Церковь, таким образом, не последний судья, а есть кто-то еще иной, кто может судить о правильности ее решений и о согласии их со словом Божиим. Этот последний судья – личное убеждение верующего. Ясно, что если Вселенская церковь может впасть в противоречие со св. Писанием, то ей нельзя усвоять, англиканством и не усвояется, свойства непогрешимости (XIX чл.). О Вселенских Соборах в одном из членов веры утверждается, что «Вселенские Соборы, так как все они состоят из людей, которые не все руководятся Духом и словом Божиим, могут заблуждаться и действительно заблуждались, даже в вещах, относящихся до веры. Посему то, что определяется ими в качестве необходимого для спасения, не имеет ни силы, ни авторитета, если нельзя показать, что эти определения заимствованы из св. Писания» (XXI чл.). Должно впрочем заметить, что на самом деле Англиканской церковью всегда признавались и признаются первые четыре, или даже шесть Вселенских Соборов в качестве истинных выразителей учения Вселенской церкви; не усвояется ею непогрешимого авторитета лишь VII-мy Всел. Собору. 59 Так, Иаков, называемый братом Господним, был поставлен в епископа Иерусалимской церкви ап. Петром, Иаковом и Иоанном, Лин – ап. Петром и Павлом. Анаклет – ап. Павлом в епископа Римской церкви, Климент – в епископа Римской же церкви ап. Петром, Еводий – им же в епископа Римского. Еводий, первый епископ Антиохийской церкви, рукоположен также ап. Петром, а Игнатий Богоносец , преемник Еводия, – ап. Петром и Павлом. Поликарп, ученик Иоанна Богослова, посвящен был в епископа Смирнской церкви им же. Тем же, вероятно, апостолом рукоположен во епископа Папий Иерапольский . Дионисий Ареопагит , обращенный в христианство ап. Павлом ( Деян.17:34 ), был первым епископом Афинским и ап. Павлом же, вероятно, рукоположен. Тому же апостолу усвояют поставление Епафродита во епископа Филиппийского. 60 Так, напр., открыто почивает нетленным тело святителя Павла Конюскевича, бывшего митрополита Тобольского (ск. на покое в Киево-Печерской лавре в 1770 г.), – в склепе под великой лаврской церковью, однако оно не признано церковью св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

О почитании святых, старце Гаврииле и о том, как святые объединяют православных верующих – митрополит Антоний (Паканич) и архиепископ Стефан (Калаиджишвили) Митрополит Антоний (Паканич): «Святые Киевских духовных школ объединяют православных» Митрополит Антоний (Паканич)      – Владыко, 400-летие Киевских духовных школ состоялось. Юбилей прошел, а что останется «долгой памятью» после торжеств? – Безусловно, самый драгоценный подарок, который Киевская академия дала Православной церкви, – это многочисленные святые, объединяющие православных христиан по всему миру. На иконе Собора святых нашей академии мы видим тех, кто начинал свой жизненный путь тут, в Киевских школах. А ныне они находятся в славе Невечернего Света, в Царствии Небесном. Нам известны имена около 50 святых, чей жизненный путь связан с Киевской академией. Наша школа явила православному миру: священномученика Владимира (Богоявленского), святителя Феофана Затворника, святителя Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского и Сибирского, святителя Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского и Обоянского, святителя Филарета (Амфитеатрова), митрополита Киевского и Галицкого, и многих других молитвенников и защитников Православия. В последние годы в Академии тщательно изучают биографии всех преподавателей и выпускников. Архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан (Калаиджишвили). Через живое отношение к Богу Архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан (Калаиджишвили)      – Вы приняли участие в праздновании 400-летия духовных школ, но ведь Грузия тоже имеет свою очень древнюю историю. Духовные академии в ней возникли намного раньше, еще в XII веке. Чему мы можем научиться друг у друга? И что нас объединяет? – Мы благодарны КДА за окормление наших деятелей. Когда у нас не было автокефалии, священники получали высшее образование в Петербурге, в Москве и в Киеве. Среди очень известных людей Грузинской Церкви, деятелей XIX–XX веков, которые, например, стали католикосами-патриархами Грузии: Кирилл II, Диомид (Алкроперидзе), Калистрат (Цинцадзе) тоже учился в КДА, священномученик митрополит Назарий (Лежава), великий ученый, академик Корнелий Кекелидзе –воспитанник Киевских духовных школ. Как видите, образование в вашей и других странах дало Грузии очень известных духовных людей.

