Ярославль. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Дата постройки: 1684-1693 гг. Роспись 1692-1693 гг. Первоначально на месте церкви располагались посадские дворы. В XVI в. это место отошло Спасскому монастырю. Он поставил здесь деревянный храм и конюшенный двор, а в XVII в. после " Смутного времени " поселил здесь слуг и зависимых людей. Так возникла Богоявленская слободка. Ныне существующему храму предшествовала деревянная церковь Богоявления, самые ранние упоминания о которой относятся к XIII в. Каменный храм строился в конце XIX века на средства ярославского купца " гостинной сотни " Алексея Зубчанинова, потомка " закладчиков " Спасского монастыря. Это одна из первых бесстолпных церквей Ярославля, в архитектурной композиции которой чувствуется влияние московского зодчества того периода. Пятиглавый, без подклета, с галереями - приделами с трех сторон, с восьмигранной шатровой колокольней, храм выделяется нарядной отделкой фасадов и полихромными изразцами. Размещение и цветовая гамма их строго подчинены архитектуре памятника. С московскими памятниками эту церковь сближает впервые примененный в Ярославле прием покрытия центральной части здания двумя рядами кокошников с четырехскатной кровлей. На ней высокие глухие барабаны с изящными луковичными главами. Храм расписан ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Плехановым Федором Игнатьевым. В XIX в. храм был обнесен оградой, перестроено западное крыльцо. Памятник отреставрирован в советское время. Церковь Богоявления занимает одно из главных мест в архитектурном ансамбле Которосльной набережной - панораме города со стороны московской дороги. Кроме того, церковь Богоявления - главная архитектурная доминанта одной из центральных площадей города - Богоявленской (б. Подбельского), которую ограничивает с южной стороны. Храм имеет три престола. Главный престол посвящен двунадесятому празднику Богоявления или Крещения Господня. Южный престол освящен во имя святого Дмитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца, северный - в воспоминание Страшного суда Христова.

