Но, проводя жизнь с такими прискорбностями, Александр Михайлович видел и вполне убежден был, что он обрел то, чего давно безотчетно жаждала душа его, что как он теперь живет во смирении, так и следует жить для усовершенствования в жизни духовной; а потому душа его всегда была в мире и покое, какое сокровище он не решился бы променять на все блага мира сего. Он неоднократно писал и к товарищам своим, учителям Липецкого духовного училища, Василию Феодоровичу Светозарову и Павлу Степановичу Покровскому, и говорил о том духовном счастии, которое ему открылось в святой Оптиной обители, приглашая их обоих в монастырь. Светозаров 48 скоро и последовал призыву Александра Михайловича, но Покровский долго медлил. Между тем, уступая просьбе бывшего своего товарища, Покровский, через два года по удалении Александра Михайловича из Липецка, именно в 1841 году, в свободное от учительских занятий время (в июле или августе) решился навестить его в скиту. Александр Михайлович в это время уже был пострижен в рясофор и занимал маленькую келейку на скитской пасеке, проходя в тоже время послушание повара. Войдя в эту келейку, Павел Степанович прежде всего был поражен ее крайней нищетой. В святом углу виднелась уже знакомая нам маленькая икона Богоматери – родительское благословение Александра Михайловича. На койке валялось что-то вроде истертого ветхого полушубка, который служил и подстилкой и изголовьем; а одевался он, вероятно, подрясником, который носил на себе; затем еще ветхая ряса с клобуком. Больше он ничего не заметил. «Припоминая прежнюю жизнь своего товарища, когда он был наставником училища, как он чисто одевался, и сравнивая с теперешнею его нищетой, – рассказывал Покровский, – мне так было горько, что я не мог удержаться от слез». Таков был миролюбивый взгляд Павла Степановича на бедную обстановку своего бывшего товарища. Сам же Александр Михайлович смотрел на это совсем другими глазами. В этом-то именно он, между прочим, и полагал свое духовное счастье, потому что обучался беспристрастию к вещам.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

В Шуе от настоятеля местного собора протоиерея Павла Светозарова требовали признать наличие контрреволюционного заговора. Хотя пастырь не был причастен к беспорядкам и наличие заговора не удалось доказать, отец Павел был приговорен к расстрелу. Вместе с ним были расстреляны священник Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков (память мучеников 10 мая). В апреле – мае 1922 г. прошел судебный процесс против московского духовенства и мирян. Православных обвиняли в сопротивлении изъятию ценностей, хотя часто оно могло выражаться в простом словесном возмущении происходящим. Показателен допрос одного из обвиняемых – иеромонаха Макария (Телегина). Принявший монашество после чудесного видения в раннем детстве отец Макарий с юности жил как подвижник, подолгу уходя для молитвы в пещеру. На суде преподобномученик держался независимо и смело. На вопрос судей о его убеждениях он отвечал: –Я по убеждениям монархист. –Как же вы монархист, когда монарха нет? Ведь апостол Павел говорит: повинуйтесь существующей власти. –Я и повинуюсь: живу тихо, смирно, как все смертные, власти не касаюсь. –Это Вы там (в домовой церкви) оскорбили Комиссию? –Да, я назвал членов ее грабителями и насильниками. Я служитель Престола, и мне очень тяжело, когда отбирают священные предметы. Арестованных пастырей обвинили и в рассылке послания патриарха Тихона, которое было названо контрреволюционным. 