456 ПСРЛ. Т. 18. С. 110. Очевидно, и в Троицкой летописи (см.: Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 391). 458 Там же. Т. 18. С. 110–111. Очевидно, и в Троицкой летописи (см.: Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 391–392). 459 Духовные и договорные грамоты... 6. Примерно в это же время (1371–1372) великий князь заключил военный союз с Новгородом, который был направлен против тверского князя Михаила Александровича (см.: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. 16). 469 ПСРЛ. Т. 18. С. 121–125. Очевидно, в Троицкой летописи (см.: Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 407–413). 470 П. П. Соколов предполагает, что князь познакомился с Ми-тяем в 1366 г. на своей свадьбе, которая проходила в Коломне (см.: Соколов П. П. Русский архиерей из Византии... С. 430). 477 Житие преподобного... Сергия... С. 130–132. Источниковедческий анализ этого фрагмента литературного памятника см.: Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 37–66. 478 О происхождении и деятельности Киприана до его появления на Руси см.: Леонид (архимандрит). Киприан до восшествия на Московскую митрополию//Чтение в Императорском обществе истории и древностей российских. М., " 1867. С. 11–32. 486 ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. С. 105. Начало этой фразы читается в Тверском сборнике (см.: ПСРЛ. Т. 15. С. 434). Следовательно, сочинение, очевидно, имеет тверское происхождение. Симптоматично, что ни в Троицкой летописи, ни в симпатизирующем Киприану определении патриарха Антония нет упоминания о приезде будущего митрополита на Русь. Отсюда становится ясно, что Киприан в силу каких-то причин пытался этот факт скрыть. 497 Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 5. Примеч. 51. Перед смертью митрополит завещал князю Дмитрию заботиться об основанном Чудовом монастыре (см.: Акты социально-экономической истории... Т. 3. 28). 499 ПСРЛ. Т. 18. С. 123. Очевидно, и в Троицкой летописи (см.: Приселков М. Д Троицкая летопись. С. 409. 501 ПСРЛ. Т. 18. С. 123. Очевидно, и в Троицкой летописи (см.: Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 409).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

522 –523, 1164 г.). 13 ПСРЛ, т. XXV, стр. 108; ср. сообщение 1206 г., когда Константина провожали на Новгородский стол его отец Всеволод, братья-князья, бояре, купцы и послы тех князей, которые не могли, видимо, прибыть лично (ПСРЛ, т. I, вып. 2, стб. 422). 14 Неудачей кончилась в свое время и попытка Юрия Долгорукого, который (может быть, тоже на соборе) понудил города Ростов, Суздаль и Переяславль присягнуть своим младшим сыновьям Михаилу и Всеволоду, в обход Андрея. Города, «преступивше» присягу, посадили Андрея, «а меньшая выгнаша» (ПСРЛ, т. II, стб. 595). 15 В Черниговской земле, кажется, также был созван собор в 1180 г., когда князь Святослав решал вопрос о войне с Киевом и Смоленском. Он тогда «съзва все сыны своя и маложьшюю братью и совокупи всю Черниговьскую сторону и дружину свою и поча думати». Но, может быть, это обычный совет (ПСРЛ, т. II, стб. 615). 19 См. его статью о генезисе феодализма в России, помещенную в приложении к книге: Б. Д. Греков. Киевская Русь. М., 1953, стр. 517 – 534. 23 ПВЛ, ч. 1, стр. 74, 75. О совете Игоря с дружиной – там же, стр. 34; Святослав, решая идти на Болгарию, известил об этом Ольгу и бояр своих (там же, стр. 48); «старци и боляре» предлагали Bлaдuмupy I метать жребий о жертве богам (там же, стр. 58); ср. «боляре рекоша» (там же, стр. 75). 25 Там же, стр. 87. Иларион писал о Владимире: «Ты же с новыми отци нашими епископы снимаяся часто с многим смерением съвещаваашеся, како в человецех сих новопознавшиих закон уставити» («Памятники древнерусской церковно-учительной литературы», вып. 1. Изд. А. И. Пономарев. СПб.,1894, стр. 73). 