Ист.: Абрамович Д. И., ред. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 56; Успенский сб. XII-XIII вв./Изд. подгот.: О. А. Князевская и др. М., 1971. С. 62; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 197; Т. 7. С. 341; Т. 25. С. 7. Лит.: Присёлков М. Д. Рус.-визант. отношения IX-XII вв.//ВДИ. 1939. 3(8). С. 98-109; он же. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 20032. С. 71, 74; M ü ller L. Zum Problem des hierarchischen Status und der jurisdikationellen Abhängigkeit der russischen Kirche vor 1039. Köln, 1959. S. 22-26; Поппэ А. В. Русские митрополии К-польской Патриархии в XI ст.//ВВ. 1968. Т. 28(53). С. 85-108; 1969. Т. 29(54). С. 95-104; Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989 (по указ.); Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 32, 238, 462; Назаренко А. В. Митрополии Ярославичей во 2-й пол. XI в.//ДРВМ. 2007. 1(27). С. 85-103; он же. Др. Русь и славяне: Ист.-филол. исслед. М., 2009 (по указ.); Цукерман К. Дуумвираты Ярославичей: К вопросу о митрополиях Чернигова и Зб. праць на пошану П. П. Толочка. К., 2008. С. 40-50; Карпов А. Ю. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. слов. М., 2016. С. 307-308. М. В. П. Иконография Перенесение мощей св. Бориса. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 106 об.) Перенесение мощей св. Бориса. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 106 об.) Образ Н., возможно, присутствует среди изображений духовенства в композициях, посвященных торжественному перенесению мощей святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба в 1072 г. в новую церковь в Вышгороде, построенную кн. Изяславом Ярославичем. Наиболее раннее отображение этот сюжет получил на миниатюре из Сильвестровского сборника 2-й пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 152 об.; ср. также: ГИМ. Увар. 628; XVI в.), однако из духовных лиц здесь представлен лишь архиерей (вероятно, Киевский митр. Георгий) в сопровождении диакона. В Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30) сюжету перенесения мощей св. князей Бориса и Глеба в 1072 г.

http://pravenc.ru/text/2564982.html

Еще при жизни архиерей (впервые в новгородской практике) выбрал 2 преемников - игум. Юрьева новгородского мон-ря Иоанна и своего духовного отца Климента . По жребию архиепископом стал Климент, которого Д. после избрания «благослови... своею рукою» (НПЛ. С. 322-323). Как полагает Б. А. Успенский , «здесь сказалась монастырская практика, где игумен мог называть своего преемника» ( Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998. С. 52, 297-299). Д. похоронен в новгородском соборе Св. Софии (Янин предположительно локализовал захоронение в Мартириевской паперти). Сообщая о погребении архиерея, владычный летописец пишет: «Даи, Господи, молитву его святую кланяющимся гробу его» (НПЛ. С. 322). Ист.: НПЛ (по указ.); Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. СПб., 20022. С. 323, 325; ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 10; Т. 42; РИБ. Т. 6. Стб. 83-102. Лит.: Никитский А. И. Очерк внутренней истории Церкви в Великом Новгороде. СПб., 1879; Хорошев А. С. Церковь в социально-полит. системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 50, 53, 94, 95; Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 85-87. М. В. Печников Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА (Иван; † 1470), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/168656.html

