Промысл распространяется на всех людей – не только на праведников, но и на грешников. Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ). Об этом же говорят многие евангельские притчи: о пропавшей овце, о потерянной драхме, о блудном сыне. Каждый человек и его благо являются предметом Божественного попечения. Однако Промысл Божий неодинаков обо всех людях. Мы не знаем, по какой причине Промысл Божий более проявляется в жизни одних и менее в жизни других. Тем не менее, можно утверждать, что Бог больше промышляет о людях благочестивых, нежели о грешниках, хотя и последние не изъяты из действия Промысла. Об этом говорит Священное Писание: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин.14:21 ); Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога Живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных ( 1Тим.4:10 ). Естественный Промысл есть такой образ промышления о мире, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством дарованных сил и законов, и судьбы Божии приходят в исполнение по естественному течению вещей, от Бога установленному, только под промыслительным надзором Божиим. Ты поставил землю, и она стоит ( Пс.118:90 ). В Пс.148:6 о солнце, звездах и всех родах существ сказано, что Бог поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет. Сверхъестественный Промысл есть промышление и управление миром посредством чудес. Чудеса – это поразительные действия или события, имеющие истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием, совершаемые Богом для достижения важных религиозных целей. В Священном Писании для обозначения чудес используются два слова: «силы» и «знамения». Слово «силы» содержит указание на то, что чудо есть проявление силы Божией, что действительная причина этого события лежит вне естественных законов природы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Архиепископ Александр (Голицын) перефразирует святого Дионисия Ареопагита: «Промысл – это Бог, когда это касается творения». «Все вещи так или иначе связаны с Провидением, как их универсальным источником и причиной». «Божественный Промысл действует во всем, и нет такой вещи, которая пребывает вне его». Многое из того, что Дионисий говорит о Промысле, находится под началом Божественных Имен. Божие творение, защита, направление всего ко благу, воспитание, любовь и т.д., и все имена, под которыми является Бог (Ветхий Денми, Царь Царей и др.), – это Его Промысл. И в этих действиях (именах) Он являет себя познаваемым для нас. Но спущусь с небес на землю и скажу нечто обыденное. Мы живем посреди действия Промысла Божия. То, что мы существуем, и как мы существуем, – это Его Промысл. Все вокруг нас отражает действие Его благой воли, направленной на наше благо и спасение. Апостол Павел описывает это так: «…открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1, 9–10). Мы живем посреди действия Промысла Божия Конечно, мы сталкиваемся с рядом трудностей и неприятностей, вещей, которые выглядят как противные нашему благополучию и спасению. Эти проявления человеческой свободы происходят не по воле Божией. Но даже при их наличии действие Божьего Промысла делает наше благо и спасение возможными, о чем апостол Павел пишет: «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Так, по всем направлениям и на всяком пути, мы сталкиваемся с Божественными Энергиями, его совместными действиями от имени всех и для всех. И существует путь к «видению» этих действий (энергий): практика непрестанного благодарения за все. Да, именно благодарность являет сердцу сокровенные действия Бога. Это делание утишает страсти и, как выражение наших человеческих энергий, объединяет нас с Промыслом, за который мы благодарим. В Святом Крещении, когда крещаемый отвечает «сочетаюсь с Христом», заключается договор: моя жизнь – это Его жизнь, и Его жизнь – моя. Здесь говорится, что воля Божия, проявившаяся в высшей степени и до конца в жизни, смерти и воскресении Христа, есть и моя воля тоже. Мы исповедуем, что наши жизни, вместе с их целью и смыслом, раскрываются в благой воле Бога, по мере ее реализации.

