По мере того как известные составные части в мясе мелко разжевываются, разрезываются или увариваются, они выигрывают не в удобоваримости, а в безвредности. Большие куски мяса в своей середине вовсе не пропитываются жидкостями, которые только снаружи к ним прикасаются и растворяют, – в главной же своей массе они выходят непереваренными“. Что же можно готовить из одних растительных продуктов? Растительные блюда, при имеющихся у нас продуктах, можно разнообразить бесконечно. Готовить можно по всякой поварской книге; легко приготовить разные супы, борщи и салаты: власть только вместо мяса коровье или растительное масло. 6. В больших городах устроены бойни – последнее слово науки. Сюда приводятся лучший скот, да и то много бракуется. В 1890 году на одесских городских бойнях было забраковано, целыми тушами или по частям, 23 % убитого рогатого скота. А больной скот невыгодно приводить за городскую бойню; за бракованный скот город выплачивает ? его свойств. Можно предполагать, несмотря на строгий досмотр, что все-таки проходит в публику некоторое количество тифозных, туберкулезных и других таких туш . В Одессе, как говорят, контрабандный убой можно считать сотнями. Какой же скот бьется по уездным городам на бойнях, куда никто и не заглядывает? Переставшая доиться корова, безрогая, имеет много шансов попасть туда; даже можно сказать, что так всегда бывает. 7. Продолжительность жизни вегетарианцев больше. Св. подвижники-пустынники питались исключительно растительною пищею, и при том самою скудною, однакож доживали до глубокой старости: например препод. Павел фивейский жил 113 лет, св. Кириак отшельник жил 109 л., Павел комельский 112 лет; Симеон столпник 103 года. У арапов, питающихся исключительно растительной пищей, люди доживают, как говорят, до 200 лет; у народов, питающихся смешанной пищей, – до 100 лет; у эскимосов, лапландцев, едящих исключительно мясо, глубокая старость – это 50 лет. От растительной пищи люди становятся не только здоровее, но и красивее всем телом и лицом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

С другой стороны, возможно оспаривать понимание глоссолалии, как глаголания на разных языках, даже на основании текста книги Деяний, какую попытку и делает Wendt (срв. Feine). Наконец, если дар языков, что утверждают очень часто, сообщал постоянное знание иностранных языков, то такому утверждению противоречат некоторые исторические факты, напр.: а) что Апостолы пользовались истолкователями или толмачами ( ρμηνευτς): Петр – Марком (Euseb. hist. eccles: III. 39; Irenäus Contr. haer. III, 10, 6 и др.), Павел – Титом (Hieronimi ep. 120 [al. 150] ad Hebidiam, 11); b) что Ап. Павел который „более других говорил языками“ ( 1Кор. 14, 18 ), однако, не понимал языка Ликаонцев ( Деян. 14, 11 – 14 ); с) что греческий язык новозаветных писателей содержит много гебраизмов, следовательно, эти писатели владели им не в совершенстве. – Все эти соображения вызвали обширную литературу о даре языков, отголоском которой у нас является диссертация о. М. Фивейского „Духовныя дарования в первоначальной христианской церкви“ (Москва. 1907), – вызвали целый ряд гипотез и экзегетических теорий, различно объясняющих глоссолалию, но сходящихся в том, что она не была речью на иностранных языках. § II. Исходный пункт всех этих разнообразных глоссолалических теорий и гипотез – термин γλσσα. Дар языков в новозаветных писаниях называется неодинаково: роды языков ( γνη γλωσσν, – 1Кор. 12:10, 28 ); языки ( γλσσαι, – 1Кор.13, 8 ); говорить языком ( λαλεν γλσση, – 1Кор.14, 2, 4 етс.), и это даже о многих говорящих ( 1Кор.14, 9 ); говорить языками ( λαλεν γλσσαις, – 1Кор.12:30, 13:1, 14:5 etc.; Деян. 10:46, 19:6 ), даже когда речь об одном говорящем ( 1Кор.13:1, 14:5 и др.); говорить новыми языками ( λαλεν καινας γλσσαις, – Мк.16:17 ); говорить иными языками ( τραις γλσσαις λαλεν, – Деян 2, 4 ). Общее во всех названиях – термин γλσσα, который преимущественно имеет три значения: 1) γλσσα=язык, как член тела ( Мр. 7, 33 . Лк. 16, 24 . Иак. 3, 5 сл. 8. Апок. 16, 10 ), орган речи ( Мк. 7, 35 ; Лк. 1, 64 ; Рим. 3, 13 ; 1Ин. 3, 18 ; Деян. 2, 26 ; Иак. 1, 26 ; 1Петр. 3, 10 ; Рим. 14, 11 ; Фил. 2, 11 , срв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец нужно заметить, что в некоторых наших духовных журналах делались переводы некоторых «писем» и «духовных наставлений» Антония. Так в «Хританск. Чтении» с 1821 по 1837 г. переводились с латинск. языка «письма», «речи», «правила» и некоторые «духовные наставления» Антония. В «Душеполезном Чтении» за 1839 г. помещены были «наставления