8 мая суд приговорил к расстрелу 11 человек, однако шестеро из них были помилованы. Пять человек – протоиереи Александр Заозерский, Василий Соколов , Христофор Надеждин, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергий Тихомиров были расстреляны (память мучеников 26 мая). «Для меня лично смерть не страшна, – говорил священномученик Александр Заозерский, – я верую, что Господь каждому шлет умереть тогда, когда надо». «Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом», – сказал перед смертью преподобномученик Макарий. Было решено привлечь к ответственности и патриарха Тихона. Параллельно с этим в ГПУ готовили и церковный раскол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заключением особой комиссии ВЦИК от 22 марта 1922 года, под председательством П. Смидовича, действия комиссии по изъятию ценностей были признаны правильными и согласованными с распоряжениями центра, но недостаточно энергичными и планомерными. Комиссии по изъятию ценностей было поручено довести работу до конца. Губернским и уездным властям было предложено принять меры к тщательному расследованию всех случаев нарушения общественного порядка в связи с изъятием ценностей, выяснить виновников… дело передать в гентрибунал 72 . В результате волнений при изъятии ценностей в Шуе пять человек было убито и пятнадцать ранено. Делом занялось Иваново-Вознесенское ГПУ. Из Москвы был отряжен в качестве следователя по особо важным делам зампредверхтриба ВЦИК Яковлев. Судебному процессу придавалось большое пропагандистское значение. Распоряжением ВЦИК стали проводиться массовые аресты. После окончания следствия к суду были привлечены девятнадцать человек. Троих – священников Павла Светозарова, Иоанна Рождественского и мирянина Петра Языкова приговорили к расстрелу. 4 мая приговор был утвержден на заседании Политбюро 73 . Органы советской власти не скрывали того, что «тактика заключается не только в выколачивании из храмов золота и серебра на помощь голодающим, а и в том, чтобы этим способствовать разложению Церкви» 74 . В связи с изъятием ценностей участились случаи ограбления Церквей 75 . Сопротивление изъятию ценностей отмечалось не только в Шуе. В селе Яковлеве Савинского района крестьяне заявили комиссии по конфискации церковных ценностей: «Берите что хотите, но Евангелие и крест алтарный не отдадим». В некоторых храмах комиссии проводили по две-три ревизии, изымая все, что имело какую-либо ценность. Всего в ходе этой кампании в Ивановской губернии было конфисковано 366 пудов серебра, золота, бриллианты, жемчуг и другие предметы 76 . Одним изъятием церковных ценностей антирелигиозные репрессии не ограничились. Начался процесс разрушения храмовых зданий, который облегчался тем, что согласно декрету СНК никакие церковные и религиозные организации в России не имели права владеть собственностью, не имели прав юридического лица, все их имущество было объявлено народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдавались по особым постановлениям местной и центральной власти лишь в бесплатное пользование соответствующим религиозным обществам 77 . Поэтому местные органы власти «по желанию трудящихся» могли легко отобрать у Церкви то или иное здание, кощунственным образом перепрофилировав его, а то и просто уничтожив. Впервые в истории мировой цивилизации, начиная с 1920-х годов, по всей нашей стране началось организованное и планомерное уничтожение церквей, колоколов, икон. Поскольку изменить психологию людей было невозможно, борьба с религией свелась к массовому закрытию и разрушению храмов, что и выдавалось за успехи антирелигиозной работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЛУКИЙ архиеп. Александрийский (после 24 дек. 361 - 21 февр. 362, 24 окт. 362 - 5 сент. 363, окт. 365 - 1 февр. 366, кон. 375 - 30 мая 378), арианин ЛУКУС мон-рь в честь Преображения Господня, действующий, женский, общежительный, принадлежит Мантинийской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви ЛУЛЛ (ок. 710 - 786), св. (пам. зап. 16 окт.), еп. Майнца (с 754, архиепископ с 780/2), англосакс. миссионер в Германии ЛУЛЛИЙ [Льюль] Раймунд (Рамон) (1232, по др. данным, 1233 или 1235, Пальма, о-в Мальорка - весна 1316?), католич. богослов, средневек. философ, христ. миссионер ЛУП [Луп из Ферьера; Серват Луп] (ок. 805 - ок. 862), аббат мон-ря св. Петра в Ферьере (ныне