Блаженнейший Митрополит Владимир открыл выставку в художественном музее имени Николая Ярошенко Киев, 12 октября 2010 г. 10 октября, во время своего визита в Полтаву Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины открыл в художественном музее (Галерее искусств) имени Николая Ярошенко выставку «Портреты церковных деятелей XVII-XIX веков из собрания Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника»., сообщает пресс-служюа Украинской Православной Церкви . После поздравлений и выступлений высокие гости были приглашены перерезать ленточку и видкриты экспозицию. На выставке экспонировались около 30 портретов из собрания Заповедника и облачения из ризницы Блаженнейшего Митрополита Владимира. Это осуществилось совместный выставочный проект Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, Полтавского художественного музея (Галерея искусств) имени Николая Ярошенко и Украинской Православной Церкви. Выставка проводится по случаю визита в Полтаву и с 75-летием Блаженнейшего Митрополита Владимира. Фондовое собрание Заповедника насчитывает около 80 тысяч единиц хранения. Ее коллекция портретов духовных лиц является одной из крупнейших среди музейных и церковных собраний Украине и России. Так, на выставке представлены портреты известных просветителей: киевских митрополитов Иоасафа Кроковского и Гавриила Кременецкого, архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Лазаря Барановича, митрополита Ростовского и Ярославского святителя Димитрия Ростовского, святителя Павла Конюскевича. Большинство экспонируемых портретов украшали интерьер Митрополичьих покоев Лавры и Конгрегационный зала Киевской духовной академии. Особое внимание в экспозиции уделено портретам духовных лиц - выходцев с Полтавщины и тех, чей служение происходило на кафедрах или в монастырях упомянутого региона. Полтавчанами были епископ Черниговский и Новгород-Северский Феофил Игнатович, архиепископ Воронежский святитель Антоний Смирницкий, митрополит Казанский Вениамин Пупек-Григорович, епископ Костромской и Галичский Геннадий Андриевский, митрополит Киевский Арсений Могилянский, епископ Полтавский и Переяславский Феофан Шиянов, архимандриты Авраам Флоринский и Мельхиседек Значко- Яворский, архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр Кулябко. Среди тех, чье духовное служение происходило на Полтавщине - архиепископ святитель Иоасаф Белгородский (Горленко), который с 1737 года был игуменом, впоследствии архимандритом этого монастыря, архиепископ Белгородский Феоктист Мочульский, который с 1776 по 1779 годы был архимандритом Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве, митрополит Киевский Тимофей Щербицкий, в 1737 году был игуменом этого монастыря, архиепископ Астраханский Сильвестр Лебединский, который с 1799 по 1807 годы был епископом Полтавским и Переяславским.

