А вот его брат, отец Кирилл, отвечает на вопрос о монашестве кратко: «Эта мысль сама выросла в душе». Иеромонах Прохор (Андрейчук), насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Игорь Андрейчук рос в верующей семье, но был абсолютно обычным подростком: учился в металлургическом техникуме, ходил на дискотеки, иногда возвращался нетрезвым, в себе особо не копался и уж тем более ни о каком своем призвании не размышлял. К шестнадцати годам у юноши развилась сильная аллергия, и мама, параллельно с медикаментозным лечением, подолгу молилась о здравии сына. Однажды уговорила его съездить в Дивеево. «Храмы, монашки, бесконечные богослужения… я был просто в шоке. Сперва меня это все очень удручало: день и ночь молитва, и никакой тебе комфортной гостиницы — убогий домик с удобствами на улице... Но мама каждый день молилась преподобному Серафиму Саровскому, и сердце мое потихонечку начало оттаивать», — вспоминает иеродиакон Прохор в своих заметках , которые публиковал «Фома». К концу пребывания в обители юноша вдруг проникся монастырской жизнью: осознал, что в ней нет ничего лишнего, суетного, только Бог. «Когда в день отъезда я подошел приложиться к иконе Божией Матери “Умиление”, меня вдруг пронзила мысль: я должен стать монахом». Через месяц Игорь с мамой поехали в паломничество в Псково-Печерский монастырь, и молодой человек понял, что хочет остаться там навсегда. Так и случилось — в 1995 году он поступил послушником в обитель, а через пять лет его постригли в монахи. «Самые радостные воспоминания из моей монашеской жизни — это те моменты, когда мы с батюшкой, с отцом Иоанном (Крестьянкиным), гуляли, читали каноны, акафисты на свежем воздухе под пение птичек, белочки к нам спускались, их можно было покормить из рук. Это были самые-самые радостные, благодатные, неповторимые минуты! Такое спокойствие, такой свет от него исходил! До сих пор помню, как ласково он меня всегда встречал: «Ой, Проша пожаловал!..» — вспоминает отец Прохор. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома»

http://foma.ru/kak-i-pochemu-ljudi-segod...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Преподобный Серафим Саровский Само имя этого святого означает «пламенный». Действительно, он был пламенным от самого рождения. Его отец Исидор Мошнин был активным строителем православных храмов, но рано ушел из жизни и святое дело перешло в руки матери Агафьи. С детства Божественная благодать осеняла младенца, чудесно охраняя его. Вот ребенок Серафим поднялся на высокую недостроенную колокольню. И заигравшись, не заметил отсутствия перил, поскользнулся и полетел со страшной высоты. Мать, потрясенная увиденным, почти не замечая ступеней колокольни, сбежала вниз, ожидая увидеть мертвое тельце любимого чада. О, чудо! Серафим спокойно играл на земле. А в другой раз заболел ребенок. Долго мучился он в постели, взрослые потеряли надежду на выздоровление. Но вот во сне Сама Пречистая явилась к Прохору (так до монашества звали будущего подвижника), и дело быстро пошло на поправку. Он с раннего детства посещал все богослужения, приходил в церковь первым и неподвижно стоял, упиваясь благодатными словами певчих и чтецов, славящих Господа. Отрок последним выходил их храма. Мать замечала стремление сына к монашеской жизни, его постоянное чтение священных книг, горячие долгие молитвы и дела милосердия. В 19 лет юноша объявил матери о своем желании уйти в монастырь. Родительница приветствовала его духовные планы. Перед окончательным шагом Прохор побывал в Киево-Печерской Лавре. Он преклонял колена пред нетленными мощами святых подвижников, прося благословения на монашеский подвиг. Сходил он и к Досифею-затворнику. «Иди, чадо Божие, и пребудь в Саровской обители. Да спасешься в месте этом душою своею», — благословил старец. Вернувшись домой, Прохор еще некоторое время был с матерью. Она благословила его медным крестом, и девятнадцатилетний юноша, оставив все, связывающее с миром, шагнул в Саровский монастырь. Так жизнь началась заново… В 28 лет Прохор был пострижен в монахи с именем Серафима, а вскоре рукоположен во иеродиакона.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

