76       Вообще говоря, выражение «и приеха к с(вя)тои Софьи и поклонися с(вя)тои Б(огороди)ци и седе на столе деда своего и от(ь)ца своего» можно понять как указание на посещение также и Десятинной церкви («святой Богородици»), хотя придется признать, что фраза в таком случае построена не совсем удачно. Однако сходные, но недвусмысленные обороты в других местах «Ипатьевской летописи» не оставляют сомнения в том, что ее автор имел в виду храмовую (Софийского собора) почитаемую икону Пресв. Богоматери. Ср.: «...и вси вшедше во с(вя)тую Софью и поклонишася с(вя)т(о)му Сп(а)су и с(вя)той Б(огороди)ци» (о въезде в Новгород князя Мстислава Ростиславича в 1179 г.: ПСРЛ 2. Стб. 607); «Рюрик же вшед во с(вя)тую Софью и поклонися с(вя)т(о)му Сп(а)су и с(вя)тей Б(огороди)ци и седе на столе деда своего и от(ь)ца своего» (Рюрик Ростиславич въезжает в Киев в 1194 г.: ПСРЛ 2. Стб. 681). 77 91 Молчание киевского литописца о поклонении св. Софии при вокняжениях в Киеве как Юрия Долгорукого в 1149, 1150 и 1155 гг. (ПСРЛ 2. Стб. 384, 403, 476), так и Ростислава Мстиславича в 1154 и 1160 гг. (ПСРЛ 2. Стб. 471, 504) не показательно, ибо может объясняться непризнанием обоими князьями законности поставления митрополита Климента, чье служение в кафедрале осквернило, в их глазах, собор. 78 При начале ее отчетливо заметен текстуальный шов: о выступлении Изяслава из Киева говорится дважды: «Изяслав же... поиде по Дюрги, блюда того, абы ся не снял с Володимером Галичскым», и непосредственно затем, но после разделительного троеточия: «Вячеслав же и Изяслав и Ростислав... в вторник... выступиша из города» (ПСРЛ 2. Стб. 433). Внезапно начинающиеся здесь и продолжающися далее указания на дни недели (от вторника до пятницы) при полной неясности, о какой именно неделе идет речь, также свидетельствуют о том, что при вставке в летописный контекст было опущено начало повести, где, по всей вероятности, и была обозначена исходная точная дата – скорее всего воскресная. 80       В этой связи датировка строительства Преображенского собора 1137–1142 гг. (Комеч 1993. С. 41–13; Сарабьянов, Смирнова 2007. С. 108) представляется слишком ранней; вероятно, речь должна идти все же о конце 40-х – начале 50-х годов, как считал П. А. Раппопорт. Впрочем, между постройкой храма и его росписью могло пройти значительное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Иногда именовалась Великобелгородской. 992 Стефан Кириней 353 В статьях, помещенных перед Никоновской лет. содержатся епархиальные списки. Список белгородских архиереев выглядит следующим образом: «1. Никита; 2. Лука; 3. Феодор; 4. Денисей; 5. Иван; 6. Кириней». (ПСРЛ. Т. 9. С. XXIII). Первым епископом здесь называется Никита. Определить, кто из двух тезоименитых епископов указан в списке Никоновской лет., невозможно. Отдать предпочтение кому-либо из них невозможно, поскольку список архиереев в летописи не полный. О первом епископе Никите в Никоновской лет. говорится: «Въ лто 992 Того же лта постави Леонтъ, митрополить и всея Руси ... въ Блградъ Никиту». (ПСРЛ. Т. 9. С. 65) (В год 992. В этот же год поставил Леонтий, митрополит Киевский и всея Руси, в Белград Никиту.) 354 Сведения, имеющиеся об этом епископе, довольно скудны. Он упоминается в Софийской первой лет. под 1072 г. как участник перенесения мощей Свв. Бориса и Глеба. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 198). Причем эти сведения противоречат аналогичному известию из Никоновской лет. где в качестве участника перенесения мощей указан епископ Стефан, т. е. преемник Никиты. (ПСРЛ. Т. 9. С. 99). 355 Упоминается в ПВЛ в связи с рассказом об освящении храма в Киево-Печерской обители. «В лто 1089 священа бысть церкви Печеръскаа святъуя Бца манастъуря едосыева . митрополитомъ Лукою Блогородьскъумь епископомь Исаиемь Черниговьскъу епископомь при благородьнмь князи Всеволод державному Русьскъуя земля и чадома Володимера и Ростислава воеводьство держащю тъусяща Мневи игуменьство держащю (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207–208). (В год 1089 освящена была церковь Святой Богородицы в Феодосиевом Печерском монастыре Митрополитом Иоанном, Белгородским епископом Лукой, Черниговским епископом Исаией, при благородном князе Всеволоде, правителе Русской земли и чадах его – Владимире и Ростиславе, при воеводе киевской тысячи Яне (Иоанне), при игумене Иоанне.) Упоминается, также, в Киево-Печерском патерике при повествовании об этих же событиях. См. также Сергий (Спасский) , архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. 3. M., 1997. С. 565. Память 23 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никитский А .Очерк внутренней истории Церкви в Великом Новгороде. СПб., 1879. С. 103–104). См. Протоиерей К. Никольский. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 37–38. См. также Красносельцев Н. К истории православного Богослужения. По поводу некоторых церковных служб и обрядов ныне не употребляющихся: Материалы и исследования по рукописям Соловецкой библиотеки. Казань, 1889. С. 12–19; Неселовский А . Указ. соч. С. LV–LVII. Насонов А. Псковские летописи. Вып. 1. С. 104. Подобные мысли встречаются и по отношению к Новгородскому святителю Ионе (†1470, пам. 5 нояб.): “Бысть же при его святительстве мир со всеми землями и тишина и гобзование плодом и ныне его молитвами помилуй нас” (Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. Ч. 2. Отд. 3: Книги Богослужебные. М., 1917. С. 223). ПСРЛ. Т. 3. С. 148. Строев П . Указ. соч. Стб. 35. Веселовский С. Б . Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 250. РГБ. Ф. 256. 9. Л. 1 об.–2. Присутствие москвичей в это время заметно в Новгороде. В 1529 году там была переписана Цветная Триодь “рукою многогрешнаго раба Божия Якова Москвитина” (НГМ. Триодь цветная XVI b. Л. 278). Волнянский Н. (Псевдоним). Митрополит Макарий — светоч русской культуры XVI века//ЖМП. 1947. 6. С. 27. ПСРЛ. Т. 3. С. 148; см. также примеч. 3 на с. 157. Следующий такой случай имел место в XVII веке, когда Всероссийским Патриархом стал Новгородский митрополит Никон. Об их взаимоотношениях см. Архимандрит Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий и Святейший Патриарх Никон//Макарьевские чтения. Монастыри России: Материалы VII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2000. С. 28–33. ПСРЛ. Т. 3. С. 248. ПСРЛ. Т. 34. С. 179. АИ. Т. 1. СПб., 1841. С. 329. ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 142. ГПНТБ. Собр. М. Н. Тихомирова. 15. Летописец о Ростовских архиереях. XVIII в. Л. 13 об. РГАДА. Ф. 201. Собр. К. М. Оболенского. 161. Минея четья. XVI в. Л. 617 и сл.; ААЭ.

http://pravmir.ru/vazhneyshie-vehi-zhizn...

Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия в начале XX века: профессура и сотрудники: Основные биографические сведения (по материалам архивов, публикаций и официальных изданий), М.: Мартис, 1999.128 с. Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия в революционную эпоху. [Т. 1. ч. 3.] Академия в социальном движении и служении в начале 20 века. По материалам архивов, мемуаров и публикаций. М., 1999. 255 с. Голубцов С. А., протодиак, профессура Московской Духовной Академии в сетях Гулага и ЧеКа: мученики и исповедники из корпорации дореволюционной Московской Духовной Академии в эпоху большевизма: по материалам архивов и публикаций: обзор и исследование, М., 1999. 96 с. Голубцов С. А., протодиак. Стратилаты академические: Ратоборцы за Церковь в корпорации Московской Духовной Академии первой половины XX века. Жизнь, труды и крестный путь: По материалам архивов и публикаций. Обзор и исследование, М.: Изд-во православного братства Споручницы грешных, 1999. 288 с. Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия в революционный период (1917–1927)//БВ 11–12. 2010. с. 443–509. Гумеров А., свящ. три четверти академического богословия: (Духовное наследие «прибавлений к творениям святых отцов» и «Богословского вестника»)//БВ 1993. 1. с. 21–39 (1-я пагин.). Далмат (Юдин), иеромонах, Колыванов Г. Е. История Московской духовной академии: 1685–1919 гг.//МДА 200 лет. 2014. с. 23–56. Дионисий (Шленов) , игумен. Периодические издания Московской духовной академии: дореволюционный период//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 2. 2010. С. 141–164. Дионисий (Шленов) , игумен. Возрождение журнала «Богословский вестник»//Московской Духовной Академии 325 лет: юбилейный сб. ст.: в 2 Т.//МДА 325 лет. Т. 2. 2010. с. 157–166. Дионисий (Шленов) , игумен. Издательская деятельность Московской духовной академии//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 2. 2010. с. 201–216. Дионисий (Шленов) , игумен. История библиотеки Московской духовной академии//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 2. 2010. с. 19–48. Дионисий (Шленов) , игумен. Библиотека Московской духовной академии в период реформ//МДА 325 лет. т. 2. 2010. с. 109–116. Дионисий (Шленов) , игумен, греческий кабинет//МДА 325 лет. Т. 2. 2010. С. 139–148.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Еп. Афанасий поставил в Переяславле прп. Сергия Радонежского (предварительно - во диакона и во священника) ( Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 324-325) в игумена основанного преподобным Троицкого мон-ря под Радонежем (см. ст. Троице-Сергиева лавра ). Вероятно, это случилось в 1353-1354 гг., в отсутствие на Руси свт. Алексия, уехавшего на поставление в К-поль ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 78), но не исключено, что во время 2-й поездки первосвятителя в столицу Византии, осенью 1355 г.- не позднее весны 1356 г. Вскоре после 26 нояб. 1374 г. прп. Сергий крестил в Переяславле родившегося в этом городе сына блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича будущего вел. кн. Георгия (Юрия) Димитриевича ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись. С. 397-398; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 535). Переяславль в летописных сведениях кон. XIV в. уже не относится к Ростовской епархии (в сообщениях 1394 и 1396 гг. говорится о принадлежности Ростовским архиереям Ростова, Ярославля, Белоозера, Углеча Поля, Устюга и Мологи - Там же. С. 445; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381). Очевидно, уже сразу после кончины еп. Афанасия, в 1362 г., Переяславский у. входит в состав Митрополичьей области . Переяславским архимандритом, т. е. главой всего черного духовенства и монашества Переяславля, был Пимен , буд. митрополит всея Руси (1380-1389) (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 129); скорее всего он был настоятелем переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря ( Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв.//Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 281). Впервые переяславский архимандрит (Филимон) упоминается в договоре сыновей вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты 40-х гг. XIV в. (ДДГ. 2. С. 13). В марте 1374 г. св. митр. Алексий посетил Переяславль вместе с патриаршим посланником свт. Киприаном , также буд. митрополитом всея Руси (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 105). При Алексии (С. Б. Веселовский не исключал, что уже при св. митр. Феогносте ) митрополия всея Руси получила в Переяславском у. ряд владений: Романовскую волость, ряд сел и мон-рей, в частности Борисоглебский на Песках (см.: Веселовский С. Б. Феод. землевладение в Сев.-Вост. Руси. М.; Л., 1947. Т. 1. С. 361-365). О пребывании Переяславля в составе епархии, управляемой митрополитом, свидетельствует грамота митр. Киевского свт. Фотия 1420 г. Горицкому мон-рю (АСЭИ. Т. 3. 94. С. 130), а также последующие грамоты XV - нач. XVI в., связанные с землевладением митрополичьего дома в Переяславском у. (см.: АФЗХ. Т. 1. 115-144. С. 109-129).

