Вот, говорят, что отец Павел ругался матом. С кем, как и для чего? Наверное, для того, чтобы людей усовестить. И если после этого у собеседника отца Павла не было желания ругаться, то это что-то значит! Говорили, что отец Павел мог выпить. Но если люди, с которыми он сидел за столом и выпивал, после этого знали меру, то это тоже много значит. Когда у отца Павла просили молитв, он говорил, показывая на сердце: «Вы у меня здесь». Борисоглебский монастырь. Фото: А. Поспелов/Православие.Ru И, конечно, я думаю, он чувствовал свою ответственность и за монастырь, в который меня назначили игуменом. Последние годы жизни отца Павла совпали с возрождением Борисо-Глебской обители и с моим здесь игуменством. И то, что отец Павел так тепло и живо проявлял участие к жизни монастыря, я считаю не своей заслугой, а необходимостью монастырской. Зная, что у меня нет опыта и поэтому можно навлечь многие скорби и беды, набирая братию, отец Павел говорил: — Не бойся десять праведников за ворота выставить: праведника Господь не оставит, праведнику за то венец и тебе награда — о стаде радел. А бойся волка и паршивую овцу в стадо запустить — стада лишишься. Какая это была поддержка, невозможно представить человеку, который не был в моей шкуре, не ощущал возложенной ответственности. Ведь народ в монастырь шел разный. Иногда приходит вроде благочестивый человек, ты ему отказываешь, чувствуя какую-то тревогу, а уходит он, ругаясь матом. Отец Павел говорил, что наместник должен и палку показывать, тогда увидишь, овечка это или волк: если зубы оскалила, значит, волк. Наместник должен пасти овец и выгонять волков. Трудно пойти на такой шаг, чтобы кого-то не «допустить к Богу», как все говорят обычно, приходя в монастырь. Это уже потом, имея опыт, можно как-то в ситуации разобраться и увидеть, что, чем человек более дерзкий, чем меньше в нем благочестия, тем меньше в нем желания работать Богу. Многие свою дерзость выказывают за дерзновение служения Богу. И когда мне начинали говорить: «Такой-сякой, к Богу не пускаешь», я думал: значит, не туда идешь или не оттуда, потому что к Богу не пустить нельзя; еще раз десять придешь, кого надо, палкой не выгонишь, а за каждым бегать и зазывать калачом — калачей не хватит.

http://pravoslavie.ru/136677.html

Скачать epub pdf Толкование на Апостол из Деяний Апостольских, читаемый в неделю святых Отец первого Вселенского Собора (Деян.20:16–18, 28–36) Ныне слышанное вами, братия, из Апостольских Деяний чтение описывает пастырскую бдительность всехвальнаго Апостола Павла, и совершенство его добродетели: читать же то сего дня Церковь установила потому, что в сей день мы отправляем празднество, первого Никейского Собора Богоносных Отцев, которые, сохранив тщательно завещания Апостола Павла, соделались истинными его подражателями. Павел, призвав в Милит пресвитеров церковных, повелел им бодрствовать против волков, то есть против еретиков имеющих восстать на Церковь Христову, и отводить верных от православной веры. И сии благочестивые Отцы, узрев сильное нападение ересеначальника Ария на главнейшие догматы веры, и от того происходящее растление в словесных овцах Христовых, бдяще, по Апостольскому завещанию о стаде своем, стеклись во град Никею, дабы общими силами истребить злочестивейшую его ересь. Павел научал в Милите служителей Церкви пасти Христову Церковь , то есть, проповедывать догматы благочестия, и правила добрых дел. И сии блаженные Отцы, последовав Павлову учению, изложили в Никее правила веры и благонравия Христианского. Ныне чтенная история содержит в себе наставления, относящиеся к пастырям церковным, делом самым от Апостола Павла подтвержденные, и великого умиления исполненные. Кто со вниманием выслушает изъяснение сих наставлений, и после снесет их с поступком тех Божественных пастырей: тот уверится, что они сохранили оные во всей точности. Деян.20:16 .  