Ферьер-ан-Гатине, деп. Луаре, Франция), деятель Каролингского возрожд ЛУЦИЙ III (ок. 1097 или 1100 - 1185; до избрания папой - Убальдо Аллучиньоли), папа Римский (с 1 сент. 1181) ЛУЧИЦКИЙ Кирилл Иванович (1815 - 1886), правосл. богослов, филолог, историк русской лит-ры, заслуженный ординарный проф. СПбДА ЛЫСЕНИН Тимофей Матвеевич († после 1720), идеолог старообрядческого дьяконова согласия (могло называться лысеновщиной), писатель и полемист ЛЫСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Лысковское викариатство Нижегородской (с 1932 Горьковской) епархии, существовало в 1923-1931 и в 1943-1950 гг. ЛЬВОВ Владимир Николаевич (1872-1930), российский политический и гос. деятель, обер-прокурор Синода (1917), один из руководителей обновленчества, ЛЭНДМАРКИЗМ течение в амер. баптизме, сторонники которого полагают, что истинной церковью является только местная и «видимая» конгрегация ЛЮБАК Анри Мари Жозеф Сонье де (1896-1991), католич. богослов, историк, общественный деятель, иезуит, кардинал ЛЮБАЧИВСКИЙ Мирослав Иван (1914-2000), кард., верховный архиеп. Львовский, глава краинской греко-католической Церкви ЛЮБЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1875-1905 гг. в составе Варшавской епархии РПЦ, в 1923-1940 гг. в составе Варшавско-Холмской митрополии, в 1940-1944 гг. в составе Холмско-Подляшской епархии Польской автокефальной православной Церкви ЛЮБОПЫТНЫЙ Павел Онуфриев (Светозаров Павел Львович; 1772-1848), деятель старообрядческого поморского согласия, историк, писатель, библиограф [Луксовий], бенедиктинское аббатство святых апостолов Петра и Павла на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен в архиеп-стве Безансон (деп. В. Сона, Франция)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_162.htm...

—333— сковской Духовной Академии Михаил Успенский и Михаил Городенский, первый помощником Инспектора в Ставропольскую духовную семинарию, а последний учителем по русскому языку в трех последних классах Звенигородского духовного учи­лища». К сему канцелярия присовокупляет, что об ассигновании поименованным кандидатам следующих им, по положению, денег сообщено Хозяйственному Управлению при Святейшем Синоде. Справка: По распоряжению о. Ректора Академии всем по­именованным лицам дано знать о назначении их на службу по духовно-учебному ведомству. Определили: Принять к сведению. XIV. Отношение той же Канцелярии от 22 августа за 4077: «Из отношения от 23 мая текущего года за 2511 Совету Академии известно, что кандидат Московской Духовной Академии Сергей Зверинский 9-го того же мая назначен на должность второго помощника Инспектора Пермской духовной семинарии, отно­шением от 8-го сего августа, уведомило, что Зверинский к месту службы не явился и о причинах неявки сведений не доставил. Вследствие сего Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Си­нода имеет честь покорнейше просить Совет Академии потре­бовать от Сергея Зверинского и доставить в Канцелярию объяс­нение о причинах неявки его в Пермскую духовную семинарию, а вместе с тем поставить его, Зверинскаго, в известность, что он должен ныне же отправиться немедленно к месту на­значенной ему службы». XV. Отношение на имя о. Ректора Академии Директора Шуйской гимназии от 19 августа за 574: «Вследствие представления моего от 17 июля сего года за 450, Его Сиятельство г. Попечитель Московского Учебного Округа, основываясь на отзыве г. Товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода, от 2 сего августа за 3853, назначил с 16-го сего августа кандидата Московской Духовной Академии Павла Светозарова на должность законоучителя Шуйской гимназии, о чем я уведомлен предложением Его Сиятельства, от 16 августа за 10583, а потому честь имею покорнейше просить Ваше Высокопреподобие уведомить о сем г. Светоза- —334— рова и предложить ему явиться немедленно на должность зако­ноучителя вверенной мне гимназии».