В Минске нас встретил радостный и нежный папа. От вокзала мы ехали в санях на извозчике. Наши ноги кучер покрыл огромной овчинной шкурой. Я сидел под шкурой на коленях у папы, — только голова наружу, а мама держала Кирилла. Езду на извозчиках в пролетках и санях я любил. Слово-то какое — «пролетка» — пролететь — промчаться. Однако больше мне, вероятно, нравились сани: в старости я чаще вспоминаю их стремительную езду. На пролетках с ухабами старых городов не всегда очень-то пронесешься. Зимой извозчики в шубах, обшитых синей тканью и затянутых широким поясом, в больших шапках ходили вокруг своих лошадей, покрытых попонами, притоптывая валенками и похлопывая рукавицами. В городе, на площадях и у общественных зданий были постоянные стоянки извозчиков, как теперь стоянки такси. Родители договаривались с извозчиками обычно за гривенник или пятиалтынный, и при этом обязательно, как мне помнится, слегка торговались. Мы теперь семьей вчетвером едем домой. Девушкой мама мечтала, что если у нее будет сын, она назовет его Кириллом, если дочь — Кирой. Папа же меня назвал Глебом. Узнав о рождении второго, отец послал телеграмму: «Поздравляю рождением Кирилла. Целую Саша». Это мама рассказывала позже молодым девушкам, которых она опекала, а я… подслушивал. В Минске мы жили в двухэтажном доме: низ кирпичный, верх деревянный. На Руси считалось вредным жить в каменных домах, полезнее — в деревянных, — в них легче дышится, но кирпич прочнее, он не гниет. Мы занимали квартиру на первом этаже: одна ступенька вверх и за дверью три ступеньки вниз, в темную-темную прихожую-кухню, а за нею две небольшие комнаты, одна в два, другая в одно окно. В комнатах почти нет мебели. В первой, в углу у окна, стояла большая корзина, обтянутая черной клеенкой. Тонкие деревянные планки прижимали клеенку к корзине и придавали дополнительную жесткость конструкции. Эта корзина много потом ездила с нами, и мы, дети, спали в ней. В ней летом хранились зимние вещи, зимой — летние. Шкафов в квартире я не помню. Младенцем я любил в этой квартире стоять на корзине и смотреть в окно.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-ryadovo...

Но должна сказать, что мы сами отвечаем, за то, каким мир становится вокруг нас. Недавно я была с делегацией в Минске на фестивале православного песнопения. Это прекрасный город, словно построенный одной рукой. Но было еще что-то, что нас поражало. Мы словно оказались на другой планете или в прошлом веке. И постепенно каждый для себя, а потом и все вместе, мы поняли, что в Минске нет рекламы. Нет этих утомляющих, унижающих «поручений», этих пуль в мозг. Ну, может, пять этих панно, не больше. И я кланяюсь Белоруссии за то, что в ужасном мире, чей главный символ - реклама, она сумела оградиться от этого. У нас в Белграде рекламы поменьше, чем в Москве, потому что Москва - это мировой центр. Я считаю, что реклама не может быть искусством. Она унижает искусство, прерывая его отличительную цельность своими ничтожными поручениями. Ко¬ечно, приятно видеть красивую женщину на экране, когда она улыбается. Но если она улыбается только потому, что рекламирует какой-то товар - это унижает женщину. Так что привести пример хорошей рекламы не могу. А то, что мне не нравится... Вся реклама, которая размещается на зданиях, вдоль дорог, которая прерывает фильмы. Я считаю, что реклама - это вообще плохое слово. Человек, который рекламирует сам себя, свой товар или услугу - это само по себе уже тщеславие, самолюбование. Конечно, все мы люди и самолюбивы, но это один из самых пошлых видов самолюбия. Юлия ДАНИЛОВА, главный редактор журнала о делах милосердия " Нескучный сад " : Есть такая поговорка: «не надо путать Божий дар с яичницей». Так вот реклама как раз это и делает. Более того, ее главный рабочий прием: использовать Божий дар, то есть какое-то высокое понятие: счастье, радость, семью, материнство, красоту - в качестве «паровозика» для какой-нибудь яичницы, пива или там чулок. Получается такая квинтэссенция пошлости. Апофеоз - небо из йогурта, с восходящим солнцем в виде дольки абрикоса, и всем этим любуется тошнотворная «рекламная семья». Мне кажется, что тут вреда и лжи не меньше, чем в какой-нибудь откровенной разнузданной рекламной гадости.