http://pravoslavie.ru/140927.html

Что же тогда такое Промысл Божий? Как соединяется он с тем, что мы видим вокруг, как соотносится тот факт, что ничто не может противиться воле Божией, с происходящим? «Ничто не может противиться»… Это как раз не факт. Наделив нас свободной волей, Господь дал нам эту возможность – противиться Ему, если мы выберем подобный путь. Создавая человека, Он, по неизреченному смирению Своему, «подвинулся, чтобы уступить ему место», – так говорил об этом уже почивший в Бозе афонский старец Емилиан, игумен монастыря Симонопетра. А Промысл… Его действие непостижимо и велико. Мы не можем его оценивать, анализировать, объяснять удовлетворительным образом: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так Мои пути выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших ». Мы можем его лишь созерцать. И если у нас есть при этом хоть немного смирения и благоговения, то нечто мы обязательно увидим – самое главное увидим… Промысл Божий таков, что и совершив бессчетное множество ошибок, грехов и даже преступлений, мы можем всем этим не погубить себя, свою жизнь – вечную, а порой и временную. Мы можем понять, что все плохое, что случалось и случается в ней, не «кто-то сделал с нами», но мы – с собой и с кем-то. Возможно, мы уверены, что конкретно в этом зле, в этой беде, в этой смертоносной вражде мы не виноваты, возможно, мы убеждены, что нас незаслуженно бьют по правой щеке. Но у нас есть наша левая щека – та наша нечистота, посредством которой мы все равно становимся причастными к процессу уничтожения существующего и вовлекаемся в него. Промысл Божий позволяет нам вырваться из этого гибельного водоворота, ужаснуться от осознания того, где мы оказались. Задуматься, почему это произошло. Увидеть не только то, что привело в эту очередную критическую точку общество, страну, мир, но и то, что привело в нее конкретно нас. Оценить свой личный вклад в общее дело распада и разрушения. И вернуться к началу. Вернуться к Нему. Вот что нам нужнее всего. Не спор с Богом. Не предъявление Ему претензий. Не обвинение Его в чем-то. А покаяние

http://pravoslavie.ru/150492.html

Преподобный Исаак Сирин утверждал, что вне искушений человек не может усмотреть Промысл Божий, напротив: Промысл познается человеком в том, что Бог непрестанно посылает ему печали [CLXXIII]. Действительно, ведь Христос обещал Своим ученикам: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). Мало того, порой Промысл Божий попускает греховные поползновения и помыслы, приводя через них человека к смирению. " В нашей воле подвизаться в добре и уклоняться от худого... Постыждаемые бесчестием, мы боимся, возбуждаемые же честью, приносим благодарение Богу и простираемся к добродетели. Бог умножил сих пестунов, чтобы ты, освободившись от них... не забыл Господа Бога твоего, не уклонился от Него и не впал в многобожие... Потому-то страданиями и страстями Бог умножил в сердце твоем памятование о Нем... Ибо откуда узнать бы тебе такую Его промыслительность и благопопечительность, если бы не встретилось тебе ничего противного? " [CLXXIV] Скорби и страдания, посылаемые человеку, имеют промыслительный и спасительный смысл, о котором свидетельствует Священное Писание: Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю (Откр. 3, 19); кого любит Господь, того наказывает (Притч. 3, 12). Это, разумеется, никак не может вместить в себя куцый житейский разум. Именно он принимается роптать на Бога при столкновении с земными печалями и невзгодами. Однако Промысл Божий, даже и проводя человека долиною смертной тени (Пс. 22, 4), не оставляет Своего попечения о душе человека и не дает ему скорбей, превозмогающих его силы: верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10, 13). Ибо " Бог оставляет в пренебрежении тех, кого признает недостойными исправления... Поэтому нужно думать, что те, которые удостоились бичевания и исправления от Господа, принимаются уже в разряд сынов и удостаиваются любви Божией " [CLXXV]. Даже и богооставленность может иметь для человека промыслительный, " домостроительный " , спасительный смысл. Преподобный Максим Исповедник указывает на четыре вида богооставленности. " Первый – домостроительная богооставленность, как это было с Господом, дабы через кажущуюся богооставленность были спасены покинутые. Второй – богооставленность ради испытания, как это случилось с Иовом и Иосифом, дабы явить одного столпом мужества, а другого – столпом целомудрия. Третий – богооставленность ради отеческого назидания, как это произошло с Апостолом, дабы, смиряясь, он сохранил бы изобилие благодати. Четвертый – богооставленность в силу отпадения [от Бога], как это произошло с иудеями, дабы они, наказываемые, могли бы обратиться к покаянию "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2423...

