В то время на Иордан пришел Иисус из Галилеи, чтобы креститься от Иоанна. Иоанн сказал: «Мне бы следовало креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус ему ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Как только Иисус, крестившись, вышел из воды, небеса отверзлись над Ним, и Дух Святой сошел на Него в виде голубя, и с неба слышен был голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором все Мое благоволение!» Иисусу в это время было около тридцати лет. Иоанн, указывая на Него народу, говорил: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира». Потом Иисус удалился в пустыню, где жил в строгом посту. Возвратившись в Галилею, Он начал проповедовать Свое учение людям. В наше время крещение совершается над младенцами. Этим таинством они усыновляются Богом, облекаются во Христа, делаются христианами. На них призываются благословение Бога и помощь Духа Святого. Надо всегда помнить, что мы крещены во имя Отца, и Сына, и Святого Духа и что имеем на себе печать Духа Святого, потому должны стараться исполнять волю Господню. Праздник Крещения Господня называется еще Богоявлением, потому что в этот день Бог явился миру во Святой Троице: голос Бога Отца именовал Иисуса Сыном Возлюбленным и в виде голубя явился Дух Святой . Вот как об этом событии говорит священная песнь, которая поется в этот день: Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, тогда открылось поклонение Святой Троице, ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя Возлюбленным Сыном, и Святой Дух, явившись в виде голубя, подтвердил истину слова. Христос Бог, явившийся и просветивший мир, слава Тебе! Избрание апостолов и наставление о молитве Оставив пустыню, Господь стал проповедовать Свое учение людям. Спаситель избрал тогда двенадцать учеников, которых назвал апостолами, то есть посланниками, которые после Него должны были учить народ. Один из них был Петр. У Петра был брат Андрей. Оба были рыбаки, они имели свою лодку. Однажды Иисус, проходя по берегу, увидел, что они бросают сети, и велел им идти за Собой. Петр и Андрей сейчас же оставили сети и пошли за Иисусом. В другом месте Спаситель увидел других двух рыбаков, Иакова и Иоанна, которые сидели в лодке и чинили сети своего отца. Иисус позвал и их. Они тоже сейчас же пошли за Ним, оставив все. Все двенадцать учеников ходили с Иисусом, видели Его дела и внимали Его учению. Вот их имена: Симон, прозванный Петром, Андрей, брат его Иаков, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков Алфеев, Симон Зилот, Иуда Иаковлев и Иуда Искариотский.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Далее еще третья мысль… Мы – в Царстве Духа, в «царстве спасающей благодати»; а они (если сподобились) – уже «в Царстве славы», в Царстве Сына, прославленного в Вознесение. Поэтому их и нужно сюда, – к Вознесению то есть, – отнести. А в Царстве славы уже действует Вторая Ипостась Пресвятой Троицы – Сын Божий, прославленный с прославляемыми Им ныне, «пиющий» уже с ними «вино новое» «во Царствии Своем», в «Царстве Отца». Наконец, и четвертая мысль. Вознесение, «Спасов день» есть конец Христова дела, подобное Успению, или прославлению святых, – переходу их в иную жизнь, или канонизации… А для всех людей такой переход, или «восход» (для благочестиво скончавшихся во Христе), есть тоже «вознесение», предваряющее последнее всеобщее вознесение навстречу Христу Судии ( 1Фес. 4:17 ). Посему и последовательно вспомнить о «вознесенных», в день Вознесшегося и Возносящего к Себе Своих членов, ибо Он же Сам сказал: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, Которую Ты дал Мне… Сии познали, что Ты послал Меня; и Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет и Я – в них ( Ин. 17:24–26 )… Так ЗАКАНЧИВАЕТСЯ первосвященническая молитва… Этою «славою» закончилось дело Христово, дело Богочеловека, вошедшего в Царство Любви Отчей. Этого же сподобились и скончавшиеся святые. Об этом мы молимся и для всех усопших. А в дополнение мне приходит еще и такое сравнение. Накануне, например, торжества живых членов какого-либо братства, союза, общества, – а Церковь и есть общество живых Христовых членов, – обыкновенно совершают панихиду по усопшим членам. Так и здесь: завтра торжество воцарения Царя Небесного – Духа Святого (Царю Небесный, Утешителю… прииди… и спаси) над живыми. Но мы вспоминаем бывших членов того же нашего общества – Церкви, сего Царства