Маманта в Константинополе//Там же. С. 25-84; он же. Партии цирка и димы в Константинополе//ВВ. 1894. Т. 1. Вып. 1. С. 1-17; он же. Константинопольский епарх//ИРАИК. 1899. Т. 4. Вып. 2. С. 79-104; он же. Константинополь в последние годы IV в.: (По случаю 1500-летнего юбилея св. Иоанна Златоуста)//Там же. Т. 4. Вып. 3. С. 156-165; он же. История. 1996-1997. 3 т.; Strzygowski J. Die Tyche von Konstantinopel//Analecta Graeciensia: Fs zur 42. Versammlung deutschen Philologen. Graz, 1893. S. 141-153; Belin А. Histoire de la Latinité de Constantinople. P., 18942; Grosvenor E. A. Constantinople. L., 1895; Беглери Г. П. Храм св. апостолов и др. памятники Константинополя по описанию Константина Родия. Од., 1896; он же. Заметки по топографии Константинополя//ВВ. 1898. Т. 5. Вып. 4. С. 618-625; Bouvy E. Souvenirs chrétiens de Constantinople et des environs. P., 1896; Шеляговский Ф. Е. Падение Константинополя. СПб., 1898; Книга паломник: Сказание мест святых в Цареграде Антония, архиеп. Новгородского в 1200 г./Ред.: Х. Лопарев//ППС. 1899. Т. 17. Вып. 3. С. 8-15, LXXIII-LXXXI; Марен Э. Константинопольское монашество от основания города до кончины патриарха Фотия (330-898 гг.). СПб., 1899; Van Millingen A. Byzantine Constantinople: The Walls of the City and Adjoining Historical Sites. L., 1899; idem. Byzantine Churches in Constantinople: Their History and Architecture. L., 1912; Oberhummer E. Constantinopolis// Pauly, Wissowa. 1900. Bd. 4. Hbd. 7. Sp. 963-1013; Patria CP. 1901-1907. 2 vol.; Preger T. Das Gründungsdatum von Konstantinopel//Hermes. 1901. Bd. 36. N 3. S. 336-342; idem. Studien zur Topographie Konstantinopels//BZ. 1905. Bd. 14. S. 272-280; 1910. Bd. 19. S. 450-461; 1912. Bd. 21. S. 461-471; Beyli é L., de. L " habitation byzantine. P.; Grenoble, 1903. Suppl.: Les anciennes maisons de Constantinople; Pargoire J. Les Saint-Mamas de Constantinople//ИРАИК. 1904. Т. 9. Вып. 1/2. С. 261-316; idem. Saint-Mamas, le quartier des Russes à Constantinople//EO. 1908. T. 11. P. 203-210; Diehl Ch.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Vol. 2. P. 280-383. С. В. Тарханова, К. В. Неклюдов Не позднее VI в. М. стали называть родиной равноап. Марии Магдалины , куда устремились многочисленные паломники ( Theodos. De situ Terrae Sanctae. 2//CCSL. T. 175. P. 115; рус. пер.: Феодосий о местоположении Св. Земли нач. VI в.//ППС. 1891. Т. 10. Вып. 1(28). С. 13). В VIII-X вв. здесь существовала церковь на месте дома Марии Магдалины, где, как считалось, Спаситель изгнал из нее 7 бесов (Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем местах//ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2(11). С. 28). В Житии равноапостольных Константина и Елены (Vat. gr. 974, XI в.) строительство этой церкви приписывается равноап. Елене (Там же. С. 260). В нач. XII в. рус. игум. Даниил сообщает только то, что в М. находился дом равноап. Марии Магдалины («Хождение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 104-105). Церковь еще существовала в кон. XIII в., когда М. посетил Рикольдо да Монтекроче, затем ее перестали упоминать паломники. В 1626 г. жители М. показывали путешественникам только место, где она была построена. На принадлежащем францисканцам участке в М. археологи обнаружили остатки храма с апсидой, византийского монастыря и сводчатого здания с апсидой, которое, возможно, не являлось церковью. Отождествить эти постройки с упомянутыми в письменных источниках не представляется возможным ( Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1998. Vol. 2. P. 28). В 1908 г. начальник РДМ архим. Леонид (Сенцов) приобрел участок земли в 4 км к югу от М., на берегу Геннисаретского оз., который носил название Магдальский сад. Там расположены 3 родоновых источника, в одном из них, по местному преданию, Христос исцелил равноап. Марию Магдалину. Небольшой храм во имя этой святой был построен в 1962 г. и расписан худож. Я. Н. Добрыниным в 1996-1997 гг. Участок является подворьем Горненского монастыря , в июне 1997 г. его посетил Московский и всея Руси патриарх Алексий II и заложил здесь дом для паломников, строительство которого было завершено в 2000 г. ( Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на земле. М., 2000. С. 75-78).

