Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи: Опыт историко-художественной классификации. Том второй: XVI — начало XVIII века. М.: Искусство, 1963. С. 76 437); Каталог выставки «Святая Русь»/Отв. ред. Е. Н. Петрова, И. Д. Соловьева//Святая Русь: Альманах. Вып. 302. СПб.: Palace Editions, 2011. 113; Преображенский А. С. Ранние изображения прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре и за его пределами. Типология и иконография образов новопрославленного московского святого//Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве: Тезисы докладов научной конференции. С. 76-85. Сказание об осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы; и о бывших потом в России мятежах, сочиненное онаго же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным. Изд. 2. М., 1822; Сказание Авраамия Палицына/Подгот. текста и коммент. О. А. Державиной и Е. В. Колосовой. Под. ред. Л. В. Черепнина. М.; Л., 1955. Подробнее см.: Кириллин В. М. Образ преподобного Сергия Радонежского в Сказании Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря//Церковь и время: Научно-богословский и церковно-общественный журнал. Т. LXVI — 1 (Январь — Март). М.: ОВЦС Московского патриархата, 2014. С. 130-144. Белоброва О. А., Клитина Е. Н. Симон (в миру Савва Леонтьев, сын Азарьин по прозвищу Булат)//СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 3: П — С. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С. 380. Книга о чудесах пр. Сергия. Творение Симона Азарьина/Сообщил С. Ф. Платонов. СПб.: ОЛДП, 1888. С. 33-36. Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. как исторический источник. СПб., 1888. С. 246-269. ПСРЛ. Т. 14, первая половина: I. Повесть о честнем житии царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руссии. II. Новый летописец. СПб., 1910. С. 123-124. Сказание об осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы; и о бывших потом в России мятежах, сочиненное онаго же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным. Изд. 2. М., 1822. С. 273-274. Подробнее об этом см.: Скурат Николай, прот. Московский храм святого пророка Божия Илии, слывущий Обыденным, в Смутное время – 1612 год и в период Отечественной войны 1812 года//Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Выпуск XI. М.: «Луг духовный»; О-во сохранения лит. наследия; Издательство ОРПК «Кадашевская слобода», 2012. С.106-108.

http://bogoslov.ru/article/4635825

Настоятелем и священноархимандритом Н. П. м. является митр. Нижегородский Георгий (Данилов). К 2018 г. в мон-ре проживали ок. 20 монашествующих. Арх.: РГАДА. Ф. 1354. Оп. 296/1. Д. 1; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 979; Ф. 834. Оп. 3. Д. 1914; ГИМ. Увар. Д. 980-Б; РНБ. Погод. Оп. 2. Д. 1994; ЦАНО. Ф. 579. Оп. 604. Д. 85-а, 86 ( Снежницкий А. Летопись нижегородского Печерского Вознесенского первокл. муж. мон-ря), 91, 121; Ф. 2013. Оп. 602а. Д. 161; Ф. 2636. Оп. 2. Д. 1. Ист.: ПСРЛ. Т. 11, 14, 14; Акты нижегородских мон-рей Печерского и Благовещенского//Нижегородские ГВ. 1848. Ч. неофиц. 2-23, 31, 37-40; ДАИ. Т. 2. С. 41; Гациский А. С. Нижегородский летописец. Н. Новг., 1886, 2001п; Акты осмотра зданий нижегородского Печерского мон-ря//Нижегородские ЕВ. 1887. 15. Ч. офиц. С. 383-386; Вкладная книга нижегородского Печерского мон-ря/Предисл.: А. А. Титов. М., 1898; Акты нижегородского Печерского Вознесенского мон-ря/Предисл.: А. А. Титов. М., 1898; Драницын Н. И. Копия грамот Печерскому мон-рю в Н. Новгороде//Действия Нижегородской УАК. 1909. Т. 8. С. 353-361; АСЭИ. 1964. Т. 3. С. 332-335. 303-305; Соколова Н. В. Древнейшие акты нижегородского Печерского мон-ря//Проблемы происхождения и бытования памятников древнерус. письменности и лит-ры. Н. Новг., 1995. С. 52-68; Антонов А. В., Маштафаров А. В. Вотчинные архивы нижегородских духовных корпораций кон. XIV - нач. XVII вв.//РД. 2001. Вып. 7. С. 415-445; Пудалов Б. М. Синодик нижегородских князей: (Опыт реконструкции)//Памятники христ. культуры Нижегородского края. Н. Новг., 2001. С. 13, 20-21; он же. Приходно-расходная книга 1583 г. нижегородского Печерского мон-ря: (Публ. текста)//Нижегородская старина. 2012. Вып. 33/34. С. 49-56; Шайдакова М. Я. Нижегородские летописные памятники XVII в. Н. Новг., 2006; Степенная книга Царского родословия по древнейшим спискам. М., 2008. Т. 2; Синодик нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г. Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новг., 2009; Синодик нижегородского Вознесенского Печерского монастыря 1595 г. Синодик архим. Трифона. Н. Новг., 2010.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