Христианский апологет середины II в. Афинагор Афинский пишет: «Ничто ни на земле, ни на небе не изъято из управления и провидения Божия, и попечение Творца простирается на все сокровенное и явное, малое и великое. Ибо все сотворенное имеет нужду в Промышлении Творца, и каждое существо в частности, относительно своей природы и назначения, для которого оно создано» 592 . По словам Климента Александрийского , «учение, следующее Христу, мир этот производит от Бога и промышление Его видит даже в мелочах...» 593 . Священное Писание также ясно свидетельствует, что Промысл Божий распространяется на все мироздание: Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? ( Иер.23:24 ). Предметом Божественного Промысла являются растения и животные: Он (т. е. Бог) покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву и злак на пользу человеку; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему ( Пс.146:8–9 ). В Мф.10 говорится, что ни одна птица не упадет на землю без воли Божией. Особым предметом Божественного Промысла является человек. Христиане не считают, что уверенность в Божественном промышлении о каждом человеке есть самообольщение. Наоборот, самое достойное Божественного Промысла – это история человечества и каждого человека в отдельности. Бог печется о вас ( 1Пет.5:7 ), – говорит ап. Петр. Бог внимает нашим молитвам: Приклони, Господи, ухо Твое, и услышь меня ( Пс.85:1 ). Промысл распространяется на всех людей – не только на праведников, но и на грешников. Каждый человек и его благо являются предметом Божественного попечения. Он [Бог] повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ). Об этом же говорят и многие евангельские притчи: о полевых лилиях (см.: Мф.6:28–30 ), о пропавшей овце (см.: Лк.15:3–7 ), о потерянной драхме (см.: Лк.15:8–10 ), о блудном сыне (см.: Лк.15:11–32 ). Однако Промысл Божий о людях проявляется неодинаково. Мы не знаем, по какой причине Промысл Божий более проявляется в жизни одних и менее в жизни других. Можно утверждать, что Бог более явно промышляет о людях благочестивых, нежели о грешниках, хотя и последние не изъяты из действия Промысла. Об этом говорит Священное Писание:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

О Промысле Божием как единстве мирохранения и мироправления говорит свт. Афанасий Александрийский: «Как какой-нибудь виртуоз, настрояя лиру и искусно совокупляя звуки высокие, средние и низкие, производит одну стройную песнь, так и Бог, содержа мудростию Своею Вселенную, точно лиру, и совокупляя воздушные с земным и небесные с воздушным, и всем управляя, Своею волею и мановением чудно и прекрасно соблюдает единый мир и единый порядок». 2.6. Предметы Божественного Промысла и виды Промысла Для античности было характерно представление, что только очень немногое в этом мире является достойным Божественного Промысла. Цицерон в трактате «О природе богов» говорит: «Боги заботятся о великом, а мелким и незначительным пренебрегают». Аристотель ограничивал Промысл Божий только небом, считая, что на земле вообще нет ничего достойного Божественного пропечения. Христианское учение утверждает, что и весь мир в совокупности, и все мельчайшие частицы его имеют ценность перед Богом, и поэтому Промысл Божий распространяется на весь мир. В отличие от Аристотеля, христианство не считает, что мысль о том, что Бог промышляет о каждом человеке, есть самообольщение. Наоборот, самое достойное Божественного Промысла — это история человечества и каждого человека в отдельности. Афинагор Афинский (сер. II века, «О воскресении мертвых», 18) пишет: «Как на небе, так и на земле ничто не изъято из провидения и управления Божия, и попечение Творца простирается на все, как на невидимое, так и видимое, как на великое, так и на малое, потому что все творения имеют нужду в промышлении Творца, и каждый порознь по своей природе и по своему назначению» . Климент Александрийский («Строматы») говорит: «Учение, согласное с Христовым, таково: как этот мир происходит от Бога, так и Промысл простирается на каждую часть». Свщ. Писание говорит нам, что