http://pravoslavie.ru/42000.html

В этом году был переведен из Киево-Михайловского монастыря в Киево-Печерскую лавру архимандрит Тимофей Щербацкий, избранный братией архимандритом лавры. По законам того времени он обязан был явиться в Петербург для представления императрице Анне Иоанновне и для возложения на него лаврских отличий, т. е. мантии со скрижалями, изображающими прпп. Антония и Феодосия, а также и панагии. Дождавшись на то из Святейшего Синода указа, он тотчас, взяв с собою потребную часть ризницы и достаточное число священнослужителей, немедленно отправился в путь, причем на должность дорожного эконома, или распорядителя по экономической части (шафара), был назначен к нему иеромонах Павел Конюскевич. Обязанность эконома довольно трудная, кропотливая и многосложная, ибо не только в столице, но на всем пути их следования иеромонах Павел обязан был вести строгую отчетность в каждой копейке и каждой даруемой тому или другому лицу книге. В то время был такой обычай, что всем высочайшим особам, или высокопоставленным лицам, дарили книги и вещи, и таких подарков было бесчисленное множество. Путешествие это в Петербург имело для о. Павла решающее значение. В Киев он уже не возвратился. И уже в 1741 году по указу Св. Синода был назначен в Москву на должность проповедника при Славяно-Греко-Латинской академии. Целых два года трудился здесь будущий святитель Православной Церкви в великом деле проповедания слова Божия. Неутомимые труды, строгость жизни и замечательный дар в сказании поучений снискали благоволение к нему Св. Синода, который указом 25 июня 1743 года предписал Новгородскому епископу Амвросию (Юшкевичу) предоставить отправленному к нему иеромонаху Павлу Конюскевичу первое праздное архимандритское место. Случай вскоре представился, и 18 февраля 1744 года Павел был произведен в архимандриты Новгородского Юрьева монастыря. Звание настоятеля монастыря возлагает на человека массу разнородных обязанностей и забот. Помимо мудрости, опытности и твердой воли, столь необходимых для пастырского водительства врученных Богом человеческих душ, нужны еще практические познания по архитектуре и домостроительству. Но Павел и здесь оказался на высоте своего призвания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Более тринадцати лет управлял архимандрит Павел Юрьевым монастырем. Но Богу угодно было избрать его на чреду обширнейшего служения Церкви и отечественного просвещения, и вскоре архимандрит Павел Конюскевич был пожалован митрополитом Тобольской епархии и хиротонисан в Петербурге 5 мая 1757 года. Не возвращаясь более к месту своего прежнего служения, митрополит Павел направился прямо в Тобольск, куда и прибыл 20 ноября того же года. Первым шагом архипастырской деятельности святителя Павла при приведении им Тобольской епархии в возможно благоустроенный вид было сооружение на необъятном пространстве ее возможно большего числа новых церквей. Митрополит Павел, на опыте зная, что главным образом религиозное просвещение народа зависит от пастырей Церкви, и стремясь к увеличению числа лучших пастырей и развитию среди них надлежащих пастырских знаний и нравственных качеств, обратил прежде всего особенное внимание на усовершенствование Тобольской семинарии. Просвещенный иерарх сам лично и непосредственно наблюдал за преподаванием уроков. Сибирь в тот период времени представляла из себя обширнейшее поле для христианско-просветительной деятельности. Однако мало радостного встретил святитель Павел по прибытии в свою паству. Правда, во многих городах Сибири стояло уже учение Христово. Но хотя ревность таких архипастырей, как св. Стефан Пермский, митрополит Филофей (Лещинский) и епископ Иннокентий Иркутский, и не оскудевала в отдаленнейших краях России, хотя путь проповедания слова Божия и был ими здесь проложен, однако окрестности Тобольска, Енисейска, Иркутска и Якутской области были полны бродячими племенами, погруженными в глубокое невежество и придерживавшимися шаманства. Сильно затосковал сердцем богомудрый святитель, огорчаясь тем, что такая осыпанная благословениями Божиими страна засорена была разного рода ересями, расколами и мерзостью идолопоклонства. Ревнуя об очищении ее от заблуждений и суеверий, он пламенно взывал к Богу, умоляя Его совершить над его паствой милость Свою: «Да будут вси едино стадо и един Пастырь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Павел, Митрополит Тобольский и Сибирский (+ 1770) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 4 нояб. в день преставления и 10 июня вместе с Собором Сибирских святых Святитель Павел Тобольский, в миру Петр Конюскевич, родился в 1705 г. в городе Самборе в Червонной Руси. Он учился в местном училище и в Киево-Братской академии и, по окончании ее, был в ней преподавателем. Он отличался кротким, но вместе с тем твердым характером и был очень настойчив в труде. Богослужение и церковное пение он очень любил. Двадцати восьми лет он принял монашество и сопровождал настоятеля лавры в Петербург, в качестве эконома. Затем он был проповедником Московской Славяногреколатинской академии и в течение 15 лет архимандритом новгородского Юрьева монастыря. В 1758 г. архимандрит Павел был возведен в сан митрополита Тобольского и Сибирского. Приехав на свою кафедру в самый канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, он на другой день служил в городском соборе литургию. Прежде всего новый митрополит обратил внимание на семинарию: оказалось, что в ней не преподавалось богословие, — он ввел преподавание его и сам непосредственно следил за ним. Из Киева он вызвал трех ученых монахов-преподавателей. Церкви в епархии, по большей части деревянные, часто горели, и святитель воздвиг около 20 каменных церквей и открыл много приходов. Строгий в управлении, он был сострадателен к бедным, сиротам и вдовицам. При нем в 1764 г. были открыты нетленными мощи святителя Иннокентия Иркутского (прославленного в 1805 г., память его 27 нояб.). Но в том же году были отобраны у монастырей земли и назначено им казенное содержание, весьма недостаточное для того, чтобы вести просвещение инородцев, которым они занимались. Святитель Павел заявил об этом в своем весьма резком докладе Святейшему Синоду. Вследствие этого состоялось заседание и митрополита Павла вызвали в Москву. Есть предание, что накануне святитель Павел явился во сне председателю заседания митрополиту Димитрию (Сеченову) и сказал ему на латинском языке следующее: «Некогда отцы наши, и в числе их некоторые святые, даровали Церкви разные земные удобства и неприкосновенность тех пожертвований утвердили заклятиями. И я, человек грешный, недостойный епископ Церкви Христовой, не своими поистине устами, но устами отцов моих проклинаю тебя, предателя церковных имуществ, и предрекаю тебе неожиданную смерть».