Ист.: ПСРЛ. Т. 1, 2; НПЛ (по указ.); ПВЛ. 19962. Лит.: Рыбаков Б. А. Киевская Русь и рус. княжества XII-XIII вв. М., 1982; Гадло А. В. Предыстория Приазовской Руси: Очерки истории рус. княжения на Сев. Кавказе. СПб., 2004; Цыганков С. А. Поединок Мстислава с Редедей и его отражение в фольклоре//Вестн. СПбГУ. Сер. 2: История. 2008. Вып. 4. Ч. 1. С. 3-9; Щавелев А. С. Черниговская Русь Мстислава Владимировича: Несостоявшееся гос-во//История. М., 2012. Вып. 5(13). С. 70-74; Котляр Н. Ф. Мстислав Владимирович//ДРСМ. С. 520. А. А. Горский Иконография По сведениям летописей, «бе же Мьстислав дебел теломь, чермен лицем, великыма очима…» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 150). Единственный известный (однако предположительный) пример изображения М. В. в иконописи - в одном из клейм иконы «Благоверные князья Владимир, Борис и Глеб, с 16 клеймами жития князей-страстотерпцев» (1-я треть XVI в., ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 60-61). В композиции показано исцеление «скорбна» М. В. у мощей св. князей Бориса и Глеба. В Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30; см.: Рыбаков Б. А. Миниатюры Радзивиловской летописи и рус. лицевые рукописи X-XII вв.//Радзивиловская летопись. 1994. Т. 2. С. 286) М. В. представлен под 1022 г. на 2 миниатюрах, посвященных его поединку с касожским кн. Редедей (Л. 83 об.). На верхнем рисунке князья изображены верхом в сцене предложения испытать силу в единоборстве (на М. В. рубаха и княжеская шапка), на нижнем - они в рукопашной схватке без доспехов, правее - М. В. закалывает Редедю. Далее проиллюстрированы (по 2 миниатюры на листе): возвращение М. В. в Тмутаракань и воздвижение им по обету ц. Пресв. Богородицы (князь-всадник в подпоясанной рубахе, из-под шапки видны кудрявые волосы, борода короткая и широкая); он в походе вместе с хазарами и касогами в 1023 г. в Киев против брата кн. Ярослава (Георгия) Владимировича (аналогичное изображение М. В. на белом коне); «сеча силна и страшна» между войсками братьев во время грозы в следующем году (на М. В. доспехи и шапка, в руке меч); бегство Киевского и варяжского князей; обход тмутараканским князем поля сражения (М. В. в длинном кафтане и шапке, меч в левой руке опущен); переговоры посланцев и заключение в 1026 г. мира с разделением княжения по Днепру между братьями Ярославом и М. В. (Л. 84-85). Под 1031 г. на нижней миниатюре показан совместный поход братьев в Польшу и захват пленников (л. 85 об.). Цикл заканчивается композицией погребения М. В. в Спасо-Преображенском соборе Чернигова (тело князя перевито пеленами) в 1036 г. (Л. 86). В большинстве иллюстраций фигура М. В. определяется только предположительно, как главная в дружине, и по княжеской шапке, часто выделена красным цветом одеяний.

