Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XLII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XLII ЛЭНДМАРКИЗМ течение в амер. баптизме, сторонники которого полагают, что истинной церковью является только местная и «видимая» конгрегация ЛЮБАК Анри Мари Жозеф Сонье де (1896-1991), католич. богослов, историк, общественный деятель, иезуит, кардинал ЛЮБАЧИВСКИЙ Мирослав Иван (1914-2000), кард., верховный архиеп. Львовский, глава краинской греко-католической Церкви ЛЮБЕЦКИЙ Иван Константинович (?, Харьков - 1744), гравер, работавший в технике резца и офорта, живописец ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ соглашение 1569 г. об объединении в одно государство («Речь Посполитую обоих народов») Литовского великого княжества с Польским королевством ЛЮБЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1875-1905 гг. в составе Варшавской епархии РПЦ, в 1923-1940 гг. в составе Варшавско-Холмской митрополии, в 1940-1944 гг. в составе Холмско-Подляшской епархии Польской автокефальной православной Церкви ЛЮБОВЬ высшая христианская добродетель; одно из имен Божиих; в христианской философии - отношение к кому-либо (чему-либо) как к безусловно ценному, общение и единение с которым воспринимается как благо ЛЮБОВЬ Семеновна Сухановская (Суханова) (1852-1921 (по др. данным, 1920), блж. (пам. 8 февр. и в Соборе Рязанских святых) ЛЮБОПЫТНЫЙ Павел Онуфриев (Светозаров Павел Львович; 1772-1848), деятель старообрядческого поморского согласия, историк, писатель, библиограф ЛЮБОСТИНЯ жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Крушевацкой епархии Сербской Православной Церкви ЛЮДОВИК IV БАВАРСКИЙ [Людвиг] (кон.1281 или нач. 1282 - 1347), германский король (с 1314) и император Свящ. Римской империи (с 1328) из династии Виттельсбахов 99-103 ЛЮДОГОЩИНСКИЙ КРЕСТ поклонный деревянный крест 1359 г. из новгородской ц. во имя святых Флора и Лавра на Людогощей ул. 103-105 [Луксовий], бенедиктинское аббатство святых апостолов Петра и Павла на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен в архиеп-стве Безансон (деп. В. Сона, Франция)

