«Стяжевайте (то есть приобретайте) благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благости Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных, и не по четыре или по шести на сто, но по сту на один рубль духовный, но даже еще того в бесчисленное число раз больше. Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь; более дает милостыня, милостыню творите… Так и извольте торговать духовно добродетелью…» (Из записок Николая Мотовилова). Отрочество Прохора протекало в среде, благоприятной для его духовного развития. Когда в нем стало проявляться тяготение к чтению духовных книг, к посещению церковных служб, порой весьма ранних, или же к дружбе с почитаемым в Курске юродивым, со стороны его глубоко верующей матери не оказалось никаких преград. Среди своих сверстников, купеческих детей, сын Агафии имел верных друзей, которые так же, как и он, стремились к жизни духовной. Нам известно, что четверо из них стали впоследствии иноками. Достигнув 16-ти лет, Прохор уже определенно избрал путь монашеского подвига и просил на то благословение матери. В те времена родительское благословение имело исключительное значение для детей и являлось торжественным и святым знаком благоволения Божия на избранный жизненный путь. Прохор поклонился своей матушке в ноги, она благословила его большим медным крестом, который он принял из рук ее. До конца жизни святой Серафим носил этот медный крест на груди, поверх одежды, показывая тем самым свою духовную связь со своей христианкой матерью, а также и силу родительского благословения. В городе Курске хорошо была известна Саровская пустынь [ 1 ], где пребывали в монашестве некоторые жители этого города, как, например, иеромонах Пахомий, в миру Борис Назарович Леонов, ставший игуменом в Сарове за год до поступления туда Прохора, а прежде с детских лет знавший родителей его, Исидора и Агафию. Склоняясь к поступлению именно в Саров, юный Прохор пожелал иметь подтверждение свыше на свой выбор, и для сего отправился в Киево-Печерскую Лавру, почитавшуюся, особенно в те трудные для монашества времена, несомненной главной нашей духовной святыней. Прохора сопровождали его друзья из курских купцов; все шестеро шли пешком, а пройти надо было из Курска в Киев около 500 верст.

http://pravmir.ru/velikij-serafim-svyato...

Напутствуемый благожеланиями родной матери и близких, Прохор прибыл в Киев. Величественный вид храмов киевских, обилие древних русских святынь и монастырей со множеством иноков переполнили Прохора впечатлениями, неизреченной радостью духовной. Поначалу он направился к прозорливому и мудрому затворнику Досифею, который старчествовал тогда в Китаевой пустыни, что неподалеку от Киево-Печерской Лавры. С радостью, страхом и благоговейным трепетом стучался юный Прохор в дверь затворника Досифея. И когда вошел к нему, встал на колени, обливаясь слезами, открыл свою душу, свои помыслы, умиленно прося у богомудрого старца совета, благословения и указаний, куда и к кому надлежит ему идти, где искать спасительных путей, сокрушающих зло; где тот уголок, та келия и те плиты церковные, которые приютят его для духовных трудов. Старец Досифей обласкал юношу и указал ему на Саровскую пустынь. Обрадованный и успокоенный великим затворником, юноша еще раз поклонился святыням киевским, затем ненадолго возвратился в родной Курск, в свою семью, чтобы попрощаться и окончательно уйти в глухие леса Саровской пустыни. 20 ноября 1778 года, накануне праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, 19-летний Прохор пришел в Саров. С чувством трогательного умиления увидел юный странник назначенную ему Богом обитель. Была зима, но трескучие морозы не расхолодили горячего порыва странника... Чистый, белый зимний покров целиком соответствовал состоянию богоизбранного юноши, а зеленые громады вековых сосен и елей словно подтверждали; жизнь вечна, ее нельзя сковать и заморозить, животворные силы благодатно сообщали бору вечнозеленую красоту... Думается, уже один внешний вид Саровской пустыни – этой раскрытой книги русского подвижничества – согревает русского человека. Пустынь расположена чрезвычайно живописно – на высоком обрыве. И купола Успенского собора далеко видны в окрестностях Сарова, привлекая усталого путника молитвенным уютом и монастырской тишиной. У подножья горы, на которой высится монастырь, Сатис и Саровка сливаются в одну реку. Кругом дремучий лес, и на далекие пространства вокруг никакого жилья. III

