«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся», – так мыслят не только поэты, но и пастыри Господни, высланные на жатву Небесным Сеятелем. Посему будем остерегаться крайностей! Нехорошо хвалить иереев, приписывая им то, что принадлежит единому Богу; погибельно осуждать, а тем паче, клеветать на них, ибо и о них сказано в Писании: «Не прикасайтеся помазанным Моим» (см.: Пс. 104, 14-15). Гораздо безопаснее молиться за наших духовных отцов о даровании им спасительной помощи Божией в трудах пастырских! «Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имярек) и его святыми молитвами помилуй мя, грешного. Аминь». Читайте также: Прот. Артемий Владимиров: Старцы в Мытищах, старцы — в Капотне, старцы — на Бауманской (+ ВИДЕО) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 24 февраля, 2023 12 июля, 2022 29 марта, 2024 2 февраля, 2024 17 октября, 2023 25 сентября, 2023 7 мая, 2023 5 апреля, 2023 21 марта, 2023 24 февраля, 2023 12 июля, 2022 29 марта, 2024 2 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/protoierej-artemij-vla...

Автор — не философ и не богослов, он остается мудрецом Израиля. Как и его предшественники, он призывает к поискам мудрости, идущей от Бога, которая достигается через молитву, является источником добродетелей и помогает достичь всего, что есть добро. Но его горизонты шире, нежели у прежних мудрецов: он присоединяет к их учению о Премудрости последние достижения науки (7:17–21; 8:8). Он дает новый ответ на вопрос о воздаянии, в столь сильной степени волновавший учителей Премудрости. Он использует учение Платона о различении души и тела (ср. 9:15) и о бессмертии души, и говорит, что Бог создал человека для нетления (2:23), что это нетление и есть награда мудрости, дающей приблизиться к Богу (6:18–19). То, что происходит здесь, на земле, — лишь подготовка к другой жизни, в которой праведники обитают с Богом, а нечестивцы караются (3:9–10). Автор не говорит о воскресении плоти, однако, как кажется, допускает возможность ее воскрешения в одухотворенной форме, пытаясь таким образом соединить греческие представления о бессмертии с библейским учением о воскресении плоти (см. книгу Даниила). Для него, как и для его предшественников, Премудрость есть Божественное свойство. Она все упорядочила еще при сотворении и направляет ход исторических событий. Начиная с гл. 11 то, что приписывалось Богу как Его свойство, непосредственно возводится к Нему; причина этого — в том, что Премудрость идентифицируется с Богом в сфере мироправления. Она — “чистое излияние славы Вседержителя отблеск вечного света образ благости Его” (7:25–26); поэтому она изображается отличной от Бога. Это не означает, что автор идет здесь дальше, нежели другие книги Премудрости, и рассматривает премудрость как в известной степени самостоятельное явление (ипостась). Однако весь отрывок о сущности Премудрости (7:22–8:8) представляется прогрессом в формулировании и углублении древних представлений. Размышляя о прошлом Израиля (глл. 10–19), автор идет по стопам сына Сирахова (Сир 44–50, ср. также Пс 77/78; 104/105; 105/106; 134/135; 135/136), но в двух пунктах проявляется его самостоятельность. Вначале он пытается постичь смысл событий и набрасывает очерк философии истории, предпосылкой которого должно стать новое прочтение текстов, например, о защите Божией против Египта и Ханаана (11:15–12:27). Но прежде всего он использует библейское изложение для доказательства одного тезиса. Главы 16–19 — это единое и подробное противопоставление участи египтян и израильтян; ради того, чтобы ярче выделить руководящую идею этого фрагмента, автор обогащает изложение вымышленными деталями, соединяет различные обстоятельства, возносясь над фактами. Это — прекрасный пример сочинения в форме мидраша, позднее столь излюбленной писателями раввинистической эпохи.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