Антония, как смотреть на явления злых духов», «Беседы Антония с учеными язычниками» и некоторые другие выдержки из «Vita Antonii» и «Достопамятных сказаний». На основании указанных данных, а также и некоторых других 60 сделаем сначала обзор жизни и деятельности Антония в первые годы его юности – среди миского общества, в различных местах пустыни, опишем борьбу и различные препятствия, встреченные Антонием на пути к своему духовному усовершенствованию, сделаем характеристику умственных, нравственных и религиозных понятий и качеств Антония в их постепенном развитии, и также укажем на то влияние, которое производил Антоний на современников, благодаря и внешнему образу своей жизни, и главным образом внутренним качествам своего характера. Затем опишем последние годы жизни Антония, возникновение под его руководством иноческих поселений (лавр) в пустыне, заметим о внутреннем быте и отношениях учеников Антония друг к другу и к руководителю своему, а также укажем на обстоятельства, предшествовавшие смерти Антония и последовавшие за нею. Наконец рассмотрим сочинения, носящие имя Антония и сделаем замечания о характере их составления и степени участия в этом Антония. § I Уже в IV в. было сомнение 61 относительно того, кто должен считаться основателем монашеской жизни. Поэтому поводу Иероним в предисловии к «Vita s. Pavli» говорить: «Павел Фивейский был основателем (по времени) этого образа жизни». Относительно же Антония Иероним замечает: «хотя он не прежде всех был монахом, однако по его инициативе появились подвиги всех» 62 . В самом деле, если Павел и был первым христианским отшельником, то его жизнь, неизвестная миру, как это видно из его разговора с Антонием 63 и из молчания о нем современных писателей, не имела и не могла иметь никакого влияния на развитие монашества. Тот, «от кого это новое учреждение получило славу и жизнь» 64 , был, по общему мнению, пр. Антоний Великий .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Хотя Бог есть единственный источник всех даров и благ, но Ему благоугодно изливать дары Свои и чрез посредство святых Своих, к ходатайству которых прибегают люди, или которые сами по своей любви к Иисусу Христу и ко благу братий земных ходатайствуют пред Богом. Слово Божие побуждает прибегать к предстательству святых. Так Авимелеху царю Герарскому, оскорбившему Авраама, Сам Бог повелевает прибегнуть к ходатайству праведника: яко пророк есть, и помолится о тебе ( Быт.20:7 ). Согрешившим пред Богом друзьям Иова Господь повелевает идти к Иову, чтобы он принес Ему жертву примирения о грехе их: раб мой Иов принесет жертву о вас и помолится о вас, понеже точию лице его прииму ( Иов.42:7–8 ). Необходимость такого ходатайства сознавали Израильтяне, когда устрашенные знамениями Божественного присутствия, просили Моисея быть посредником и ходатаем между ими и Богом: глаголи ты к нам, да не глаголет к нам Господь ( Исх.20:19 ), т. е. да глаголет Он к нам чрез твое посредство и ходатайство у Него. Учение о ходатайстве святых подтверждается свидетельством и примером святых. Они научали верующих молиться друг за друга ( Иак.5:16 ) и взаимно сами молились за них: творю о вас память непрестанно в молитвах моих, – писал Апостол Павел к Римлянам ( Рим.1:9–10 ) и сам Апостол просил у них молитв о себе ( Рим.15:30 ). Если Апостолы признали полезными себе молитвы верных, то сколько более нужна всем прочим молитвенная помощь святых? Святые действительно ходатайствуют и молятся за живущих на земле. И в ветхом ( 2Мак.15:13–14 ), и в новом завете говорится о сем: двадесять и четыре старцы падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли и фиалы златы полны фимиама, иже суть молитвы святых ( Откр.5:8 ). Многочисленные опыты свидетельствуют, что Господь продолжает миловать грешных людей ради молитвы святых ( Ис.6:12–13 ; Исх.17:11 ; 4Цар.19:34 ). И грядущие бедствия времен последних прекратятся предстательством святых к Господу Богу: избранных ради прекратятся дние оны ( Мф.24:22 ). Святые, имея силу помогать верующим, исполнены пламенной любовью к людям. Те, которые на земле так пламенно молились за своих братий, как Моисей ( Исх.32:11 ) и Ап. Павел ( Рим.9:3 ), как Иеремия ( Иер.11:14 ), который, услышав от Бога: не молися о людех сих, не перестал молиться, – без сомнения еще пламеннее молятся за братий своих на небе, где не только не могли оскудеть в любви ( 1Кор.13:8 ), но еще должны более исполниться ею, когда познали вполне все величие небесной славы и множество опасностей на земле, и ясно видят то, как необходима их молитвенная помощь для бедных странников земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

