Беседа XXII. О первом члене символа веры. О промысле Божием Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимыми Вы знаете, братие, что, по свидетельству слова Божия, Бог есть наш Промыслитель. Промысл Божий простирается на все творения, особенно же на человека. Бог, говорили мы с вами, дарует ему все необходимое для жизни, оберегает его от всякого зла, особенно заботится Он о праведниках, Он же промышляет о всем роде человеческом, устрояет царства, возвышает или смиряет народы. Этот промысл Божий научает нас, братие, прежде всего славить и благодарить Бога, Который по благости Своей промышляет о нас. «Когда будешь есть и насыщаться», говорится в книгах Моисеевых, «тогда благословляй Господа Бога твоего за добрую землю, которую Он дал тебе» ( Втор.8:10 ). «За все благодарите Господа: ибо такова о вас воля Божия во Иисусе Христе», убеждает апостол Павел ( 2Сол.5:18 ). Если, братие, Господь промышляет о нас, то мы должны возлагать нашу надежду на Него в полной уверенности, что все, что с нами ни случается, Он устроит ко благу, и все бывает по воле Его. Не две ли птицы, говорил Иисус Христос, ценятся единым ассарием? И ни едина от них падет на земли, без Отца вашего. Вам же и власи главнии вси изочтени суть. Не убойтеся убо: мнозех птиц лучше есте вы ( Матф.1:29–31 ). «Все, живущии на земле, ничего не значат», говорится в книге пророка Даниила, «по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противится руке Его и сказать Ему: что Ты сделал?» ( Пс.4:32 ). Царь Давид исповедует: «с небес смотрит Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает Он, взирает на всех живущих на земле. Он сотворил все сердца их; Он и вникает во все дела их» ( Пс.32:13–15 ). Надеясь на промысл Божий, мы должны, братие, обращаться к Богу с молитвою во всех наших нуждах, памятуя слова Спасителя: аще вы лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, колъми паче Отец ваш небесный дает блага просящим у Него ( Мф.7:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Глаголю же вам, яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих. Аще же сено сельное днесь суще и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает, не много ли паче вас маловери! ( Мф.6:28–30 ). Все, что ни случается с человеком, все происходит по воле Божией. Не две ли птицы, говорит Иисус Христос, ценятся единым ассарием? и ни едина от них падет на земли, без Отца вашего. Вам же и власи главнии вси изочтени суть. Неубойтесъ убо, мнозех птиц лучше есте вы ( Мф.10:29–31 ). Промысл Божий оберегает человека от всякого зла и защищает от опасности. В послании к Коринфянам апостол Павел, сказав, что Господь избавил его от близкой смерти, высказывает надежду, что Он и всегда избавит его. И действительно Апостолу много приходилось пострадать, и Господь избавлял его от всех опасностей. «Много раз был я», говорит он, «в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе ( 2Кор.1:10; 11:26–27 ). От всех этих опасностей Господь избавлял Апостола, подобно ему избавляет и нас от наших опасностей. Возведох очи мои в горы, говорит св. Давид, отнюдуже прииде помощь моя. Помощь моя от Господа сотворшаго небо и землю. ( Пс.100:1–2 ). Блажен, ему же Бог Иаковль, – помощник его, упование его на Господа Бога своего, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим, Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники, Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет и путь грешных погубит ( Пс.145:5–9 ). Особенно промысл Божий простирается на праведников. Хотя, как всеблагий, Бог промышляет о всех людях, каковы бы они ни были, сияет солнце Свое, как говорит Иисус Христос, на злыя и благия, дождит на праведные и неправедные, однако на праведниках сосредоточивает Он особое попечение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Очи Господни на праведные, и уши его в молитве их: лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли помять их. Воззваша праведнии и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их ( Пс. 33:16–19 ). Милость Господня от века и до века на боящихся его: и правда его на сынех сынов, хранящих завет его, и помнящих заповеди Его творити я ( Пс.102:17–18 ). И апостол Павел говорит «знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» ( Рим. 8:28 ). Промышляя в частности о человеке, Господь промышляет вообще о всем роде человеческом. Он устрояет царства, возвышает или