Указания на Личность и Божество Каждого из Лиц Святой Троицы с упоминанием Их имен, причем так, что, как правило, они не вместе, а в отдельности бывают, но указываются имена, личные свойства Бога То, что Бог Отец, – это не вызывает никаких сомнений (“Иегова”). Есть разные имена Сына Божьего там, где Сын Божий упоминается именно как Сын Божий. Одно из имен Сына Божьего – Ангел Иеговы. Казалось бы, в данном случае речь идет об Ангеле, а не о Боге, но уж очень здесь, в этих текстах, этот Ангел Иеговы наделяется всеми свойствами Существа Божьего. Поэтому эти места свв. Отцы понимали как мессианские, т.е. то, что пришедший на землю Мессия будет Бог, с одной стороны, а с другой стороны, как указание на промыслительную деятельность Сына Божьего в этом мире. Потому что промыслительная деятельность Лиц Св. Троицы различна, поэтому здесь указание на Промысл Божий в различных оттенках. Исх. 3 – явление Ангела Иеговы при Неопалимой Купине. О других явлениях я вам уже говорил: явление Агари (дважды), Аврааму (в тот момент, когда он приносит в жертву Исаака Быт. 22:10–18 ; там упоминается Ангел Иеговы). Место из Ис. 63:8–10 – “Он (Господь) был для них Спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их. По любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние. Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его”. Здесь речь идет о промыслительной деятельности Божией, а точнее Сына Божьего как водителя Израильского народа: “По любви Своей и благосердию Своему Он искупил их.” Второе имя – Премудрость. Как имя Сына Божьего – в книге Притчей, 8:22–31. Если вы прочтете внимательно, то увидите, что здесь говорится и о самостоятельном личном бытии, и о безначальном рождении от Бога, и о посредничестве при творении мира. Евангелие от Иоанна, 1:1–3 и 14 – сопоставьте эти места, там тоже говорится об имени Божьем. Здесь свойства перечисляются такие же, как в книге Притчей. В неканонической книге Премудростей Соломона говорится о природе и свойствах Премудрости – то, что Дух Разумный, Святый, Единородный, Светлый, Чистый, Всевидящий и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Но зло, побежденное, не отходит; оно опять изыскивает повод, чтобы оклеветать праведника даже перед Всеведением Божиим. Оно говорит теперь так: все это, что исчезло у Иова, есть лишь ценность внешняя; но вот коснись самого его, благословит ли он тогда Тебя? «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» ( Иов. 2:6 ), – то есть, вот он, делай с ним, что хочешь, только сохрани его жизнь. Ничего внешнего не бывает без попущения Божиего, волос не падает с головы. Попускаемый огонь зла должен выявить, выплавить подлинное золото добра. И вот Иов в проказе. Страшная, лютая болезнь постигла его, болезнь, которая в то время лишала людей права жить в селениях, общаться с людьми. «И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел» ( Иов. 2:8 ). Скоблил, чтобы как-либо успокоить, хотя бы временно, нестерпимый зуд умирающего, заживо разлагающегося тела. И здесь приступает к Иову одно из самых страшных искушений, которое бывает более остро, чем искушение самого сатаны. Это – искушение от близкого человека. Жена подходит к Иову и говорит ему: «Ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога, и умри!» ( Иов. 2:9 ). Действительно, ужасное это искушение, но Иов говорит жене: «Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими» ( Иов. 2:10 ). Здесь мы воочию видим удивительное состояние ветхозаветного праведника, состояние, которое, скажем прямо, редко кому в полноте доступно даже из современных христиан. И хотя каждый верующий человек догадывается об этом состоянии и считает его высшим, но к себе не прилагает и не стремится приложить. Это состояние есть, по существу своему, состояние богоусыновления, когда все, что совершается в мире, все, что совершает или попускает Промысл Божий, делается для человека «своим», «родным». И если кто-нибудь из людей может восстать на Бога из-за несчастья в мире, этим он духовно отделяет себя, отсекает от великой заботы Божией, выплавляющей вечное из временного, и, значит, не признает Божий мир своим миром. Человек призван участвовать в жизни этого мира как сотрудник Божий. Суд же и управление миром принадлежит Тому, Кто в миллионы и миллионы раз мудрее, справедливее и могущественнее человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Иудейские учители искажали многие заповеди, толкуя их свободно, по своему усмотрению. Но в том, что касается четвертой заповеди: «помни день субботний», они впадали в другую крайность и применяли ее с чрезвычайной