8 эпизодов из жизни преподобного Серафима Саровского (+клейма иконы) Житие преподобного Серафима Саровского в клеймах иконы. 1 августа, 2015 Житие преподобного Серафима Саровского в клеймах иконы. Отец Прохора Мошнина (будущего преподобного Серафима) был не только богатым купцом, но и глубоко верующим человеком. Он на свои деньги взялся построить в Курске величественный храм в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского (с 1833 года — Курский Сергиево-Казанский кафедральный собор). Во время строительства юный Прохор оступился и упал с колокольни. Господь сохранил его невредимым. Получение благословения на монашеское житие от преподобной Досифеи На семнадцатом году в Прохоре созрело желание монашества. Он отправился в Киев на поклонение святым угодникам Печерским и за наставлениями к старцам. Подвизавшийся близ Лавры прозорливый старец-затворник Досифей (с именем «Досифей» подвизалась в затворе в Китаевой обители старица высокой духовной жизни), которого посетил Прохор, одобрил намерение юноши принять иночество и указал на Саровскую пустынь как место его спасения и подвигов. Пострижение в монашество В течение восьми лет юный Прохор был послушником Саровской пустыни, затем игумен постриг его в монашество с именем Серафим, что означает «пламенный». Житие преподобного Серафима в Саровской пустыни Еще через восемь лет Серафим испросил у игумена благословение на новый подвиг — пустынножительство и поселился в глухом лесу в нескольких километрах от монастыря. Со временем подвижник усугубил труды, взял на себя особый подвиг — столпничество. Каждый вечер на закате преподобный поднимался на большой гранитный камень, лежавший в лесу на полпути от обители его кельи, и до рассвета с воздетыми к небу руками повторял молитву мытаря «Боже, милостив буди мне, грешному». Однажды на преподобного Серафима напали разбойники и стали требовать у него денег. Не встретив сопротивления, они жестоко избили подвижника, проломили ему голову и сломали несколько ребер, а затем, не найдя ничего, кроме иконы и нескольких картофелин, бежали. Разбойников поймали. На суде преподобный Серафим просил простить их.

http://pravmir.ru/8-epizodov-iz-zhizni-p...

В Киево-Печерской Лавре Вошел юноша Прохор в Саровскую обитель как раз накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Иеромонах Пахомий направил Прохора в научение старцу Иосифу. Началась монашеская жизнь. Подражая старцам, молодой послушник раньше всех приходил в храм, выстаивал все длинные монастырские службы и уходил из храма последним. И еще жалел, что служба окончилась. И продолжал службу Богу в своей келье и на различных послушаниях, которые тоже являлись молитвенным делом. Саровская пустынь тогда была в Нижегородской губернии, на границе с Тамбовской, в Темниковском уезде, между речками Саровкой и Сатисом, притоками Оки. В древности здесь было языческое городище Сараклыч. Основал пустынь в 1706 году иеромонах Исаакий. Саровская обитель была насильственно закрыта большевиками в 1927 году. Послушаний в обители было множество. С детства привычный к труду, быстрый и расторопный, Прохор везде был у места: и при выпечке просфор, и в столярне, и в кузнице. Был и будильщиком, то есть поднимал братию к молебну, и пономарем, читал Псалтирь, Часы, Апостол. Он никогда не был праздным. Слово «скука» было ему незнакомо. Всегда он творил вслух или про себя Иисусову молитву, повторяя эти спасительные несколько слов: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». И вот по прошествии времени уже сама эта молитва полилась из сердца, не допуская