http://pravenc.ru/text/2561172.html

66 . – Краткие мысли и заметки в Бозе почившего афонского старца иеромонаха Арсения. М., 1894. Первоначально печ.: ДС, 1893–1894. 67 . – О чудесном знамении на небе при встрече Афонской святыни Рогачевского уезда, в местечке Чечерске, 24 авг. 1866 г. – «Странник», 1867, 1, отд. I, с. 58. 68 . – Описание знамений и исцелений благодатью Божией бывших в разных местах в 1863–1866 гг. от святых мощей и части Животворящего Древа Креста Господня, принесенных со Святой Афонской Горы из Русского Пантелеимонова монастыря. Μ., ΡΠΜΑ. 1868. То же. Изд. 4-е. Описание... в 1863–1867 годах... Μ., ΡΠΜА, 1880. 140 с. Изд. 5-е. Μ., ΡΠΜΑ, 1889. Изд. 6-е. Μ., ΡΠΜΑ, 1901 Ср.: Описание знамений и исцелений... 545, 546, 547). 69 . – Письма в Бозе почившего афонского старца иеромонаха Арсения к разным лицам, с добавлением мыслей и заметок о разных предметах веры и нравственности. Вып. 1–3. М., 1883–1897. Вып. 1. М., 1883. Вып. 2. М., 1886; 1890. Вып. 3. М., 1897. То же. Из наставлений афонского инока (Извлеч. из вып. 1). – ЖМП, 1974, 4, с. 27–28. 70 . Арсеньев С. В. Хождение Игнатия Смольнянина (1389–1405). Под ред. С. В. Арсеньева. СПб., 1887, XI, 45 с. (ППС, вып. 12). 71 . Архимандрит Макарий, игумен Афонского Пантелеимоновского монастыря. (Некролог, завещание). – ПрЦВед, 1889, с. 890–894. 72 . Аскоченский В. И. Василий Григорьевич Григорович-Барский, знаменитый путешественник XVIII века. Киев, 1854. 39 с. Перед загл.: В. А. (Авт. установлен по Русскому биографическому словарю). 73 . Афон. – «Воскресный досуг», 1863, т. 2, 45, с. 318–319; 46, с. 331–334. 74 . Афон. – Новый энциклопедический словарь. Под общ. ред. К. К. Арсеньева. Т. 4. Б. г., с. 533–538. 75 . Афон. – Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Т. 2. 1891, с. 576–585. 76 . Афон. Тенденциозная статистика иноческого населения Святой Горы. Пререкание между румынским скитом Святого Предтечи и греческой Лаврой Святого Афанасия и отношение к нему румынского правительства. – ЦВ, 1887, 46, с. 793–794. 77 . Афон. Чем разрешились толки об интригах русских монахов на Афоне? – ЦВ, 1888, 28, с. 520.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