строгостью. Их мелочность в толковании Закона была всем известна. Строящие ограждения вокруг Закона обыкновенно делают требования его еще строже, забывая нередко о принципах самого Закона. Самое печальное, что в сердцах их не был ясно написан Божий Закон. Ни в одной секте иудаизма никогда не было правила, чтобы человек мог быть осужден на смерть за нарушение субботы. Однако фарисеи исполнены такой ненависти ко Христу, что уже замышляют Его убийство. Христос оправдывает Своих учеников, которые срывали колосья в субботу, и показывает, что законно в этот день делать то, что диктуется нуждою. Что же сделали Его ученики? Они шли со своим Господом засеянными полями, и взалкали. Они были голодны, и Промысл Божий устроил так, что их путь проходил через поле спелого хлеба. У Бога много способов снабдить пищей Своих людей, когда это необходимо. Для Христа и Его учеников была предложена очень скромная трапеза, но они были довольны ею. И мы видим, как соблазнились этим фарисеи. Они ни за что не хотели позволить им спокойно съесть эту пищу. Как смели ученики Христовы срывать и растирать в ладонях колосья в субботний день! С точки зрения законоучителей, это было делание – своего рода жатва. Ученики Христовы мало что могли сказать в свое оправдание. Но у Господа было что ответить фарисеям. Он оправдывает Своих учеников примерами из Священной истории, которые и для самих фарисеев не могли не быть святым образцом. «Разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?» В том, что Давид ел хлебы предложения, проявилось не его достоинство, а обыкновенный голод. Самые великие не свободны от законов естества, и о нуждах самых малых печется Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но прежде всего христианин должен иметь в виду, что этим миром управляет Бог, а не человек, и за Ним остается окончательное «да» или «нет». Пускай некоторые люди, по своей злобе соучаствуя в делах диавола, творят беззакония и создают разные проблемы в семьях, обществах и даже целых странах, но без попущения Божия они не имеют над нами никакой власти. Когда Пилат допрашивал Владыку Христа, стоявшего перед ним, подобно Агнцу, то Христос не отвечал на его вопросы. Тогда Пилат спросил: Мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус сказал: Ты не имел бы надо Мною никакой власти если бы не было дано тебе свыше ( Ин. 19:10–11 ). Эти слова – указание нам на то, что мы должны иметь несомненную веру в то, что все, что случается в мире, происходит с Божьего попущения. В том, что сейчас творится в мире, в экономическом кризисе наших стран, виноваты мы сами, все это последствия злоупотребления материальными благами и неправильного управления экономикой. Теперь нам осталось лишь просить Бога о том, чтобы Он вмешался в нашу жизнь Своим Божественным Промыслом и избавил нас от этих бедствий. Каким образом Бог может нам помочь? Если человек от всего сердца обратится к Нему, раскаиваясь в своем неправильном поведении, признает, что до сегодняшнего дня он вел безбожную и пустую жизнь, тогда Господь призрит на его смирение и окружит своим Божественным Промыслом. Ведь зло совершается мире не только из-за того, что этого желают некоторые богоотступники, наущаемые диаволом, но и мы сами своей греховной жизнью удаляем от себя Промысл Божий. Насколько удаляется человек от Бога, настолько сближается с диаволом, и, как следствие, на него обрушивается гнев Божий в виде различных потрясений, сокрушающих и утомляющих его. Ветхозаветные пророки всегда называли грех и отступление от Бога причиной бед и катаклизмов, находящих на людей. Они предрекали грядущие скорби человечеству, призывая его к покаянию и изменению образа жизни. К сожалению, люди не раскаивались в своих злых делах. Они насмехались над пророками, а чтобы те не мешали им наслаждаться грехом, некоторых из них изгнали, некоторых избили и даже умертвили Иоанна Предтечу, обличившего в грехе Ирода. Когда же гнев Божий находил на народы, то вместе с ними мучились и пророки. Именно поэтому они так высоки в очах Божиих, ведь несмотря на то, что пророки безвинно страдали вместе с народом, они наставляли людей и руководили ими на пути спасения. Каким образом пророки учили народ избегать бедствий и скорбных обстояний? Пророки понимали, что никакими человеческими усилиями сделать это невозможно. Они призывали народ к покаянию и исправлению жизни, то есть к изменению способа мышления, к обращению к Богу Отцу. Они говорили: «Если обратитесь, то придет на вас милость Божия и дальнейшая ваша жизнь наладится сама собой».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