И бысть всех дней житиа его 85 лет» - ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 123-124), надежна только продолжительность пребывания во главе митрополии. В то же время указание на 40 лет монашеской жизни могло появиться в результате неверного осмысления сообщения, что святитель Алексий «пребысть в чернечестве даже и до 40-ть лет» (там же. Стб. 121), в котором речь идет скорее не о продолжительности иноческого подвига, а о приблизительном возрасте при назначении свт. Алексия владычным наместником. Предпочтение при определении времени рождения следует отдать упоминанию современных святителю Алексию исторических лиц и событий, не согласующихся с датой 1293 г.: «В княжение великое тферьское Михаилово Ярославича, при митрополите Максиме, до убиения Акинфова» (т.е. до похода на Переяславль зимой 1304/05 тверского боярина Акинфа Великого -там же). Важное свидетельство рассказа, что святитель Алексий «старее сый князя великого Семена (род. в 1317) 17 лет» (там же), относящее рождение святителя к 1300 г., не может быть безоговорочно принято, т.к. здесь возможна описка (ошибка внутреннего диктанта) в записи числа под влиянием звучания имени («Семена» - «семьнадесять» вместо «тринадесять»). Если считать годом рождения святителя Алексия 1300-й, то в качестве великого князя должен был быть упомянут Андрей Александрович Городецкий, а не Михаил Ярославич (хотя последний вернулся из Орды с ярлыком на великое княжение осенью 1305, т.е. после убиения Акинфова, позднейший биограф святителя Алексия мог исчислять начало нового правления от даты смерти кн. Андрея - 27 июля 1304). Крестным отцом святителя Алексия был княжич Иоанн Данилович (будущий Калита). Согласно житию, выучившись грамоте в раннем возрасте, святитель Алексий уже в отрочестве начал мечтать о монашеской жизни, после того как однажды, уснув на ловле птиц силками, услышал голос, называющий его монашеским именем и предвещающий стать «ловцом человеков». В возрасте около 20 лет святитель Алексий принял постриг в одном из московских монастырей.