http://sobory.ru/article/?object=00580

Молитвы Евхаристии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста (в чине православной Литургии) Источник Восточная Православная Церковь в настоящее время имеет во всеобщем употреблении две литургии. Одна из них приписывается св. Василию Великому , а другая – столь же славному отцу Церкви, св. Иоанну Златоусту . Литургия св. Василия совершается 10 раз в году: в связи с вечерней накануне великих праздников Рождества Христова и Богоявления, как бы открывая собой торжества этих праздников 1 , в пять воскресных дней Великого поста, также выделяя торжественность этих дней в ряду дней Четыредесятницы, в Великий Четверг, когда воспоминается установление Евхаристии Господом, в Великую Субботу – опять же в связи с вечерней этого дня, вводя нас, подобно литургии навечерия Рождества Христова и Богоявления, в предстоящее торжество торжеств праздника праздников – Воскресения Христова. Десятая литургия совершается в день кончины св. Василия – 1 января. Редкое, но связанное с особо торжественными праздниками церковного года, совершение литургии св. Василия выделяет эти дни от прочих дней года, когда полагается литургия св. Иоанна Златоуста . Не исключена возможность, что когда-то литургия Василия Великого совершалась и в другие торжественные дни церковного года. Так можно полагать потому, что в более древних евхологионах она помещается прежде литургии Иоанна Златоуста . В евхологионе IX века, хранящемся в Ленинградской государственной публичной библиотеке под Гр. 226 и известном под названием Порфирьевского, после литургии Василия Великого даны особые заамвонные молитвы на праздники Сретения, Богоявления, недели Мясопустной, 1, 2, 3, 4 и 5-й недель Великого поста, Недели ваий, Великого Четверга, Пасхи, Антипасхи и для праздников вообще 2 . Впрочем, обе литургии – и Василия Великого , и Иоанна Златоуста  – не отличаются одна от другой ни в обрядовых действиях, ни в самой конструкции чинопоследования в целом. Обе литургии имеют один и тот же чин проскомидии, одно общее начало, малый вход, молитву Трисвятого, чтение посланий апостольских и Евангелия, молитвы об оглашенных и верных, великий вход. Обеим свойствен один и тот же порядок благословения освящаемых Даров, возношения их, причащения и окончания богослужения. Более того, в обеих литургиях имеются одни и те же молитвы. Такова молитва в конце чина проскомидии «Боже, Боже наш, небесный хлеб», молитвы антифонов, молитва Трисвятого «Боже Святый, Иже во святых почиваяй», молитва перед чтением Евангелия «Воссияй в сердцах наших», молитва прилежного моления «Господи Боже наш, прилежное сие моление», молитва перед великим входом «Никтоже достоин», молитва перед возношением Даров «Вонми, Господи» и, наконец, заамвонная молитва. В силу изложенного естественно возникает вопрос: в чем же, собственно, заключалось литургическое творчество этих святителей?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В храмах города и области отметят праздник Богоявления января 2024 В храмах Санкт-Петербурга и области 18-19 января состоятся празднования Крещения Господня (Богоявления) . После богослужений пройдут омовения в освященных водоемах.  Большая городская иордань расположена в акватории Невы у Петропавловской крепости (прибрежный участок напротив Екатерининской куртины между Трубецким и Нарышкиным бастионами). Чин великого освящения воды в ней совершит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 19 января в 13:00.  ВАСИЛЕОСТРОВСКИЙ РАЙОН Успенское подворье Оптиной пустыни (наб. Лейтенанта Шмидта, 27/2) 18 января 08:00 - царские часы. Изобразительны 09:40 - великая вечерня и литургия святителя Василия Великого. Великое освящение воды 11:00 - молебен. Освящение иордани возле храма 16:50 - великое повечерие с литией. Утреня. 1-й час 19 января 06:40 - часы. Божественная литургия 09:35 - часы. Божественная литургия 16:50 - вечернее богослужение Погружения в иордань: с 11:00 18 января до 05:00 19 января; с 10:00 до 14:00 19 января КОЛПИНСКИЙ РАЙОН Свято-Троицкий собор (Колпино, ул. Володарского, 42) 18 января 9:00 - царские часы 10:00 - великая вечерня c литургией. Великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение, освящение иордани 19 января 9:30 - часы. Божественная литургия. Великое освящение воды 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды 17:00 - великая вечерня Погружения в иордань: с 18:00 18 января до 23:59 19 января Храм святого Александра Невского (пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, 217) 18 января 9:00 - царские часы. Изобразительны. Великая вечерня. Божественная литургия святителя Василия Великого. Великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение с литией 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды 17:00 - великая вечерня Погружения в иордань: с 19:00 18 января до 23:59 19 января; КУРОРТНЫЙ РАЙОН Храм святых апостолов Петра и Павла (Сестрорецк, Петровская наб., 1) 18 января 8:30 - царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Неделя 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. 20. Неделя 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Глас 3-й. Предпразднство Рождества Христова. Прав. Иоанна Кронштадтского. Сщмч. Игнатия Богоносца. Свт. Даниила, архиеп. Сербского. Прп. Игнатия, архим. Печерского, в Дальних пещерах. Примечание. С этого дня Октоих не поется до отдания праздника Богоявления, за исключением воскресных дней. По воскресным дням не поется полиелей, кроме памяти великого святого. На утрене седмичных дней читаются две рядовые кафизмы, а на вечерне – третья рядовая. Седальны после кафизм – предпразднства или попразднства. Отменяются междочасия часов и рядовой канон Богородицы (Октоиха) на повечерии. Библейские песни до отдания праздника Богоявления – «Поем Господеви…». В предпразднства Рождества и Богоявления на повечериях назначаются особые каноны, составленные по подобию канонов Страстной седмицы (см. Типикон, 20 декабря). При соединении службы прав. Иоанна Кронштадтского с воскресной службой Октоиха и службой святых отец можно руководствоваться главой Типикона под 21 декабря, 2-е «зри»: «Подобает ведати, аще случится Петра митрополита в Неделю пред Рождеством Христовым, святых отец». Служба Недели пред Рождеством Христовым, святых отец, находится в Минее 18 декабря . Примечание. Служба сщмч. Игнатия Богоносца (с 20 декабря) может петься «в пяток на повечерии» (см. 19 декабря) . Трипеснец (и двупеснец) повечерия, глас 2-й: «Непроходимое волнящееся море...» (см. 20 декабря), может быть перенесен на повечерие в Неделю вечера (под 21 декабря) и петься в соединении с трипеснцем, глас 2-й: «На камени мя веры утвердив...» (см. 21 декабря на повечерии), и службой мц. Иулиании (с 21 . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные (Октоиха), глас 3-й – 3, отцов, глас 6-й – 3 («Явися мира концем...», «Славою украшаются...», «Облиста весело...»), и прав. Иоанна, глас тот же – 4 (со славником). «Слава» – отцов, глас тот же: «Даниил, муж желаний…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Вертепе, благоукрасися…» (см. в службе отцов; догматик гласа не поется).

