Георгия Потира. 9) приход Охридианский, 10) приход Балина, 11) приход Канава, 12) приход Егрпкапи, 13) приход Арабатжи-мейнтаниу, 14) приход Владычицы небес, 15) приход св. Георгия у ворот Адрианопольских, 16) приход Сармасикия, 17) приход Топкани, 18) приход Екс-мармарон, 19) приход св. Георгия в Ипсомафиях, 20) приход Панагии Хрисалифины, 21) [приход] св. Поликарпа, 22) [приход] св. Константина, св. Николая и Панагии в Велиграде, 23) [приход] свв. Феодоров Вланка, 24) [приход] Надежды, 25) [приход] св. Николая Контоскали, 26) [приход] св. Кириаки, 27) [приход] св. Параскевы в Хаскиой, 28) [приход] св. Димитрия Татаула, 29) приход Хрисопиги, 30) приход св. Георгия Галата, 31) приход (Богородицы) Милостивой, 32) приход св. Димитрия, 33) приход Панагии Кафатианской, 34) приход св. Иоанна Камена, 35) приход Христа Бостанион, 36) приход Христа Распятого [Κρεμαστο], 37) приход св. Николая, 38) приход Бесиктасия, 39) [приход] Куручесме, 40) [приход] Ортакиой, 41) [приход] Мега-Ревма, 42) [приход] Терапия и 43) [приход] Буюк-дере 123 . Прежде всего, приход патриархии с храмом св. Георгия в Диплофанаре является на первом месте во всех каталогах, чего не было в каталоге 1604 г. В последнем году, как видно из одной грамоты патриарха Рафаила, при храме служили лишь два священника – великий протопоп великой Христовой церкви Николай и ефимерий – иеромонах Софроний, которые и исполняли все требы в приходе. В состав прихода входило свыше ста семейств 127 . Любопытное описание патриаршего храма находится в известном сочинении архидиакона Павла Алеппского. Пред храмом был расположен двор, а с северной стороны ряд построек, где жили патриаршие секретари. С передней стороны примыкает к церкви обширная паперть, с которой в храм спускаются по лестнице. Церковь – по образцу всех соборных храмов, с тремя нефами, увенчанными каждый куполом. Она имеет еще дверь, ведущую с паперти на галерею в северной части: здесь стоят женщины, для которых устроена и наружная дверь, выходящая на улицу. Церковь имеет три абсиды и очень обширна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

В 1944-1945 гг. все католич. храмы в Минске и Минской обл. были закрыты. В июле 1944 г. закрыли Крестовоздвиженскую ц. на Кальварийском кладбище в Минске, церкви в г. Червень и дер. Пуховичи. В нач. 1945 г. арестовали последних находившихся в Минске католич. священников, Виктора Шитовича и Антония Борисевича. В 1945 г. были закрыты кафедральный собор и т. н. Красный костел (ц. во имя святых Симона и Елены) возле Дома правительства в Минске, а также католические храмы в Логойске, Дзержинске, Борисове, Березино и Узде. Общины указанных храмов по решению уполномоченного по делам культов по Минской обл. С. П. Романькова были «распущены, как не обеспечившие себя служителями культа» (ГА Минской обл. Ф. 3651. Оп. 2. Д. 1. Л. 50). В 1954 г., после присоединения к Минской обл. 3 католич. районов бывш. Барановичской обл., были поставлены на учет 3 католич. храма с приходами; по оценке уполномоченного, приблизительное число католиков в регионе составило 5 тыс. чел. В янв. 1960 г., после очередного расширения территории Минской обл. за счет западнобелорус. районов, число действовавших католич. храмов увеличилось до 23. В ходе антицерковной кампании к 1965 г. 9 из них были закрыты. Всего в Белоруссии к 1965 г. насчитывалось 112 действовавших католич. церквей. Последним в Минской обл. в 1966 г. был закрыт храм в пос. Свирь. В 1981 г. католикам была возвращена Крестовоздвиженская ц. на Кальварийском кладбище в Минске. В 1988 г. возвращены храмы в г. Борисове и пос. Ивенец Воложинского р-на. В 1990 г. возвращен крупнейший в Минске т. н. Красный костел. В 1991 г. в Минске действовали 2 католич. общины, в Минской обл.