Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 УЖУРСКИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Петропавловский храм в г. Ужуре, не позд. 2009 г., фотография с сайта uzhur-city.ru Постройка храма в небольшом хакасском улусе, будущем городе Ужур , была разрешена митрополитом Тобольским и Сибирским Павлом (Конюскевичем) , при условии, что она будет осуществлена на средства прихожан - " собственным коштом " . Средства на церковь дал кызыльский князь Гавриил Ульчугачев. Строительство началось в 1770 году. В те времена крещеных хакасов по официальным данным церковной статистики насчитывалось более 1700 человек. Чтобы сделать новую веру более понятной для недавних кочевников, храм построили в виде юрты, а священников обязали знать хакасский язык. 28 января 1775 года церковь была освящена во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла . В 1778 году при храме был учрежден приход, состоявший в 1781 году из села Ужурского (10 дворов) и деревень: Басагорской (48 дворов), Кызыйской (52 двора), Игитской (53 двора), Ачинской (65 дворов), Камнерекской (5 дворов) . В 1821 - 1824 годах русскими переселенцами был возведён каменный Петропавловский храм с сохранением первоначальной архитектурной особенности - в виде юрты. В 1826 году был устроен придел , выполненный уже в традиционном стиле русского храмового зодчества, и освященный в честь Богоявления Господня . В путевых записках епископа Енисейского и Красноярского Никодима (Казанцева) , посетившего село в 1863 году, отмечен иконостас Ужурской церкви " в польском иль общесибирском вкусе " , а также " иконы в богатых ризах " . В начале 1910-х годов в приходе, кроме села, числились деревни: Кулунская, Андроновская, Усть-Изыкчульская, Баитатская, Лопатинская, Усть-Сосновская, Васильевская и Столбинская (около 6 тыс. человек). При церкви имелась библиотека (более 500 томов). Действовало церковно-приходское попечительство. Причт состоял из священника, диакона и псаломщика, не позднее 1919 года был открыт второй штат (священник и псаломщик).

http://drevo-info.ru/articles/13671957.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Синод Украинской Православной Церкви направил на рассмотрение Святейшего Патриарха материалы к общецерковной канонизации митрополита Тобольского Павла (Конюскевича) и митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Амфитеатрова) 21.04.2008 На состоявшемся 18 апреля под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви был заслушан рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых УПЦ архиепископа Криворожского и Никопольского Ефрема. Как сообщает Пресс-служба Украинской Православной Церкви, были приняты следующие решения: Материалы по канонизации митрополита Тобольского Павла (Конюскевича) и митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Амфитеатрова) направить на рассмотрение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия для последующего и общецерковного прославления; Синод УПЦ также благословил: Седмица.Ru Редакция текста от: 21.04.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4826.html

В 1758 году на Тобольскую кафедру был назначен преосвященный Павел (Конюскевич). Он родился в 1705 году в галицком городе Самборе, в семье православного мещанина. Образование получил в Киевской Академии, где обратил на себя внимание смирением и кротостью нрава, которые соединялись у него с непреклонной твердостью характера и блестящими успехами в науках. По окончании курса его оставили в Академии преподавателем пиитики. В 28-летнем возрасте молодой профессор принял монашеский постриг. Вскоре его вызвали в Москву и назначили проповедником в Славяно-греко-латинскую Академию. Потом в течение 15 лет он был архимандритом Юрьевского монастыря в Новгороде. Рукоположенный в сан митрополита Тобольского, преосвященный Павел (Конюскевич) немедленно выехал в Сибирь. Много внимания уделял он Духовной школе. До него в Тобольской семинарии не было последнего богословского класса. Чтобы открыть этот класс, митрополит вызвал из Киева трех ученых монахов. Он строил и освящал церкви в городах и селах своей огромной епархии, открыл несколько новых монастырей. С подчиненным ему духовенством архипастырь