34 ПСРЛ, т. XXV, стр. 109 (1212 г.). Иначе думал о (совете во Владимиро-Суздальской земле С. В. Юшков (Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949, стр. 400). 39 Там же, стб. 469 (1154 г.); ср. т. XXV, стр. 38 (1146 г.), 39 (Святослав «сгодав з братиею и с половци и с мужи своими»). 41 В Пронске – ПСРЛ, т. XXV, стр. 93 (1186 г.), в Киеве – ЛПС, стр. 74 (1159 г.), в Рязани – ПРП, вып.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основана в 1922 г. Упразднена в 1936 г. Викарные кафедры: Крестецкая, Боровичская, Демянская, Старорусская, Валдайская. 08(21)08.1922 08(21)03.1924 08(21)03.1924 10(23)10.1925 (?) 28.01(10.02)1925 10.1925 12(25)06.1926 21.07(03.08)1926 10.1925 06(19)04.1926 06(19)04.1926 13(26)06.1926 13(26)06.1926 02(15)03.1927 02(15)03.1927 Александр III Соколов 08.1927 1931 (?) 10.1931 17(30)03.1932 17(30)03.1932 09(22)04.1932 09(22)04.1932 02(15)06.1932 12(25)11.1932 15(28)12.1932 12.1933 21.06(04.07)1936 Новоархангельская (см. Американская) 2968 Первый новгородский епископ Иоаким Корсунянин был поставлен в 991/992 г. после учреждения на Руси епископских кафедр (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 9. С. 64–65). Преставился в 1030 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 79). Местночтимый святой в Новгородской епархии (Словарь исторический... С. 112–113). Память – в Третью неделю по Пятидесятнице (в Соборе Новгородских святых). Список новгородских архиереев можно найти в нескольких летописях. Так, в предварительных статьях Никоновской лет. помещен следующий список: Иоаким, Лука, Стефан, Феодор, Герман, Никита, Иоанн, Никифор, Аркадий, Иоанн, Григорий, Мартирий, Митрофан, Антоний, Спиридон, Далмат, Климент, Феоктист, Давид, Василий, Моисей, Алексий, Иоанн, Симеон, Евфимий, Евфимий, Иона, Феофил, Сергий, Геннадий, Серапион, Макарий, Феодосий, Серапион, Пимен. (ПСРЛ. Т. 9. С. XXII). Обращает внимание отсутствие в списке Илии, первого архиепископа, что свидетельствует о явной неполноте списка. Иной список содержит Воскресенская лет. Здесь епископы разделены на две группы – епископы и архиепископы. Епископы: Иоаким Корсунянин, Ефрем, Лука Жидята, Стефан, Феодор, Герман, Аникита (Никита), Иоанн Попианин, Анифонт (Нифонт), Аркадий. Архиепископы: Илия, Гавриил, Мантурий (Мартирий), Антоний, Митрофан, Арсений, Спиридон, Долмат, Климент, Феоктист, Давид (ПСРЛ. Т. 7. С. 239). Этот список отличается большей полнотой. Содержится список новгородских архиереев и в приложениях к Новгородской Первой лет. Выглядит он следующим образом: епископы – Иоаким Корсунянин, Ефрем, Лука Жидята, Стефан, Феодор, Герман, Никита, Иоанн Попин, Нифонт, Аркадий; архиепископы – Илия, Гавриил, Мартирий, Митрофан, Антоний, Митрофан, Арсений, Антоний, Арсений, Антоний, Спиридон, Далмат, Климент, Феоктист, Давид, Моисей, Василий, Моисей, Алексий, Иоанн, Симеон (ПСРЛ. Т. 3. С. 473–475). 2969 О Ефреме, ученике Иоакима Корсунянина, Никоновская лет. говорит следующее: «Въ лто 1030. Того же лта преставися Новогородской епископъ Акимъ, и бяше ученикъ его Ефрмъ, иже ны учаше». (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 79; Т. 6. Стб. 176). «Ефрем управлял паствою и поучал народ пять лет, но по какому-то недоброжелательству к нему Киевского митрополита не был посвящен в сан епископа ...» ( Тихомиров П. И., прот. Кафедра Новгородских святителей. Новгород, 1891. С. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т. 2 Стб. 200). (В год 1090 привела Анна митрополита Иоанна Скопца, которого не видя, люди все говорили, что мертвец пришел. Пробыв от года до года, он умер. Был же этот муж мало грамотен, прост умом и не умел говорить.) Что касается даты «приведения» митрополита, то в источниках она разная. Если летопись по Ипатьевскому списку указывает дату прихода на кафедру и дату смерти – 1090 г. (Там же), то Лаврентьевская лет. указывает в качестве таковой 1089 г. (Лаврентьевская лет.; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207–208). В Новгородской первой лет. старш. изв. указан год прихода на кафедру – 1090, год кончины – 1091 (Новгородская Первая лет. старш. изв.; ПСРЛ. Т. 3. С. 18), с этим согласуется и Софийская Первая лет. старш. изв. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 206). Воскресенская и Никоновская лет. относят оба события к 1090 г. (ПСРЛ. Т. 7. С. 4; Т. 9. С. 116). В поздних списках могла найти отражение традиция более ранних летописей, а большинство поздних летописей согласуется с Ипатьевской лет. – 1090 г. Но в источнике сказано, что этот архиерей «пробыл (на кафедре. – Сост.) от года до года», т. е. правил около года, следовательно, возможно права новгородская традиция, относящая кончину митрополита к 1091 г. 1026 Епископ Переяславский, фактический викарий митрополита. Упоминается в Лаврентьевской летописи под 1089 г., а в Ипатьевской – под 1090 г. «В лто 1089. В се же лто свщена бъусть церкъу свтаго Михаила Переславьска Сфрмомъ митрополитомь то церкъу юже б создалъ велику сущю в бо преже в Перелавли митрополь» (Лаврентьевская лет.; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 208–209). (В год 1089. В этот же год освящена была церковь Святого Михаила В Переяславле митрополитом Ефремом этой церкви, которую создал очень большой, так как прежде в Переяславле была митрополия.) «В лто 1090 свщена бысть церкви свтаго Михаила. Переславлески Ефрмомъ тога цркви митрополитомъ иже ю есть создалъ велику сущю» (Ипатьевская лет.; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 200). (В год 1090 освящена была церковь святого Михаила в Переяславле Ефремом, митрополитом той церкви, которую он создал очень большой.) После смерти Киевского митрополита как старший (по хиротонии или по положению?) епископ Русской церкви взял управление церковью на себя, до поставления и прихода нового митрополита из Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 90-91. Хождение на Флорентийский собор//БЛДР. Т. 6. СПб., 1999. С. 464-487. Из Венеции русская делегация направилась домой через север Хорватии (города Пореч и Пула), Венгрию и Польшу. В то время - столица Польского королевства. Великий князь Литовский с 1440 г. по 1492 г., с 1447 г. также король Польши. Окончательно утративший к этому времени великое княжение Литовское Свидригайло в 1442-1452 гг. княжил в Луцке на Волыни, который с 1443 г. стал центром удельного княжества в составе Литовского государства. Хождение на Флорентийский собор//БЛДР. Т. 6. СПб., 1999. С. 464-487. Митрополит в то время находился в венгерской столице Буде. ПСРЛ. Т. 25. М.; Л., 1949. С. 258; Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: сборник. М., 2007. [Приложения]. С. 453-454. В храме г. Сонча и кафедральном соборе в Краковском Вавельском замке ( Dlugosz J . Opera omnia. Cracoviae, 1877. Т. 13. P. 624). НПЛ. М.; Л., 1950. С. 421. Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: сборник. М., 2007. С. 389. Галицкая кафедра в это время оставалась вакантной, так как считалась объединенной с Киевской митрополичьей. Акишин С.Ю., Флоря Б.Н., Э.П.И. Исидор//ПЭ. Т. 27. М., 2011. С. 177-182. Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: сборник. М., 2007. С. 391. Для православных москвичей данное обстоятельство, вероятно, представлялось особенно возмутительным, так как митрополит-кардинал прибыл в столицу Руси «в неделю 3 поста», т.е. Крестопоклонное воскресенье. ПСРЛ. Т. 25. М.; Л., 1949. С. 258, 260-261. Там же. С. 258-259. Там же. С. 259. РФА. М., 2008. 24. С. 137-140. ПСРЛ. Т. 25. М.; Л., 1949. С. 259. Там же. С. 261. ПСРЛ. Т. 23. СПб., 1910. С. 150. РИБ. Т. 6. ПДРКП. Ч. 1. СПб., 1908. 62. Стб. 525-536. Там же. ПСРЛ. Т. 23. СПб., 1910. С. 150. ПСРЛ. Т. 12. М., 2000. С. 41. Позднее происхождение этой версии московских событий 1441 г. отмечал А.А. Зимин ( А.А. Зимин. Витязь на распутье.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/22/mosk...

