Сказано в стихе 17-м, что между частями рассеченных трупов прошел дым и светильник огненный (т. е. прошел сам Бог в знамениях своего присутствия — в дыме и огне), — и прибавлено, что «в той день завеща Господь Авраму завет, глаголя: семени твоему дам землю сию от реки Египетския до реки великия Евфрата» (Быт.15:18). Поло­вины рассеченных трупов представляли обе вступающие в завет стороны — Аврама с его потомством и Бога, а про­хождение Бога в знамениях Своего присутствия между рассечениями означало, что Он принимает на Себя обяза­тельство быть в таком же неразрывном союзе с Аврамом и его потомством, в каком находились части рассеченного животного до его рассечения, и что Он будет так же свято хранить сие обязательство, как свято соблюдают обязатель­ство к взаимной верности люди, обрекшие себя на погубление от Бога в случае нарушения обещанной верности. — Не упомянуто о прохождении между рассечениями другой стороны, с которой Бог вступил в завет. Бог не потребовал от Аврама этого прохождения, как знака верности его с потомством союзу с Богом, потому что требовалось от одного Бога удостоверение в верности или ненарушимости данного Им обещания. Но после Господь потребует и от Аврама с его потомством обязательства хранить Ему вер­ность, — при установлении обрезания.      Быт.15:11. Слетеша же птицы на телеса растесаная их: и седе близу их Аврам.    Господь не скрывает от Аврама, что его потомство, прежде чем получить в наследие обетованную землю, много будет терпеть бедствий от врагов своих. Предзнаме­нование сего показано Авраму в хищных птицах, слетев­шихся на рассеченные трупы. Но Аврам «седе близу их», рассеченных трупов, в качестве стража, и прогонял хищ­ных птиц (в еврейском тексте вместо «сидел» сказано: «прого­нял»). Это значило, что ради обетований, данных Авраму, Господь будет защищать и спасать от врагов его потомство (Пс 104:43). В следующих стихах изображается с большей ясностью откровение о судьбе потомства Аврамова.      Быт.15:12. Заходящу же солнцу, ужас нападе на Аврама, и се, страх темен велий нападе нань.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

«Две тысячи триста дней – это пророческий период. Следовательно, здесь подразумевается пророческий год, в котором 360 дней (Откровение 11:2,3; 12:6,14). Тогда 2300 составляют 6 лет 4 месяца и 20 дней». (Внимайте пророчеству Даниила!, гл. 10, стр. 177). Неудивительно, что ОСБ совершенно вольно использует цифры. Несколько ранее, пророческие дни без колебаний переводились в пророческие годы, а здесь дни остались днями, только почему-то являющимися обрезанными, непонятными и несуществующими пророческими годами, в которых только по 360 дней. По какому правилу Свидетели Иеговы применяют «день за год» в одном случае, а в другом не применяют? Конечно не удивительно, что и здесь эти дни Свидетелями Иеговы относят к себе. Другого просто невозможно представить. «Да, Иегова надежно защищает верных помазанников. В Пс.104:14,15 говорится: «[Иегова] возбранял о них царям: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла». (Внимайте пророчеству Даниила!, гл. 17, стр. 286, 288). Ну что же, Общество Сторожевой Башни еще раз прямо заявило о себе как о пророке Бога. А значит, мы вправе применять к Свидетелям Иеговы все библейские указания на счет пророков. Все дальнейшие главы посвящены в основном призывам сотрудничества с помазанниками Бога. Весь мир, в том числе и лжехристиане, ставят перед собой цель подорвать истинную веру Свидетелей Иеговы. «Однако враг Бога, Сатана, ведет с помазанниками ожесточенную войну. Он распространил ложную религию, так что мир наполнился лжехристианами»; «А даже тем, кто находил «малое стадо» и сотрудничает с ним, нужно бороться за свою веру, потому что этот мир постоянно стремится ее подорвать ( Луки 12:32 )». (Внимайте пророчеству Даниила!, гл. 17, стр. 288). Опять это все более похоже на устойчивую манию преследования.«История свидетельствует, что в 1918 году небольшой остаток верных христиан подвергся необычайно сильному преследованию, которое нарушило их организованное служение». (Внимайте пророчеству Даниила!, гл. 17, стр. 291). «Ведь никто, кроме остатка верных помазанников, не сумел понять, что Михаил, Великий Князь стал Царем (или начал «стоять») в 1914 году. Проповедуя истины, подобно этой, и подавая пример христианского поведения, помазанные христиане «сияют, как светила» в этом поверженном в духовную тьму мире ( Флп. 2:15 ; Ин. 8:12 ). Иисус пророчествовал о них: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф.13:43 )». (Внимайте пророчеству Даниила!, гл. 17, стр. 292).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