описания святынь К-поля, к-рое отразилось в неск. более поздних «Беседе о Цареграде» ( Майков. 1890. С. 12-28) и «Сказании о святых местех, о Костянтинеграде и о святых мощех» ( Сперанский. 1934. С. 83-140). Вскоре, в 1348/49 г., совершил П. в Царьград Стефан Новгородец «съ своими другы осмью»; он оставил описание, по характеру и содержанию напоминающее кн. «Паломник» архиеп. Антония, но заметно более краткое, хотя и содержащее при этом ряд уникальных сведений (Там же. С. 5-82). «Оттоле поидохом к Иерусалиму»,- замечает в заключение Стефан, но эта часть его П. осталась по каким-то причинам без описания. Четверть века спустя, в сер. 70-х гг. XIV в., на Св. земле побывал Агрефений (Грефений (?), имя искажено), вероятно архимандрит тверского Отроча мон-ря, а не смоленского мон-ря Пресв. Богородицы, как долго считалось. Хождение Агрефения - первое после Даниила, причем вполне оригинальное рус. повествование о святынях Иерусалима с окрестностями и Галилеи (ППС. 1896. Т. 16. Вып. 3(48); Прокофьев. 1975). Поездка в К-поль иеродиак. Игнатия Смольнянина в 1389-1393 гг. по цели своей не была паломнической (он попал туда в свите Московского митр. Пимена), чему соответствует и содержание его «Хождения». Сведения о святынях и храмах визант. столицы встречаются в повествовании о событиях (коронация имп. Мануила II Палеолога и проч.), свидетелем которых стал автор. Маршруты Агрефения и Игнатия различны: первый двигался западным путем - через Витебск, Друцк, Слуцк на Белгород (ныне Белгород-Днестровский), второй - по Дону через татар. улусы. Игнатий то ли сильно задержался в К-поле, то ли предпринял в 1405 г. еще одно путешествие - на этот раз в Солунь и на Афон (где, возможно, и поселился), оставив перечень увиденных им храмов (ППС. 1887. Т. 4. Вып. 3(12); ПСРЛ. Т. 11. С. 95-108). Вошедший в некоторые списки (их 24) «Хождения» Игнатия рассказ о посещении Иерусалима, в к-ром особое внимание уделено местам служения в храме Гроба Господня и других церквах представителей разных конфессий, скорее всего относится ко 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

Митерикон.  Собрание наставлений аввы Исаии всечестной инокине Феодоре. М., 1891 [репр.: М., 1995; СПб., 1996]. Никифор Каллист.  Извлечение из Церковной истории Феодора чтеца //Приложение к ХЧ (1853–1854). С. 505–534. Никон Черногорец.  Пандекты и Тактикой. Супрасль, 1795. Паисия Агиопостолита митр.  Родского описание святой горы Синайской и ее окрестностей в стихах, написанное в 1577–1592 гг.//ППС. Вып. 35 (XII/2). СПб., 1891. Руфин 1898  = Жизнь пустынных отцев. Творение пресв. Руфина/Пер. с лат. с объяснительными примеч. свящ. М. И. Хитрова. СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1898. Савва 1890  =Образец, правило и закон честныя лавры св. Саввы//Киновиальные правила преп. Саввы Освященного, врученные им перед кончиною преемнику своему игумену Мелиту//Труды Киевской Духовной Академии. Ч. 1 (1890). С. 170–192. Сказание о мученичестве святых отцев, избиенных варварами сарацинами в Великой лавре преподобнаго Саввы в 797 г .//ППС. Вып. 57 (XIX/3). СПб., 1907 [греч. тексты и рус. пер.]. Созомен 1851  = Ермий Созомен Саламинский. Церковная история. СПб., 1851 [см.: Sozomene...]. Сократ Схоластик .  Церковная история. М., 1996. Тертуллиан 1847  =Творения Тертуллиана , христианского писателя конца второго и начала третьего века. Ч. II. СПб., 1847. Феодорит, еп. Кирский.  История боголюбцев, или Повествование о святых подвижниках. СПб., 1853. Феофан Затворник 1892  =Древние иноческие уставы прп. Пахомия Великого , прп. Иоанна Кассиана и прп. Венедикта, собранные еп. Феофаном. М., 1892. Acta Sanctorum, quotquot toto orbe coluntur... collegit I. Bollandus. Antwerpen, 1643 sq; Venezia, 1734sq; Paris, 1863sq. Amelineau E.  De Historia Lausiaca, quaenam sit huius ad monachorum Aegiptorum historiam scribendam utilitas. Parisiis, 1887 [франц. перевод и комм. см. в: De Vogüi 1994]. Apophthegmata Patrum: 1) Collectio systematica (chapitres I-IX)/Ed. J.-C. Guy and B. Flusin. Paris, 1993. (SC 387) [рус. пер.: Древний патерик...]. 2) Collectio alphabetica//PG 65, 71–440 [рус. пер.: Достопамятные сказания...].