Духа Святого. Итак, можно сказать, что это поминовение усопших является заключением, или «послесловием» отдания Вознесения; и в то же время – «мостом» к празднику Спасающего, а их – Спасавшего Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня мы прощаемся с праздником Крещения Господня. Но явленные в этом празднике Божественные тайны навсегда остаются с нами. Мы должны знать их, помнить – и быть достойными их. Об этом напоминает нам святой апостол Петр в сегодняшнем апостольском чтении: Крещение – не плотской нечистоты омытые, но обещание Богу доброй совести – спасает нас воскресением Иисуса Христа ( 1Пет.3:21 ). Да, тайна Троицы открыта нам в Богоявлении не для того только, чтобы обогатить наши знания или чтобы нам было о чем рассуждать в умных богословских книгах. Прежде всего, это откровение, как и любое Божественное откровение, призвано научить нас любви. Ведь если подумать, без троичности Бога лживыми оказались бы слова евангелиста Иоанна: Бог есть любовь! ( 1Ин.4:8 ). Да, Бог – вечен и неизменен; Он был еще до того, как появился наш мир. Кого же Он любил до первого дня творения? Как может существовать любовь без объекта любви? И разве мог неизменный Бог – измениться после творения, сначала не быть любовью, а потом стать ею? Ответ на эти недоумения содержится в Троичном устроении Бога. Любовь была всегда, Она есть Сам Бог – и еще до того, как появился мир, жила и действовала между всеми тремя Лицами Пресвятой Троицы. Мы, люди, единственные из всех живых существ созданы по образу и подобию Бога – а значит, должны быть подобны Ему в этой любви. А также должны не ронять, но, напротив, умножать свое божественное достоинство, взращивая в сердце угодные Творцу добродетели и приближаясь к Нему, насколько это возможно. Как сказал об этом святитель Феофан Затворник: «В день Богоявления показано действием, что Домостроительство спасения нашего совершается Господом Иисусом Христом по благоволению Отца при общении Святого Духа. Ныне же словом апостола внушается нам, что и спасение каждого по этому Домостроительству бывает не иначе как действом Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа: по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа ( 1Пет.1:2 ). Предведая того, кто уверует, Бог Отец встречает его благоволением Своим и призывает к спасению благодатью Святого Духа. Дух Святой, призвав к вере и укрепив в ней, окропляет уверовавшего Кровию Господа Спасителя в Таинстве Крещения и таким образом получив вход в него, Сам вселяется в него и всячески содействует ему в устроении его спасения. Да хвалим, поем и величаем Троицу Пресвятую, благую содетельницу нашего спасения, и, со своей стороны, прилагая к сему все старание, поспешим украсить себя всякими добродетелями по образу Создавшего и Воссоздавшего нас, чтобы не остаться без успеха и плода в познании Господа и не заградить себе вход в вечное Царство, к которому призваны ( 2Пет.1:5, 8 , И)».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Кроме того, косвенное указание на Троичность Отцы Церкви видят в следующих местах: Числа 6:24–26 Благословение священническое, указанное Богом через Моисея, в троичной форме: «Да благословит тебя Господь..., да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим...,да обратит Господь лицо Свое на тебя...» Исаи 6Славословие серафимов, стоящих окрест Престола Божия, в тройной форме: «свят, свят, свят Господь Саваоф.» Псал. 32 «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» Наконец, можно указать в Ветхозаветном Откровении места, где говорится порознь о Сыне Божием и Духе Святом. Напр., о Сыне: Псал. 2 »Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя.» Псал. 109 »...из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое.» О Духе: Псал. 142 " Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.» Исаии 48»...послал Меня Господь и Дух Его» и другие подобные места. 