Однажды Католикос со своими Епископами пришел посетить земных Ангелов. Еще издали увидели Св. отцы духовное к ним шествие и, устремившись навстречу, пали к ногам Святителя, чтобы испросить себе благословение. Епископы хотели взаимно благословиться от отцов. Католикос сел подле пещеры, служившей церковью, и глава отшельников сказал ему: «Бог, богатый милостями своими, да наградит вас, пастыри и отцы, за труд ваш в посещении нас недостойных; но скажите нам причину благодатного вашего пришествия». «Мы хотели слышать от тебя назидательное слово», – отвечал ему Католикос, и, смиренный, долго отказываясь говорить при Святителях, которым более подобало учить, наконец сказал им высокое поучение о Слове жизни; ибо уста его источали премудрость, как неисчерпаемый источник. Так как в это время, за смертью Епископов, праздны были две Епархии – Цилканская близ Мцхета и Некресская за Алазаныо, то Католикос совещался с Епископами поставить кого-либо из Св. отцов на опустевшие кафедры и положил назначить тех, которые будут приносить пред лицем их бескровную жертву. Литургию же совершали в тот день Авив пресвитер и Иессей диакон. По окончании божественной службы Католикос, взяв правой рукой Авива, а левой Иессея, поцеловал первого и сказал: «Радуйся, Авив, епископ Некресский!» Потом поцеловал Иессея с теми же словами: «Радуйся, Иессей, Епископ Цилканский!» Неожиданность избрания изумила и опечалила избранных; со слезами умоляли они избирателя не возлагать на них столь тяжкого ига, но он возразил им: «Жив Господь наш Иисус Христос , не возвращу слова, объявленного вам по воле Божией!» «Дети мои, – говорил и блаженный Иоанн ученикам своим, – не сопротивляйтесь воле святительской; для того и пришли мы в страну сию, чтобы в разных местах трудиться во славу единого Бога». Не прекословили более избранные и последовали за Католикосом в Мцхет, где посвящены были, каждый на свою епархию; они послужили там ко спасению многих, ибо свет проповеди евангельской осиял все предгорье Кавказа и даже проник во внутренность его, сокрушая повсюду идолов словом истины и укрепляя силой чудес новокрещаемых.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Имя прекрасное и глубокое, строгое и величественное. Несколько холодноватое. Ни в жизни русской, ни в литературе не привившееся. Глава 4. Икона Божией Матери «Целительница» (1 октября) Хвала Богоматери (отрывок). Максимилиан Волошин Херувимов всех честнейшая, Без сравнения славнейшая, Огнезрачных серафим, Очистилище чистейшее! Госпожа всенепорочная, Без истленья Бога родшая Незакатная звезда. Радуйся, о благодатная! Ты молитвы влага росная, Живоносная вода! Объяснение праздника Явление одной из древнейших икон Божией Матери «Целительница» произошло во времена святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (IV век). Икона находилась в Цилканском храме в местности Карталинии. Икона изображает Божию Матерь, стоящую у постели больного клирика. Иконографическим сюжетом для чудотворного образа послужило предание о чудесном исцелении, описанном в сочинении святителя Димитрия Ростовского «Руно орошенное» Радуйся, Благодатная. Евгений Поселянин Один из клириков Наварнинской церкви имел благочестивую привычку при входе в церковь и выходе из нее преклонять колена перед образом Божией Матери и произносить краткую молитву: – Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спасителя нашего! Однажды благочестивый клирик заболел мучительной болезнью: у него начал гнить язык, и боль была настолько сильна, что он терял рассудок. Придя в себя, больной в уме прочитал свою обычную молитву к Богоматери и тотчас у своего изголовья увидел прекрасного юношу. Больной понял, что этот гость – его ангел-хранитель. Глядя с состраданием на больного, ангел обратился к Пресвятой Богородице с молитвой об исцелении. Тогда явилась Сама Божия Матерь и, умилосердившись над болящим страдальцем, явила знамение Своей великой любви. Больной почувствовал себя совершенно здоровым и пошел в церковь. Став на клиросе, он принял участие в церковном пении, приведя в изумление народ. Это великое чудо подало повод к изображению иконы Богоматери «Целительница».