http://pravoslavie.ru/87811.html

Телефон: +7 (7112) 21-05-89 (основной), +7 (707) 216-50-32 (WhatsApp, только для текстовых сообщений) Электронная почта: pokrov-monastery@yandex.kz Подробнее... Усть-Каменогорский Троицкий монастырь [ править править код ] Соборный храм Свято-Троицкого монастыря в Усть-Каменогорске является одновременно и старейшим сохранившимся православным храмом на территории Казахстанского Прииртышья — областей в среднем и нижнем течении Иртыша, и старейшей в городе кирпичной постройкой. Кирпичный храм был построен на месте церкви, находившейся в основанной в 1720 году Усть-Каменогорской крепости. Самой первой церковью на месте будущего Усть-Каменогорска стала походная церковь переброшенного в крепость Колыванского драгунского полка. Деревянная церковь с берестяной крышей и отдельной колокольней была основана в 1740-х. После того, как она сгорела, на ее месте по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Павла (Конюскевича) был выстроен новый деревянный храм, освященный 6 июня 1775 года, а еще через 14 лет 26 июня 1789 года был заложен каменный Троицкий храм. Его строительство началось по благословению архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова). Адрес: 070004, Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск, ул. Лихарева, д. 16 Телефон: +7 (7232) 25-10-30 Электронная почта: eustkamenogorsk@bk.ru Подробнее... Рождественский Карагандинский женский монастырь [ править править код ] Богородице-Рождественский храм был зарегистрирован в местных органах власти в 1955 году на праздник Вознесения Господня. Храм сооружен на основании старого саманного дома, построенного в сороковых годах XX века. В 1976 г. при капитальном ремонте северная, западная и южная стены были заменены на кирпичные. Размеры храма 15х16 метров. Строителем, основателем и первым настоятелем храма был преподобный старец схиархимандрит Севастиан Карагандинский (Фомин). Храм неоднократно посещали известные церковные деятели XX столетия: святитель Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, митрополит Казахстанский Иосиф (Чернов), митрополит Волоколамский Питирим (Нечаев) и многие другие.

http://azbyka.ru/palomnik/Казахстан_(мон...

Митрополит Павел заботился о просвещении народа через пастырей, а потому, прибыв в Тобольск, прежде всего обратил внимание на усовершенствование духовной семинарии. Семинария существовала в Тобольске уже 20 лет, но классов в ней было немного. Преосвященный не замедлил открыть богословский класс и сам непосредственно наблюдал за преподаванием. При митрополите Павле было построено 20 каменных храмов в Тобольске и других городах. Он был стойким противником отчуждения монастырских земель и за непоколебимое отстаивание своего мнения был присужден Святейшим Синодом к лишению архиерейского сана, но приговор не был приведен в исполнение. Согласно указу императрицы Екатерины II, митрополит Павел ушел на покой в Киево-Печерскую лавру. Существует и такое мнение, что причиной увольнения митрополита Павла на покой явилась клевета Савватия Исаиевича. На покое святитель жил с великим смирением и простотой. Спал на деревянных нарах, вместо подушки имел кирпич под головой. Двери его жилища, как и двери его сердца, были открыты для всех и каждого. Повествуют, что в ночь накануне синодального суда