Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Печерская (с Киево-Печерскими чудотворцами) " Различные вариации Печерской иконы нетипичной иконографии - в этом разделе. Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Печерская (С Киево-Печерскими Чудотворцами) Печерская (с Киево-Печерскими чудотворцами) Bek:XVIII Место создания: Россия Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Реставрация: Реставрирована Л.А. Мироновой в 2000 году во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э.Грабаря. Размер: 40,4 х 39,8 см Материал: Дерево, темпера Персоналии: Киево-печерские святые: преподобный Антоний (+1073), преподобный Феодосий (+1074), преподобные Ефрем Евнух, еп. Переяславский (+1097), Исайя, еп. Ростовский (+1090); Стефан, игумен Печерский (+1094), Никита затворник, еп. Новгородский (+1108); Дамиан, целебник Печерский (+1071), Иеремия, прозорливый (+1070), Матфей, прозорливый (+1085); Варлаам, первый игумен Печерский (+1065), Исаакий, затворник (+1090), Иоанн, многострадальный (+1160); Прохор, лебедник (+1107), Марк, гробокопатель и Феофил (11-12 вв.); Спиридон и Никодим, просфорники печерские (12 в.); Кукша, свящмч. (+1114), Л[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: БОГОМАТЕРЬ ПЕЧЕРСКАЯ с Печерскими чудотворцами 1790 г. ФЕДОР НИКОНОВСКИЙ. Из церкви села Голоустного на Байкале. У трона - коленопреклоненные игумены Киево-Печерской лавры Варлаам, Никон, летописец Нестор и иконописец Алипий. Внизу надпись: ПИСАЛЪ ТОТЕМСКОЙ КУПЕЦЪ ИКОННАГО РУКОВОДСТВА МАСТЕРЪ ФЕДОР НИКОНОВСКИЙ 1790 ГОДА Файл 16791.jpg:   Размер: 510x1195, 0.61 MPix, 251 Kb. Дата: 2012-03-25, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (286) , (9) . Описание: Икона Богоматери " Печерская» 1688 год. Икона Высоцкого монастыря. Извод изображения Печерской Богоматери разительно отличается от принятого канона. Богородица с Младенцем изображена не в центре композиции, а в правой ее части. Преподобные Антоний и Феодосий стоят на коленях, Младенец Христос протягивает святому Антонию четки. Автор иконы - диакон Сергий, постриженик Высоцкого монастыря, об этом свидетельстует надпись на обратной стороне иконы. Файл 26404.jpg:   Размер: 1349x1712, 2.31 MPix, 1393 Kb. Дата: 2016-03-21, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (162) , (3) .

http://pravicon.com/icon-611

Повсеместно распространенный образ пещерной подвижнической жизни, принятый на Востоке, становится у нас вследствие суровых климатических условий особым подвигом. Монах обрекался на крайне изнурительное существование среди вечной сырости, при отсутствии света и свежего воздуха. Пещерничество как специальный подвиг продолжалось и после того, как монастырь был уже выстроен над землей. Но теперь оно, как правило, соединялось с другим подвигом – с затворничеством. Наиболее известные печерские затворники – Исаакий, Никита, Лаврентий – проводили в молчании десятилетия, посвящая свою жизнь молитве и телесным подвигам. Например, Иоанн Многотерпеливый провел в затворе более 30 лет. И за все это время никто не слышал от него ни одного праздного слова, лишь слова молитвы. До сих пор в Киево-Печерской Лавре можно увидеть железные вериги этого подвижника, которые он никогда не снимал. Помимо пещерного, сурового направления духовной жизни, восходящего к преподобному Антонию, существовал и путь кротости и смирения, восходящий к преподобному Феодосию. Так, своеобразное служение миру несет монах Прохор Лебедник. Он получил свое прозвище от изобретенной им формы постничества: не есть другого хлеба, кроме приготовленного из собранной им самим лебеды. Во время голода Прохор кормил многих нуждающихся незатейливыми продуктами своей аскетической кухни. Инок Алимпий иконописец – труженик, не дающий отдыха своей руке, кроткий, никого не карающий и возлагающий надежды лишь на одного Бога. Он раздавал бедным все свои средства. По зависти Алимпий был оклеветан и гоним своими братьями. Его чудесные краски совершали исцеления. Подражает Феодосию