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Производство в духовные звания (чины) осуществлялось не только из духовного сословия, но и из других - «по достоинству и избранию». Грамоте, церковному пению и Закону Божию обучали при церквах всех епархий. Духовные семинарии в Тифлисе и Телаве, открытые отцом католикоса Антония II, груз. царем Ираклием II, где обучали богословию, философии, истории, риторике, математике и грамматике, на тот момент не действовали. Также католикос предоставил нек-рые сведения о земельных владениях епископов. В 1802 г. преемник Кнорринга ген. П. Д. Цицианов более активно, а порой и бесцеремонно вмешивался в церковные дела. Так, в 1803 г., когда патриарх Антоний II вместо ушедшего на покой митр. Цилканского Иоанна (фамилия неизв.) поручил управление епархией архим. Досифею (Пицхелаури), ген. Цицианов 2 апр. отправил католикосу-патриарху резкое письмо: «К крайнему удивлению моему слышал я (чему хотя и верить не могу), что Ваше Святейшество изволили Цилканскую епархию перепоручить архимандриту Досифею... в то время как Вы уведомлены, что священная есть воля Е[го] И[мператорского] В[еличества] не умножать в Грузии высоких в духовенстве званий, и мною Вам словесно было уже объявлено, что упразднившиеся епархии должны быть присоединяемы к ближайшим...» (Письмо кн. Цицианова к католикосу Антонию//АКавАК. Т. 2. С. 264). В том же письме Цицианов предупредил патриарха, что уведомит императора «о непорядках в здешних духовных делах» (Там же). Российская гос. политика была направлена на упразднение груз. церковной независимости и полное подчинение ГПЦ Святейшему Синоду РПЦ. Поскольку единовременно упразднить груз. епархии было невозможно, было решено постепенно соединять их с соседними после смерти или ухода на покой правившего архиерея. 29 мая 1804 г. ген. Цицианов в рапорте на высочайшее имя докладывал, что, придерживаясь этого правила, во время его «пребывания в Грузии, в Карталинии [Картли] упразднено три епархии и осталось три», хотя, как ему «кажется, достаточно в Карталинии иметь одну епархию» (Там же.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Немедленно вслед за получением сего высочаешего рескрипта, бывший главноуправляющий Грузией, генерал-лейтенант Кнорринг 24 ноября 1801 года снесся с грузинским католикосом Антонием II о подобающей встрече святого креста и в тоже время предписал генерал-майору Лазареву оказать этому делу надлежащее содействие. Первое сретение креста, по выработанному Кноррингом церемониалу, должно было быть в селении Степанцминда, или, что и тоже, Казбек, куда и приглашались собраться к определенному дню епископ цилканский с двумя архимандритами, десятью священниками и двумя диаконами, с потребным причтом церковным из епархии Цилканской, а также некоторые князья и дворяне с местными начальниками. Преосвященному поручалось со всем священным собором и в церковном облачении встретить с благоговением крест вне селения, где, по прочтении установленной молитвы, он должен взять оный и вручить для несения в местную церковь поверх своих глав двум священникам, в предшествии двух диаконов с кадилами, и в сопровождении остальных священников по сторонам их. Сам же преосвященный с двумя по сторонам его архимандритами и народом заключает шествие, при пении всеми священнослужителями псалмов. По внесении в церковь креста, преосвященный служит соборне молебствие святой равноапостольной Нине, по установленному чину, с провозглашением, в заключение, многолетия Его Императорскому Величеству и всему Высочайшему Всероссийскому Императорскому Дому. Потом в назначенное время должно было начаться шествие дальнейшего перенесения креста, с сохранением того же порядка, при чем при прохождении через селения, лежащие по пути до Ананура, предполагалось отдохновение