Не надо додумывать за меня в каком я " окопе " . Разберитесь со своим положением в пространстве. Если не согласен с Вашим мнением, это не значит, что мне дорог Запад и всё, что с ним связано. 37. фильма «Матильда», снятого, к сожалению, на деньги налогоплательщиков, в том числе и православных христиан, в котором возводится хула на Государя Императора берут с нас подати и на эти деньги поносят Государя и богохульствуют! не порядок.... . Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4. ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. 5. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. 6. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. (Послание к Римлянам 13:3-6) 36. Ответ на 35., Абазинский: На Сталине не было Царской крови, потому Господь дал именно ему земную власть над Россией в самый страшный период ее истории.Во-первых, если мы исходим из того, что " революция это великое преступление " , то революционеры согласно этому определению великие преступники. Во-вторых, ну да, если достижения советского периода, то партия коллективный их созидатель. Если преступления, то сразу поврозь ответственность. Странная, если не сказать страшная, логика. В-третьих, и чья кровь на нём - русская? мордовская? чеченская? польская? Каким устройством будете определять? В-четвёртых, не путайте Промысл Божий и Попущение Божие. Промыслом власть даётся из рук Божиих - Государи российские Помазанники Божии. Попущением люди предоставлены сами себе, своей человеческой воле делать что им вздумается - революции, " революционные преобразования " и " вожди в законе " . Что вы получите , если добьётесь своей цели ? Что это вам даст ? И что это даст России ? Вы задумывались над этим вопросом ? -------------- Вот вы , в одном окопе со всей могущественной и злой силой зверя , убеждаете всех , что Сталин " редиска " ит.д.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/15/kt...

О. Бог есть свет, а грех есть тьма. Вместе они быть не могут. И потому согрешившие праотцы были изгнаны из рая и подпали проклятию за свою греховность, – оказавшись под властью духа-губителя, Диавола: вся природа пришла в расстройство, и вместо рая жизнь на земле сделалась юдолию (долиной) плача. Человек стал подвержен болезням и страданиям, в поте лица своего должен был добывать себе хлеб свой, а жена – в болезнях рождать своих детей. А закон смерти стал всеобщим – как для человека, так и для возглавляемой им природы. В. Прекратилась ли деятельность Божественная в мире после того, как закончилось творение мира и человека? О. Нет, Сила Божия и теперь действует в мире – во благо всем тварям и, в особенности, человеку. Деятельность эта называется ПРОМЫСЛОМ БОЖИИМ. В. Что такое – промысл Божий? О. Промыслом Божиим называется попечение Бога о мире и человеке, по которому Господь сохраняет и направляет установленные в природе законы и силы, а когда этого бывает недостаточно, чудесно помогает людям, особенно – в деле их спасения. Ведь, в самом деле: всё доброе в жизни человека не случайно бывает и не нами создаётся, – а от Бога нам подаётся, как и сказано: «всякое даяние благое и всяк дар совершен – свыше есть, и сходит, от Него – Отца светов» ( Иак. 1, 17 ). В особенности нам, христианам, в Нагорной проповеди Господь говорит: «взгляните на птиц небесных; они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их. – Вы не гораздо ли лучше их» ( Мф. 6, 26 ). Об этом же Промысле Божием говорит и весь псалом 90-й – «Живый в помощи Вышнего». 2-й и 3-й члены Символа веры В. Как учит нас наша вера о Личности Спасителя нашего, Иисуса Христа? О. Он есть БОГОЧЕЛОВЕК, так что в Нём две природы, а с ними и две воли: Божественная и человеческая. По Божеству Он есть Единородный и Единосущный Сын Божий, т. е. такой же истинный Бог , как и Бог Отец. 20 В пасхальном Евангелии мы слышим: «и Слово (т. е. Сын Божий) стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу – как ЕДИНОРОДНОГО от Отца» ( Ин. 1, 14 ). И Сам Иисус Христос сказал: «Я и Отец – одно» (значит – ЕДИНО СУТЬ) ( Ин. 10, 30 ); отсюда и слово ЕДИНОСУЩНЫЙ. И, в то же время, по человечеству, родившись от Пречистой Девы Марии, Он есть такой же человек, как и мы, – во всём подобный нам, кроме греха. Явившись на земле для Нового Завета, Он чрез ангела получил имя ИИСУС (СПАСИТЕЛЬ, или – Врач и Исцелитель), а чрез пророков – ХРИСТОС, что значит ПОМАЗАННИК. 21

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

