция в армии». «Глубокоуважаемому нашему товарищу и доброму начальнику Андрею Николаевичу подполковнику Светозарову Все товарищи мои и я глубоко сожалеем, расставаясь с таким добрым товарищем, которого до революции считали как отца. А в дни общего духовного и нравственного разложения даже посвятил нас своим знанием, которое послужило пользу революции и свободы.

http://pravmir.ru/sudboy-myi-vyinuzhdeny...

Знал я и то, что по семье Надежды Семеновны прошло разделение Гражданской войны. Двое ее братьев воевали в Белой армии. Старший, генерал-лейтенант Петр Семенович Махров , был последним начальником штаба у А.И. Деникина, а затем представителем Врангеля в Польше, при новообразованном правительстве Юзефа Пилсудского. Петр Семенович Махров с женой Марией Адамовной Бафталовской, дочерью Лялей и няней. Примерно 1909-1910 гг. Вместе с ним на стороне белых сражался и самый младший брат, полковник Василий Семенович Махров. А другой ее брат, генерал-майор Николай Семенович Махров, вместе с ее мужем, подполковником Андреем Николаевичем Светозаровым (они с молодости были друзьями), воевал на противоположной стороне линии фронта, в Красной Армии – Николай Семенович был начальником штаба, а мой прадед – начальником снабжения 3-й стрелковой дивизии РККА. Иногда у нас в гостях бывали наши дальние родственники из Франции – двоюродный брат моей бабушки Кирилл Васильевич Махров, родившийся в эмиграции в Тунисе, служивший тогда в посольстве Франции в СССР, и его жена Галина Александровна, талантливая художница, родившаяся в эмиграции в Болгарии дочь казачьего полковника Климова. В 1960 году Кирилл Васильевич впервые приехал в СССР как французский дипломат, нашел нашу семью, застал своих дядю и тетю, привез им письма и фотографии от ее брата из Франции, и эта связь в нашей семье продолжается до сих пор. Родители просили меня в школе на эту тему не распространяться, но у меня, ребенка рубежа 1970-х и 80-х, уже не было страха – я хвастался и даже приписывал себе аристократическое происхождение, которого на самом деле не было. Конец 1950-х годов. Канны. Мой двоюродный прадед генерал Петр Семенович Махров с племянником Кириллом Васильевичем Махровым Но примерно в то же самое время я начал осознавать, что лишь единицы моих сверстников росли в такой живой связи с дореволюционной Россией, историей революции и Гражданской войны. Для большинства из них семейная история начиналась где-то при советской власти или на уровне дедов, воевавших в Великую Отечественную. И в минувшие недели, когда отмечалось 100-летие Октябрьской революции, из обсуждений в социальных сетях стало ясно, что очень мало кто из наших современников располагает личной историей, связанной с революцией. «Продовольственный вопрос безнадежный»

http://pravmir.ru/sudboy-myi-vyinuzhdeny...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СВЕТОЗАРОВ ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Павел Светозаров, прот. Павел Михайлович Светозаров ( 1866 - 1922 ), протоиерей , священномученик . Память 27 апреля , в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских . Родился в 1866 году в семье диакона, служившего в храме села Картмазово Малиновской волости Судогодского уезда Владимирской губернии. Его брат, Андрей, в будущем стал архимандритом Кириллом . С детства хотел стать священником. Окончил Киевскую духовную академию и поступил псаломщиком в храм села Картмазово . Имел намерение принять монашество, но настоятель шуйского собора уговорил жениться на его дочери и принять настоятельство. Вскоре жена умерла, оставив его с маленькими детьми. До переворота 1917 года он преподавал Закон Божий в шуйской гимназии, когда преподавание было запрещено, перенес уроки в собор. Был талантливым проповедником, сразу привлекшем к себе сердца верующих. Новая власть это отметила и постоянно искала поводы к его аресту. В 1919 году был арестован по обвинению в неподчинении распоряжениям Совнаркома. Содержался несколько месяцев в тюрьме. В 1921 году был вновь арестован после Кронштадтского восстания как политически неблагонадежный. Содержался несколько месяцев в тюрьме. Кроме перечисленного еще несколько раз арестовывался за свои проповеди. В преддверии разворачивающейся кампании по изъятию церковных ценностей сказал, что сам никаких церковных предметов, имеющих богослужебное значение, отдавать не будет, так как это святотатство и нарушение церковных канонов, но оказывать сопротивление правительственной комиссии не намерен, с тем, чтобы после ее ухода заново освятить храм и возобновить в нем служение. Однако, явившись в храм, большевистская комиссия застала там большое количество прихожан, не желавших, несмотря на угрозу арестов, покинуть собор. Приступить к описи ценностей в присутствии людей комиссия побоялась и удалилась ни с чем. Храм в тот день удалось уберечь от поругания. В тот же вечер президиум уездного исполкома постановил принять " решительные меры " . Через день к храму большевики приехали уже с пулеметами. В тот день ими было убито 4 и ранено 18 человек... После этой кровавой расправы власти преступили к арестам. Одним из основных виновных был объявлен о.Павел.