в нужных местах со сменою лиц, составлявших крестный ход, по общему духовного и светского начальств соглашению. Второе сретение должно было быть в Анануре, древнем местопребывании владельцев Арагвских. К оному назначался из ведомства духовного местный преосвященный с двумя архимандритами, десятью священниками и двумя диаконами с прочим причтом, а от сословия князей грузинских владетель арагвский с двумя при нем дворянами и местными того округа начальниками. Все эти чины должны были встретить с благоговением всечестный и животворящий крест вне селения и, соединясь с первою процессией, поступать во всем по выше описанному порядку. Следуя оному, шествие назначалось до ур. Гартискари, отстоявшего от Ананура в 40 верстах. На пути этом в новоназначенном уездном городе Душете, принадлежавшем светлейшему царевичу Вахтангу Ираклиевичу, должны были встретить крестный сей ход и сопровождать оный вне селения владелец места со свитою своею и градское духовенство, при чем если бы тут случилось отдохновение, то порядок внесения в церковь , молебствие и т.д. должны были происходить по вышеописанному.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Тамара, св. царица единой Грузии, +1213 Зосим II Кумурдоели (Кумурдойский), свт., архиеп. Кумурдойский, гимнограф, + 1528 3 Мамай, свт., католикос Картли, + 744 Арсений и Михаил Улумбоели (Улумбойские), прпп., IX в. 7 Иоанн Зедазнели (Зедазнийский), основатель монашества в Грузии, и его ученик Илия Диакон, прпп., VI-VII вв. Собор Сирийских отцов (VI-VII вв.), основателей монашества в Грузии, последователей прп. Иоанна Зедазнели (Зедазнийского): Авив Некресели (Некресский) (прп.), Антоний Марткопский (прп.), Давид Гареджели (прп.) и его ученик Лукиан Гареджели (прп.), Зенон Икалтоели (Икалтойский) (прп.), Иессей (Иесе) Цилкнели (еп. Цилканский) (свт.), Иосиф Алавердели (еп. Алавердский) (свт.), Исидор Самтавнели (Самтависский) (прп.), Михаил Улумбоели (Улумбойский) (прп.), Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), Стефан Хирсели (Хирсский) (прп.), Фаддей (Тадеоз, Тата) Степанцминдели (Самебели) (Степанацминдский, Самебский) (прп.), Шио Мгвимели (Мгвимский) (прп.). 9 Шио Мгвимели (Мгвимский), один из 12 Сирийских отцов, и его ученик Евагрий Шиомгвимский (Цихедидский), прпп., VI в. 10 Христофор Призванный (Цодебули), блж., + 1771 13 Евфимий Святогорец (Мтацмидели, Ивер, Афонский, Новый), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне,переводчик богослужебных и святоотеческих книг, + 1028 Георгий Святогорец (Мтацмидели; Ивер; Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, дух. писатель, филолог, + 1065 Иверские преподобномученики, пострадавшие на Афоне от латинян, + 1275/76 или 1280 15 Пирр (Пирос) Бретели (Бретский) (прп.), один из Сирийских отцов, сонователей монашества в Грузии, VI в. 18 Давид и Тиричан, отроки-мчч., и мать их Тагинесия (Фагинесия), + 693 19 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии (день прихода ее в Грузию), + 335 20 Завулон и Сосанна, прпп., Каппадокийские, родители св. равноап. Нины, просветительницы Грузии, III - нач. IV в. Празднование Манглисского Креста 22 Василиск, мч., пострадавший в Команах в Абхазии, + 308 23 Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Дамиан-Димитрий, прп., царь объединенной Грузии Димитрий I, гимнограф (в монашестве Дамиан), +1157 27 Михаил Парехели, прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. Василий Багратисдзе, сын царя Грузии Баграта III, прп., церк. писатель, XI

http://pravoslavie.ru/41585.html