В две последние категории вошли следующие псалмы: псалмы мудрости (1, 31, 36, 48, 72, 111, 118, 126, 127:132) 666 и царственные псалмы (2, 17, 19, 20, 44, 71, 88, 100, 109, 131:143). Он также разделил псалмы плача на две подкатегории: индивидуальные плачи (3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 15, 16, 21, 24, 25, 26, 27, 30, 34, 35, 37, 38, 39, 4142, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 58, 60, 61, 62, 63, 68, 69, 70, 76, 85, 87, 93, 101, 108, 119, 129, 139, 140, 141:142) и групповые плачи (11, 13, 43, 52, 57, 59, 73, 78, 79, 82, 84, 89, 105, 107, 122, 125:136). Первый жанр – хвалебные псалмы – также можно разделить на подкатегории: гимны общего содержания (28, 32, 67, 99, 102, 104, 110, 112, 113, 114, 116, 133, 134, 138, 144, 145, 146, 149:150), псалмы сотворения (8. 18, 64, 103:148), псалмы восшествия на престол (46, 92, 94, 95, 96, 97:99), псалмы Сиона (45, 47, 75, 83, 86:121), вводные литургии (14:23), гимны с пророческими предупреждениями (49, 80:81), псалмы доверия (22, 90, 120, 124:130) и псалмы благодарения, среди которых есть как индивидуальные (29, 33, 40, 65, 91, 115, 117:137) так и групповые (66, 74, 106, 123, 128:135). Хвалебные псалмы (гимны) были песнями, посвященными Яхве, в которых признавались Его могущество, Его сила и Его благость. Другими словами, это были песни, которые славили Бога за то, что Он – Бог . Эта форма в основном отражает трехстороннюю схему развития. 667 В эту категорию входит много различных псалмов (см. список Берлингера, приведенный выше). Индивидуальные и групповые псалмы-плачи имеют много общего. Различия чаще всего являются результатом различных обстоятельств, при которых эти псалмы были сочинены, и целей, для которых они были предназначены. Групповые плачи были вызваны какими-либо большими потрясениями в жизни народа. Такие псалмы использовались на общих собраниях, пелись хором, возможно в специально выделенные дни молитвы и поста. Индивидуальный псалом, напротив, является стенанием отдельного человека, души, переполненной трудностями и неудачами, человека, который раскрывает свое сердце перед Господом, Который Один и может его спасти. Трудность плачей, как групповых, так и индивидуальных в определении личности «врага». Возможно, как предлагает Лонгман: «Псалмы целенаправленно избегают упоминания исторических событий, чтобы они могли использоваться в разных обстоятельствах». 668 Плачи часто завершаются хвалой, гимном или благословением – либо за полученный ответ на молитву, либо за грядущий ответ (напр., Пс.21:2332 ). Более трети всех псалмов подпадают под категорию плачей, из них 48 имеют индивидуальный характер, а 17 – групповой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Будем же, братия мои, все мирны и миролюбивы и не оставим, при случае, мирить враждующих, усердно противодействуя козням духа вражды, который повсюду усиливается насеять ее. Именем Господа прошу о сем всех и каждаго из вас. А для сего буди благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Аминь. 97. Евр. 12, 14. 98. Еф. 2, 14. 99. 2 Кор. б, 19. 100. 1 Сол. 5, 13. 101 . 2 Кор. 13, 11. 102. Рим. 14, 17 103. Феоф. Болгар, пред. к Ев. от Иоан. 104. 1 Кор. 7, 15. 105 . Пс. 132. 106. Григ. Нис. слово о блаж. в Христ. Чт. 1842 г. май стр.164-165,169 - 170, 177 - 178; 107. Псал. 72, 3 108. Григ. Богосл. сл. о мире, в рус. пер. т. 1, стр. 237 109. Злат.на Матф. бес. 25. БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ Блажени изгнаны правды, ради: яко тех есть Царствие Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. ДОСЕЛЕ Господь и Подвигоположник наш Иисус Христос ублажал исполняющих Его заповеди, именно: смиренномудрствующих о себе, плачущих о грехах, ревнующих о кротости и незлобии, алчущих и жаждущих правды Христовой, усердно делающих дела милости, неутомимо исторгающих из своего сердца терние страстей, и водворяющих мир в себе и в людях их окружающих; в последних же двух изречениях Своих о блаженстве, в восьмом и девятом, Он ублажает Своих последователей за гонения, коим они подвергались прежде, и будут подвергаться впредь ради своей веры и добродетели и утешает их сладостнейшим обетованием вечнаго блаженства и великой награды на небесах, с избытком бесконечным имеющей вознаградить их за все поношения, скорби, напасти, лишения, мучения, которыя они терпели и будут терпеть за имя Его. Блажени, говорит, изгнаны правды ради: яко тех есть Царствие Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесах. Блажени изгнаны правды ради. Под правдою здесь вообще разумеется вера христианская и жизнь по заповедям Христовым; значит, блаженны те, которые гонимы за веру и благочестие, за добрыя дела свои, за постоянство и непоколебимость в вере.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2356...