http://drevo-info.ru/articles/14872.html

Варшавский Макарий (Оксиюк) в Варшаве, архиепископ Белостокский (5.5.196126.5.1965), митрополит Варшавский, предстоятель Польской Православной Церкви (26.5.196526.3.1969). Лит.: Kosciol Prawoslawny w Polsce. Warszawa, 1993. Стефан ( Светозаров Леонид Михайлович; 1890, с. Грязы Тамбовск. губ. – 7.5.1969, Вильнюс), архимандрит. Сын служащего. Окончил физико-математический факультет Петроградского университета, эмигрировал в Чехословакию (1921), преподаватель русской гимназии в Моравской Тршебове, переехал во Францию (1927), окончил Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1930), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), пострижен в монашество (28.3.1930), иеродиакон (30.3.1930), иеромонах (21.11.1930), рукоположение совершил еп. Сергий (Королев) в Праге, 2-й помощник настоятеля Св.-Николаевского храма в Праге (24.11.19309.3.1931), откололся от митр. Евлогия и вместе с еп. Вениамином (Федченковым) выбрал юрисдикцию МП, за что и был уволен из клира епархии митр. Евлогия (9.3.1931), вернулся во Францию к еп. Вениамину, помощник настоятеля храма Трехсвятительского подворья в Париже (19311936), игумен (2.5.1937), настоятель Троицкой церкви в Ванве (19351945), благочинный приходов МП во Франции (1943), настоятель церкви Трехсвятительского подворья (11.9.194529.8.1947), архимандрит (26.8.1945), утвержден митр. Евлогием в должности благочинного (12.11.1945), вернулся в СССР (21.9.1947), насельник Троице-Сергиевой лавры (1947), наместник Св.-Духовского монастыря в Вильнюсе (19591969). Архив: Послужный список о. Стефана (Светозарова) (19301931, 19451946). АЕУА. Лит.: Вечная намять. Архим. Стефан (Светозаров). ЖМП. 1969. 8 Евлогий, митр. Путь моей жизни. Стефан ( Севбо Симеон ; 17.4.1872, с. Телуша Минск, губ. 25.1.1965, Зальцбург, Австрия), архиепископ. Из семьи духовенства, сын псаломщика. Окончил Минскую Духовную семинарию (1894), преподаватель духовного училища (18941896), священник (29.8.1896), настоятель церкви в с. Лошино, затем в с. Раково (18961924), после провозглашения независимости Польши был арестован польскими властями за поддержку белорусского сепаратизма и заключен на несколько лет в тюрьме в Новогрудке, а затем в лагерях Картуз Берез и Костопаль, после освобождения настоятель Орлянской церкви Виленской епархии (кон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