смиряет народы. Сам поставляет царей над народами. Владеет Вышний царством человеческим, и ему же восхощет дастъ е ( Дан.4:22,29 ), той поставляет цари и преставляет ( Дан.2:21 ), говорится в слове Божием. Итак, по свидетельству слова Божия, Бог, сотворивши мир, не оставил его, а продолжает заботиться о нем, дает жизнь и все необходимое для жизни тварям и человеку. Однако, братие, этот промысл Божий о человеке не дает права ленивым людям ничего не делать для своего сохранения. Сам Бог в четвертой заповеди говорит: шесть дней делай и сотвори в них вся дела твоя. Апостол Павел завещал пастве своей, говоря: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Слышим, что некоторые у вас поступают безчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» ( 2Сол. 3:10–12 ). Точно также и народная мудрость выразила необходимость труда при надежде на Бога в известной пословице: «на Бога надейся, а сам не плошай». Каждого из нас Господь одарил различными силами и способностями. Это есть дело промысла Божия. Господь наделил ими нас для того, чтобы мы употребляли их в пользе своей и ближних своих и в славе Создателя и Промыслителя нашего. Исполняющий трудолюбиво и свято дело свое, какое бы оно ни было, содействует таким образом промыслу Божию. – С другой стороны, братие, надеясь на промысл Божий, мы не должны подвергать себя намеренно и безрассудно каким-либо опасностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Суть же моего вхождения в Церковь в том, что я не свое воспринимаю как озарение, а Божие откровение становится моим, все церковное наследие начинает восприниматься как личное, не узурпированное мною, но ставшее таковым через мое приобщение к нему. Но то-то и оно, что если мое личное не вплетется во всеобщее, я не смогу к этому всеобщему приобщиться, присоединиться, ибо здесь достоинство и синергия всех и каждого при непосредственном Божием руководстве и формируют это церковное пространство 6 . Основой нашего православного Предания, наряду со Словом Божиим, Священным Писанием, является Предание Литургическое, которое разделяет нас в значительной степени с миром католическим и тем более с миром протестантским, то есть с западной традицией (не говоря уже о мире нехристианском и атеистическом). Не зная Церкви, этот мир не может понять и принять Предания. Но Церковь ощущается, как было уже сказано, изнутри и не может быть воспринята без усилия вхождения: «стучите, и отворят вам» ( Мф 7:7 ). Мы опознаем Предание через выявление, прочтение Божиего замысла об истории, о мире, который мы определяем как Промысл Божий. Это – Промысл Божий, потому что это событие спасительно, и это событие спасительно, потому что это – Промысл Божий, ибо Господь хочет спасения всякого человека, всего мира. Литургия спасительна, потому что на ней хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Спасителя, а «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин 6:54–56 ). Она спасительна, потому что на ней собирается вся Церковь , как частички вокруг Агнца на дискосе, своей круглой формой символизирующем собрание верующих, экклесию. Эти частички во время проскомидии вынимаются из просфор как за живых, так и за усопших, то есть за всех 7 , а не за часть Церкви, несмотря на то, что наша человеческая память ограничена, и мы не можем во время помина припомнить всех. Собираясь вокруг Агнца, камня, отвергнутого строителями (см. Пс 117:22 ), они, формируя конус, напоминают известную картину Верещагина, но если у художника груда черепов в пустыне – это Апофеоз войны, то частички на церковном сосуде – это Апофеоз жизни и бессмертия, ибо у Бога – все живы 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

11 . Прародители наши чрез грех лишились блаженства; и мы, их потомки не блаженствуем; но назначение Божие человека к блаженству пребывает неизменным: потому что Бог, по милосердию Своему, и уклонившегося от блаженства человека предназначил к блаженству чрез Сына Своего, Иисуса Христа, Спасителя мира. 12 . Слово Божие так говорит об этом: Бог избрал нас в Нем (в Сыне Своем) прежде создания мира, т. е. еще прежде сотворения мира всеведущий Бог положил спасти нас чрез Иисуса Христа ( Еф.1:4 ). 