«Если бы, я и более, чем вы, прославлял Бога языками, то мне желательно было бы однако, сказать в общине лучше пять слов с явных сознанием» 495 . Но с таким мнением нельзя согласиться, потому что всякий, читающий 18 стих, видит, что речь апостола носит на себе все признаки положительной речи, что он заявляет о действительном факте. Речь апостола не заключает в себе и ничего иронического, как можно было бы думать по противоположению, содержащемуся в ст. 18, потому что говорить «благодарю Бога моего» в ироническом смысле апостол не мог. Но в таком случае можно спросить, на какие же именно факты он здесь указывает? Известны ли случаи, когда он более всех других говорил на чужестранных и притом незнакомых ему языках? Нет, не известны. Напротив, случаи, когда он не говорил и не понимал некоторых, по крайней мере, языков, известны. Для всякого непредубежденного и толкового читателя Деян. 14:8–18 не может, конечно, не быть очевидным, что апостолы Павел и Варнава не понимали ликаонского языка. Так именно толкует это место и Златоуст 496 . Далее, ни апостол Павел, ни другие новозаветные писатели не писали своих писаний ни на каком другом языке, кроме греческого, за исключением Матфея, евангелие которого было, вероятно, первоначально написано на еврейском языке, а это показывает, что они и не знали других языков, за небольшими, может быть исключениями. Можно было бы ожидать, что послание к Римлянам было бы написано на латинском языке, так как у римлян латинский был, во всяком случае, употребительнее, чем греческий. Однако, и послание к Римлянам написано на греческом языке 497 . Об апостоле Павле известно, что он знал греческий и еврейский язык. Но если бы даже он знал и латинский, то давало ли это право говорить коринфянам, что он более всех их говорит языками? Если бы он разумел здесь именно «многоязычие», то едва ли употребил бы и слово μλλον, которое скорее означает «чаще», чем многоразличную речь на разных языках. Наконец, говорение языками противополагается здесь апостолом говорению в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

д., а с другой – и в совершенно обратном смысле, – в смысле низшего достоинства апостолов в сравнении с последующими пророками, учителями, а самое высшее место в церковной иерархии можно было бы тогда предоставить упомянутым в конце «родам языков» или говорящим языками. Это лучше будет видно из примеров. Мы могли бы употребить те же самые греческие числительные в такого рода речи: ученик изучает во-первых (πρτον μν), числа от 1 до 100, во-вторых (δετερον δ) арифметику, в-третьих (τρτου δε) алгебру, потом (πειτα) геометрию, потом (πειτα) тригонометрию, потом (πειτα) аналитическую геометрию и т. д. Отсюда, конечно, ни в каком случае не следовало бы, что наука, которая называется аналитической геометрией, должна была бы считаться по своему достоинству ниже, чем простое исчисление чисел от 1 до 100. У классиков подобные же перечисления встречаются редко, но все-таки встречаются. Так, напр., Плутарх говорит: «во-первых (πρτον μν), как мне кажется, правильно говорили древние, что существуют три рода философских умозрений: логика, этика и физика. Затем (ιτα) первою (πρτα μν) из них следует считать логику, второю (δετερα δ) этику, третьею (τρτα δ) физику. А из физики последнее слово – о богах. Поэтому физические предания и назвали таинствами (ultima sacra)» 238 . Можно было бы привести и еще несколько подобных же примеров; но приведенного, полагаем, достаточно, и из него можно ясно видеть, что физика, где речь идет о богах, не может ни в каком случае считаться ниже логики. «Мы ни в каком случае не можем думать, что в 1Кор. 28 и след. апостол Павел проводит весьма значительное различие между харизмами апостолов, пророков, учителей, с одной стороны, и прочими харизмами, с другой, таким образом, что первые своим обладателям давали право занимать известное положение (ранг) в общине, а δυνμεις, ντιλμψεις и проч. – нет. Весь отдел 12:12–31 направляется как раз в ту сторону, чтобы уничтожить мысль о личных преимуществах между членами общины. И как согласить с выдающеюся, от Господа сообщенною τιμ апостолов, пророков и учителей, если только Павел придавал им особенное достоинство, стих 24: θες συνεκρασεν τ σμα, τ στερουμνφ περισσοτραν δος τιμγν? Неужели именно апостолы, пророки и учители и должны быть этим στερομενον? И почему ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Последнее возражение – знание языков Апостолам не нужно, потому что проповедь их ограничивалась пределами Римской империи. На первое возражение можно ответить словами профессора А. Горского: «Марк и Тит могли быть переводчиками с тех языков, которые не были даны в харизме». По поводу второго М.