II. При чтении жития преп. Харитона Исповедника, а именно – рассказа о спасении его от разбойников в пещере, невольно приходят на мысль две великие и утешительные истины, неразрывно соединенные между собой: первая та, что верных Богу христиан, надеющихся на Него и прибегающих к Нему, весьма часто спасает промысл Божий посреди самых великих опасностей , – вторая та, что человек, достойный этого великого названия, именно человек – христианин, велик и дорог в очах Божиих . Раскроем эти мысли по творениям св. Тихона Задонского, премудро и назидательно рассуждавшего об этих истинах, и присоединим к ним несколько библейских и церковно-исторических примеров. а) Промысл Божий, особенно о человеке, свят. Тихон трогательно раскрывает в своем Духовном сокровище (Част. 12), углубясь мыслью своей в обыкновенные простые слова: не бойся, я с тобою. «Бывает, – так в Задонском уединении своем беседует с собою св. Тихон, – бывает, что мать, видя свое дитя скорбящее и плачущее, утешает его и говорит ему: не бойся, я с тобою. Так милосердый и человеколюбивый Бог верной душе, находящейся в искушениях и напастях, скорбящей и сетующей и боящейся, глаголет: не бойся, Я с тобою. Я твой создатель, Я твой промыслитель, Я твой спаситель, Я твой помощник и заступник; Я, Который в руце Своей вся содержу, – Я с тобою (Исх. 49, 14, 15, 43, 23). Так был Господь с верным Своим Ноем и сохранил его от всемирного потопа. Был с верным Своим Лотом, и сохранил праведника от казни содомской. Был с рабами Своими – Авраамом, Исааком и Иаковом, и сохранил их на земле пришельствия их (Пс. 104, 14). Был со Иосифом, и в нашедших ему напастях и искушениях сохранил его и прославил его. Был со Израилем во Египте и во исходе его из Египта, и разделил ему Чермное море, и в пустыне питал его чудесною манною и поражал пред лицом его врагов его. Был с Давидом, помазанником Своим, в различных искушениях и гонениях. Был с Ионой во глубине морской, с тремя отроками – в пещи вавилонской, с Даниилом – во рве. Был с апостолами, был с мучениками и сохранил их посреди ужасных мучений; был с пустынниками, жившими в пещерах, вертепах и пропастях земных, и сохранял их от козней вражиих; был, есть и будет до скончания века с верными рабами Своими, по неложному обещанию: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Господи сил с нами буди!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

12 Авг. 4860 Господи! Тьма я, а Ты – свет: просвети меня! Ничтожество я, а Ты – совершенство: исправь меня! Нечистота я, а Ты – святыня: исцели меня, освяти, оживотвори Твоею святынею и благодатью! 13 Авг. 4861 Как близко от святости до падения! Как всегда близко всем нам падение! Всегда тут, с нами, под руками нашими. Одно послабление, один натиск врага покрепче, понастойчивее – и падение готово. Опять снова и снова начинай тяжелую всегда, без передышки, работу победы над собою и искушениями. 14 Авг. 4862 Если смерть – благо для умирающих благочестно, то зачем эта бессмысленная, нестерпимо болезненная форма разлучения с близкими и родными? Чтобы внушать живым ужас пред грехом, виновником смерти и давать познавать суету всего земного? Чтобы не исчезала на земле память о печальной катастрофе падения прародителей, удаления их от Бога, источника жизни и блаженства? Да, все это имеет свою долю участия в загадке смерти нашей. И все же остается многое на долю признания совершенной ее бессмысленности, как это и должно быть с тем, что не может оставаться вечно. 15 Авг. 4863 «Да возвеселится сердце ищущих Господа» ( Пс.104:3 ). Когда ищут чего-нибудь забытого или потерянного или далеко положенного, обыкновенно обнаруживают и нетерпение, и досаду, и огорчение, и беспокойство, и при этом еще неизвестность и опасение, найдено ли будет искомое? Не то – при искании Господа! Самое это искание – радость для сердца. Искомое непременно будет найдено, ибо само давно и горячо ищет нас. Ищите и обрящете! Всяк ищай приимет! Только ищи, и – радуйся, ибо можешь быть уверенным, что найдешь, и знаешь, сколь сладко, сколь драгоценно и вожделенно это искомое. 16 Авг. 4864 Не думай, что Господь не слышит молитвы об исправлении грешных и заблуждающихся. Нет, Он первый – в числе скорбящих о их заблуждении и первый в числе жаждущих их исправления. Люди сами не хотят немножко побороться с собой, подтянуть себя, малодушествуют, живут спустя рукава, и сами не дают Господу спасти их и помочь им. 17 Авг. 4865

