Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (Гальковский Павел Михайлович; 9.01.1864, мест. Усвят Велижского у. Витебской губ.- 28.11. 1937; по другим сведениям, 19.10. 1945), митр. Ивановский. Сын диакона, в детстве осиротел. После учебы в Витебском ДУ поступил в 1879 г. в Витебскую ДС, которую окончил в 1885 г. 17 июня того же года рукоположен во диакона. Служил псаломщиком в Никольской ц. с. Езерища Городокского у. Витебской губ. В 1886 г. переведен на должность псаломщика в Иоанно-Богословскую ц. Витебска, также был назначен учителем местной церковноприходской школы. 30 авг. 1888 г. рукоположен во иерея к Покровской ц. с. Мехового Городокского у. 1 окт. того же года назначен на должность священника Тадулинского в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ря Полоцко-Витебской епархии. С 1890 г. (по др. сведениям, с 1891) помимо пастырского служения был законоучителем и делопроизводителем Тадулинского жен. 2-классного училища в дер. Слобода Витебского у. В 1896 г. овдовел. С 1898 г. являлся членом Витебской духовной консистории (до 1917). В 1900 г. назначен священником Рождественской ц. Витебска и законоучителем местной церковноприходской школы. В 1905 г. переведен в витебскую Воскресенскую, что на Заручевье, церковь. Был также законоучителем церковноприходской школы, председателем приходских попечительств о богадельне для престарелых женщин и о муж. богадельне-приюте им. Иоанна Кронштадтского (с 1909). С 1910 г. являлся членом совета и ревизионной комиссии Витебского Свято-Владимирского епархиального братства. В 1913 г. стал одним из учредителей Витебского русского народного потребительского об-ва, деятельность к-рого была связана со строительством народного дома со школой, книжной лавкой, чайной, кинозалом для просмотра фильмов духовного содержания. В 1914 г. возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем витебского Покровского кафедрального собора. В том же году устроил в своем доме частное одноклассное уч-ще для глухонемых детей. Был активным членом (впосл. председателем) губ. отдела правомонархического «Союза русского народа». По нек-рым сведениям, вышел из него в 1916 г. по настоянию Полоцкого и Витебского еп. сщмч. Кириона (Садзаглишвили; впосл. католикос-патриарх Грузинской Православной Церкви Кирион III(II) ). В июне 1917 г. стал одним из сооснователей Братского союза пресвитеров Полоцко-Витебской епархии.

http://pravenc.ru/text/2578481.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Иоасаф (Шахов). Фотография. Таганская тюрьма. 1938 г. (Шахов Николай Иванович; 1870, с. Ильинское Ярославского у. и губ.- 22.03.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), игум. Из крестьянской семьи. Окончил церковноприходскую школу. В 1896 г. поступил в Мефодиев Пешношский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь . 30 мая 1898 г. зачислен в братию. В 1904 г. мобилизован как рядовой в связи с началом русско-японской войны. После заключения мира с Японией вернулся в обитель и 12 нояб. 1906 г. был пострижен в монашество с именем Иоасаф. 18 нояб. 1907 г. рукоположен во диакона, 8 авг. 1910 г.- во иерея. В 1915 г. командирован на фронт, служил священником 461-го полка. И. исповедовал и причащал солдат, выносил с поля боя раненых, хоронил убитых. Летом 1917 г. был отозван в обитель. В 1928 г., после закрытия монастыря, И. приехал в Коломну с намерением поступить в коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления мужской монастырь , но настоятель монастыря архим. прмч. Никон (Беляев) посоветовал ему служить на приходе. Егорьевский еп. сщмч. Павел (Гальковский) направил И. служить в единоверческий храм Живоначальной Троицы с. Поповка (ныне с. Октябрьское) Коломенского р-на Московской обл. В районе проживало много сектантов. И. энергично взялся за миссионерскую деятельность, вернув мн. людей из сект к правосл. вере. В 1930 г. И. был возведен в сан игумена. 8 марта 1938 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации террористического характера», заключен в коломенскую тюрьму. Затем переведен в Таганскую тюрьму в Москве. На допросах И. отвечал, что по существу священнической присяги и по долгу совести он не может быть солидарным с идеалами советской власти. На обвинение, что он «изобличается в том, что неоднократно призывал колхозников к защите веры», И. ответил, что «требовал от верующих, чтобы они ходили в церковь, молились Богу и защищали от поругания веру». Виновным же в антигос. деятельности себя не признал.