в своем смиренном трудничестве Никола Святоша, бывший князь Святослав Черниговский, первый князь-инок на Руси. Как простой монах, он проходил послушание на братской кухне, шил одежды и работал на огороде. Не довольствуясь такими послушаниями, Николай просил у игумена назначить его привратником. Став им, он кланялся каждому входившему в монастырь и просил молитв за себя – грешного и убогого привратника. Такое смирение князя-инока вызвало бурю негодования его братьев-князей, которые просили у игумена прекратить унижения родственника и не назначать их брату никакого послушания. Однако Николу никто и никогда не видел праздным, а работая, он непрестанно произносил молитву Иисусову. После его смерти брат Изяслав, получивший исцеление от власяницы Николы, всегда надевал ее на себя перед битвой. Свои немалые княжеские средства Никола Святоша употребил на церковное строительство и на помощь бедным. Он пожертвовал в монастырь также немало книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

иеромонах Авель Краткое сказание о жизни и подвигах Старца Саровской пустыни Иеромонаха Серафима с приложением его наставлений Уважая память глубоко чтимого незабвенного старца неутомимо подвизавшегося 50-т лет в Саровской пустыне, прилагаем краткое сведение об этом приснопамятном подвижнике – Иеромонахе Серафиме. Родился он в Курске 1759 года Июля 19 дня; отец его Курский купец Исидор Мошкин, мать Агафия, при Святом крещении наречено ему было имя Прохор; он был 3-х лет, когда лишился отца своего; отец его занимался подрядами на строение церковных зданий, и при конце своей жизни, приступил к строению в Курске каменного храма в честь Преподобного Сергия Радонежского, но постигнутый смертию оставил окончательное устроение сего храма на попечение жене своей Агафии, под надзором которой в последствии времени оное и было довершено. Однажды во время строения сего храма Агафья пошла на верх здания, взяв и сына своего, бывшего тогда семи лет; когда она взошла на церковное здание, дитя Прохор отлучился от матери, и, по неосторожности, упал с высоты здания на землю; мать в страхе побежала вниз и думала найти его уже мертвым; но к удивлению и радости своей нашла его стоящим на земле совершенно невредимым; благочестивая мать усмотрела в этом особенное действие Промысла Божия, сохранившего отрока, и со слезами благодарила за сие Господа Бога. Десяти лет отрок Прохор отдан был для обучения в научение грамоте, чтению и письму; он был прилежен и показывал остроту ума. В Прохоре возгоралось пламенное усердие посвятить себя подвигам жизни иноческой, почему на 18-м году от рождения своего, получив увольнение, оставил дом, имение и мать и направил путь свой. Прежде избрания для себя какого-либо монастыря он пошел в Киев для поклонения святым мощам Угодников Божиих. Войдя в Святую Печерскую Лавру, он пал со слезами на землю пред Чудотворным образом Успения Пресвятыя Богоматери и с усердною молитвою припадал и к ракам Святых Антония, Феодосия и прочих Угодников Божиих там почивающих, прося да наставят его на путь спасения и покажут место для провождения иноческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Трудолюбие монахов, мудрые наставления старцев и благоговейное совершение богослужений стали привлекать к Саровской пустыни многочисленных паломников. В XIX веке в монастыре стало пять каменных храмов, в которых висели тяжёлые литые паникадила, имелись большие сосуды и выносилось на амвон такое огромное и тяжёлое Евангелие, что держали его два иеродиакона. В праздничные дни служители надевали изумительные, расшитые жемчугом и золотом облачения. Невзирая на внешнее благополучие, Саровский монастырь сохранил строгий устав монашеской жизни. Многие из его иноков прославились своей нравственной высотой. В Сарове начинал и закончил земной подвиг отец Назарий, знаменитый игумен и возобновитель Валаамского монастыря. Долгое время в дебрях Саровского леса в шалашах и пещерах жил схимонах Марк, давший обет молчания. Но всё-таки