http://pravoslavie.ru/38316.html

Ист.: ААЭ. Т. 1. 241/1, 241/2. С. 257-261 [Приговор об отправке Г. из Москвы и Наказная память ему Иоанна IV]; ПСРЛ. Т. 13. С. 250-251, 259, 372, 381; Т. 14. С. 34; Платон (Любарский), архиеп. Казанский сборник статей. Каз., 1868. С. 7-32 [Житие]; Гермоген, патриарх Московский и всея Руси. Творения. М., 1912; «Книга ключей» и долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря. М.; Л., 1948; Описание о российских святых. С. 249-252. Лит.: Елисеев Г. З. Жизнеописания святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. Каз., 1847; Григорий (Постников), архиеп. Житие святителей и чудотворцев Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского. СПб., 1853; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 495-502; Ключевский. Древнерус. жития. С. 305; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 141-143; Нектарий, иером. Историческое описание Иосифова Волоколамского 2-кл. мон-ря Московской губ. М., 1887; Святитель и чудотворец Гурий, первый архиеп. Казанский//Изв. по Казанской епархии. Каз., 1890. 7. С. 184-195; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Декабрь. С. 27-29; Геронтий (Кургановский), архим. Волоколамский Иосифов 2-кл. муж. мон-рь и его совр. состояние. СПб., 1903; Кремлевский А. , свящ. Свт. Гурий, первый архиеп. Казанский//Изв. по Казанской епархии. Каз., 1905. 29. Отд. неофиц. С. 817-827, 886-899, 953-959, 990-996, 1016-1019; Покровский И. М. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 г. Каз., 1906; Каштанов С. М. Земельно-иммунитетная политика рус. правительства в Казанском крае в 50-х гг. XVI в. (по актовому мат-лу)//УЗ Казанского гос. пед. ун-та. Каз., 1970. Вып. 80. С. 164-203; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 155-156, 305, 306, 309, 317-318; Ермолаев И. П. Среднее Поволжье во 2-й пол. XVI - XVII вв.: Управление Казанским краем. Каз., 1982; Макарий (Веретенников), архим. Свт. Гурий, архиеп. Казанский//ПС. Каз., 2006. 2(12). С. 55-85. Е . В . Липаков Иконография Святители Гурий и Варсонофий Казанские. Фрагмент хромолитографии «Святцы на октябрь». Нач. ХХ в. (ГЛМ)

http://pravenc.ru/text/168357.html

Баталов А.Л. Традиция строительства Успенских храмов в XVI веке//Русское искусство позднего средневековья. XVI век. Спб., 2000. С.: 3-4 Лифшиц Л. Что Тя наречем! София Премудрость Божия в русской иконе//Наше наследие. 65/2003. С.28 Великие Минеи Четьи. Сентябрь. Дни 14-24. Спб., 1869. С.: 1358, 1367; Там же. Октябрь. Дни 4-18. Спб., 1814. С.: 830 ПСРЛ. Спб., 1914. Т. 20, часть 2. Львовская летопись (свод 1518 года). С.: 419-420 Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: Каталог выставки. М., 2003. С.: 286-287 Кавельмахер В.В., Чернышев М.Б. Древний Борисоглебский собор в Старице. М., 2008 Красовский М.В. Очерк истории московского периода древнерусского церковного зодчества. М., 1911. С.: 98 -109 Паспорт на памятник «Усадьба Коломенское. Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове, середина XVI века». Архив музея-заповедника «Коломенское». Оп.2,дело 183. Л. 11 Барановский П.Д. Описание церкви Ивана Предтечи 1529 года в Дьяковском приселке села Коломенское. 1 мая 1923 года. ГНИМА им. А.И. Щусева. Фонд П.Д. Барановского ГНИМА им. А.В. Щусева. Фототека. Раздел «Уникальные фото», коллекция И.Ф. Барщевского; Негативы: МРА 0245, МРА 0246, МРА 0248 Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911. Т.2 Ильина М.Н. Деятельность Петра Дмитриевича Барановского по созданию и становлению музея в Коломенском//Коломенское: Материалы и исследования. М., 2002. Вып. 7. С.: 60-102 Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989. С.: 26-31; 70, 71 Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989. С.: 168, 169; Забелло С.Я., Иванов В.Н., Максимов П.Н. Русское деревянное зодчество. М., 1942 Орфинский В.П. Собор Покрова на Рву и его аналоги. С.: 64-65, 79//Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С.: 47-85 Соболев Н. Проекты реконструкции памятника архитектуры – храм Василия Блаженного в Москве//Архитектура СССР. 1977. С.: 44 Москвичева Ю.В. Московский колокололитейный завод Ассона Петровича Струговщикова//Сайт Общества церковных звонарей: zvon.ru Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове — второй, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества.

