Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Павел, Митрополит Тобольский и Сибирский (+ 1770) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 4 нояб. в день преставления и 10 июня вместе с Собором Сибирских святых Святитель Павел Тобольский, в миру Петр Конюскевич, родился в 1705 г. в городе Самборе в Червонной Руси. Он учился в местном училище и в Киево-Братской академии и, по окончании ее, был в ней преподавателем. Он отличался кротким, но вместе с тем твердым характером и был очень настойчив в труде. Богослужение и церковное пение он очень любил. Двадцати восьми лет он принял монашество и сопровождал настоятеля лавры в Петербург, в качестве эконома. Затем он был проповедником Московской Славяногреколатинской академии и в течение 15 лет архимандритом новгородского Юрьева монастыря. В 1758 г. архимандрит Павел был возведен в сан митрополита Тобольского и Сибирского. Приехав на свою кафедру в самый канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, он на другой день служил в городском соборе литургию. Прежде всего новый митрополит обратил внимание на семинарию: оказалось, что в ней не преподавалось богословие, — он ввел преподавание его и сам непосредственно следил за ним. Из Киева он вызвал трех ученых монахов-преподавателей. Церкви в епархии, по большей части деревянные, часто горели, и святитель воздвиг около 20 каменных церквей и открыл много приходов. Строгий в управлении, он был сострадателен к бедным, сиротам и вдовицам. При нем в 1764 г. были открыты нетленными мощи святителя Иннокентия Иркутского (прославленного в 1805 г., память его 27 нояб.). Но в том же году были отобраны у монастырей земли и назначено им казенное содержание, весьма недостаточное для того, чтобы вести просвещение инородцев, которым они занимались. Святитель Павел заявил об этом в своем весьма резком докладе Святейшему Синоду. Вследствие этого состоялось заседание и митрополита Павла вызвали в Москву. Есть предание, что накануне святитель Павел явился во сне председателю заседания митрополиту Димитрию (Сеченову) и сказал ему на латинском языке следующее: «Некогда отцы наши, и в числе их некоторые святые, даровали Церкви разные земные удобства и неприкосновенность тех пожертвований утвердили заклятиями. И я, человек грешный, недостойный епископ Церкви Христовой, не своими поистине устами, но устами отцов моих проклинаю тебя, предателя церковных имуществ, и предрекаю тебе неожиданную смерть».