18. Пророк Исаия видел на престоле Господа во славе и шестокрылых Серафимов вокруг Него. Двумя крылами покрывали лица свои и двумя – ноги и двумя летали и взывали: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его (6, 2–3). 19. Серафим взял угль горящий и прикоснулся устам пророка и сказал: Се, прикоснуся сие устнам твоим, и отымет беззакония твоя и грехи твоя очистит, и это знамение было во образ тайны Тела и Крови Христовой, во освящение человека (6, 6–7). 20. И великое знамение Сам Господь даст: се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил (7, 14), и это – пророчество о рождестве Христовом. 21. Христос Бог возвеличит Заиорданскую страну, Галилею языческую; и народ, ходящий во тьме, увидит свет великий, на живущих в стране тени смертной свет воссияет, ибо в Царствие Божие призываются не только иудеи, но все народы земные (9, 2). 22. Яко отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, егоже началство бысть на раме Его, и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века – здесь пророк воспевает гимн славы Сыну Божию, Господу Иисусу Христу (9, 6). 23. Пророк царя ассирийского, который прошел землю с мечом и за беззакония наказал народы, называет лишь секирой, пилой, жезлом и палкой, ибо им движет Промысл Божий, а за надменность и гордыню и за то, что не воздал славу Творцу неба и земли, сам будет наказан (10, 15). 24. Народ Божий спасен будет, ибо возложат упование на Господа Иисуса Христа, Святаго Израилева, и остаток обратится к Богу, хотя Израиль был числом как песок морской – только остаток его обратится к Иисусу Христу (10, 22). 25. А спасение сынам Израилевым и язычникам от Господа Иисуса, ибо изыдет Он как жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет, и почиет на Иисусе Христе Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия (11, 1–2). 26. Господь Иисус Христос будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого (11, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Услышав об этом, Павлин сказал своей супруге: – Видишь ли, если бы ты отдала нищему последний хлеб, то не потонул бы в море последний корабль с пищею. Только по причине скупости многих Бог погубляет их имущество Угодник Божий Павлин был родом из Аквитании 1 . Во время мирской жизни он был одним из старших сенаторов при римском императоре. Он был благочестивой жизни и боялся Бога 2 . Супруга его по имени Тарасия, по вере и добродетелям своим была подобна своему мужу и также была благочестива. Не имея собственных детей, они брали убогих сирот и заботились о них, как о своих детях, питая их и поучая страху Божию. Со дня на день они преуспевали во всякой добродетели и обильно раздавали милостыню нищим. Наконец они и сами пожелали, ради угождение Богу, стать нищими. Они продали свое большое имение и, раздав все нуждающимся, сами жили в добровольной нищете, подобно людям убогим, и возлагали свое упование на промысл Божий. Раз, когда они уже сильно обнищали, пришел к ним нищий просить милостыни; но у них не было ничего, кроме одного хлеба. Блаженный Павлин посоветовал своей супруге – и этот последний хлеб отдать нищему. – Нам поможет, – говорил он, – Бог , а мы не пожалеем дать просящему ради Бога. Тарасия, однако, не дала, но сохранила хлеб ради собственной нужды, так как в тот день не было ничего у них самих на обед. В это время вошел к блаженному Павлину посланный от одного его богатого друга – с извещением, что ему отправлено этим другом морским путем множество пищи, и вот один, последний корабль, именно с пищей, потонул и погиб в морских волнах. Услышав об этом, Павлин сказал своей супруге: – Видишь ли, если бы ты отдала нищему последний хлеб, то не потонул бы в море последний корабль с пищею. Только по причине скупости многих Бог погубляет их имущество. После того, оставив вместе с имуществом и славу мирскую, и все интересы мира сего, они вышли из Рима в страну Кампанию 3 , так как там было оставлено ими себе на пропитание одно незначительное поместье. Они поселились в городе, называемом Нолою 4 , вблизи гроба святого мученика Феликса 5 , и там работали Господу, скрываясь от мира. Но не могла долго таиться добродетель Павлина. Ради нее он был взят, по принуждению, на престол Ноланской церкви, и против воли принял епископский сан 6 . Он управлял своею паствою свято и неусыпно, как верный и мудрый домоправитель, «которого господин поставил над слугами своими» ( Лк.12:42 ) 7 . Он питал своих овец не только пищею духовною, научая и наставляя их, а грешников приводя к покаянию и обращая каждого на путь истины, но заботился и о телесной пище и обо всех нуждах овец своих, – питал и одевал нищих и убогих, сирот и вдовиц, а плененных выкупал на свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavlin_Nolansk...

