Попросим же у Господа в эти Богоявленские дни, исполненные особой благодати, особой силы, особого дерзновения, чтобы крещенские воды не останавливались, чтобы наша жизнь была не тем потоком, который становится все меньше и меньше, вплоть до полного своего истощения, но тем удивительным чудесным потоком, который течет все сильнее и сильнее. Несмотря ни на слабость сил, ни на многочисленные попечения и обязанности, ни на суету, которая невольно подходит к нам со всех сторон, пусть наша жизнь окажется подлинным служением Богу и подлинным преодолением тех трех искушений, которые преодолел наш Господь Иисус Христос, показывая нам поучительный пример. Аминь. О зримом Богоявлении 195 И, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Лк. 19:4 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Сейчас период Богоявления и праздник Крещения Господня – время особенного воспоминания о святости вод, всеочищающей купели и о тех небесных светах, которые осеняют эти воды и всю нашу жизнь. На Божественной литургии мы слышали два евангельских чтения. В первом говорилось о том, что по заточении Иоанна Предтечи в темницу Иисус Христос продолжил Свою проповедь. «Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею... С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». 196 Господь Бог наш Иисус Христос как бы продолжил слово смертного человека Иоанна Крестителя о покаянии. Как тогда, так и ныне Богочеловек Господь Иисус Христос постоянно стучится во врата нашей души, призывая нас к покаянию. Значит, для нас открыты врата спасения и нет такого унылого момента в нашей жизни, который мог бы пересилить радость Божественной благодати. Тем самым первое евангельское чтение учит нас тому, что Сам Бог приходит к нам с проповедью, которую надо просто услышать, принять и исполнить. Во втором евангельском чтении мы слышали о Закхее, далеком от Бога из-за богатства и многопопечения. Малый ростом, он не мог увидеть проповедавшего Христа, для этого ему нужно было взойти на древо. «И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее». 197 За послушание Господу Закхей был удостоен встречи с Ним в своем доме. Так второе евангельское чтение учит нас тому, что для встречи с Богом мы должны сами сделать первый шаг к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Поэтому и епископ Феофил Александрийский так относился к нему. Но сам он не давал объяснений по поводу таковых суждений, всегда имея в уме слово апостола, сказавшего: Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым ( Гал. 1:10 ).  30. Изгнание ариан. В то время ариане имели свой молитвенный дом в городе 1208 , и об этом очень беспокоился епископ Иоанн, моля Бога дать ему силу навсегда изгнать их из города, что именно Он и совершил, призрев на мольбы своего искреннего раба, следующим образом. Когда наступил праздник Святого Богоявления, именуемый Просвещением, пришел император Аркадий вместе с августой 1209 в святую церковь , чтобы принять участие в богослужении и приобщиться страшных и животворящих Таин Христа Бога нашего. После того как они пришли к епископу и, приняв святые его молитвы, сели, император, внимательно посмотрев на него, говорит ему: «Воистину, отче, со времен великого императора Константина еще не удостаивался град сей епископа и учителя, равного тебе по святости и поэтому мы благодарим человеколюбивого Бога за то, что Он послал тебя нам как руководителя в полезных делах. Итак, будь сильным и мужайся, раб Божий и новый апостол». Блаженный же Иоанн, вдохновленный Духом Святым, сказал императору: «Имею слово к тебе, благочестивый государь». Он же отвечал ему: «Говори, отче честной». Тот же, отвечая, сказал ему притчей: «Тому, кто носит царский венец и собирает для его устроения драгоценные камни, не следует смешивать и соединять с ними [камни] видом темные и мрачные и заглушать славное и яркое сияние, чтобы не посрамить этим всю красоту венца. Таким же самым образом и желающие сплести себе небесные венцы не должны допускать, чтобы они в чем-либо имели недостаток. В