Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Схолия: “Он говорит, что ум есть орган (organon) мудрости, разум — ведения, удостоверенность, соответствующая уму и разуму — веры, образовавшейся соразмерно им (hkat amfwplhroforia, thqkat amfwsunistam)enhqpistewq), а соответствующее естеству человеколюбие — даров исцелений. Ибо всякий Божий дар имеет в нас необходимый и пригодный для восприятия его орган, словно некую силу и расположение [души] (di)ayesin). Например, соделавший свой ум чистым от всякого плотского мечтания воспринимает мудрость; поставивший свой разум владыкой над страстями (я имею в виду ярость и похоть) воспринимает ведение; обладающий в уме и разуме непоколебимой удостоверенностью относительно Божественного воспринимает веру, которая может все; успешно осуществляющий на деле присущее нам по естеству человеколюбие и совершенно отринувший себялюбие получает дары исцелений”. Однако человек не в силах стяжать какой-либо из перечисленных даров только посредством одной своей естественной способности без Божией Силы, сообщающей [эти благодатные дары] 10 . Это с безусловной очевидностью являют все святые, взыскующие после откровения Божественных [таин] и смыслы открытого им. Ведь Авраам, восприняв обетование о наследовании указанной ему земли, когда Бог сказал ему: “Аз есмь Бог изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати” (Быт 15:7) 11 , не довольствовался тем, что искал, выйдя из земли халдейской, но, преисполненный жажды знания, старался постигнуть и способ наследования, вопрошая Бога: “Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам?” (Быт 15:8) 12 . И Моисей, постигнув силу знамений и чудес, старался быть наученным относительно способов и смыслов, согласно которым должно было удостовериться в дарованных ему знамениях 13 . Как изрекает великий Давид: “Положи в них словеса знамений Своих, и чудес Своих в земли Хамове” (Пс 104:27) 14 . А о себе он речет, взывая к Богу: “Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего” (Пс 118:18) и “Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим” (Пс 118:105) 15 . Также Даниил, “муж желаний” (Дан 10:11) и божественных видений, взыскуя смыслы которых он провел без пищи три седмицы дней (Дан 10:2–3) 16 , услышал глас Ангела, глаголющего другому Ангелу: “Скажи видение оному” (Дан 8:16) 17 . И великий пророк Захария на протяжении всего пророчества обращается к беседующему с ним Ангелу, являющему ему видения и научающему относительно смыслов видений, говоря: “Аз покажу ти, что суть сия” (Зах 1:9).

http://pravmir.ru/voprosootvetyi-k-falas...

Проповеди святителя Григория, посвященные церковным праздникам, отличаются исключительным богатством богословского содержания. Однако в настоящей статье мы не будем разбирать их с точки зрения догматической значимости. Мы лишь сделаем попытку рассмотреть учение святителя Григория о церковном празднике как таинстве приобщения человека к реальности иного мира, как средстве восхождения к Богу. Мы также рассмотрим его учение о христианском таинстве, а именно о таинстве крещения, изложенное им по случаю праздника Крещения Господня. Праздник Воссоздания Проповедь святителя Григория на Рождество Христово (Слово 38-е) открывает цикл из четырех праздничных Слов, произнесенных в Константинополе в 379–380 гг. (Слова 38–41). Проповедь начинается торжественной поэтической декламацией с обильными вкраплениями библейских цитат и аллюзий: Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — возноситесь! Воспойте Господу, вся земля (Пс 95:1). И, чтобы сказать обоим вместе: Да веселятся небеса и да торжествует земля (Пс 95:11) — ради “Небесного”, потом “земного”! (ср. 1 Кор 15:47). Христос во плоти — с трепетом и радостью возвеселитесь: с трепетом из-за греха, с радостью из-за надежды. Христос от Девы: женщины, храните девство, чтобы вам стать матерями Христа!.. Народ, сидящий во тьме незнания, да увидит великий свет знания! (ср. Ис 9:2). Древнее прошло, теперь все новое! (2 Кор 5:17). Буква отступает, дух преобладает, тени убегают, истина приходит вместо них (ср. 2 Кор 3:6 и Рим 13:12). Мелхиседек приходит — рожденный без матери рождается без отца (ср. Евр 7:3): в первый раз без матери, во второй раз без отца. Законы природы нарушаются Иоанн пусть возгласит: Приготовьте путь Господу (Мф 3:3). А я возглашу силу дня: Бесплотный