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

100)  См. Тертуллиан. О крещении. 5; Ориген. Против Цельса. 6.23–24. 101)  Эпиктет. Арриановы беседы. 3.23.30. 102)  Плутарх Херонейский. Моралия. 355d. Ср. Климент Александрийский. Увещание к язычникам. 2. 103)  Иустин. Диалог с Трифоном иудеем. 8.1. 104)  Иустин. Вторая апология. 12.1. 105)  Иустин. Диалог с Трифоном иудеем. 8.1. Последнему обстоятельству, на мой взгляд, придается в исторической литературе значение клеопатриного носа. Укажем на то, что и Тертуллиан носил свой философский плащ ( pallium ) вместо более приличествовавшей ему тоги, что однако не мешало ему презирать философию. См. О плаще. 6. 106)  До Иустина эта теория была развита Артапаном (III–II век до н. э.), Аристобулом (II век до н. э.) и Филоном Александрийским (15 до н. э. — 50 н. э.). 107)  Иустин. Вторая апология. 13. 108)  См. Ориген. Против Цельса. 7.64–65; ср. Пс.96:5; 1Кор.10:21. 109)  Мелитон. Фраг. 2. Ср. Татиан. Апология. 31–41; Климент Александрийский. Строматы. 2.2; 5.8,9,14; 6.16. 110)  См. De differentiis pulsuum. 2.4. Отрывки из Галена собраны и переведены на англ. у R. Walzer (Galen on Jews and Christians. C. 15). 111)  Тертуллиан. Прещение против еретиков. 7; Апология. 46; Против Маркиона. 2.16.2–3; Иероним. Письма. 70.4. Таков же общий пафос “Опровержения всех ересей” Ипполита. 112)  Мученичество св. Иустина. 2. 113)  Воспоминания сохранены Евсевием Кесарийским. Церковная история. 5.20.5–7. 114)  У Евсевия. Церковная история. 3.39.4. 115)  Дидахе. 4.2; Послание Варнавы. 19.10. 116)  Послание к Диогнету. 6.9, 7.8; Тертуллиан. Апология. 50.13. 117)  Учение апостолов. 19.5. 118)  Апостольское предание. 19.2; Киприан. Письма. 73 (Oxford edition).22; Ориген. Увещание к мученичеству. 30, 39; Каноны Ипполита. 19, 101; Апостольские постановления. 5.6; Геннадий Марсельский. О церковных догматах. 74 (PL 58.997). 119)  Th. Ruinart. Acta Primorum Martyrum Sincera. С. 323. Ср. Тертуллиан. О венке воина. 2. 120)  Иустин. Первая апология. 61. 121)  Иустин. Первая апология. 61; ср. Дидахе. 7.4; Апостольское предание. 25.1; Псевдо-Климент. Воспоминания. 3.67. Дидахе (1.3) цитирует следующую устную традицию слов Иисуса: ‘‘Поститесь за гонящих вас”. Ср. Мф.5:44.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Бог неизреченно присутствует в творении и наполняет его (см. Иер. 23:24; Мф. 5:34-35); содержит все «словом силы Своей» (Евр. 1:3); все оживотворяет (см. 1 Тим. 6:13); печется о Своих творениях (Мф. 5:45; ср. Лк. 6:35); непрестанно действует в мире (см. Ин. 5:17); «все Им стоит» (Кол. 1:17); в Его руке души всех существ и дух каждого человека (см. Иов. 12:10); все живет и движется Им (Деян. 17:28); от Него зависит время жизни всего (см. Деян. 17:26; Пс. 103:8-9, 118:90-91), Он дает жизнь, дыхание и все потребное для жизни (Мф. 6:25-34; Пс. 90:116; Деян. 17:25; Рим. 11:36; 1 Кор. 12:6); без Его воли не падает и волос с головы (см. Мф. 10:30); Он надзирает надо всем творением (см. Неем. 9:6; Иов. 28:24; Притч. 15:3; Пс. 32:14; Евр. 4:13). Он дает силу растениям, и они растут, одеваясь неизреченной красотой (см. Мф 6:28-29). Не только творение, но и сохранение творения совершается по воле Божией: «И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою?» (Прем. 11:25-26)». Одним из способов выражения веры в промысл Божий в Ветхом Завете было использование понятия «судов» (ед. число τ κρμα «суд», «приговор», «решение»), или, по-церковнославянски «судеб» Божиих. Как пишет об этом понятии свт. Игнатий (Брянчанинов): «Судьбы Божии – все, совершающееся во вселенной. Все совершающееся совершается вследствие суда и определений Божиих» . Это библейское понятие чрезвычайно близко к понятию промысла Божия, как он понимался в святоотеческий период. «Господь Бог наш: по всей земли судьбы Его (τ κρματα ατο)» (Пс. 104:7), – проповедует Псалмопевец; он же: «Судьбы Господни истинны, оправданы вкупе» (Пс. 18:10); «Бог, возвещаяй слово Свое Иакову, оправдания и судьбы Своя Израилеви» (Пс. 147:8); «Не сотвори Бог тако всякому языку, и судьбы Своя не яви им » (Пс. 147:9); «Судьбы Твоя – бездна многа» (Пс. 35:7), ср. также Пс. 17:22, 23 . Суды-судьбы Божии, согласно Ветхому Завету, имеют великое педагогическое, направляющее и исправляющее и наказующее действие: «Судьбам Твоими, Господь мой, научи мя» (Пс. 118:108.); «Исповемся Тебе в правости сердца, внегда научитимися судьбам правды Твоея» (Пс. 118:7). Пренебрежение заповедями Божиими равносильно отвержению управления Бога миром и промысла Божия о мире (ср. Пс. 9:25, 26). Таким образом, понятие судеб Божиих близко к тому, что вкладывается в понятие промысла. Вера в личный промысл Божий, то есть промысл об отдельном человеке, в Ветхом Завете выражается и в таких словах Псалмопевца: «От лица Твоего, Господь мой, судьба моя изыдет (κ προσπου σου τ κρμα μου ξλθοι)» (Пс. 16:2).