- 31 община. В 1989-1991 гг. приходами Белоруссии на правах апостольского администратора управлял еп. Тадеуш Кондрусевич (в наст. время архиепископ Минско-Могилёвский). 13 апр. 1991 г. папа Римский Иоанн Павел II апостольской конституцией «Ex quadam praeteritorum temporum» постановил в связи с изменениями, происходившими в бывших республиках СССР, перенести центр Могилёвского архиеп-ства, формально продолжавшего существовать, из Могилёва в Минск, переименовать его в Минско-Могилёвский архидиоцез-митрополию и ограничить территорию Минской, Могилёвской и Витебской областями (AAS. 1991. Vol. 83. N 7. P. 540-541). М.-М. к. а., в юрисдикцию которого вошли католики лат. обряда, были подчинены Гродненское еп-ство (его территория была ограничена Гродненской обл.), ранее относившееся к Виленскому архиеп-ству Пинское еп-ство (восстановлено в новых границах, объединяет приходы Брестской и Гомельской областей) и основанное в 1999 г. Витебское еп-ство. Первым архиепископом Минско-Могилёвским стал Казимир Свёнтек (в июне 2006 ушел на покой). 21 сент. 2007 г. на Минскую кафедру был назначен Т. Кондрусевич. 21 окт. 1997 г. в центре Минска был освящен кафедральный собор Св. имени Пресв. Девы Марии. В 1991 г. была основана католич. ДС в Гродно, в 2001 г.- католич. ДС в Пинске.

http://pravenc.ru/text/2563296.html

В 1944-1948 гг. в Белоруссии были репрессированы 78 священно- и церковнослужителей. Среди арестованных в 1944-1945 гг.: прот. Николай Ясинский, служивший в ц. Св. Софии в Бобруйске (приговорен к 10 годам заключения в ИТЛ за издание газ. «Церковный благовест»), свящ. Александр Антоновский, борисовский благочинный прот. Иоанн Строк, укрывший в 1944 г. в своем храме 75 детей из детдома, спасая их от артобстрела (приговорен к 5 годам заключения в ИТЛ), псаломщик из дер. Лебедево Молодечненского р-на И. Корсак, настоятель ц. равноап. Марии Магдалины в Минске прот. Константин Шашко, епархиальный миссионер архим. сщмч. Серафим (Шахмуть), настоятель ц. свт. Николая Чудотворца в Минске прот. Иосиф Голуб, настоятель ц. св. кн. Александра Невского в Минске прот. Николай Тесельский, протодиак. Спасо-Преображенской ц. в Минске Георгий Колядюк, преподаватель пастырских курсов в Минске М. И. Волосевич, казначей Спасо-Преображенской ц. в Минске А. Единович (схим. Серафима), диак. Екатерининского собора на Немиге в Минске Иоанн Шишло, священник из Логойска Антоний Зубович (приговорен к 10 годам заключения в ИТЛ) и др. В кон. 1944 - нач. 1945 г. Минский архиеп. Василий (Ратмиров) участвовал в мероприятиях по воссоединению с Московской Патриархией духовенства Белостокской епархии, в межвоенный период принадлежавшей Польской автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ), но исторически являвшейся частью дореволюционной Гродненской епархии РПЦ (в 1939-1941 территория Белостокской епархии входила в БССР). В период оккупации значительная доля приходов Белостокской епархии стала частью образованной решением Всебелорусского церковного Собора от 3 марта 1942 г. Гродненско-Белостокской епархии под рук. архиеп. Венедикта (Бобковского), подчинявшейся Минской митрополии Белорусской Церкви. Среди правосл. населения региона преобладали белорусы. 11 дек. 1944 г. архиеп. Василий вместе с уполномоченным Совета по делам РПЦ (СД РПЦ) по БССР А. Д. Лобановым в сопровождении своего секретаря иером. Ювеналия (Лунина) выехал в Польшу, где провел ряд встреч в Белостоке, Бельск-Подляски, Семятыче и Хайнувке.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