304 См.: Лиховицкий (2). 1111; ср.: Ахматов. 26. Священник с. Бурнака Борисоглебского у. Тамбовской губ. Феодор Светозаров также считал в 1906 г., что прежде решения вопроса на Соборе (который тогда еще ожидался в скором будущем) необходимо по инициативе Синода священникам повсеместно обсудить это дело с усердными к Церкви прихожанами. См.: Светозаров 305 Практически одновременно с Силиным эту же идею выдвинул священник Самарской епархии Евгений Самуилов. См.: Самуилов Е. (2). 1281. 312 Городцев. 153; ср.: Самуилов С. (1905). 1342; Самуилов (?) (1910). 844–845; Ахматов. 27; Н.П. 210. 313 См.: Устьинский. 3. В качестве следующего шага о. Александр считал полезным ввести в богослужение и русскую стихотворную речь. 318 Глокке. 16. Николай Эрнестович Глокке – преподаватель Киевского коммерческого училища, пред. Киевского религиозно-философского об-ва. С приветствием от последнего выступал при открытии Поместного Собора. 326 Впоследствии этот же доклад, представляющий собою сокращенный пересказ статьи К.П. Победоносцева (см. выше, сс. 68–69), был представлен Лебедевым в соборном подотделе о богослужебном языке. См.: Подотдел, Протоколы. 30–32. 331 См.: Пожелания Чрезвычайного Полтавского епархиального съезда духовенства и мирян, состоявшегося 3–6 мая 1917 года (Отдел, Бумаги. 1–1 об.). 332 См.: Живаго. Косвенное признание величия малороссийской нации, видимо, должно было подсластить эту пилюлю для националистов... Ср.: Поднесение клобука (изложение лекции митр. Антония в Харькове 21 декабря 1917 г. против украинизации богослужения). 336 На Предсоборный совет была возложена ближайшая подготовка программы Поместного Собора. В состав его входили 12 архиереев, 10 священников и 40 мирян – главным образом, профессоров духовных академий и университетов. 337 Журналы Предсоборного Совета. 321–323 об. Петр Павлович Кудрявцев (1868–1936? 1937?) – магистр богословия, профессор КДА по кафедре истории философии, член Киевского религиозно-философского общества, автор книг и статей по философии и по вопросам современной церковной жизни. На Поместном Соборе в 1917 г. избран членом Соборного совета. В 1918 г. – пред. Ученого комитета при министре исповеданий украинского гетманского правительства В. В. Зеньковском . Одной из главных задач комитета, состоявшего из профессоров духовной академии и университета, была подготовка украинского перевода Священного Писания и богослужебных книг. Военные события помешали выполнить эту программу. В начале 30-х гг. осужден на лагерные работы, актирован через 3 года по болезни сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Активными деятелями и защитниками преподавания Закона Божия на Дону были члены Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. от Донской епархии: архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), священник и законоучитель Платовской гимназии в Новочеркасске Василий Антонович Чернявский, профессор Донского университета Павел Владими­рович Верховский 22 , преподаватель русского языка и словесности Урюпинского реального училища Ф. Г. Кашменский, священник и законоучитель Урюпинской мужской гимназии Василий Иванович Кожин, епархиальный миссионер и проповедник, кандидат богословия Л. З. Кунцевич. Каждый из них внёс значительный вклад в дело реализации прав детей и их родителей на религиозное образование. Видными деятелями законоучительского дела на Дону были председатель Донского Кирилло-Мефодиевского законоучительского братства протоиерей Тихон Донецкий, законоучители и священники А. Лиховицкий, Андрей Гудков, Пётр Шапошников, Димитрий Смирнов. Много сделал в области народного образования, восстановления и сохранения религиозного просвещения на Дону В. Светозаров, управляющий отделом народного просвещения Всевеликого войска Донского в 1918–1919 гг. Период первоначального господства на Дону советской власти ярко охарактеризован им в воспоминаниях, опубликованных в эмиграции в парижском казачьем журнале “Родимый край”. В. Светозаров писал о занятии большевиками столицы Дона Новочеркасска, Ростова-на-Дону, о новых советских порядках во всех отраслях государственной жизни и, в частности, о предвзятом и нетерпимом отношении советской власти ко всем старым учреждениям. Мемуарист отмечал, что “серьёзно говорить о реформах школы на Дону в духе декретов Центральной Советской власти за период их двухмесячного господства в Донской области не приходится как за краткостью срока пребывания большевиков в Донской области, так, и это самое главное, за отсутствием какой-либо определённой программы и системы в распоряжениях новой власти”. По словам В. Светозарова, первые декреты произвели самое разрушительное действие на донскую школу: “Отмена преподавания Закона Божия как обязательного предмета, введение во все школы новой орфографии, приказ о вхождении в состав педагогического совета среднего учебного заведения особого комиссара от Отдела народного образования, распоряжение о введении в состав совета с правом решающего голоса школьной прислуги” 23 .

http://pravmir.ru/sudba-religioznogo-obr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010