Слово архимандрита Гедеона (Губки) при наречении во епископа Георгиевского и Прасковейского 17 ноября 2012 г. 19:02 17 ноября 2012 года в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Гедеона (Губки) во епископа Георгиевского и Прасковейского. При наречении архимандрит Гедеон обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом.  Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Богомудрые архипастыри, святители Церкви Христовой! Промыслом Божиим и изволением Великого Господина и отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода призван я, недостойный, к высокому служению в Церкви Христовой. Ныне предстою пред вами, святители Божии, с покорностью приемля святую волю Господа нашего Иисуса Христа, указанную мне через ваше решение о моем избрании епископом Георгиевским и Прасковейским. Уповая на Бога и помня Его Слова, обращенные к пророку Исаии: «Я избрал тебя и не отвергну тебя:не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:9-10), прошу Господа о Его всесильной помощи ко мне грешному. Вижу особый промысл Божий в том, что будущая моя кафедра носит название святой великомученицы Параскевы, моей любимой святой с детского возраста. Вот уже более двадцати лет я несу послушание в храме ее имени. Возглавляю так называемое Пятницкое подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Со страхом и трепетом и осознанием крайнего своего недостоинства пришел я сегодня сюда, молитвенно взывая к Небесному Отцу: «Отче! Не моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Не смею допустить мысли считать себя достойным этого сана, сознавая свою греховность, но боюсь и отказаться от него, слыша слова Господа, обращенные к согрешившему Петру: «Любишь ли ты Меня? паси агнцев Моих, паси овец Моих» (Ин. 21:15-17). Святой Иоанн Златоуст, объясняя это место Евангелия, обращает внимание на то, что в доказательство любви к Себе Господь потребовал от Петра подвига пастырства. Почему же так велико в очах Господних пастырское служение? Потому, что пастыри, по выражению апостола Павла, есть «соработники у Бога» (1 Кор. 3:9). Христос пришел на Землю восстановить падший образ Божий в человеке.

http://patriarchia.ru/db/text/2597764.ht...

6. Законническое иудейство Эпоха ветхозаветных пророков сменилась дисциплиной закона, поставившей себе целью воспитать в духе пророческой этики все общество Израиля и создавшей в действительности то иудейство, которое было отвергнуто Христом. Однако номистическую дисциплину нельзя считать исторически случайным падением еврейского гения, и иудаизм не следует ставить только в личную вину тем его представителям, с которыми имел дело Христос. В том и заключался трагизм иудаизма, что он составлял необходимое следствие основоположительных начал еврейской религии, что на его долю выпало достроить здание на ранее заложенном фундаменте, так что достройка предопределялась прежней работой. Иудаизм с необходимостью обнаружил наиболее рельефно ту ограниченность, которая входила в существо еврейской религии, и начала номизма были положены деятельностью пророков. Это настолько бесспорно, что последние пророки, начиная с Иеремии и Иезекииля, уже входят в сферу номизма. Мы покажем существенную связь еврейского пророчества с иудаистическим законничеством. Время пророков было временем крупнейших исторических катастроф, которые тяжело отзывались на судьбе Израиля. Проникнутые глубокою верою в божественный промысл и столь же глубокою любовью к своему народу, пророки в ходе всемирной истории созерцали суд Божий. Для них вся история есть дело промысла Божия, откровение правды Божией: она имеет один центральный пункт – время решительного суда Божия. Это «день Иеговы», «тот день», «то время». Страшен «великий день Иеговы». «День сей есть день гнева, день скорби и тесноты, день ужаса и опустошения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен» 463 . В изображении этого «дня» сказалась вся глубина живой веры пророков, для которых Иегова был Владыка истории, и весь ужас исторических катастроф, ложившихся невыносимою тяжестью на народ Божий. В этом дне Иеговы принимают участие все народы и вся природа. Этот день – «время народов» 464 , когда Иегова колеблет небо и землю, море и сушу, и потрясает все народы 465 , когда Он явит знамения на небе и на земле 466  более сильные, чем были знамения при выходе из Египта 467 : тогда солнце превратится во тьму и луна не будет светить 468 , и объятые ужасом люди будут ходить как слепые 469 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010