Святой Ефрем Сирин : “вижу здания, и заключаю о зиждителе, вижу мир, и познаю Промысл; вижу, что корабль без кормчего тонет: видел, что дела человеческие ничем не оканчиваются, если Бог не управляет ими. Вижу город, и различное устрой­ство гражданских обществ, и познаю, что все держится Божиим распоряжением. От пастыря зависит стадо, а от Бога все, что возрастает на земле. В воле земледельца отделение пшеницы от терний; в воле Божией благоразумие живущих на земле во взаимном их единении и единомыслии. В воле царя расположить полки воинов; в воле Божией – определенный устав для всего. На земле ничего нет невозглавленного, потому что на­чало всему Бог. Реки от источников, а законы от Божией премудрости. Земля приносит плоды, но, если нет дождя с неба, ничего не может произвести сама от себя. День заключает в себе существенность света, но к совершению своему имеет нужду в солнце. Так и добрые дела производятся людьми, но в совершение приводятся Богом”. 1546 Блаж. Феодорит: “творением управляет Творец, и не оставил Он без управления корабля, Им построенного; но сам и корабле­строитель и садовник, возрастивший вещество. Он и вещество сотворил, и корабль построил, и постоянно управляет его кормилом”. 1547 § 99. Действительность обоих видов Промысла Божия. Промысл Божий, со всеми своими действиями, простирается не только на мир вообще, на роды и виды существ, но и на каждое сотворенное существо в особенности, – т.е., есть Промысл не только общий, но и частный. Так учит Священное Писание, например: а) в словах Псалмо­певца: очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению ( Пс. 144:15–16 ); или: Пойте поочередно славословие Господу; пойте Богу нашему на гуслях. Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву [и злак на пользу человеку]; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему ( Пс. 146:7–9 ); б) в словах Премудрого: любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою? Но Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи ( Прем. 11:25–27 );

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

По учению Св. Писателей в здешнем мире добро и зло перемешиваются. Зло в общем не имеет перевеса над добром на стороне последнего всемогущий Промысл Божества и богоподобная природа человека, хотя сильно поврежденная, но не уничтоженная грехом прародителей. При всех страданиях, причиняемых праведникам носителями зла, праведники находят себе утешение во временном торжестве этого последнего, в его разрушимости и существовании нравственного миропорядка, который, хотя и не всегда видим чувственными очами, но всегда ясен для взора веры. Страдания праведника все-таки временны, частичны и исключительны. Самое добро все-таки не разрушается представителями зла. Несмотря на свои страдания, Иов уверен, что участь беззаконника несчастна. «Если умножатся сыновья его, то – под меч, и потомки его не насытятся хлебом. Если он наберет кучи серебра, как праха, и наготовит одежды, как брение, то он наготовит, а одеваться будет праведник» ( Иов27:14–16 ). «Человек, снискавший мудрость и шествующий по ее путям, получает внутреннее блаженство, идет по путям приятным и стезям мирным» ( Притч.3:17 ). «Нашедший мудрость нашел жизнь. Память праведника будет благословенна, а имя нечестивого омерзеет» ( Притч.10:7 ). «Как проносится вихрь, так и нет более нечестивого, а праведник на вечном основании» (25 ст.). Екклезиаст – этот певец скорби земного бытия, видевший на земле «всякия угнетения, какия делаются под солнцем, и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет» ( Еккл.4:1 ), и тот свидетельствует, что праведник и мудрые деяния его в руке Божией и что, хотя «грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но благо будет боящимся Господа, а нечестивым не будет добра и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом» (Евкл.8:12–13). Но бывает, по нему, и такая суета на земле праведников постигает, то «чего за служили бы дела нечестивых (14 ст.)». Суд над нечестивыми совершается, хотя и не скоро (11 ст.). Все-таки есть рука Вседержителя, которая, при всей непонятности ее действий, ведет человека по путям правды, – таков вывод из учения Екклезиаста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Nikol...