– Ага, полиция?! Подсматривать?! Подслушивать?! А раз даже наказал его за то железной палкой так чувствительно, что тот ощущал это довольно продолжительное время. Получив такое внушительное вразумление, Паисий ушел и думает: «Ну, теперь ко мне в гости не придет... И не надо... Только одно беспокойство с ним»... Но едва возвратился в келию, как блаженный является к нему и говорит: – Извините, душечко. Хоть и беспокойство, а чайку с вами попьем. Неоднократно и впоследствии накидывался на него блаженный и, как бы угрожая смертью , кричал: «Убью! Убью!» Слова эти оказались пророческими. Иеромонах Паисий был переведен в Преображенскую пустынь на покой. Страдая слабостью ног, он, опираясь на палочку, которая досталась ему по кончине блаженного, ходил к нему на могилку и беседовал с ним, как с живым. Пишущий это не раз заставал его там и пользовался любезным гостеприимством словоохотливого старца. При этом предметом наших бесед по преимуществу была жизнь блаженного, о котором о. Паисий так много знал и поведал мне. В 1907 году слова блаженного сбылись. Господь попустил пострадать о. Паисию от руки злодея: летом этого года иеромонах Паисий среди бела дня был убит в своей келии одним злоумышленником. Жизнь людей современного века – погоня за призраком модных наук и учений. Повсюду являются лжеучители, сеющие плевелы ложных наук и нечестия. Сеет Сын Человеческий Свое Божественное учение – сеет и враг свои плевелы. Проповедуют пастыри учение Христово – проповедуют и сыны диаволаучение сатаны. Распространяют священные книги в народе служители Божии – ширят между народом свои душевредные книги и слуги сатаны. Слово Божие говорит: сотворен человек по образу и по подобию Божию ( Быт.1:26 ), а диавол через безбожников уверяет: «Не верь... Случайно мы рождены и ничем не отличаемся от скотов. Дыхание в ноздрях наших – дым, а слово – искра в движении нашего сердца». Слово Божие учит: ...помни о конце твоем, и во веки не согрешишь. ...Помни истление и смерть и соблюдай заповеди ( Сир.7:39;28:6 ). А диавол через безбожников говорит: «Ешь, пей, веселись; наслаждайся земными благами, ибо земная жизнь наша кратка»... Слово Божие говорит: Воздай кесарево кесарю ( Мф.22:21 ). Не прикасайтеся к помазанным Моим ( Пс.104:15 ). Нет власти не от Бога. Всяка душа властям должна повиноваться ( Рим.13:1 ). А диавол влагает в сердце развращенного свое: «Не повинуйся властям. Долой их. Все равны. Убивай начальников и старших». Слово Божие учит: слушайся Церкви Божией ( Мф.18:12 ). Уважай священников ( Сир.7:31 ). Почитай пастырей ( Евр.13:17 ), ибо вне Церкви нет спасения. А диавол всевает свои плевелы: «Не надо Церкви. Уничтожь ее. Она поддерживает верховную власть царей и освящает насилие»... Слово Божие говорит: Чти отца твоего и матерь... Слушайся старших ( Лев.19:32 ). А диавол учит по своему: «Не слушайся их. Они люди глупые, отжившие, отсталые».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сердце очищается от ГРЕХОВ ПОКАЯНИЕМ Видишь зде, что кто хощет Христа приняти в сердце свое, тому надобно себе очистить истинным покаянием; от закона познать ГРЕХИ своя, и тые покаянием, жалением и СОКРУШЕНИЕМ сердца очистить, или паче, тех очищения от Бога просить, тако приидет к нему Христос Сын Божий с Своим Евангелием, и подаст ему утешение не мира сего, но такое, какого мир не может прияти (5:95). Покаяние состоит в перемене сердца (4:145, см. ПОКАЯНИЕ , 709) (2:59, см. ПОКАЯНИЕ, 708). Сердце новое – второй плод покаяния (2:232, см. ПОКАЯНИЕ, 710). Избавляться от грехов сокрушением сердца (4:96, см. ГРЕХИ, 268). Сердце печалью сокрушается от познания закона и грехов (5:104, см. УТЕШЕНИЕ , 1060). Кто хочет от Бога просветиться, приступать к Нему с сокрушенным сердцем (4:12, см. ПОКАЯНИЕ, 711). Печаль по Бозе приводит в сокрушение сердце (4:39, см. ПОКАЯНИЕ, 703). Сердце, наполненное печалью, извергает из себя слезы (2:230, см. ПОКАЯНИЕ, 704). Христианин должен от сердца исповедывать согрешения своя (4:15, см. ИСПЫТАНИЕ , 420). Должно непрестанно Бога МОЛИТЬ об исправлении и очищении сердца Понеже убо