Календарь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс В Грузии завершена реставрация обрушившегося храма Пудзнари Пудзнари является древнейшим купольным храмом в регионе Восточный Мтианети. ТБИЛИСИ. Длившаяся более трех лет реставрация обрушившегося храма Богородицы XIII в. – Пудзнари – завершена к празднику Успения Божьей Матери – Мариамоба, сообщает газета «Ахали таоба» («Новое поколение»). Крест, освящённый митрополитом Цилканским и Душетским Зосимой (Шиошвили), увенчал купол возрождённого храма. На место торжества прибыл генеральный директор Национального агентства защиты культурного наследия Ника Антидзе, который поздравил население Душетского района и осуществившую реабилитацию компанию «Ивертмшени» с успешным завершением проекта. Отныне храм Пудзнари обрёл свой первозданный вид. «Завершены сложнейшие реабилитационные работы. Разрушенные ось, северная и западная стены, несущие конструкции были укреплены и зафиксированы таким образом, чтобы максимально сохранился первозданный облик одного из ценнейших памятников грузинского церковного зодчества. Полностью восстановлен обрушившийся купол», - сказал на церемонии открытия Ника Антидзе. Пудзнари является древнейшим купольным храмом в регионе Восточный Мтианети, где купольные памятники церковного зодчества представляют большую редкость. Помимо своей исторической и художественной ценности, храм Пудзнари известен тем, что его критическое состояние стихийно образовало активное общественное движение «SOS-Nyдзhapu», вылившееся в массовые акции с призывом к властям незамедлительно приступить к спасению храма. И призывы эти возымели действие. В настоящее время храм не является действующим. 21 сентября состоится его освящение. А до того будут сняты строительные леса и продолжится реставрация интерьера. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/text/5027217.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛИЯ II Семья Георгия и Наталии Гудушаури-Шиолашвили. В центре - Ираклий. Фотография. 2-я пол. 30-х гг. XX в. Семья Георгия и Наталии Гудушаури-Шиолашвили. В центре - Ираклий. Фотография. 2-я пол. 30-х гг. XX в. (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич; род. 4.01. 1933, Орджоникидзе (до 1931 и с 1990 Владикавказ, в 1944-1953 Дзауджикау)), Католикос-Патриарх всей Грузии, архиеп. Мцхетский и Тбилисский (с 23 дек. 1977). История рода Гудушаури насчитывает 15 веков. По преданию, царь Грузии св. Вахтанг Горгасали (V в.) стал восприемником основателя рода И.- Гудуши, сына Сно, соратника царя. Шиолашвили - одна из ветвей рода Гудушаури, потомки Шиолы Гудушаури (XVII в.), известного своим мужеством. Именем Шиолы названа Шиолская крепость в Казбегском р-не. Родители И. принадлежали к крестьянскому сословию и жили в Пшаво-Хевсурской вол. Тионетского у. Тифлисской губ. (ныне Казбегский р-н Грузии): отец, Георгий Семенович (1883-1967),- в с. Сно, мать, Наталия Иосифовна Кобаидзе (1895-1962),- в с. Сиони. В 1927 г. они купили дом во Владикавказе и зимы проводили там. И., 4-й ребенок в семье, был крещен в день Рождества Христова архим. Тарасием (Канделаки; впосл. епископ Цилканский, секретарь Католикоса-Патриарха сщмч. Кириона III (Садзаглишвили) ) во владикавк. ц. св. равноап. Нины, в то время находившейся в юрисдикции Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Восприемницей стала мон. Зоила (Двалишвили; позже настоятельница жен. мон-ря Бедиа в Абхазии, в 50-70-х гг. настоятельница жен. мон-ря Самтавро в Мцхете). Младенца нарекли в честь мч. Ираклия Севастийского и царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798), при котором 24 июля 1783 г. был подписан Георгиевский трактат с Россией. Семья Георгия и Наталии вела христианский образ жизни. В доме находили убежище гонимые советской властью духовные лица, оказавшие значительное влияние на формирование мировоззрения будущего Католикоса-Патриарха. Семью хорошо знал Католикос-Патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе ; 1932-1952), связывавшийся через Георгия с владикавк. православными грузинами.