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Преподобный Прохор 140 , уроженец Смоленский, пришёл в Киев при великом князе Святополке Изяславиче и принял образ ангельский в Киево-Печерской Лавре от игумена Иоанна. Он столько угодил Богу, что удостоился дара чудотворений. Вскоре после этого настало голодное время от неурожая, а более от того, что неустройство и грабежи препятствовали привозить в Киев хлеб и соль из Галича и Перемышля. Жители отчаивались в жизни; повсюду были слышны плач и рыдание; бедные умирали на распутьях; к несчастью, если и было сколько-нибудь хлеба и соли, то и это небольшое количество находилось у жестокосердых откупщиков, которые не могли насытиться золотом. Тогда-то блаженный Прохор доказал, сколь человеколюбиво сердце его и сколько любит его Господь, всея твари Питатель. Чудотворец, своими молитвами претворяя горькую лебеду в здоровый и вкусный хлеб (что и прежде делал, только сам для себя) и пепел превращая в соль, раздавал бедным гражданам: келья его от утра до ночи окружена была множеством народа. Вот благодеяние, которое верховная власть должна бы увенчать славой и благословением! Но с преподобным Прохором случилось противное: соляные откупщики, видя подрыв своему лихоимству, так жестоко оклеветали его пред Святополком, что он вместе с чудотворцем возненавидел и всю Печерскую Лавру: не верил чудесам блаженного Прохора, начал гнать игумена Иоанна, как начальника ненавистной ему братии, и обо всей Лавре думал не иначе, как о таком месте, которое старается сделать подрыв казне государственной. Но истинная добродетель, рано или поздно, всегда восторжествует: ибо, если Святополк и слушал наветы откупщиков, то, кажется, только потому, что на военные издержки имел нужду в их деньгах. Великий князь, наконец, переменился и так возлюбил святого инока, что поклялся ему торжественно впредь не делать обиды ни одному из ближних. Этого ещё мало: князь и отшельник дали друг другу обещание, чтобы тот, кто прежде умрёт, непременно был несён к месту погребения на раменах 141 другого. Через некоторое время великий князь отправился на войну против половцев. Между тем святой Прохор разболелся и, когда почувствовал конец жизни, написал к Святополку: «Государь! Если хочешь исполнить твоё обещание, то приди в Киев. Не чести и славы желая, об этом напоминаю тебе: я страшусь, что, нарушив клятву, ты не так благополучно кончишь войну против неверных». – Прочитав это, Святополк немедленно оставил поле брани. Столь крепко держались своего слова наши предки! Хотя великий князь знал, что его присутствие нужно для воинства, но, с другой стороны, уверен был, что молитвы праведника воодушевят оное сильнее его присутствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

В городе Курске, где жила семья Мошниных, был некий Христа ради юродивый, имени которого жизнеописание преподобного Серафима не сохранило. Этот блаженный был давно замечен Прохором. Он не боялся людей, их мнения и наказания. Порой он хвалил добрые дела, а порой и обличал бесчестные поступки. Каждое слово блаженного обладало пророческим смыслом. Люди часто прислушивались к тому, что говорит юродивый. Однажды этот блаженный встретил Агафью Фотиевну с обоими сыновьями. Блаженный пристал к Прохору, заговорил с ним, а затем вдруг сказал Агафье: «Блаженная ты, вдовица, что у тебя такое детище, которое со временем будет крепким предстателем перед Святою Троицею и горячим молитвенником за весь мир!» Этот юродивый как-то особенно