в него никаких помыслов, кроме одного — служить Господу. Но вот снова болезнь поразила Прохора. К тому времени он был горячо любим старцами и братией. Все три года, пока он тяжко страдал, за ним ухаживали собратья. Их помощь он принимал, а от врачебной отказался наотрез. «Предаю себя истинному Врачу душ и телес наших — Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери». И однажды ему стало так плохо, что все думали: умрет. Отслужили молебен, Литургию, причастили. И в эту ночь к преподобному явилась Богоматерь. «Сей от рода Моего», — сказала Она. И вот у Прохора в боку образовалось отверстие, из которого вытек гной. Выздоровев, Прохор изготовил престол для придела храма во имя соловецких святых Зосимы и Савватия.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

В Киеве Прохор с усердною молитвою и слезами припадал к св. мощам угодников Божиих, особенно преп. Антония и Феодосия, пламенно умоляя их благословить его намерение н наставить на путь спасительный. Обходя и отцов, там подвизавшихся, он прослышал, что не далеко от св. Лавры Печерской, в Китаевской обители спасается затворник по имени Досифей, жизни истинно богоугодной и имеющий дар прозорливости. Пришедши к нему Прохор упал к ногам его, целовал их, раскрыл пред ним всю свою душу, просил наставлений и благословения. Прозорливый старец, уразумев его намерения и провидя в нем доброго подвижника Христова, указал ему для вселения на Саровскую обитель и благословил его, сказавши в заключение: «гряди, чадо Божие, и пребуди в Саровской обители; место сие будет тебе во спасение; с помощью Божией, там окончишь ты и свое земное странствование. Св. Дух, сокровище всех благих, управит жизнь твою во святыне. В Сарове и настоятель Пахомий богоугодной жизни, последователь преподобных отцов наших Антония и Феодосия». Беседа блаженного старца Досифея окончательно утвердила юношу в добрых намерениях. Кажется, теперь никакие препятствия, никакие обольщения, не сильны отклонить его от решимости вступить в Саровский монастырь. Отговевши, исповедавшись и причастившись св. Таин, поклонившись еще раз св. угодникам Киево-Печерским, он направил стопы свои на путь и, охраняемый покровом Божиим благополучно прибыл опять в Курск, в дом матери своей. Здесь он прожил еще несколько месяцев, даже ходил в лавку, но торговлей уже не занимался, а читал душеспасительные книги в назидание себе и другим, которые приходили поговорить с ним, расспросить о св. местах и послушать чтения. Это время было временем его прощания с родными и с родиной. Мать хотя и знала о решении Прохора вселиться в Саровской обители, даже соизволяла ему, но когда наступил последний час, когда Прохор стал прощаться с нею, она, благословляя его, говорила: «ты бы меня прежде похоронил, а потом и шел бы в монастырь». Из договаривавшихся идти с ним вместе, двое отправились теперь же, а прочие прибыли раньше его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

С любовью прилежал благочестивый отрок к книжному учению, изучая Священное Писание и другие божественные и душеполезные книги, весь ум свой вперив к Богу, любовью к Которому пламенела его чистая душа. Между тем старший его брат занимавшийся торговлей, понемногу стал приучать к ней Прохора, но сердце отрока не лежало к этому делу: душа его стремилась стяжать себе духовное сокровище, нетленное и неоскудываемое. Не имея возможности посещать в будничные дни божественную литургию, Прохор, несмотря на то, не пропускал почти ни одного дня без посещения храма Божьего и с рассвета поднимался, чтобы прослушать утреню; в воскресные же и праздничные дни он особенно любил заниматься на свободе чтением духовно-назидательных книг причем иногда читал вслух и своим сверстникам, но более предпочитал уединение и безмолвие. От матери Прохора не утаилось направление её сына, но она не противоречила его желанию. И вот когда