http://pravenc.ru/text/389389.html

«Князь Георгий Александрович Грузинский! В подвиге, побудившем вас принести мне хранившийся в роде вашем крест святой Нины, признав опыт особенного усердия вашего на пользу общую, я нахожу себя в обязанности сим изъявить вам мою признательность. Зная, сколь драгоценна сия святыня для Грузинского народа и желая возвращением ее дать новое доказательство моего о нем попечения, я препроводил сей крест туда для помещения его в Тифлисском главном Соборе; уверен я, по образу мыслей ваших и по таковому дара вашего употреблению, наилучшую для вас награду найдете вы в собственном сознании вашем начала вас к сему руководившего, но в ознаменование уважения моего к сему поступку вашему, посылаю вам камергерский ключ, который вы носить будете, при настоящем вашем увольнении от службы, как знак особенного моего к вам благоволения. АЛЕКСАНДР I С.-Петербург. Февраль, 16, 1802 г.» 61 К несчастью для нашего времени, вековая святыня Православной Церкви предана полному забвению. Прежде бывшая кафедра кизикских митрополитов за смертью последнего митрополита Иоанна в 1837 г. упразднена, храм лишился всех угодий, которыми пользовался целые века для поддержки гроба святой. В настоящее время бедность довела храм до унизительной крайности, и таким образом он лишился навсегда своего величия и высокого значения в среде православных, – до чего и до какого вопиющего безобразия доводят люди местную святыню. 62 По неизвестной причине экзарху Грузии Евсевию вздумалось отменить пятнадцативековое празднование Преображения Господня, столь знаменитому для Грузии, и назначить храмовым праздником день Казанской иконы Божией Матери 22 октября/4 ноября, никогда не празднуемой Грузинской Церковью и не известной этой последней. 63 Смотри об этом интересное донесение на высочайшее имя Цилканского архиепископа Иоанна – католикосу Антонию от 1 марта 1600 г., в котором обстоятельно повествуется история построения св. храма с определением границ упомянутой епархии и обязанностей самих владык цилканских. 64 Многие признают путешествие по святым местам не царевича Бакара, а царя Мириана, но все древнейшие документы умалчивают о подобном путешествии. Откуда почерпнули свое показание новейшие писатели, положительно неизвестно. Против факта принесения в Грузию царевичем Бакаром иконы Божией Матери из Палестины никто не в состоянии сказать что-нибудь, так как сама икона налицо в Цилканском храме. Царевич, путешествуя по Палестине, вероятно, делал вклады по разным святыням ее от имени своего отца, а нынешние писатели навязали Мириану небывалое путешествие по св. местам. Но пока ни один из древних памятников не говорит в пользу путешествия Мириана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В офиц. печатном органе РПЦ «Журнале Московской Патриархии» 3 за 1944 г.) были размещены все материалы о ликвидации молитвенного и канонического разрыва между ГПЦ и РПЦ, в т. ч. «Краткие биографические сведения о католикосе-патриархе Каллистрате и об епископах Грузинской Церкви» (о митр. Сухумском Мелхиседеке (Пхаладзе), еп. Цилканском Тарасии (Канделаки), еп. Ниноцминдском Димитрии (Лазарешвили) и еп. Кутаисско-Гаенатском Ефреме (Сидамонидзе)). С глубокой скорбью отнесся К. к кончине 15 мая 1944 г. «мудрого кормчего» РПЦ патриарха Сергия (Телеграмма...//ЖМП. 1944. 7. С. 6; Алексий I (Симанский), Местоблюститель. Ответная телеграмма...