привязался к Прохору, полюбил его и вскоре приобрел на него значительное влияние. Боголюбивая душа Прохора только укреплялась в желании следовать путем добра и истины. Намерение Прохора стать монахом вскоре поддержала и сама Агафья Фотиевна. Она признала правильным выбор сына и отчасти стала содействовать ему. Ведь и в ней самой было сердце святой. Она не просто не отказывалась от помощи сыну, она передавала его Царице Небесной и Спасителю, доверяла его Их мощному заступничеству и покровительству. Вскоре Прохор получил свидетельство от общины города Курска о поступлении в монастырь. Прощание с родными было тихим. Агафья Фотиевна благословила сына большим медным крестом. И это материнское благословение сын носил на себе до самой кончины . Прохор со спутником отправились в Киев, на поклонение мощам преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских . Удивительно, как пересеклись судьбы святых — великого святого «последнего времени» преподобного Серафима, встречавшего людей с возгласом «Радость моя!», и «железного» Феодосия. Мать Феодосия несколько раз снаряжала погоню за сыном, чтобы вернуть его в отчий дом, а мать преподобного Серафима сама благословила своего сына на монашеский подвиг. Как и «железный» Феодосий, преподобный Серафим был младшим сыном. В одном из пригородов Киева расположена Китаевская обитель . Прохор слышал, что там подвизается схимник Досифей, Божий человек, прозорливец и великий подвижник. Однако не было ему известно того, что этот схимник Досифей в миру был девицей Дарьей Тяпкиной . Блаженная скрыла свой пол. Бог Один знает, как ей это удавалось. Долгие годы выносила труды тяжелейшего подвига. За то Господь вознаградил ее бесчисленными дарами. Будто Сама Царица Небесная вознамерилась чистыми девическими устами напутствовать будущего святого. Доверие к рассказам о прозорливости и чистой жизни старца побудили Прохора обратиться к ней за советом и благословением на выбранное поприще.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

Вначале юноша вместе с богомольцами отправился в Киев на поклонение Печерскимугодникам. Живший в Китаевской пустыни возле Лавры прозорливый затворник схимонах Досифей благословил ему идти в Саров. Вернувшись в Курск и простившись сматерью и родными, юноша отправился в Саровскую пустынь, и пришел туда 20 ноября 1778 года при настоятеле старце Пахомии.    Отец Пахомий ласково принял Прохора и отдал его в научение казначею обители иеромонаху Иосифу. Под его руководством Прохор проходил послушание в хлебне,просфорне, столярне, нес обязанности пономаря и все исполнял с усердием и послушанием. По примеру других иноков, в свободное время он уходил в лес и вполном уединении творил молитву Иисусову.    В 1780 году послушник заболел водянкой – тело его распухло, больной испытывал тяжкие страдания в течение трех лет. Собратия хотели вызвать к нему врача, ноПрохор попросил не делать этого, сказав: «Я предал себя Истинному Врачу душ и телес Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери». Старец Иосифотслужил о его здравии Всенощную и Литургию. Прохор исповедался и приобщился Святых Христовых Тайн. После причастия ему было видение: в несказанном светеявилась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном и, указав на больного, сказала: «Сей от рода нашего». Богородица возложила руку на его голову и вскорепосле этого он выздоровел. На месте явления была построена больничная церковь с приделом во имя преподобных Зосимы и Саввания Соловецких. Престол дляпридела исцеленный соорудил своими руками из кипарисового дерева, и причащался в нем Святых Тайн.    После восьми лет послушничества, в 1786 году Прохор был пострижен в мантию с наречением имени Серафим. Через год его рукоположилив иеродиакона, и шесть лет он оставался в этом сане. Служил почти каждый день. Ночи под воскресные и праздничные дни проводил без сна, в молитве. Господьудостоил его благодатных видений во время церковных служб, не раз он видел ангелов, сослуживших иереям.    