благочестивому юноше исполнилось семнадцать лет, он твердо решил оставить мир и, с благословения матери, напутствовавшей его медным крестом с которым с тех пор никогда не расставался, посвятил себя иноческой жизни. Оставив мир блаженный отправился сначала на богомолье в Киево-Печерскую лавру, где один прозорливый затворник по имени Досифей, провидя в юноше доброго подвижника Христова, благословил его идти спасаться в Саровскую пустынь . – Гряди, чадо Божье, – говорил прозорливый старец юному подвижнику, – и пребудь в Саровской обители; место сие будет тебе во спасение; с помощью Божьей, там окончишь ты и свое земное странствование. Святой Дух Сокровище благих управит жизнь твою в святыне. Повинуясь завету прозорливого старца, Прохор пришел в Саровскую пустынь, где с любовью был принят настоятелем пустыни, старцем Пахомием иноком кротким и смиренномудрым много подвизавшимся в посте и молитве и бывшим – образцом иноков. Провидя благое произволение Прохора, Пахомий определил его в число послушников и отдал в научение старцу, иеромонаху Иосифу, бывшему казначеем обители. Находясь в келейном послушании у старца, Прохор с ревностью исполнял все монастырские правила и уставы и различные братские послушания: в хлебне, в просфорне, в столярне; кроме того, он исполнял в храме обязанности пономаря. Никогда не бывал он праздным, но постоянною работою старался предохранить себя от скуки, которую считал одним из опаснейших для инока искушений.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Никон, преподобный Никон Черногорец, преподобный Нил Синайский , преподобный Нифонт, архиепископ Новгородский О Обадия, каган Олег Вещий, князь Олег Святославович, князь Олег Святославович, князь Ольга, св. равноапостольная, великая княгиня Онуфрий, епископ Черниговский Ориген П Павел, апостол Пархоменко В. Перун Петр, апостол Петр Муромский, преподобный Поликарп, архимандрит Поликарп Печерский, инок Поппе А. Порфирий, епископ Черниговский Посевино А. Предислава, княжна Приселков М.Д. Прохор, игумен Печерский Прохор Лободник, преподобный Р Рейнберн, епископ Колобжегсий Роман Мстиславович Волынский, князь Роман Ростиславович, князь Рогвольд Ростислав Всеволодович, князь Ростислав Мстиславович, князь Ростислав Святославович, князь Ростислав Рюрикович, князь Ростислав Юрьевич, князь Рюрик, великий князь Рюрик Ростиславович, князь Рыбаков Б.А. С Святополк Окаянный, князь Святополк Изяславович, великий князь Святослав, великий князь Святослав Всеволодович, князь Черниговский и Киевский Святослав Ольгович, князь Святослав Ярославович Черниговский, князь Сильвестр, епископ Переяславский Симон, епископ Владимирский Симеон, царь Болгарский Смиргал Спиридон Просвирник, преподобный Стефан, игумен Стефан Сурожский, св. Стефан Торонский (Асохик) Стрибог Т Татищев В.Н. Твердислав, посадник Титмар, епископ Мерзебургский Траян, император Тупочело, тиун Ф Феврония, преподобная Федор, митрополит Федор (“Феодорец”), клирик Федор, епископ Белгородский Федор варяг Федор Студит, преподобный Феодорит, епископ Кирский, блаженный Федотов Г.П. Феоктист, епископ Черниговский Феоктист Печерский, преподобный Феодосий Печерский , преподобный Феопемпт, митрополит Феофелакт, митрополит Севастийский Феофил, епископ Готорский Филарет (Гумилевский) , архиепископ Филипп, епископ Херсонесский Флоровский Г., протоиерей Фома, апостол Фома венецианец Фома пресвитер Фотий, патриарх Х Хорив Хорс Ш Шахматов А.А. Шмуер А. Щ Щапов Я.Н. Щек Ю Юрий Владимирович Долгорукий, князь Юрий Всеволодович, князь Юстиниан Великий , император