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-02/

О рождественских и богоявленских двупеснцах в грузинском тропологии Иадгари Рождество Христово. Страница из Гелатского Евангелия, XII век. Архаические двупеснцы сохранились в древнегрузинском сборнике Иадгари, первая редакция которого (820) отражает иерусалимское богослужение V–VIII веков. В этих двупеснцах можно найти образы, связанные с творениями раннехристианских отцов Церкви. Так, тема света в связи с крещением находит свое достаточно необычное выражение в двупеснце шестого дня по Богоявлении: во время крещения Христос принимает свет во Иордане. О рождественских и богоявленских двупеснцах в грузинском тропологии Иадгари Канон как литургический жанр претерпел в своем развитии ряд стадий. Первая – припевы на Песни трех отроков (однопеснец), вторая – тропари на Песни отроков и Богородицы (двупеснец), следующая – четверопеснец (например четверопеснец в составе канона Великой субботы) и наконец полный девятипесенный канон . Архаические двупеснцы сохранились как в греческом оригинале, так и в древнегрузинском переводе – в архаическом сборнике Иадгари , первая редакция которого, возникшая не позднее 820 года, отражает иерусалимское богослужение V–VIII веков . Двупеснцы присутствуют в памятях некоторых святых (святых Давида и Иакова, апостола Иакова, святого Стефана, святого Або – последний явно грузинского происхождения) и в неделю по Рождеству и по Богоявлении (первые семь дней октавы идут двупеснцы, в восьмой – полный канон). Единственное исключение – 28 декабря, память апостолов Петра и Павла, когда стихословился общий канон святым (в память мученика Афиногена) и трипеснец. Каждая песнь насчитывает от трех до пяти тропарей (чаще три). Трудно говорить о наличии определенно выраженных ирмосов, поскольку почти невозможно установить метрическое соответствие между первым тропарем и последующими за ним; содержание большинства первых тропарей относится к празднику, а не к библейским песням, хотя встречаются начальные тропари, основанные на библейских песнях, например на «Благословите» во второй день по Богоявлении:

http://pravoslavie.ru/51126.html

Калязин. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Богоявленская церковь возведена в 1781 году. Построена она была по просьбе жителей Свистушинской слободы, расположенной на высоком берегу реки Волги. Дело в том, что во время разлива Волги, жителям слободы с трудом удавалось переправиться через неё, чтобы попасть в расположенную на другом берегу Христорождественскую церковь. Епископ Тверской и Кашинский Арсений, к которому пришло соответствующее прошение, обратился с ним в Святейший Синод. В результате в 1779 году разрешение на строительство было дано. Первоначально в приходе новой церкви, построенной в честь Богоявления Господня местными мастерами, состояло 80 крестьянских дворов. Позднее церковь расширили, достроив ещё один придел в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи. Но наиболее почитаемым оставался придел, сооружённый в честь святого пророка Ильи. Из-за этого Богоявленскую церковь иногда именовали Ильинской. В конце позапрошлого века храм получил дополнительное украшение в виде великолепного четырёхъярусного иконостаса. Звонница церкви состояла из шести колоколов. Самый большой из них весил 152 пуда. Отливался он на заводе Оловянникова в городе Ярославле мастером Семёном Горошковым в 1843 году. Как было принято в то время, подле церкви располагалось кладбище, на котором хоронили жителей села. В 1823 году рядом с Богоявленской церковью появилась новая – каменная церковь Введения Пресвятой Богородицы. В начале прошлого века прихожанами Богоявленской церкви были не только треть жителей Калязина, но и жители нескольких окрестных деревень. Общее количество прихожан её было около 1700 человек. Также за Богоявленской церковью были закреплены городское и земское училища. После революции Богоявленскую церковь, как и многие другие церкви по всей России, закрыли. От полного разорения она была сохранена благодаря Ивану Федоровичу Никольскому. Он основал в Богоявленской церкви краеведческий музей, руководителем которого оставался на протяжении долгих лет (с 1920 по 1972 г.). Благодаря нему были сохранены не только экспонаты прошлых веков, рассказывающие об истории этого древнего края, но и собраны новые. В экспозиции музея находится всё, что тем или иным образом касается Калязинского района: предметы, найденные во время археологических раскопок, живопись, графика, резьба по дереву, старинные монеты и многое другое. Всего в экспозиции музея около 1500 тысяч экспонатов.