http://pravenc.ru/text/578068.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ Собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Кинешме. 1745 г. Фотография. 2001 г. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Кинешме. 1745 г. Фотография. 2001 г. РПЦ, учреждена, по-видимому, в 1929 г. преобразованием Иваново-Вознесенского викариатства Владимирской епархии с названием Иваново-Вознесенская, с кон. 1932 г. Ивановская, в 1946-1947 гг. Ивановская и Шуйская, в 1947-2002 гг. Ивановская и Кинешемская, с 13 марта 2002 г. имеет совр. название. Границы епархии совпадают с границами Ивановской обл. Кафедральные соборы - в честь Преображения Господня (Иваново; до 27 дек. 1932 Иваново-Вознесенск), в честь Успения Пресвятой Богородицы (Кинешма). Правящий архиерей - еп. Иосиф (Македонов ; с 19 июля 2006). Территория епархии разделена на 22 благочиннических округа: 1-й округ включает Иваново, 2-й - Ивановский р-н, 3-й - Комсомольский р-н, 4-й - Кинешемский р-н, 5-й - Тейковский и Гаврилово-Посадский р-ны, 6-й - Приволжский р-н, 7-й - Фурмановский р-н, 8-й - Вичугский и Палехский р-ны, 9-й - Родниковский р-н, 10-й - Лухский р-н, 11-й - Лежнево, Лежневский р-н, 12-й - Шуйский р-н, 13-й - Савинский р-н, 14-й - Пестяковский р-н, 15-й - Юрьевецкий р-н, 16-й - Монастырское благочиние, 17-й - Заволжский р-н, 18-й - Южский р-н, 19-й - Верхне-Ландеховский р-н, 20-й - Пучежский р-н, 21-й - Ильинский р-н, 22-й округ включает больничные храмы области. К 1 янв. 2009 г. в епархии насчитывалось 329 храмов, 11 мон-рей (6 мужских и 5 женских), в клире епархии состояли 494 священнослужителя (382 священника и 112 диаконов). 1929-1988 гг. Образование Иваново-Вознесенской епархии, по-видимому, стало следствием создания 14 янв. 1929 г. Ивановской промышленной обл., в состав к-рой вошли Иваново-Вознесенская, Владимирская, Костромская и Ярославская губернии. Немногим ранее, 27 дек. 1928 г., было издано определение Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Синода об учреждении в Патриаршей Церкви церковных округов в соответствии с новым административно-территориальным делением страны на области и округа и о предоставлении особых полномочий архиереям главных городов церковных округов (ЖМП, 1931-1935. С. 218). 31 марта (или 13 нояб.) 1929 г. Иваново-Вознесенским епископом был назначен бывш. Егорьевский еп. сщмч. Павел (Гальковский) , вскоре возведенный в сан архиепископа. Определением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Свящ. Синода 19 нояб. 1930 г. архиеп. Павел был введен в малое собрание Патриаршего Синода (Арх. ЦНЦ ПЭ. Ф. 3. Оп. 2. Д. 6. Л. 9).