воплощается, Слово облекается плотью, Невидимый видится, Неосязаемый осязается, Вневременный получает начало, Сын Божий становится сыном человеческим… (Сл. 38,1,1–2,18; SC 358,104–106=1.522). Пользуясь риторическим приемом противопоставления, свя­­­титель Григорий подчеркивает парадоксальный, таинственный и чудесный характер Боговоплощения. Всякое событие библейской истории есть чудо; вспоминая это событие, мы прикасаемся к чуду. В Рождестве Христовом происходит чудо встречи Божества с человечеством, Небесного человека-Христа с земным человеком-Адамом, а значит — и встречи каждого из нас с Богом воплотившимся. Празднуя Рождество Христово, мы узнаем Бога, Который вышел нам навстречу, прошел весь путь от Своего величия до нашего ничтожества, стал одним из нас. Поэтому и мы призываемся выйти навстречу Христу, вознестись умом от земли на небо. Путь Бога к человеку и человека к Богу, пришествие Бога на землю и восхождение человека на небо — главная тема рождественской проповеди святителя Григория:

http://pravmir.ru/prazdnik-kak-tainstvo/

Чтобы творить людей лучшими в нравственном отношении, чтобы зло истреблять и давать расти одному добру, о сем всемерно пекутся и все владыки земные, коим вручено то или другое царство человеческое. Вследствие сего, сколько всюду существует законоположений, уставов и учреждений противу людей порочных, для обуздания их и для исправления! Сколько родов наказаний, взысканий и преследований к отмщению им! А для поощрения к добру, сколько наград, почестей, похвал, венцов и других отличий и украшений! Все это хорошо, прекрасно и для достижения цели желаемой преполезно. Однако ж не сильно там, где люди не водятся страхом Господним, и где оный изгнан из душ и сердец. В том да удостоверят вас, слушатели, собственное каждого рассуждение и поучения премудрых, например, Еклезиаста, который пишет: творити книги многи несть конца; и учение многое труд плоти. Конец слова. Бога бойся и заповеди Его храни: яко сие всяк человек, т. е. в этом состоит вся сущность и совершенство человека ( Еккл.12:13 ). С обязанностию бояться Бога рядом поставил Св. Апостол Петр и обязанность почитать Царя. Не говорит: Бога бойтеся, и отца своего и матерь чтите; хотя и сие не несовместно было бы оному. Но говорит: Царя чтите. И основательно. Устами своего Пророка не вещает ли Сам Бог: Бог ста в сонме Богов, посреде же Бог рассудит ( Пс.81:1 .)? Богами здесь называются земные цари, особенно же рода и племени избранного и Богом благословенного, хотя и Кира, Царя Персидского, называл Бог помазанным своим, несмотря, что он был язычник и идолослужитель. И так, если Бог Сам ставит Себя в ряду царей и владык земных: то сколь непререкаем долг всякой твари, бояться Бога; не столько ли неминуем и долг всякого подданного, чтить своего Государя? Познаем, что есть царь. Царь хотя и от общего рождается естества; однако не простой он и не обыкновенный, как мы, человек. Что же? Христос Господень. Смотри во Пророцех, 1Цар.24:7 ; Помазанник Божий, к которому и прикасаться запрещено. Читай во псалмех Давидовых, Пс.104:15 . Слуга Божий, отмститель во гневе злое творящим, который того ради и меч носит. Внимай учению Апостольскому, Рим.13:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

И других патриархов Бог называет «Своими пророками» ( Пс.104:14–15 ). Если пророки поэтому выступают как учители и руководители своего народа, то они высказывают не свои собственные убеждения и мысли, а то, что они слышали от Бога. Они и сами ясно сознавали, что через них говорит именно Бог . Поэтому-то у них часто встречается в их пророческих речах надписание: «Бог сказал». Бог влагал им в уста слова свои ( Иер.15:19–20 ), и они с уверенностью говорят о своем послании Богом ( 2Цар.23:2 ; Дан.2:27 ). К себе преимущественно поэтому они относят и название roeh – видящий, которое гораздо сильнее обозначает божественное происхождение пророческого вдохновения, чем другое слово – chozeh, которое иногда потреблялось и для обозначения пророков не в собственном смысле этого слова, которые были, можно сказать, людьми самообольщенными, полагавшими, будто через них говорит Бог ( Иез.13:2, 6 ). 