http://sedmitza.ru/lib/text/437849/

Свято-Троицкий монастырь (Усть-Каменогорск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий монастырь в Усть-Каменогорске — мужской монастырь Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии Русской Православной Церкви в Казахстане. Первый мужской монастырь РПЦ в Казахстане. Содержание История [ править править код ] Соборный храм Свято-Троицкого монастыря в Усть-Каменогорске является одновременно и старейшим сохранившимся православным храмом на территории Казахстанского Прииртышья — областей в среднем и нижнем течении Иртыша, и старейшей в городе кирпичной постройкой. Кирпичный храм был построен на месте церкви, находившейся в основанной в 1720 году Усть-Каменогорской крепости. Самой первой церковью на месте будущего Усть-Каменогорска стала походная церковь переброшенного в крепость Колыванского драгунского полка. Деревянная церковь с берестяной крышей и отдельной колокольней была основана в 1740-х. После того, как она сгорела, на ее месте по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Павла (Конюскевича) был выстроен новый деревянный храм, освященный 6 июня 1775 года, а еще через 14 лет 26 июня 1789 года был заложен каменный Троицкий храм. Его строительство началось по благословению архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова). Его строительство продолжалось до 1809 года. При этом в ходе строительства храма, задумывавшегося в стиле лютеранских кирх и собора Петра и Павла в одноименной крепости в Санкт-Петербурге, происходили изменения в проекте: в 1792 году храм было решено строить не однопрестольным, а трехпрестольным с главным алтарем во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и приделом во имя равноапостольного царя Константина. Построенный в начале XIX века храм представлял собой крестовое в плане здание с утолщенной притворной частью и приделами, зауженным центром, завершавшимся пятигранной алтарной апсидой, и четырехскатной шатровой крышей с луковичной главкой и узким, высоким барабаном. Он был освящен 9 сентября 1810 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Блаженнейший Митрополит Владимир открыл выставку в художественном музее имени Николая Ярошенко Киев, 12 октября 2010 г. 10 октября, во время своего визита в Полтаву Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины открыл в художественном музее (Галерее искусств) имени Николая Ярошенко выставку «Портреты церковных деятелей XVII-XIX веков из собрания Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника»., сообщает пресс-служюа Украинской Православной Церкви . После поздравлений и выступлений высокие гости были приглашены перерезать ленточку и видкриты экспозицию. На выставке экспонировались около 30 портретов из собрания Заповедника и облачения из ризницы Блаженнейшего Митрополита Владимира. Это осуществилось совместный выставочный проект Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, Полтавского художественного музея (Галерея искусств) имени Николая Ярошенко и Украинской Православной Церкви. Выставка проводится по случаю визита в Полтаву и с 75-летием Блаженнейшего Митрополита Владимира. Фондовое собрание Заповедника насчитывает около 80 тысяч единиц хранения. Ее коллекция портретов духовных лиц является одной из крупнейших среди музейных и церковных собраний Украине и России. Так, на выставке представлены портреты известных просветителей: киевских митрополитов Иоасафа Кроковского и Гавриила Кременецкого, архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Лазаря Барановича, митрополита Ростовского и Ярославского святителя Димитрия Ростовского, святителя Павла Конюскевича. Большинство экспонируемых портретов украшали интерьер Митрополичьих покоев Лавры и Конгрегационный зала Киевской духовной академии. Особое внимание в экспозиции уделено портретам духовных лиц - выходцев с Полтавщины и тех, чей служение происходило на кафедрах или в монастырях упомянутого региона. Полтавчанами были епископ Черниговский и Новгород-Северский Феофил Игнатович, архиепископ Воронежский святитель Антоний Смирницкий, митрополит Казанский Вениамин Пупек-Григорович, епископ Костромской и Галичский Геннадий Андриевский, митрополит Киевский Арсений Могилянский, епископ Полтавский и Переяславский Феофан Шиянов, архимандриты Авраам Флоринский и Мельхиседек Значко- Яворский, архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр Кулябко. Среди тех, чье духовное служение происходило на Полтавщине - архиепископ святитель Иоасаф Белгородский (Горленко), который с 1737 года был игуменом, впоследствии архимандритом этого монастыря, архиепископ Белгородский Феоктист Мочульский, который с 1776 по 1779 годы был архимандритом Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве, митрополит Киевский Тимофей Щербицкий, в 1737 году был игуменом этого монастыря, архиепископ Астраханский Сильвестр Лебединский, который с 1799 по 1807 годы был епископом Полтавским и Переяславским.