В списках архиереев по епархиям, помещенных перед Никоновской летописью, с епископа Стефана начинается список епископов Владимиро-Волынских: «Стефан; Ahфuлoiй; Симеонъ; Феодоръ; Гоголь; Герасимъ». (ПСРЛ. Т. 9. С. XXIII). 749 Упоминается в Лаврентьевской летописи дважды: впервые под 1105 г.: «В лто 1105 Постави митрополитъ епископа Анилофиа Володимерю месяц августа въ 27 день» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 280–281). (В год 1105 поставил митрополит епископом во Владимир Амфилохия 27 августа.); а второй под 1122: «В лто 1122 и Амфилофии преставис епископъ Володимерьскъуи». (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 292). (В год 1122 преставился Амфилохий епископ Владимирский.) Это точные сведения о времени пребывания епископа Амфилохия на кафедре. Память – 10.10. 751 Сообщение о поставлении содержится в Лаврентьевской лет. под 1137 г.: «В лто 1137 Поставиша епископа Мануила скопца Смолиньску потомъ другого скопца Володимерю епископа едора (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 304). Точная дата поставления еп. Мануила Смоленского – 1135 г. (см. соотв. сноску в статье Смоленская). Это позволяет и датой поставления Феодора признать тот же 1135 г. Сведения, позволяющие полностью принять эту версию, отсутствуют. Упоминается в Ипатьевской лет. под 1147 г. среди епископов, членов собора, избравшего митрополитом Климента Смолятича (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 341–342). 752 Под 1223 г. в Ипатьевской лет. представлен список последующих архиереев Владимиро-Волынской кафедры: «Въ лто 1223 Володимерьскъуи пискоуп б бо Асафъ блжнъуи преподобнъуи стль Стое Горъу и потомъ б Васили Стое Горъу и потомъ б Микифоръ рекшийся Станило бывший слоуга Василковъ и потомъ Коузма кроткъуи преподобнъуи смиренъуи пискоупъ Володимерьскъуи» (В год 1223. Владимирский епископ был блаженный преподобный Иоасаф, святитель Святой Горы, потом – Василий из Святой Горы, потом был Никифор, называвшийся Станило, бывший слуга Васильков, потом – кроткий преподобный Косма смиренный епископ Владимирский.) (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 739–740). То есть последовательность соответствует настоящему списку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1, 267; Гебауэр, HMI, 384; Шимек, LF 67, 377 и сл. Ср. лат. elegans, франц. élégant, первонач. ”избранный“ (см. Гамильшег, EW 346)» (Фасмер, 2, с. 124). Пользуясь картотекой древнерусского словаря XIII – XVII bb. (Институт русского языка АН СССР), легко убедиться в широкой многозначности слова изящный и в многообразии способов и форм его сочетаемости с самыми разными словами в донациональную эпоху истории русского литературного языка. Вот наиболее показательные иллюстрации из древнерусских памятников разных веков, с XIV вплоть до XVIII b. В Никоновской или Патриаршей летописи: «...воевода нарочить и полководець изященъ и удалъ зло» (ПСРЛ, 11, с. 56); «чудотворечь изящен, предивен и милостив» (Чудо Николы, рукопись XIV b.); «изящен воин» (Пролог XIV b.); «жить " а изящна и веры» (Лаврентьевская летопись 1377 г.); «дело драго и изящно» (Послание папы Льва XIV b.). Из древнерусских источников XV b.: «...к своему угоднику и другу изящну» (Софийский временник); «и нуждъно же есть пастырю, по временю сему последнему, о каждаго мысли и естестве изящну быти, да всяческа в единообращение к богу наставити» (Послание митрополита Фотия, 1419–1430); «мужа тиха, кротка, смрена, хитра, премудра, разумна, промышлена же и расъсудна, изящена в божественных писаниях, учителна и книгам сказателя» (Рогожский летописец, ПСРЛ, 15, с. 105); «изящное борение еже без помысл имети сердце в молитве» (Устав Нила Сорского , список XV – XVI bb.), в «Московском летописном своде» конца XV b.: «...