http://sobory.ru/article/?object=03286

70 ААЭ. Т.1. С.259. О деятельности святителя Гурия и значении Иоанна Грозного в покорении Казани и обживании Казанского края см. также: Золотарев Н.Г. Царь Иоанн IV Васильевич, завоеватель Казани. Обзор грамоты его к святителю Гурию, первому архиепископу Казанскому и Свияжскому//Прибавления к Казанским губернским ведомостям. Казань, 1844. 11. Стб. 162–167; Стб. 179–184; Стб. 193–196. 71 Платон (Любарский) архимандрит. Сборник древностей Казанской епархии... Казань, 1868. С.35–51. 72 Гермоген, епископ. Очерки из истории Казанской епархии. История распространения христианства среди татар Казанского края//ЖМП. 1946. С.48–50. 73 Варсонофий, иеромонах. Святитель Варсонофий, епископ Тверской, Казанский чудотворец//ЖМП. 1981. С.65. 74 Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 199 1. С.14. В 1522 году после избрания в Митрополиты игумена Даниила настоятелем обители два месяца был старец Герасим (Ленков). 75 Дмитриева Р.П. Нифонт Кормилицын//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.2: (вторая половина XIV–XVI в.). Ч.2: Л – Я. Л., 1989. С.141–144. 76 Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С.30; Георгиевский В.Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. Приложение. С.13. 79 Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь. С.81. Имя святителя Гурия было внесено в Синодик Волоколамского монастыря (Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь... С.124). 82 Акты исторические. СПб., 1841. Т.1. С.298–299. Документ государева наместника П.И. Шуйского архиепископу Гурию на владения рыбной ловлей см. в: Акты, относящиеся до юридического быта Древней России/Изданы Археографическою Комиссиею под ред. чл. Комиссии Н. Калачова. СПб., 1857. Т.1. Стб. 53–54. 85 Градостроительство Московского государства XVI–XVII веков/Под общей редакцией Н.Ф. Гуляницкого. М., 1994. С.224. 86 ПСРЛ. Т.19: История о Казанском царстве (Казанский летописец). М., 2000. Стб. 483. Подробнее об этом см.: Баталов А.Л. Идея многопрестольности в московском каменном зодчестве середины – второй половины XVI века//Русское искусство позднего средневековья. Образ и смысл. М., 1993. С.106–108.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И бысть всех дней житиа его 85 лет».- ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 123-124), надежна только продолжительность пребывания во главе митрополии. В то же время указание на 40 лет монашеской жизни могло появиться в результате неверного осмысления сообщения, что А. «пребысть в чернечестве даже и до 40-ть лет» (Там же. Стб. 121), в к-ром речь идет скорее не о продолжительности иноческого подвига, а о приблизительном возрасте при назначении А. владычным наместником. Предпочтение при определении времени рождения следует отдать упоминанию современных А. исторических лиц и событий, не согласующихся с датой 1293 г.: «В княжение великое тферьское Михаилово Ярославича, при митрополите Максиме, до убиения Акинфова» (т. е. до похода на Переяславль зимой 1304/05 тверского боярина Акинфа Великого.- Там же). Важное свидетельство рассказа, что А. «старее сый князя великого Семена (род. в 1317.- А. Т.) 17 лет» (Там же), относящее рождение святителя к 1300 г., не может быть безоговорочно принято, т. к. здесь возможна описка (ошибка внутреннего диктанта) в записи числа под влиянием звучания имени («Семена» - «семьнадесять» вместо «тринадесять»). Если считать годом рождения А. 1300-й, то в качестве великого князя должен был быть упомянут Андрей Александрович Городецкий, а не Михаил Ярославич (хотя последний вернулся из Орды с ярлыком на великое княжение осенью 1305, т. е. после убиения Акинфова, позднейший биограф А. мог исчислять начало нового правления от даты смерти кн. Андрея - 27 июля 1304). Крестным отцом А. был княжич Иоанн Данилович (буд. Калита). Согласно житию, выучившись грамоте в раннем возрасте, А. уже в отрочестве начал мечтать о монашеской жизни, после того как однажды, уснув на ловле птиц силками, услышал голос, называвший его монашеским именем и предвещавший, что А. станет «ловцом человеков». В возрасте ок. 20 лет А. принял постриг в одном из московских мон-рей. По свидетельству жития прп. Сергия Радонежского , это был Богоявленский мон-рь в Загородье (совр. Китай-город), где А.