С 90-х гг. XX в. начался новый этап в правосл. церковной архитектуре М. е. В объемно-пространственной композиции мн. храмов были продолжены традиции ретроспективного стиля, основанные на использовании форм и элементов древнерус. зодчества, напр. владимирской архитектуры XII в. (ц. прп. Евфросинии Полоцкой в Минске, 1990-1995; ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Минске, нач. 90-х гг. XX в.), московской архитектуры XVI в. (ц. Покрова Пресв. Богородицы в Крупцах в Минске, 2005-2007; ц. Св. Духа в пос. Гатово Минского р-на, 1999-2005). Минские храмы-памятники в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (1996-1998) и во имя Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших (1996-2008; входит в комплекс Дома милосердия) - примеры использования традиций шатрового зодчества. Минская ц. Св. Троицы в Севастопольском парке (2000-2009) напоминает образцы церковного зодчества Русского Севера, храмы Оптинских старцев в микрор-не Малиновка (2003) и свт. Николая Чудотворца в микрор-не Шабаны (90-е гг. XX в.) продолжают традиции полесской школы деревянного зодчества. Архитектура храма свт. Николая Чудотворца в микрор-не Сокол в Минске (2004) повторяет ретроспективно-рус. стиль 2-й пол. XIX в. Предпринимаются также попытки синтеза древней строительной традиции и современных стилевых направлений (ц. в честь Минской иконы Божией Матери в Минске, 1994-2000; ц. прп. Иоанна Рыльского, 2000; ц. прав. Софии Слуцкой в Минске, 2000-2007; ц. Св. Духа в пос. Самохваловичи Минского р-на, 1993-1999; ц. в честь Державной иконы Божией Матери в минском Елисаветинском мон-ре, 1999-2004). В совр. деревянном зодчестве также интересны опыты создания оригинальной композиции (ц. Воздвижения Креста Господня в дер. Королёв Стан Минского р-на, 2000-2007; ц. Рождества Христова в дер. Новоселье Минского р-на, ок. 2002; и др.). Мн. существующие, строящиеся и проектируемые храмы являются частью цельного архитектурно-художественного ансамбля минского Дома милосердия (1995-2002, архит. Л. Н. Погорелов), в основе плана к-рого лежит очертание Евфросинии Полоцкой, преподобной, креста - национального символа Белоруссии. В верхнем конце креста возведена домовая ц. во имя праотца Иова, ее интерьер украшен росписью, отражающей историю правосл. Церкви на территории Белоруссии в ликах ее святых и правосл. храмах Минска.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

В. Г. Пидгайко 1800-1917 гг. Переезд архиерея и консистории из Слуцка в Минск завершился летом 1800 г., после окончания перевода братии минского Духовско-Петропавловского мужского мон-ря в Пинск, преобразования монастырского собора в кафедральный и урегулирования всех имущественных вопросов. В связи с восстановлением в 1833 г. Полоцкой епархии и передачей приходов Виленской губ. в юрисдикцию Полоцкого епископа территория М. е. уменьшилась до пределов Минской и Гродненской губерний и Белостокской обл. Минский архиерей получил титул «архиепископ Минский и Гродненский». В 1840 г. территория М. е. стала соответствовать границам Минской губ., кафедра получила именование Минская и Бобруйская. В 1878 г. по ходатайству Минского архиеп. Евгения (Шерешилова) епархия стала именоваться Минская и Туровская, сохраняла это название до 1922-1923 гг. Во время Отечественной войны 1812 г. значительное число храмов М. е. подверглось разорению. В Минске до 1814 г. богослужения совершались в единственной уцелевшей кладбищенской церкви. После Полоцкого Собора 1839 г., принявшего решение о воссоединении белорусско-литов. униатов с правосл. Церковью, число приходов М. е. значительно увеличилось. В 60-х гг. XIX в. в М. е. наблюдалось оживление церковной жизни. Было построено ок. 20 каменных и ок. 70 деревянных церквей. В Минске выстроено новое здание ДС, освящен архиерейский дом с Покровской ц. В Пинске, в мест. Паричи Бобруйского у. и в Минске открыты духовные уч-ща, при церквах - начальные школы грамотности, их насчитывалось ок. 500 с 11 тыс. учащихся. В 1868 г. начали выходить «Минские епархиальные ведомости» . Повсеместно учреждались церковные попечительства, проходили «соборики духовенства». В Минске и Слуцке возобновилась деятельность церк. братств . В окт. 1907 г. в Минске начал работу церковный историко-археологический комитет, вскоре был организован музей. В нач. 1912 г. в связи с болезнью Минского архиеп. Михаила (Темнорусова) было учреждено Слуцкое викариатство М. е. Слуцкие епископы являлись настоятелями минского Свято-Духовского мон-ря, жили в Минске.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

