Он сделался дерзким и бесстыдным в своих пороках и бесчинствах, в пьянстве и других излишествах, обращая самое слово и имя «православный» в позор и посмешище у других народов. Во времена патриарха Карамы он заведовал церковными доходами и самовластно управлял имуществами Церкви; но при вступлении на митрополичий престол нашего владыки ему посоветовали назначить сорок векилей или уполномоченных, из коих двое ежегодно должны были стоять пред Богом и служить церкви, от дня праздника сорока мучеников до его годовщины. И когда это дело было поставлено таким образом, доходы Церкви стали преуспевать с благословения Божия: подвалы ее из года в год были наполнены маслом, в ее складах были запасены восковые свечи, и сокровищница ее была снабжена всем потребным вплоть до дней того лица, о котором мы говорим, и вступления его на митрополичий престол, которое явилось для нее как бы испытанием от Господа. Тогда дело изменилось таким образом, что векили стали назначаться при посредстве лиц, власть имущих, по распоряжению паши, в силу перевеса в борьбе и распрях, и благодаря весу кошельков с деньгами и протекций, к отягощению Церкви тысячами долгов – да отплатит им Господь, как они того заслужили! Все эти дела и обстоятельства дошли до нашего слуха в Келиз; и мы были крайне раздражены, в особенности наш владыка патриарх, который не переставал проклинать митрополита и клясть его, от всей души призывая на него (Божие) мщение. В начале его управления митрополией, когда он только начал обнаруживать свои пороки и гнусности, владыка послал лишить его священства; но он явился к владыке в Хаму и обратился ко многим лицам, прося их ходатайствовать за него, обещая перед Богом и давая самые ненарушимые клятвы, что он откажется от вина, водки и всяких хмельных питий; и после того как мы на сей конец составили и взяли с него узаконенное поручительство, скрепленное подписью именитых жителей Хамы и наставников, владыка простил его. Поэтому он предъявил иск к властям о взыскании пени с алеппских христиан за то, что они прочитали статикон (грамоту) о его отрешении и отлучении, при чем в этом иске его поддерживали сын его и родственники.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И он немедленно удалился. Тогда Хаммамджи-оглу поспешно послал приказ удалить всю стражу от городских ворот и заместил ее своими собственными войсками; но это тотчас же дошло до ушей аги, или начальника крепости, который встревожился и держался настороже, охраняя крепость. Поэтому первый потерпел неудачу в своих замыслах; и говорят, один из его аг порицал его, говоря ему так: «Если ты хотел захватить замок, то должен был бы посоветоваться с нами и мы составили бы и пустили в ход верный способ, какой употребил в прежние времена Джанбулад-оглу 820 , вполне осуществив этим захват крепости. План состоял бы в том, что ты сковал бы двадцать из нас, аг, по рукам и ногам и послал бы отвести нас в темницу в крепости, и каждого из нас вели бы двое, так что всего нас было бы шестьдесят человек, тогда как у ворот крепости людей немного, и с помощью этой хитрости мы захватили бы ее без труда». Прибавляли, что Хаммамджи-оглу сильно жалел о том, что сделал. Однако это была милость и особое благоволение всемогущего Бога к жителям Алеппо, как мы сказали раньше. Впоследствии они восстали против этого Хаммамджи-оглу, когда он прибыл в качестве мутеселлима, или наместника, от Махмуда-паши, паши Аданы, и выгнали его из Алеппо; и в то время как он был в дороге, его умертвили, прежде чем он успел присоединиться к Хасану-паше. Как скоро известия об этом достигли Синопа и окрестных городов, жители успокоились и дороги сделались безопасными, тогда как до этого они терзались страхом и опасениями; толпы путешественников и караваны опять двинулись в путь, и мы, со своей стороны, усиленно занялись приготовлениями к путешествию. Так как нам наскучило пребывание здесь, в Синопе, то мы уже три раза нанимали судно, чтобы оставить его и отправиться в Энос; но жители не пускали нас, пока не подтвердились настоящие благоприятные известия; тогда они попрощались с нами, и мы отплыли в субботу утром, в последний день января. Жители Синопа плакали, расставаясь с нами. Мы поместили все свои вещи и сами все поместились в каике, нанятом нами за шестнадцать пиастров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поголовный харач христиан дамасских в это время был во сто восемьдесят имен, харач жителей Баальбека – в двадцать, и населения Кефрбей-гима – такое же число. Чиновник продолжал перепись с таким рвением, что поток людей являлся пред ним, когда он ходил, в сопровождении некоторых