обходился строго и требовательно, к нерадивым клирикам относился круто, часто назначал провинившихся на черные работы, но к нуждавшимся священникам и причетникам, к вдовам и сиротам духовного сословия был сострадателен и милостив. В своей наполовину инородческой епархии, где к тому же среди русских людей много было старообрядцев, особую заботу проявлял он о миссионерстве. Святитель посылал миссионеров и в языческие селения, и к мусульманам, и к старообрядцам. Весть о секуляризации церковных земель встревожила деятельного архипастыря. Он опасался, что предстоявшее ограбление Церкви приведет к закрытию монастырей, служивших очагами миссионерства в Сибири. Вслед за страдальцем митрополитом Арсением (Мацеевичем) Тобольский святитель подал в Синод записку, в которой откровенно и резко изложил свое мнение. Синод, по повелению Екатерины II, открыл дело. В 1767 году митрополит Павел был вызван в Москву на заседание Святейшего Синода. Но он отказался оставить свою кафедру и выехал лишь после самых настоятельных требований из Петербурга.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Павел, святитель, митрополит Тобольский и Сибирский (Конюскевич или Конюшкевич Петр) († 1770; память 4/17 ноября, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился в 1705 году в городе Самборе в Галиции в семье богатого мещанина. Начальное образование получил в Самборском училище, затем в Киевской духовной академии. По окончании академии оставлен в ней учителем пиитики. В 1733 году пострижен в монашество. В 1740 году в сане иеромонаха назначен проповедником Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1744 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря. 23 мая 1758 года хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского с возведением в сан митрополита. 11 января 1768 года уволен на покой в Киево-Печерскую лавру. Скончался 4 ноября 1770 года в Киево-Печерской лавре. Погребен в Великой Церкви в усыпальнице под Стефановым приделом лаврского собора, где тело его сохранилось нетленным. Митрополит Павел – великий архипастырь, неуклонно шествовавший к высшему духовному совершенству, явивший собой высокий пример истинного подвижничества. Он имел глубокие знания высших истин христианского вероучения. Обладал замечательным даром поучения, редкими администраторскими способностями, глубоким умом, всесторонней ученостью и крепостью воли. Отличался, сверх того, необыкновенной кротостью нрава и высокохристианским смирением. Был утешителем вдов и сирот. Но при всех положительных качествах святитель был очень строг и взыскателен к проступкам духовенства: для вразумления виновных он не пренебрегал ни черными работами по монастырям и в архиерейском доме, ни телесными наказаниями, ни даже отлучением от Церкви. Высказывается и такое мнение, что он «был ожесточенным фанатиком по своим религиозным убеждениям», но в то же время «человеком высокого ума» и что «в борьбе с расколом высказал себя неугомонным пастырем». Принимая во внимание предыдущие характеристики его как человека кроткого и в то же время с крепкой волей и редкого администратора, можно думать, что его «негуманные» поступки были продиктованы необходимостью, а может быть, в высшем смысле, были очень гуманными. А фанатизмом наши либералы обыкновенно называли несгибаемую убежденность.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   В 1758 году на Тобольскую кафедру был назначен преосвященный Павел (Конюскевич). Он родился в 1705 годув галицком городе Самборе, в семье православного мещанина. Образование получил в Киевской Академии, где обратил на себя внимание смирением и кротостьюнрава, которые соединялись у него с непреклонной твердостью характера и блестящими успехами в науках. По окончании курса его оставили в Академиипреподавателем пиитики. В 28-летнем возрасте молодой профессор принял монашеский постриг. Вскоре его вызвали в Москву и назначили проповедником вСлавяно-греко-латинскую Академию. Потом в течение 15 лет он был ар­химандритом Юрьевского монастыря в Новгороде.    