2. Свидетельства Священного Писания Нового Завета: Троичность Лиц в Боге явлена в Новом Завете в пришествии Сына Божия и в ниспослании Духа Святого. Послание на землю от Отца Бога Слова и Духа Святого составляет содержание всех новозаветных писаний. Конечно, явление миру Триединого Бога дано здесь не в догматической формуле, а в повествовании о явлениях и деяниях Лиц Святой Троицы. Явление Бога в Троице совершилось при крещении Господа Иисуса Христа, отчего и само крещение называется Богоявлением. Сын Божий, вочеловечившись, принял водное крещение; Отец свидетельствовал о Нем; Святой Дух явлением Своим в виде голубя подтвердил истинность гласа Божия, – как это выражено в тропаре праздника Крещения Господня: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине извествоваше словесе утверждение» Есть в новозаветных Писаниях изречения о Триедином Боге в самой сжатой, но притом точной форме, выражающее истину троичности. Эти изречения следующие: Матф. 28 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.» – Св. Амвросий замечает: «сказал Господь: во имя, а не в имена, потому что один Бог; не многие имена: потому что не два Бога и не три Бога.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Об этом открыл нам Дух Святой через апостола Павла. Вот его слова. В конце всего Христос передаст Царство Богу и Отцу. А пока Ему (Христу) надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть. Когда же (Отец) все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог (Троица) всё во всем ( 1Кор. 15:24–26, 28 ). Всё – из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь. Истинно ( Рим. 11:36 ). А это говорит тот, который восхищен был до третьего неба… был восхищен в рай, и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12:2, 4 ), ибо для этого нет слов на языке человеческом! Как-то, живя за границей, я подумал, что если бы на улице проходящих спрашивать, веруют ли они в Троицу, то не сочли бы нас за каких-либо ненормальных или за новых сектантов? А Крещаемый Господь, получив Святого Духа и услышав глас Отца, именно для того и пришел, и крестился, чтобы падшее человечество возвратилось в Царство Отца и Сына и Святого Духа, в Царство Троицы… Ее имя было даже забыто в Ветхом Завете. И потребовалось послать Сына Божия, чтобы Он снова научил веровать в Нее. А ведь при сотворении человека Бог сказал к Лицам Пресвятой Троицы: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ). А люди даже забыли имя Ее! Так пало человечество! V. Искушение в пустыне Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола ( Мф. 4:1 ). Далее рассказывается о самом искушении. В другом Евангелии, от Марка, сказано: Немедленно после того (то есть крещения) Дух ведет Его в пустыню. И был Он там… сорок дней, искушаемый сатаною, и был Он там со зверями, и ангелы служили Ему ( Мк. 1:12–13 ). А о самом искушении, в чем оно состояло, совсем не упоминается. У евангелиста Луки добавляется: Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился (не сказано куда) от Иордана; потом – искушение. И ничего не ел в те дни (постился сорок дней и сорок ночей; Мф. 4:2 ); а по прошествии их, напоследок взалкал ( Мф. 4:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Помните, что в Иисусе Христе обитает вся полнота телесне; что Иисус Христос есть истинный Бог, вечный, всеведущий, премудрый, всесовершенный, Творец и Промыслитель мира видимого и невидимого, и Спаситель рода человеческого. Он есть свет мира, Он есть путь, и истина, и жизнь. Он есть единый, всесовершенный Учитель. Нет, и не может быть на земле учения совершеннее того, какое преподано нам в Евангелии и в посланиях святых Апостолов, и проповедуется в святой православной Церкви. И мы, верующие в Иисуса Христа и пребывающие в недрах православной Церкви, обогащены дарами Христа Спасителя: мы просвещены Евангельским учением, освящены таинством святого крещения, приняли помазание Святого Духа в таинстве миропомазания, и таким образом, силою спасительной благодати в купели святого крещения мы освободились от грехов, воскресли со Христом в новую жизнь и, по данному в крещении обету, должны всегда всею душею любить Бога и всеми силами соблюдать заповеди Божии, ожидая вечной жизни, уготованной верным последователям Христовым в обителях Отца небесного. Итак, помышляя о великих благодеяниях Господа Спасителя, и стараясь всегда быть верными Его спасительному учению, чтобы неуклонно идти путем спасения, скажу словами Апостола, «ищите горняго, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном; ибо вы умерли греху, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» ( Кол.3:1–4 ). Аминь. Беседа 53. В неделю пред Богоявлением (Зачало 298.) ( 2Тим.4:5–8 ). Чадо Тимофее, трезвися о всем, злопостражди, дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори ( 2Тим.4:5 ). Что слышали мы ныне в апостольском чтении, это написал апостол Павел из Рима, находясь в узах и ожидая близкой мученической кончины. Предсказывая, что придет время, когда не будут принимать здравого учения, но по собственным прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху, а от истины отвратят слух, внимая басням, Апостол с клятвою завещал возлюбленному своему ученику и сотруднику, Тимофею, проповедывать Евангельское учение со всем усердием и постоянною ревностию, говоря: проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением и учением (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его и братья Его 105 , и ученики Его; и там пробыли немного дней ( Ин.2:12 ). 