http://pravenc.ru/text/200499.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУЗУЛУКСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Самарской епархии , названо по г. Бузулук (совр. Оренбургской обл.). 18 июля 1921 г. состоялась хиротония архим. Павла (Гальковского) во епископа Бузулукского, викария Самарской епархии, к-рый одновременно, до прибытия в 1922 г. архиеп. Анатолия (Грисюка) , временно управлял Самарской епархией. 24 авг. 1922 г. обновленческое Высшее Церковное Управление предложило еп. Павлу покинуть пределы Самарской губ. По решению ОГПУ 24 февр. 1923 г. еп. Павел был выслан из Самарской губ., но оставался Бузулукским викарием до 15 сент. 1923 г. Осенью 1927 г. на Б. в. был назначен еп. Сергий (Никольский), возглавлявший вик-ство до сент. 1929 г., когда был арестован, 16 мая 1930 г. еп. Сергий был расстрелян в Оренбурге. В 1930 г. на Б. в. по возвращении из ссылки в Казахстане был назначен еп. Митрофан (Поликарпов), но в управление не вступил. В том же 1930 г. на Б. в. был назначен еп. Сергий (Куминский) , к-рый был арестован 23 нояб. и в 1931-1934 гг. пребывал в ссылке в Северном крае, по возвращении возглавлял Б. в. до 5 дек. 1934 г. После 1934 г. епископы на Б. в. не назначались. Бузулукским обновленческим (см. Обновленчество ) вик-ством управляли следующие архиереи: Сергей Сердобов (26 дек. 1923 - янв. 1924); Георгий Лапшин (26 мая 1925 - 3 июня 1925); Феодор Преображенский (15 окт. 1925 - авг. 1926); Гервасий Малинин (1926); Сергей Шубин (в том же 1926); Сергей Волков (дек. 1926 - окт. 1927); Николай Русанов (авг. 1928-1929); Феофан Брюханов (до 22 дек. 1931); Константин Симонов (1934-1935). (см. также статью Бузулукская епархия ). Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 7. С. 124, 149; он же. Русские архиереи-обновленцы. С. 728, 801, 868, 927, 946, 969, 971; Якунин В. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. Тольятти, 1999. С. 115-125; Мученики и исповедники Оренбургской епархии XX в./Сост. прот. Н. Стремский. Кн. 1. Саракташ, 1998. С. 187; Кн. 2. 1999. С. 25; Кн. 3. Оренбург, 2000. С. 13. А. В. Журавский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153595.html

В последней зимней сессии Синода за 1934/35 г. в качестве его постоянных членов приняли участие митрополиты Ташкентский Арсений (Стадницкий), Ленинградский Алексий (Симанский), Одесский Анатолий (Грисюк), Казанский Серафим (Александров), Ярославский Павел (Борисовский), Киевский Константин (Дьяков), архиепископы Ивановский Павел (Гальковский) и Дмитровский Питирим (Крылов), в качестве временных членов - архиепископы Вятский Киприан (Комаровский), Архангельский Никон (Пурлевский), Курский сщмч. Онуфрий (Гагалюк), епископы Боровичский Никита (Стягов) и Пятигорский Мефодий (Абрамкин). Все важнейшие акты церковной власти в 1927-1935 гг. принимались Заместителем Местоблюстителя вместе с Временным Патриаршим Священным Синодом. Помимо постановлений, касавшихся открытия новых епархий, замещения вакантных епископских кафедр, награждения архиереев, иных адм. и судебных решений, постановлений по вопросам богослужебным, церковного брака, исповеди и иным Синод издал ряд актов, к-рыми определялся весь строй церковного управления, позиция РПЦ в отношениях с гос. властью, с Поместными Православными Церквами, с инославным миром, с церковной диаспорой, а также отношение РПЦ к внутренним расколам. Особого упоминания заслуживают «Декларация» 29 июля 1927 г., изданная сразу после образования Синода, неск. постановлений по делу митр. Евлогия (Георгиевского) (18 марта, 10 июня, 24 дек. 1930, 30 апр. 1931), постановление «О Карловацкой группе» (22 июня 1934). В соответствии с Положением об областных преосвященных от 12 марта 1934 г. во исполнение постановления Поместного Собора 1917-1918 гг. о митрополичьих округах были созданы церковные области в составе неск. епархий, но при этом областные епископы не приобретали сан митрополита, что предусматривалось определением Поместного Собора. Статусы главных городов церковных областей получили в Московской обл. Москва, в Ленинградской обл. Ленинград, в Белорусской ССР Минск, в Западной обл. Смоленск, в Центральночернозёмной обл. Воронеж, в Азово-Черноморском крае Ростов-на-Дону, в Северо-Кавказском крае Пятигорск, в Северной обл. Архангельск, в Ивановской обл. Иваново, в Горьковском крае Горький, в Татарской АССР Казань, в Средневолжском крае Самара, в Саратовской обл. Саратов, в Сталинградской обл. Сталинград, в Свердловской обл. Свердловск, в Челябинской обл. Челябинск, в Западно-Сибирском крае Новосибирск, в Восточно-Сибирском крае Иркутск, в Дальневосточном крае Хабаровск, на Украине в Киевской обл. Киев, в Харьковской обл. Харьков и в Одесской обл. Одесса. Самостоятельными оставались епархии: Олонецкая, Чувашско-Чебоксарская, Ижевская, Марийская, Саранская, Крымско-Симферопольская, Уфимская, Тобольская, Бакинская, Ташкентская, Алма-Атинская, Семипалатинская, Уральская, Петропавловская, Кустанайская, Забайкальско-Читинская, Якутская (в РСФСР), Винницкая, Днепропетровская, Черниговская и Мариупольская (на Украине).