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ч. 1. СПб., 1892. С. 250; Фехнер М. В. Торговля Русского государства со странами Востока в XVI веке. М., 1956. С. 67, 69. Посольская книга по связям России с Грецией (православными и иерархами и монастырями) 1588–1594 гг. М., 1988. С. 154–155. ППС. 1889. Т. 9. Вып. 3. С. 84–95. Турилов А. А. Гагара//Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 249. См. публикации «Хожения Василия Гагары»: Муравьев А. Н.Путешествие к святым местам в 1830 году. Изд. 5. Т. 1. СПб., 1848. Стб. XLVIII–LI; Сахаров И. П.Сказания русского народа. Т. 2. Ч. 8. СПб., 1849. С. 109–122; Временник Московского Общества истории и древностей российских. 1851. Кн. 10. Смесь. С. 14–23; Попов А. Н.Обзор хронографов русской редакции. М., 1869. Вып. 2. С. 254–256; ЧОИДР. 1871. Кн. 1. Отд. 2. С. 66–79, 111–115; Записки русских путешественников… С. 68–87. См.: Опарина А. А.Древнерусское «Хождение» и барочные тенденции в литературе XVII века//Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы международной научной конференции. Серия «Symposium». Вып. 17. СПб., 2001; Житенев С. Ю. Указ. соч. С. 353–359. Адрианова-Перетц В. П.Хождение в Иерусалим и Египет Василия Гагары//Сборник Российской публичной библиотеки. Вып. 1: Материалы и исследования. Т. 2. Пг., 1924. С. 230–247; Белоброва О. А. Василий Гагара//СККДР. Вып. 3 ( XVII в.). Ч. 1: А–З. СПб., 1992.С. 162–163. Адрианова-Перетц В. П. Путешествия первой половины XVII в.//История русской литературы/Под ред. А. С. Орлова, В. П. Адриановой-Перетц и Н. К. Гудзия. Т. 2. Ч. 2. Литература 1590—1690 гг. М.; Л., 1948. С. 126. Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары. СПб., 1891. С. 7. Там же. Путешествие в Св. Землю старообрядца московского священника Иоанна Лукьянова. 1710–1711. М., 1864; Лилеев М. И. К вопросу об авторе «Путешествия во Святую Землю» (1701–1703 гг.) московском священнике Иоанне Лукьянове, или старце Леонтии//Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца. Т. 9. Отд. 2. Киев, 1895; Ольшевская Л. А., Травников С.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251265/

P. 43, 153, 187, 298. (DOS; 19); Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в.//ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2. (Вып. 3). С. 47; Хождение архим. Агрефенья обетели Пресвятыя Богородица//Там же. 1896. Т. 16. Вып. 3. (Вып. 48). С. 18; «Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 34; Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. C. 335-336. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 494; Jugie M. La vie de S. Jean Damascène//EO. 1924. Vol. 23. P. 137-161; idem. Une nouvelle vie et un nouvel écrit de S. Jean Damascène//Ibid. 1929. Vol. 28. P. 35-41; Fecioru D. Viaa sfântului Ioan Damaschin: Studiu de istorie literar crestin. Bucur., 1935; Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 69-70; Hoeck J. M. Stand und Aufgaben der Damaskenos-Forschung//OCP. 1951. Vol. 17. P. 6-13; Ehrhard. Überlieferung. S. 1024-1029; Hemmerdinger B. La Vita arabe de saint Jean Damascène et BHG 884//OCP. 1962. Vol. 28. P. 422-423; Sauget J.-M. Giovanni Damasceno//BiblSS. Vol. 6. Col. 785-790; Detorakis Th. Κοσμς Μελωδς. Βος κα ργο. Thessal., 1979; idem. La main coupée de Jean Damascène (BHG, 885c)//AnBoll. 1986. Vol. 104. P. 371-381; Flusin B. De l " arabe au grec, puis au géorgien: Une vie de S. Jean Damascène//Traduction et traducteurs au moyen âge. P., 1989. P. 51-61; Kazhdan A., Gero S. Kosmas of Jerusalem: A More Critical Approach to his Biography//BZ. 1989. Bd. 82. S. 122-132; Auz é py M.-F. De la Palestine à Constantinople (VIIIe-IXe siècles): Etienne le Sabaïte et Jean Damascène//TM. 1994. Vol. 12. P. 183-218; Aubert R. Jean Damascène//DHGE. T. 26. Col. 1458-1459; Dumbarton Oaks Hagiography Database. Wash., 1998. P. 53-54. О. Н. А., С. А. Моисеева Славянская рукописная и старопечатная традиция до XIX в. Почитание Богословские и философские сочинения Первые переводы сочинений И. Д. на славянский были выполнены в Болгарии в кон. IX в. (до 893). Извлечение из 3-й кн. «Точного изложения православной веры» в объеме 48 глав (вариант, не засвидетельствованный в греч.