Во днех тех, суди Павел мимо ити Ефес, яко да небудет ему закоснети во Асии: тщашебося, аще возможно будет, в день пятидесятный быти во Иерусалиме. Апостол Павел проходя многие и различные места, и проповедуя в оных слово Божие, пришел наконец в Милит, который был тогда царствующим градом в Азии, и находился не в дальнем расстоянии от Ефеса. Поелику же он тщился, как возможно, поспеть во Иерусалим в день Пятидесятницы, то и прошел мимо Ефеса, не благорассудив зайти в оный. Потому что ежели бы он зашел туда, то бы просьбами верных, которым он там прежде проповедывал слово Боже, и пред которыми творил чудеса, принужден был остаться в Азии на долгое время, и следовательно, не мог бы попасть во Иерусалим на день Пятидесятницы, как ему желательно было. Но для чего толикое желание и тщание его было, чтобы быть в тот день в Иерусалиме? Для того, что в сей день находится там великое множество Иудеев по причине праздника Пасхи и Пятидесятницы: желал убо треблаженный Апостол в том самом месте, где прежде гнал Церковь , проповедывать пред лицем всего народа имя Иисуса Христа. Почему оставив Азию, пришел в Иерусалим: проповедывал там всенародно имя Христово, и много пострадал от Иудеев: но поспел ли он туда на день Пятидесятницы, то неизвестно: потому, что Божественный историк к словам, «тщашебося», прибавляет, «аще возможно будет», то есть, ежели может и обстоятельства не воспрепятствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Полежаев А. И., русский поэт 265 Поликарпов Н., обн. протоиерей 223, 252, 253 Польский Михаил , карловацкий протопресвитер 849 Поля, горничная Введенского А. И. 561 Полянский И. В., председатель Совета по делам религиозных культов 600 Попов М. С., протоиерей см. Михаил (Попов), обн. архиепископ Попов Н. Г., проф.-прот. 363, 395, 398, 422, 441, 990 Попов П. Г., проф.-прот. 451, 454 Попов Т. Д., проф.-прот. см. Тихон (Попов), бывш. обн. митрополит Попов, петроградский священник 206 Порфирий, архиепископ Синайский 490, 492 Поспеловский Д. В., историк 22 Постников Михаил см. Михаил (Постников), епископ Потапов Николай, обн. священник 244 Потоцкий, генерал, председатель Российской миссии Красного Креста 482, 483 Поярков, священник 149 Прахов, проф. 362, 454 Преображенский Ливерий, обн. священник г. Вологды 416 Проняев, мирянин Тульской епархии 433 Протей 402 Прудников Михаил, петроградский протоиерей 280 Пушкин А. С., русский поэт 530 Раев Николай Павлович, обер-прокурор Св. Синода (08.1916–03.1917) 189 Раевский Василий, протоиерей 506 Раевский П. В., проф. см. Павел (Раевский), обн. митрополит Раевский Павел см. Павел (Раевский), обн. митрополит Раевский петроградский протоиерей см. Павел (Раевский), обн. митрополит Разумович, обн. протоиерей, уполномоченный ВЦУ по Украине 284 Разумовский Феодор, обн. протоирей 506 Распутин Григорий 179, 180, 189, 757, 1003 Расторгуев Андрей см. Андрей (Расторгуев), бывш. обн. архиепископ Ратмиров В. М. см. Василий (Ратмиров), бывш. обн. архиепископ Рафаил (Прозоровский), обн. архиепископ 421, 499, 910–911 Рачинский Николай, обн. священник Оренбургской епархии 242 Рачинский Сергей, мирянин Оренбургской епархии, примкнувший к обновленцам 242 Регельсон Л. Л., историк 9, 10, 15, 38, 609 Рейнов И., обн. священник Рязанской епархии 242 Рейснер М. А. 172, 173 Репнин 140 Родзянко Михаил Владимирович, председатель Государственной Думы 192 Рождественский А. , обн. диакон 242 Рожицын П., автор соч. 5 Розанов Н., протоиерей см. Николай (Розанов), обн. архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

—243— В этом обличении заслуживает, между прочим, особенного внимания глагол ζς, живёшь. В то время, когда св. Ап. Павел обратился с обличительным словом к св. Петру, последний уже не жил по-язычески, он прекратил общение в трапезовании с христианами из язычников, устранялся и таился от них и начал жить по-иудейски. Посему св. Павел тогда мог сказать только, что св. Ап. Пётр жил (ζησας) по-язычески, а он говорит: живёшь (ζς) как будто и доселе 2463 . De-Wette прямо говорит, что это praesens трудно объяснить 2464 , Flatt хочет придать этому настоящему значение прошедшего 2465 . Rückert прямо видит в употреблении praesens