http://foma.ru/kak-vyi-otnosites-k-rekla...

Планы же германских ведомств относительно пропагандистского использования Венской конференции потерпели неудачу. В своей заметке от 31 марта 1944 г. Колреп писал, что развернутая после нее МИД акция с целью побудить балканские Церкви выступить с заявлением против назначения патриархом Сергия не удалась, и подчеркивал: «Является фактом, что принятая на Венской Архиерейской конференции… резко направленная против неканонического присвоения звания патриарха Сергию резолюция в результате не дала желаемого пропагандистского успеха, особенно у автокефальных Церквей Балкан. Ставшие известными высказывания православных архиереев Балкан подтверждают это впечатление» 443 . Далее Колреп указывал, что в результате был избран другой способ воздействия на православных епископов Балкан – через архиереев занятых восточных территорий. С этой целью планировалось в апреле – мае провести 3–4 конференции украинских, белорусских и прибалтийских православных епископов в Риге, Варшаве и Минске с принятием антисергианских и антисоветских резолюций. Эти конференции должно было готовить РСХА по согласованию с Партийной канцелярией, РМО, Министерством пропаганды и Министерством иностранных дел; участие в них эмигрантских архиереев категорически исключалось. Колреп считал, что подобная акция имеет все шансы на успех: «Вернее сказать, мы сейчас имеем возможность побудить епископов и митрополитов к ясному высказыванию мнения за или против большевизма и этим политически включить их в сферу нашего влияния» 444 . 17 апреля МИД переслал резолюцию Рижской конференции германским послам и представителям в 20 европейских государствах. В сопроводительной телеграмме указывалось: «Запланировано по возможности использовать отдельных епископов посредством поездок в балканские страны для прямого воздействия на глав автокефальных Церквей». Подобным образом рассылались и резолюции конференций в Варшаве и Минске 445 . Весной 1944 г. МИД придавал подобной церковно-политической деятельности такое большое значение, что пошел на создание нового подразделения, специально предназначенного для координации ее проведения – информационного бюро XIII. Заседание этого органа должно было проходить раз в две недели. Первое из них состоялось 12 апреля, а второе 4 мая. В ходе обсуждения речь шла в основном об использовании результатов четырех упомянутых конференций русских иерархов 446 . Вся акция согласовывалась с Партийной канцелярией, причем допущение возможности проведения совещаний и заграничных поездок православных архиереев занятых восточных территорий вовсе не означало изменения принципиально враждебного отношения руководства Третьего рейха к Русской Церкви. Это было видно и из комментария посланника Лангмана относительно переговоров с Партийной канцелярией, высказанного на заседании информационного бюро XIII: «При этом речь идет не об изменении принципиальной постановки вопроса, а о практических мероприятиях» 447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этим, прежде всего, должно быть достигнуто ее пропагандистское использование сразу после конференции. По согласованию с д-ром Нейгаузом я постоянно поддерживаю телефонную связь с Краковом но вопросам конференции. Д-р Нейгауз представил мне для сведения и с просьбой сделать пометки указания, которые он дал начальнику полиции безопасности и СД в Минске в связи с запланированной [там] архиерейской конференцией. Конференция в Минске состоится в рамках других мероприятий против большевизма. Относительно конференции в [прибалтийских] генерал-бецирках я еще несколько недель назад просил регирунгерата Трампедаха организовать ее. В ответ на это министерство получило телеграмму РКО 182 с сообщением, что ввиду нынешнего положения подобная конференция имеет мало смысла, и начальник полиции безопасности и СД считает так же. Во время пребывания Трампедаха в Берлине д-р Нейгауз еще раз говорил с ним о необходимости такой конференции. В это время я был в Кракове и поэтому не мог поговорить с Трампедахом. Сегодня я разговаривал с ним по телефону. Он отправил нам запись переговоров с д-м Нейгаузом, но она еще не поступила. Я договорился с Трампедахом, что эта конференция по возможности состоится к Пасхе и мне представят генеральную линию, которую СД выдаст начальнику полиции безопасности [в Риге] для этой конференции. Трампедах будет устраивать ее в тесном взаимодействии с начальником полиции безопасности и СД. Я просил Трампедаха о представлении по возможности декларации конференции нам в Берлин до ее опубликования для сведения и составления мнения, чтобы в этом случае можно было внести предложения по изменению [текста]. Договорился я с Трампедахом и о том, чтобы мы оперативно информировали друг друга об этом деле. Я еще раз обратил