старшин, из улицы в улицу и из дома в дом. Тайком мы предупредили их, чтобы они удалили с глаз слабоумных и недоносков. Между тем ага располагался у входа в квартал или в начале улицы и делал напоминания, предупреждения и угрозы главным лицам, наиболее известным и влиятельным в том квартале, чтобы они никого не скрывали. Поэтому, кто был смел душою и не был занесен в списки, будучи известен только нам, проходил незамеченным; а робкие попадались, выдавая сами себя. Языджи имел при себе книгу из белых листов, вверху каждой страницы которой были написаны имена различных родов дамаскинцев отдельно и родов населения области и кочевников отдельно; и под соответствующим заголовком он записывал имя каждого лица. Если он был холост, не имел братьев, был не-женат и не имел никакого имущества, ага пропускал его; но он записывал каждого, кто был холост... и имел собственность. Таким образом мы, укрепив наши сердца силою всемогущего Господа, составили список дамаскинцев не более как в четыреста семьдесят человек; и они освободились от ежегодных вымогательств дефтердара. Жителей Баальбека было много; но большую часть их мы вычеркнули и записали из них, с согласия аги, не более сорока трех имен; хотя их было больше полутораста, но они бедны до крайности. Население Кефрбейгима, которое состояло приблизительно из двухсот человек, в городе и в округе, мы поставили только в шестьдесят человек; и таким же образом мы поступали с остальными отделами. Что касается до положения юношей, близких уже к годам возмужалости, то всякий раз, когда аге попадался такой юноша, мы ходатайствовали за него и ублаготворяли агу одним пиастром или двумя, при чем брали у него записку с его подписью в знак того, что он не может притянуть его вторично: ибо по окончании своей переписи ага со своими служителями пускался на розыски и, захватив первого попавшегося ему, налагал штраф на его семейство и жителей квартала за необъявление его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В четверть покаяния 709 умерла домна Белаша, супруга господаря Константина, и мы выставили ее с большою пышностью под наметом на дворцовой площадке. Потом ее обнесли кругом церкви. На похоронах её присутствовало множество священников и монахов, кроме архиереев, и всем им была роздана щедрая милостыня. Усопшую погребли в притворе внешней придворной церкви, после чего была предложена большая трапеза присутствовавшим, как знатным, так и простым; беднякам и рабочим, тут бывшим, было роздано, как нам сказали, по крайней мере по десяти хлебов и кубков меда и вина. На девятый день, на поминках, соблюдалось то же самое. В Вербное воскресенье, рано поутру, господарь попросил нашего владыку патриарха присутствовать за утреней. При полиелее принесли ему древесные ветви и он прочел над ними молитву. Тогда сошел господарь, и владыка дал ему ветвь; равным образом подходили все вельможи и получали ветви, между тем как писцы раздавали им всем восковые свечи. То же было роздано всем бывшим в церкви. Окончив обедню, мы пошли к столу господаря, за которым было предложено роскошное угощение. В среду на Страстной неделе господарь пригласил нас, по обычаю, и мы совершили для него елеосвящение во дворце. В Великий четверг мы отправились в карете и облачились в дворцовой церкви вместе с митрополитом города. Как скоро сошел государь, они оба преподали ему благословение, и затем проследовали, – причем наш учитель шел рядом с господарем, – на дворцовую площадку, где были уже поставлены кругом длинные скамьи, покрытые коврами, и три кресла в средине, лицом к востоку, назначенные для господаря, нашего учителя и митрополита. Слева стали митрополит и настоятели монастырей, справа – вельможи. На аналоях были положены книги, содержащие чип умовения, серебряный таз и кувшин. Затем были розданы всем присутствующим восковые свечи, и наш владыка патриарх выступил вперед, между тем как я шел перед ним с его посохом и кадил, и пр. 710 Один из священников прочел Евангелие, обратившись лицом к западу, и когда дошел до места: «и положи ризы», мы сняли с нашего учителя саккос и прочее облачение, согласно обычаю, и опоясали его льняным полотенцем. Он пошел и, налив воды из кувшина в таз, подошел сначала к лицу, которое представляло Иуду, – а был он то же самое лицо, что и в том году 711 и в таком же одеянии – и первому умыл ему ноги. Под ними был разостлан ковер. После него, он подходил к другим, пока не покончил со всеми. Митрополит города занимал при этом место Петра. Когда владыка окончил церемонию и мы снова облачили его в саккос, он подошел к чаше с водой, поставленной на столике и, погрузив в нее