подсудимый святитель во сне явился синодальному члену митрополиту Димитрию (Сеченову, † 1767) и сказал ему: «Некогда отцы наши, в числе коих некоторые святые, даровали Церкви разные земные удобства и неприкосновенность тех пожертвований утвердили заклятиями, и я, человек грешный, недостойный епископ Церкви Христовой, не своими поистине устами, но устами отцов моих предсказываю тебе, попечителю церковных имуществ, позорную и нечаянную смерть». При отъезде из Санкт-Петербурга митрополиту, по воле императрицы, давали какие-то деньги, несколько тысяч рублей. Преосвященный Павел не принял их, говоря, что это огонь. Послали их с надежным человеком, сопровождавшим митрополита. Наместник лавры предложил святителю: «Примите этот дар, по крайней мере, для святой лавры; мы устроим на них что-нибудь богоугодное». Павел спросил: «А що ты устроищ, отче, на сей огонь?» Наместник ответил: «Позолотим чрез огонь церковные главы». «Се добре», – отвечал Павел. Деньги были приняты.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Белоруссии и Зап. Украины. Всего в результате секуляризации казенное содержание получило 272 мон-ря, упразднено более 500, число монашествующих сократилось более чем в 2 раза. Реформа нанесла удар по Церкви, но протестовали лишь нек-рые лица. Секуляризацию критиковали Ростовский митр. сщмч. Арсений (Мацеевич) , в 1763 г. осужденный, лишенный сана, а в 1767 г.- монашеского звания и умерший в заключении; Тобольский митр. свт. Павел (Конюскевич) , уволенный на покой в 1768 г. При выборе кандидатов на архиерейские кафедры Е. А. в отличие от предшественников делала ставку на выходцев не из Малороссии, а из Великороссии, которые были более лояльны к политике императрицы. Помощниками Е. А. в сфере духовного просвещения стали прежде всего Московский митр. Платон (Левшин) и Новгородский и С.-Петербургский митр. Гавриил (Петров). Будущий митр. Платон произнес приветственную речь во время посещения императрицей Троице-Сергиевой лавры в 1763 г. Е. А. была восхищена им и вскоре назначила его законоучителем наследника вел. кн. Павла Петровича. Она уделяла внимание проблеме реформы духовно-учебных заведений. В 1762 г. была создана Комиссия для разработки плана преобразования духовных школ. Согласно проекту реформы (1766), предполагалось разделить духовно-учебные заведения на высшие, средние и низшие, ввести новые предметы, более совр. методы обучения. Проект не был реализован. Для подготовки преподавателей Е. А. намеревалась открыть богословский фак-т при Московском ун-те, однако эта идея также не была осуществлена. Тем не менее система учебных заведений развивалась. В семинариях расширился круг общеобразовательных дисциплин, были открыты высшие философский и богословский классы. Русский как язык преподавания стал вытеснять латынь. Благодаря митр. Платону существенно повысился уровень преподавания в Славяно-греко-латинской академии в Москве и в Троицкой семинарии. В 1788 г. на базе Славяно-греко-латинской семинарии в Александро-Невском мон-ре была создана Главная семинария, призванная готовить преподавателей для духовных школ. Для поднятия авторитета духовенства указами 1767 и 1771 гг. «духовным командам» было запрещено применять телесные наказания при допросах священников и диаконов (телесные наказания по судебным приговорам сохр.).