Промысл Божий распространяется на все, и промыслительное действие Божие пронизывает собою все пространство мира. Например: «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю» (Иер. 23, 24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Ап. Петр говорит, что христиане ожидают нового неба и новой земли, на которых обитает правда ( 2Пет.3:13 ). Иными словами, по обетованию Божию, на смену настоящему состоянию мира придет новое состояние, более совершенное. Глава 2. Бог как Промыслитель мира 2.1. Понятие о Промысле Божием Под Промыслом (греч. πρ νοια, лат. providentia) Божиим с древнейших времен христиане понимали то попечение, которое Бог имеет о всех существах мира. В славянском переводе Библии Промысл именуется Божественным смотрением ( Прем.14:3 ; ср.: кондак праздника Вознесения). Свв. отцы называли Божественный Промысл «попечением»: «Промысл есть Божие попечение о существующем» 579 . В «Пространном катехизисе» дается следующее определение Промысла: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям» 580 . 2.2. Действительность Промысла Божия Христианское учение о Промысле Божием, как и другие разделы православной догматики, основывается на Божественном Откровении. В Быт.2 сказано: И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. Эти слова, конечно, не нужно понимать в деистском смысле, будто Бог после окончания творения не принимает в жизни мира никакого участия. Бог почил от дел творения, но не от Своей промыслительной деятельности. Господь Иисус Христос после исцеления расслабленного при Силоамской купальне в ответ на вопрос иудеев: «Какой властью Ты это делаешь?» – отвечает: Отец Мой доныне делает, и Я делаю ( Ин.5:17 ). Ап. Павел говорит, что Сын Божий содержит все словом силы Своей ( Евр.1:3 ). Та же самая мысль содержится в Кол.1:17 : все Им стоит. В своей речи в Афинском ареопаге ап. Павел говорил, что Бог дает всему жизнь и дыхание и все... мы Им живем и движемся и существуем ( Деян.17:25, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

77. Как сущность Бога непостижима, так и воление, и промысл Его Ибо мы говорим, что единый Бог благ, праведен, Творец всего, над всем властвует, всемогущ, может все, что хочет, и что все создано Им, видимое и невидимое, не от сущности Его, но из Не сущего [приведено] в бытие – ибо Господь творит все, что хочет ( Пс. 134:6 ), – и благом мы называем то, чего Он хочет, ибо творения не судят Сотворившего. Но и сути промысла Его мы не знаем: ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему ( Рим. 11:34 ). Если бы известно было желание Его и воля Его, то Он не был бы Бог дивный. Ибо как сущность Его непостижима, так и воление, и промысл Его. Ведь если никто не знает, что в человеке, кроме духа каждого, который в нем ( 1Кор. 2:11 ), но даже и каждый человек не знает всего в себе – ведь ему неведомо будущее, и он не знает, чего желает, или чего захочет или пожелает завтра, – так как же будет знать волю Божию и желание Его тот, кто часто забывает и собственные помыслы? 78. Божий промысл состоит в том, что Он все предвидит Божий промысл состоит в том, что Он все предвидит. И нам, которые не знают ни будущего, ни прошедшего, ни всего настоящего, управление Его кажется непостоянным, но в действительности оно постоянно, и благо, и справедливо. Ибо провидя то, что в нашей воле, будущее как сущее, Он судит справедливо, как Сам хочет и желает, – ведь Бог смотрит не так, как видит человек. Ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце ( 1Цар. 16:7 ). А мы видим, что и то, что по общему суждению справедливо, часто несправедливо из-за того, что оно ведет ко злу и из-за того, что не всем по нраву одно и то же – ведь не одно и то же всем нравится, но каждому иное. Судит же Бог не по перемене мнения или узнаванию, но по предведению. Ибо Бог, предвидев все прежде возникновения его, предопределил для каждого справедливо, промыслительно и полезно то, что не в нашей воле, в соответствии с тем, что в нашей воле. Ибо одно – знание, а другое предведение и другое узнавание, иное определение и иное – предопределение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Это видно из слов ап. Павла: Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою (1 Тим.4:4).    