http://bogoslov.ru/article/6166589

7 Сл.30,18,1–18; 262–264=1.440. 8 Сл.28,31,13; 172=1.412. О платонических корнях этого термина cм.Moreschini. Platonismo, 1385; Pinault. Platonisme, 55, 67, 79–80. 9 Сл.6,12,18–20; SC 405,152=1.153. Ср. Ориген . На Ин.19,1 (PG 14,536). Говоря о том, что Бог выше понятия «сущности», Григорий следует Платону(см. Государство 509b) и Плотину (Энн.5,3,13–14; 5,3,17; 6,8,21). 10 Ср. Исх.15:3 ; Пс.23:19 ; 1Тим.1:17 ; Пс.57:13 ; 1Тим.6:15 ; Ис.1:19 ; Рим.9:29 ; Втор.10:17 ; Ис.3:15 ; Ам.6:8 . 11 Ср. Пс.67:21; 93:1 ; Рим.15:33 ; Пс.4:2 ; Исх.3:6 . 12 Сл.30,19,1–12; 264=1.440–441. Имена Христа будут рассмотрены нами в главе, посвященной христологии Григория. 13 Сл.6,12,25–32; SC 405,154=1.153. 14 Сл.22,4,1–4; SC 270,226=1.336. 15 Ср. Ин.4:24 ; Втор.4:24 ; Ин.9:5 ; Ин.4:16 ; Иов. 12:13 ; Пс.102:17 ; Ис.40:13 ; Ин.1:1 . 16 Подразумевается, что ни движение, ни смешение с чем-либо, ни пребывание в чем-либо другом, ни противоборство не свойственны Божеству. 17 Сл.28,13,1–34; 126–128=1.399–400. 18 Сл.31,21,5–7; SC 250,316=1.455. Григорий воспроизводит традиционное для александрийской школы представление о наличии разных уровней в Писании, в частности «буквы» и «духа». 19 Ср. Пс.43:24 ; Дан.9:14 ; Втор.11:17 ; Ис.37:16 . 20 Ср. Пс.17:11 . 21 Ср. Пс.33:17 и др. 22 Ср. Пс.10:12 и др. 23 Сл.31,22,1–23; 316–318=1.455–456. 24 Ср. Василий Великий . Против Евномия 1,4. Если Божество является «нерожденным» по сущности, следовательно всякое «рожденное» бытие не есть Бог: такова была идея Евномия, использовавшего этот аргумент для отрицания Божества Сына. 25 Сл.31,23,1–2; 318=1.456. 26 Ср. выражение Платона «великий океан блага» (Пир 210d). 27 Сл.38,7,1–25; SC 358,114–116=1.524–525. 28 Сл.38,8,1–7; 118=1.525. 29 PG 37,507–508=2.104. Автентичность этого гимна была поставлена под сомнение М. Зихере, однако Ж. Бернарди успешно опроверг выводы немецкого ученого: см. Sichere, Hymnus; ср. Bernardi, Grégoire, 304–306 30 Дионисий Ареопагит . О Божественных именах 1,6. из книги «Жизнь и учение св. Григория Богослова » Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/imena-bozhii-alfeev