дело человеческое, как внутреннее, так и внешнее от сердца зависит, и каковое сердце, таково и дело – доброе или злое, и от природы имеем сердце растленное: того ради должно усердно и непрестанно молиться и просить у Сердцеведца Бога, Который из ничего все и из худаго доброе делает, просить сердца новаго и духа праваго, чтобы помышления и дела, от сердца происходящия, правыя, были и к единой Божией славе намереваемыя: должно, по примеру Псаломщика, всегда воздыхать: «сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс. 50, 12 ). А когда сердце правое будет, то и дела правы будут (2:123). Молитва к Богу об ограждении сердца от действий лукаваго Сыне Божий, Иисусе Христе, явивыйся во смиренной нашей плоти на земле, и посеявый доброе веры семя на селе мира сего! Огради страхом Твоим сердце мое, да не приходя лукавый восхищает посеянное слова Твоего семя и очисти сердце мое от терний печали века сего, лести богатства и всякия суеты, и сотвори тое доброю землею к приятию Божественного Твоего слова, да сотворю плод веры и имею часть со избранными Твоими, иже плод приносят Тебе ово сто, ово шестьдесят, ово тридесять, – яко благословен еси со Отцем и Святым Твоим Духом во веки, аминь (3:120).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Эволюционизм - существенно атеистическая идеология, существование которой бессмысленно вне атеистической парадигмы. Величайшая победа атеизма заключается в том, что, не предоставив ни одного фактического доказательства, удалось убедить всех в том, что эволюционные процессы, якобы, существуют. Отсутствие фактических, экспериментальных доказательств их существования давно уже объясняется их крайне медленной скоростью и, следовательно, огромными сроками времени, необходимыми для протекания этих «всегда искомых и никакоже обретаемых» процессов, которые, якобы сотворили всё существующее в нашем мipe «видимое и невидимое». Продвижение в массы идей эволюционизма в Западной Европе XIX века тесно связано с развитием революционных процессов, которые, в свою очередь, были порождены отступлением от чистоты изначального, православного христианства. Это отступление привело сначала к появлению римо-католицизма, который «столпом и утверждением истины» стал считать волю и мнение епископа города Рима, а потом и протестантизма, который «столп и утверждение истины» «воздвиг» во всякой самонадеянной голове, занятой произвольным толкованием Священного Писания. Само по себе явное отпадение протестантов от церковной традиции требовало объяснения, что и привело к появлению эволюционизма с его неизбежной «необходимостью развития». Именно из Англии и Германии - стран, где протестантизм укоренился наиболее сильно, - исходили самые крайние революционные учения, смущавшие умы человечества. Из Германии вышла немецкая классическая философия, представившая весь мipoboй процесс в виде постоянной «диалектической борьбы противоположностей». В Англии впервые в истории по приговору парламентского суда казнили собственного короля, придав этой казни вид «законного» действа, нарушив слова Священного Писания «не прикасайтесь помазанным Моим» (Пс. 104, 15). В дальнейшем разжигание революционных пожаров и шантаж их угрозой даже стали инструментом в политике Англии. Так, 1 января 1825 года английское правительство формально признало самостоятельность штатов Мексики, Колумбии и Буэнос-Айреса, чем лишило Испанию её владений. А в своей речи в английской Палате общин 12 декабря 1826 года руководитель департамента иностранной политики Англии Джордж Каннинг открыто говорил, что во власти Англии, по меньшей мере, пробудить революционные силы на материке в любое время и с желаемой силой. Свои слова он иллюстрировал стихами древнеримского поэта Вергилия, где описывается хранитель бурь Эол и пещера ветров. Каннинг сравнивал Английский остров с этой пещерой . В этом, несомненно, видится давняя традиция, которая сегодня вылилась в политическую практику «цветных и бархатных революций», которые после распада СССР направлены против единственной значимой православной страны нашего мipa - России.