Наша вера проверяется сыновней, дочерней готовностью принять Божию волю о нас, доверием Его Промыслу, каким бы внешне ни казался он тяжелым и нежеланным. Как утверждают святые отцы и учители Церкви, Промысл – не принуждение, а предвидение, забота о спасении души человеческой. Господь… долготерпит нас, – пишет во Втором послании апостол Петр,–– не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию ( 2Пет. 3, 9 ). Сам Господь Иисус Христос в словах, обращенных к Никодиму, говорит: не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин. 3, 17 ). Промысл Божий всегда обращает все во благо. Однако как часто в болезнях, лишениях, искушениях, в бедствиях мы спрашиваем: «За что? В чем я виноват? Почему именно мне, а не другому? Почему жизнь того, кто гораздо хуже меня, более благополучна?» Притча о блудном сыне, в которой Господь в образной символической форме преподал нравственное учение простому народу, дает нам исчерпывающий ответ на эти вопросы. Неразумный, блудный сын, попав в бедственное положение, когда рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи ( Лк. 15, 16 ), сумел сетование о своем тяжелом положении и жалость к себе направить в правильное русло. Придя же в себя, [он] сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему ( Лк. 15, 17–18 ). Образ блудного сына, приведенный Христом в притче, намного понятнее, чем любые богословские, философские и психологические исследования. Неразумному сыну выход из бедственного положения подсказал его желудок: с одной стороны, нужда и голод, с другой – воспоминания о безмятежной жизни. Мы же, даже искушенные житейским опытом, не перестаем сопоставлять, сравнивать, рассуждать, искать причину наших бедствий в обстоятельствах или в окружающих людях, но только не в самих себе. Между тем у христианина вопрос «за что?» возникать не должен: православное учение ставит только один вопрос – «зачем?». В современном русском языке произошла также подмена первоначального смысла слова «наказание»; оно стало восприниматься как синоним слова «кара»: родители наказывают нашалившего ребенка, учитель – напроказившего ученика, начальник – недисциплинированного, не выполнившего поручения подчиненного, то есть в нашем представлении наказание равноценно возмездию. Однако первоначально это церковнославянское слово означало «поучение», «научение»: «наказание юным отроком» – встречаем мы в Церковном Уставе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц ( Мф.10:29–31 ). Апостолам Он давал наставление: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Мф.18:10 ). Сообразно с этим и апостол учит: Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас ( 1Пет.5:7 ). И промыслителъная любовь Божия простирается не только на благочестивых, но и на тех, в ком оскудела нравственная жизнь. Бог повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ). Притчи Спасителя об овце пропавшей, о драхме потерянной и о блудном сыне ( Лк.15 гл.) показывают, что обращение заблуждаюшихся, составляет предмет особых попечений со стороны Отца небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Мф.18:11 ). Согласно со свидетельствами откровения учили и древние отцы церкви о предметах Божественного промысла. «Учение, согласное со Христовым, говорит Климент Александрийский , как этот мир производит от Бога, так и промысл простирает на каждую часть». 239 «Как на небе, так и на земле, по словам Афинагора, ничто не изъято из управления и провидения Божия и попечения Творца простирается на все, как на невидимое, так и видимое, как на великое, так и на малое, потому что и все творения имеют нужду в промышлении Творца, и каждое порознь, по своей природе и по своему назначению». 240 «Всемощное и святейшее Слово (Бога) Отца, учит св. Афанасий Великий , обтекая все и повсюду проявляя силы Свои, и освещая все видимое и невидимое, все содержит и объемлет в Себе, так что ничто на оставляет непричастным силы Своей, но все и во всем каждое существо порознь и все существа вместе оживляет и сохраняет». 241 Итак, существует не только общий, но и частный промысл Божий. Человек в частности не есть только средство в руках Промысла для достижения неизвестных ему общечеловеческих целей, но каждая человеческая личность и ее благо и счастье служат, предметом Божественного попечения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