http://pravenc.ru/text/189613.html

Петром и Павлом. Поликарп, ученик Иоанна Богослова, посвящен был в епископа Смирнской церкви им же. Тем же, вероятно, апостолом рукоположен во епископа Папий Иерапольский. Дионисий Ареопагит, обращенный в христианство ап. Павлом (Деян 17, 34), был первым епископом Афинским и ап. Павлом же, вероятно, рукоположен. Тому же апостолу усвояют поставление Епафродита во епископа Филиппийского. 5. Так, напр., открыто почивает нетленным тело святителя Павла Конюскевича, бывшего митрополита Тобольского (ск. на покое в Киево-Печерской лавре в 1770 г.), — в склепе под великой лаврской церковью, однако оно не признано церковью св. мощами. В нетлении же почивает тело доблестного патриарха Гермогена, которого за ревность ο православии и страдальческую кончину можно даже назвать священномучеником, однако еще только ныне пришел час его прославления. Открыто же почивает нетленным тело еп. Белгородского Иоасафа Горленко (ум. 1754 г.), но канонизация святителя и признание его тела св. мощами совершилось только в 1911 г. 6. Моисей, напоминая евреям об этом явлении Бога, говорил им: твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину (Втор 4, 15–16), т. е., чтобы вообще не стали представлять Его подобным человеку. 7. В «Членах веры» недостаточно ясно и точно определяется отношение благодати к видимому знаку в таинствах. Там сказано: «таинства, Христом установленные, не суть только отличительные признаки (notae) вероисповедания христиан, но и несомненные свидетельства и действенные знаки благодати (efficatia signa gratiae) и благоволения Божия к нам, посредством коих Бог невидимо действует в нас и не только возбуждает, но и укрепляет нашу веру в Самого Себя». Относится такое определение таинства лишь к крещению и евхаристии (XXV чл.). 8. Присутствие такого учения в р.-католической церкви отвергается некоторыми из римских богословов, напр., Беллярмином, Перроне. Но в средневековом богословии учение ο спасительности таинств ех opere operate было общепринятым и протестанты за него делали резкие укоризны Римской церкви. He отвергнуто ясно это учение и Тридентским собором (Sess. VII, can. 6). Сн. Прав. Догм. Бог. IV т. § 141. 9. Крещение младенцев, однако, не мирится с лютеранским же воззрением на существо таинств. Авторитет апостольского предания и голос совести вынудили лютеран допустить эту непоследовательность в своем вероучении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Соч.: Моим критикам: [Разбор рецензий В. О. Ключевского и В. А. Бильбасова]. К., 1870. 2 т.; Рус. женщина накануне реформы Петра Великого и после нее: Сравн.-ист. очерк//Унив. изв. 1874. 5. С. 235-292; 6. С. 411-455; Ист. описание Екатеринбургского Новотихвинского 1-кл. девичьего мон-ря. СПб., 1875; Рус. ун-ты в связи с ходом обществ. образования//ВЕ. 1876. 9. С. 161-206; 10. С. 492-550; 11. С. 73-132; Арсений Мацеевич, митр. Ростовский: Ист.-биогр. очерк: Эпизод из истории секуляризации церк. имуществ в России//РС. 1879. 4. С. 731-752; 5. С. 1-34; 8. С. 577-608; 9. С. 1-34; 10. С. 177-198; Критико-библиогр. обзор лит-ры рус. истории за 1874-1876 гг. К., 1880; Рус. ист. наука в 25-летие: 1855-1880 гг.//РС. 1880. 2. С. 423-452; 3. С. 619-634; Время Екатерины Второй: Спец. курс, сост. по лекциям. К., 1881-1882. 4 вып. Литогр.; Гр. Н. П. Румянцев: Деятельность его на пользу разработки рус. истории и археологии: Очерк из рус. историографии//РС. 1881. 9. С. 47-74; 10. С. 225-250; История Моск. Руси до XVI в.: Лекции. К., Литогр.; Новые мат-лы для истории царствования Петра Великого: (Сношения России с Францией)//Унив. изв. 1886. 5. С. 81-144; Новые мат-лы и труды о патриархе Никоне//Там же. 1888. 6. С. 21-102; О причинах удаления митр. Павла Конюскевича из Тобольска по новым мат-лам//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. С. 32-34; Сенат в царствование Екатерины II//РА. 1888. 1. С. 17-42; Ссыльные и заточенные в Соловецком мон-ре: Заметки к исслед. о них М. А. Колчина//РС. 1888. 