избравъ его мужа тиха, кротка же и смирена, мудра и разумна и изячна въ божественом писании, и сказателя книгамь просто же рещи, во всякой добродтели преспюще и всстепени прошедша» (ПСРЛ, 25, с. 189). Из письменности XVI b.: «Житиа изящна» (Типографская летопись, XVI b., ПСРЛ, 24); «изящных (вар. изячных) молотцов и искусных ратному делу» (Львовская летопись, (ПСРЛ, 20); « церковь соборную повеле подписати изящным иконописьцем» (Книга Степенная царского родословия, ПСРЛ, 21); «в телесных и естественных изящен бе зело» (Послание Иосифа Волоцкого ); «сотвори же Владимир отрока того честным вельможею токо же и отца его изящным величеством почьте и весь род его» (Книга Степенная, 117); «сей Митяи...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

766 Ср. заголовок в Вологодско-Пермской летописи: «В лето 6732. Кальское побоище» (ПСРЛ. Т. 26. С. 66). Но близкое чтение и в Архивском списке Московского свода 1479 г. (с поправкой по Новгородской IV): «О Калском побоищи и о избиении руских князей. В лето 6732» (РГАДА, ф.181, 20, л. 230). 769 «Василей Порфирогенит, еже Болгары убив, лет 50, православен. Костян-тин, брат его, лета два, православен» (ПСРЛ. Т. 27. М.; Л., 1962. С. 170, 307). 771 Сравните плач Ингваря во второй части Повести: «слезы от очию изпущаю-щи, яко струю силну» (Бх), «слезы от очию, яко струю, испущая» (Б2), «слезы же его от очию, яко поток, течаше» (А). 782 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. С. 74, 286; ПСРЛ. Т. 5, вып. 1. С. 211; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1, вып. 1. С. 215. 786 ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. С. 102; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1, вып. 2. С. 334. Аналогично читается в Симеоновской летописи. 794 А д р и а н о в а-П е р е т ц В. П. Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго ТОДРЛ. М.; Л., 1947. Т. 5. С. 78–94. 795 Лихачев Д. С. Литературная судьба «Повести о разорении Рязани Батыем» в первой четверти XV в. Исследования и материалы по древнерусской литературе. М., 1961. С. 9–22. 800 Лихачев Д. С. Литературная судьба «Повести о разорении Рязани Батыем» в первой четверти XV в. С. 20–22. 808 О Московском своде 1479 г. см.: Клосс Б. М., Лурье Я. С. Русские летописи XI-XV вв.: (Материалы для описания) Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. С. 102–111. 810 Родословный перечень никольских попов помещен в конце Повести в редакциях А и Бх, и только в Б2 поставлен после первой части. Но учитывая стемму происхождения редакций, можем прийти к выводу, что в оригинале Повести родословный перечень завершал ее изложение. 811 Так читается во всех редакциях, см.: Лихачев Д. С. Повести о Николе Заразском. С. 292, 313, 333. 812 При этом нельзя быть уверенным, что икона была перенесена именно из Корсуня: явно легендарные подробности расположения церкви Николы рядом с полатой, где «веселяшеся» греческие императоры Василий и Константин, никогда в Корсуни не бывавшие, и фантастическое описание путешествия Евстафия на корабле вокруг всей Европы, не содержащее ни одной живой детали, наводят на мысль, что весь рассказ сочинен в XVI столетии. О пробуждении с конца XV в. интереса к корсунским святыням в русских землях, в первую очередь в Новгороде, пишет А. Поппэ: P o p p e A. On the so-called Chersonia antiquities Medieval Russian Culture. Los Angeles: University of California Press, 1984. P. 71–104; Поппэ А. К начальной истории культа св. Николы За-разского. С. 296–297.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