http://pravenc.ru/vol/xlii.html

Но как выразить все это средствами визуального искусства, не сбившись на стилистику " Ночного дозора " ? Восемь вечеров, которые мы провели с телесериалом " Преступление и наказание " (добавим еще и многолюдную дискуссию о нем в передаче А. Гордона " Закрытый показ " ), заставили вновь задуматься об этом. Впрочем, сначала надо, наверно, задаться другим вопросом: какова цель, которую ставили перед собой создатели очередной экранизации, - познакомить зрителей с сюжетом произведения или постараться дать им настоящего Достоевского, воссоединить с его духом? Режиссер фильма Дм. Светозаров неоднократно подчеркивал в своих интервью, что выбирает первое. Но эти два решения кажутся альтернативными только на первый взгляд. Главный сюжет произведений Достоевского - движение человека и человечества к Богу или от Него, происходящее и в душе сопереживающего читателя. При буквальном же воспроизведении актерами фабулы все превращается в череду " надрывов " , Достоевский - в плохого Тургенева, а озадаченный зритель, не читавший или плохо помнящий текст, задается вопросом: зачем я буду " погружаться в пучину чужого безумия? " (часто повторяющийся вопрос в интернетовских откликах на телесериал). Дм. Светозаров утверждает, что, поскольку работал " на массовую аудиторию " , видел свою задачу исключительно просветительской: представить зрителям каноническое прочтение романа, без всяких " режиссерских трактовок " . Но для Достоевского не существует канонических прочтений. Выдающийся русский литературовед В.Н. Топоров сравнивал произведения Достоевского с воронкой: с каждым новым прочтением заинтересованный и доверяющий тексту читатель выходит на все более глубокие уровни постижения тайн бытия. Вскоре после выхода романа многие современники разглядели в нем лишь клевету на " передовое " студенчество. Дм. Светозаров понимает содержание романа так: Раскольников - неудачник, а роман доказывает, что убивать, даже во имя благих целей, нельзя (сужу по его многочисленным высказываниям и по фильму). Странно только, что роман с таким " каноническим " прочтением считается одной из величайших книг мира. Да и вопрос неизбежный в таком случае возникает: почему нельзя? " Арифметика " Раскольникова (смерть никчемной зловредной старушонки и десятки спасенных с помощью ее денег жизней) тогда неопровержима. Опровержима она только в одном случае: если человек создан Богом по Своему образу и подобию, составляет со всеми остальными своими братьями и сестрами в Боге единое целое и жизнь его не ограничена земными рамками - что и показано блистательно в романе " реалиста в высшем смысле " Достоевского.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Дмитрий Киселев:  Как? Вы сторонник этого? Алексей Светозарский: Вы насчет Дмитрия Сергеевича. Дмитрий Киселев:  Зачем Вы приписываете? Николай Сванидзе: Как? Дмитрий Киселев:   Почему сторонник репрессии? Мы жестко осуждаем репрессии. Николай Сванидзе:  Жесткого осуждения я не услышал! Дмитрий Киселев:  Почему же? Я сейчас говорю. Послушайте. Каждый из сидящих здесь жестко осуждает. Зачем вы приписываете то, чего нет. Вы — сторонник репрессии. Договорим, Николай! Алексей Светозарский: Хорошо. Я вас сначала немножко разочарую. Будучи студентом Московского университета, из уст Дмитрия Сергеевича Лихачева я слышал его мировоззренческую позицию. Он позиционировал себя как атеист. Это первое. Николай Сванидзе: Он глубоко верующий человек. Алексей Светозарский: Ради Бога! Видимо, изменилось что-то, но я слышал это сам. Николай Сванидзе: Видимо, с рождения. Алексей Светозарский: В начале 80-х он позиционировал себя именно так. Следующий момент. Действительно, давайте все-таки не будем здесь утрировать и передергивать. Да, сидели люди. Они сидели по всей стране. Да, было разочарование, но не только. Николай Сванидзе: Были репрессии против Церкви? Алексей Светозарский: Люди очень грустно реагировали… Дмитрий Киселев:  Согласились же уже. Николай Сванидзе: Не перебивайте! Репрессии были постоянно! Дмитрий Киселев: Были постоянно. Услышали? Алексей Светозарский: Так в чем дело? Дмитрий Киселев:  Сколько раз нужно сказать, чтобы вы услышали? Николай Сванидзе: Я не слышу слова «да». Я от вас слышу, а не от господина Светозарова. Алексей Светозаров: Вы не хотите слышать ответ! Никакого маховика… Дмитрий Киселев: Вот! Алексей Светозаров: В отношении Церкви… Дмитрий Киселев:  Да, в отношении Церкви. Алексей Светозаров: Сидели люди. Дмитрий Киселев:  Сидели, репрессий не было. Сидели, стояли. Ведущий: После короткого перерыва от этих исторических параллелей мы перейдем к дню сегодняшнему. Мы продолжаем «Исторический процесс». Слушается дело о Церкви и государстве, от гонений 20-х гг. до свободы совести сегодня.

http://pravmir.ru/istoricheskij-process-...