Псалом 132 Ст. 1. Восхваление теплоты дружеских отношений (см.: Сир. 25:2 ) истолковывается как призыв к объединению древнееврейского народа вокруг Иерусалима или как прославление единства людей. Ст. 2. Будто миро – о возведении Аарона в сан первосвященника см.: Лев. 8:12 . Образ душистого масла («мира») напоминает о чем-то мягком, приятном, нежном; св. отцы Церкви находят в этом стихе иносказание о благодати Св. Духа. Ст. 3. ...роса Ермонская – гора Ермон на севере Палестины была, возможно, покрыта снегом, и ветры доносили до Сиона ее освежающую влагу.   Псалом 133 Ст. 1. Эта последняя песнь восхождения, возможно, пелась левитами во время ночного бдения; ...рабы Господни – священники-левиты (см.: Втор. 10:8 ); ...во дворах дома Бога нашего – во дворе храма. Ст. 3. ...с высот Сиона – см. примеч. к пс. 127:5.   Псалом 134 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104 и пс. 112. Пс. 134 и 135 входили в чин благодарственного богослужения, которое называлось «Великий Аллел» (от Аллилуия –«хвалите Бога») и было приурочено к празднику Пасхи. Ст. 1. ...рабы, Господа – см. примеч. к пс. 133:1. Ст. 2. ...во дворах дома Бога нашего – см. примеч. к пс. 133:1. Ст. 4. ...Иакова... Израиля – имеется в виду древнееврейский народ, с которым Бог заключил Завет, назвав его Своим народом (см.: Исх. 19:5–6 ; Втор. 7:6 ). Ст. 8–9 . Речь идет о бедствиях, которые постигли египтян за то, что фараон не отпускал древних евреев из Египта (см.: Исх. 7–14 ). Ст. 11. Речь идет о первых победах древних евреев над народами, жившими к востоку от р. Иордан, с которыми древние евреи сталкивались во время странствования после исхода из Египта (см.: Чис. 21:21–35 ; Втор. 2:24–3:18 ). Ст. 15–17. Ср.: Пс. 113:12–14 . Ст. 18. Ср.: Пс. 113:16 . Ст. 19–20. Ср.: Пс. 113:18–19 .   Псалом 135 Аллилуия – см. примеч. к пс. 134. Ст. 2–3. ...Бога богов... Владыку владык – формула усиления (ср.: Втор. 10:17 ). Ст. 6–9. Ст.: Быт. 1:1–16 . Ст. 10–16. Вспоминается исход древних евреев из Египта, когда Бог оказал помощь Своему народу (см.: Исх. 11–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