http://pravenc.ru/text/2564286.html

343 Зимин А. А. Россия на пороге нового времени... с. 255. См. также: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 1. М., 1900, с. 698. См. также: Шереметовский В. Варлаам//Русский биографический словарь. Т.: Вавила-Витгенштейн. М., 2000, с. 92. 348 ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853, с. 264. Туда же был сослан Смоленский епископ Варсонофий – «на Кубено озеро, в монастырь на Камено» (ПСРЛ. Т. 4, с. 290). 351 См. о нем: Б. Н. Патриарх Иоасаф I//Русский биографический словарь. Т. 8. СПб., 1897, с. 294–296; Священник Н. Писарев. Иоасаф 1-й//Православная богословская энциклопедия. Т. 7: Иоанн Скифопольский – Календарь. СПб., 1906, стб. 171–174; Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т 2. Париж, 1959, с. 110–112; Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. Кн. 6. М., 1996, с. 314–325; Архимандрит Макарий. Всероссийский Патриарх Иоасаф I//Вышснский паломник. Православный журнал. Рязань, 1998. 2(7), с. 91–93; Богданов А. П. Русские Патриархи: 1589–1700. М., 1999, с. 362–370; Иоасаф недерзновенный//Наука и религия. 1994. 5, с. 4–6; Понырко Н. В. Иоасаф I//СКиКДР. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 2: И–О. СПб., 1993, с. 78–80; Мысли русских Патриархов от начала до наших дней. М., 1999, с. 55–60; Митрополит Мануил (Лемешевский) . Русские православные иерархи: 992–1892. Т. 2: Иоанн – Симеон И. М., 2003, с. 65–66; Патриархи Московские. М., 2004. с. 73–84. 354 Архимандрит Досифей. Летописец Соловецкий на четыре столетия от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени... Изд. 4. М., 1847, с. 49. 356 Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Т. 1. М., 1884, стб. 114. 358 ПСРЛ. Т. 31. М., 1968, с. 161. См. также: ПСРЛ. Т. 33, л., 1977, с. 172. В летописце конца XVII века, связанном с Соловецким монастырем, есть некоторые противоречивые сведения об избрании Патриарха Иоасафа: «Того же году марта в 27 день возведен на Превысокий Патриаршеский престол царствующаго града Москвы Святейший Иоасаф, Патриарх Московский и всея России, бывший архимандрит в Симонове монастыре». – ПСРЛ. Т. 31, с. 180. Однако, под настоятельством в монастыре, очевидно, следует понимать постриженничество в Соловецкой обители. В перечне Псково-Печерских настоятелей о нем сказано: «...из Печерских же иеромонахов». – Первоклассный Псково-Печерский монастырь. Изд. дополненное. Великие Луки, 1995, с. 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Арх.: РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. 6375; Ф. 280. Оп. 1. Ч. 1. 2238; Оп. 3. 237; Оп. 7. 260; Оп. 14. 302; Оп. 20. 85, 94, 1208, 1692; Ф. 281. Грамоты по Клину и Можайску. 1667-1686 гг. 5681, 5712, 7640, 7644, 7648, 7664, 7666, 7669, 7672, 7681. Ист.: Рапорт Винценгороде от 26 сент. 1812 г.//Моск. вед. 1812. 97; Платон (Левшин), митр. Путешествие в Киев и по др. российским городам в 1804 г. СПб., 1813. С. 8; Глинка Ф. Н. Письма рус. офицера. М., 1870. С. 20; ПКМГ. 1872. Ч. 1. Отд. 1-2. С. 626; Пимен (Мясников), архим. Воспоминания//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Отд. 2. С. 409; Холмогоров В. И. Исторические мат-лы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1901. Вып. 10: Можайская десятина. С. 6, 8, 10, 82; ПСРЛ. 1846. Т. 1. С. 221-223; 1913. Т. 18. С. 347; Татищев В. Н. История Российская: В 7 т. М.; Л., 1965. Т. 5. С. 303-304; Древнерус. предания (XI-XVI вв.). М., 1982. С. 309-317; Из воспоминаний Э. Лабома//Бородино в воспоминаниях современников. СПб., 2001. С. 269-274. Лит.: Бакмейстер. Известия. 1771. Т. 1. Ч. 1. С. 17; ИРИ. Т. 4. С. 577-578; Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь. М., 1850. Ч. 1. С. 152-153; Трофимовский Н. В. Ист.-стат. описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 359-363; Шереметев С. Д. Бородино. СПб., 1891. С. 7; А. С. Колочский муж. мон-рь Гжатского у. Смоленской губ.//Смоленские ЕВ. 1896. 3. С. 427-435; Любинецкий Н. А. Землевладения церквей и монастырей Российской империи. СПб., 1900; Малицкий Н. В. История Переславской епархии. Владимир, 1912. Вып. 1. Прил. C. CLXXII, CLXXIII; 1917/1918. Вып. 2. С. 35-37; От Смоленской духовной консистории//Смоленские ЕВ. 1912. 11. С. 233-235; Феодосий (Феодосиев), архиеп. Слово, произнесенное в Успенской ц. Колочского мон-ря, Гжатского у., 9 июля сего года, в день 500-летия мон-ря//Смоленские ЕВ. 1913. 15. С. 669-675; Водарский Я. Е. Церк. организации и их крепостные крестьяне во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.//Ист. география России XII - нач. XX в.: Сб. ст. к 70-летию проф. Л. Г. Бескровного. М., 1975. С. 70-96; Памятники архитектуры Московской обл.