Рукоположенный в сан митрополита Тобольского, преосвященный Павел (Конюскевич) немедленно выехал в Сибирь. Много внимания уделял он Духовной школе. Донего в Тобольской семинарии не было последнего богословского класса. Чтобы открыть этот класс, митрополит вызвал из Киева трех ученых монахов. Он строил иосвящал церкви в городах и селах своей огромной епархии, открыл несколько новых монастырей. С подчиненным ему духовенством архипастырь обходился строго итребовательно, к нерадивым клирикам относился круто, часто назначал провинившихся на черные работы, но к нуждавшимся священникам и причетникам, к вдовам исиротам духовного сословия был сострадателен и милостив.    В своей наполовину инородческой епархии, где к тому же среди русских людей много было старообрядцев, особую заботу проявлял он о миссионерстве. Святительпосылал миссионеров и в языческие селения, и к мусульманам, и к старообрядцам. Весть о секуляризации церковных земель встревожила деятельного архипастыря.Он опасался, что предстоявшее ограбление Церкви приведет к закрытию монастырей, служивших очагами миссионерства в Сибири.    Вслед за страдальцем митрополитом Арсением (Мацеевичем) Тобольский святитель подал в Синод записку, в которой откровенно и резко изложилсвое мнение. Синод, по по­велению Екатерины II открыл дело. В 1767 году митрополит Павел был вызван в Москву на заседание Святейшего Синода. Но онотказался оставить свою кафедру и выехал лишь после самых настоятельных требований из Петербурга.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Бывают часто просьбы отслужить в помощь отчаянно больным литургию на престоле, под которым почивает святитель. И говорят, что его предстательством больной выздоравливает или наступает легкая, тихая, бесстрадальная смерть. Павел Конюскевич, митрополит Тобольский Митрополит Тобольский Павел, в миру Петр Конюскевич, родился в 1705 году в городе Самбаре, в Галиции, в Червонной Руси. Его отец, Самбарский гражданин, был, вероятно, богатый человек. Он дал сыну образование в местном училище. Петру хотелось продолжить это образование, и он отправился в Киев, поступил в Киево-Братскую Академию. Учился он прекрасно и также обратил на себя внимание замечательной кротостью нрава, которая, однако, соединялась в нем с большой твердостью. Окончив курс, он был оставлен при Академии преподавателем пиитики. Благочестивый, тихий, любивший церковное дело, богослужение — он всегда чувствовал влечение к монашеству, и на 28м году пострижен в иночество. В звании иеромонаха он сопровождал настоятеля Лавры в Петербург в качестве распорядителя по экономической части. Это была сложная должность, так как нужно было вести отчетность всякой расходуемой копейке. Доселе в ризнице Лавры сохранилась шнуровая книга, данная Павлу от Духовного Собора Лавры. Она исписана вся его рукой и очень интересна, как характерный документ церковно-общественной жизни того времени. В Киев на этот раз ему не пришлось вернуться: он был послан в Москву на видную должность проповедника при Московской Славяно-Греко-Латинской Академии. Служа в Москве, он выделялся как способностями и даром красноречия, так и настойчивостью в труде и строгостью жизни. Чрез два года он был назначен архимандритом Новгородского Юрьева монастыря. Здесь он оставался 15 лет и воздвиг много построек. 5 мая 1758 г. он был рукоположен в сан митрополита Тобольского и Сибирского. После трудного и долгого пути, он приехал в Тобольск в морозный день 20 ноября, и, проведя ночь в Знаменском монастыре, наутро облачился в летней его церкви и торжественным ходом пошел в нагорный город. Совершив молебен в городских воротах, он проследовал в летний Успенский собор, где и отслужил обедню.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