Однажды за Литургией в Великий четверг преподобный лицезрел Спасителя в окружении Небесных сил, идущего от западных дверей храма к алтарю.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Блаженный Прохор, видя такое бедствие, собрал к себе золу из всех келлий и начал раздавать ее всем нуждавшимся в соли. По молитвам блаженного, эта зола оказывалась чистой солью: ее доставало не только для всех в монастыре, но и мирские люда брали вдоволь по домам своим. Святой не брал ничего за свою соль, а раздавал всем, даром. Торговая площадь становилась пустой, а монастырь был полон людьми, приходящими за солью. Тогда корысть и зависть подняли брань. Думали в это время нажить богатства за соль и оставались без всего: «они прежде продавали соль дорого – за куну две голважни, теперь отдавали десять, и никто не брал». 266 Продавцы соли явились к князю Святополку и говорили: Прохор, черноризец печерского монастыря, делает нам подрыв: он обратил к себе всех за солью, мы платим дань и не можем сбыть соли, и от того обнищали. Князь хотел и успокоить продавцов, и нажить себе богатство. Он решился с советниками держать соль в высокой цене, отнять у Прохора соль, продавать ее чрез своих, и сказал крамольникам: «для вас оберу монаха». Святополк послал взять всю соль у Прохора; когда привезли ее, он сам, вместе с крамольниками, клеветавшими на Прохора, вышел осмотреть ее, и увидали, что это – зола. Князь велел отведать ее и во рту оказалась зола. Тогда, изумясь перемене, князь велел поберечь до трех дней, чтобы видеть, что будет после. Множество людей продолжали приходить к Прохору по-прежнему за солью, и узнавши о насильственном отобрании ее возвращались с проклятиями сделавшему это. Блаженный же говорил: когда у князя высыпана будет, то ступайте, берите себе. Князь продержал золу до трех дней, и не найдя в ней ничего, кроме золы, велел высыпать ее ночью. Но высыпанная зола опять стала солью, и граждане с радостью ее брали себе. Князь, узнав о том, встревожился за свое насилие, которого нельзя было скрыть, и начал узнавать о деле. Тогда рассказали ему все дела Прохора, как о соли, изменяющейся из пепла, так и о лебедном хлебе, которым Прохор прокормил столько людей во время голода. Князь Святополк, узнав о всем, устыдился своего поступка и, прядя в печерский монастырь, примирился с игуменом Иоанном; прежде того враждовал он против него за его обличения в ненасытной страсти к обогащению и притеснении людей, и потому заточал его в Туров: но, убоясь восстания против себя со стороны христолюбивого князя Владимира Мономаха , скоро возвратил его в печерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Петр Ордынский , Ростовский, царевич, прп. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 30 июня/13 июля) Пигасий Персидский , мч. (2/15 ноября) Пимен Великий , Египетский, прп. (27 августа/9 сентября) Пимен Печерский , прп., игумен, постник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (8/21 мая; 7/20 августа; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Пимен Печерский , Многоболезненный, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (7/20 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Пимен Печерский , прп., постник, в Ближних (Антониевых) пещерах (27 августа/9 сентября; 28 сен-тября/11 октября [Печер.]) Пиор Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (4/17 октября; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Питирим Великопермский , Устьвымский, еп., сщмч. (29 января/11 февраля; 19 августа/1 сентября) Питирим Тамбовский , еп. (28 июля/10 августа) Платон Анкирский , мч. (18 ноября/1 декабря) Полиевкт Мелитинский , мч. (9/22 января) Поликарп Брянский , игумен, прп. (23 февраля/8 марта) Поликарп Печерский , архим., прп. (24 июля/6 августа) Поликарп Смирнский , еп., сщмч. (23 февраля/8 марта) Помпий Африканский (Карфагенский), мч. (10/23 апреля) Помпий Критский , мч. (23 декабря/5 января) Порфирий Газский , архиеп. (26 февраля/11 марта) Порфирий , мч. (9/22 ноября) Пров Тарсийский , мч. (12/25 октября) Прокл Калиптский , мч. (12/25 июля) Прокл Константинопольский , архиеп. (20 ноября/3 декабря) Прокопий (до мученичества Неаний) Кесарийский (Палестинский), вмч. (8/21 июля) Прокопий Вятский , Христа ради юродивый (21 декабря/3 января) Прокопий Декаполит , исповедник, прп. (27 февраля/12 марта) Прокопий Устьянский , Важский, Вологодский, Христа ради юродивый (8/21 июля) Прокопий Устюжский , Христа ради юродивый (8/21 июля) Протасий Медиоланский , мч. (14/27 октября) Прохор Печерский , Лебедник, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (10/23 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Прохор , ап. от 70-ти, из 7 диаконов, еп. Никомидийский, сщмч., ученик ап. Иоанна Богослова (4/17 января ап.]; 28 июля/10 августа) Пуд , ап. от 70-ти, сщмч. (4/17 января ап.]; 15/28 апреля)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Блаженный Прохор, видя такое бедствие, собрал к себе золу из всех келий и начал раздавать ее всем нуждавшимся в соли. По молитвам блаженного, эта зола оказывалась чистою солью; ее доставало не только для всех в монастыре, но и мирские люди брали вдоволь по домам своим. Святой не брал ничего за свою соль, а раздавал всем даром. Торговая площадь становилась пустою, а монастырь был полон людьми, приходящими за солью. Тогда корысть и зависть подняли брань. Думали в это время нажить богатства за соль и оставались без всего: «они прежде продавали соль дорого – за куну две голважни, теперь отдавали десять, и никто не брал» 72 . Продавцы соли явились к князю Святополку и говорили: «Прохор, черноризец Печерского монастыря, делает нам подрыв: он обратил к себе всех за солью, мы платим дань и не можем сбыть соли, и от того обнищали». Князь хотел и успокоить продавцов, и нажить себе богатство. Он решился с советниками держать соль в высокой цене, отнять у Прохора соль, продавать ее чрез своих, и сказал крамольникам: «для вас оберу монаха». Святополк послал взять всю соль у Прохора; когда привезли ее, он сам вместе с крамолыгаками, клеветавшими на Прохора, вышел осмотреть ее, и увидали, что это – зола. Князь велел отведать ее, и во рту оказалась зола. Тогда, изумясь перемене, князь велел поберечь до трех дней, чтобы видеть, что будет после. Множество людей продолжали приходить к Прохору по прежнему за солью и, узнавши о насильственном отобрании ее, возвращались с проклятиями сделавшему это. Блаженный же говорил: «когда у князя высыпана будет, то ступайте, берите себе». Князь продержал золу до трех дней и, не найдя в ней ничего, кроме золы, велел высыпать ее ночью. Но высыпанная зола опять стала солью, и граждане с радостию брали ее себе. Князь, узнав о том, встревожился за свое насилие, которого нельзя было скрыть, и начал узнавать о деле. Тогда рассказали ему все дела Прохора, как о соли, изменяющейся из пепла, так и о лебедном хлебе, которым Прохор прокормил столько людей во время голода. Князь Святополк, узнав о всем, устыдился своего поступка и, придя в Печерский монастырь, примирился с игуменом Иоанном: прежде того враждовал он против него за его обличения в ненасытной страсти к обогащению и притеснении людей, и потому заточил его в Туров; но, убоясь восстания против себя со стороны христолюбивого князя Владимира Мономаха , скоро возвратил его в Печерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Князь Святополк прогнал Давида к ляхам и, посадив в его городе Владимире сына своего Мстислава, сам возвратился из похода в Киев. Но он не мог одолеть Владимира, и Василько послал на них с уграми Ярослава, другого сына своего. Во время этого великого общественного нестроения и беззаконного грабления запретили пропускать купцов из Галича и Перемышля в Киев, вследствие чего во всей почти южнорусской земле не стало соли, и для народа настало великое бедствие. Видя это бедствие, блаженный Прохор собрал в келью свою множество золы со всех келий