http://sedmitza.ru/lib/text/437849/

Преемник Сильвестра 16-й архипастырь Сибири Павел Конюскевич из архимандритов Велико-Новгородского Юрьева монастыря управлял сибирскою паствою 10 лет с 23-го мая 1758 г. по 11-го января 1768 г. В ту пору русская предприимчивость уже имела широкое развитие. Русскае зверопромышленные и ясачные зимовья возникали повсеместно. Даже под 68½ с. ш. был Хатангский погост с храмом, и там жили, по свидетельству Гмелина, 452 человека. Само собою разумеется, что с развитием поселений усиливалась и потребность в соответствующем устройстве православной жизни. Поэтому еще за 5 лет до митрополита Павла была вновь восстановлена иркутская кафедра, на которой с 18 апреля 1753 г. состоял епископ Софроний Кристалевский из наместников Александро-Невской лавры, который до дня своей кончины, последовавшей 30 марта 1771 г., подвизался 18 лет подвигом любящего отца своей паствы. Щедрость святителя Софрония не знала границ, он отдавал всего себя на дела благотворения, не съедал куска, не поделившись с кем-либо. Его жилище и весь Вознесенский монастырь в его время были переполнены призреваемыми больными бездомными и разными сиротами. – «Делами проповеди и светильником любви согревайте мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность по Бозе приводит», поучал владыка Софроний. И действительно так у него и было: – не он искал людей, нуждающихся в православном просвещении, а сами люди без различия племен и вер шли к нему тысячами и отдавали ему свои души и сердца, умножая собою церковную семью. Не уменьшилось это людское влечение к святителю Софронию и после его смерти. Его гробница вот уже 140 лет служит пристанищем для скорбящих людей и неугасимым алтарем для их молитв, возносимых ежедневно. И многое множество благодатных утешений к исцелений ниспосылает Господь молящимся у гробницы святителя Софрония, изображения которого очень распространены по всей Сибири. С таким кристально-чистым проповедником «делами любви» легко и отрадно было митрополиту Павлу. Поэтому время обоих святителей было в духовной жизни сибирского населения ременем зиждительным, временем бодрого христианского соревнования в заботах о благосостоянии церкви сибирской и ее деятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Несколько раз боевики из УНА-УНСО вновь пытались захватить Киево-Печерскую Лавру, но всякий раз верным УПЦ удавалось ее отстоять. С завидным постоянством галицкие громилы, большинство из которых принадлежат вовсе не к УПЦ КП, а к униатской церкви, придумывали новый повод для очередной провокации. Однажды, воспылав «ревностью» к памяти митрополита Тобольского Павла (Конюскевича), издавна местно почитаемого в Киеве, филаретовцы возжелели провести раскопки на руинах Успенского собора Лавры, где почивали до взрыва храма в 1941 году нетленные мощи святителя. Расчет был верным, и в итоге, когда православные попытались выпроводить нежеланных гостей, это вызвало новую драку и патасовку. В другой раз повод был избранн еще более оригинальный: УНСОвцы решили пропеть молебен на могиле одного из царских генералов, погребенного рядом с митрополичьими покоями владыки Владимира. К счастью, новое побоище тогда удалось предотвратить Подобным провокациям автокефалистов нет числа. И тем не менее, сам Филарет и его приспешники постоянно чувствовали себя абсолютно уверенными в собственной безнаказанности. К общественному мнению они всегда были равнодушны настолько, что даже, как сообщает В.Анисимов, сенсационные интервью детей Филарета и Е.П.Родионовой нимало не отразились на положении «заместителя патриарха Киевского» А поддержка властей, личное покровительство президента Кравчука и мощное лобби в парламенте Украины давали раскольникам все основания не бояться последствий своих «подвигов». Не дало никакого результата предание гласности фактов финансовых преступлений Филарета и присных. Деятельность УНСО и откровенно фашистские заявления ее лидеров также не стали поводом для судебного разбирательства, хотя одни только военизированные лагеря для боевой подготовки УНСОвцев, созданные вопреки законам, уже могли стоить их создателям свободы. Чтобы создать видимость размаха деятельности УПЦ КП, Филарет проводит огромное число «епископских хиротоний». Причем иногда лжеепископы ставятся на те или иные кафедры чисто номинально: на Востоке их «епархии» могли включать в себя один-два прихода, и то почти безлюдных.