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» 30 Май 2022 Реставраторы впервые провели 3D-ckahupobahue пещер Псково-Печерского монастыря. Какие открытия они сделали, рассказывает телеканал «Россия-Культура» . Старая усыпальница скрыта за иконой Воскресение Христово. Здесь, под слоем песка, в нижних пещерах реставраторы обнаружили неизвестные ранее керамиды-надгробные плиты. Единственное в древней Руси явление погребального искусства, известное только в Псково-Печерском монастыре. В 60е годы прошлого века специалистами описано около четырехсот. Выполнялись из глины, металла, известняка. Самые первые датируются 1558 годом. Иеромонах Прохор готовит научную публикацию с новыми данными. Сходу идентифицирует одну из находок. «Приносить огромное, даже внутреннее душевное удовлетворение, когда мы из разбитых осколков, как вот пазлы, как некую мозаику сможем выложить и восстановить утерянную надгробную плиту», – рассказал благочинный Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Иеромонах Прохор. В подземных галереях-пещерах с разветвлениями на сотни метров – тысячи погребений от начала основания монастыря. Пещеры хранят свои тайны хранят столетия. По преданиям, исчезнувшая библиотека Иоанна Грозного может находится тоже здесь. 3D-ckahupobahue лабиринтов улиц делается впервые. Исследование, которое позволяет видеть буквально сквозь стены, показало: подземная галерея, в которой находился главный вход в Успенский собор, соединялась с пещерами. Сейчас она закрыта поздним захоронением и мраморной плитой. «Мы находимся при входе и при захоронении, которое является одной из стен этого хода. Оно тоже является памятником и подлежит охране», – сообщил автор и научный руководитель проекта реставрации Михаил Фриновский. Реставраторы уверены, что первый вход в самый древний собор монастыря – Успенский – находился здесь под землей. Стены этой улицы исследуют с помощью зондажей. Открывают древнюю кладку, кованые связи и кирпич-плинфу, который использовался с домонгольского периода до конца XV века. Появление монастыря датируется 1473 годом. «Мы делаем зондажи, очищаем от раствора, смотрим материал», – поделился помощник архитектора Роман Перий. Специалисты АНО «Возрождение», которые ведут работы, предлагают восстановить исторические габариты улицы, устроить современную систему гидроизоляции, провести инъектирование стен, восстановить историческую фактуру сводов галереи. Но главной задачей остается реставрация керамид. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/restavratory-vperv...

Перевод с иконы «Русские святые», написанной в 1814 г. иконописцем- старообрядцем Петром Тимофеевым, интересен тем, что в этой композиции представлено одновременно 189 святых Древней Руси. 67 В середине иконы изображены (сверху вниз): Святая Троица, крест и престол с орудиями страданий Иисуса Христа, пророк Самуил, София Премудрость Божия. 68 Вправо и влево от середины расположено по 11 рядов святых и подвижников, обращенных к центру иконы. Весь перевод разделен на 8 таблиц (Атлас,   224 – 231 ), каждая из которых публикуется в Атласе под собственным номером. Мы даем перечень всех персонажей иконы, начиная с нижнего ряда от центра вправо и влево. Атлас,   224 . Изображены справа налево: Антоний Печерский, Феодосий Печерский , Антоний Римлянин, Кирилл Белозерский, Зосима Соловецкий, Савватий Соловецкий, Евфросин Псковский, Иосиф Волоцкий . Атлас, 225 . Изображены слева направо: Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский, Никон Радонежский, Кирилл Новоезерский, Димитрий Прилуцкий, Александр Свирский , Антоний Сийский, Максим Грек . Атлас,   226 . Изображены справа налево. 1-й ряд снизу: Моисей Угрин, Алимпий Печерский, Иоанн Многострадальный, Марк Гробокопатель, Прохор Печерский, Исаия Печерский, Феодор Печерский, Василий Печерский, Агапит Печерский. 2-й ряд снизу: Авраамий Ростовский, Авраамий Смоленский, Макарий Желтоводский, Пафнутий Боровский, Александр Ошевенский, Пахомий Кенский, Никодим Кожеозерский, Кирилл Челмский (Челмогорский), Диодор Юрьегорский. 