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/13/...

Соображения эти взяты из опыта: слезами и кровью писались и доселе пишутся они на скрижалях всемирной истории. Помня это, бойтесь касаться без подобающего благоговения лица помазанника Божия: «не прикасайтеся помазанным Моим» ( Пс.104:15 ), говорит Господь; не только не делай, но и не говори и не мысли зла о богах земли твоея, говорит премудрый; ибо птица небесная возвестит и ветер утренний или вечерний донесет царю глагол души твоей ( Еккл.10:20 ). Самым обыкновенным в наши времена поводом к искушению в подобных случаях, между прочим, бывает недовольство настоящим порядком вещей и мечта лучшего. Ныне входит в обычай радоваться на всех и на всё или искать во всем только стороны темной, и, опережая своими мечтательными планами время и возраст народов, ни мало, между тем, не заботиться о личном усовершенствовании и об облагорожении себя самих. Сколько бы на таковых людей, любящих казаться непонятыми и обиженными, богоучрежденное правительство ни изливало своих милостей и щедрот, сколько бы ни обеспечивало их нужды, все поглощается ими, как пучиной, а наверх всплывает одна только пена отвратительной неблагодарности. Против этого недуга, коим в настоящий век едва ли не во всех сословиях заражено многое множество людей, могла бы не недействительным врачевством быть безусловная покорность Провидению в устроении нашей судьбы, благоразумная недоверчивость к личным убеждениям, скромность в словах и суждениях относительно предержащей власти как власти Божией, и добросовестное каждым из нас исполнение обязанностей своего звания. Известно, что в мире нет слепого случая и нет зла, которое бы допускалось без мудрых намерений; поэтому участь христианина, тем более целого государства христианского, не может не быть предметом особенного попечения Божия. Уместен ли после сего ропот на чтобы то ни было? Роптать, конечно, можно и должно всякому только на себя, на свои грехи, потому что они навлекают на нас бедствия; чужие же беспорядки и опущения надобно христианину предоставлять воле Того, Кто сказал: «Мне отмщение, Аз воздамъ» ( Рим.12:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Первый из сих вопросов коротко и ясно разрешается простым замечанием, что здесь Богочеловек возносит Свою молитву как человек, в пример и подражание человекам, желая, между прочим, научить нас в наших молитвах, для возвышения и усиления их достоинства, обращаться к ходатайству и пособию святых Божиих. С тою же, без сомнения, целию и во время молитвенного подвига в саду Гефсиманском, пред наступлением страданий, являлся к Нему, по свидетельству евангелиста, Ангел Господень, укрепляя Его ( Лк.22:43 ). На второй вопрос, в изъяснении сего стиха, отвечает блаженный Феодорит так: подразумевает здесь апостолов и тех, которые чрез них уверовали, и говорит, что чрез них явным соделались чудеса Божии, потому что они исполнили вся повеления Господни. След., блаженный Феодорит под святыми здесь разумеет только святых новозаветных, начиная с апостолов. Но нам думается, что нет надобности стеснять и ограничивать смысл слов молящегося, когда они произнесены в общем и неопределённом виде. Кажется, гораздо справедливее и с течением речи согласнее будет допустить, что здесь святые разумеются всех времён, т. е. и ветхозаветные, также как и новозаветные, потому что и в них проявлял Господь чудодействующую волю Свою. Так за восхищение жены Авраама в Египте, по свидетельству Бытописателя, мучи Господь казньми великими и лютыми фараона и дом его ( Быт.12:17 ), да и вообще