свою очередь и Сам Господь говорит: Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани ( Мф. 9:16 ), и еще: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5:48 ). Отвечая, император сказал ему: «Истолкуй нам эту притчу». Тогда он говорит ему: «Вот, как видишь, господин и государь, ныне весь город пребывает в благочестии и православии, воздерживаясь вовсе от всех прежних вредоносных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Прежде всего я спрошу у детей рассказ о рождестве и введении во храм Пресвятой Девы Марии, о благовещении Пресвятой Деве Марии, а затем, сама расскажу детям о «посещении Божией Матерью праведной Елизаветы». Когда отошел Архангел Гавриил от Пресвятой Девы Марии, она поспешила посетить свою родственницу Елизавету, жену священника Захарии. Когда Пресвятая Дева Мария вошла в дом Захарии и приветствовала Елизавету, то исполнилась Елизавета Духа Святого и воскликнула громким голосом: «благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне (такая честь, радость), что пришла Матерь Господа Моего ко мне. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от Господа». Тогда, услышав повторение Ангельского приветствия, Мария сказала: «величит душа Моя Господа и возрадовался Дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне ублажат (будут восхвалять) Меня все роды, потому что сотворил мне величие Сильный и Свято имя Его». Пресвятая Дева пробыла у Елизаветы три месяца, а затем возвратилась в дом свой, т. е. в Назарет. ( Лк.1:38–56 ). Затем, предложу детям ряд вопросов, на которые непременно буду требовать полных ответов. В. Куда поспешила Божия Матерь после благовестия? В. Как назвала праведная Елизавета Пресвятую Деву Марию, будучи научена Духом Святым? В. Что сказала Мария? Вы знаете, что со дня Своего Успения Божия Матерь непрестанно молится о нас, и Господь исполняет её молитвы. Поэтому во всяком горе и радости мы прибегаем к Ней с горячими молитвами. В. Какие вы знаете молитвы к Божией Матери? Отв. «Достойно есть, …» В. Найдите в прочитанной молитве слова, которыми мы прославляем, восхваляем Божию Матерь? Отв. Слова молитвы, которыми мы прославляем, восхваляем Божию Матерь, суть следующие: «достойно есть яко воистину блажити Тя, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, Тя величаем». В. Читайте молитву сначала. Как сказано, что мы должны делать по всей справедливости, непременно? Отв. Мы должны по всей справедливости непременно «блажити Тя».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Икона «Крещение Господне». Иконография и смысл 1 мин., 18.01.2015 Иконография праздника Крещения Господня основана на тексте Евангелия от Матфея: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13–17).  Крещение Господне. Андрей Рублев, 1405 г. Центром иконы является фигура Господа Иисуса Христа, Который пишется препоясанным и стоящим посередине реки Иордан в момент крещения Его пророком Иоанном Предтечей. Господь изображается в легком развороте и движении – Он делает небольшой шаг вперед. Это символическое указание на исход Христа из вод Иордана на служение людям, на проповедь Евангелия. Слева от Христа изображается пророк и Креститель Господень Иоанн, который стоит на берегу реки. Правой рукой он омывает Христа водой (возлагает на Него руку), то есть совершает тайнодействие крещения. Справа от Спасителя изображаются склоненные к Нему ангелы, которые являются свидетелями произошедшего. Два ангела используют свои одеяния как платы, готовые принять Христа от купели крещения. Событие Богоявления на иконе отображено в тех образах, о которых сообщает Священное Писание: Бога Отца символизирует небосвод в полукруге, от которого исходит «троичный свет», Бога Духа Святого – белый голубь, а Бога Сына (как уже отмечалось) – фигура Иисуса Христа. Таким образом иконографически передается явление всех Лиц Пресвятой Троицы. Другие материалы о празднике Крещения Господня читайте в рубрике Крещение Господне Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/ikonografiya-kreshheniya-...

Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих. Грешники, бегите к Тому, Кто вземлет грех мира; осужденные, обнимите человеколюбивого Судию; омертвелые из–за грехов, поспешите к Источнику жизни. Таковы прекраснейшие дары празднества в честь Крестителя; все они доставлены нам ради нас явившимся Владыкой Христом Богом нашим. Ему — слава и держава, с Отцом и Всесвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. На праздник святого Богоявления И СТОЧНИК евангельских учений имеет отверстые потоки, и если кто–либо, испытывая жажду, пьет из этого источника, тот получает себе жизнь; получает же жизнь по духу и закону заповедей, испытывая радость, более приятную, чем вино. Сладость духовных словес не знает пресыщения, потому что она увеселяет не чрево, а сердце, и приводит помыслы благочестивых к божественной любви. Ты только что слышал в евангелии, как Иоанн Креститель взывал к собравшемуся отовсюду и крестившемуся иудейскому народу: « я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня » (Мф. 3:11). Грядый по мне; по, т. е., в отношении к времени рождения. « Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь   Его » (ст. 11). Какую же обувь, которую должно было носить, носил Господь, так как Иоанн говорил: « я не достоин понести обувь »? Здесь обувь говорит о таинствах домостроительства, потому что обувью называется вочеловечение Господне. И свидетель этого — Господь, возглашающий чрез пророка: « на Едома простру сапог Мой » (Пс. 59:10). Поэтому и вочеловечение Господне прослыло как подножие, так как оно явилось на земле и обняло пределы земли. Это именно объясняя с той и другой стороны, и пророк возгласил: « превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно » (Пс. 98:5). « Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым » (Мф. 3:11–12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Соответственно такому началу, иудеи и дальше должны поступать так же и с таким же благоговением относиться к храму; Господь говорит пророку Иезекиилю: «сын человеческий! Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки; и дом Израилев не будет более осквернять святого имени Моего, ни они, ни цари их... Теперь они удалят от Меня блужение свое и трупы царей своих, и Я буду жить среди них во веки» ( Иез.43:7 ; Иез.43:9 ). Теперь евреи уже не пойдут для жертвоприношений на высоты; Господь говорит, что «на Моей святой горе, на горе высокой Израилевой, там будет служить Мне весь дом Израилев – весь, сколько ни есть его на земле» ( Иез.20:40 ), и пророку уже рисуется в представлении как «народ земли будет поклоняться перед Господом», «народ земли будет приходить пред лице Господа в праздники» ( Иез.46:3 ; Иез.46:9 ). Такое благоговейное отношение евреев к храму такая любовь к нему осуществлялась ими и на деле, конечно, теми средствами, которые были в их распоряжении в плену. Их мысли , как мы видели, были сосредоточены на храме; воспоминания о нем были самыми дорогими для них; на требование притеснителей пропеть для них «из песней Сионских», они отвечают отказом, не желая отдавать свои драгоценные остатки храмового богослужения на забаву и развлечете пленителям. Дорожа храмом, они к нему направляли не только мысли, но и взоры свои. О пророке Данииле, например, священные книги говорят, что «окна в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его» ( Дан.6:10 ). Это обновившееся в сознании пленных иудеев представление о громадной важности для них и их истории храма, и такое благоговейное отношение их к последнему наблюдается и в дальнейшей их истории и кладет на нее свой резкий отпечаток. Нечего и говорить, что позволение Кира возвратиться из плена и построить храм, храм, о котором самые воспоминания были для них священны и исторгали у них слезы, – это позволение было для них событием величайшей радости 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