Саровская пустынь тогда была известна лишь в ближайшей округе. Внимание всей России к Сарову привлекло имя великого Божьего избранника преподобного Серафима Саровского . Святой Серафим родился 19 июля 1759 года в древнем русском городе Курске, откуда в незапамятные времена вышел начальник русского иночества преподобный Феодосий Кие-во-Печерский. В крещении он был назван Прохором. Его родители принадлежали к богатой и знатной семье курских купцов Мошниных, отличавшейся милосердием к сиротам и беднякам. Отец Прохора, Исидор, владел кирпичными заводами и брал подряды на строительство церквей и домов. Исидора знали как очень честного человека, усердного к храмам. В Курске Исидор Мошнин по проекту знаменитого Растрелли строил собор во имя Сергия Радонежского. Когда Прохору было три года, его отец умер и строительство завершала его мать, Агафья. Однажды Агафья взяла своего семилетнего сына на стройку. На самом верху колокольни ещё не было сделано ограждение, и резвый Прохор упал вниз. Когда насмерть перепуганная мать сбежала по ступеням, то обнаружила своего ребёнка целым и невредимым. Однажды Прохор заболел так тяжело, что домашние уже отчаялись в его выздоровлении. Во сне мальчик увидел Пресвятую Богородицу, которая обещала посетить и исцелить его. Вскоре после этого по Курску шествовал крестный ход с чудотворной Курской Коренной иконой Божией Матери. Когда начался сильный ливень, процессия свернула на двор к Мошниным. Мать Прохора попросила пронести икону над сыном. После этого мальчик стал поправляться и вскоре совсем выздоровел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного суда, родился в середине XII века в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога о сыне. С детства он рос в страхе Божием, часто посещал церковь и имел возможность учиться по книгам. После смерти родителей, раздав все имущество монастырям, церквам и бедным, преподобный ходил по городу в рубище, моля Бога указать ему путь спасения. Он принял постриг в монастыре Пресвятой Богородицы, который стоял в пяти верстах от Смоленска, на месте Селище. Проходя в нем различные послушания, преподобный усердно занимался переписыванием и собиранием книг, черпая из них духовные богатства. Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 году сан пресвитера. Святой Авраамий был строг к себе и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходившим в его келлию, беседуя равно с богатыми и бедными. Святитель Игнатий, епископ Смоленский (память 29 января/11 февраля), построил монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил в нем настоятельство преподобному Авраамию, а сам, оставив по старости епархию, поселился в нем. Преподобный Авраамий после смерти святителя Игнатия, бывшего его духовным другом, более прежнего внушал братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на Суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 года, пожив в иночестве 50 лет. Уже в конце XIII века ему была составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом. Память преподобного Авраамия празднуется 21 августа/3 сентября. Преподобный Прохор Печерский родился в Смоленске и принял пострижение в Киево-Печерском монастыре от игумена Иоанна (1089–1103). Был он великий подвижник по строгому воздержанию, вместо хлеба употреблявший лебеду, за что получил прозвище Лебедник. При этом никто и никогда не видел его печальным. По молитвам преподобного Прохора совершались многочисленные чудеса. Скончался преподобный Прохор в 1107 году и был погребен в Ближних пещерах. Память его празднуется 10/23 февраля, а также 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Макарий Московск. митр., 15, 79, 152, 156, 161, 209, 212. Макарий Оптинский старец, 369–376. Макарий Уншенский, 133. Максим Грек , 195, 207. Мария Горетти св., 26, 410. Марк пещерник, 52. Мартиниан преп., 135. Мефодий Песношский, 119. Михаил Ярославович Тверской кн. муч., 70, 253. Митрофан Воронежский св., 311. Моисей Новгородский святит., 77. Моисей