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

иконописцев, напр., икона Б. и Г., XIV в., из собрания Н. П. Лихачёва, в 1908 г. была отреставрирована в мастерской М. О. и Г. О. Чириковых и скопирована (ныне в ГМИР). Ист.: Книга Паломник: Сказание мест святых в Цареграде, Антония, архиеп. Новгородского, в 1200 г./Под ред. Х. М. Лопарева//ППс. СПб., 1899. Т. 17. Вып. 3 (51); Абрамович Д. И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 4, 18, 23, 30, 49, 50, 51-52, 54, 57, 58, 63; «Временник» Ивана Тимофеева//ПЛДР. М., 1987. [Вып: ] Кон. XVI - нач. XVII в. Лит.: Кондаков Н. П. Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI в. СПб., 1906; Лихачев Н. П. Лицевое житие святых благоверных князей русских Бориса и Глеба, по рукописям кон. XV ст. СПб., 1907; Айналов Д. В. Очерки и заметки по истории древнерус. искусства: 4 миниатюры «Сказания» о святых Борисе и Глебе Сильвестровского сборника//ИОряс. 1910. Т. 15. Кн. 3; Нерадовский П. И. Борис и Глеб из собр. Н. П. Лихачева//Русская икона. СПб., 1914. Сб. 1. С. 62-78; Лесючевский В. И. Вышгородский культ Бориса и Глеба в памятниках искусства//Сов. Арх. 1946. Вып. 8. С. 225-247; Смирнова Э. С. Отражение лит. произведений о Борисе и Глебе в древнерус. станковой живописи//ТОДРЛ. 1959. Т. 15. С. 312-327; Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII-XVII вв. в собрании Загорского музея: Кат. Загорск, 1960. С. 73-76; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1-2. 33, 67, 70, 180, 280, 410, 521, 805, 806; Лаурина В. К. Две иконы из новгородского Зверина мон-ря: (К вопр. о новгородской иконописи 1-й пол. XIV в.)//Сообщ. ГРм. Л., 1964. Вып. 8. С. 105-119; Поппэ А. В. О роли иконографических изображений в изучении лит. произведений о Борисе и Глебе//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 24-45; Искусство древнего Севера: По залам музея. Архангельск, 1967. 13; Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси, XII в.: Владимир. Боголюбово. М., 1969; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1: Печати Х - нач. XIII в.; Алешковский М. Х. Древнерусские глебоборисовские энколпионы 1072-1150 гг.//Дри.