– Спасение осуществляется через эволюцию к добру и реинкарнацию: люди добрые становятся добрыми духами, злые же перевоплощаются до тех пор, пока не станут добрыми и т.д. Глава 35. О частом и редком причащении святых таин Православный : Отче, как поступать, слыша и читая, что православным христианам надлежит чаще приобщаться Святых Таин? Священник : Христианину хорошо приобщаться чаще, но с подобающим приготовлением и постоянным памятованием слов святого апостола Павла: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем ( 1Кор.11:28–29 ). При всяком же недоумении о том, сколь частым должно быть наше причащение, полезно прибегать к наставлениям святителя Иоанна Златоуста : «Так как я упомянул об этой Жертве, то хочу сказать вам, посвященным в тайны, немногое, немногое по объему, но заключающее в себе великую силу и пользу; слова мои не от нас, но от Духа Божия. Что же такое? Многие причащаются этой Жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и к находящимся в пустыне, потому что они причащаются однажды в год, а иногда и через два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистою совестью, с чистым сердцем, с безукоризненною жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие ни однажды. Почему? Потому что они навлекают на себя суд, осуждение, наказание и мучение» 159 . «Не праздник Богоявления и не Четыредесятница делают приступающих достойными, но светлость и чистота души. С этими качествами приступай всегда; без них никогда» 160 . А изъясняя, как подобает приступать к величайшему таинству и кто достоин сего, великий отец говорит: «Намереваясь приступить к страшной и божественной этой трапезе и священному тайнодействию, делайте это со страхом и трепетом, с чистою совестью, с постом» 161 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Среди приходивших к Иоанну были и такие люди, которые считали себя праведниками и не хотели каяться, а на самом деле были порочны и злы, как, например, фарисеи и саддукеи – вожди еврейского народа. Фарисеи гордились своим происхождением от Авраама, хвалились исполнением закона и считали себя достойными войти в Царство Мессии – Христа. Саддукеи же не верили в воскресение мертвых и в будущую жизнь. Таким людям Иоанн говорил: “Кто внушил вам бежать от будущего гнева?” – то есть кто научил вас, что вы своими силами можете избежать гнева Божия и вечных наказаний в будущей жизни? Сотворите же достойные плоды покаяния, то есть покажите добрыми делами раскаяние свое. И не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. “Если дерево не приносит плодов, его срубают на дрова, то же будет и с людьми, если они не будут делать добрых дел”, – говорил Иоанн всем пришедшим к нему людям. Слушая такие слова, народ спрашивал его: “Что нам делать?” Иоанн отвечал: “У кого две одежды, тот дай одну неимущему, и у кого есть пища, делай то же, то есть прежде всего будьте добрыми”. Приходили к нему мытари, сборщики податей, и спрашивали: “Учитель, что нам делать?” Мытари собирали подати (налоги) для римлян. Власть же римскую иудеи ненавидели. Кроме того, некоторые из мытарей брали больше надлежащего и притесняли народ. Иудеи презирали всех мытарей и считали их недостойными войти в Царство грядущего Христа. Иоанн говорил им: “Ничего не берите лишнего, а берите только то, что полагается”. Спрашивали его также и воины: “А нам что делать?” Часто бывало так, что воины, недовольные жалованьем, отнимали чужое достояние, обижали бедных людей и клеветали на других из-за своих выгод. Иоанн говорил им: “Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем”. Многие думали об Иоанне: не он ли и есть Христос Спаситель? Но Иоанн объявил, что он не Христос. “Я крещу вас водою, – говорил он, – но вслед за мною идет Сильнейший меня” – то есть вскоре после меня явится Тот, Кого вы ожидаете, – Христос, у Которого я недостоин развязать ремень обуви, – то есть я недостоин быть даже Его слугою, снимать с Него обувь. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем, то есть крещение, которое Он даст, будет опалять грехи ваши, как огонь, и подавать вам дары Духа Святого. Многое и другое проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча, поучая приходивший к нему народ.