Совещание согласилось с тем, что намерение Сергия Четверикова, заменить систематический курс изучением текстов Священного Писания, рассчитан лишь на «добронастроенных» людей, поэтому полезнее соединить чтение Писания с существующей программой курса вероучения и нравоучения. Окончательное редактирование программы и объяснительной записки к ней поручили В.К. Недельскому. Постановили представить программу в окончательной редакции, так же как и протоколы совещания, на рассмотрение высшей церковной власти . К июлю 1925 г. программная комиссия завершила работу по составлению программ по истории и законоведению (докладчик В.Н. Светозаров), географии и родиноведению (докладчик проф. Н.М. Могилянский), естествоведению (докладчик С.А. Егунова), Закону Божию (докладчик протоиерей Сергий Четвериков), французскому языку (докладчик А.В. Бринкен), латинскому языку (докладчик Ф.К. Фролов), философской пропедевтике (докладчик проф. В.В. Зеньковский), пению (докладчик С.П. Орлов), графической грамоте (по трудам покойного А.Н. Смирнова), чистописанию (докладчик С.М. Рыжков). Проф. И.М. Малинин по просьбе Педагогического бюро стал председателем программной комиссии . На II съезде деятелей средней и низшей русской школы заграницей (5-12 июля 1925 г., Прага) присутствовали представители 40 организаций от 11 стран (Болгарии, Германии, Королевства сербов, хорватов и словенцев, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Финляндии, Франции, Чехословакии и Эстонии). Председателем президиума съезда выбран проф. И.М. Малинин, товарищами председателя - В.Н. Светозаров, проф. Д.М. Сокольцов и В.В. Руднев, секретарём - А.Л. Бем. В состав президиума вошли К.А. Александров, А.В. Жекулина, К.И. Иванов, А.А. Ких, Е.П. Ковалевский, проф. И.И. Лаппо, А.И. Тыминский . В работе комиссии по Закону Божиему, заседавшей 6, 7 и 9 июля, приняли участие епископ Бельский Сергий, протоиерей Пётр Беловидов (председатель комиссии), протоиерей Сергий Четвериков, В.К. Недельский (секретарь комиссии), графиня В.Н. Бобринская, М.А. Горчуков, князь П.Д. Долгоруков, проф. В.В. Зеньковский, проф. И.И. Лаппо, Н.Ф. Новожилов, А.П. Петров, В.Н. Светозаров и проф. Е.В. Спекторский .

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/04/...

Эта неординарная история произошла со мною. Мне действительно предложили исполнить в экранизации романа «Преступление и наказание» роль священника, который исповедовал перед смертью Семена Захаровича Мармеладова. Что из этого вышло? Давайте все по порядку. Думаю, что многие любители Достоевского помнят замечательный художественный фильм «Преступление и наказание», снятый в еще 1969 году режиссёром Львом Кулиджановым. В нем были блестяще воплощены образы романа: Раскольников в исполнении Тараторкина, Порфирий Петрович — в исполнении Смоктуновского, и один из самых сильных образов Мармеладов, сыгранный Евгением Лебедевым. Фильм стал классикой российского кинематографа. После него трудно представить героев Достоевского в другом воплощении. Казалось, лучше сыграть невозможно. Может быть, поэтому несколько десятилетий роман не экранизировался. Только спустя почти 40 лет за новую экранизацию в жанре телевизионного сериала взялся опытный кинорежиссёр Дмитрий Светозаров, известный по телесериалам «Улицы разбитых фонарей» и «Агент национальной безопасности». Работа продлилась полтора года. Премьера 8-серийного фильма состоялась 3 декабря 2007 года на «Первом канале». О новой работе я узнал совершенно случайно на стадии подготовки. Где-то в начале осени 2006 года мне позвонил помощник режиссера фильма (сейчас боюсь ошибиться в имени) и сообщил, что начата работа над фильмом по роману Достоевского. - Работа масштабная, серьезная. Снимает наш мэтр Дмитрий Иосифович Светозаров. Будет снято восемь серий, в которые войдет практически весь роман дословно. Я искренне обрадовался тому, что знаменитый роман наконец-то дождался своей новой экранизации, и в то же время удивился, чем я могу быть полезен в этом деле. Помощник режиссера, как будто почувствовав мой внутренний вопрос, сразу перешел к нему: «Нам посоветовали обратиться к вам в Музее Достоевского. Мы знаем, что вы работаете в Музее и совмещаете это со службой в Церкви». Я подтвердил: «Именно так. Работаю в Музее научным сотрудником и одновременно служу в храме на сельском приходе, а также являюсь настоятелем храма на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге...»

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/02/ta...