http://pravenc.ru/text/155436.html

(1781-1795) с колокольней (1852) в Иваново-Вознесенске. Фотография. Нач. XX в. Вид на Крестовоздвиженскую ц. (1781-1795) с колокольней (1852) в Иваново-Вознесенске. Фотография. Нач. XX в. В 1936-1938 гг. в Ивановской обл. прошла новая волна террора, в т. ч. направленного против Церкви. 8 марта 1936 г. был арестован митр. Павел (Гальковский), обвиненный в том, что он «возглавлял контрреволюционную группу реакционного духовенства и церковников», 21 июня архиерей был приговорен к ссылке в Казахстан. Сменивший митр. Павла на Ивановской кафедре еп. сщмч. Борис (Воскобойников) был арестован 23 апр. 1937 г., помещен во внутреннюю тюрьму НКВД в Ивановской обл., 9 авг. приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан. В 1937-1938 гг. жертвами террора в Ивановской обл. стали десятки священников, в т. ч. священномученики протоиереи Иоанн Доброхотов, Феодор Лебедев , Николай Бухарин , Петр Лебедев, иереи Евфимий Тихонравов , Иоанн Коржавин , Петр Зяблицкий , Иоанн Успенский , Константин Разумов и др. В 1939 г. в одной из тюрем Иванова скончалась бывш. настоятельница Воскресенско-Феодоровского монастыря (см. Сергеевский в честь Феодоровской иконы Божией Матери монастырь ) прмц. Арсения (Добронравова) . В 1938 г. в обстановке жестоких антицерковных гонений Ивановский еп. Алексий (Сергеев) отделился от Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и провозгласил себя «автокефальным епископом Ивановской области». В 1939 г. еп. Алексий был запрещен в священнослужении и предан архиерейскому суду, в декабре следующего года принес покаяние и был назначен на Тульскую и Одоевскую кафедру. Террор обрушился и на обновленцев. 17 марта 1936 г. в Иванове был арестован обновленческий «Ивановский митрополит» Александр Боярский, расстрелян 9 сент. 1937 г. В 1937 г. власти сфабриковали дело о «контрреволюционной группе» обновленческих архиереев и священников во главе с «архиепископом» Ивановской митрополии Александром Авдентовым, было арестовано 17 чел., в следующем году были расстреляны «епископ» Серафим Андриевский, прот.

http://pravenc.ru/text/200499.html

Статус Временного Патриаршего Священного Синода стал одной из тем полемики митр. Сергия с оппозицией «непоминающих» . Прот. Василий Верюжский так формулировал в обращении к Заместителю Местоблюстителя одно из главных требований оппозиции: «Поставить Временный Патриарший Синод на то место, которое было определено ему при самом его учреждении в смысле совещательного органа, и чтобы распоряжения исходили только от имени Заместителя», а также «удалить из состава Синода пререкаемых лиц» (Акты свт. Тихона. С. 539). Еп. Гдовский Димитрий (Любимов) в письме, обращенном к группе духовенства Ленинградской епархии, в качестве одной из причин своего отделения от митр. Сергия называл «закрепление временного Синода, который в сущности... простая канцелярия... в качестве соуправляющего Заместителю органа. Искажен сам патриарший образ управления Церковью» (Там же. С. 541). Против создания такого Синода также резко выступил митр. сщмч. Кирилл (Смирнов) , сформулировавший свою позицию в 1929 г. в письме еп. Афанасию (Малинину) . Митр. Кирилл считал, что этот коллегиальный орган коренным образом изменил систему церковного управления (Патриаршее возглавление), и сравнивал его с самочинным григорианским Временным высшим церковным советом (ВВЦС) (там же. С. 638). 18 сент. митр. Сергий направил письмо митр. Кириллу, в к-ром, отстаивая законность учреждения Временного Патриаршего Синода, разъяснял, что ВВЦС был образован «взамен единоличного заместительства... а Синод утвержден как совещательный орган при первоиерархе» (Там же. С. 646). На практике Синод, имея ограниченные полномочия, не мог быть «простой канцелярией», но являлся органом соуправляющим, поскольку ряд актов высшего церковного управления, по меньшей мере поставление епископов, неизбежным образом должны были носить соборный характер. В 1931 г. во Временный Патриарший Священный Синод были включены митр. Ташкентский Никандр (Феноменов) и архиеп. Иваново-Вознесенский Павел (Гальковский) , в 1932 г.- Управляющий Московской епархией архиеп. Дмитровский Питирим (Крылов) . В 30-х гг., для того чтобы приблизить статус и состав Синода к Положению о Свящ. Синоде, выработанному Поместным Собором 1917-1918 гг., в состав Синода стали вызываться в качестве его временных членов на одну полугодовую сессию в порядке очереди по старшинству хиротонии по 5 архиереев РПЦ. Для этого все епархии были распределены на 5 групп по географическому принципу, и от каждой группы приглашался 1 епископ. Остальные архиереи, входившие в состав Синода, имели статусы его постоянных членов. 21 окт. 1932 г. в ознаменование 5-й годовщины существования Временного Патриаршего Священного Синода указом митр. Сергия 4 старейших постоянных члена Синода были возведены во митрополитов. Этого титула удостоились архиепископы Хутынский Алексий (Симанский), ставший митр. Старорусским, Одесский Анатолий (Грисюк), Ярославский Павел (Борисовский) и Харьковский Константин (Дьяков), сохранившие свои кафедры.