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—245— ние звания действительного студента и степени кандидата значится между делами Совета академии, представляемыми на утверждение Епархиального Преосвященного. 3) Студенты: Михаил Любский, Леонид Церковницкий, Виталий Мироносицкий, Сергей Введенский, Александр Кудеевский, Сергей Модестов, Василий Пробатов, Александр Ильинский и Николай Вознесенский были действительно больны в течение учебного года, что удостоверяется свидетельствами врачей. 4) Студент Н. Вознесенский не оставался на второй год ни в одном курсе. Определили: 1) Представить Его Высокопреосвященству об утверждении студентов IV курса: 1. Тихона Синьковского, Михаила Тареева , иеромонаха Григория (Борисоглебского) , Александра Халанского, 5. Павла Рижского, Федота Кудринского, Сергея Богоявленского, Василия Арефьева, Александра Плотникова, 10. иеромонаха Палладия (Добронравова), Алексея Комарова, Николая Парийского, Василия Соловьева и иеромонаха Василия (Грекова) – в степени кандидата богословия с предоставлением им права на получение степени магистра без нового устного испытания; 2) об утверждении студентов: 15. Тихона Рождественского, Федора Делекторского, Сергея Соколова, Ивана Богданова, Георгия Вахнина, 20. Павла Светозарова, Николая Побединского, Сергея Липягова, Дмитрия Протопопова, Александра Вознесенского, 25. Николая Виноградского, Николая Глаголева, Дмитрия Даева, Александра Донского, Александра Богданова, 30. Алексея Смирнова, Антона Бочковского, Николая Соловьева, Ивана Крылова, Евгения Стояновского, 35. Сергея Малевинского, Ивана Головицикова, Николая Бежанова, Ивана Павлова, Александра Смирнова , 40. Прокла Бычковского и Терентия Теодоровича – в степени кандидата богословия с правом на получение степени магистра по исполнении требований, означенных в § 137 и 139 академического Устава; 3) об утверждении студентов: Михаила Любского, Леонида Церковницкого, Виталия Мироносицкого, Сергея Введенского, Александра Кудеевского, Сергея Модестова, Василия Пробатова и Александра Ильинского, не представивших кандидатских сочинений, – в звании действительного студента с правом на получение степени кандидата по представлении сочинений, заслуживающих сей степени. 4) Студента Николая Вознесенского, не представившего кандидатского сочинения и не державшего экзаменов по предметам IV курса, оставить на повторительный курс.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Нет, я и сейчас молюсь. Господи, дай им прийти в разум истины. Все люди стремятся к хорошему... И я смотрю на вас, что желания ваши – устроить по-хорошему, и мне это нравится, но я вижу, что вы стремитесь собственными силами, и я не вижу здесь Бога. А раз нам Бог сказал, что без Меня невозможно... Но безбожники не захотели слушать слова о Боге, и обвинитель с раздражением прервал отца Макария: – Вы мне читаете лекцию, а я вам задаю вопрос: вы считаете монархизм врагом трудящихся? – Я вам говорю – у меня врагов нет. – Вы историю знаете, что у монархизма были и дурные стороны? – Да, известно. – Если бы власть такого дурного монархизма учинила бы кощунство... и изъятие святыни, вы бы промолчали? – Я все равно не промолчал бы – святыня выше всей власти. Такие чувства самые дорогие. В день окончания процесса в последнем своем слове, предавая свою жизнь в руки Божии, иеромонах Макарий кротко сказал: “Аще имеете вы судить по вашим законам, то судите”. Находясь в тюрьме, он говорил заключенным вместе с ним священникам: “Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом”» . Когда В.