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

Епископы из малороссов часто делали чрезвычайно стремительную карьеру. Епископ Гедеон (Криновский), который своими проповедями произвел большое впечатление на императрицу Елизавету, уже в 27 лет стал архимандритом Савво-Сторожевского монастыря, но не управлял им, а жил в Петербурге; год спустя он был назначен членом Святейшего Синода и архимандритом Троице-Сергиевой лавры; в 31 год он получил Псковскую епархию, но еще через два года (22 июля 1763 г.) его блестящая карьера оборвалась внезапной смертью . До секуляризации 1764 г. епархиальные кафедры, подобно монастырям, владели обширными вотчинами и получали от них значительные доходы. Они располагали очень большим числом слуг, особенно если кафедры эти занимали епископы-малороссы. Общее число слуг и управляющих составляло от 31 до 135 человек. Ростовская епархиальная кафедра владела землей, на которой жило 16796 крестьян, плативших до 5000 руб. оброка, а еще «дани», взимаемые с духовенства, таким образом, общая сумма доходов архиерея доходила до 8000 руб. Между тем, по штатам 1764 г. на содержание Ростовской кафедры назначалось всего 2014 руб. Возможно, это обстоятельство и стало причиной протеста против секуляризации со стороны Ростовского митрополита Арсения Мацеевича, который не из одних только принципиальных соображений так решительно и остро выступил против реформы Екатерины . Именно со стороны епископов-малороссов Арсения Мацеевича и Павла Конюскевича последовали открытые протесты против секуляризации. Это явилось причиной, из-за которой Екатерина стала с недоверием относиться к малороссам и заботилась о том, чтобы впредь, после 1764 г., архиерейские кафедры занимали великорусы. В ту пору (1763/64) из 26 епархиальных архиереев лишь 12 были великорусами. Однако мероприятия Екатерины, имевшие к тому же несколько частный характер, не могли уничтожить пропасть между епископом и духовенством,— пропасть, которая со временем становилась все глубже . В середине XVIII столетия появилось одно любопытное сочинение. Его автор утверждает, что «епископ» и «пресвитер» обладают одной и той же благодатью священства и что различие между тем и другим саном — явление относительно позднее, сложившееся исторически.

http://sedmitza.ru/lib/text/436672/

Епископы из малороссов часто делали чрезвычайно стремительную карьеру. Епископ Гедеон (Криновский), который своими проповедями произвел большое впечатление на императрицу Елизавету, уже в 27 лет стал архимандритом Савво–Сторожевского монастыря, но не управлял им, а жил в Петербурге; год спустя он был назначен членом Святейшего Синода и архимандритом Троице–Сергиевой лавры; в 31 год он получил Псковскую епархию, но еще через два года (22 июля 1763 г.) его блестящая карьера оборвалась внезапной смертью  . До секуляризации 1764 г. епархиальные кафедры, подобно монастырям, владели обширными вотчинами и получали от них значительные доходы. Они располагали очень большим числом слуг, особенно если кафедры эти занимали епископы–малороссы. Общее число слуг и управляющих составляло от 31 до 135 человек. Ростовская епархиальная кафедра владела землей, на которой жило 16796 крестьян, плативших до 5000 руб. оброка, а еще «дани», взимаемые с духовенства, таким образом, общая сумма доходов архиерея доходила до 8000 руб. Между тем, по штатам 1764 г. на содержание Ростовской кафедры назначалось всего 2014 руб. Возможно, это обстоятельство и стало причиной протеста против секуляризации со стороны Ростовского митрополита Арсения Мацеевича, который не из одних только принципиальных соображений так решительно и остро выступил против реформы Екатерины  . Именно со стороны епископов–малороссов Арсения Мацеевича и Павла Конюскевича последовали открытые протесты против секуляризации. Это явилось причиной, из–за которой Екатерина стала с недоверием относиться к малороссам и заботилась о том, чтобы впредь, после 1764 г., архиерейские кафедры занимали великорусы. В ту пору (1763/64) из 26 епархиальных архиереев лишь 12 были великорусами. Однако мероприятия Екатерины, имевшие к тому же несколько частный характер, не могли уничтожить пропасть между епископом и духовенством, — пропасть, которая со временем становилась все глубже  . В середине XVIII столетия появилось одно любопытное сочинение. Его автор утверждает, что «епископ» и «пресвитер» обладают одной и той же благодатью священства и что различие между тем и другим саном — явление относительно позднее, сложившееся исторически.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