кончики пальцев, начертал ими на себе знак креста между глазами и преподал благословение господарю издали. Также подошел митрополит и сделал то же, равно господарь и др. Последний, при выходе с Дарами, вошел в алтарь и причастился св Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, мы порешили отослать сначала всю свою тяжелую кладь и пожитки вообще в Галац, а отсюда переправить их потом на судах, с кем-нибудь из наших спутников, по Черному морю в Синоп, чтобы избавить себя от связанных с ними хлопот и затруднений, и чтобы самим нам было возможно укрыться до тех пор пока наступит время, благоприятное для устроения наших дел. К этой цели и была направлена наша деятельность. Однако на первых порах мы не могли раздобыть подвод для перевозки наших вещей, ни за деньги, ни понуждением; ибо когда господарь в пятницу 18 (9-го?) июля неожиданно уехал в табор, то есть лагерь, все купцы пришли в смятение, и невозможно было ни за какие деньги получить подводы для кого бы то ни было, так как подводчики, избегая принудительной службы – перевозки господарева обоза, – скрывались и прятались; теми же подводами, кои были собственностью господаря, он намеревался сам воспользоваться для того, чтобы увезти жену свою и детей. Итак, мы были повержены в смущение и замешательство, не могли найти никакого исхода, и положение наше вследствие этого было крайне бедственное. Букарешт был покинут жителями, и мы оставались одни. Все заботы наши были поглощены нашею кладью; не было никого, кто подрядился бы довезти нас до Галаца или дал бы нам какой совет в этом деле: столь напуганы были здесь приближением татар, путь которых лежал в этом направлении и с которыми мы – избави нас Бог! – могли на дороге встретиться. И это было действительно вполне основательное опасение. Вследствие тревог своих и беспокойства и постоянного лая собак, мы не могли спать по ночам. Наконец Господу было угодно облегчить нас, вложив в мысли господаря поручить нас покровительству своего уполномоченного, великого ворника, который отыскал нам две подводы, и мы, несмотря на противодействие хозяев их, нагрузили их. Мы нашли нескольких спутников, спасавшихся бегством по тому же направлению; и я, смиренный, пишущий эти строки, был отправлен вместе с ними из Букарешта во вторник 13 июля, после полудня. Мы ехали по безлюдным, далеким от проезжих дорог пустыням, по наводящим тоску заброшенным полям, так что поседели от страха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это стало одной из причин восстания молдаван весной 1653 года, свержения Василия и террора против местных греков. Павел Алеппский, находившийся в то время в Яссах, писал: «Греки... не выходили из своих жилищ по причине сильной вражды между ними и молдаванами, ибо архонты (сановники) Василия греки... сильно поработили молдаван и унижали их... День и ночь они принуждены были работать, чтобы платить грекам, подобно тому как мы по отношению к туркам». 1226 Однако этническое происхождение господарей не особо влияло на их связи с Православным Востоком. Молдавские правители и далее жаловали имения Св. Гробу, а иерусалимские патриархи подолгу жили в ясских монастырях. Молдавский воевода Дука принимал участие в выборах иерусалимских патриархов Нектария (1661 г.) и Досифея (1669 г.). 1227 Нектарий жил в Яссах в 1663–1665 гг., собирая пожертвования в дунайских землях. 1228 Досифей сразу же после своего избрания также направился для сбора милостыни в Дунайские княжества. Как писал из Бухареста одному из своих друзей греческий архимандрит Дионисий, будущий угро-валахийский митрополит, на масленицу 1670 г. «Господь привел в эти места... блаженнейшего иерусалимского патриарха кир Досифея, и его встретили со всеми почестями и угождением». 1229 Воевода пожертвовал Св. Гробу 5 тыс. грошей и еще столько же дали «по силе своей» митрополит, знать и монастыри. Невзирая на то, что в то время они были «очень бедны и бессильны от множества долгов и царских даней, но вновь не оставили Св. Гроб без попечения и помощи. Через десяток дней отправится отсюда и блаженнейший (патриарх Досифей. – К.П.) и держит путь в Яссы, и Дука воевода – большой друг Св. Гроба и его блаженства». 1230 За свое 35–летнее патриаршество Досифей лишь четыре раза посетил Иерусалим, где прожил в общей сложности около двух лет. Все остальное время он провел на Балканах и в Дунайских княжествах, если не считать еще его поездки в Грузию. Пребывание Досифея в Молдавии и Валахии многократно отмечено в источниках 1670-х – 1700-х гг., местные господари продолжали дарить ему церкви и монастыри, содействовали в получении фирманов на реконструкцию мест поклонения. Важнейшее значение имело открытие в Яссах в 1682 г. типографии Иерусалимского патриархата. Досифей лично курировал ее деятельность и издал в конце XVII – начале XVIII века целую серию анти-латинских полемических трактатов. По некоторым сведениям, католики добивались у Высокой Порты закрытия этой типографии, но тщетно. 