1. С. 757-760; 2. С. 603-605; 3. С. 757-760; 6. С. 603; Еп. Моисей Гумилевский: Ист. заметка//РС. 1888. 6. С. 604-605; Новые исследования по истории Смутного времени Моск. гос-ва в нач. XVII в.//Унив. изв. 1889. 5. С. 113-166; 7. С. 167-206; 9. С. 207-214; Губ. ученые арх. комиссии: 1884-1890//Там же. 1891. 12. С. 101-136; Страница из истории Екатерининского наказа: (Об отмене пытки в России)//ЧИОНЛ. 1891. Кн. 5. Отд. 2. С. 11-35; Киев в 1654-1855 гг.: Ист. очерк//Киев. старина. 1904. Отд. 1. 9. С. 213-274; 10. С. 1-64; 11. С. 155-216; 12.//С. 516-685; Крестьянское движение в Киевской губ. в 1826-27 гг., в связи с событиями того времени. СПб., 1905; Имп. Екатерина II как историк//Военно-ист. вестн. 1911. 1/2. С. 13-24; Ист. воззрения Пушкина//Там же. 9/10. С. 5-23; А. Л. Шлецер: Ист.-биогр. очерк//ЧИОНЛ. 1911. Кн. 22. Вып. 3. С. 1-72; Карамзин - историк: Речь, чит. в собр. 18 июля 1911 г. по случаю открытия памятника Н. М. Карамзину в Остафьеве. СПб., 1912; Собр. ист. трудов. К., 1915. Т. 1; Г. Р. Державин в своей гос. и обществ. деятельности. Пг.; К., 1917; Icmopuчhi портрети. К., 2004.

http://pravenc.ru/text/389046.html

При их поддержке возвысились потом воспитанники московской академии: Гавриил Петров, в 1763 году посвященный в епископа Тверского, а в 1770 году сделанный архиепископом Петербургским, – архиерей-аскет, мудрый, скромный и исполнительный в делах; Платон Левшин, в начале правления Екатерины бывший ректором академии, человек живой, впечатлительный, возбуждавший общие к себе симпатии, великий оратор и первая знаменитость своего века; Екатерина сделала его придворным проповедником и законоучителем наследника Павла Петровича; с 1768 года он был членом Синода, а в 1770 г. – епископом Тверским после Гавриила. В 1763 году, по смерти Гедеона, псковским епископом был назначен тоже видный великоросс Иннокентий Нечаев. Эти лица участвовали в исполнении всех первоначальных действий правительства по церковным вопросам. Димитрий и Гедеон благополучно провели дело о секуляризации церковных вотчин; Гавриил, Иннокентий и Платон, по поручению правительства, в 1766 году занимались составлением обширного проекта о преобразовании духовных школ, не приведенного, впрочем, в исполнение, и рассматривали написанный Екатериной Наказ комиссии о составлении нового Уложения; Димитрий, а по смерти его († 1767) Гавриил были представителями Святейшего Синода в самой комиссии. Между тем малороссы все более и более падали в глазах императрицы, и постепенно сходили со своих постов. Самый энергичный из них – Арсений Ростовский погиб за протест против секуляризации церковных вотчин; дело его всего более повредило репутации малороссийской партии иерархов. Другой видный архиерей южного происхождения Амвросий Зертис-Каменский, сначала Крутицкий, потом с 1767 года Московский, успевший было понравиться императрице, вооружил против себя всю Московскую епархию своей строгостью, доходившей до жесткости, и был убит чернью во время известного бунта в Москве по случаю чумы 1771 года. На место его в 1775 году был назначен Платон. Некоторые архиереи-малороссы были уволены на покой по жалобам епархиального духовенства на суровость их управления, в том числе в 1768 году тобольский митрополит Павел Конюскевич, ревнитель миссионерства, исправитель нравов сибирского духовенства и человек святой жизни (скончался в Киевской лавре в 1770 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