К 1943 г. в Бобруйске начались богослужения в церквах на христианском кладбище и на хуторе Луки, был отремонтирован городской Николаевский собор, восстановлена церковь на Березинском форштадте, построена церковь в пригороде Титовка. В Бобруйском р-не было построено и восстановлено 10 церквей, а в Бобруйском окр. насчитывалось 20 действующих храмов, ремонтировалось более 5. 2 нояб. 1941 г. возобновились богослужения в церкви в пос. Заславле под Минском. В М. е. в 1941 г. было открыто ок. 120 приходов, что составило 30% их дореволюционного количества. В Борисовском р-не существовала 21 церковная община. В Борисовском р-не было восстановлено до 75% дореволюционных храмов. За первые месяцы 1944 г. в М. е. открылось 5 приходов. К 1945 г. на территории Минской обл., которая составляла часть территории М. е., действовали 136 церквей. Только за первые 3 дня оккупации Минска было совершено до 700 крещений детей и взрослых, состоялось много венчаний. За первые 4 месяца оккупации Минска крестили 22 тыс. детей, юношей и девушек. Были случаи, когда в один день венчалиь 20-30 супружеских пар. В 1944 г. в Бобруйске на Крещение состоялся крестный ход на Березину, в к-ром участвовали 5 тыс. чел. Для производства храмовой утвари в Минске открылась мастерская. В нояб. 1943 г. Минский исторический музей через свящ. Николая Лапицкого передал Белорусской митрополии коллекцию из 33 церковных предметов и книг. В нач. 1944 г. в Минске был издан «Настольный календарь белорусского православного крестьянина». В июле 1943 г. в Бобруйске вышел 1-й номер газ. «Благовест», ответственным редактором которой стал священник бобруйского Николаевского собора Николай Ясинский (издано 3 номера). Два раза в месяц по радио транслировали богослужение из церкви Преображенского мон-ря в Минске, к-рое совершал архиеп. Филофей (Нарко). Преподавание Закона Божия было разрешено только при церквах. Осенью 1942 г. в ответ на обращение Минского епархиального управления к властям за разрешением открыть 6-классные духовные семинарии в Минске и Новогрудке и псаломщицкие курсы в Ракове, Вилейке и Молодечно был получен отказ. Разрешено было открыть в Минске краткосрочные курсы для подготовки кандидатов для рукоположения в священный сан. 21 окт. 1942 г. архиеп. Филофей (Нарко) сообщал, что в Минск ежедневно прибывают 2-3 кандидата, которых рукополагают после краткой подготовки, и т. о. уже рукоположены 100 священников. 15 апр. 1943 г. открылись 6-месячные богословско-пастырские и псаломщицко-певч. курсы в Минске для лиц со средним образованием. К апр. 1944 г. были подготовлены 22 кандидата для рукоположения в священный сан.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Думается, что из вышеизложенного ясно, что «есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу...» представляет собой позднюю интерполяцию, сделанную в XVI b. В греческом мире она в ХХ в. была отвергнута, у нас же сохраняется поныне. Одного факта позднего появления этой интерполяции, разумеется, недостаточно для того, чтобы считать её излишней или нежелательной. Проблема в том, что она искажает первичный смысл фразы «Достойно и праведно», который связан с непосредственно предшествующим призывом «Благодарим Господа». Согласно св. Иринею Лионскому и другим св. Отцам первых веков христианства, благодарение, «жертва хвалы» 658 , есть долг, который