http://pravenc.ru/text/БОРИС И ГЛЕБ.html

Лит.: Токмаков И. Сведения о домовой церкви при моск. ГА МИД. М., 1882; Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя//Тр. VI Археол. съезда в Одессе в 1884 г. Од., 1887. Т. 3 (отд. изд.: Од., 1886. М., 2006р); Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского, в 1200 г.//ППС. 1899. Т. 17. Вып. 3; Вирсаладзе Т. Фресковая роспись в церкви Архангелов села Земо-Крихи: [Рача]//Шромеби (Труды)/Ин-т истории АН Груз. ССР. Тбилиси, 1963. T. 6. С. 107-167 (на груз. яз.); Janin. Eglises et monastères. 19692. P. 102-109; Успенский сборник. М., 1971; Маясова Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой//ГММК: Мат-лы и исслед. 1976. Вып. 2. С. 39-61; она же. Древнерусское лицевое шитье: Кат. М., 2004; Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собр. ГРМ. М., 1985; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987; Иконы Древней Руси XI-XVI вв. СПб., 1993; Богоматерь Владимирская: К 600-летию Сретения иконы Владимирской в Москве 26 авг. (8 сент.) 1395 г. М., 1995; Русские мон-ри: Искусство и традиции. СПб., 1997; Stylianou A. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 19972; Смирнова Э. С. Миниатюры XI в. в Кодексе Гертруды (Псалтырь архиепископа Эгберта из Трира), Чивидале, Нац. Археол. музей, cod. CXXXVI//Искусство рукописной книги: Византия, Древняя Русь: Тез. докл. междунар. конф. Москва, 17-19 нояб. 1998 г. СПб., 1998. С. 32-34; Пивоварова Н. В. К истолкованию программы росписи диаконника церкви Спаса на Нередице в Новгороде//ДРИ. СПб., 1999. [Вып.:] Византия и Др. Русь: К 100-летию А. Н. Грабара. С. 210-227; Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. М., 2003; Белоброва О. А. О почитании мучеников Адриана и Наталии на рус. почве//Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв. М., 2005. С. 17-26; Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005; Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 2005; Holy Image, Hallowed Ground: Icons from Sinai/Ed.: R. S. Nelson, K. M. Collins. Los Ang., 2006; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007; Иконописцы царя Михаила Романова. М., 2007; Возвращенное достояние: Рус. иконы в частных собр.: Кат./Науч. ред., сост.: И. А. Шалина. М., 2008; Иконопись эпохи династии Романовых: Собр. Виктора Бондаренко. М., 2008; Образы и символы старой веры. СПб., 2008; Герасименко Н. В. и др. Изображения святых во фресках Софии Киевской: Западное пространство основного объема под хорами//ИХМ. 2009. Вып. 11. С. 208-257; Кочетков. Словарь иконописцев. М., 20092; Sainte Russie: L " art russe des origins à Pierre le Grand. P., 2010.

http://pravenc.ru/text/673929.html

СПб., 1883) и стихотворном цикле: «Иерусалим» (1850), «Палестина» (1850) и др. По-своему замечательны «Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь» проф. Московского ун-та С. П. Шевырёва (М., 1850. 2 ч.) и «Воспоминания о поездке на Афон» (СПб., 1889) др. ученого (с 1889 член-корреспондент АН) и философа, друга Достоевского и Толстого Н. Н. Страхова. Путешествия на Восток, в т. ч. «во Святую Землю» И. А. Бунина в 1903, 1907 гг. (цикл «путевых поэм» «Тень птицы» и др.), П. на Афон (1927) и Валаам (1935) Б. К. Зайцева (книги «Афон», 1928; «Валаам», 1936) стали заметными событиями русской лит. жизни XX в. Традиция писательских поездок в Иерусалим, на Афон, Синай и др. сохраняется и совр. литераторами (В. Н. Крупиным, Ю. М. Лощицем и др.). Ист.: Breydenbach B., von. Sanctarum peregrinationum in montem Syon ad venerandum Christi sepulcrum in Jerusalem… Moguntiae, 1486; Chateaubriand F.-R., de. Itinéraire de Paris à Jérusalem et de Jérusalem à Paris, en allant par la Grèce et revenant par l " Égypte, la Barbarie et l " Espagne. P., 1813. 3 vol.; Die Pilgerfahrt des Ritters Arnold von Harff.../Hrsg. E. von Groote. Köln, 1860; Бессонов П. А. Калеки перехожие: Сб. стихов и исслед. М., 1861-1864. 2 ч. 6 вып.; Descriptiones Terrae Sanctae ex saeculo VIII, IX, XII et XV/Ed. T. Tobler. Lpz., 1874; Burchardus de Monte Sion. Liber de descriptione terrae sanctae/Hrsg. W. A. Neumann. Genf, 1880; Житье и хоженье Даниила, Русьскыя земли игумена 1106-1108 гг./Ред.: М. А. Веневитинов//ППС. 1885. Т. 3. Вып. 3(9). С. 1-141; Путешествие Зевульфа в Св. Землю 1102-1103 гг.//Там же. Прил. 5. С. 259-291; Майков Л. Н. Мат-лы и исслед. по старинной рус. лит-ре. СПб., 1890. Т. 1: Беседа о святынях и других достопримечательностях Цареграда. (СбОРЯС; Т. 51. 4); Itinera Hierosolymitana saec. IV-VIII/Rec. P. Geyer. Pragae, 1898. (CSEL; 39); Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского, в 1200 г./Под ред. Хр. М. Лопарева. СПб., 1899. (ППС; Т. 17. Вып. 3(51)); Horna K. Das Hodoiporikon des Konstantin Manasses//BZ.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010