http://sobory.ru/article/?object=02574

Черемисское. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Более двух тысяч жителей насчитывает ныне старинное уральское село Черемисское Режевского района . Каменный трехпрестольный храм в честь Богоявления был заложен здесь еще в 1841 году. Как многие другие храмы Режевской земли, он возводился в стиле " уральского барокко " , отличался богатым внутренним убранством и был настоящим украшением всей округи. С приходом к власти большевиков храм был закрыт в 1930-е годы. Долгие десятилетия в нем размещается сельский клуб. Церковное здание перестроено - в первозданном виде остался лишь притвор, другие помещения претерпели перепланировку. В дни больших церковных праздников жителям села приходится отправляться на богослужения в другие населенные пункты Режевского района , где есть действующие храмы. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия с начала нынешнего года в Черемисском началось возрождение приходской общины. Отныне сельчане будут находиться под духовным окормлением священнослужителей храма во имя Святого Иоанна Предтечи города Реж. Источник информации - История закрытия Богоявленской церкви с. Черемисского Режевского района Свердловской области. Данный материал составлен по хранящимся документам в ГАСО г.Екатеринбурга и Архивного отдела г.Режа. 14 апреля 1923 года – составляется и подаётся заявление членов исполнительного органа и членов учредителей Богоявленского религиозного общества в с.Черемисском Екатеринбургской губернии и уезда в Отдел Управления Екатеринбургского Областного исполкома о регистрации Богоявленского религиозного общества согласно пункта 3-го инструкции о порядке регистрации религиозных обществ, отмеченной в «Известий» Екатеринбургского Губисполкома за 1923 год. документы направлены в Екатеринбургское духовное правление, Екатеринбургской духовной консистории для передачи в Облисполком с ходатайством на регистрацию. В связи с противостоянием церкви и новой власти документы пролежали в Екатеринбургском духовном правлении до момента принятия решения властей о закрытии религиозных заведений, которое активно началось в 1927 году.

http://sobory.ru/article/?object=13333

     Я не уверен, дорогие друзья, что сам Господь праздновал свой день рождения. Рождество не праздновали апостолы, в первые века этого праздника не было. А почему же мы празднуем Рождество? Если у нас есть живое общение с Богом, если мы ощущаем в себе благодать, которую дал нам Бог в Крещении, миропомазании, если после Причастия Святых Таин мы можем беседовать со Христом, тогда, конечно же, наверное, эта молитва, в которой особенно преуспевали подвижники, заменит нам все праздничные тексты, все праздничные церемонии. Но мы же с вами – не святые люди, мы же, к сожалению, очень часто забываем о Боге. И поэтому нам с вами очень важно вспоминать о всем том, что явил нам, придя на эту грешную землю, Господь. И вспомнить это одномоментно или ощутить это сразу, как это будет, наверное, в вечности, мы не можем. Мы живем во времени. И поэтому Церковь во времени устанавливает праздники, каждый из которых по-своему подводит нас к незыблемым, вечным, одним и тем же истинам. И праздник Рождества Христова является вторым для нас после Пасхи праздником, второй Пасхой, которая наиболее полно приоткрывает нам тайну нашего спасения. Нужно сразу сказать, что готовясь к празднику Рождества, мы постом готовимся не только к нему, но и к празднику Богоявления. Когда-то эти праздники соединялись вместе, вместе с воспоминанием о Рождестве Христовом, о явлении Троицы на Иордане, соединялось воспоминание других событий. Но сейчас Церковь празднует отдельно – Рождество и отдельно – праздник Богоявления, праздник Крещения Господня, соединяя их Святыми Днями, так называемыми Святками. Мне хотелось бы напомнить вам о том главном смысле, которые имеют оба этих праздника. Праздник Рождества особенно являет нам тайну Боговоплощения, тайну соединения двух природ во Христе. А праздник Богоявления говорит нам о Троице, о трех лицах Божественных, соединенных одной природой и имеющих различия по ипостасям по своим. И поэтому, конечно же, важен и праздник Рождества, и праздник Богоявления. Они предваряют главный праздник церковного года – Святую Пасху – и предваряют Богоявлением окончательный праздник церковного года, как он называется в церковных книгах, праздник Сошествия Святого Духа, праздник Святой Троицы.