614 Захария Копыстенский (псевдоним Азария; †1627) – червонорусский шляхтич из Перемышля, писатель, культурный и церковный деятель, архимандрит Киево-Печерской лавры с 1624 г. Его «Палинодия, или книга обороны» (1621–1622) была направлена против католицизма и Унии и вы­ражала идею объединения Восточной Европы под эгидой Православия. 616 Имеются в виду святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярос­лавский († 1299), и чада его святые благоверные князья Давид († 1321) и Константин († ранее 1321). 617 Иоасаф Белгородский (Горленко Иоаким Андреевич; 1705–1754), святи­тель. С 1748 г. – правящий епископ Белгородский и Обоянский. 1 декабря 1920 г. во исполнение постановления Народного комиссариата юстиции от 23 августа 1920 г. «О ликвидации мощей», состоялось вскрытие мощей святителя под руководством специально назначенной комиссии. Комиссия составила официальный акт, подписанный её членами и опубликованный в «Курской правде» за 10 декабря 1920 г. Мощи были отправлены в Москву, в Музей Наркомздрава на Петровке, затем в антирелигиозный музей. В 1930-х гг. их перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию Музея исто­рии религии и атеизма в бывшем Казанском соборе. 618 Феодосий Черниговский (Полоницкий-Углицкий; 1630-е – 1696) – святи­тель, архиепископ Черниговский. 619 Павел (Петр Конюскевич (Канючкевич, Конюшкевич); 1705–1770) – мит­рополит Тобольский и Сибирский, святитель. С 1768 г. жил на покое в Киево-­Печерской лавре. 622 Точнее; Юрий (Георгий) Владимирович, по прозвищу Долгорукий (1090-е – 1157) – князь Ростово-Суздальский и великий князь Киевский, шестой сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Традиционно считается основателем Москвы. 636 Праведная Анна Пророчица, благочестивая вдова из Иерусалима, упоми­наемая в событии Сретения Господня, вместе с Симеоном Богоприимцем сла­вила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме ( Лк. 2:38 ). 640 Точно: «Закон свободен научать всякой истине, и многие читают его по своему, но немногие разумеют по мере того, как исполняют заповеди» (Марк Подвижник, прп. 200 глав о духовном законе, 30//Добротолюбие. Т. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Филарет). После митр. Филофея новый подъем миссионерской деятельности в Западной Сибири относится ко времени имп. Елисаветы и к управлению Тобольской и всея Сибири епархией бывшего казанского миссионера, владыки Сильвестра (Гловатского), правившего с 1749 по 1755 г. Своими решительными действиями против магометанства, он возбудил против себя татар. В особенности вызвали среди них волнения поднятое им дело об их пропаганде в Барабинской степи и в Оренбургском крае. Началось это дело в 1751 г. рассмотрением в Сенате жалоб тобольских и татарских бухарцев и служилых, а также ясачных татар. Сильвестр выдвинул против них свои обвинения. Он писал, что татары и бухарцы хулят Св. Крещение, называют христианство идолопоклонством, новокрещеных склоняют принимать магометанство, колют иконы, срывают с христиан кресты. «Барабинцев и неимущих никакого закона Остяков, Вогуличей, Калмыков в свой закон целыми деревнями превратили» – писал митр. Сильвестр. Владыка Сильвестр был переведен в Суздаль. Правительство назначило особую следственную комиссию. По свидетельству архиеп. Филарета, комиссия эта много повредила миссионерскому делу в Сибири. Члены комиссии – духовные и светские –, не быв подчиненными митрополиту и губернатору, ссорились между собою и потому сменялись один за другим. Наконец Сенат закрыл комиссию и передал окончание дел на совокупное рассуждение митрополита и губернатора. Западно-сибирская миссия постепенно стала слабеть, а при имп. Екатерине II пришла в полный упадок. Полезную деятельность развивал митр. Павел (Конюскевич), правивший с 1758 по 1768 гг. Очень повредило миссионерскому делу отобрание в казну монастырских имений. Обители были главным средоточием миссионерской деятельности. Для успешного распространения христианства в восточной Сибири в 1706 г. открыта была Иркутская епархия, до 1727 г. входившая в состав Тобольской митрополии. Из святителей ея особенно прославились на миссионерском поприще два Иннокентия. Святитель Иннокентий (в мире Иван Кульчицкий), происходил из старой дворянской фамилии, род.