http://pravenc.ru/text/155436.html

27 апр. 1934 г. Заместителю Патриаршего Местоблюстителя Сергию был присвоен титул «Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский». Это событие вызвало широкий отклик правосл. духовенства страны, присылавшего Первосвятителю поздравительные телеграммы. В мае-июне 1934 г. Иваново-Вознесенский архиеп. Павел и епархиальное духовенство отправили митр. Сергию поздравительные адреса. По этим документам можно приблизительно установить территорию епархии и численность клира в это время. В сер. 1934 г. в Ивановской епархии насчитывался по меньшей мере 21 благочиннический округ, в частности 7 шуйских, 5 тейковских, Ивановский, Лежневский, 5 середских и Родниковский, отдельное благочиние составляли городские храмы Иванова. Отсутствие в Ивановской епархии Кинешемского благочиния объясняется тем, что сев. часть Ивановской промышленной обл. до 1936 г. входила в состав Кинешемского викариатства Костромской епархии. Под поздравительными посланиями митр. Сергию поставили подписи 92 священника и 8 диаконов (Там же. Д. 10. Л. 30-33, 63-71). В Иванове при Благовещенской ц. существовала единоверческая община, настоятелем которой был прот. Николай Чесноков. Из рапорта архиеп. Павла (Гальковского) митр. Сергию (Страгородскому) от 26 мая 1934 г. известно, что Благовещенский храм являлся в то время кафедральным собором Иванова (Там же. Л. 30). Вероятно, собор оставался кафедральным до закрытия 24 янв. 1940 г. В здании собора планировалось разместить клуб «национальных меньшинств», однако, «учитывая крайне недостаточную сеть мастерских по бытовому обслуживанию населения города», горисполком передал Благовещенскую ц. промысловой артели «Объединенный труд». В 1942 г. община верующих безрезультатно обращалась в облисполком с просьбой об открытии храма. По нек-рым сведениям, во время Великой Отечественной войны кафедральным собором Ивановской епархии недолго была Воскресенская ц. в с. Ермолине Фурмановского р-на, ближайшая к Иванову, в котором все храмы тогда были закрыты ( Зосима (Шевчук). 1999. С. 36). 11 марта 1936 г. Ивановская промышленная обл. была упразднена, на ее территории была образована Ивановская обл. (включала 3 уезда бывш. Владимирской губ. и 7 уездов бывш. Костромской губ.). Территория Ивановской епархии, по-видимому, совпадала с территорией новообразованной Ивановской обл.