http://pravenc.ru/text/2580008.html

7 Лебедев А. П. Указ. соч. С. 291. Об этом печальном событии см. Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной Церкви в IX, Х и XI веках. Изд. 2. М., 1902. С. 350–381; Скабаланович М. Разделение Церквей при Патриархе Михаиле Керулларии//Христианское чтение. СПб., 1884. Ноябрь – Декабрь. С. 626–656; Христианское чтение. СПб., 1885. Ч. 1. С. 95–145. 8 Чичуров И. С. Антилатинский трактат Киевского Митрополита Ефрема (ок. 1054/55–1061/62 гг.) в составе греческого канонического сборника Vat. Gr. 828//Вестник Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Богословие, философия. М., 2007. 3(19). С. 122. 9 Чичуров И. С. Указ. соч. С. 120. Автор допускает прибытие Митрополита Ефрема в Киев “(самое позднее) летом — осенью 1055 г.” (Там же. С. 121). 10 Чичуров И. С. Схизма 1054 г. и антилатинская полемика в Киеве (середина XI – начала XII в.)//Russia mediaevalis. München. T. 9, 1. С. 49; Чичуров И. С. Избранные труды. К 60-летию Игоря Сергеевича Чичурова. М., 2007. С. 234. 14 Византийские тексты, посвящённые данной тематике, см. Чельцов М. Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в XI–XII веках. Опыт исторического исследования. СПб., 1879. С. 325–405. 16 Турилов А. А.; Флоря Б. Н. Христианская литература у славян в середине Х–середине XI в. и межславянские культурные связи//Христианство в странах восточной, юго-восточной и центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002. С. 439. 17 Иконников В. С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869. С. 276. 18 ПСРЛ. Т. 43. М., 2004. С. 54–55; ПСРЛ. Т. 3. СПб., 1841. С. 122; ПСРЛ. Т. 15. СПб., 1863. Стб. 152; ПСРЛ. Т. 9. М., 2000. С. 91. Некоторые соображения о причинах осуждения иерарха см. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. Кн. 1. М., 1901. С. 300. 19 Поппэ А. Русско-византийские церковно-политические отношения в середине XI в.//История СССР. 1970. 3. С. 121–122. 20 Святые Новгородской земли, или история Святой северной Руси в ликах X–XVIII вв.Т. 1: X–XV вв. Великий Новгород, 2006. С. 41. См. также: Архиепископ Филарет (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб., 2008. С. 80.

http://pravmir.ru/kievskiy-mitropolit-ef...

преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых). Ал. был брянским боярином, Ан. был боярином любутским (г. Любутск на Оке). 18 авг. 1380 г. св. блгв. кн. московский Димитрий испросил у прп. Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов - братьев Пересвета и Ослябю, принявших постриг в обители с именами Ал. и Ан. (слово «братья» могло иметь разные значения: родные братья, побратимы, братья по иночеству; какое значение имелось в виду - определенно сказать нельзя). Ал. и Ан. были опытными ратниками, однако их призвание в ряды войска имело не столько военное, сколько духовное значение. Прп. Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя». Передав воинов-схимников в распоряжение князя, прп. Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство». Перед началом Куликовской битвы (в день праздника Рождества Богородицы) Ал. принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. «Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения прп. Сергия и воодушевил рус. войска. Древнейший рассказ о битве - «О побоище, иже на Дону» (в Рогожском летописце - ПСРЛ. М., 1965. Т. 15. Стб. 139-141, Симеоновской летописи - ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С. 129-131), а также летописная Повесть о Куликовской битве (в Новгородской IV (ПСРЛ. Пг., 1915. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. С. 311-320; Л., 1925. Вып. 2. С. 321-325) и Софийской I (ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 90-98) летописях) сообщает о гибели на Куликовом поле только Ал. Наиболее полный рассказ об Ал. и Ан., начиная с посещения св. кн. Димитрием Донским Троице-Сергиева мон-ря, изложен в «Сказании о Мамаевом побоище» (основной редакции), однако и здесь не упоминается смерть Ан. в бою. О смерти обоих иноков в битве говорится в «Задонщине», изображающей иноков-воинов как былинных богатырей, и в «Повести о Мамаевом побоище». «Задонщина», кроме того, сообщает о гибели в битве сына Осляби Иакова.