Ф. 493. Оп. 1. Д. 53. Л. 32–34 копия рукописи. 40 Полный текст циркуляра следующий: “Преподавание Закона Божия в силу декретов советской власти в некоторых учебных заведениях было прекращено, а во многих школах признано необязательным. Считая целесообразным и справедливым удовлетворить по возможности всесторонне духовные запросы детей, заботясь и стремясь к повышению общеобразовательного уровня, выработке устойчивых понятий нравственности как одного из главных элементов более полного и стройного мировоззрения — предлагаю: 1) преподавание Закона Божия сделать обязательным во всех школах; 2) принять меры к постановке преподавания Закона Божия на должную высоту в интересах достижения указанных выше целей; 3) устраивать, при наличности благоприятных условий, кружки учащихся для собеседований по религиозно-философским вопросам, ответа на которые жаждет пытливый юношеский ум”. — Циркуляр управляющего отделом народного просвещения Всевеликого войска Донского В. Светозарова 1252 от 2 августа 1918 г.//ГАВО. Ф. 98. Оп. 1. Д. 309. Л. 17; О преподавании Закона Божия Циркулярное распоряжение управляющего отделом народного просвещения от 2 августа 1918 г. 1252//Педагогическая мысль (Ростов-на-Дону). 1918. 2 (декабрь). С. 40. 41 Циркуляр управляющего отделом народного просвещения Всевеликого войска Донского 3498 от 5 октября 1918 г.//ГАРО. Ф. 493. Оп. 1. Д. 15. Л. 59. 42 Циркуляр управляющего отделом народного просвещения Всевеликого войска Донского В. Светозарова 4132 от 12 октября 1918 г.//ГАРО. Ф. 493. Оп. 1. Д. 15. Л. 13; О Донском войсковом гимне Циркулярное распоряжение управляющего отделом народного просвещения от 12 октября 1918 г. 4132//Педагогическая мысль (Ростов-на-Дону). 1919. 1 (январь). С. 38–39. 43 Протокол заседания педагогического совета Урюпинского реального училища 22/8 от 16 октября 1918 г.//ГАВО. Ф. 98. Оп. 1. Д. 288. Л. 71 об. 44 Основываясь на указе Временного Высшего церковного управления от 31 июля 1919 г. “о мерах к наилучшей постановке преподавания Закона Божия” и “признавая необходимым предоставить большую возможность оо.

http://pravmir.ru/sudba-religioznogo-obr...