По смерти Антония преемником его был пятнадцатый Святитель Сибири митрополит Сильвестр (Гловатский) из префектов Казанской духовной академии, правивший паствой с 16 июля 1749 года по 1755 год (умер 20 мая 1760 года) и отличавшийся особенною ревностью по обращению магометан в Православие. Он настойчиво проводил в жизнь указ 1743 года (ПСЗ, т. XI, 8786) о том, чтобы раскольники, обратившиеся в Православие, и вообще все новокрещенные не оставались бы без пастырского попечения и просвещения. По ходатайству Сильвестра причт Обдорского храма был обеспечен казенным содержанием из неокладных доходов Сибирской губернии (ПСЗ, т. XII, 9529), и последовал указ о беспрепятственном пользовании лесами для постройки храмов и домов для причтов 9917). Владыка Сильвестр был очень уважаем Святейшим Синодом за благочестие и участвовал в 1756 году в канонизации мощей Святителя Дмитрия Ростовского . Преемник Сильвестра шестнадцатый архипастырь Сибири Павел (Конюскевич) из архимандритов Велико-Новгородского Юрьева монастыря управлял сибирскою паствою десять лет с 23 мая 1758 года до 11 января 1768 года. В ту пору русская предприимчивость уже имела широкое развитие. Русские зверопромышленные и ясачные зимовья возникали повсеместно. Даже под 68 1 / 2 ° северной широты был Хатангский погост с храмом, и там жили, по свидетельству Гмелина, 296 452 человека. Само собой разумеется, что с развитием поселений усиливалась и потребность в соответствующем устройстве православной жизни. Поэтому еще за пять лет до митрополита Павла была вновь восстановлена Иркутская кафедра, на которой с 18 апреля 1753 года состоял епископ Софроний (Кристалевский) из наместников Александро-Невской лавры, который до дня своей кончины, последовавшей 30 марта 1771 года, подвизался восемнадцать лет подвигом любящего отца своей паствы. Щедрость Святителя Софрония не знала границ, он отдавал всего себя на дела благотворения, не съедал куска, не поделившись с кем-либо. Его жилище и весь Вознесенский монастырь в его время были переполнены призреваемыми больными, бездомными и разными сиротами. «Делами проповеди и светильником любви согревайте мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность по Бозе приводит», – поучал Владыка Софроний. И действительно, так у него и было: не он искал людей, нуждающихся в православном просвещении, а сами люди без различия племен и вер шли к нему тысячами и отдавали ему свои души и сердца, умножая собою церковную семью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Верхние Аремзяны. Церковь Николая Чудотворца (старая). Никольская церковь /// Объект утрачен Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первая церковь в селе Аремзянском была заложена в 1768 году владельцем стеклянной фабрики Алексеем Яковлевичем Корнильевым с братьями на собственный свой капитал по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Павла Конюскевича.40 Церковь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца. Братья Корнильевы снабдили церковь иконами, Евангелием, сосудами, крестами, ризницею и другими необходимыми для богослужения предметами. До 1808 года Корнильевы содержали церковь за свой счёт. С того же времени, когда денежные дела владельцев фабрики ухудшились, жалование стали выплачивать только священнику. К Никольской церкви были приписаны 10 деревень: Мало-Аремзянская, Черноногова, Чечигина, Клепалова, Потапова, Сирюкова, Еловка, Белая. В 1830 г. для образования прихода все окрестные деревни Абалакской волости не имели возможности выплачивать платежи на содержание церкви. Потому церковный приход переносится в с. Преображенское. Однако же, когда стала управлять фабрикой М.Д.Менделеева, приход в с. Аремзянском возобновил свою работу. Управительница отвела для притча левую сторону речки Аремзянки 33 десятины пашенной и сенокосной земли. По церковным документам41 было выяснено, что 7 апреля 1839 года церковь, построенная братьями Корнильевыми, «от небрежения трапезника, затравившего в стену свечу», сгорела. «Церковь и колокола сгорели до основания, но церковное имущество изнутри церкви выбрали всё, потому что огонь ходил под тёсом церкви снаружи. Меди собрали горелой 18 пудов». По просьбе крестьян М.Д. Менделеева и В.Д. Корнильев решили построить новую церковь. В 1842 году последовало заложение церкви ключарём тобольского храма Святой Софии протоиреем Яковом Ивановичем Ласточкиным, была построена новая трёхпрестольная деревянная церковь на каменном фундаменте, которая была больше и лучше прежней. На строительстве церкви были задействованы крестьяне близ лежащих деревень.

http://sobory.ru/article/?object=58435

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010