4) Писание Святое объявляет нам, что Бог Триипостасный о мире, созданном Им, промышляет, а особенно о человеческом роде, а более всего о Церкви Своей. Так точно и есть. Признаем и видим премудрый и чудный Его Промысл о всех и всякой твари, так что «ни одна из малых птиц не упадет на землю без воли Отца» Небесного ( Мф 10:29 ). Но и само Святое Писание есть знамение чудного Промысла Божия о нас. Ибо какой может быть больший дар от Бога нам, как Святое Писание? Оно нам, как «светильник, сияет», сидящим в «темном месте», и ходящим посреди козней вражьих, и странствующим в чужой стране мира сего. Промысл Божий о мире и сам естественный разум доказывает. Ибо если Бог есть Создатель мира, то и Промыслитель. Какой хозяин о доме своем, какой царь о своем государстве не промышляет? Бог хозяин есть во всем мире, Ему принадлежит все, небо и земля и все, что их наполняет, – все это Его есть, Он Господь и Царь неба и земли, как Своего создания. И как может случиться, чтобы оставил создание Свое без Промысла? Быть того не может. Так исповедует вся Святая Церковь . 5) Проповедует Писание, что Христос, прежде веков пронареченный, от Бога обещанный, пророками проповеданный, миром ожидаемый, пришел в мир грешников спасти, и родился от Пресвятой и непорочной Девы на спасение наше, и на земле пожил, пострадал, умер и восстал из мертвых, и, так устроив спасение наше, вознесся на небо и сел одесную Бога Отца. Так и есть. 6) Проповедует Писание, что Христос Господь наш есть истинный Бог и истинный человек, не в двух лицах разделяемый, но в двух естествах неслитно познаваемый. Так и есть. Так Его Святая Церковь исповедует, почитает и поклоняется Ему. 7) Проповедует Писание, что нет иного способа к получению вечного спасения, кроме веры истинной и живой в Господа нашего Иисуса Христа, веры, которая исповеданием и любовью показывается. «Нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян 4:11–12 ). «Он сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» ( 1Кор 1:30 ). Поэтому Церковью Своей называется, и исповедуется, и веруется как единственный Искупитель, Избавитель и Спаситель мира. И все, кто только ни спасается, все именем Его спасаются. Так и есть, точно и без сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Фото: public domain      Проходя через Самарию, Христос, утомленный жарой, остановился у колодца Иакова. Ученики пошли в город, чтобы что-то купить для подкрепления физических сил. В это время к колодцу подошла женщина-самарянка, и Господь просит у нее дать воды напиться, но та была удивлена, что Он, будучи иудеем, просит у нее пить. Так у Иисуса Христа завязалась беседа с самарянкой. Он говорит ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Некоторые люди, читая эти строки, не понимают, о каком «даре Божием» идет речь, как его нужно просить. Святитель Николай Сербский говорит, что «дар Божий» можно понимать и в материальном, и в духовном смысле. В материальном — это все, что Бог дает человеку: различные вещи, жизненные обстоятельства, людей. Та же вода, которую Иисус Христос просит у самарянки, является даром. Ее сотворил Господь и дал нам в пользование. Если бы человек помнил об этом, он бы с большим трепетом относился к воде и пище, возможностям двигаться, видеть и слышать, наслаждаться красотой окружающей нас природы, проявлять творческие способности. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит об аккуратном, бережном отношении даже к предметам обихода и одежде. Святой объясняет это тем, что соблюдение совести начинается с самого простого: не брать лишнего в свою жизнь, относиться разумно к тому, что есть, уметь беречь и уметь делиться. Казалось бы, вещь — мелочь с духовной точки зрения, но бездумное отношение к ней развивает в человеке небрежность. При таком подходе и в важных вопросах духовной жизни человек начинает давать себе послабление. Именно поэтому лучше всего держаться евангельского принципа: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10). Даром могут быть не только положительные, по мнению людей, обстоятельства и происшествия. Если человек верит в Промысл Божий, то осознает, что все, приходящее в его жизнь, — богатство и бедность, радости и скорби, здоровье и болезни, общение с праведниками и людьми, причиняющими зло, — допущено нам для спасения души. Не просто так Господь их попускает. Он ставит человека в такие условия, в которых тому легче всего совершить добрые дела, проявить лучшие душевные качества и, главное, приблизиться к Богу.

http://pravoslavie.ru/139607.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Но зло, побежденное, не отходит: оно опять изыскивает повод, чтобы оклеветать праведника, даже перед всеведением Божиим. Оно говорит теперь так: все это, что исчезло теперь у Иова, есть лишь ценность внешняя; но вот коснись самого его, благословит ли он тогда Тебя? «И сказал Господь сатане: вот он в руке твоей, только душу его сбереги» ( Иов.2:6 ), – то есть вот он, делай с ним, что хочешь, только сохрани его жизнь. Ничего внешнего не бывает без попущения Божьего, волос не падает с головы. Попускаемый огонь зла должен выявить, выплавить подлинное золото добра. И вот Иов в проказе. Страшная, лютая болезнь постигла его. Болезнь эта в то время уже лишала людей права жить в городе, селениях, общаться с людьми. Прокаженные не могли подходить к человеку. " Взял он (Иов) себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел» ( Иов.2:8 ). Скоблил, чтобы как-либо успокоить хотя бы временно нестерпимый зуд умирающего, заживо разлагающегося тела. И здесь приступает к Иову одно из самых страшных искушений, которое бывает более остро, чем искушение самого сатаны. Это – искушение от близкого человека. Жена подходит к Иову и говорит ему: «Ты все еще тверд в непорочности твоей! Похули Бога и умри!» ( Иов.2:9 ) Действительно, ужасное это искушение, но Иов говорит жене: " " Ты говоришь, как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Во всем этом Иов не согрешил устами своими» ( Иов.2:10 ). Здесь мы воочию видим удивительное состояние ветхозаветного праведника, состояние, которое, скажем прямо, редко кому в полноте доступно, даже из современных христиан. И хотя каждый верующий человек догадывается об этом состоянии и считает его высшим, но к себе не прилагает и не стремится приложить. Это состояние есть по существу своему состояние богоусыновления, когда все, что совершается в мире, все что совершает или попускает Промысл Божий, делается для человека «своим», «родным». И если кто-нибудь из людей может восстать на Бога из-за несчастья в мире, этим он духовно отделяет себя, отсекает от великой заботы Божией, выплавляющей вечное из временного и, значит, не признает Божий мир своим миром. Человек призван участвовать в жизни этого мира, как сотрудник Божий. Суд же и управление миром принадлежит Тому, Кто в миллионы и миллионы раз мудрее, справедливее и могущественнее человека. И – знает, что надо. Вот эту тайну усыновления, доверчивого приятия горечи больного, еще не преображенного мира, тайну, которая целиком раскрывается в Новом Завете, – удивительно открывает уже книга Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/taina-...