http://pravenc.ru/text/64384.html

Задорнов А., прот. Философская школа Московской духовной академии//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 2. с. 73–87. Зосима (Давыдов), еп. Якутский и Ленский. Московская духовная академия на рубеже XIX–XX вв.//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 1. 2010. С. 211–256. Иванов В., прот. Становление богословской мысли в Московской Духовной Академии (1814–1870 гг.)//БТ. Юбилейный сборник 1986. С. 113–147. Иванов М. С. Академическое богословие (исторический обзор) (к 300-летию Московской Духовной Академии)//ЖМП 1986. с. 59–70. Иванов М. С. Богословская школа Московской духовной академии//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 2. 2010. с. 49–72. Каптерев П. Ф. История Общества, составившегося под названием «Ученых бесед» в Московской Духовной Академии 1816 года марта дня//У Троицы в Академии, М., 1914. с. 1–9. Кедров С. Студенты-платоники в Академии//у троицы в Академии, М., 1914. с. 202–232 Киселев А., диакон. История Московской Духовной Академии (1870–1900). ч. 1. ч. 2. Летопись научной жизни Академии, ч. 3. Приложение: Дисс. ... канд. богосл. Загорск, 1974. 114, 295, 293 с. Климов Г., свящ. Библеистика в Московской духовной академии (1814–1860 годы)//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 2. 2010. с. 88–95. Климов Г., свящ. Вклад Московской духовной академии в дело перевода Библии на русский язык в XIX веке//МДА 325 лет. Т. 1. Кн. 2. 2010. С. 114–119. К[лючевский В. О.] Рец. на кн. Смирнова «История Московской Духовной Академии до ее преобразования (1814–1870). М., 1879»//ПО 1879. т. 1. 4. с. 802–825 («Отзывы и ответы», М., 1918. с. 296–320). Козлов М., прот. Святитель Филарет Московский и Московская духовная академия//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 1. 2010. с. 117–128. Колыванов Г. Е. «Академия у троицы»: к 190-летию пребывания Московской Духовной академии в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры//БВ 5–6. 2005–2006. с. 435–454. Речь на годичном акте Московской Духовной Академии, 14 октября 2004 г. Колыванов Г. Е. Кафедра Естественнонаучной апологетики Московской духовной академии (1870–1903) в лице д. ф. Голубинского //БВ 11–12. 2010. С. 256–290.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Последний раз упоминается в Никоновской лет. в 1393 г. (ПСРЛ. Т. 11. С. 126) 3888 Был хиротонисан митрополитом Киприаном в 1393 г. (Дополнительные о Рязанской епархии сведения архимандрита Иеронима. Рязань, 1891. С. 7). Упоминается в 1396 г. при поставлении Ростовского епископа Григория (Воскресенская лет. ПСРЛ. Т. 8. С. 69). Вторая дата (дата кончины) указана в Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 11. С. 201). По архимандриту Иерониму, скончался в 1407 г. (Дополнительные о Рязанской епархии сведения архимандрита Иеронима. Рязань, 1891. С. 7). 3889 Упоминается в дарственной грамоте Великого князя Михаила Ярославича Рязанского на уезд к селу Столпцам (Дополнительные о Рязанской епархии сведения архимандрита Иеронима. Рязань, 1891. С. 7). 3890 Из архимандритов Московского Симонова монастыря. ААО. Τ. 1. С. 131 считает датой его поставления 1423 г. Сергий Азаков – один из спутников митрополита Пимена, при поездке его из Москвы в Царьград весною 1389 г. и (по новейшим исследованиям) правщик (редактор) «Хождения» митрополита Пимена, описанного диаконом Игнатием Смоленским в форме дневника (Черменский П. И. «Хождение» митрополита Пимена//Известия AH СССР. Серия «География». 1970. 5). 3891 Будущий митрополит, первый предстоятель автокефальной Русской Церкви. Временно управлял митрополией Всероссийской после кончины Свт. Фотия (02.07.1431) до назначения нового митрополита Исидора (02.04.1437). Второе временное управление имело место после изгнания униата Исидора, с 1441 по 1448 г., когда собором русских архиереев Свт. Иона был избран митрополитом (см. Митрополия России). 