Едем дальше... Снова тормозят поезд. Оказывается, один офицер в отчаянии бросился с площадки вагона под колеса поезда... Его вытащили. Колесо успело перерезать лишь одну ногу, кажется, ниже колена. Он в забытье, красивый, но бледный лежал на траве. Мгновенно нашлись врачи. И при мне быстро совсем отрезали ему ноту вместе с сапогом и бросили ее под откос, точно падаль, а его забинтовали и перенесли в вагон. Был ли он без сознания или же ему стало уже все равно на свете, но он не проронил ни одного слова... Потом Новочеркасск... Столица Бсевеликого Войска Донского... Всевеликое... Тогда у всех была мания к величию и обособлению. Обособилось и казацкое Войско Донское, назвав себя странным именем " Бсевеликое " . В то время во главе его стоял атаман генерал Краснов. И у него были все министерства, как и в великих державах. Вдруг меня по телефону зовет " министр народного просвещения " . Шутка сказать!.. Что такое? Кто? " Я - Светозаров. Приезжайте ко мне на обед! " Еду... Боже! Болодя! Ты! Оказалось, мой одноклассник по Тамбовской семинарии Владимир Светозаров. Из поповичей - в донские казацкие министры! - Какими путями? - Да был преподавателем гимназии тут. Революция, съезд. Выбрали меня председателем общества педагогов, а генерал Краснов назначил министром. Он всегда был веселым хохотуном и насмешником, а тут - министр!.. Революционные капризы карьеристических взлетов... Но я чувствовал, что и Всевеликому войску недолго осталось жить. Чувствовал это и Володя с женой... Вместе с белыми армиями покатились и казаки. Большая часть их осталась на местах, другие потянутся потом в Крым, оттуда в Турцию, Европу, Америку... И ходят еще и теперь красные лампасы по белу свету, точно отбившиеся овцы... А народ сильный! Привыкли жить казаки собственниками - широко, богато, вольно, без помешиков. И нелегко им было принять советский принудительный коллективный строй. После суда над епископом Агапитом мне нужно было возвращаться в Крым. Харьков был уже у большевиков, и мне пришлось направиться через Кавказ к Новороссийску, а оттуда пароходом по Черному морю домой... Здесь мне пришлось разговаривать с одним белым офицером. От качки мы не могли ничего есть, а этот офицер закусывал и пил как ни в чем не бывало. Это меня заинтересовало, и мы познакомились. Высокий, властный, породистый, он происходил из богатой аристократической семьи. Большевиков ненавидел всеми силами души. Между прочим, поделился со мной тайной:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Много сделал в области народного образования, восстановления и сохранения религиозного просвещения на Дону В. Светозаров, управляющий отделом народного просвещения Всевеликого войска Донского в 1918-1919 гг. Период первоначального господства на Дону советской власти ярко охарактеризован им в воспоминаниях, опубликованных в эмиграции в парижском казачьем журнале «Родимый край». В. Светозаров писал о занятии большевиками столицы Дона Новочеркасска, Ростова-на-Дону, о новых советских порядках во всех отраслях государственной жизни и, в частности, о предвзятом и нетерпимом отношении советской власти ко всем старым учреждениям. Мемуарист отмечал, что «серьёзно говорить о реформах школы на Дону в духе декретов Центральной Советской власти за период их двухмесячного господства в Донской области не приходится, как за краткостью срока пребывания большевиков в Донской области, так, и это самое главное, за отсутствием какой-либо определённой программы и системы в распоряжениях новой власти». По словам В. Светозарова, первые декреты произвели самое разрушительное действие на донскую школу; за ними последовало следующее: «Отмена преподавания Закона Божия, как обязательного предмета, введение во все школы новой орфографии, приказ о вхождении в состав Педагогического Совета среднего учебного заведения особого комиссара от Отдела Народного Образования, распоряжение о введении в состав Совета с правом решающего голоса школьной прислуги» .  Созванное по поводу нововведений общее собрание Педагогического Союза поставило вопрос о том, как отнестись к мероприятиям советского отдела народного образования. Рискуя вызвать репрессии, общее собрание единодушно высказалось против всех мероприятий советской власти. Особая депутация, направленная к комиссару отдела народного образования с требованием отмены всех нововведений в школьной жизни, в ответ услышала лишь обвинения в буржуазности и саботаже и угрозы разогнать Союз, педагогов лишить жалованья, а вождей Союза расстрелять. В итоге декреты не были отменены, но в то же время строго не исполнялись, хотя в отдельных учебных заведениях Дона проявили солидарность с большевистской властью. Так 2-я Дувакинская женская гимназия отступила от постановления общего собрания Союза и провела все декреты Советской власти в отношении школы, вычеркнув из табели обязательных предметов Закон Божий . 