http://pravoslavie.ru/42000.html

Верхние Аремзяны. Церковь Николая Чудотворца (старая). Никольская церковь /// Объект утрачен Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первая церковь в селе Аремзянском была заложена в 1768 году владельцем стеклянной фабрики Алексеем Яковлевичем Корнильевым с братьями на собственный свой капитал по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Павла Конюскевича.40 Церковь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца. Братья Корнильевы снабдили церковь иконами, Евангелием, сосудами, крестами, ризницею и другими необходимыми для богослужения предметами. До 1808 года Корнильевы содержали церковь за свой счёт. С того же времени, когда денежные дела владельцев фабрики ухудшились, жалование стали выплачивать только священнику. К Никольской церкви были приписаны 10 деревень: Мало-Аремзянская, Черноногова, Чечигина, Клепалова, Потапова, Сирюкова, Еловка, Белая. В 1830 г. для образования прихода все окрестные деревни Абалакской волости не имели возможности выплачивать платежи на содержание церкви. Потому церковный приход переносится в с. Преображенское. Однако же, когда стала управлять фабрикой М.Д.Менделеева, приход в с. Аремзянском возобновил свою работу. Управительница отвела для притча левую сторону речки Аремзянки 33 десятины пашенной и сенокосной земли. По церковным документам41 было выяснено, что 7 апреля 1839 года церковь, построенная братьями Корнильевыми, «от небрежения трапезника, затравившего в стену свечу», сгорела. «Церковь и колокола сгорели до основания, но церковное имущество изнутри церкви выбрали всё, потому что огонь ходил под тёсом церкви снаружи. Меди собрали горелой 18 пудов». По просьбе крестьян М.Д. Менделеева и В.Д. Корнильев решили построить новую церковь. В 1842 году последовало заложение церкви ключарём тобольского храма Святой Софии протоиреем Яковом Ивановичем Ласточкиным, была построена новая трёхпрестольная деревянная церковь на каменном фундаменте, которая была больше и лучше прежней. На строительстве церкви были задействованы крестьяне близ лежащих деревень.

http://sobory.ru/article/?object=58435

О почитании святых, старце Гаврииле и о том, как святые объединяют православных верующих – митрополит Антоний (Паканич) и архиепископ Стефан (Калаиджишвили) Митрополит Антоний (Паканич): «Святые Киевских духовных школ объединяют православных» Митрополит Антоний (Паканич)      – Владыко, 400-летие Киевских духовных школ состоялось. Юбилей прошел, а что останется «долгой памятью» после торжеств? – Безусловно, самый драгоценный подарок, который Киевская академия дала Православной церкви, – это многочисленные святые, объединяющие православных христиан по всему миру. На иконе Собора святых нашей академии мы видим тех, кто начинал свой жизненный путь тут, в Киевских школах. А ныне они находятся в славе Невечернего Света, в Царствии Небесном. Нам известны имена около 50 святых, чей жизненный путь связан с Киевской академией. Наша школа явила православному миру: священномученика Владимира (Богоявленского), святителя Феофана Затворника, святителя Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского и Сибирского, святителя Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского и Обоянского, святителя Филарета (Амфитеатрова), митрополита Киевского и Галицкого, и многих других молитвенников и защитников Православия. В последние годы в Академии тщательно изучают биографии всех преподавателей и выпускников. Архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан (Калаиджишвили). Через живое отношение к Богу Архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан (Калаиджишвили)      – Вы приняли участие в праздновании 400-летия духовных школ, но ведь Грузия тоже имеет свою очень древнюю историю. Духовные академии в ней возникли намного раньше, еще в XII веке. Чему мы можем научиться друг у друга? И что нас объединяет? – Мы благодарны КДА за окормление наших деятелей. Когда у нас не было автокефалии, священники получали высшее образование в Петербурге, в Москве и в Киеве. Среди очень известных людей Грузинской Церкви, деятелей XIX–XX веков, которые, например, стали католикосами-патриархами Грузии: Кирилл II, Диомид (Алкроперидзе), Калистрат (Цинцадзе) тоже учился в КДА, священномученик митрополит Назарий (Лежава), великий ученый, академик Корнелий Кекелидзе –воспитанник Киевских духовных школ. Как видите, образование в вашей и других странах дало Грузии очень известных духовных людей.