Муретов пишет: «Это издавна повторяемое ложное утверждение, будто апостол Павел не понял речь народа на ликаонском диалекте». В Писании сказано: « Апостолы Варнава и Павел, услышав» ( Деян.14:14 ) о том, что народ собирается совершить жертвоприношение ( Деян.14:13 ), бросились в народ и громогласно говорили: «Что вы делаете?» И мы – подобные вам человеки» ( Деян.14:15 ). Отсюда можно заключить, что «скорее наоборот, Апостолы очень хорошо поняли их речь». Относительно третьего возражения можно сказать следующее: «Апостолы, получив способность говорить новыми языками, не лишились прежних своих познаний, поэтому, естественно, в их речи находим много еврейского». К тому же знание разговорного языка и письменное владение им – далеко не одно и то же. Можно прекрасно владеть родным языком, как, например, сказители фольклора, и быть при этом абсолютно неграмотным. И, наконец, последнее возражение о ненужности знания многих языков в Римской империи. Римскому простолюдину, в своем большинстве, греческий язык был малодоступен, поэтому владение только греческим не позволяло Апостолам исполнить повеление Спасителя ( Мф.28:19 ). Основной пафос возражений протестантов сосредоточен на невозможности получения в харизме постоянного знания иностранных языков Апостолами. Но святые Отцы не настаивают, что это был дар постоянного знания, хотя некоторые их рассуждения позволяют делать и такой вывод. Обретение постоянного знания языков было бы более чудом, чем даром. Сравним глоссолалию с даром пророчества. Этот дар постоянно изливался под непосредственным воздействием Духа Святого. Можно сказать, что языкоговорение было постоянным даром в том смысле, что Апостолы и все, имеющие этот дар, могли в любом месте и в любое время благовествовать о Христе на языках всех народов, «как Дух давал им проповедовать» ( Деян.2:4 ). В этом смысле Отцы Церкви говорят о постоянном даре языков. Блаженный Феодорит по этому поводу пишет: «Апостолы начали говорить по внушению Духа». Искажение святоотеческого понимания отвергло ясные свидетельства Священного Писания о даре языков и породило целый ряд абсурдных теорий. Одна из них принадлежит священнику Михаилу Фивейскому .

http://azbyka.ru/o-dare-yazykov

С другой стороны, монашество лишило общество многих полезных сил. Оно распространяло равнодушие к семейной жизни, гражданскому и военному служению государству, практическим общественным деяниям. Проходившие повсеместно религиозные каналы, орошавшие мир живой водой, обращались в пустыню, и это ускорило падение Египта, Сирии, Палестины и всей Римской империи. Монашество подпитывало религиозный фанатизм, часто поднимало народные волнения, страстно предавалось богословским спорам. Обычно оно выступало на стороне ортодоксии, но нередко, как в случае с ефесским «разбойничьим собором», и на стороне ереси – особенно защищая грубейшие суеверия. Ибо простой, Божий путь спасения через Евангелие заменялся в нем произвольной, эксцентричной, показной и нарочитой святостью. Оно затеняло вседостаточные заслуги Христа блеском сверхдолжных дел человека. Оно измеряло добродетель на основании количества внешних упражнений, а не качества внутреннего настроя, распространяло веру в личную праведность человека, насаждало беспокойную, формальную и механическую религию. Оно поощряло идолопоклонническое почитание Марии и святых, поклонение образам и реликвиям, всяческие суеверия и благочестивые вымыслы. Оно верило во множество видений и чудес, противоречивших законам природы и разуму, превосходивших чудеса Христа и апостолов. Никейская эпоха полна нелепейших монашеских басен, и в этом отношении не уступает мрачнейшим периодам Средневековья 309 . Под влиянием монашества понизились требования общественной морали, так как монашество поставило себя выше нее и претендовало на соответствующую высшую заслугу. В целом оно оказывало деморализующее влияние на народ, который начал считать себя profanum vulgus mundi и жить соответственно. Отсюда частые жалобы, не только Сальвиана, но также Златоуста и Августина, на равнодушие и леность христиан того времени. Поэтому по сей день в странах юга Европы и Америки, где монашество преобладает, положение вещей прискорбно и аскетическая святость противопоставляется вседозволенности мирян, а среднего здорового класса не существует, нет ни добродетельной семейной жизни, ни моральной силы в массах. В XVI веке монахи были самыми ожесточенными врагами Реформации и истинного прогресса. Но вместе с тем и величайшие из деятелей Реформации учились в монастырях и были детьми монашеской системы, подобно тому как самый смелый и свободный из апостолов был строжайшим из фарисеев. §35. Павел Фивейский и святой Антоний