грамматическую ошибку 2466 . Usteri, как бы стараясь об- —244— яснить: как мог допустить эту ошибку св. Павел, говорит, что он „употребляет вместо прошедштго ζης настоящее под влиянием аффекта (im Affecte)“ 2467 . – Но все мнимыт трудности и предполагаемыт ошибки – создание фантазии. Praesens и в классическом и в библейском греческом языке весьма, часто употребляется вместо imperfectum 2468 . В данном случае употреблённое praesens имеет особенное значение: оно указывает не столько на какой-либо определённый факт или вообще поведение св. Петра, сколько на его постоянные убеждения касательно жизни по язычески; оно указывает на обычное, всегдашнее, вполне и всегда Ап. Петром признаваемое основным, правило касательно этой жизни по-язычески. Поэтому, выражение Ап. Павла: ты живёшь по язычески означает: „ты и раньше и теперь держишься того мнения, что тебе можно жить по-язычески“. Св. Иоанн Злутоуст к ζς делает краткое, но глубоко верное замечание: στε κα νν τν ατν γνμην χεις 2469 . – Что св. Пётр действительно имел такое убеждение касательно дозволенности для христианина Моисеева закона – это, конечно, хорошо могло быть известно св. Павлу и из прежних поступков св. Петра 2470 и из его самоличных свидетельств на этот счёт 2471 . И в данном случае он говорил правду, ибо в противном случае, как справедливо замечает Olshausen, св. Пётр мог бы возразить Ап. Павлу: „я переменил теперь свой взгляд“ 2472 ; но этого не было. Когда св. Павел говорил Ап. Петру, что он считает вполне дозволенным даже для христианина из иудеев жить без Моисеева закона, то говорил правду. – Безразлично: была ли эта мысль выражена св. Павлом полнее и иначе, чем в Послании, или же только заключалась в одном этом слове – она даже и в последнем случае заставляла задумываться св. Петра о тех основаниях, на которых утверждались его

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я словами отца Павла неоднократно таких людей ставил на место. Такие поучения в двух-трех словах и составляют основу нашего отношения к жизни. Пока на память что-либо приведешь из прочитанного... А тут: «Не бойся десять праведни­ков выгнать, бойся одну паршивую овцу или волка в стадо запустить» — и все становится на свои места. Во многих случаях слова отца Павла, не понятые сначала, потом давали свои плоды как семена. Можно много прочитать, все это в памяти, может быть, отложится, но будет грузом, который тащишь, которым можно пользоваться, чтобы показать свои знания, но никак нельзя применить этот багаж. А слова отца Павла часто были кратки и всегда полезны. Например, по поводу того, нужно или нет интересоваться врагом рода человеческого. Стало очень много книг выходить о мире демонов, и очень многие стали интересоваться. Книги эти читались как романы. И у меня тоже интерес к этому был: врага, мол, надо знать. Отец Павел четко все расставил на свои места: — Мы ленимся о Боге узнать, а туда лезем. Игумен Иоанн (Титов), наместник Борисоглебского монастыря Фото: А. Поспелов/Православие.Ru Все так просто. В двух словах. Если мы туда лезем, то и получаем. Если мы всматриваемся в бездну, то и бездна всматривается в нас. Не лезь, не смотри туда, а смотри на Бога, смотри туда, куда святые зовут. Поразили меня несколько случаев со святынями, которые благословил мне отец Павел еще задолго до своей смерти, а потом, казалось, об этом забыл. За полгода, а может быть, и больше, до смерти отец Павел благословил мне икону преподобного Дорофея Югского, которая была написана в Мологском монастыре, где одна из его тетушек была старшей над иконописцами. Отец Павел однажды взял эту икону и сказал: — Это вот тебе. Потом посмотрел и добавил: — Надо бы, конечно, ее подреставрировать, — и поставил опять себе на столик. Потом говорит: — Ну, ничего, подреставрируешь. Через какое-то время отец Павел, глядя на Шестоковскую икону Божией Матери, написанную на холсте, которая была прибита на стену перед его коечкой в сторожке, сказал: — Вот у отца Евстафия есть Шестоковская, у отца Григория есть, это — тебе.