http://pravoslavie.ru/87811.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ I Свт. Варлаам I (Петров-Лавровский), архиеп. Тобольский. Портрет. Нач. XIX в. Свт. Варлаам I (Петров-Лавровский), архиеп. Тобольский. Портрет. Нач. XIX в. (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок. 1729, Москва - 27.12.1802, Тобольск), свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых), архиеп. Тобольский и Сибирский. Из семьи Петра Шапошникова, служившего иподиаконом, впосл. священником в московской ц. во имя Космы и Дамиана; старший брат Новгородского и С.-Петербургского митр. Гавриила (Петрова) . Из-за болезни ног В. оставил обучение и занялся иконописью, затем поступил послушником в Александро-Невскую лавру, принял постриг и вскоре был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. В 1764 г. Псковский еп. Иннокентий (Нечаев) пригласил В. на должность игумена псковского Елеазарова монастыря. В 1768 г. в сане архимандрита В. настоятельствовал в Новоторжском Борисоглебском мон-ре . 5 окт. 1768 г. В. был хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского, став преемником Тобольского митр. Павла (Конюскевича) ; прибыл в Тобольск 8 марта следующего года. С назначением В. «кончилась в Тобольске митрополия, существовавшая ровно сто лет» ( Сулоцкий. С. 10), при этом за Тобольским преосвященным было оставлено право ношения митры с крестом наверху и голубой, с источниками, митрополичьей мантии. В. отличался неутомимой деятельностью по распространению духовного просвещения в Сибири, особенно заботился о Тобольской ДС. В 1770 г. семинария была переведена из архиерейского дома в тобольский Знаменский монастырь, значительно расширился курс преподаваемых наук (введено преподавание греч. и татар. языков, математики, физики, высшего красноречия, географии, медицины), семинария получила хорошее по тому времени материальное обеспечение. 23 марта 1780 г. совместными усилиями В. и Иркутского еп. Михаила (Миткевича) была учреждена Иркутская ДС. При 2 сибир. семинариях были собраны богатые для своего времени б-ки, в к-рых помимо книг на рус. и иностранных языках хранились уникальные рукописи.

http://pravenc.ru/text/154221.html

воскресение мертвых] совершительное, и первое [т.-е. нетление мощей] начинательное». Но большую вероятность святитель Филарет усвояет другому соображению, именно: нетление мощей совершается не ради самих святых, которые не ищут славы человеческой, а для нас живущих, «для удостоверения в воскресении Христовом и в нашем будущем воскресении, для укрепления немощных в подвигах противу греха и смерти, для возбуждения невнимательных и нерадивых в подвигах благочестия» 1 . Во всяком случае нетленные останки святых угодников имеют значение в Церкви, не только как удостоверения святости почившего подвижника, но главным образом как посредства для излияния свыше милостей Божиих, и в этом отношении поклонение и почитание их подобно почитанию и поклонению святому кресту и иконам. Но одно нетление не является признаком причисления усопшего к лику святых. Тела некоторых усопших, скончавшихся в вере и благочестии, как например Митрополита Тобольского Павла Конюскевича, умершего на покое в Киево-Печерской Лавре в 1770 г., сохраняются открыто в нетлении, однако же по этому только признаку они не причислены к лику святых. Обычай открывать мощи, т.-е. переносить их из могил в церкви, начался очень рано, сначала в Греции в IV–V вв., а затем и у нас на Руси. Этот обычай никогда не был обязательным. Обычно мощи святых открыто почивают в гробе или раке в лежачем положении. Есть единственный пример почивания мощей не в гробе, но в креслах. Это – мощи Патриарха Афанасия Константинопольского, скончавшегося 5 апрели 1654 г. в Лубенском монастыре Полтавской губ., на возвратном пути из Москвы домой в Константинополь, и известного у нас под именем «Афанасия сидящего». Рака имеет вид не гроба, а киота, шкафа. Св. Афанасий, как Патриарх, по обыкновению восточных церквей, был погребем сидящим, в таком виде и обретены его мощи, в таком же виде они и почивают. «Мощи святых, – говорит проф. Голубинский, – когда они нетленны, составляют чудо, но лишь дополнительно к тем чудесам, которые творятся чрез посредство их.

http://azbyka.ru/pochitanie-svyatyx-lebe...

Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – Петроград, 1916. – С. 470. Поселянин Е. Стоятель за правду//Русский паломник. – 1915, 8. – С. 118–122. Козырев А. Краткие сведения о Павле, митрополите Тобольском. – 2-е изд. – Киев, 1880. Сулоцкий А. И., протоиерей. Тобольские и томские архипастыри, или Краткая История Тобольской и Томской епархии. – Омск, 1881. Сулоцкий А. И., протоиерей. Краткая История Тобольской и Томской епархии//Иркутские епархиальные ведомости. – 1881. – С. 435–436. Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири: в 2 т. – 2-е изд. – СПб., 1886. – Т. 2. Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 1032– 1882 гг. – Иркутск, 1883. Андриевич В. К. Сибирь в царствовании императрицы Екатерины II. – Одесса, 1889, ч. 2. Макарий (Миролюбов) , епископ. Описание Новгородского общежительного первоклассного Юрьева монастыря. – М., 1858. – С. 97. См. также: Чтения в Обществе любителей истории и древностей российских. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 4, 6. – С. 351. Германов. На Афон и св. Землю. – М., 1912, ч. 1. – С. 37. Недосеков А. Последний Тобольский митрополит Павел Конюшкевич//Тобольские епархиальные ведомости. – 1882, неоф. ч., 23–24. – С. 475–489. Косаткин В. В., протоиерей. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. – Владимир, 1906. – С. 41. Злоско В., священник. Жизнь и чудеса св. Павла Конюшкевича, митрополита Тобольского и Сибирского, нетленно почивающего в усыпальнице Великой Церкви Киево-Печерской лавры. – Киев, 1908. Сырцов И. Я., протоиерей. Самосожигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII столетии. – Тобольск, 1888. См. также: Тобольские епархиальные ведомости. – 1888, 7 и 8. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией: в 2 т. – Киев, 1856. – Т. 2. – С. 59–62. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 112. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 97.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Соч.: Моим критикам: [Разбор рецензий В. О. Ключевского и В. А. Бильбасова]. К., 1870. 2 т.; Рус. женщина накануне реформы Петра Великого и после нее: Сравн.-ист. очерк//Унив. изв. 1874. 5. С. 235-292; 6. С. 411-455; Ист. описание Екатеринбургского Новотихвинского 1-кл. девичьего мон-ря. СПб., 1875; Рус. ун-ты в связи с ходом обществ. образования//ВЕ. 1876. 9. С. 161-206; 10. С. 492-550; 11. С. 73-132; Арсений Мацеевич, митр. Ростовский: Ист.-биогр. очерк: Эпизод из истории секуляризации церк. имуществ в России//РС. 1879. 4. С. 731-752; 5. С. 1-34; 8. С. 577-608; 9. С. 1-34; 10. С. 177-198; Критико-библиогр. обзор лит-ры рус. истории за 1874-1876 гг. К., 1880; Рус. ист. наука в 25-летие: 1855-1880 гг.//РС. 1880. 2. С. 423-452; 3. С. 619-634; Время Екатерины Второй: Спец. курс, сост. по лекциям. К., 1881-1882. 4 вып. Литогр.; Гр. Н. П. Румянцев: Деятельность его на пользу разработки рус. истории и археологии: Очерк из рус. историографии//РС. 1881. 9. С. 47-74; 10. С. 225-250; История Моск. Руси до XVI в.: Лекции. К., Литогр.; Новые мат-лы для истории царствования Петра Великого: (Сношения России с Францией)//Унив. изв. 1886. 5. С. 81-144; Новые мат-лы и труды о патриархе Никоне//Там же. 1888. 6. С. 21-102; О причинах удаления митр. Павла Конюскевича из Тобольска по новым мат-лам//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. С. 32-34; Сенат в царствование Екатерины II//РА. 1888. 1. С. 17-42; Ссыльные и заточенные в Соловецком мон-ре: Заметки к исслед. о них М. А. Колчина//РС. 1888. 1. С. 757-760; 2. С. 603-605; 3. С. 757-760; 6. С. 603; Еп. Моисей Гумилевский: Ист. заметка//РС. 1888. 6. С. 604-605; Новые исследования по истории Смутного времени Моск. гос-ва в нач. XVII в.//Унив. изв. 1889. 5. С. 113-166; 7. С. 167-206; 9. С. 207-214; Губ. ученые арх. комиссии: 1884-1890//Там же. 1891. 12. С. 101-136; Страница из истории Екатерининского наказа: (Об отмене пытки в России)//ЧИОНЛ. 1891. Кн. 5. Отд. 2. С. 11-35; Киев в 1654-1855 гг.: Ист. очерк//Киев. старина. 1904. Отд. 1. 9. С. 213-274; 10. С. 1-64; 11. С. 155-216; 12.//С. 516-685; Крестьянское движение в Киевской губ. в 1826-27 гг., в связи с событиями того времени. СПб., 1905; Имп. Екатерина II как историк//Военно-ист. вестн. 1911. 1/2. С. 13-24; Ист. воззрения Пушкина//Там же. 9/10. С. 5-23; А. Л. Шлецер: Ист.-биогр. очерк//ЧИОНЛ. 1911. Кн. 22. Вып. 3. С. 1-72; Карамзин - историк: Речь, чит. в собр. 18 июля 1911 г. по случаю открытия памятника Н. М. Карамзину в Остафьеве. СПб., 1912; Собр. ист. трудов. К., 1915. Т. 1; Г. Р. Державин в своей гос. и обществ. деятельности. Пг.; К., 1917; Icmopuчhi портрети. К., 2004.