внимание доктора Нейгауза на то, что пропагандистский эффект этой конференции я в настоящий момент оцениваю не слишком высоко, особенно в связи с возможным исключением экзарха Сергия 183 , как это уже случилось в Эстонской Православной Церкви, епископы которой выпустили не имевшую влияния декларацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священник Иоанн Соловьевич, будучи назначен в драгунский полк полковым священником, отправляясь к месту своей службы, взял с собой и бывшего у него на попечении родственника, сироту-семинариста Якова Андреевского. Так как их путь лежал через Минск, то священник Соловьевич в Минске надеялся испросить разрешение у преосвященного на увольнение Андреевского из семинарии. Однако, в Минске о. Соловьевич не был допущен к аудиенции у преосвященного. Тогда он самовольно увёз с собой семинариста. И это стоило ему впоследствии больших хлопот. Когда наступил срок явки в семинарию учеников и Андреевского в числе их не оказалось, консистория потребовала немедленного представления беглеца. Ехать было далеко и тот сказался больным. Потом всё-таки явился в консисторию, но не на радость. За самовольную отлучку (по получении от ректора семинарии свидетельства о его лености) Андреевский был отослан в Слуцкое духовное правление для определения в семинарские сторожа. Священника же Соловьевича преосвященный Иов отрешил было от места, и требовал у полкового начальства представления его вМинск «для поступления с ним по законам». Но военное начальство заступилось за своего батюшку и своим ходатайством перед разгневанным владыкой освободило его от всякого наказания 2561 . Для оценки успехов учеников так называемой балльной системы в то время не существовало. Вместо неё существовали различного рода заметки: «очень понятен», «довольно понятен», «понятен», «средствен», «средственнаго понятия», «слабаго» и даже «очень слабаго понятия» 2562 . Все эти термины не представляли собой чего-нибудь прочно сложившегося и строго определённого, и различные лица варьировали то или другое общее понятие различными оттенками. Переход в высшие классы был возможен, как и теперь, под условием успешно выдержанных экзаменов. Впрочем, он не был обставлен такими точно определёнными условиями, как ныне, и нередко, особенно на первых порах, встречались ученики, просидевшие в одном классе по пяти лет, так что рядом с восьмилетним мальчиком в классе сидел двадцатитрёхлетний юноша 2563 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В тο время, вообще говоря, консистория не имела большого значения, но всё же при преосвященном Викторе она в некоторых областях пользовалась самостоятельностью. Тотчас же по приезде на епархию, преосвященный Иов «усмотрел самоправные поступки» консистории, а вслед за ней и благочинных, и немедленно дал короткое и ясное предписание консистори: «Впредь без нашего дозволения ничего не делать» 2469 . Сам преосвященный работал быстро и без устали и того же требовал от консистории. Заметив, что присутствующие собираются в консисторию не всегда к определённому часу, да ещё, вдобавок, им приходится иногда ждать прихода секретаря, преосвященный сделал предписание, чтобы присутствующие являлись в консторию в 9 часов утра, а «господин секретарь и ранее несколько» 2470 . Консисторское делопроизводство при преосвященном Иове не застаивалось. Когда св. синод стал требовать представления ведомостей о нерешённых в консисториях делах, то последних совсем почти не значилось по Минской епархии. Вот, например, течение консисторского делопроизводства за 1811 год: оставалось от предыдущего года нерешённых дел 6, вступило 404 2471 решено 405, остаётся 5; и все эти пять дел были следственные дела 2472 . Форма тогдашнего консисторского делопроизводства мало отличается от нынешей. Способ выражения, пожалуй, был лучше, напоминая прямой, выразительный и немногословный склад речи латинских классиков. В бумагах к более или менее значительным лицам из состоящих в ведении консистории чрезвычайно искусно шло обращение в третьем лице: «консистория приказали ему, игумену – – »; но с «мелкими сошками» не церемонились, называя их на ты 2473 . Первоначально консистория помещалась в Слуцке, в зданиях Троицкого монастыря. Но когда в августе 1799 года преосвященный Иов со всем своим домом переместился в Минск, он «предписал и консистории поспешать перемещением туда же. Консистория предписала соседним со Слуцком священникам, имевшим у себя фундушевых подданных, выставить для перевозки в Минск консистории 25 подвод – «пароконных с повозками драпчастыми и полукошками, с заготовлением на две недели харчевых» 2474 . Подводы были поставлены и в назначенный преосвященным Иовом день – 1 сентября 1799 года – консистория двинулась из Слуцка. 