и, помолившись Господу, стал раздавать ее всем нуждающимся в соли: по молитвам святого, она оказалась чистой солью. И чем обильнее он ее раздавал, тем более она умножалась; ее в изобилии доставало не только для монастыря, но и миряне, приходя к блаженному Прохору во множестве, брали ее для себя. И за все это блаженный Прохор ничего не брал: он всем раздавал свою соль даром, кто сколько требовал, так что часто можно было видеть, что базар пуст, а монастырь святого полон народа, приходившего для получения соли. В это время диавол воздвиг великую ненависть к Прохору со стороны тех людей, которые продавали соль на торжище и теперь не получали ожидаемой прибыли. Они думали, что в те дни за соль приобретут громадные богатства, но весьма ошиблись, ибо то, что они сначала продавали по большой цене, потом уже никто не стал покупать и за бесценок. Собравшись вместе, все торговавшие солью явились к князю Святополку и стали клеветать на блаженного, говоря: «Прохор, черноризец Печерского монастыря, отнял у нас великое богатство, ибо он всех привлек к себе за покупкой соли, а мы, платящие тебе подати, не можем продать своей соли, и потому разорились». Князь, выслушав их, задумал и прекратить среди продавцов ропот, и себе приобрести богатство. Он решил с советниками своими поднять цену на соль, дабы, отняв ее у Прохора, самому продавать ее через своих слуг. Князь сказал этим слугам-крамольникам: «За вас и я ограблю этого монаха». Желая как бы угодить торговцам, он таил в себе мысль только о приобретении; самому же ему из-за зависти хотелось только причинить им зло: ведь зависть не может мириться с тем, что полезно для других.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

граждан, а некоторые остались жить с ним. Тогда святитель-изгнанник построил деревянные келлии для братии и деревянную церковь в честь зачатия св. Анны. Так положено было основание Иоаковлевскому монастырю. Ростовцы почувствовали свой грех , раскаялись пред святителем, безрассудно оскорбленным и просили его возвратиться на кафедру; но праведник, отягченный старостию, не захотел оставить тихой обители своей. Он мирно почил здесь 27 ноября 1391 г. Память св. епископа Иакова празднуется в день преставления. Мощи его почивают под спудом, в соборной церкви основанного им Иаковлевского монастыря. Празднование памяти в день преставления установлено соборным определением 1549 года (Макарий, Ист. Русск. Церкви, VIII). Рукописное сказание о житии св. Иакова хранится в Иаковлевском Ростовском монастыре. («Описание Рост. Иаковл. монастыря» С.-Петербург 1849 г., стр. 3–5). 224. Святый Прохор епископ преставися в лето 6000 месяца сентября во 2 день Посвящен из архимандритов Ярославского Спасо-Преображенского монастыря. Рукоположение его совершал в 1311 г. св. Петр митрополит. В 1314 г., епископ Прохор, во время путешествия своего с Бела-озера в Ростов, не доезжая 8 верст до Ярославля, остановился ночевать на правом берегу Волги, 8 августа и в полночь сподобился увидеть на другом берегу, при речке Толге или Толгоболи, икону Божией Матери в лучезарном свете. Там же на другой день нашли икону спутники его, что и послужило поводом к основанию, в том же году обители Толгской, на месте явления св. иконы. Чувствуя приближение кончины, блаженный Прохор местом покоя, после шестнадцатилетнего служения Ростовской церкви, избрал Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, где принял схиму с именем Трифона и переселился в вечность 7 сентября 1328 года. Место могильного покоя его обозначает каменная часовня, устроенная вблизи олтаря Преображенского храма. Не канонизирован. 225. Святый Ефрем епископ преставися в лето 6000 Современник в. кн. Владимира Мономаха (Карамзин III, прим. 27). По свидетельству св. Симона, в послании его к Поликарпу, Ефрем был постриженником Печерским и назывался епископом Суздальским. Время кончины и место погребения неизвестны. Не канонизирован.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010