http://pravenc.ru/text/389046.html

Скончался митрополит Павел тихо и мирно, до последней минуты осеняя посещавших его святительским благословением и наставляя теплым словом. У гроба святителя совершаются многие чудеса, получают исцеление недужные разными душевными и телесными болезнями. Нередко бывало, что святитель Павел сам являлся страждущим, иногда с другими подвижниками. Сохранилась собственноручная запись митрополита Евгения (Болховитинова , † 1837) о явлении ему митрополита Павла в то время, когда устроен был новый склеп под великою церковью лавры и приказано было перенести туда во вновь устроенные могилы все гробы, как погребенные в земле, так и поставленные в склепе под собором. «12 июня 1827 года доложили мне, – пишет митрополит Евгений, – что в усыпальнице под Стефановским приделом тело Тобольского архиерея Павла, почивающее во гробе поверх земли и назначенное к погребению на новом месте, оказалось нетленным. Почему и велел я оставить посмотреть мне самому, но в тот день не успел сделать осмотра. В следующую же ночь, когда я заснул, представилась мне буря, колебавшая здание, от коей я проснулся и услышал, что по залам мерно и весьма твердо шествует некто в мою спальню. Двери растворились, и вошел неизвестный муж, светом озаренный, в архиерейском облачении, с гневом на лице. Приподнявшись на постельке, я хотел встать и поклониться ему, но не мог, потому что ноги и особенно колена у меня сильно дрожали. Явившийся сказал мне: «Чи дасы нам почываты, чи ни? Не дасы нам почываты, не дам тебе и я николы почываты!» Затем он вышел мерными шагами из спальни. Наутро я пришел ко гробу архиерея, коего накануне предположил осмотреть, и по снятии крыши увидел того самого святителя Божия Павла, который явился мне ночью, и в том же облачении. Со слезами лобзал я руки его, отслужил панихиду и велел оставить гроб на прежнем месте». Труды: Записки (веденные по дороге в Санкт-Петербург в 1740 г.). Литература: Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII в. – СПб., 1905, ч. 2. – С. 172–181. Погожев Е. Н. Идеалы христианской жизни/Е. Поселянин. – СПб., 1913. – С. 202.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010