3 сентября она была уже в Минске и открыла свои действия 2475 . Консистория в Минске поместилась, вместе со своим архивом, в соборном здании, где жили и соборяне. Тут же жили и консисторские «приказнослужители» 2476 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Почисление на покой Очевидно, что митрополит Филарет готовился к уходу на покой. Недавно в Минске проходила конференция по христианской антропологии. Она не случайно была организована как своего рода прощание, по крайней мере, с периодом активной административной деятельности Владыки. Поэтому были позваны гости, которых он знал по 80-м годам, и не только православные люди, поэтому имело место подчеркнуто теплое чествование. Ольга Седакова У меня к владыке Филарету огромная личная благодарность. С его благословением вышел мой словарь паронимов — и это было отнюдь не механически данное «позволение печатать». Владыка не раз приглашал меня участвовать в богословских конференциях, которые проводил в Минске. Там же он сделал меня доктором богословия honoris causa и говорил слово на этом торжестве в 2003 году. На этих конференциях, в которых участвовали известнейшие богословы из других стран, и обстановка встреч была удивительной: совершенно доброжелательной и свободной. К одной из этих минских конференций была приурочена постановка пьесы П. Клоделя «Извещение Марии» в моем переводе на сцене Русского театра. А одна из конференций была посвящена памяти С.С. Аверинцева. Уже год спустя после кончины Аверинцева владыка Филарет говорил о его уходе со слезами. Это и был дух общения владыки с людьми: доверительный, дружеский и украшенный его незаурядным чувством комического. Митрополит Филарет Митрополит Филарет (в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился 21 марта 1935 г. в Москве в семье служащих.  В 1957 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. В 1961 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам». В 1963 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры епископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым) возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями и палицы. В Решением Священного Синода от 8 октября 1965 г. избран епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии. Решением Священного Синода от 14 мая 1966 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, и ректором Московской духовной академии.

http://pravmir.ru/mitropolit-filaret-che...

В Минске состоялся Совет сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви 13 июня 2017 г. 12:58 9 июня 2017 года в Минском епархиальном управлении состоялся Совет сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви . Мероприятие возглавил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Белорусского экзархата протоиерей Кирилл Шолков. На повестку дня были вынесены вопросы, связанные с Положением о Союзе сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви, подготовкой к общему собранию. Также состоялось обсуждение Кодекса сестры милосердия, сестринской формы и правил ее ношения. Исполнительный секретарь Союза сестричеств милосердия Елена Зенкевич сделала отчетный доклад о деятельности Отдела. В ноябре исполняется 20 лет со дня встречи первых семи сестричеств, с которых началось возрождение сестринского служения в Беларуси. Впервые в то время были поставлены вопросы о принципах совместной работы, о развитии сестринского служения. За прошедшие годы эти вопросы не потеряли актуальность и вынесены на обсуждение на Совете сестричеств. Также остро строит вопрос о привлечении новых людей к служению Богу и людям через дела любви и милосердия. По мнению выступавших, в этом могут помочь священники: имея наибольший авторитет среди прихожан и духовный опыт, они могут привлечь к социальной церковной работе прихожан. В настоящий момент требует юридической доработки Положение о Союзе сестричеств милосердия, регламентирующее его деятельность. Такая необходимость возникла в связи с появлением епархиальных и Синодального отделов по церковной благотворительности и социальному служению. Сестринское служение начиналось в приходах и епархиях Белорусской Православной Церкви практически с нуля и во многом предопределило нынешние направления социальной деятельности. Служение сестричеств во многом пересекается с деятельностью, которую координируют епархиальные структуры — социальные отделы, отделы по работе с семьями, с молодежью, по тюремному служению. В данной ситуации важно сохранить преемственность и соработничество между организациями, чтобы использовать имеющийся опыт работы сестричеств милосердия при создании новых структур, расширении сфер социального служения и внедрении новых формы работы. По мнению выступавших, сестричества милосердия не должны «растворяться» в общей социальной работе приходов и социальных служб, необходимо сохранять уникальность сестричеств и их объединений.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