1231 То, что получилось у иезуитов в 1620-е гг. в Константинополе, когда была уничтожена первая греческая типография Кирилла Лукариса, оказалось невозможно повторить в Молдавии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возвращаемся (к рассказу). В субботу, на шестой день своего прибытия, царь пригласил к себе цесарева посла. Стрельцы со своими знаменами стояли плотной линией, по обе стороны пути, от дома посла до дворца. Когда он проезжал мимо них, они направляли ему в лицо свои ружья, что значило: «если ты прибыл с предупреждением о войне, то вот мы готовы». Послы, приезжающие к царю московитов, подвергаются большим стеснениям. Прежде всего ставят в месте его остановки стражу, которая караулит ночью и днем, сменяясь ежедневно, и никого из его людей не выпускает ходить одному по городу. И в настоящее время жилище этого посла стерегли с большою бдительностью и отнюдь не дозволяли никому из иностранцев входить к послу, ни даже в его жилище – все из опасения, нет ли среди них шпионов, которые тайком собирают известия и приносят ему или берут от него письма и пересылают в его страну. В день представления посла царю употребляют всевозможные старания, чтобы поразить его великолепием. Обыкновенно, когда приезжает посол как этот, отнюдь не разглашают причин его прибытия или цели его появления. К нему прежде всего являются приближенные царя, чтобы узнать сначала от него, с какою целью он прибыл, и, узнав причину, сообщают царю; приходят не один и не два раза, а много раз, прежде чем посол представится царю, дабы видеть, согласны-ли его ответы и речи с письмами, им привезенными, и находятся ли в соответствии с их содержанием. По этому предмету они делают такие обстоятельные расспросы, что я не в силах их передать. Когда пожелают пригласить его, как в этот день, чтобы он представился царю, то неустанно заботятся и хлопочут с утра до ночи. Обыкновенно, приводят для посла царские сани или лошадь, и как только приедут к нему и он сходит, чтобы сесть, посылают к царю быстрого гонца с известием, что посол спускается с лестницы, а также, когда он сядет, и беспрестанно посылают гонцов, быть может, 40–50 раз по причинам, способным навести болезнь на душу. Царские вельможи, обыкновенно, садятся (с послом) один справа, другой слева, по многим причинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Её бойницы, в которых находится множество пушек, наклонены книзу, по остроумной выдумке строителей: таких бойниц мы не видывали ни в стенах Антиохии, ни Константинополя, ни Алеппо, ни иных укреплённых городов, в которых бойницы идут ровно, (служа) для стрельбы над землею вдаль; а из этих можно стрелять во всякого, кто приблизится к нижней части стены, и это по двум причинам: первая, что стена непохожая на городские стены в нашей стране, снизу до верху ровные, легко разрушаемые, но она, как мы сказали, с откосом, а бойницы одинаково наклонены к визу стены. Конец этой стены доходит до угла второй стены. Таким образом эта белая стена окружает край города с западной стороны Кремля и большую часть города с востока и с севера, так как город имеет протяжение с востока на запад, и (с этой стороны) окружен двумя стенами; с юга же, где его защищает великая река Москва, идет одна стена. В белой стене более пятнадцати ворот, которые называются по именам различных икон, на них стоящих. Все эти надвратные иконы имеют кругом широкий навес из меди и жести для защиты от дождя и снега. Перед каждой иконой висит фонарь, который опускают и поднимают на веревке по блоку; свечи в нем зажигают стрельцы, стоящие при каждых воротах с ружьями и другим оружием. Во всех воротах имеется по несколько больших и малых пушек на колесах. Каждые ворота не прямые, как ворота Ан-Наср и Киннас-рин в Алеппо, а устроены с изгибами и поворотами, затворяются в этом длинном проходе четырьмя дверями и непременно имеют решетчатую железную дверь, которую спускают сверху башни и поднимают посредством ворота. Если бы даже все двери удалось отворить, эту нельзя открыть никаким способом: ее нельзя сломать, а поднять можно только сверху. Что касается великого земляного вала, похожего на огромные холмы и имеющего рвы внутри и снаружи, то он окаймляет всю городскую стену и между ним и ею заключается большое пространство. Его построил патриарх Филарет, дед нынешнего царя. Окружность его тридцать верст. Он неприступнее всех каменных и кирпичных стен, даже железных, так как против них непременно найдется какое-нибудь средство: мина, разрушение, падение, а земляной вал ничем не возьмешь, потому что пушечные ядра в него зарываются.