Говоря о том, что мир, в котором мы существуем, является совершенным и благим, христианство не считает, что этот мир есть лучший из миров, лучше которого в принципе быть не может. Состояние нашего мира, конечно, не является «наилучшим», потому что если бы это действительно было так, то невозможно было бы никакое нравственное совершенствование. Кроме того, сам искупительный подвиг Спасителя, который и имеет своей целью совершенствование человека, а через него и всего мира, был бы лишен смысла.    Ап. Петр говорит, что христиане ожидают нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Пет.3:13). Иными словами, по обетованию Божию, на смену настоящему состоянию мира придет новое состояние, более совершенное. Глава 2. Бог как Промыслитель мира 2.1. Понятие о Промысле Божием    Под Промыслом (греч. πρνοια, лат. providentia) Божиим с древнейших времен христиане понимали то попечение, которое Бог имеет о всех существах мира. В славянском переводе Библии Промысл именуется Божественным смотрением (Прем.14:3; ср.: кондак праздника Вознесения). Свв. отцы называли Божественный Промысл «попечением»: «Промысл есть Божие попечение о существующем».    В «Пространном катихизисе» дается следующее определение Промысла: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». 2.2. Действительность Промысла Божия    Христианское учение о Промысле Божием, как и другие разделы православной догматики, основывается на Божественном Откровении. В Быт.2сказано: И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. Эти слова, конечно, не нужно понимать в деистском смысле, будто Бог после окончания творения не принимает в жизни мира никакого участия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Делает ли он что-нибудь, он делает так, как делал бы перед Самим Богом, призывая помощь Божию в каждом добром деле. Думает ли о чем-либо, он думает как бы перед Лицом взирающего на него Господа и освещает свои думы, свои мысли мыслью о Господе, Источнике жизни и добра. Желает ли он чего-нибудь, решается ли на что-либо, становится ли на тот или иной жизненный путь, – он все делает как бы в присутствии Самого Господа, непоколебимо веруя своим сердцем, что «от Господа направляются шаги человека» ( Притч. 20:24 ). И эта вера в вездеприсутствие Божие оберегает его в минуты греховных искушений, когда грех или порок стучится в его сердце, – помогает ему избежать ложных, ошибочных, греховных шагов на пути его жизни. А когда по немощи духа он согрешит, эта вера поможет ему встать из ямы греха и с надеждой на помилование припасть к ногам Того, Кто прощает самого грязного, падшего, разбойников и блудниц, кающихся перед Ним, обнимая их Своею любовью. Вот так живет, так верует тот, кто знает и никогда не забывает, что над ним простерт Промысл Божий и что он и ведет каждого из нас по жизненному пути до конца наших земных дней. И какую любовь обещает Господь верному рабу Своему! Мы хорошо знаем об этом из слов 90-го псалма пророка Давида: «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я буду в скорби; избавлю его и прославлю его; долготою дней насышу его, и явлю ему спасение Мое» ( Пс. 90:15–16 ). Пусть эти слова псалма вдохновляют нас жить верой в то, что Господь, Который все видит, в руке Которого жизнь и смерть каждого из нас, во всем поможет нам, не оставит и нас Своею Отеческою любовью, если мы не оставим Его. С этой верой в Промысл Божий, верой в то, что Господь всегда с нами, будем жить, будем дышать, ею будем укреплять свой слабый дух. Кто с такой верой уйдет ко Господу, тот удостоится услышать тот же сладчайший голос Божий, какой услышали прощенные блудницы, исцеленные больные от Господа Иисуса Христа в дни земной Его жизни: «Вера твоя спасла тебя». Читать далее Источник: Радость и утешение христианина. Проповеди/Митр. Николай (Ярушевич), Издательство: «Жизнь с Богом», 1998 г. 180 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010