- Изменилось ли ваше отношение к Украине? - Как может измениться мое отношение к родине предков? Мой прапрапрадед, запорожский полковник Кондрат Бурляй, сподвижник Богдана Хмельницкого, был послан с посольством о присоединении Украины к России, что мне подтвердили историки три года назад. Принесли выписку из петровского указа, где петровской вязью было написано, что в Москву прибыло посольство с просьбой о присоединении Украины под длань московского царя Алексея Михайловича со всей ратью и т.д. Как я могу относиться к своей родине, откуда вышли мои предки казаки? Как любил, так и люблю. Как можно не любить украинские песни, добрый украинский уклад жизни? Гоголь говорил – «Я не могу разделить, где я малороссиянин, а где россиянин, все мое единое, и все во мне». Гоголь был сыном Святой Руси, из которой сейчас пытаются забрать Украину и сделать отдельным государством. Наивно думать, что эту идею можно укрепить, несмотря на то, что целое поколение выросло в русофобии. Когда Гоголя спрашивали, почему не пишет на украинском, он отвечал – «Я не могу писать на диалекте, когда есть язык великого Пушкина ». «Золотой Витязь». Из личного - Какой период переживает сейчас Союзное государство, и что связано с Беларусью лично у вас? - Все мы, россияне, украинцы и белорусы, переживаем сейчас один период – осознаем, что друг без друга нам хуже, чем всем вместе. Что делать? Перешагивать через помехи и идти дальше, опираясь на вечные ценности единой Святой Руси. Мне скажут, да что он заладил, какая Святая Русь, посмотри, что вокруг творится, а я отвечу – Святая Русь как понятие - это идеал, мечта, к которой мы должны стремиться. А с Беларусью связано очень многое: именно в Минске, на квартире у классика белорусского кино Виктора Турова, за рюмкой чая, третьим был Гостюхин, зарождался «Золотой Витязь». Следом в Минске появился национальный кинофестиваль «Листопад», и именно «Золотому Витязю» была оказана честь задать ему вектор движения. - Вам, похоже, пришлось стать дипломатом за 27 лет существования фестиваля?

http://ruskline.ru/opp/2019/12/02/nikola...

Хотя я понимаю, как ему было обидно и больно, когда не приехали к нему 9 мая 2020 года в Минск… Мне могут напомнить про вопросы с георгиевской лентой, организацией шествия «Бессмертный полк», о высказываниях «это не наша война» и т.д., старательно муссируемыми на все лады в «блогосфере». Но всё это частности. Главное в другом – Белоруссия и Россия чтут память о войне, этого курса придерживаются и А.Лукашенко, и В. Путин , и 24 июня 2020 года они были вместе на Красной площади. Вместе с ними были другие руководители дружественных нам государств – президенты Узбекистана, Боснии и Герцеговины, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Сербии, Южной Осетии и Абхазии. Те, кто нам близок, кто разделяет наши ценности. Не было лидеров США, Франции, Британии… Впрочем, на их участии никто особенно и не настаивал – это наша Победа и наш праздник. Они, если говорить откровенно, живут в своей системе координат в форматах ЕС, НАТО, «семёрки». Они – всего лишь наши партнёры, но никак не товарищи или, тем более, друзья. Их отсутствие огорчило разве что либеральную публику, а мы… даже не заметили. В парадной колонне вместе с военнослужащими России прошли парадные расчёты военнослужащих Азербайджана, Армении, нашей Белоруссии, Индии, Казахстана, Киргизии, Китая, Молдовы, Монголии, Сербии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Комментаторы в один голос отмечали, что в одном парадном строю прошли военные из Азербайджана и Армении, Индии и Китая, отношения между которыми довольно непростые, но парад Победы в Москве оказался важнее. Всего в параде приняли участие примерно 14 000 человек, прошла боевая техника, над залитой июньским солнцем Москвой пролетела боевая авиация. Парад стал достойным продолжением всей отечественной истории. Сама его атмосфера была удивительным синтезом современных российских реалий и советского наследия. Даже форма участников парада, в том числе и министра обороны России С. Шойгу стилистически напоминала советскую форму образца 1945 года. Думается, в будущем хорошо бы сохранить и развить традицию, которая давно сложилась между Россией и Белоруссией – направлять военнослужащих, наземную военную технику и авиацию на главные парады в Москве и Минске. Российская техника и войска регулярно участвуют в парадах в Минске (кроме этого года из-за ситуации с коронавирусом), а вот белорусы могли бы быть в будущем представлены в Москве не только расчётом роты почётного караула, но и военной техникой и авиацией.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/26/o_para...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010