И. Ленин задумал поход на Церковь под предлогом изъятия у нее ценностей для помощи голодающим, то направленные в Шую представители Политбюро не могли публично обвинить шуйского священника протоиерея Павла Светозарова и палехского священника Иоанна Рождественского в таком преступлении, как принадлежность их к Православной Церкви. И встает вопрос, чего же от них хотели власти, почему расстреляли, в какой форме выразилось исповедничество священников? Как это видно из судебного расследования власти хотели, прежде всего, чтобы обвиняемые с ними сотрудничали, то есть, поддержали выдвинутые ими обвинения об оказании сопротивления при изъятии церковных ценностей. Для протоиерея Павла это означало признать вину и покаяться перед судом, публично выставив Церковь бессердечной златохранительницей, злостно не желавшей помочь умирающим от голода людям. Священнику Иоанну Рождественскому следовало бы, по мнению властей, подобно Иуде, для сохранения собственной жизни назвать имя человека, который принес ему для зачтения в храме послание Патриарха Тихона. То есть, сделать то, что делали обновленцы. Таким образом дело шло уже об отстаивании христианских принципов на практике.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

– Л. 53. Подлинник на бланке постановлений Политбюро, колонка “Слушали” на машинке, колонка “Постановили” от руки. Вверху рукописные пометы: 1) “Только для т. Сталина”: 2) “В протокол не вносить”. Поэтому в черновом протоколе заседания Политбюро 13, п. 9 от 21 июня 1923 г. (АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 344) записи этого постановления нет, она перемешена в публикуемое д. 24. Комментарии Дело 24 [ 1 ] Речь идет о приговоре, вынесенном 25.04 1922 г. в г. Иваново-Вознесенске выездной сессией Верховного трибунала по делу о событиях в г. Шуе П-109). Трибунал приговорил к расстрелу священников Ивана Степановича Рождественского, Павла Михайловича Светозарова и мирянина Петра Ивановича Языкова. См. также 24–2, 24–3, 24–5. [ 2 ] Таким образом, расстрел двух священников в связи с событиями в Шуе был санкционирован Политбюро 4 мая 1922 г. дважды 24–3 и 24–5). [ 3 ] Об исполнении этого решения см. П-125, П–126. [ 4 ] О приговоре было сообщено в “Известиях” уже 9 мая 1922 г. [ 5 ] Постановление ВЦИК см. П–9, об инструкции см. П-14. [ 6 ] Текст § 6 Постановления ВЦИК от 13 июня 1921 г. гласит: “Произнесение проповедей, поскольку таковые являются неотъемлемой составной частью богослужения данного культа, допускается при непременном, однако, условии, чтобы по содержанию своему проповедь имела исключительно религиозный характер”. – Революция и церковь . 1922. 1–3. С. 52–53. [ 7 ] См. об этом П-19. [ 8 ] См. комм. 6 к д. 24. В конце абзаца – цитата из Пс. 136, 9 . [ 9 ] Во всем тексте приговора Московского Ревтрибунала это единственное упоминание фамилии Коровкина. Более нигде в тексте она не встречается. По всей видимости, эта фамилия попала в приговор из предварительного списка лиц, обвиняемых в сопротивлении изъятию церковных ценностей по Москве (см. П-94). В этом списке, составленном уполномоченным VI отделения Секретного отдела Московского губотдела ГПУ М. М. Шмелевым, под 34-м номером значится Коровкин Василий Хар-липович. Причем порядок перечисления фамилий, начиная с 28-го номера (Бардунова Екатерина Михайловна) и до 40-го номера (Максимов Иван Егорович), полностью совпадает с порядком перечисления фамилий в пункте шесть приговора (от Бардуновой до Максимова). Как видно, при переписке блоком этих фамилий делопроизводитель (секретарь судебной части Московского ревтрибунала?) не только тщательно повторил ошибки в написании отдельных фамилий, допущенные М. М. Шмелевым, когда вместо Баркуновой появилась Бардунова, но и ошибочно вписал фамилию Коровкина. См. также сноску “и” на с. 206.