http://pravenc.ru/text/81755.html

250. Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. М., 1980. С. 26. 251. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 8—9. 252. Моисеева Г. Н. Отрывок Троицкой пергаменной летописи, переписанный Г. Ф. Миллером//ТОДРЛ. Л., 1971. Т. 26. С. 93—99. 253. Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. С. 135—140. 254. ПСРЛ. Пг., Т. 15. вып. 1, 1922. Стлб. 107. 255. Там же. Стлб. 108. 256. Там же. Стлб. 109. 257. Там же. Стлб. 137—138. 258. Там же. Стлб. 141—142. 259. Там же. Стлб. 142. 260. Там же. Стлб. 147. 261. Там же. Стлб. 148. 262. Там же. Стлб. 149—150. 263. Там же. Стлб. 150. 264. Там же. Стлб. 151. 265. Там же. Стлб. 152. 266. Там же. Стлб. 153—154. 267. Там же. Стлб. 156. 268. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 445. 269. Там же. С. 455. 270. ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стлб. 163. 271. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 440. 272. ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стлб. 163. 273. Тихонр. 705. Л. 108 об., 109, 110 об., 112. 274. РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собрание библиотеки Московской Духовной Академии), 88. Л. 359. 275. Там же. Л. 291 об. 276. ПСРЛ. Т. 15. вып. 1. Стлб. 132. 277. МДА, 88. Л. 291 об. 278. Житие Стефана Пермского. С. 74. 279. Там же. С. 85. 280. МДА, 88. Л. 299. 281. Житие Стефана Пермского. С. 40. 282. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 386—387. 283. Там же. С. 364. 284. Тихонр. 705. Л. 119 об. 285. ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стлб. 97; Житие Стефана Пермского. С. 87. 286. ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стлб. 98—99; Житие Стефана Пермского. Стлб. 31, 41. 287. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 439, 441. 288. Тихонр. 705. Л. 117 об. 289. ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стлб. 106, 108. 290. Там же. Стлб. 121. 291. Там же. Стлб. 123. 292. Там же. Стлб. 129. 293. Там же. Стлб. 130. 294. Там же. Стлб. 133. 295. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 442. 296. МДА, 88. Л. 300 об. 297. ПСРЛ. Т. 15. вып. 1. Стлб. 106—107. 298. МДА, 88. Л. 300. 299. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 470. 300. МДА, 88. Л. 276 об. 301. Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV—XV веков. Л., 1987. С. 116—117.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