250 Опись 1626 г. Ч. 1. С. 58, 59, 60; Шумилов 1971. С. 89. 169, 171; С. 90. 172, 173; С. 92. 180; С. 94. 185, 186; Духовные и договорные грамоты. С. 473. 265 ПСРЛ. Т. 43. С. 227. Об авторе см.: Макарий, архим. Старец Мисаил (Сукин)//Макарий, архимандрит 2006. С. 407–412. 266 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 76; Ч. 2 С. 418. См. также: ПСРЛ. Т. 8. С. 285–286; ПСРЛ. Т. 29. С. 20; ПСРЛ. Т. 34. С. 23. 267 ПСРЛ. Т. 43. С. 232. Прориси миниатюр из Лицевого летописного свода, на которых изображено погребение Великого князя Василия III, см.: Панова Т.Д. Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI–XVI вв. М., 2004. С. 38, 42. 276 Верюжский И., свящ. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 423. 279 Антонов A.B. Вотчинный архив Саввина Сторожевского монастыря к. XIV – нач. XVII вв.//Русский дипломатарий. М., 2003. Вып. 9. С. 430. 305 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1981. С. 28; РИБ. Т. 31. С. 58; Послания Ивана Грозного. СПБ., 2005. С. 33. 318 Зимин A.A. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (к. XV–XVI вв.). М., 1977. С. 316. 320 Хрестоматия по древнерусской литературе/Составитель Н.К. Гудзий. М., 1973. С. 265–267; Пламенное слово. Проза и поэзия Древней Руси. М., 1978. С. 225–227; О, Русская земля! М., 1982. С. 318–319; ПЛДР: К. XV – 1-я пол. XVI в. М., 1984. С. 520–533; Сатира XI–XVII вв. М., 1987. С. 268–270; Красноречие Древней Руси (XI–XVII вв.). М., 1987. С. 269–279; Сказания православные. Древнерусская духовная литература. Т. 3: XVI–XVII вв. М., 2004. С. 58–569; БЛДР. Т. 9: К. XV – 1-я пол. XVI в. С. 360–371. 322 Клосс Б.М. Митрополит Даниил и Никоновская летопись//ТОДРЛ. Т. 28: Исследования по истории русской литературы XI–XVII вв. Л., 1974. С. 201. 334 Калайдович К., Строев П. Описание славяно-российских рукописей, хранящихся в Москве в библиотеке графа Ф.А. Толстого. М., 1825. С. 310. 149. 338 РГБ, Волоколамское собр. 490; Гаврюшин Н.К. Митрополит Даниил – редактор «Диалектики»//ТОДРЛ. Л., 1988. Т. 41. С. 357–363.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

1055 М. К. Каргер. Раскопки и реставрационные работы в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде. – СА, VIII, 1946, стр. 175. 1059 М. К. Каргер. Древний Киев, т. II. М. – Л., 1962, стр. 233; «Памятники древнерусской церковно-учительной литературы», вьп. 2, ч. 1. Изд. А. И. Пономарев. СПб., 1896, стр. 58 – 59. 1062 Проложное сказание сообщает о строительстве церкви Георгия на средства князя Ярослава («Памятники древнерусской церковно-учительной литературы», вып. 2, ч. 1, стр. 58 – 59). 1064 М. Д. Приселков. Указ. соч., стр. 191. Несторово житие Феодосия: «И тъгда преселися (Феодосий) от печеры с братиею на место то в лето 6570» («Киево-Печерський патерик», стор. 39). 1068 «Токмо остался двор манастырьскыи Печерьского манастыря и церкы, яже тамо есть святаго Дмитрея, юже бе дал Ефрем и с селы» (ПСРЛ, т. I, стб. 238; ПВЛ, ч. 1, стр. 169). 1072 Л. В. Черепнин. Из истории формирования класса феодально зависимого крестьянства. – ИЗ, 56, 1956, стр. 254. 1073 «Святое Богородицы володимерское золото и сребро взяста первый день, ключе полатнии церкавныя отъяста и городы ея и дани, что же бяшеть дал церкви той блаженный князь Андрей» (ПСРЛ, т. 1, стб. 375). После победы над этими князьями князь «Михалко же приеха Володимерю,... да (дал) городы святое Богородици, яже бе отъял Ярополк» (там же, стб. 377). 1074 Во время похода «за Киев» половцы «приехаша к Полному к святей Богородице граду к десятиньному, и к Семычю, и взяша села без утеча с людми, с мужи и с женами» (ПСРЛ, т. I, стб. 358. Ипатьевская летопись под 1172 г. – ПСРЛ, т. II, стб. 556). Князь Михалко Юрьевич с переяславскими воинами выгнал половцев из церковных владений, «и бысть помощь Христа честного и святое матере божьи Десятиньное Богородици, ея же бяхуть волости заяли, – добавляет летописец. – Да аще Бог не дасть в обиду человека проста, е[г]да начнуть его обидети, аже [тем более и] своее матере дому» (ПСРЛ, т. I, стб. 360 – 361; т. II, стб. 558 – 559). 1075 «Того же лета на зиму взяша татарове Мордовьскую землю и Муром пожгоша и по Клязме воеваша, и град святыя Богородици Гороховець пожгожа, а сами идоша в станы своя» (ПСРЛ, т. I, стб. 469 – 470. То же известие без указания названия города в Суздальской летописи – там же, стб. 523).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010