//Там же). Новое «Положение об управлении Грузинской Православной Церковью» было принято 28 марта 1945 г. на Церковном Соборе ГПЦ, к-рый возглавлял К. В этом документе были определены статус Церкви, ее административное устройство и законодательная основа. Документ подписали К., митр. Урбнисский Мелхиседек (Пхаладзе), еп. Кутаисско-Гаенатский и Чкондидский Ефрем (Сидамонидзе), еп. Цилканский Тарасий (Канделаки) и еп. Ниноцминдский Димитрий (Лазарешвили). «Положение...» было приведено в соответствие с действующей Конституцией СССР. Согласно ему, ГПЦ включала 15 епархий, в ее юрисдикцию также входили грузины, живущие за пределами Грузии, где нет правосл. епископа. Центральное управление Церковью было передано Церковному Собору, решавшему вопросы церковного законодательства и суда, избрания Главы ГПЦ, восстановления или закрытия епархиальных кафедр, духовных учебных заведений. Также в «Положении...» были определены состав Синода и его кворум, канонические правила поставления во епископа и принцип старшинства, решены вопросы устройства окружного и приходского управления, состава причта, функций приходского священника, доходов католикоса-патриарха, архиереев и священства (Положение об управлении Грузинской Православной Церковью. 1974. С. 119-128) (подробнее см.: ст. Грузинская Православная Церковь ). К. установил конструктивные отношения с созданным в 1947 г. аппаратом уполномоченного по делам религии. В 1951-1952 гг. он поставил перед гос-вом вопрос о возврате церковных реликвий, изъятых в предыдущие годы (ЦГАНИГ. Ф. 150). Межцерковная и международная деятельность

http://pravenc.ru/text/1320121.html

Каллистрат (Цинцадзе), еп. Ниноцминдский, Местоблюститель Патриаршего престола. Фотография. Кон. 20-х гг. ХХ в. ГПЦ, как и РПЦ, находилась в этот период в тяжелом положении: церкви закрывались, преследования духовенства продолжались. Большевистское правительство попыталось инспирировать противостояние в самой ГПЦ. Было образовано течение «Реформ и обновления», схожее с течением обновленчества в РПЦ. Грузинские «обновленцы» выступили против католикоса-патриарха исп. Амвросия и Католикосского Совета, объявив, что жесткие по отношению к Церкви и верующим действия правительства были направлены лично против фигуры католикоса-патриарха и близких ему лиц и что в случае их отставки правительство, согласно декларации о свободе совести, предоставит людям возможность свободно посещать храмы. Мн. представители грузинского духовенства поддались на провокацию и выступили против исп. Амвросия. Сохранилось обращение исп. Амвросия к К., в котором он писал: «Со дня учреждения Католикосского Совета Грузии ты был его постоянным членом... и главным ответственным работником, из-за чего ты перенес множество незаслуженных неприятностей. В последнее время, когда мое здоровье пошатнулось и я не могу интенсивно работать, я был вынужден подыскать надежного помощника. Мое внимание остановилось на тебе как на верном и надежном служителе Церкви» (НЦРГ. Ф. 50. Д. 20. Л. 17). Несмотря на то что К. не хотел оставлять семью, он подчинился интересам Церкви. Ему пришлось оформить развод (в некоторых источниках неправильно указано, что он овдовел). 31 окт. 1925 г. в церкви Квашвети католикосом-патриархом исп. Амвросием в сослужении епископов Алавердского Мелхиседека (Пхаладзе) (в 1952-1960 католикос-патриарх всей Грузии Мелхиседек III ), Цилканского Павла (Джапаридзе) и Бодбийского Стефана (Карбелашвили) без пострижения в монашество он был хиротонисан во епископа Ниноцминдского с возведением в тот же день в сан митрополита. 11 нояб. К. был назначен постоянным патриаршим Местоблюстителем и из-за болезни исп. Амвросия вел все дела Церкви. После кончины исп. Амвросия (29 марта 1927 г.) на IV Церковном Соборе ГПЦ (21-27 июня 1927 г.) католикосом-патриархом всей Грузии был избран митр. Сухумско-Абхазский Христофор III (Цицкишвили). 20 июня К. был переведен на Манглисскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/1320121.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010