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Удивительнее всего то, что у них в устах один язык, так как, если станешь прицениваться к какой-нибудь вещи, (идя) от начала ряда до конца, все говорят одну цену, и это приводило нас в изумление. Так действуют все. В большей части лавок есть маленькие мальчики, в которых мы замечали поразительную проницательность, ловкость, расторопность и уменье купить и продать, так как при продаже они надували нас хуже, чем их старшие. Большинство этих мальчиков – невольники, турки и татары из тех, которых берут в плен донские казаки; мы узнавали их по их глазам, лицам и волосам. Их хозяева ставят их в лавках торговать, потому что они превосходят их хитростью и ловкостью. Когда мы заговаривали с ними по-турецки, они приходили в замешательство и не отвечали нам из боязни своих хозяев, которые окрестили их с малых лет и усыновили. Люди, достойные веры, сообщали нам, что никто из (последователей) франкских сект, приняв крещение по нашему вероисповеданию, не бывает таким хорошим (православным) христианином, как турки и татары, так как эти последние прилепляются к православию сильно, от всего сердца. Мы видали многих из них, которые пошли в монахи, покинув мир, и являли подвижничество и добродетели, испрашивая у Бога милости для своих неверных родителей, которые произвели их на свет в прежней вере. Нас приводили в сильное удивление упомянутые мальчики, которые ловкостью и хитростью далеко опережают московитов, значительно превосходя их в этом: когда мы, бывало, спрашивали их через драгомана о каком-нибудь деле, они отвечали: «мы ничего не знаем», между тем как сердце их было полно знанием этого. При покупках мы часто одерживали верх над взрослыми людьми, но эти мальчики оставляли в дураках нас, и мы были против них бессильны. Один еврей, (по происхождению) от отцов и предков (евреев), принявший христианство, родом из Салоник, состоявший переводчиком по греческому и турецкому языкам при вратах царя 533 , говорил нам, что евреи превосходят все народы хитростью и изворотливостью, но что московиты и их превосходят и берут над ними верх в хитрости и ловкости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так как венецианцы ни с какой стороны не были уверены в безопасности и им надоела десятилетняя война с известным народом 612 , то принчинос, то есть глава венецианцев, но соглашению с двенадцатью вельможами отправил к царю этого посла с письмами, в которых они весьма превозносили его и взывали к нему о помощи, так как узнали, что царь, вынужденный необходимостью, пошел войной на врагов, по убеждению (в своей правоте). Царь с большою радостью изъявил согласие помочь и написал им, чтобы они терпели и переносили до времени, как будет угодно Богу. Когда это дошло до них, они очень обрадовались, и их ученые составляли в похвалу царю стихотворения и поэмы на греческом языке, которые мы видели в последствии. Венецианцы очень полюбили царя, о чем мы сейчас расскажем. В начале войны венецианцев с турками, когда сила турок была велика, венецианцы сильно страшились и отправили посла к прежнему королю ляхов с четырьмя стами тысяч динаров, упрашивая его помочь им, истратив эти динары на содержание кораблей и войска, которые следовало послать в Черное море, чтобы, напав на турок с той стороны, отвлечь их от венецианцев. Король, с одобрения своих вельмож, ответил согласием на просьбу венецианцев и приступил к делу. Но вероломные вельможи ляшские впоследствии нарушили свое слово, изменили и отказались, говоря: «мы живем в своей земле спокойно и не для чего нам будить спящее зло, не имеем надобности враждовать с турками». Король, истощив все усилия подействовать на них, потемнел в лице (от стыда) пред венецианцами, тем более, что упомянутые вельможи бесстыдно промотали все динары. Посол продолжал жить у них до самой смерти своей. Поэтому король разгневался на вельмож и прибегнул против них к хитрости: послал втайне известие Хмелю, гетману казаков, и подкреплял его намерения, пока тот, подняв восстание и напав на вельмож, всех их не перебил, при чем овладел большею частью их земель (и владеет ими) до сих пор. Вельможи, оставшиеся в живых, узнав все дело, стали строить козни против короля, пока не отравили его, и он умер, как мы сказали раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010