М. А. М., О. В. Л. Гимнография В иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе, память М. отмечается в день 4 евангелистов - 12 июня, назначаются прокимен Пс 95. 2, Апостол Рим 10. 12-20, аллилуиарий Пс 67. 12, Евангелие Мф 9. 35 - 10. 15 ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 15); также память М. отмечается 24 авг. вместе с апостолами Филиппом, Фомой и Варфоломеем, назначаются прокимен Пс 18. 5, Апостол Деян 1. 12-14, аллилуиарий Пс 46. 2, Евангелие Мф 9. 35 - 10. 15 (Ibid. P. 30). В Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память М. отмечается 16 нояб.; на литургии назначаются тропарь 3-го гласа Απστολε γιε (    ), прокимен Пс 18. 5, Апостол Еф 4. 7-13 или 1 Кор 4. 9-16, аллилуиарий Пс 88. 6, Евангелие Мф 9. 9-13, причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 104-106); также М. празднуется в день памяти 12 апостолов - 30 июня (Ibid. P. 326). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память М. отмечается 16 нояб.; богослужебное последование М. включает отпустительный тропарь 3-го гласа       кондак 4-го гласа      с икосом, канон 4-го гласа, цикл стихир-подобнов и 2 самогласна, седален; на литургии указания те же, что и в Типиконе Великой ц. ( Пентковский. Типикон. С. 296). Такой же состав богослужебного последования М. зафиксирован в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 161, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 30; также см.: Ягич. Служебные минеи. С. 382-389) и в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 316-317; ср. Георгия Мтацминдели Типикон сер. XI в.- Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 241). В Мессинском Типиконе 1131 г. служба в честь М. 16 нояб. имеет особенности: назначается иной отпустительный тропарь 4-го гласа Τ τελνιον κατλιπες (Мытницу оставив...), на вечерне указан дополнительный цикл стихир-самогласнов, на утрене - 3 антифона М. ( Arranz. Typicon. P. 57-58).

http://pravenc.ru/text/2562632.html

85. Иоанн Златоуст. Слово пр. игр и зрелищ. 86. Васил. В. Пис. 63 (207) к неокес. клир. 87. Ennodius, Vita Epiph. Binterim, Denkw. 360. 88. Руфин, Церк. ист. II, 33 (Migne, Patrol. s. 1. t. 21). 89. Никиф. Калист, Церк. ист. XIV, 3. 90. Марк Д. Жизнь Порф. III, 19–20 (Migne, Patrol. s. gr. t. 65). 91. Сидон. Апол. кн. 5, пис. 17 (Migne, Patrol. s. 1. t. 68.). 92. Созомен, Церк. ист. I, 16. 93. Блж. Августин, О граде Б. XXII, 8. 94. Как будет показано при объяснении II гл. Типикона, где будет дан и исторический очерк чина литии. 95. S. Ephraemi. Opera gr.-lat., ed. Asscmani, Bibl. orient, t. III, p. 577. Филарет арх. Ист. обз. песноп. 101. 96. См. выше стр. 146–147. 97. Иоанн Златоуст. Бес 6, о покаянии. 98. Иероним. Пис. 50 (103) к Павле. 99. Сократ. Церк. ист. VII, 22. 100. Иероним. Пис. к Марцелле, 17 (44). 101. Августин. Бес. на пс. 138. 102. См. выше стр. 147–148. 103. Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 104. Августин. Изъясн. на пс. 91. 105. Binterim Die vorz. Denkwürd d. Chr.-kath. Kirche, IV, 327. 106. Соб. Лаодик. Пр. 15. 107. Кассиан. Об уст кинов. II, 8. 108. Кассиан. II, 5 109. Кассиан. II, 11 110. Amalarius, De divino officio III, 12 (Migne Patrol., s, t. t. 99). Ныне в р.- католической мессе tractus — стих псалма, поемый в посты вместо аллилуиа. 111. Иоанн Златоуст. Бес. на пс. 17. Ср. в бес. 11 на Мф.: «если вы подпевали (πηχσαντες) к 2 или 3 псалмам…» В бес. на пс. 17 Злат. говорит, что народ обыкновенно подпевает (ποψλλειν) стих «сей день Господень». 112. Церк. истории: Сокр. II, 12. Созомен. III, 6. Блж. Феод. II, 13. 113. Созомен. V, 19. Блж. Феод. III, 6. 114. Блж. Августин. Изъясн. на пс. 138. 115. Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 116. Амвросий. Об обязан. III, 13. 117. Блж. Августин. Испов. X, 34. 118. Пример респонсория на р.-кат. богослужении: на утрени по обычном начале, произносимом тайно, «говорится громко стих (versiculum): Господи устне мои отверзеши. Респонсорий: И уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 16). Стих: Боже в помощь вонми. Респонсорий: Господи помощи ми потщися (Пс. 69, 2). Слава Отцу… (Breviarium, 2). Стих произносит священник, респонсорий — певец или хор.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010