Путилов преп., 365. Моисей Угрин, 51, 52. Нафанаил, 226. Никита, 49, 197. Нестор Летописец (в иноч. Стефан),  23, 25, 31–35, 37–41, 44, 65, 113. Нестор (не летописец), 22. Никандр Псковский, 233. Никита муч., 22. Никита Новгородский святит, 75. Никита Переяславский святит, 60, 78. Никифор игумен, 350. Никифор митрополит, 44. Никита святоша, 46, 67. Николай Чудотворец св., 14, 146, 262 Николай Японский еп., 115. Никон мастер, 34. Никон игумен, 49. Никон скупой, 52. Никон патриарх , 150. Нил Сорский преп., 132, 136, 137, 1622, 167–193, 194, 200–202, 205209, 215–216, 228–229, 224, 263, 348, 361, 362, 411. Нил Столбенский, 232. Ольга кн. равноапост., 14, 64, 251, 254. Павел Обнорский, 119, 127, 130, 132, 136, 192. Павел Сорский святит., 268. Павел Тобольский, 79. Паисий Величковский преп., 347–364. Паисий Ярослав., 131, 169. Парфений еп., 110., Пахомий Великий св., 387. Пахомий Логофет, 15, 76, 99. Пахомий Сербии, 82, 120. Пафнутий Боровский св., 81, 197–199, 205, 224, 230. Петр Московский митр, св., 79, 82, 152. Пимен св., 36. Пимен Многоболезненный, 51. Питирим св., 115. Поликарп Печерский монах, 45, 47,4 50. Прокопий Устюжский юрод., 241, 243–244. Прохор лебедник, 46. Прохор Ростовский, 79. Ростислав Всеволодович, 48. Савва св., 33, 56, 98. Савва Вишерский св., 133. Савва Черный, 198. Савватий св., 132–133. Серафим Саровский св., 15, 18, 32, 150, 235, 255, 385–409, 413. Серапион Новгородский архиеп., 208. Сергий Нуромский, 108, 127, 131. Сергий Радонежский св., 15–18, 32, 80, 81, 85–109, 119, 121, 136, 139, 150, 189, 192, 194, 206, 209, 214, 234, 344, 348, 409, 413. Сильвестр Обнорский, 119. Симеон Новый богослов , 191, 192, 362, 385.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Порфирий, еп. газский, 26 февр.     Потамий (речной, греч.) преп., 7 авг.     Потит (овладевший, лат.) отрок, сардинский муч., 1 июля.     Пофин (желанный, греч.) священномуч., еп. лугдунский, 23 авг.     Препедигна (весьма достойная, лат.), муч. остийская, 11 авг.     Прилидиан отрок, муч. антиохийский, 4 сент.     Принкипс (князь, начальник, лат.), муч. силимврийский, 22 авг.     Прискилла (старенькая, лат.), св. жена, 7 июня.     Приск (старый, лат.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Приск, муч. фригийский, 21 сент.     Провий (Проб — честный, добрый, лат. У греков Прова святая), муч. с Евстохием, 23 июня.     Пров (см. выше), муч. киликийский, 12 окт.     Пров (вернее Пром) египнянин, муч. палестинский, 19 дек.     Прокесс (процесс, ход, успех, лат.) муч., 11 апр.     Прокл (Прокул — далекий, рожденный в отсутствии отца, лат.), из Калипты близ Анкиры, 12 июля.     Прокл, муч. с Ианнуарием, 21 апр.     Прокл преп., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв.     Прокл патриарх, цареградский, 20 ноября.     Прокопий (опережающий, успевающий, греч.), великомуч. кесарийский, 8 июля.     Прокопий, муч. кесарийский, 22 ноября.     Прокопий Декаполит, инок и исповедник с Василием, 27 февр.     Прокопий, юродивый устюжский, 8 июля.     Прокул (см. Прокл) диакон, муч. путеольский с еп. Ианнуарием и др., 21 апр.     Прокул, муч. италийский, с Валентином еп., 30 июля.     Проскудия (Просдока, греческ. — ожидание), муч. из Иераполя, 4 окт.     Протасий (в первом строе стоящий, греч.) муч. медиоланский, 14 окт.     Протерий (древнейший, предыдущий, греч.), священномуч., патриарх александрийский, 28 февр.     Протоген (перворожденный, греч.), еп. каррийский, 25 авг.     Протолеон (первый лев, греч.) воин, муч. никомидийский, 23 апр.     Прот (первый, греч.), муч. римский, с Евгениею, 24 дек.     Прохор ап. из 70, 28 июля.     Прохор (начальник хора, греч.), преп. печерский, 10 февр.     Псой (мясо на чресиах, греч.) преп., ученик преп. Пахомия, 9 авг.     