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЯЗЫКОВ ПЕТР ИВАНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Языков Петр Иванович ( 1881 - 1922 ), певчий церковного хора, мученик . Память 27 апреля , в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских . Родился в 1881 году в Шуе . Воспитывался в благочестивой семье, с детства ходил в церковь и пел на клиросе. В юности обучился профессии литейщика и работал на Шуйской фабрике объединенной мануфактуры сначала рабочим, а затем заведующим литейной мастерской. Был певчим церковного хора. Проходя мимо Воскресенского собора на фабрику, он увидел, что у входа в него собирается народ. Узнав, что ожидается приезд комиссии по изъятию церковных ценностей , вошел в храм. Комиссия появилась вскоре и, тесня людей, направилась в алтарь. Когда они проходили мимо, Петр Иванович заметил, что председатель комиссии Вицин пьян. " Смотрите, эти люди вошли в церковь пьяными, - сказал он близ стоящим, - это оскорбление верующих. К тому же они вооружены. С оружием в алтарь входить нельзя. " Раздраженная комиссия стала требовать от настоятеля собора о. Павла Светозарова выгнать верующих из храма, угрожая в противном случае взять его и других активистов прихода заложниками. Народ, однако, расходиться не собирался. В ответ на просьбу разойтись, высказанную одним из прихожан, ранее выбранного для ведения переговоров с властями, Петр Языков сказал ему: " Если ты боишься, что тебя арестуют, то сними с себя полномочия, найдутся другие, которые умеют говорить с властями " . Время шло; приступить к описи при народе большевистская комиссия боялась, повода же для ареста настоятеля и других не находилось. В результате они удалились ни с чем, и храм в тот день удалось уберечь от поругания. В тот же вечер президиум уездного исполкома постановил принять " решительные меры " . Через день к храму большевики приехали уже с пулеметами. В тот день ими было убито 4 и ранено 18 человек. После этой кровавой расправы власти преступили к арестам. Среди других был арестован и Петр Языков. Проходил по групповому делу " Шуйское дело (1922г.) об изъятии церковных ценностей " .

http://drevo-info.ru/articles/14876.html

Валерий Любартович 9 июня 2004 г. Мировые войны ХХ века ушли в историю. Почти шестьдесят лет народы Западной Европы наслаждаются миром. Однако стоит ли нам, христианам, забывать слова святого апостола Павла: " Ибо, когда будут говорить: " мир и безопасность " , тогда внезапно постигнет их пагуба... Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться " (1 Фес. 5, 3; 6) Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл 2 января 2004 г. На Архиерейском Соборе 2000 года Русская Православная Церковь прославила святых Царственных страстотерпцев. В последние годы все больше внимания уделяется изучению жизни и деятельности последнего русского царя и его окружения. В этом номере ЦВ мы расскажем о человеке, на которого большинство исследователей фактически не обращали внимание. Между тем Петр Васильевич Петров (1858—1918) внес неоценимый вклад в воспитание детей императора Николая II, и особенно — наследника цесаревича Алексея. 10 сентября 2003 г. Дивеевская инокиня Евдокия девочкой участвовала в Саровских торжествах 1903 года. После октябрьского переворота 45 лет прожила в московской семье Мартыновских-Золотовых и фактически спасла ее от голода в военные и послевоенные годы. Она молилась о своих тогда еще совершенно не церковных благодетелях. Сегодня о ней вспоминают с благодарностью и любовью Андрей Золотов-Светозаров 10 июля 2003 г. В рассветный час 14 октября 1947 года грузовая машина доставила к Елоховскому собору продолговатый деревянный ящик темно-вишневого цвета. В нем находились святые мощи святителя Алексия, переданные верующим той же ночью по распоряжению Правительства СССР. Святые реликвии были встречены в столь раннее время Святейшим Патриархом Алексием I с немногочисленными священнослужителями, которые перенесли ящик — временную раку — в Никольский придел собора. 15 мая 2003 г. Несмотря на множество публикаций о последних годах семьи императора Николая II, в этой области остается много белых пятен. Крайне скудно написано о людях, не покинувших царскую семью до дня ее трагической гибели. Среди них — англичанин Чарльз Сидней Гиббс, человек сложной и интересной судьбы. 24 марта исполнилось 40 лет со дня его кончины.

http://e-vestnik.ru/analytics/page/44/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010