мы по справедливости, праведно, должны отдать Богу 659 . А по апостолу Павлу, благодарение также и достойно Его: «Благодарите должни есмы Бога всегда о вас, братие, якоже достойно есть» ( 2Фес.1:3 ). Толкование на «Достойно и праведно» свт. Кирилла Иерусалимского являет тот же ход мысли: Далее говорит иерей: Благодарим Господа. Поистине долженствуем благодарить Бога, что нас недостойных призвал в толикую благодать; что врагов сущих примирил нас ( Рим.5:10 ), что удостоил нас Духа сыноположения ( Рим.8:15 ). На сие говорите вы: Достойно и праведно. Ибо возсылая благодарение, мы совершаем достойное и праведное дело: Бог же не по правде, но выше правды действуя облагодетельствовал нас, и толиких благ сподобил 660 . «Достойно и праведно» связывается с «Благодарим Господа» и в византийских толкованиях Божественной литургии 661 . Когда же к «Достойно и праведно» прибавляется «есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу...», то эта фраза обретает самостоятельный смысл, вне связи с «Благодарим Господа». Смысл этот, конечно, в том, что достойно и праведно (справедливо) поклоняться Св. Троице. Из тех русских толкований Божественной литургии, которые упоминают об этой фразе, одно прямо объясняет её как призыв к поклонению Св. Троице 662 , а другое, весьма обстоятельное, хотя и начинает объяснять, что достойно и праведно благодарить Бога, но, заканчивая комментарий, называет эту фразу «народным исповеданием поклонения Св. Троицы» 663 . Но это исповедание уже совершилось с чтением Символа веры , а здесь лишь нарушает связь начальных слов – «Достойно и праведно» – с предшествующим призывом и искажает смысл этих слов в литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение успешным развитием церковной жизни в Берлинской епархии. 2. Утвердить в составе Берлинской епархии следующие новообразованные приходы: – Благовещенский приход в Аахене; – приход в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Бранденбурге; – приход новомучеников и исповедников Российских в Бремене; – приход преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары в Вуппертале; – приход святого праведного Иоанна Кронштадтского в Гамбурге; – Крестовоздвиженский приход в Галле; – Благовещенский приход в Ганновере; – Михаило-Архангельский приход в Геттингене; – Троицкий приход в Дортмунде; – приход новомучеников и исповедников Российских в Касселе; – Всехсвятский приход в Магдебурге; – Троицкий приход в Падеборне; – приход святой блаженной Ксении Петербургской в Ростоке; – приход святых Валентина и Пасикрата в Ульме; – приход Христа Спасителя во Франкфурте-на-Одере; – приход Рождества Пресвятой Богородицы в Хемнице. 3. Утвердить образование в составе Берлинской епархии Северного благочиннического округа. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, об окормлении русской православной паствы в Испании. Справка. К Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси обратились члены русской православной общины, постоянно проживающие в Мадриде (Испания), с просьбой о пастырском окормлении и учреждении прихода Московского Патриархата. По благословению Святейшего Патриарха Мадрид посетил епископ Корсунский Иннокентий, который встретился с инициативной группой будущего прихода. 17 декабря 2000 года епископом Иннокентием было проведено учредительное собрание, на котором был принят Устав прихода Рождества Христова в Мадриде и избран Приходской совет. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Учредить в Мадриде (Испания) приход Московского Патриархата во имя Рождества Христова. 2. Архипастырское попечение о приходе Рождества Христова в Мадриде поручить епископу Корсунскому Иннокентию. СЛУШАЛИ: Отчет митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о деятельности возглавляемого им Отдела в 2000 году.