Итоломей (воинственный, греч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Года через два послушник Прохор тяжело заболел. Сначала думали, что он страдал водянкою: тело распухло, невозможно было двинуть ни рукой, ни ногой. В течение трех лет болезнь мучила его, полтора года Прохор провел в постели. Часто в тот период вспоминались слова Киево-Печерского схимника Досифея, предрекшего ему кончину в стенах Саровской обители. В эти месяцы открылось, как все в обители уважали и жалели молодого послушника; отец Иосиф часто сам служил у одра его. По просьбе болящего и по собственному усердию отслужил старец о здравии Прохора всенощное бдение и Божественную литургию, за которой больной был исповедан и причастился Святых Тайн. В тот миг, когда отец Иосиф приблизился к нему со Святыми Дарами, в правом боку Прохора открылась продолговатая рана. Сквозь нее стала истекать водянистая жидкость, причинявшая ему столько страданий. Лишь на склоне дней отец Серафим рассказал ученикам, что в ту минуту ему предстала Матерь Божия с апостолами Иоанном Богословом и Петром и, указав на страждущего, сказала: «Сей нашего рода», а затем возложила руку на голову страдальца. Таким чудесным образом был вторично избавлен от смертельного недуга. Прошло восемь лет со дня поступления Прохора в Саровскую пустынь. 13 августа 1786 года совершено было пострижение его в монашеский чин, при котором он получил новое имя Серафим, то есть, в переводе на русский, – Пламенный. В том же году монах Серафим посвящен был в сан иеродиакона. Обязанности иеродиакона отец Серафим, храня чистоту души и тела, исполнял в течение семи лет. Иногда во время богослужения он видел в алтаре близ Престола облаченных в священнические одежды ангелов, сослужащих и поющих с братией. «Сердце мое, – вспоминал старец, – как воск, таяло от неизреченной радости такого лицезрения, и не помнил я ничего, что было со мною, а только помнил, как я входил в церковь и как после служения выходил из нее». Рассказал он одному из собеседников незадолго пред кончиною и о таком его видении в бытность иеродиаконом: «Случилось мне служить с отцом Пахомием и казначеем Иосифом во Святый Великий Четверг 528 . Божественная Литургия началась в два часа пополудни, и по обыкновению – вечернею 529 . После малого выхода и паремий 530 возгласил я, убогий, у Святого Престола: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны», – и, вошедши в Царские врата, навел на предстоящих орарем 531 и возгласил: «И во веки веков». Тут озарил меня свет, как луч солнечный. Обратив глаза на сияние, я увидел Господа Бога нашего Иисуса Христа во образе человеческом, во славе, сияющего светлее солнца неизреченным светом и окруженного, как бы роем пчел, небесными силами: ангелами, архангелами, херувимами и серафимами. От западных церковных врат Он шел по воздуху, остановился против амвона и, воздвигши Свои руки, благословил молящихся. Затем Он вступил в икону, что близ Царских врат. Сердце мое возрадовалось тогда чисто, просветленно, в сладости любви ко Господу...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как и многие другие русские подвижники, Серафим вышел из состоятельной купеческой семьи. Это очень характерная черта в биографиях русских подвижников благочестия, воспитывавшихся в атмосфере мирской деловитости, свойственной их предкам в нескольких поколениях, — у них было много возможностей, чтобы наслаждаться благами этого мира и не думать об отречении от него, но снова и снова видим мы примеры того, как дух благочестия выказывает свою силу в жизни русской христианской семьи, и над многими и многими приобретает б€ольшую власть, чем земные искушения. И Прохор Мошнин был одним из тех, кто уже с юности в ничто вменял ценности этого мира. Молодого, крепкого, статного Прохора манила иноческая жизнь. В возрасте около 20 лет он пришел в Саровскую пустынь по совету, который получил во время поездки на богомолье в Киево–Печерскую лавру от спасавшегося там старца Досифея († 1788). В течение семи лет послушнического искуса старцем Прохора был иеромонах Иосиф. В 1786 г. Прохор постригся в монахи с именем Серафим. Вскоре после этого епископом Феофилом, который поддерживал тесные отношения с пустынью, Серафим был рукоположен в