65 У восточных народов этим именем назывался вестник, который во время походов царя с войском посылался вперед. Этот вестник возвещал о приближении царя и призывал приготовить путь для него. Подобно этому вестнику, Иоанн Предтеча был гласом вопиющего. Своею проповедью он возвещал, чтобы люди исправляли свои сердца для принятия Господа. 67 Более 400 лет в Иудее не было пророков, поэтому народ во множестве стекался ко Иоанну Предтече. 69 Это иудейские секты, возникшие незадолго до пришествия Иисуса Христа. Фарисеи, старавшиеся быть наставниками народа, были люди гордые и лицемерные. Кроме закона Моисеева, они требовали еще исполнения особых преданий старцев: желая казаться праведными и благочестивыми, они не были такими в действительности. Саддукеи же, называвшиеся так по имени основателя этой секты, Садока, не признавали преданий старцев и вместе с тем отрицали воскресение мертвых, существование ангелов и Промысла Божия. 75 Или долг, возложенный на нас. Иоанн Креститель был послан приготовить людей к принятию Спасителя и крестить их, а Иисусу Христу на сей раз надлежало показать им пример покаяния и крещения. Праздник Крещения Господня празднуется 6 января. Крещение Господне называется еще Богоявлением так как во время крещения Иисуса Христа Бог явил Себя в трех лицах. 76 Служением Иисуса Христа называется совершенное Им дело спасения человека. Служение это состояло в учении Иисуса Христа, Его жизни, крестных страданиях и смерти за грехи всего Мира. Завершилось оно ниспосланием Святого Духа апостолам и всем верующим. 77 Иисус Христос был исполнен благодати Святого Духа по Своей человеческой природе; поэтому Он называется Христом, или Помазанником. В Ветхом Завете помазанниками были цари, пророки и первосвященники. Так назывались они, потому что помазывались елеем, или миром, и чрез это получали благодать Святого Духа. Иисус Христос эти благодатные дары царя, пророка и первосвященника воспринял непосредственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

Событие крещения Иисуса Христа Иоанном Предтечей описано у всех четырех Евангелистов. Они говорят о том, как из пустыни пришел пророк по имени Иоанн, стал проповедовать крещение покаяния и крестить народ в водах реки Иордан в знак прощения их грехов. Толпы народа приходили к Иоанну. Евангелист Матфей пишет: « Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение » ( Мф. 3:13–17 ). Событие, описанное в Евангелии, называется Богоявлением потому, что в нем была ясно явлена сущность Пресвятой Троицы. Бог Отец, Творец всего, явил божественность Иисуса Христа, называя Его Своим Сыном, а совершилось это явление силою Святого Духа Божия. Тайна Святой Троицы была впервые явлена открыто человеческому сознанию, и детям рассказывать об этом событии необходимо, чтобы осмыслить те слова, которые они слышат в церкви и которым мы их учим с раннего детства: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Бог – един, Творец и Отец всего и всех. Он обращается к нам, людям, через Свое Слово, Своего Сына Иисуса Христа, и Он действует в нас силой Своего Святого Духа. Вот смысл праздника Богоявления, который мы можем передать нашим детям. Можно поговорить с детьми и на другую тему, связанную с крещением Иисуса Христа. Иоанн призывал людей креститься в знак их раскаяния в своих грехах. А ведь Иисус Христос не грешил, зачем же Ему надо было каяться и креститься? Смысл и значение Боговоплощения именно в том, что Бог стал человеком и взял на Себя наши грехи, вольно согласился пострадать за людей. И Своим «крещением покаяния» Он показал нам, как мы должны «исполнять всякую правду» и что единственный путь очищения от зла – покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Спаситель погружается в воды Иордана и освящает эти воды как стихию. Освящённые воды Иордана – это полнота благодати Святого Духа, Который подается апостолам в день Пятидесятницы, ибо крещение Духом Святым и огнем, о котором говорил Иоанн Предтеча, означает день Пятидесятницы. 