http://zavet.ru/kalendar/kr-006st.htm

Чему же радоваться? – Казалось бы, скорее надобно было печалиться и скорбеть, потому что Сладчайший Спаситель наш Иисус Христос оставил нас видимым Своим присутствием и вознесся на небеса, откуда придет опять, но придет уже грозным Судией всех земнородных… Рассмотрим только: почему Господь от нас вознесся на небо? Господь вознесся от нас на небо не для того, чтобы опечалить нас, но чтобы устроить нам полезнейшее. Вся жизнь Его, все дела Его были на пользу нашу, во спасение наше; точно так же и вознесение Его было для нашего блага. Как, любя нас, Он сошел к нам с небес и, пожив с человеками, положил за них душу Свою на кресте, так, любя нас, и на небо вознесся, нам же благодетельствуя. Он Сам так говорил ученикам Своим: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, то Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин. 16:7 ). Итак, Господь вознесся на небо для того, чтобы вместо Себя послать равного Себе Утешителя – Духа Святого, Который бы утешал святых апостолов и всех истинных христиан еще в земной жизни. – Вот первая причина радости. Гряди же, гряди, Господи Иисусе, и пошли нам Утешителя!.. Далее. Господь вознесся от нас на небо, чтобы ходатайствовать о нас пред Богом Отцом. Вот как говорит об этом святой апостол Иоанн Богослов: аще кто согрешит, Ходатая имамы к Богу Отцу – Самого Христа Спасителя нашего, Который и ходатайствует о нас – той есть очищение о гресех наших ( 1Ин. 2:1–2 ; Ин. 3:13 ). Итак, не будем мы, грешные люди, отчаиваться в своем спасении, а будем благонадежны: мы имеем доброго… Заступника… Только не будем ленивы и сами… воссылать теплые молитвы к Отцу Небесному, чтобы Господь Иисус Христос ходатайствовал о нас к Богу Отцу и умилостивлял Его. – Но о ком ходатайствовал? – о грешниках. – О каких грешниках? – о кающихся. О них Он умилостивляет Отца Своего… Наконец, Господь вознесся от нас на небо, чтобы на небеси уготовать нам место, где мы будем жить вовеки и соцарствовать Ему, Господу нашему. Так Он Сам говорит: В дому Отца Моего обители многи суть. И когда пойду и уготовлю место вам, паки прииду и пойму вы к Себе, да идеже есмь Аз, и вы будете ( Ин. 14:2–3 ). – Какая радостная весть! Какая радостная причина вознесения! И еще говорил Он ученикам Своим на Тайной вечере: Как Я желал сию пасху есть с вами, прежде даже не прииму мук ( Лк. 22:15 ). А теперь глаголю вам: яко не имам (не буду) пити отныне от плода сего лознаго, до дне того, егда е (вино) пию с вами ново во Царствии Отца Моего ( Мф. 26:29 ). Какое блаженное обещание наслаждаться неизреченным благодатным общением в Небесном Царствии!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Читающий Евангелия и Деяния не может не обратить внимания на то, как часто в них употребляется это слово: «Царство " … Даже и в молитве Господней мы постоянно читаем: «Да приидет Царствие Твое»; «Яко Твое есть Царство». Блаженное, славное, Божественное, сверхъестественное бытие! В Боге оно – Божье, а в нас – по благодати, по дару Святого Духа, – следовательно, благодатное Царство. Таково оно и было в раю, в прародителях. – Это Царство Мое, – сказал Господь Пилату, – не от мира сего. – Итак, Ты Царь? – недоуменно спрашивает Пилат, не зная никакого царства иного, кроме земного. – Я – царь. Я на то родился (на земле) и на то пришел (с неба) в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего ( Ин. 18:36–37 ). В чем истина? Скептика Пилата ничуть не интересовал какой-то философский вопрос: что есть истина? И он, не дожидаясь ответа от Господа, опять вышел к иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем (ст. 38). Но он напрасно отнесся легкомысленно к слову «истина». Пилат подумал, что Христос – безвредный мечтатель, и только. Но знающий Господа мог ли так отнестись к Его слову? – Никак! Что же оно значит? И кажется, что оно совсем не вяжется с словом «Царство». На самом деле – не так. Есть два мира: один – подлинный, другой – призрачный. Еще Царь Давид, который уж и по опыту своему знал, что такое – царство, сказал о нем унизительно: Подлинно… человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает сокровище и не знает, кому достанется оно. Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий ( Пс. 38:6–7 ). А если «призрачен» сам человек, то тем паче – земной мир, которым он пользуется как средством. Где же тогда мир настоящий, подлинный? О нем и говорит Царь Давид: Век мой – как ничто (нуль, – говорим мы теперь) пред Тобою. А потому, Ты скажи мне, Господи, кончину мою (ст. 5, 6): там лишь у Тебя и в Тебе – истинная жизнь вечная ( 1Ин. 5:20 ). Ты Сам открыл имя Свое: Я есмь Сущий! так скажи сынам Израилевым: Сущий послал Меня к вам ( Исх. 3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010