3892 Вторая дата – дата кончины по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 12. C. 114). Дата уточняется до месяца по: Дополнительные о Рязанской епархии сведения архимандрита Иеронима. Рязань, 1891. С. 7. 3894 Имя помещено в списке условно. У Н.Д. Девятисотлетие... С. 35 – под вопросом. Возможно, временно управляющий и не в сане епископа. 3895 Первая дата – по: Дополнительные о Рязанской епархии сведения архимандрита Иеронима. Рязань, 1891. С. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там же. С. 122–123; Соловьев С . М . История России. Кн. 1. Санкт-Петербург, 1862. С. 1535. Тихомиров М . Н . Древняя Москва. Москва, 1947. С. 142. Хачикян Л . С . Армяне в древней Москве и на путях, ведущих в Москву. Ереван, 2014. С. 95–105. См.: Слово о Куликовской битве Софония Рязанца//Воинские повести Древней Руси/под ред. В. П. Адриановой-Перетц. Москва; Ленинград, 1949. С. 37; Сыроечковский В . Е . Гости-сурожане. Москва; Ленинград, 1935. С. 46; Хачикян Л . С . «Гости-сурожане» в русских летописях и Сказании о Мамаевом побоище (к вопросу об их национальной принадлежности)//Русская и армянская средневековые литературы. Ленинград, 1982. С. 333–357; Хачикян Л .  С . Армяне в древней Москве и на путях, ведущих в Москву. С. 104–105. Лаврентьевская и Троицкая летописи//ПСРЛ. 1846. Т. 1. С. 233; ПСРЛ. 1948. Т. 1. С. 81; Софийские летописи//ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 90 (Прибавления); Софийская первая летопись старшего извода//ПСРЛ. 2000. Т. 6. Вып. 1. С. 467; Софийская первая летопись по списку И. Н. Царского//ПСРЛ. 1994. Т. 39. С. 122. См.: Софийская первая летопись старшего извода//ПСРЛ. 2000. Т. 6. Вып. 1. С. 455 (Л. 388); Софийская первая летопись по списку И. Н. Царского//ПСРЛ. 1994. Т. 39. С. 118; Новгородская четвертая летопись//ПСРЛ. 1915. Т. 4. С. 311; Софийские летописи//ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 90 (Прибавления); и др. Айвазян К . В . История отношений русской и армянской церквей в Средние века/ред. С. С. Аревшатян. Ереван, 1989. С. 98. Памятники древней письменности и искусства. Повесть о Царьграде Нестора-Искандера XV века (по рукописи Троице-Сергиевской Лавры нач. XVI века, 773)/сообщил архимандрит Леонид. Санкт-Петербург, 1886. С. 12–14; См. также: Патриаршая или Никоновская летопись//ПСРЛ. 1901. Т. 12. С. 84–86; Русские повести XV–XVI вв. Москва; Ленинград, 1958. С. 225–226. См., например: Лаврентьевская и Троицкая летописи//ПСРЛ. 1846. Т. 1. С. 233, 240 (Прилож.); ПСРЛ. 1948. Т. 1. С. 81; Ипатьевская летопись//ПСРЛ. 1908. Т. 2. С. 3; Новгородская четвертая летопись//ПСРЛ. 1915. Т. 4. С. 311; Софийские летописи//ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 90 (Прибавл.); Софийская первая летопись старшего извода//ПСРЛ. 2000. Т. 6. Вып. 1. С. 467; Воскресенская летопись//ПСРЛ. 1859. Т. 8. С. 14; Патриаршая или Никоновская летопись//ПСРЛ. 1862. Т. 9. С. 145–148; Патриаршая или Никоновская летопись//ПСРЛ. 1901. Т. 12. С. 84–86; Дополнения к Никоновской летописи//ПСРЛ. 1906. Т. 13. С. 386; Симеоновская летопись//ПСРЛ. 1913. Т. 18. С. 104, 140; История о Казанском царстве (Казанский летописец)//ПСРЛ. 1903. Т. 19. С. 130; Львовская летопись//ПСРЛ. 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 33; Русский хронограф. Ч. II. Хронограф западнорусской редакции//ПСРЛ. 1914. Т. 22. С. 86–87; Московский летописный свод конца XV века//ПСРЛ. 1949. Т. 25. С. 183; Софийская первая летопись по списку И. Н. Царского//ПСРЛ. 1994. Т. 39. С. 122.

http://bogoslov.ru/article/6192778

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010