http://pravoslavie.ru/136677.html

Вятская, учр. в 1657 г. Кафедра в Вятке Епископы и Архиепископы Вятские и Великопермские: Александр 1657–1674. Иона Баранов 1674–1699. Архп. c 1682. Дионисий Ушаков 1700–1718. Архп. Алексий Титов 1719–1733. Архп. c 1731. Лаврентий Горка 1733–1737. Киприан Скрипицын 1737–1739. Вениамин Сахновский 1739–1742. Варлаам Скамницкий 1748–1748. Антоний Илляшевич 1748–1755. Варфоломей Любарский 1758–1774. Лаврентий Баранович 1744–1796. Епископы Вятские и Слободские: Амвросий Яковлев-Орлин 1796–1804. Серафим Глаголевский 1804–1805. Гедеон Ильин-Замацкий 1805–1817. Амвросий Рождественский (Вещезеров) 1817– 1822. Павел Павлов (Морев) 1823–1827. Кирилл Богословский-Платонов 1827–1882. Иоанникий Образцов 1832–1835. Нил Исакович 1835–1838. Неофит Соснин 1838–1851. Елпидифор Бенедиктов 1851–1860. Агафангел Соловьев 1860–1866. Христофор Еммаусский 1866–1866. Аполлос Беляев 1866–1885. Архп. с 1800. Макарий Миролюбов 1885–1887. Сергий Серафимов 1887–1896. Алексий Опоцкий 1896–1901. Никон Софийский 1901–1904. Филарет Никольский 1904. Главовское викариатство, учр. в 1889 г. Епископы (в Вятке): Никон Богоявленский 1889–1893. Симеон Покровский 1893–1894. Варсонофий Курганов 1894–1904. Филарет Никольский 1904. Павел Поспелов 1905. Сарапульское викариатство 14 Епископы (в Вятке): Геннадий Левицкий 1868–1872. Палладий Пьянков 1872–1877. Павел Вильчанский 1878–1878. Нафанаил Леандров 1878. Тихон Донебин 1882–1886. Никон Богоявленский 1888–1889. Епископы (в г. Сарапуле): Афанасий Пархомович 1889–1891. Анастасий Опоцкий 1891–1893. Алексей Соболев 1893–1895. Никодим Боков 1895–1900. Владимир Благоразумов 1901–1902. Михей Алексеев 1902–1906. Арсений Тимофеев 1906–1909 15 . Мефодий Великанов 1909. Гродненская 16 Кафедра в Гродно Епископы Гродненские и Брестские: Иоаким Левицкий 1900–1903. Никанор Каменский 1903–1905. Михаил Ермаков 1905. Белостокское викариатство, учреж. в 1907 г. Епископы: Владимир Тихоницкий 1907. Грузинская (Экзархат Грузинский) 17 Кафедра в Тифлисе Эхзархи Грузии, Митрополиты и Архиепископы Карталинские и Кахетинские 18 (c 1818 г.);

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Магистры: 1 . Ипполит Богословский-Платонов – из московской Семинарии. Стефан Зернов – вифанской. Сергий Смирнов – московской. Алексей, в монаш. Амвросий, Ключарев – вифанской. 5 Иеромонах Сергий Ляпидевский – тульской. Семен, в монаш. Серафим, Протопопов–московской. Димитрий Кастальский – вифанской. Григорий Елисеев – тобольской. Феодор Левитский – пензенской. 10 Яков Бурлуцкий – той же. Феофилакт Кротков –московской. Димитрий Прилуцкий – костромской. Владимир Назаревский – тульской. Василий Вечорко – литовской. 15 Иеромонах Андрей Поспелов – тульской. Михаил Ремезов – калужской. Александр Топорков – пермской. Николай Александрович – подольской. Василий Романовский – московской. 20 Павел Некрасов – той же. Руф Ржаницын – вологодской. Павел, в монаш. Платон, Троепольский–московской. Павел Троицкий – смоленской. Козма Говоров – тамбовской. С правом на получение степени магистра, если представят новые сочинения, относящиеся к духовной учености. 25 Андрей Никольский – нижегородской. Василий Куняев – вифанской. Михаил Протопопов – той же. Кандидаты: Платон Попов – московской. Иеромонах Петр Екатериновский – саратовской. 30 Иван Световидов – московской. Иван Славин – волынской. Василий Розалиев – саратовской. Иван Ловцов – рязанской. Сергий Красовский – владимирской. 35 Василий Катаев – вятской. Василий Гурьев – владимирской. Николай Сокольский – подольской. Александр Корсунский – ярославской. Фома Варницкий – тамбовской. 