«Князь великы, слышав измену дяди своего князя Юрья, что детем своим помочь посылал на великого князя заставу, и приде князь великы Галича воевати на зиме той» (ПСРЛ. Т. 23. С 148); «...слышев измену дяди своего князя Юрья, что и бою у детеи его были воеводы его со многими людьми» (ПСРЛ. Т. 26. С. 190). В первом случае говорится прямо о посылке помощи князем Юрием своим сыновьям, а в другом — просто о том, что с Юрьевичами были воеводы их отца. ПЛ. Вып. 1. С. 42. «Того же лета князя великого Иван Дмитриевичь поимал, и с детьми, да и очи ему вымали» (ПСРЛ. Т. 23. С. 148). Сообщение помещено перед записью о походе на Галич. В него вкралась ошибка. Следует читать: «...князь велики Ивана Дмитреевича...» В Тверской летописи (перед галицким походом) говорится: «Князь великий Василей Московский Ивана Дмитриевича поимал и велел его ослепити, а сам, собрав силу, пошел на Галич» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 490). В Медоварцевском летописце сообщается, что еще к 1432 г. «вражиим съветом и злых человек оклеветанием... поиман бысть болярин великого князя Иван Дмитриевич, оклеветан и зрака лишен» (Лурье. С. 10). С.Б. Веселовский, ссылаясь на упоминание о конфискации владений Всеволожского в докончании 25 апреля — 28 сентября 1433 г. (ДДГ. 30. С. 76), относит ослепление боярина ко времени его приезда на Коломну в 1433 г. (см: Веселовский. С. 513). Однако во временном отношении эти два события могли и не быть связаны. ПСРЛ. Т. 26. С. 190; Т. 15. Стб. 490 («много зла сотворил Галичю, а князь Юрый съехал на Белоозеро»); Т. 37. С. 85 («и повоева, и пожже, а город не взял, а Косой да Шемяка в городе отсиделися»). В Ермолинской летописи сказано неопределенно: «Галич повоевал и пожегл и в полон повел» (ПСРЛ. Т. 23. С. 148). В поздних московских летописях говортся о бегсгве князя Юрия и взятии Галича: Юрий «беже к Белуозеру, а князь великий город Галич взя и сожже» (ПСРЛ. Т. 26. С. 190). В псковских летописях тоже упоминается о взятии Галича: «повоева землю Галицькую и град Галич взят» (ПЛ. Вып. 1. С. 42).

http://sedmitza.ru/lib/text/438778/

СПб., 2000. Вып. 8(18). С. 131–137. ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 346; Бобров А. Г. Монастырские книжные центры… С. 85. См.: Петрова Л. И., Анкудинов И. Ю., Попов В. А., Силаева Т. В. Указ. соч. С. 130–131; Бобров А. Г. Монастырские книжные центры... С. 93, 94, 99. Первое упоминание Духова монастыря – 1162 г. (НПЛ. С. 31, 218), Лазарева монастыря – 1367 г. (ПСРЛ. Т. 25. С. 394), однако В. Л. Янин показал, что обитель существовала уже на рубеже XI–XII вв. (См.: Янин В. Л. Новгородский скрипторий рубежа XI–XII вв. Лазарев монастырь//Археографический ежегодник за 1981 год. М., 1982. С. 57–61). НПЛ. С. 473. См. также: Там же. С. 18, 201. В летописях НСГ, заимствовавших информацию из пространной редакции перечня владык, сообщение о кончине Феодора передано без этой подробности (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. С. 133; Т. 6. Вып. 1. Стб. 204; Т. 42. С. 71). Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора… С. 192. Хорошев А. С. Феодор. С. 469; ср.: Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора... С. 182. Фроянов И. Я. Мятежный Новгород… С. 179; он же. Древняя Русь. С. 168–169; он же. Древняя Русь IX–XIII вв.: Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012. С. 120–121. Там же. Мусин А. Е. Загадки Дома Святой Софии. С. 28. В Синодальном списке НПЛ читаем: «В лето 6587. Убиша за Волокомь князя Глеба, месяцямаия в 30» (НПЛ. С. 18; ср.: Там же. С. 201). Это сообщение происходит из киевского Начального свода 1090-х гг. Статья 6586 г. ПВЛ, приведя сообщение о гибели Глеба без точной даты, дополняет его кратким некрологом: «В се же лето убьен бысть Глеб, сын Святославль, в Заволочии. Бе же Глеб милостив убогымь и страннолюбив, тщанье имея к церквам, тепл на веру и кроток, взором красен. Его же тело положено бысть Чернигове за Спасом (в черниговском Спасском соборе покоилось тело Святослава Ярославича. – М. П.), месяца иуля 23 день» (ПВЛ. 1996. С. 85; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 199–200; ср.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 190–191). Н. Г. Бережков пришел к обоснованному выводу о большей вероятности датировки гибели Глеба мартовским 6686 (1078/79) г.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010