иеродиаконы (1793). В эти годы, как он поведал незадолго до своей кончины, ему были видения: ему являлись Преблагословенная Дева Мария и Сам Иисус Христос и благословляли его. Ни у одного другого русского святого Богородица не была в такой степени средоточием мистического опыта и предметом столь благочестивого почитания, как у прп. Серафима  . Эта черта религиозно–мистического опыта Серафима не только отличает его от современных ему подвижников, но ставит его на особое место в истории русской мистики, или, лучше сказать, русских мистических исканий. В нашей книге мы особо выделили это обстоятельство и подробно охарактеризовали его. В конце 1794 г. Серафим удаляется в маленькую лесную хижину, выстроенную в густом непроходимом ельнике, в двух часах пути от пустыни, и тут начинается его отшельническое житие, которое продолжалось 30 лет (1794–1825). Он снял с себя черную монашескую рясу и ходил в белом подряснике. На спине Серафим всегда таскал котомку, нагруженную камнями, чтобы умерщвлять свою слишком крепкую плоть, с ним всегда и везде неотлучно было святое Евангелие, под подрясником на груди он носил тяжелый железный крест весом в 20 фунтов, такой же крест носил он и на спине, на чреслах — железный пояс. Зимой он рубил дрова в лесу для своей печи, которая, однако, в сильные холода лишь немного согревала его келью, летом работал в огороде и питался тем, что сам выращивал, потом он стал питаться одной только травой снитью, которую собирал в лесу и варил. Три года, больше 1000 дней и ночей, провел Серафим в непрестанной молитве, стоя на коленях на огромном камне, с воздетыми горе руками — так совершал он подвиг столпничества. И все это было еще только началом его аскетического делания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В летописи препод. Нестора (по Кенигсб. списку, стран. 176) под летом 6620 сказано: «Того же лета Феоктиста поставиша епископом к Чернигову генваря 12 дня»; в летописи Воскресенского списка (1, 256): «Того же лета поставлен бысь игумен печерский епископом Чернигову, в Печерском монастыре бысть игумен Прохор». Если справедлива хиротония 12 января, то выходит 1113 года, потому что обе сии летописи считали годы с марта; следовательно, к двум годам после кончины Иоанновой, на какое продолжительное время не было очевидной причины, тем более, что в это все время святительствовал митрополит всея России Никифор. В Никоновом списке (II, 43) хиротония Феоктиста показана хотя и 11 января 6621(1113) года, в Новгородских летописях попа Ивана (стран. 378) и синодальной харатейной (стр. 10) означено под летом 6622(1114), без означения месяца и числа, но последнее нельзя допустить: Прохор, преемник Феоктистов, настоятельствовал в Печерском монастыре еще в княжение великого князя Святополка Михаила, а сей государь скончался в апреле 1113 года, как доказано Карамзиным в Ист. Росс. Госуд. (II, примеч. 208). В описании Киево-Печерской лавры (1831 года, стр. 133) сказано, что Феоктист, избранный в черниговского епископа 11 января 1112 года, посвящен митрополитом Никифором в Печерской церкви, и что в Печерском монастыре настоятельствовал с 1103 года. В это настоятельство Феоктист 1108 года в Печерском монастыре построил трапезницу по обету князя Глеба (летоп. но Кениг. списку, стр. 174). В том же году, по ходатайству Феоктиста, митрополитом велено по всем епископиям внести в синодики преп. Феодосия Печерского . Феоктист скончался 6 августа 1123 года. Незадолго до кончины в том же году в звании черниговского епископа он присутствовал при кончине в Чернигове князя Давида Святославича (Ист. Рос. Госуд. Карамзина II, прим. 225, 228; Воскр. лет. I, 262; Никон, списк. II, 54). 1115 года Феоктист, епископ черниговский, находился при вторичном перенесении святых мощей Бориса и Глеба (житие их в Четии-Минеи, мая 2. Ист. Росс. Татищева II, 215). В Истории Татищева (стран. 228) кончина Феоктиста означена 2 августа 1123 года. Пантелеймон

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010