http://bogoslov.ru/article/716419

Лики и лица: Александра Кордочкина , жена священника, Мадрид, Испания. Фото из личного архива//Фома. - – март 2007. – С.86. – (рубрика « Лики и лица »). Процитировано высказывание героини рубрики о том, что значит «быть женой священника». ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ (раздел). – С.86-124. (на заставке – фото Централ Партнершип) Кино-театр: Система координат, где в центре – Бог. Зачем режиссерам Достоевский : Беседы с двумя режиссерами – Юрием Морозом и Дмитрием Светозаровым , которые сейчас работают над экранизацией романов Достоевского «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание»//Фома. - – марта 2007. – С.88-96. – (рубрика « Кино-театр »). В материал вошли два интервью: Юрий Мороз . Ответ о Боге. Фото Централ Партнершип/Беседовала Оксана Алешина. – С.89-93. Имеется краткая биографическая справка « Юрий Павлович Мороз …» (С.89); Дмитрий Светозаров . « Преступление и наказание» – трагедия бездарности /Беседовала Оксана Алешина. Фото киностудии «АСТС-фильм». – С.94-96. Имеется краткая биографическая справка « Дмитрий Иосифович Светозаров…» (С.95). Реклама : С.97. Кино-театр: Вырванное сердце цивилизации . Из переписки с читателями о фильме Мела Гибсона « Апокалипто »//Фома. - – март 2007. – С.98-100. – (рубрика « Кино-театр »). В подборку вошли следующие материалы: « Спасибо, Господи, что Ты есть…»/ Лариса Золотова , г. Челябинск.   (Письмо с впечатлениями о новом фильме Мела Гибсона). – С.98; Трагедия безволия /Алексей Соколов . Ответ на письмо читательницы. – С.99-100; Информационная врезка: Пять фактов о фильме . – С.100. Что смотреть: Представлены и прокомментированы кинофильмы: Каникулы господина Юло . Режиссер – Жак Тати . Франция, 1953 год/Представляет Алла Митрофанова //Фома. - – март 2007. – С.101. – (рубрики « Что смотреть », « Кино-театр »). Парниковый эффект . Режиссер – Валерий Ахадов . Россия, 2005 год/Представляет Алла Митрофанова //Фома. - – март 2007. – С.101. – (рубрики « Что смотреть», «Кино-театр »). « Лабиринт Фавна ». Режиссер – Гильермо дель Торо. Мексика-Испания-США, 2006 год/Представляет Алексей Соколов //Фома. - – март 2007. – С.101. – (рубрики « Что смотреть », « Кино-театр »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-47-m...

Его сменил ректор ДС архим. Варсонофий (Курганов; впосл. епископ Глазовский) (1889. 8 - 1891. 6), также редактор обоих отделов «О. е. в.». Затем редакторами офиц. отдела были секретари консистории Н. П. Спасский (1891. 8 - 1892. 8/9), А. И. Никонович (1892. 18 - 1896. 13/14), Н. А. Никитин (1896. 19 - 1897. 39) и свящ. Митрофан Афонский (с 1906 епископ; 1897. 40 - 1910. 14), а неофициальной - прот. В. А. Детский (1891. 8 - 1894. 6), прот. М. Смирнов (1894. 7 - 1902. 25 редактор; 1902. 26 - 1903. 10 совм. с А. Светозаровым), А. С. Светозаров (1903. 11 - 1904. 21 исполняющий должность редактора; 1904. 22 - 1907. 41 редактор). С 42 за 1907 г. редактирование неофиц. отдела перешло к еп. Митрофану (1907. 42 - 1908. 11 за редактора; 1908. 12 - 1910. 14 редактор). Затем редактором официального и неофициального отделов «О. е. в.» стал ректор ДС прот. В. А. Сахаров (1910. 15-17/18 и. о. редактора; 1910. 19 - 1917. 15/16 редактор), к-рого на этом посту сменил преподаватель ДС М. Н. Полунин (1917. 17/18 за редактора; 1917. 19 - 1918. 2 и. о. редактора; 1918. 3/4-24 редактор). Отдельные номера в отсутствие редактора выпустили инспектор ДС иером. Михаил (Ермаков; впосл. митрополит Киевский) (1889. 4-7), инспектор ДС иером. Порфирий (Виноградов; впосл. архимандрит) (1891. 7), и. о. секретаря консистории В. Ф. Ансимов (1892. 10-17. Отд. офиц.), прот. М. В. Смирнов (1895. 40-42/43; 1896. 15-18. Отд. офиц.), В. К. Орлов (1908. 1-11. Отд. офиц.), преподаватель ДС А. В. Успенский (1911. 25-32/33), преподаватель ДС Н. И. Калинников (1916. 14). С 19 за 1868 по 8 за 1870 г. редактор неофиц. отдела в журнале не был указан. В офиц. отделе помещались Высочайшие манифесты и рескрипты, касающиеся Церкви и духовенства, указы и определения Синода, распоряжения и циркулярные отношения Хозяйственного управления при Синоде, обер-прокурора и его канцелярии, утвержденные Синодом документы общецерковного значения (напр., Устав Об-ва восстановления православного христианства на Кавказе), извещения о книгах и журналах, рекомендованных Учебным комитетом при Синоде; распоряжения епархиального начальства, в т.

http://pravenc.ru/text/2581555.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010