http://sedmitza.ru/lib/text/429448/

С.Прокофьева.– Санкт-Петербург, 1994. 169 Жертвоприношение было совершено накануне Рождества Пресвятой Богородицы//Благовест (Православная газета Рязани), октябрь 1995 170 Ставицкая Н. Сатанисты в Минске//Миссионерское обозрение (Приложение к газете «Православная Москва»). – 1996. – 172 Ставицкая Н. Сатанисты в Минске//Миссионерское обозрение (Приложение к газете «Православная Москва»). – 1996. – 173 Заявление Митрополита Минского и Слуцкого Филарета патриаршего экзарха всея Беларуси по поводу акта осквернения кафедрального собора в Минске//Миссионерское обозрение (Белгород). – 1996. – С.2. 176 Группа сатанистов набила четыре пакета человеческим и собачьим мясом//Московский комсомолец, 25 ноября 1995 г. 183 Снегирев Ю. По приказу сатаны: Кто и зачем убивал подростков в Тюменской области//Известия, 7 марта 1997 г. (Электронная версия газеты). 184 В Виннице арестованы молодые люди. подозреваемые в осквернении 40 могил в праздник «Хэллоуин»//Радонеж, январь 1997 185 Крутицы (Информационно-публицистическое обозрение Всецерковного Православного Молодежного Движения Московского 186 Крутицы (Информационно-публицистическое обозрение Всецерковного Православного Молодежного Движения Московского 187 Рождественский подарок сатаны едва не получили православные от посредника дьявола?//Московский комсомолец, 11 января 1997 г. 188 Современные секты в России/Специальный выпуск Вестника Всецерковного Православного Молодежного Движения/Под ред. С.Прокофьева.– Санкт-Петербург, 1994. 189 Ставицкая Н. Сатанисты в Минске//Миссионерское обозрение (Приложение к газете «Православная Москва»). – 1996. – 192 Кенийское правительство встревожено усилением влияния сатанистов//Радонеж, октябрь 1996 г.– 13. 195 Современные секты в России/Специальный выпуск Вестника Всецерковного Православного Молодежного Движения/Под ред. С.Прокофьева.– Санкт-Петербург, 1994. 198 Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект.– М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.–83 с. 199 Ставицкая Н. Сатанисты в Минске//Миссионерское обозрение (Приложение к газете «Православная Москва»). – 1996. – 200 Убийство не состоялось?//Татьянин День (газета общины церкви Святой мученицы Татианы при МГУ), июнь 1995 г.– С.24. Читать далее Источник: Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера : Справочник. - Изд. 2-е. - Белгород : Православ. миссионер. фонд Русской Православной Церкви, 1997. - 459 с. (Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник 1). ). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

С весны 1929 г. широчайший размах получила антирелиг. пропаганда. 9 июня 1929 г. в Минске прошел 1-й Всебелорусский съезд безбожников. В 1930-1932 гг. прошла 1-я масштабная кампания арестов духовенства и мирян, сопровождавшаяся закрытием православных храмов. 7 февр. 1930 г. была закрыта и передана под клуб Казанская ц. в Минске. В том же году закрыли минский Петропавловский собор, находившийся в ведении обновленцев. В февр. 1930 г. упразднили слуцкий Свято-Троицкий мон-рь, при этом изъяли мощи мч. Гавриила Белостокского. Весной 1932 г. власти арестовали архиеп. Полоцкого и Витебского Николая (Покровского). Вскоре его освободили, в февр. 1933 г. он был назначен на кафедру в Ижевск. В 1933 г. были арестованы Могилёвский еп. Феодосий (Ващинский) и Слуцкий еп. Николай (Шеметилло), а также обновленцы «Витебский архиепископ» Михаил (Постников), «Мстиславский архиепископ» Досифей (Степанов) и «Слуцкий епископ» Савватий (Засимович). В качестве мест заключения власти стали использовать помещения ранее закрытых храмов и мон-рей. Камеры предварительного заключения были оборудованы в минском Свято-Духовском мон-ре, витебском Успенском соборе, мозырской Михайловской ц., могилёвской Свято-Никольской обители. К сер. 30-х гг. XX в. количество действовавших в Вост. Белоруссии правосл. храмов исчислялось неск. десятками. Негативные последствия для Церкви имел голод 1932-1933 гг., охвативший прежде всего Украину и затронувший Белоруссию. В нач. мая 1933 г. в Борисове произошло восстание горожан, к-рое было жестоко подавлено: 1200 чел. заключили в лагеря, 200 чел. расстреляли. В 1935 г. власти арестовали группу духовенства, объединявшуюся вокруг Минского архиеп. Феофана (Семеняко). Архиерей служил в Николаевской (Козыревской) ц. в Минске. После ареста его отправили на Дальн. Восток, 10 нояб. 1937 г. расстреляли. 9 апр. 1935 г. Никольский приход был упразднен. Летом 1936 г. в Минске взорвали Петропавловский кафедральный собор и ц. Казанской иконы Божией Матери. В 1935 г. в результате переговоров между Могилёвским архиеп. Павлином (Крошечкиным) и Бобруйским еп. Филаретом (Раменским) была упразднена автокефалия, провозглашенная в 1927 г., ее участники в авг. 1935 г. были приняты в церковное общение митр. Сергием (Страгородским).

http://pravenc.ru/text/2563280.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010