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Но прошло ещё три недели – и вышел новый указ, в котором объявлялось намерение правительства заново рассмотреть вопрос о церковных недвижимостях. С этой целью 29 ноября 1762 года образована была Духовная Комиссия о церковных имениях. Результатом работы этой Комиссии явился изданный 26 февраля 1764 года указ императрицы Сенату о секуляризации населённых церковных имений. В Манифесте содержатся многочисленные ссылки на правительственные акты предшественников Екатерины Великой, начиная «с прадеда Нашего, блаженныя и вечнодостойныя памяти, Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича», который «в 1649 году, учреждая правосудие в подданном народе, усмотрел количество имений духовных не по намерению подателей употребляемое, помышлять начал о распоряжении оных и обращении на действительные дела Церкви Христовой» (там же. – В. Ц.), – имеется в виду, очевидно, прямо не упомянутое учреждение в 1649 году Монастырского приказа, в ведение которого передавалось управление церковными вотчинами с сохранением их, однако, в юридической собственности архиерейских домов и монастырей. Особенно много ссылок в «Манифесте» на акты «Нашего вселюбезнейшего деда Императора Петра Великого» по делам, связанным с управлением церковными населёнными землями и распоряжением доходами от них, но, казалось бы, странным образом, перечень прецедентов заканчивается упоминанием последних распоряжений на сей счёт «вселюбезнейшей тетки Нашей, в Бозе почивающей Императрицы Елизаветы Петровны» 503 , но в «Манифесте» нет упоминаний об указе Петра III, который по своему содержанию почти идентичен «Манифесту», изданному его вдовой, отменившей, однако, тот указ одним из первых своих актов. Манифестом от 26 февраля 1764 года все населённые имения передавались Коллегии экономии, и церковные учреждения совершенно устранялись от управления ими. Ревностные архиереи, монахи и клирики, благочестивые миряне с сердечной болью переживали страшное разорение монастырей. Но мало кто решился на открытое возражение. Указ о секуляризации критиковал митрополит Тобольский Павел (Конюскевич). Резкий протест выразил ещё во время работы Комиссии, до издания «Манифеста», митрополит Ростовский священномученик Арсений (Мацеевич) , за что был подвергнут суровой расправе: лишению сана, а потом заключению в каземат, в котором скончался в 1772 году после беспримерных страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Будучи логическим завершением государственной политики в отношении к Церкви, завещанной Петром Великим, секуляризация 1764 года предопределила, в свою очередь, последующие особенности жизни и развития русских монастырей. Историки удивляются, что монашество, в одночасье лишившееся главных источников не только своего существования, но и способов влиять на духовное и нравственное состояние народа, не обнаружило в 1764 г. и позже какой-либо действенной оппозиции. Скажем честно, после откровенно репрессивных мероприятий царского правительства в царствование Петра I и Анны Иоанновны, говорить о возможности какого-либо церковного или монашеского протеста, все равно, что требовать такого протеста от священноначалия Русской Церкви в советскую эпоху. Тем не менее, отдельные проявления духовного сопротивления все же имели место. В первую очередь нужно назвать дело митрополита Арсения (Мацее- вича), ныне канонизованного, поплатившегося не только свободой, но и жизнью за верность церковным канонам 624 . Протестовал против закрытия монастырей и митрополит Тобольский Павел (Конюскевич). Но вернемся к статистике. Церковные штаты, введенные Екатериной II, определяя норму численности монастырей и мона хов, вместе с тем не представляли собой замкнутой системы, не подверженной какой-либо динамике и отклонениям. 1764 год не может быть признан ни начальной, ни конечной точкой процесса сокращения обителей. Начало, как мы уже говорили, было положено Петром Великим в самом начале столетия, продолжалось все закрытие тех или иных монастырей практически до середины XIX в. Всего за синодальный период (с 1701 г. до середины XIX в.) было закрыто 822 монастыря, т. е. две трети из числа существовавших к началу преобразований. Согласно таблицам, приведенным в книге И. К. Смолича «Русское монашество», прослеживается следующая динамика. Итак, в 1764 г. после секуляризации оставалось в Великорос- сии 226 штатных и 161 заштатный монастырь, всего 387 (не считая Сибири и Украины). Справедливости ради следует отметить и тот факт, что несколько монастырей были возобновлены или вновь основаны уже в том же XVIII столетии. (По подсчетам И. К. Смолича , 18 мужских и 4 женских. См. также статистику Григоровича) 625 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010