2101 Между тем оно в высшей степени вредно по отношению не к простому народу, ибо кто же не знает, что люди вольномысленные, усвояя его самой церкви, позволяют себе делать весьма невыгодные заключения о сей последней. У Греков вовсе не проповедуется учения, которое проповедуют у нас люди, имеющие ревность Божию не по разуму (и с учением этих людей мы должны были бы отвергнуть все то множество мощей древних Греческих святых, которые в виде костей и малых косточек находятся у нас в России и которые в самой Греции хранятся большими собраниями в таких местах, как напр. монастыри Афонские). 2104 См. Анании Федорова Собрание о граде Суждале во Временнике Общ. Ист. и Древн., кн. XXII, стр. 91. 2105 Ibid. В этом, конечно, смысле и о мощах преп. Нила Столбенского говорится в новейших описаниях Столбенского монастыря, что они обретены нетленными. 2111 Если бы это было так, то все усопшие, тела которых оказались нетленными, были бы причислены к лику святых. Однако, этого нет. Из усопших, тела которых оказались нетленными, но которые (не быв, подразумевается, прославлены чудотворениями) остаются не причтенными к лику святых, укажем, кроме других, не совсем достоверно нам известных, на Афанасия патриарха Константинопольского († 5-го Апреля 1654-го года), нетленное тело которого почивает в Лубенском Мгарском монастыре (Ист. Uep. V, 25 нач.) и на Павла Конюскевича, митрополита Тобольского († 4-го Ноября 1770-го года), нетленное тело которого почивает в Киевопечерской Лавре (Филарета Обзор литературы, кн. II, § 52). Что нетление тел без чудотворений не признается за доказательство святости усопших, укажем на один случай, представляющий собою свидетельство об этом, из синодального периода. В Киевских городках Готве и Сорочинцах при рытье могилы для погребения покойников найдены были два не сгнившие женские тела, которые стояли в церквах, – одно лет с десять, другое лет с пятнадцать. Киевский архиепископ Варлаам Ванатович в донесении своем св. Синоду от 23-го Ноября 1724-го года писал, что оба тела сам видел, – что они действительно нетленны и целы, «якоже и обычно есть видети нетленныя мощи, но понеже ни единаго достовернаго свидетельства чудодействия их не обреталось», то он приказал в тех же церквах, где они стояли, вырыть глубокие ямы и закопать «честно» с обычною литиею, «ибо простой народ, наипаче же Малороссийский, такия являющияся телеса богоугодным поклонением почитати и боготворити обыкоша»…, см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этом этаже была устроена академическая Благовещенская церковь . Современниками старца Паисия частью по обучению в Академии, частью по проживанию в Киеве были знаменитые впоследствии: Георгий Канисский, архиепископ Могилевский, Г. С. Сковорода, странствующий украинский философ, Симон Тодорский, архиепископ Псковский, языковед и законоучитель императрицы Екатерины Второй, Арсений Мацеевич , митрополит Ростовский и др. Застал Паисий в Киеве и будущего епископа белгородского Иосафа Горленко, в то время иеромонаха софийского митрополичьего дома, и Павла Конюскевича, впоследствии митрополита Тобольского, а в то время иеродиакона Киево-Печерской Лавры. Имена этих замечательных церковных деятелей и святых подвижников показывают, насколько и семейные, и бытовые, и школьные условия того времени благоприятствовали духовному воспитанию тогдашней православной молодежи. Конечно, средоточием духовной жизни Киева, главным источником благочестия и христианского подвижничества были в то время Киево-Печерская Лавра, Михайловский монастырь с мощами великомученицы Варвары и другие обители, сиявшие многими подвижниками высокой жизни. «Киевские братские училища», куда предписано было определить Петра, представляли в то время довольно сложное учебное заведение. Это было соединение низшей, средней и высшей школы, помещавшихся в ограде братского Богоявленского монастыря, под общим именем Киево-Могилянской, Богоявленско-братской Академии. Возникнув в конце XVI века в виде небольшой школы, имевшей целью давать первоначальное образование русским православным мальчикам, это учебное заведение, благодаря ряду щедрых жертвователей и заботливых покровителей постепенно превратилось в просветительное заведение самого высшего разряда. В 1633 году оно было преобразовано митрополитом Петром Могилой в коллегию, а в 1701 году грамотой императора Петра Великого в Академию. К началу XVIII века Академия была организована по образцу высших заграничных школ и стала рассадником высшего образования и питомником наставников славной России.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010