189 Освящённые воды Иордана – это те благодатные дары, которые потом в преизобилии будут наполнять святую Церковь . Но в то же время воды Иордана – символ духовного плача, покаяния, своеобразный призыв к духовным подвигам. Попросим у Бога в день Крещения дар чистоты, чтобы наша душа, хоть немного очищенная в этот праздник, и далее находилась в движении духовного совершенствования и была не мертвой, не застывшей, не похожей на тину, но сама напоминала бы тот источник вод, текущих в жизнь вечную. 190 Аминь О преодолении трех искушений 191 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель. Мф. 4:1–3 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня попразднство Святого Богоявления – великого праздника, дня явления Бога Троицы на Иордане, праздника Крещения Спасителя, освящения вод, духовного и телесного очищения, покаяния, праздника радости, преисполнения благодатными силами, словно струящимися иорданскими водами, Божественными Светами! В этот день мы слышим Евангелие об искушении Христа в пустыне. Пустыня Иудейская примыкала к Иордану, а Гора искушений, на которой Христос претерпевает искушение от дьявола, находилась за этой пустыней – таким образом, эти живительные воды соседствовали со все уничтожающей пустыней. В силу голода и жажды, возникавших от пребывания в этой пустыне без какого-то бы то ни было оазиса и материального утешения, у находящихся там людей возникала огромная потребность в смене места – достичь целительных струй Иордана. Но сам Иордан, по сравнению с большими реками, представляет собой очень малый поток. И мы слышим о трех искушениях. Первое искушение от дьявола о насыщении хлебами после страшного голода: это насыщение произошло бы ложным образом, легким чудом, например, легким успехом, легкой удачей, легкой учебой, легким достатком, легким преуспеянием, легким ничегониделанием, легким возведением.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

  SPURIA. 37. Любовь по Богу — дело достойное Бога. 38. На слова: аще ты сын. 39. О предательстве Иуды и о страстях Господа нашего Иисуса Христа. В великий пяток. 40. На слова: «Помянул Бога и возвеселился». 41. О Рахили и о чадах. 42. Об Ироде и о младенцах. 43. О Марфе, Марии и Лазаре, и Илии пророке. 44. На слова: «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его » (Мф. 12:14). 45. О блуднице и фарисее. 46. На вознесение Господа нашего Иисуса Христа. 47. На преображение Спасителя. 48. О ваиях. 49. Похвала святому Иоанну Богослову. 50. О святом Иоанне апостоле и евангелисте Богослове. 51. На Преображение. 52. О засухе. 53. О реке Иордане. 54. О фарисее и блуднице. Произнесено во святой и великий четверг. 55. О тридневном воскресении Господа нашего Иисуса Христа. 56. На рождество Христово. 57. На слова: «Вошел Господь в храм в преполовение праздника» (Ин. 7:14), и о Мелхиседеке. В Преполовение. 58. На Преполовение. 59. О самарянке. В день Преполовения. 60. О жене грешнице, помазавшей Господа миром, и о фарисее. Во святой и великий четверг. 61. На слова: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия. 62. На притчу в евангелии Луки, в которой говорится: «Некоторый человек спускался из Иерихона в Иерусалим » (Лк. 10:30). 63. На рождение святого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя. 64. На святое Богоявление. 65. На Рождество Господа нашего Иисуса Христа. 66. О Закхее мытаре. 67. О сотнике. 68. На слова: «вышел сеятель сеять». 69. О втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, и о милостыне. 70. Слово о расслабленном в день Преполовения; и на слова: «не судите на лица » (Ин. 5:5; 7:24). 71. На евангелие от Луки, о драхме, и на слова: «человек некий имел два сына » (Лк. 15:11). 72. О том, что имеющий какую–нибудь благодать знания должен передавать нуждающемуся, и о пресвитере. 73. На притчу о несправедливом домоправителе и что нет ничего нашего (Лк. 16:1–9). 74. О посте. 75. О сыне вдовы. 76. Против иудеев о медном змее; и на слова: «дал Ему имя выше всякого имени » (Флп. 2:9) , а также: «как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою » (Евр. 6:13). Святого отца нашего Иоанна Златоустого толкование на Второе послание к коринфянам БЕСЕДА 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010