http://pravenc.ru/text/1841794.html

Соч.: Грамота митрополита Алексия на Червленый Яр боярам, баскакам, духовенству и мирянам о подсудимости их Рязанскому епископу//АИ. Т. 1. 3. С. 3-4; ПДРКП. Ч. 1. 19. Стб. 167-172; Поучение Алексия митрополита от Апостольских деяний к христолюбивым христианом//ПрТСО. 1847. Ч. 5. С. 30-39; Невоструев К. Вновь открытое поучительное послание святого Алексия, митрополита Московского и всея России//ДЧ. 1861. Ч. 1. С. 449-467; Леонид [Кавелин], архим. Село Черкизово//Моск. вед. 1882. 17 июня. 166. С. 4; Холмогоровы В. и Г. Радонежская десятина (Московского уезда)//ЧОИДР. 1886. Кн. 1. С. 30. Примеч. 2; Слово преосвященного Алексия митрополита// Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 543-544. Коммент. 160. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 325-330; Т. 11. С. 29-35; Т. 12. C. 253, 257; Т. 13. Ч. 1. С. 31-33, 39-40, 84, 91-92,153, 239, 283; Т. 15. Вып. 1. Стб. 61, 66, 74-76, 81, 84, 87, 100, 105, 110, 111, 120, 121, 123-124, 126; Т. 20. С. 271-276; Т. 21. Ч. 2. С. 346-386; Т. 25. С. 180, 269, 277, 287, 330; Т. 29. С. 16-17; Т. 34. С. 200; Житие митрополита всея Руси святого Алексия, составленное Пахомием Логофетом//ЧОЛДП. СПб., 1877-1878. Т. 4. 1-2; Службы и акафист иже во святых отцу нашему Алексию митрополиту, всея России чудотворцу. М., 1891; Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа/Труд святителя Алексия, митр. Московского и всея Руси. М., 1892; Шляков Н. Житие св. Алексия, митрополита Московского, в пахомиевской редакции//ИОРЯС. СПб., 1914. Т. 19. Кн. 3. С. 85-152; Настольная грамота Патриарха Филофея Алексию от 30 июня 1354 г.//РИБ. Т. 6. Прил. 9. Стб. 41-52; Грамота Патриарха Филофея к свт. Алексию с призывом помириться с князем//Там же. Прил. 28; Грамота к вел. кн. тверскому Михаилу с призывом помириться с митр. Алексием//Там же. Прил. 29; Соборное определение Патриарха Нила о незаконности поставления Киприана митр. Киевским//Там же. Прил. 30; Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба: (Старшая ред. Жития митрополита Алексея)//Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242-257; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1979. С. 216-218; Ярлык Алексия от Тайдулы//РФА. М., 1987. Вып. 3. С. 593. 9.

http://pravenc.ru/text/81755.html

Арх.: ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 1-3; НБУВ ИР. Ф. I. Ед. 5541-5569 (рукописные книги); Ф. II. Ед. 6405-6771, 27700-27867; Ф. 160; Ф. 279. Ед. 412. Л. 1-86. Ист.: АИ. Т. 4. 85. С. 221; АЮЗР. Т. 3. 18. С. 27-29; 71. С. 75-77; Аскоченский В. И. Наказ Киево-Выдубицкого Всеволожа Свято-Михайлова мон-ря прикажчикам или правителям или городничим, чего им, будучи при своих занятиях, смотреть//Киевские ГВ. 1857. Ч. неофиц. 34. С. 244-248; 35. С. 251-255; он же. Переписка (1769 г.) Самуила, митр. Киевского и Галицкого, с игум. Киево-Выдубицкого мон-ря Иаковом//Киевские ЕВ. 1857. 27. Ч. неофиц. С. 185-186; Лазаревский А. М. Описание старой Малороссии. К., 1888. Т. 1; Павел Алеппский. Путешествие. 1898. Вып. 4. С. 188-189; Описание рукописей и старопечатных книг б-ки Киево-Выдубицкого мон-ря// Перетц В. Н. Отчет об экскурсии Семинария рус. филологии в Киев 30 мая - 10 июня 1915. К., 1916. С. 182-221; Оглоблин О. П. Петро Калнишевський i мон-р: Два неопубл. документи//Bipa i знання: Npaцi Науково-Богословського Ih-my УПЦ в ЗДА [=США]. Н.-Й., 1954. Вип. 1. С. 117-118; Повесть временних лет. СПб., 1996 2; ПСРЛ. Т. 1-2; Высоцкий С. А. Надпись XI в. на стене ц. Михаила Выдубицкого мон-ря в Киеве//Средневековая Русь. М., 1976. С. 41-48; Софонович Ф. Xpohika з лimonucцib cmapoдabhix. К., 1992; Слово Моисея Выдубицкого о построении стены в Выдубицах//БЛДР. 1997. Т. 4. С. 292-295. Лит.: Максимович М. А. Выдубицкий мон-рь//Киевлянин. 1841. Т. 2. С. 5-26; он же (Максимович М. О.). «Киев явился градом великим»: Buбpahi ykpaïhoзhabчi твори. К., 1994. С. 162-170; Троицкий П. А., свящ. Киево-Выдубицкий мон-рь во время занятия его униатами (в 1596-1637 гг.)//Вестник Зап. России. Вильно, 1866. Кн. 9. Т. 3. Отд. 2. С. 158-178; он же. Киево-Выдубицкий Михайловский мон-рь//Киевские ЕВ. Отд. 2. 1870. 18. С. 547-555; 21. С. 617-631; 22. С. 644-651; 1871. 10. С. Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 1; Голубев С. Т. Рукописи Киево-Выдубицкого мон-ря//Киевские ЕВ. 1875. 16. Ч. неофиц. С. 529-531; он же.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