http://pravenc.ru/text/200499.html

28 февр. 1919 г. А. принял постриг в схиму, в 1921 г. был награжден палицей. В кон. 1920 г. Зосимову пуст. превратили в сельскохозяйственную трудовую артель, но устав соблюдался строго и богослужения продолжали совершаться. 8 мая 1923 г. в соответствии с декретом властей о ликвидации всех мон-рей уезда пустынь была закрыта, А. с келейником переехал в Сергиев, где прожил до самой кончины, найдя приют в доме своей духовной дочери В. Верховцевой. Будучи уже прикованным к постели, старец стремился исполнять монашеское правило, за год до кончины он начал ежедневно причащаться. 4 дня и 3 ночи люди не отходили от гроба А., желая проститься со старцем. На отпевании А. присутствовал сонм духовенства, в т. ч. архиеп. Бийский Иннокентий (Соколов) , епископы Белёвский Игнатий (Садковский) , Егорьевский Павел (Гальковский) , Григорий (Козырев) , Варфоломей (Ремов) , Никон (Дегтяренко?) , последний настоятель ТСЛ архим. прмч. Кронид (Любимов) . А. был погребен на Кукуевском кладбище в Сергиеве, в 1953 г. перезахоронен на " старом " (Сев.) кладбище Загорска (совр. Сергиев Посад), 25 июля 1994 г. св. мощи А. перенесены в Зосимову пуст. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г . в лике преподобных с установлением общецерковного празднования. Духовное наследие А. составляют созданные им молитвы - в минуту особого умиления, в предчувствии кончины, духовника перед исповедью, человека, ищущего покоя в Боге, молитвенная просьба,- а также изречения, наставления и поучения, записанные духовными детьми. Лит.: Моск. вед. 1916. 8 июня; Боскин С., протодиак. Старец иеросхимонах Алексий, затворник Смоленской Зосимовой пустыни: Жизнеописание Серг. П., 1990. Ркп.; Четверухин И., прот., Четверухина Е. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. Серг. П., 1995; Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. Гл.: Зосимовский старец иеросхимонах Алексий. М., 1995. С. 97-103; К свету. 14. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев)

http://pravenc.ru/text/174604.html

В июне 1918 г. был делегатом от Витебского городского благочиннического округа епархиального съезда, избран сверхштатным членом епархиального управления. На съезде сделал доклад о деятельности епархиального кооператива «Надежда» по обеспечению продовольствием и оказанию социальной помощи беднейшему населению города. В сент. 1918 г. арестован по обвинению в хищении имущества духовной консистории. 21 февр. 1919 г. Витебский губернский революционный трибунал прекратил дело за отсутствием состава преступления. Однако прот. П. Гальковский не был освобожден или же вновь был арестован через короткое время. Его вывезли в Москву, где он содержался в Бутырской тюрьме как заложник. В 1919 г. освобожден, проживал в Москве. В том же году пострижен в монашество с сохранением прежнего имени. Был духовником на Афонском подворье, затем возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Высокопетровского муж. мон-ря. 18 июля 1921 г. хиротонисан во епископа Бузулукского, викария Самарской епархии. Управлял Самарской епархией до назначения в февр. 1922 г. Самарским архиереем еп. сщмч. Анатолия (Грисюка ; впосл. митрополит). Вместе с еп. Анатолием отказался признать организованное при поддержке властей в мае 1922 г. обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). 24 авг. 1922 г. ВЦУ уволило П. на покой и предписало ему покинуть Самарскую епархию, однако он не подчинился этому решению. 24 февр. 1923 г. еп. Анатолий был арестован, а П. выслан из Самары в Москву. 15 сент. того же года арестован по обвинению в антисоветской деятельности, заключен в Таганскую тюрьму. В марте 1924 г. выслан в Красноводск (ныне Туркменбаши, Туркмения), с апр. 1927 г. находился на положении ссыльного в Казани. Освобожден из ссылки в сент. того же года, видимо, по ходатайству заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси), чью «Декларацию» 1927 г. П. поддержал. 15 сент. 1927 г. назначен епископом Егорьевским, викарием Рязанской епархии. Управлял Воронежской (февр.-апр. 1928) и Владимирской (янв.-нояб. 1929) епархиями. 31 марта (по др. данным, 13 нояб.) 1929 г. назначен епископом Иваново-Вознесенским, правящим архиереем выделенной из состава Владимирской Иваново-Вознесенской епархии. 9 апр. 1930 г. возведен в сан архиепископа. 9 нояб. того же года введен в число постоянных членов Временного Священного Синода РПЦ. 1 мая 1932 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 1 февр. 1933 г. в связи с переименованием Иваново-Вознесенска в Иваново П. стал именоваться «архиепископ Ивановский». В 1935 г. возведен в сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/2578481.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010