13 . Но к блаженству Бог предопределил только тех, которые веруют в Спасителя и идут указанным Им путем к блаженству. Тех же, кто не верует и живет не по Закону Божию, Бог осудил на вечные мучения. В деле спасения Бог не стесняет свободы человека: свободно человек пал, только свободою может и восстать от падения. Бог своею помощью (благодатью) только наклоняет человека к добру и отклоняет от зла, не делая однако принуждения его свободе 18 . д) Промысл Божий о мире и человеке 14 . В Символе веры Бог называется Вседержителем , потому что все, что ни есть на небе и на земле, Он содержит в Своей силе и воле, т. е. над всем владычествует и всем управляет. Слово Вседержитель – то же, что Промыслитель . Сотворив мир, Бог не оставил его без своего попечения или, по-славянски, промышления. Он сохраняет все твари, особенно человека, направляет их ко благу, всякому добру помогает, а возникающее зло пресекает или обращает к добрым последствиям, например, разные беды, болезни и т.п. 15 . О Промысле Божием в отношении к миру и в особенности к человеку так говорит Сам Иисус Христос: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? ( Мф.6:26 ). Весь 90-й Псалом царя Давида „Живый в помощи Вышняго“ есть изображение Промысла Божия о человеке 19 . 16 . Пример на Промысл Божий о человеке представляет собою в Житиях Святых (в Прологе) некто огородник. Живя трудом, он, в надежде на Промысл Божий, весь свой избыток раздавал бедным и – пользовался благоденствием. Злой дух внушил ему следующую мысль: Злой дух внушил ему следующую мысль: „Не имея ничего в запасе, чем он будет жить, если захворает?“ И огородник перестал помогать бедным, а начал копить деньги. И действительно случилось, что он скоро заболел; стал лечиться, и все пролечил, а выздороветь, не выздоровел. Тогда он раскаялся в своем грехе и Бог исцелил его, и он снова начал благотворить бедным, ничего не оставляя для себя, и прожил до смерти благополучно . О втором члене Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Что же мы можем сделать в этом состоянии? Прежде всего нам надо иметь непоколебимую веру в то, что Бог управляет всем. Не те управляют, кто думает, будто правит миром. Вспомним, что когда диавол пошел ко Христу, показал Ему все царства земные и сказал: «всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне, то Христос сказал ему: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 9–10), – и отринул его. Существуют люди, которые полагают, будто мирскими и человеческими уловками можно достигнуть всего. Конечно, если ты несешь ответственность за что-то, ты должен сделать всё по силам своим и использовать все обстоятельства, чтобы достичь наилучшего результата, коль скоро тебе вверена ответственность за корабль, которым ты правишь. Но прежде всего ты должен знать, что миром управляет Бог, а не люди, и именно Он скажет да или нет тому, что происходит в мире. Злоба людей может подстроить всё, что задумала; диавол и его орудия могут воздвигнуть проблемы для людей, семей, стран и всего мира, но они не имеют никакой власти над людьми, если Бог не позволит им этого. Поэтому когда Пилат расспрашивал Христа, а Христос ничего не отвечал, то Пилат сказал Ему: «Мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» – и Христос ответил ему: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19: 10–11), то есть «ты не мог бы сделать Мне ничего, если бы не позволено тебе было от Бога сделать, что хочешь». Следовательно, нам нужно иметь глубокую и непоколебимую веру в то, что не будет ничего больше или меньше того, что позволит Бог. Мы также виновны во всех этих трудностях и терпим их последствия из-за своей безрассудности, легкомыслия и всех тех плохих действий, которые совершили. Но, несмотря на это, мы призваны просить у Бога явить Свой Промысл о нас, чтобы Он помог нам, спас и сохранил. Как же так получается? Когда человек в великом покаянии встанет пред Богом, признавая свое плохое до этого момента поведение и дурные навыки, признавая, что жизнь его была поверхностной и безбожной, когда он покается и заплачет пред Богом, тогда привлечет к себе Божий Промысл. Потому что всё это зло происходит не только из-за того, что так захотели некие люди, имеющие свои планы, и диавол, стоящий за их спиной и дергающий их за веревочки, но и оттого, что и мы реально, живя вдали от Бога, оттолкнули от себя Промысл Божий своими грехами и безрассудством. Естественно, что чем больше человек отдаляется от Бога, тем больше приступает к нему враг нашего спасения, его захлестывают злоба и бури и он становится уязвимей для всего случающегося в его жизни.