3, стр. 97; ср. А. Н. Насонов. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951, стр. 200 (XIII b.). 43 ПСРЛ, т. I, вып. 2, стб. 384 (1177 г.), т. II, стб. 650 (1185 г.); ср. стб. 643 («бояре думающеи»), 861; НПЛ, стр. 58 (1218 г.). 45 ПСРЛ, т. XXV, стр. 52 (1150 г.). Любопытно сходство вечевых решений о сборе ополчений – ср. т. II, стб. 370 (1148 г.) – о Новгороде; НПЛ, стр. 45 (1201 г.) – о Русе. 46 ПСРЛ, т. II, стб. 426 (1151 г.), стб. 358 (в походе «начаста думати с мужи своими и с дружиною и с черными клобуки» – 1147 г.), стб. 380 (1149 г.); ср. Изяслав, «всед на конь», совещается с вассалами и венгерскими мужами, которые пришли на думу, – там же, стб. 413 (1150 г.). 47 Там же, стб. 748, 762 («седящим же им в доуме»); ср. князь Лев «дума много с бояры своими» (1291 г.). 63 ПСРЛ, т. II, стб. 682. Ср. снем – «съезд на великую любовь» киевского Ростислава Мстиславича и черниговского Святослава Ольговича в Моравийске – там же, стб. 504 (1160 г.). 64 «Сильный полк» киевский – политическая реальность – ПСРЛ, т. II, стб. 414, 397 – 398 (1150 г.). 77 НПЛ, стр. 40 (1191 г.); ПСРЛ, т. XXIV, стр. 82 (1175 г.: Ростов, Суздаль и Переяславль), ср. т. I, вып. 2, стб. 371. 85 Там же, стр. 857858 (1260 г.). Следующий польско-русский снем был намечен здесь же (там же, стб. 865, 1268 г.). Ср. снем о передаче князем-сюзереном Владимиром своего подручника, князя мазовецкого Конрада, луцкому князю Мстиславу (там же, стб. 907). 86 См. дискуссию по докладу: J. Bardach. О genezie sejmu polskiego. – «VIII powszechny zjazd historikow polskich». Sekcja VII «Historia panstwa i prawa». Warszawa, 1959, str. 5 –32, 54 – 57. ВыступлениеС. Руссоцкого – ibid., str. 48 – 51. 101 Там же, стр. 151 (1096 г.). См. еще примеры: Святополк задаривает «киян», которых он «созва», – там же, стр. 90 (1015 г.), 95 («созвав люди»); решая участь Василько теребовльского, князь «созва боляр и кыян»; ниже: «реша боляре и людье» – там же, стр. 172; митрополит передает Владимиру «молбу кыян» о примирении; ответ он везет «Святополку и кияном» – там же, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: АЗР. Т. 1. 141. С. 164-165; Т. 2. 140. С. 167-168; ПСРЛ. Т. 1-2 (по указ.); Т. 35. С. 23, 41, 55, 65, 72, 73, 82, 86, 102, 106, 118, 119, 138, 140, 159, 161, 186, 188, 207, 208, 230; АЮЗР. Т. 1. 48. С. 36-37; 53. С. 40-42; 76. С. 64-65; 80. С. 68; 82. С. 69; 88. С. 73-74; 232. С. 296-297; Иннокентий (Гизель), архим. Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев о начале славянороссийского народа и первоначалных князех богоспасаемаго града Киева… до пресветлаго и благочестиваго государя нашего царя и великаго князя Феодора Алексеевича. К., 1680 3. Köln, 1983r; Де-Витте Е. И. Древний помянник Киево-Михайловского (Золотоверхаго) мон-ря (XVI-XVII вв.)//ЧИОНЛ. 1903. Отд. 3. Кн. 17. Вып. 1. С. 3-32; Вып. 3. С. 33-48; Вып. 4. С. 49-64; 1904. Кн. 18. Вып. 1. Отд. 3. С. 65-76; Ykpaïhcьki грамоти XV ст./Niдrom. тексту, вступ. ст. i коммент.: В. М. Pycahibcьkuй. К., 1965. 5. С. 30-31; Грамоти XIV ст./Упоряд., вступ. ст., коммент. i слов.-покаж.: М. М. Пещак. К., 1974. 72. С. 134-135; Фeoдociй (Софонович), игум. Xpohika з лimonucцib cmapoдabhix. К., 1992; Lietuvos Metrika/Раг. A. Baliulis, R. Firkoviius, D. Antanaviius: Urašymu Kn. 8 (1499-1514). Vilnius, 1995. N 80. S. 126; N 83. S. 130; Idem: Viešju reikalu Kn. 7 (1553-1567). Vilnius, 1996. N 35. S. 56; N 68. S. 77; N 93. S. 100; Idem: Urašymu Kn. 6 (1494-1506). Vilnius, 2007. N 19. S. 63-64; N 202. S. 147-148; Заборовский Л. В. Католики, православные, униаты: Проблемы религии в рус.-польско-укр. отношениях кон. 40-80-х гг. XVII в. М., 1998. Ч. 1: Источники времени гетманства Б. М. Хмельницкого. 81. С. 177, 180, 182-184; 85. С. 198, 208, 211; 96. С. 240, 241, 243-246; Мицик Ю. А., прот. Документи Cb.-Muxaйлibcьkoro Золотоверхого мон-ря//Cibepяhcьkuй лimonuc. Чephirib, 2000. 6. С. 39-48; он же. Yhibepcaлu гетьмана Ibaha Мазепи Cb.-Muxaйлibcьkoмy Золотоверхому мohacmupebi у же. 2002. 2. С. 18-31; он же. З дokyмehmib до icmopiï Cb.-Muxaйлibcьkoro Золотоверхого мон-ря у XVII-XVIII ст.//Там же. 2007. 5. С. 28-43; он же. З дokyмehmaцiï Cb.-Muxaйлibcьkoro Золотоверхого мон-ря XVII-XVIII ст.: в Ocmpi)//Там же. 2008. 3. С. 52-67; 5. С. 29-51; Боплан Г. Л., де. Описание Украины. М., 2004. С. 147, 149.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

184. Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI века. М., 1987. Вып. 2. С. 418—439. Текст Послания цитируется далее по этому изданию с указанием страниц. 185. Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV—XV веков. Л., 1987. С. 120. 186. Русская историческая библиотека. СПб., 1908. Т. 6. Стлб. 289—304. Текст Поучения цитируется далее по этому изданию с указанием страниц. 187. Это — писец Сводной Кормчей, митрополичьего формулярника Син. 562 и др., см.: Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII веков. М., 1980. С. 71—80. 188. Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI века. М., 1987. Вып. 3. С. 594. 189. Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века. М., 1981. С. 112—130. Далее текст цитируется по этому изданию с указанием страниц. 190. Там же. С. 190—206. 191. ПСРЛ. Л., 1925. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 351—366. Далее текст цитируется по этому изданию с указанием страниц. 192. Адрианова–Перетц В. П. Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго//Труды Отдела древнерусской литературы. М. — Л., 1947. Т. 5. С. 73—96. 193. Соловьев А. В. Епифаний Премудрый как автор «Слова о житии и преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя русьскаго»//Труды Отдела древнерусской литературы. М. — Л., 1961. Т. 17. С. 85—106. 194. Салмина М. А. «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русьскаго»//Труды Отдела древнерусской литературы. М. — Л., 1970. Т. 25. С. 81—104; Антонова М. Ф. «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русьскаго» (Вопросы атрибуции и жанра)//Там же. Л., 1974. Т. 28. С. 140—154. 195. Срезневский В. И. Мусин–Пушкинский сборник 1414 года в копии начала XIX–ro века. С. 69. Обратим внимание, что и Дмитрий сравнивается в «Слове» с князем Владимиром: «и умножися слава имени его, яко святаго князя Володими–ра» (353). 196. Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М. — Л., 1949. С. 319. 197. Худовство» происходит от слова «худость». Словами «худость», «худостно», «худой» насыщены Похвальное слово Сергию (Тихонр. 705. Л. 106 об., 113 об., 114, 119) и Житие Сергия Радонежского (МДА, 88. Л. 321, 345 об., 346, 346 об., 347 об., 348). Приведем особенно близкие выражения: «к моей худости» (Письмо к Кириллу Тверскому), «о моей худости» (Похвальное слово Сергию: Тихонр. 705. Л. 106 об.).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010