о всех ветхозаветных праведниках, по словам псалмопевца, возвещено было от Бога с угрозою народам языческим: не прикасайтеся к помазанным Моим и во пророцех Моих не лукавнуйте ( Пс.104:15 ), и чрез них исполнял Свои хотения, сохранив в них семя святое Своё и остановив разлив всеобщего нечестия. Указание на святых мужей той и другой эпохи в настоящем месте сделано в таком же точно смысле, в каком обыкновенно древние в молитвах своих воспоминали имена Авраама, Исаака и Иакова, как особенно благоугодивших Богу и заслуживших чрез то Его благоволение и великие обетования себе и потомству своему в таких высоких и блистательных чертах,пред которыми все величие земное никнет, как тень пред светом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Таковы псалмы: 8, 17, 20, 28, 29, 32, 33, 45–47,64–67, 74, 75, 80, 86, 91–92, 94–99, 102–107, 110, 112–117, 121, 123, 125, 128, 133–135, 137, 143–150. К числу их принадлежат все вообще псалмы, носящие в евр. т. названия: шир=торжественная песнь, тегиллаг=хваление, тодаг=исповедание, и галлелуйаг=аллилуиа (см. выше о надпис. стр. 12 и сл.), и все начинающиеся и оканчивающееся приглашениями петь, хвалить, благодарить, прославлять и благословлять Господа (воспойте Господу... Пс.95 и др.; хвалите Господа... 146 и др.; восплещите руками... 46 и др.; воскликните Богу... 65 и др.; воздайте Господу славу и честь... 28 и др.; славьте Господа... 104 и пр.; благослови душа моя Господа... 102 и др.). 2) Псалма преобладающего печально-молитвенного настроения, представляющие излияние более или менее скорбных чувствований псалмопевцев пред Богом и молитвенных воплей к Нему о помощи и заступлении по случаю то собственных их несчастий, то различных бедствий народа Божия, – или выражение глубокой печали о развращении мира, с благочестивым негодованием против нечестивцев и призыванием на них суда Божия, – или же исповедание собственной своей греховности пред Богом с горячею мольбою о прощении и помиловании. Псалмы эти по преимуществу могут быть названы молитвенными псалмами, или молитвами – тефиллаг и обыкновенно отличаются частыми повторениями молитвенных воззваний к Господу: Господи помилуй, Господи спаси, призри, внемли, услышь молитву мою, восстань на помощь, избави, заступи и т. п. Они составляют более трети всей Псалтири. Таковы Псалмы: 3–7, 9, 12, 15, 16, 21, 24, 27, 30, 34, 37–40, 43, 50, 53–55, 58–60, 63, 68–70, 73, 74, 78, 79, 82–85, 87, 89, 93, 101, 108, 119, 122, 129 и 139–142. Из числа их Псалмы: 6, 37, 50, 101, 129, 142, а также 31, впрочем, более поучительного тона, как молитвы о прощении грехов и избавлении от наказания за оные, с первых времен христианства (уже у Оригена Homil. 2 Lev.) принято называть псалмами покаянными (psalmi poenitentiales – у Августина). 3) Псалмы по преимуществу спокойного, рассуждающего тона, представляющие собою благочестивые размышления и наставления псалмопевцев об уповании на Бога, о Промысле Божием, об откровенном законе, о различной судьбе праведных и нечестивых и других предметах веры и нравственности, преимущественно по поводу различных обстоятельств или собственной жизни различных псалмопевцев, или истории народа Божия. Псалмы эти вообще могут быть названы псалмами поучительными и в самой Псалтири, в надписаниях некоторых псалмов, называются маскил=учение, размышление. Таковы псалмы: 1, 2, 10, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 31, 35, 36, 41, 42, 48, 49, 51, 52, 57, 61, 77, 81, 100, 11, 118, 120, 124, 126, 127, 130, 131, 132, 136 и 138-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010