40 Александр Быстролетов – астраханской. Александр Невский – вифанской. Флавий Скабовский – владимирской. Василий Русинов – той же. Иван Ситкевич – литовской. 45 Иеромонах Амфилохий Казанский – калужской. Николай Неводчиков – екатеринославской. Антон Пщолко – белорусской. Юлиан, в монаш. Иоанн, Пщолко – той же. Димитрий Воскресенский – калужской 50 Трифон Шумовский – волынской. Евгений Кедров – вифанской. Гавриил Солнцев – из учителей могилевского дух. училища. Алексей Сперанский – костромской. Алексей Солнцев – смоленской. 55 Стефан Лебединский – казанской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

г) в билетах Государственного Казначейства 300 р. 00 коп. д) наличными деньгами 28 р. 62 коп. Б. Расходного капитала – наличными деньгами 101 р. 23 коп. Итого: а) процентными бумагами 4400 р. 00 коп. б) наличными деньгами 129 р. 85 коп. А всего . . . 4529 р. 85 коп. Список Членов Братства Преподобного Сергия за 1891 год Покровители и пожизненные члены Братства: Сначала – Высокопреосвященнейший Иоанникий, Митрополит Московский и Коломенский, ныне Киевский и Галицкий, пожертвовал 2 600 р. В конце года – Высокопреосвященнейший Леонтий, Митрополит Московский и Коломенский I . Почётные члены. 1 . Архимандрит Антоний, ректор Московской Духовной Академии 110 р. Протоиерей Павел Мих. Волхонский 1000 р. Протоиерей Алексий Феодор. Некрасов 1300 р. Священник Василий Феодор. Руднев доставил от лиц, пожелавших остаться неизвестными 2000 р. 5 . Профессор Московской Духовной Академии Павел Иванович Горский-Платонов . 100 р. Профессор той же Академии Дмитрий Феодорович Голубинский. Профессор той же Академии Иван Николаевич Корсунский . —225— II. Пожизненные члены. а) Высокопреосвященные: Амвросий, Архиепископ Харьковский 100 р. Макарий, Архиепископ Донский 200 р. 10 . Никандр, Архиепископ Тульский 2000 р. Павел, Архиепископ Казанский 100 р. Палладий, Архиепископ Экзарх Грузии 100 р. Савва, Архиепископ Тверский 300 р. Сергий, Архиепископ Херсонский и Одесский. 300 р. 15 . Феогност, Архиепископ Владимирский 100 р. б) Преосвященные: Александр, Епископ Дмитровский 100 р. Анастасий, Епископ Воронежский 100 р. Антонин, Епископ Витебский 500 р. Виссарион, Епископ Костромской 700 р. 20 . Герман, Епископ бывший Кавказский 100 р. Димитрий, Епископ Подольский 100 р. Иоанникий, Епископ Владикавказский 100 р. Макарий, Епископ Селенгинский 100 р. Мисаил, Епископ Орловский 100 р. 25 . Павел, Епископ Олонецкий 100 р. Сергий, Епископ Могилевский 100 р. Симеон, Епископ Минский 100 р. Андреев, Вас. Ал-еев., Моск. куп. 100 р. Анисимов, Пав. Петр., прот. в г. Сарапуле. 200 р. 30 . Ансеров, Алексий Ал-др., прот. Моск. 200 р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гавриил Розанов 1848–1857. Филофей Успенский 1857–1876. Еп. до 1861. Алексий Ржаницын 1876–1877. Евсевий Ильинский 1877–1879. Савва Тихомиров 1879–1896. Еп. до 1880. Димитрий Самбикин 1896–1905. Еп. до 1898. Николай Зиоров 1905. Николай Налимов 1905. Алексий Опоцкий 1905–1910. Антоний Каржавин 1910. Старицкое викариатство 54 Епископы (в Твери): Иринарх Полов 1836. Неофит Соснин 1836–1838. Антоний Николаевский 1867–1873. Антонин Державин; 1883–1886. Гавриил Голосов 1886–1897. Павел Поспелов 1897–1899. Василий Царевский 1900–1902. Александр Головин 1903–1908. Алипий Попов 1908. Тобольская, учр. в 1620 г. Кафедра в Тобольске Архиепископы Сибирские и Тобольские: Киприан Старорусенников 1620–1624. Макарий Кучин 1624–1630. Нектарий Теляшин 1636–1640. Герасим Кремлев 1640–1650. Симеон 1651–1664. Митрополтпы Сибирские и Тобольские: Коркнлий 1664–1677. Архп. до 1668. Павел 1678–1602. Игнатий Римский-Корсаков 1692–1701. Св. Димитрий Туптало 1701–1702. Филофей Лещинский (в схиме Феодор) 1702–1711. Иоанн Максимович 1712–1715. Филофей Лещинский (вторично) 1715–1721. Тобольские и всея Сибири: Антоний Стаховский 1721–1740. Никодим Скребницкий 1740. Арсений Мациевич 1741–1742. Антоний Нарожницкий 1742–1748. Сильвестр Гловатский 1749–1755. Павел Конюскевич 1758–1768. Архиепископы Тобольские и Сибирские: Варлаам Петров 1768–1802. Еп. до 1792. Антоний Знаменский 1803–1806. Амвросий Келембет 1806–1822. Амвросий Рождественский 1822–1825. Евгений Казанцев 1825–1831. Павел Павлов (Морев) 1831. Афанасий Протопопов 1832–1842. Владимир Алаувдин 1842–1845. Еп. Георгий Ящуржинский 1845–1852. Евлампий Пятницкий 1852–1856. Феогност Лебедев 1 1856–1862. Еп. до 1862. Варлаам Успенский 1862–1872. Епископы: Ефрем Рязанов 1874–1880. Василий Левитов 1880–1885. Авраамий Летницкий 1S85–1889. Иустин Полянский 1889–1893. Агафангел Преображенский 1893–1897. Антоний Каржавин 1897–1910. Евсевий Гроздов 1910. Березовское викариатство, учр. в 1871 г. Епископы: Ефрем Рязанов 1871–1874. (Вакантно с 25 мая 1874 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Царствование императора Павла Петровича (17961801) было переходным между двумя столетиями во всех отношениях. Переходным было и воспитание наследника. Опасаясь потери престола, на который не имела законных прав, Екатерина держала своего сына фактически под арестом в его Гатчинском дворце, в результате чего он вступил на престол, будучи в свои 42 года в политическом отношении несовершеннолетним, как говорит Карташев. Воспитанник митрополита Платона (Левшина) , Павел был глубоко верующим человеком: не деистом, как его мать, но и не поверхностным религиозным романтиком, как его наследник Александр. Однако общим у него с Александром было некое внеконфессиональное отношение к религии. Так, он приютил у себя изгнанные Наполеоном Иезуитский орден и орден Мальтийских рыцарей и принял звание Великого мастера ордена. Приглашал он и папу римского переселиться в Россию. Убежденный монархист-самодержавник, Павел хотел было восстановить византийскую традицию священно-императоров, попытавшись во время своей коронации в полном обмундировании, с саблей, войти в алтарь Царскими вратами, чтобы причаститься вместе с духовенством. Но митрополит Платон остановил его словами о бескровной жертве. Павел покорился, снял оружие, но в Царские врата, по-видимому, все же вошел. Это, должно быть, единственный случай в русской истории вхождения царя Царскими вратами в алтарь. Павел весьма уважал духовенство, но по-канцелярски: считая гражданские награды высочайшим почетом для всех, начал награждать орденами, медалями, аксельбантами священников и епископов, причем как белое духовенство, так и архиереев, вслед за своей матерью, впервые в истории православия наградившей митрой протоиерея. Система обер-прокурорства к тому времени еще не сформировалась и зависела от личности обер-прокурора. Так, первый обер-прокурор павловского царствования князь В.А. Хованский ввел строжайший контроль чуть ли не за каждым шагом архиерея и начал распространять власть прокурорских мирских чиновников и на епархии, требуя от консисторских секретарей ежемесячных рапортов обер-прокурору. После жалобы Синода императору Хованский был не только снят, но Синоду было предложено самому избрать преемника. Им был избран граф Д.И. Хвостов, который по сути отошел в тень, предоставив всю власть председателю Синода митрополиту Амвросию на следующие три года. Это была лебединая песнь синодского епископата, так как следующим обер-прокурором, в 1803 г., стал зловещий князь А.Н. Голицын, гонитель Церкви александровской эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010