1 Различные состояния вдохновения. Хотя все пророки свидетельствуют: «Господь говорил мне» или «так говорит Господь», однако между пророками было различие в отношении к пророческому самосознанию и в отношении Бога к ним. а) Особое место среди ветхозаветных пророков принадлежит пророку Моисею, с которым «Бог говорил устами к устам» ( Чис.12:8 ). Служение Моисея как законодателя, а также судии, священника, вождя и пророка также было необыкновенно высоко ( Втор.34:10 ). Он в нормальном, бодрственном состоянии получал откровения от Бога. Господь говорил с ним как друг с другом, прямо высказывая свои веления. Самуил также слышал ясную речь Бога, но не видел при этом никакого образа ( 1Цар.3 и сл.). Однако неприкрытой ничем славы Божией не видел и Моисей ( Исх.33:20, 23 ). б) Гораздо низшую форму вдохновения представляет собою то, когда Бог говорил пророкам в видении или во сне ( Чис.22:8–9 ). В состоянии видения, восхищения или экстаза дух человеческий возвышается над обыкновенными границами пространства и времени, над всей временной жизнью и живет душой в потустороннем мире или же переносится в даль будущего ( Деян.22:17 ; Откр.1:10 ). То, что он видит или слышит в этом состоянии, он может потом сообщить и другим, приведя все им слышанное в известный порядок и давши ему более или менее стройную форму,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слово Божие повелевает нам царя бояться и почитать, быть верными ему и хранить тайну его ( Тов.12:7 ; Притч.24:21 ; 1Пет.2:17 ); оно повелевает даже нечестивого царя почитать ( Вар.1:11 ; 1Цар.21:11–13 ; 4Цар.9:34 ; Мф.22:21 ) и объявляет личность царя, помазанника, неприкосновенной ( 2Цар.1:14–15 ; Пс.104:15 ). На нас, христианах, по учению православной церкви, основанному на Слове Божием, лежит священный долг молиться за царя и начальников ( 1Тим.2:1–4 ) и повиноваться им ( Рим.13:1–5 ; ср. Тит.3:1–2 ). Для нас должны быть непреложны наставления святых апостолов Петра и Павла: «будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти» ( 1Пет.2:13 ), «напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям» ( Тит.3:1 ). Непокорные же строго осуждаются. «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример: так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» ( Иуд.1:7–8 ; ср. Рим.13:4 ). Будем же твёрдо помнить учение Слова Божия: Воздадите Кесарево Кесареви и Божия Богови ( Мф.22:21 ). Бога бойтеся, Царя чтите ( 1Пет.2:17 ). Бойся, сын мой, Господа и Царя, с мятежниками не собирайся ( Притч.24:21 ). Царь – Божий слуга, тебе же на добро ( Рим.13:1–4 ). Слово царское храни ( Еккл.8:2 ), начальников, судей не злословь и князя (верховной власти) народа твоего не поноси ( Исх.22:28 ). Будь верен до смерти и дам тебе венец живота ( Откр.2:10 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании царской власти и Богом установленного повиновения властям О царской власти Ин.18:36 . «Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но Царство Моё не отсюда». Объясн. Господь, говоря о царстве «не от мира сего», не отрицал земных царств, которые сами по себе не опасны Его царству, а при благочестивых государях способствуют охранению и распространению истины и богоугодной жизни; поэтому-то и сказано в Писании: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу: Мф.22:21 ; 1Пет.2:17 ; Рим.13:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Пс.104:9 .   Которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку. Пс.104:10 .   И поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный. «Еже завеща Аврааму, и клятву Свою Исааку» : «И постави ю Иакову в повеление, и Израилю в завет вечен». О сих клятвах упомянул и божественный Моисей; ибо говорит: сказал Бог Аврааму: «Мною Самем кляхся, благословя благословлю, и умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя» множеством, «и благословятся о Семени твоем вся племена земная» ( Быт. 22, 16–1 ). Бог напоминает и Исааку о сей клятве, подтверждает завет и Иакову, и исполняет сей завет, как чрез Моисея потомков их освободив от египетскаго рабства, – а чрез Иисуса Навина дав им обетованную землю, так окончательно довершив обетование чрез Владыку Христа. Пс.104:11 .   Говоря: «тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего». «Глаголя: тебе дам землю ханааню, ýже достояния вашего. «Ужем» Пророк назвал обладание землею; потому что владельцам свойственно подвергать землю измерению. Пс.104:12 .   Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней. «Внегда быти им малым числом, малейшим и пришельцем в ней». Сие же, говорит Пророк, обетовал Бог отцам, которых, как малочисленных, весьма легко было изчислить. А сим дает видеть могущество Изрекающаго обетование: потому что столь малочисленным мог дать обладание столь обширною землею. Пс.104:13 .   И переходили от народа к народу, из царства к иному племени. «И преидоша от языка в язык, и от царствия в люди ины». Ибо Патриархи жили переселенцами, не утверждаясь на одном месте, то туда, то сюда перенося свои кущи. Пс.104:14 .   Никому не позволял обижать их и возбранял о них царям. Пс.104:15 .   «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла». «Не остави человека обидети их». Дал им превосходство над теми, которые покушались обижать их. «И обличи о них цари». «Не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте». Так Фараона подверг великим и страшным испытаниям за Сару, жену Авраамову. Так устрашил ночью Авимелеха, изрекши: «се ты умираеши Сарры ради жены Авраамовой, юже поял еси: сия же есть сожительствующая мужу» ( Быт. 20, 3 ). Так Исаака соделал досточтимым для населявших тогда Палестину. Так угрожал замышлявшему убийство Лавану; ибо сказал: «блюди себе, да не когда возглаголеши зла ко отроку Моему Иакову» ( Быт. 31, 24 ). Нарек же Пророк помазанными не как помазанных елеем, но как соделавшихся избранными. А Пророком и Сам Бог наименовал Авраама; ибо сказал: «отдаждь жену мужу, яко Пророк есть, и помолится о тебе», и спасешься ( Быт. 20, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

г) их молитвы услышанные: Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений, Он помог мне, и возрадовалось сердце мое ( Пс.27:6–7 ). Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна ( Ин.16:24 ); д) божественное покровительство и помощь: Возрадуются все уповающие на Тебя: Ты будешь покровительствовать им ( Пс.5:12 ). Господь одесную меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое ( Пс.15:8–9 ). Господь помог мне, и возрадовалось сердце мое ( Пс.27:7 ). Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; десница Твоя поддерживает меня ( Пс.62:8–9 ); е) дары Божии: Веселись о всех благах, которые Господь Бог дал тебе и дому твоему ( Втор.26:11 ). Не преставал Бог свидетельствовать о Себе благодеяниями, исполняя пищею и веселием сердца наши ( Деян.14:17 ); ж) чудные дела Господни: Как велики дела Твои, Господи! Ты возвеселил меня творением Твоим, я восхищаюсь делами рук Твоих ( Пс.91:6,5 ). Великое сотворил Господь над нами, мы радовались ( Пс.125:3 ). Все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они ( Лк.19:37 ); з) слово Божие: Повеления Господа праведны, веселят сердце ( Пс.18:9 ). Откровения Твои я принял как наследие навеки, ибо они веселие сердца моего ( Пс.118:111 ). Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль ( Пс.118:162 ). Было слово Твое в радость и в веселие сердца моего ( Иер.15:16 ). Антиохийцы, прочитавши письмо апостолов, возрадовались о наставлении ( Деян.15:31 ); и) христианское общение: Все верующие были вместе и имели все общее. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа ( Деян.2:44,46–47 ). Я послал Епафродита, чтобы вы, увидевши его, возрадовались. Примите же его в Господе со всякою радостью ( Флп.2:28–29 ). Желаю видеть тебя, дабы мне исполниться радости ( 2Тим.1:4 ). Надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна ( 2Ин.1:12 ); к) избавление от всеобщих бедствий: вывел Господь народ Свой из Египта в радости, избранных Своих в веселии ( Пс.104:43 ). Когда возвращал Господь плен Сиона, тогда уста наши были полны веселья. Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью ( Пс.125:1–2,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Виднэс М. Б. Неизвестный отрывок Псалтыри из Вестероса в Швеции//ТОДРЛ. 1971. Т 26. С. 352–356. Αn Early Slavonic Psalter from Rus. Vol. 1. Photoreproduction/Ed. by M. Altbauer, H. G. Lunt. Camb. (Mass.), 1978. Schenker A. Psalmen in den Hexapla: Erste krit. u. vollst. Ausg. der hexaplarischen Fragmenme auf dem Rande der Hs. Ottobianus graecus 398 zu den Ps. 24–32 . Città del Vaticano, 1982 (Studi e Testi; 295). 497 ρ. Норовская Псалтирь: Среднеболгарская рукопись XIV в. Ч. 1–2. София, 1989. Князевская О. А. [Рец.] Новая публикация славянской рукописи из ГИМ: Норовская псалтирь – среднеболгарская рукопись 14 в.