http://pravoslavie.ru/62504.html

В глубоком и ясном познании истины жизни, т.е. воли Божественной, действующей в истории и в природе, и во всецелом, добровольном, радостном подчинении ей по любви к ее воплощению во Христе заключается единственное средство освобождения человеческой воли из состояния рабства твари в состояние разума и свободы. «Если пребудете в слове Моем, – сказал Иисус Христос, – то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин. 8, 31–32 ). «Я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» ( Ин. 15,15 ). Итак, Промысл Божий не может сопровождаться отрицанием свободы воли тех, которые стремятся к свободе истинной; что касается других, то они все равно ее не имеют – не имеют истинной и полной свободы. Однако и они (т.е. люди, не стремящиеся достигнуть свободы согласованием своей воли с волей Божественной и не умеющие молиться: да будет воля Твоя!) – и они не совсем лишены свободы в низшем, чисто психологическом значении слова. Если Промысл ограничивает свободу их действий, то свобода желания всегда остается при них. «Свобода созданного существа, – справедливо замечает один богослов, – состоит не столько в совершении действий, сколько в желании действий, возможных по обстоятельствам. Итак, когда Бог отказывает в средствах для выполнения воли, то Он не ограничивает свободы желания и только удерживает последствия желания» 66 . В этом, в настоящих земных условиях, полагает сущность свободы (свобода желать) и христианская религия, по учению которой Бог вменяет человеку не столько действия, сколько настроения и побуждения, или намерения, при совершении их 67 ; к этому свобода сводится и на практике, или в опыте, что хорошо известно каждому и что прекрасно выражено в одном месте у Шекспира: «Наша воля с волей судьбы расходится так сильно, что нам редко свои намерения исполнить удается. Мысль – наша собственность; ее же исполнение зависит не от нас» (Гамлет, действие 3-е, сцена 2-я) 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

чтобы тварь... могла твердо стоять в бытии, как причастная подлинно сущего от Отца Слова... и не подверглась бы тому, чему могла бы подвергнуться (т. е. небытию), если бы не соблюдал ее Бог Слово». Мироправление    Приведя мир в бытие, Бог назначил каждому существу свои цели.     Чрез Него все успешно достигает своего назначения, и все держится словом Его (Сир.43:28).    Преп. Иоанн Дамаскин говорит: «Промысл есть воля Божия, которой все существующее надлежащим образом управляется».    О Промысле Божием как единстве мирохранения и мироправления учит свят. Афанасий Александрийский: «Как музыкант, настроив лиру и искусно сводя густые звуки с тонкими, и средние с прочими, производит одно требуемое сладкогласие; так и Слово — Божия Премудрость, содержа вселенную, как лиру, и что в воздухе сводя с тем, что на земле, а что на небе — с тем, что в воздухе, целое сочетавая с частями и обращая Своим мановением и изволением, прекрасно и стройно производит единый мир и приводит единый мир в порядок». 2.6. Предметы Божественного Промысла и виды Промысла    Для некоторых античных авторов было характерно представление, согласно которому только очень немногое в этом мире является достойным Божественного Промысла. Цицерон, например, говорил: «Боги пекутся о великом, а малым пренебрегают». Но христианское учение утверждает, что и весь мир в совокупности, и все мельчайшие частицы его имеют ценность перед Богом и поэтому Промысл Божий распространяется на весь мир.    Христианский апологет середины II в. Афинагор Афинский пишет: «Ничто ни на земле, ни на небе не изъято из управления и провидения Божия, и попечение Творца простирается на все сокровенное и явное, малое и великое. Ибо все сотворенное имеет нужду в Промышлении Творца, и каждое существо в частности, относительно своей природы и назначения, для которого оно создано». По словам Климента Александрийского, «учение, следующее Христу, мир этот производит от Бога и промышление Его видит даже в мелочах...».    Священное Писание также ясно свидетельствует, что Промысл Божий распространяется на все мироздание: Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Эти слова означают, что шестым днем закончилось дело творения и что, следовательно, создание. Адама и Евы было последним творческим актом. Но в словах «почил от всех дел Своих», нельзя, конечно, видеть указания на то, что Бог, сотворив человека, совсем устранился от мира и человека и всецело предоставил их собственной судьбе. Напротив, вся Библия, каждая библейская книга, – можно сказать, каждая глава, каждый стих ее свидетельствует, что Творец не оставляет Своего творения, но непрестанно отечески заботится о нем. «Забудет ли женщина грудное дитя свое?, но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя», говорит Бог человеку через пророка Исаию, представляя самую беззаветную любовь матери лишь слабым отображением Своей любви к людям ( Ис. 49:15 ). «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» ( Мф. 7:11 ). «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» ( Мф. 6:26 ). Это попечение Бога о мире и человеке называется промыслом Божиим. По определению Катехизиса, промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которыми Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее, через удаление от добра, зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям. Промысл Божии заключается: 1) в охранении мира, в поддержании неизменного действия его законов и сил, и 2) в управлении миром, в содействии к достижению предназначенных ему целей. Простирается промысл Божий на все существующее в мире: на великое и малое, на мир невидимый и видимый, на общие мировые события и на отдельные незначительные проявления жизни, на весь человеческий род и на каждое живое существо, на всякого человека порознь. Существа свободно-разумные, т. е. ангелы и люди, испытывают на себе особенное попечение Божие и особенно нуждаются в нем, так как для них существует не необходимое, бессознательное исполнение законов Творца, а или свободное послушание Его воле, или столь же свободное отступление от нее, противление ей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010