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

—377— рективы, как в направлении, так и в языке, – следовать особому, так сказать, академическому типу научно-литературного стиля. В этом – жизненность, сила и тайна всякой соборности или корпоративности, её охрана от неограниченного своеволия и индивидуалистического каприза личностей. Все, помеченные здесь мною в книге о. Фивейского места кажутся мне несоответствующими, представляемому мною, этому общему типу научно-литературного стиля академического. Но, конечно, это только моё личное мнение». б) заслуженного ординарного профессора Академии по кафедре догматического богословия А. Д. Беляева: «Первоначально сочинение с этим заглавием представлено было в Совет Академии в рукописи. В своё время о нём были даны отзывы. Я в своём отзыве находил возможным допустить автора его до защиты сочинения на степень магистра, но с тем, чтобы в сочинении были устранены некоторые недостатки и сделаны исправления. Напр., я находил, что если автор признает взгляд святых отцов на языкоговорение (глоссолалию) несогласимым со словами Послания и неприемлемым, а держится другого взгляда, то должен обосновать этот последний потверже. Указанные в отзывах недостатки сочинения устранены и исправления сделаны, но, к сожалению, только отчасти. И в напечатанном сочинении допущены выражения, возбуждающие недоумения. Напр., на странице. 66-й высказана странная мысль, будто апостол Павел не всегда и непременно был апостолом, а иногда являлся обыкновенным частным человеком. Или на 89-й стр. сказано: «Первоначально существовала, так сказать, иерархия без теории». Принимаемое о. Фивейским музыкально-гимнологическое толкование глоссолалии, как оно изложено в его книге, не устранило всех трудностей при изъяснении речи апостола о языкоговорении, так что слова автора книги, «что при этом толковании речь апостола делается совершенно ясною» (127 стр.), содержат преувеличенное и неверное восхваление музыкально-гимнологической теории глоссолалии. Впрочем, о. Фивейский не устранил всех трудностей в изъяснении речи апостола о даре языков не по небрежно-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Последствия сложения духовного сана следующие: 1) Сложившие духовный сан возвращаются в первобытное своё состояние; 2) они не могут вступать в государственную службу – диаконы в течении 6-ти, а священники – в течении 10-ти лет. Кроме добровольного сложения духовного сана, возможна потеря его по суду; в этом случае она является наказанием за преступления и проступки не совместимые с этим саном. Лишение духовного сана является бесповоротным, так что духовный сан не может быть возвращён опять. Кроме того лишение священного сана в высшей его степени служит причиною лишения и степени низшей. §30. Монашество. Значение и возникновение монашества на Востоке, на Западе и в России Монашество занимает как бы середину между клиром и мирянами: с одной стороны, церковные правила положительно отделяют монашествующих от клириков и во многих отношениях ставят их на одну ступень с мирянами; с другой – наши гражданские законы (IX т. Св. Зак. о состояниях ) рассматривают монашество и духовенство, как совершенно одинаковые состояния, отличающиеся только названием (первое – чёрное, второе – белое духовенство). Монашеская или аскетическая жизнь существовала ещё в дохристианские времена (в Египте, при храме Сераписа в Мемфисе). Первые начала организованного христианского монашества обнаружились тоже в Египте, при чем основателями монашества были Павел Фивейский, Антоний Великий и ученик последнего Пахомий Великий . Правила монашеской жизни были составлены Пахомием В. (около 640 г.), а позднее Василием Великим († 379), и послужили основанием позднейших монашеских уставов. Положение монашества в сфере порядка церковного было определено Халкидонским собором 451 г., 50 который подчинил монахов церковной власти епископа, самое основание монастырей поставил в зависимость от епископского разрешения, а обетам монашеским (послушания, нестяжательной и целомудрия) придал бесповоротное значение, так что оставление монашества стало рассматриваться наравне с оставлением духовного сана клириком, как одно из самых тяжких преступлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010