Исаак после этих событий проживет еще 43 года, но ничем больше себя не проявит. Сын его Иаков уходит к своему родственнику Лавану искать себе жену, старший его сын пребывает, видимо, в нечестии и уходит от истинного Богопочитания. Сам же Исаак являет собою кротость, смирение и глубокое безмятежное спокойствие духа. Какие черты характера свойственны этому патриарху? Помните, как Авраам ведет его на заклание? Исаак проявляет безусловное, полное повиновение отцу – это первое. Второе – нежная привязанность к матери.Он оплакивал мать до тех пор, пока не женился. Третье – преданность своей жене, хотя она была долгое время бесплодной. Он не взял ни служанок, ни наложниц, а соблюдая верность, показал веру в обетование Божие. Четвертое – с терпением выносил испытания, которые посылал ему Господь через его сыновей. И пятый характерный штрих – малоподвижный образ жизни. Современные исследователи Библии (Лопухин и ряд других) говорят, что Исаак почти всю жизнь провел почти в одном месте, а если уходил, то не дальше, чем на 100 километров. И тем не менее перед нами патриарх, который был велик не громкими подвигами, а богатым духовным миром. Он был богат верой в Промысл Божий, которая всю его жизнь делала воплощением смирения, надежды и любви. Перед нами следующий патриарх – Иаков. Господь заключает с ним тот же завет, что и с Авраамом и Исааком. Не случайно Господь говорил, обращаясь к народу израильскому: «Я Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова», т.е. обетование Божие почило полностью на Иакове. И сказал ему Господь: «[Не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной» (28:13–14) Эти слова были произнесены в величайший момент истории, когда Иаков пошел в Харран. «И пришел на одно место, и остался там ночевать», и видит сон. Глава 28 с 10-го стиха до конца. Я думаю, что вы прекрасно знаете это место Священного Писания . Часто художники изображают спящего Иакова, в изголовье его лежит камень, и он видит лествицу, сходящую с небес, по которой Ангелы Божии нисходят и восходят. Лествица символизирует Божию Матерь: через Нее благодать Божия сошла на землю. Господь сделался человеком, чтобы приблизить к себе человека. Именно Иаков пробуждается от сна и говорит, что страшно место сие: «это не иное что, как дом Божий, это врата небесные». И взял камень, который был в его изголовье, и поставил памятником, и возлил на него елей и нарек имя этому месту Вефиль, что означает «дом Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

– 9-я глава, 13-й стих: «Ибо какой человек в состоянии познать совет Божий? или кто может уразуметь, что угодно Господу? [Поэтому решать эти вопросы: что угодно, что неугодно. Вот это младостарчество так развилось, что они безапелляционно, как будто вот на Небе побывали и знают всё, что Богу угодно. А вот он говорит: “кто может уразуметь, что угодно Господу?”. И мы должны поэтому отвечать на эти вопросы, как Игнатий Богоносец . Спрашивают по какому-то : “Откроет Господь – скажу, не откроет – не скажу”]. Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны, ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная Храмина подавляет многозаботливый ум. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах – кто исследовал?» Кто исследовал, кто может проникнуть? Вот в одной воронке лежат два воина, попадает снаряд – от одного ничего, другого и царапина не задела. Как объяснить, что это: случай, Промысл или что? и почему вот так происходит? На многие вопросы мы не ответим. Да и не нужно отвечать. Придёт время – Господь Сам откроет и Сам уяснит. Как и было с Иовом – вы думаете, вот, он высказал – в книге-то своей – ? Откройте в книге Иова 42-ю главу, последнюю. И вот, в этой главе речь идёт о том, что он отвечает Господу на Его вопросы. Три круга речей прошло, выступил четвёртый Елиуй – и всё на одну и ту же тему, и всё не могут прийти ни к какому результату. Зависает над ними облако, и из этого облака раздаётся голос Божий, и голос Божий это всё сводит к одному. Вы посмотрите: цена всем нашим рассуждениям. Откройте 38-ю главу и посмотрите, 1-й стих: «Когда Елиуй [это четвёртый молодой друг ] перестал говорить, Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла» – Вот цена всем нашим рассуждениям и богословию: Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? – Вот цена всех наших рассуждений. Теперь смотрите 42-ю главу. «И отвечал Иов Господу и сказал [вот после тех вопросов, которые Господь задавал Иову из окружающего творения ]: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено [и вот этот следующий 3-й стих нужно читать вот так, ударяя перстом себя в грудь]. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя [он увидел лик Христов], поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010