//Археографический ежегодник за 1989 г. М., 1990. С. 329. Psalterii Sinaitici pars nova (monasterii s. Catharinae codex slavicus 2/N)/Sub red. Fr. V. Mares. Wien, 1997 (Österreichische Akademie der Wissenschaften, Phil.-hist. Klasse; Schriften der Balkan-Komision. Philologische Abteilung; 38). XXIV, 201 S. Библия 1499 года и Библия в синодальном переводе: С илл.: В 10 т. Т. 4. Псалтирь. М., 1997. 344 с. Фототипическое воспроизведение Псалтири из Геннадиевской Библии. Прозаические переводы с греческого и церковнославянского Псалтирь 1683 г. в пер. Аврамия Фирсова/Подг. текста, словоуказ. и пред. Е. А. Целуновой. München, 1989 (Slavistische Beitr.; 243). 652 с. Пер. еп. Порфирия (Успенского) : Образцы русского перевода священных книг Ветхого Завета 72 толковников: Образец второй: Псалтирь//ТКДА. 1869. 4. С. 37–70 [ Пс. 1–25 ]; Пятьдесят псалмов (26–75): Переведены с рукописной Псалтири 862 г.//ТКДА. 1873. 12. С. 173–240; Псалмы 76–118: Переведены с греческой рукописной Псалтири 862 г.//ТКДА. 1875. 8–11. С. 1–104. Отд. изд.: Порфирий, еп. [Чигиринский (Успенский К. А.)]. Псалтирь в русском переводе с греческого. 1 Киев, 1874 [ Пс. 175 ] – 1875 [ Пс. 76–150 ]; 2 СПб., 1893. 242 с.; 3 1906. 225 с. [на обложке: Изд. 2-е.]. Г. П. Федотов. Шестопсалмие: [Новый пер.]//Вестник Русского (Студенческого) Христианского Движения. Париж, 1952. 6. С. 21–23. Он же. Псалмы//Там же. 2001. 182. С. 101–112 ( Пс. 1–15 ); Он же. Перевод Псалтири//Там же. 2002–1. 183. С. 63–79 ( Пс. 16–30 );·2002-II. 184. С. 20–25 ( Пс. 32–35 ); 2003–I. 185. С. 96–107 ( Пс. 36–45 ); 2003–II. 186. С. 35–40 ( Пс. 46–50 ); 2004–II. 188. С. 93–103 ( Пс. 51–63 ); 2005–I. 189. С. (?) ( Пс. 64–79 ); 2005–II, 2006–I. 190. С. 19–31 ( Пс. 80–90 ); 2006–II. 191. С. 42–59 ( Пс. 91–105 ). [Продолжение следует.]

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Но слагалась Псалтирь в течение целого тысячелетия, начиная еще от Моисея (1500 лет до Р.Х.), которому принадлежит 89й псалом. Кроме того, известны имена следующих писателей псалмов: Соломон (ему принадлежат три псалма: 71, 126 и 131), левиты времен Давида — Асаф (12 псалмов: 49, 72– 82.), Еман (87й псалом) и Ефам (он же Идифум — 88й псалом), а также сыновья Кореевы (которым принадлежат 11 псалмов: 41–48, 83, 84, 86). Кстати, имена авторов часто указываются в надписаниях псалмов. Там, где в надписаниях автор не указан, означает, что он неизвестен. Например, неизвестно авторство знаменитых хвалитных псалмов 145–151, как и многих других (65, 66, 90–99, 101, 104–106, 110–120, 122, 124, 125, 127–129, 133–136). Обратите внимание, что в надписаниях указываются не только имена составителей псалмов, но и исторические события, по поводу которых написан тот или иной псалом, а также способ его писания или исполнения. Например, 15 пс. имеет надписание — “столпописание,” т.е. эпиграммический способ написания. Среди надписаний могут указывать на то, что псалом следует распевать под аккомпанемент определённых музыкальных инструментов или на определённый традиционный мотив. Например, надписание “псалом” указывает, что этот текст поется с аккомпанементом на таком музыкальном инструменте как Псалтирь, а если подписано, что это “песнь”, то исполняется лишь голосом. А когда написано «О маелефе» ( Пс. 52 ), то значит, во время этого псалма следовало танцевать… Бывает еще указывается, на каком именно музыкальном инструменте он исполняется. Например, пс. 8 «На Гефском орудии», т.е. на цитре, а пс. 11 «О осмей», т.е. на восьмиструнном инструменте. Вообще при псалмопении употреблялись очень разнообразные музыкальные инструменты: и струнные, и духовые, и ударные — гусли, тимпаны, псалтири, кимвалы, трубы и другие. Конечно, в нашем богослужение многое из указанного давно стало неактуальным. Как и некоторые псалмы невозможно читать без их духовно-христианской интерпретации. Это значит, что в ветхозаветный элемент следует вкладывать христианский смысл. Так, псаломские слова о пленении следует понимать в смысле пленения греховного; наименование народов, враждебных Израилю, — в смысле духовных врагов, а имя Израиля — в смысле церковного народа; призыв к избиению врагов — как призыв к борьбе со страстями; спасение из Египта и из Вавилона — как спасение во Христе и т.д. и т.п.

http://azbyka.ru/video/50-znachenie-psal...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010