http://pravoslavie.ru/99829.html

3. Понедельник. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии. Мч. Гордия. Служба прор. Малахии и мч. Гордия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «О, преславнаго чудесе!..». Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется) . Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «На Иорданскую реку...». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне...». На малом повечерии поем трипеснец и двупеснец предпразднства (предыдущего дня; см. в Минее, 2 января, на повечерии) , глас 2-й, и трипеснцы предпразднства (этого дня; см. в Минее, 3 января, на повечерии), глас 2-й и глас 6-й. На повечерие этого дня может быть перенесена служба свт. Сильвестра, папы Римского (с 2 января). Примечание. Предлагаем схему пения на повечерии данного дня канонов предпразднства в соединении со службой свт. Сильвестра, папы Римского (с 2 января). Песнь 1-я: ирмос трипеснца 2 января, глас 2-й: «Непроходимое волнящееся море...» – дважды; тропари трипеснца на 6; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 2 января, глас 2-й: «Непроходимое волнящееся море...». Песнь 3-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 2-й: «На камени мя веры...» – дважды; тропари трипеснца на 6; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 2-й: «На камени мя веры...». Песни 4-я, 6-я и 7-я: тропари канона святого (с 2 января) – без ирмосов и катавасии. Песнь 5-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 6-й: «К Тебе утренюю...» – дважды; тропари трипеснца на 6; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 6-й: «К Тебе утренюю...». Песнь 8-я: ирмос трипеснца 2 января, глас 2-й: «Устрашися отроков...» – дважды; тропари трипеснца и двупеснца 2 января; тропари обоих трипеснцев 3 января; тропари канона святого (с 2 января); «Хвалим, благословим, поклоняемся...» и катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 6-й: «Столпу злобы...». Песнь 9-я: ирмос трипеснца 2 января, глас 2-й: «Возвеличил еси, Христе...» – дважды; тропари трипеснца и двупеснца 2 января; тропари обоих трипеснцев 3 января; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 6-й: «Честнейшую Херувим...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-16/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 16 января 2023 года 3. Понедельник. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии. Мч. Гордия. Служба прор. Малахии и мч. Гордия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4й: «О, преславнаго чудесе!..». Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется) . Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 6й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5й: «На Иорданскую реку…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне…». На малом повечерии поем трипеснец и двупеснец предпразднства (предыдущего дня; см. в Минее, 2 января, на повечерии) , глас 2й, и трипеснцы предпразднства (этого дня; см. в Минее, 3 января, на повечерии), глас 2й и глас 6й. На повечерие этого дня может быть перенесена служба свт. Сильвестра, папы Римского (с 2 января). Примечание. Предлагаем схему пения на повечерии данного дня канонов предпразднства в соединении со службой свт. Сильвестра, папы Римского (с 2 января). Песнь 1я: ирмос трипеснца 2 января, глас 2й: «Непроходимое волнящееся море…» – дважды; тропари трипеснца на 6; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 2 января, глас 2й: «Непроходимое волнящееся море…». Песнь 3я: ирмос трипеснца 3 января, глас 2й: «На камени мя веры…» – дважды; тропари трипеснца на 6; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 2й: «На камени мя веры…». Песни 4я, 6я и 7я: тропари канона святого (с 2 января) – без ирмосов и катавасии. Песнь 5я: ирмос трипеснца 3 января, глас 6й: «К Тебе утренюю…» – дважды; тропари трипеснца на 6; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 6й: «К Тебе утренюю…». Песнь 8я: ирмос трипеснца 2 января, глас 2й: «Устрашися отроков…» – дважды; тропари трипеснца и двупеснца 2 января; тропари обоих трипеснцев 3 января; тропари канона святого (с 2 января); «Хвалим, благословим, поклоняемся…» и катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 6й: «Столпу злобы…». Песнь 9я: ирмос трипеснца 2 января, глас 2й: «Возвеличил еси, Христе…» – дважды; тропари трипеснца и двупеснца 2 января; тропари обоих трипеснцев 3 января; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 6й: «Честнейшую Херувим…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010