3-й ряд снизу: Даниил Переяславский, Амфилохий Глушицкий, Иринарх Ростовский, Герман Соловецкий, Трифон Печенгский, Варлаам Керецкий, Евфимий Архангелогородский, Мартирий Зеленецкий, Антоний Дымский. Верхний ряд: Александр Вологодский (Куштский), Корнилий Палеостровский, Паисий Галичский, Иринарх Соловецкий, Савва Сторожевский, Ферапонт Белозерский, Мартиниан Белозерский, Филипп Белозерский, Варлаам Важский. Атлас, 227 . Изображены слева направо. 1-й ряд снизу: Никита Столпник Переяславский, Макарий Калязинский, Михаил Клопский, Ефрем Перекомский, Савва Вишерский, Ефрем Новгородский (Новоторжский), Нил Столобенский, Савва Крыпецкий (Псковский), Никандр Псковский. 2-й ряд снизу: Дионисий Глушицкий, Корнилий Комельский, Павел Комельский, Александр Куштский, Григорий Пельшемский, Сергий Обнорский, Стефан Махрищский, Галактион Вологодский, Иоасаф Каменский. 3-й ряд снизу: Феоктист Новгородский, Козьма Яхромский (Владимирский), Евфимий Суздальский, Андроник Московский, Михей Радонежский, Кирилл Астраханский, Авраамий Вологодский (Печенгский), Тихон Калужский, Стефан Вологодский (Комельский). Верхний ряд: Нил Сорский , Тихон Луховский, Арсений Новгородский, Сергий Валаамский, Герман Валаамский, Иаков Костромской (Любимоградский), Геннадий Костромской, Арсений Коневский, Савва Московский.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Итак, Святополк послал отобрать у Прохора всю соль. И когда она была привезена, он пошел сам посмотреть на нее вместе с теми крамольниками, которые клеветали на блаженного. И все здесь увидели, что пред их глазами – пыль. Тогда князь приказал попробовать некоторым эту соль, но она оказалась пылью и на вкус. И все они дивились этому изменению и недоумевали. Потом князь, желая достоверно узнать, чем все это чудо кончится, приказал эту пыль сохранить до трех дней. А между тем к святому Прохору приходило множество народа, дабы изъять от него соли, но, узнав о ее разграблении, возвращались без нее, проклиная того, кто это учинил. Блаженный же Прохор сказал им: «Когда эта соль будет выброшена князем вон, тогда подите и соберите ее себе». Действительно, князь, продержав эту соль у себя до трех дней и ничего не видя в ней, кроме пыли, приказал выбросить ее. Но после того, как ее высыпали, она снова превратилась в соль. Граждане, узнав об этом, стали стекаться на это место и с радостью собирали соль. Когда совершилось это дивное чудо, князь, нанесший святому такую обиду, пришел в ужас. Он не мог скрыть этого чуда, так как оно совершилось пред всем городом, и вот он начал исследовать, что бы это означало. Тогда ему рассказали все, что совершил блаженный Прохор, – не только о соли, претворенной из пыли, но и о хлебах из лебеды, которыми он кормил такое множество народа, и как эти хлебы становились сладкими, когда их брали из рук блаженного с его благословения, и как, наоборот, они казались горькими, когда кто их брал тайно. Услышав все это, князь Святополк устыдился своего поступка; отправившись в Печерский монастырь, он примирился с игуменом Иоанном. Прежде же он имел вражду на него за обличения в ненасытной алчности и в притеснениях народа. Он за это даже заточил Иоанна в Турове 1300 , но, убоявшись заступничества христолюбивого князя Владимира Мономаха , скоро с честью возвратил его в Печерский монастырь. После этого чуда Святополк стал иметь великое усердие к Пресвятой Богородице и к преподобным отцам Антонию и Феодосию Печерским ; блаженного же Прохора он весьма почитал и ублажал, считая его истинным рабом Божиим: он дал ему слово не причинять больше никому никакого насилия; при этом утвердил это обещание следующим уговором: «Если, по воле Божией, я прежде тебя умру, то ты своими руками положи меня во гроб, дабы показать твое незлобие ко мне; если же ты преставишься прежде меня, то я, взяв гроб твой на свои плечи, сам внесу тебя в пещеру, чтобы получить от Господа прощение в моем тяжком пред тобою грехе».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010