Л. внесли значительный вклад в развитие культуры доислам. арабов. При их дворе устраивались поэтические состязания и жили мн. выдающиеся поэты, в т. ч. христианин Ади ибн Зайд аль-Ибади . Считается, что именно в Хире сложилось то поэтическое койне, на к-ром создавались шедевры классической араб. поэзии. Ист: надпись из Немары: Calvem Y., Robin Ch. Arabie heureuse, Arabie déserte: Les antiquités arabiques du Musée du Louvre. P., 1997. P. 265–269. N 205 (AO 4083); визант.: Procop. Bella. I 17. 1, 30–48; 18. 9–12; II 1. 1–3, 12–15; 3. 47; 4. 17–26; 16. 17–19; 19. 34; 28. 12–14; Ioan. Malal. Chron. 2000. P. 363, 372, 386–388, 390, 431; Theoph. Chron. P. 141, 144, 146–147, 170–171, 178–179, 240; сир.: Bedjan. Acta. T. 4. P. 507–644; The Chronicle of Joshua the Stylite composed in Syriac A. D. 507/Ed., transl. W. Wright. Camb., 1882. P. 47–49, 54–57; Chabot. Synod. orient. P. 25–60, 526–527 [texte], 299–307, 532–533 [trad.]; Пигулевская Н. В. Сирийская средневек. историография: Исслед. и пер. СПб., 2000. С. 559–560, 597–603; араб.: Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden: Aus der arabischen Chronik des Tabari/Übers. Th. Nöldeke. Leiden, 1879. S. 86–98, 132, 148, 167–169, 172, 221, 238, 254, 312–317, 345–349, 465–466; Hamzae Ispahanensis Annalium libri X/Ed. I. M. E. Gottwaldt. Petropoli; Lipsiae, 1844. T. 1: Textus arabicus. P. 94–114; 1848. T. 2: Translatio latina. P. 73–89; Ibn Wâdhih qui dicitur al-Ja‘qubî. Historiae: Pars prior historiam ante-islamicam continens/Ed. M. Th. Houtsma. Lugd. Batav., 1883. P. 236–246; Caskel W. amharat an-Nasab: Das genealogische Werk des Hišâm ibn Muammad al-Kalbî. Leiden, 1966. Bd. 1. Taf. 176, 246; Bd. 2. S. 354, 375. Лит.: Rothstein G. Die Dynastie der Lahmiden in al-Hîra: Ein Versuch zur arabisch-persischen Geschichte zur Zeit der Sasaniden. B., 1899; Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964. С. 22-35, 57-123; Колесников А. И. Сражение при Зу  -Ка  ре//ППС. 1969. Вып. 19(82). С. 76-86; Trimingham J. S. Christianity among the Arabs in Pre-Islamic Times. L.; N. Y., 1979; Shah î d I. Byzantium and the Arabs in the 4th Cent. Wash., 1984; idem. Lakhmids//EI. 19862. Vol. 5. P. 632-634; idem. Byzantium and the Arabs in the 5th Cent. Wash., 1989; idem. Byzantium and the Arabs in the 6th Cent. Wash., 1995-2009. 2 vol., 4 pt.

http://pravenc.ru/text/Лахмана.html

Гиперкритическое отношение к труду М. Х. может привести к возникновению исторических фальсификаций и паранаучных теорий. Лит.: Sarkissian A. O. On the Authencity of Moses of Khoren " s History//JAOS. 1940. Vol. 60. N 1. P. 73-81; Манандян Я. А. Когда и кем была составлена «Армянская География», приписываемая Моисею Хоренскому//ВВ. 1947. Т. 1. С. 127-143; он же. «Начальная история Армении» Мар-Абаса: К вопросу об источниках Себеоса, Моисея Хоренского и Прокопия Кесарийского//ППС. 1956. Вып. 2. N 64/65. С. 69-86; Коланджян С. Новооткрытый фрагмент рукописи Мовсеса Хоренаци на еркатагире и вопрос времени Данииловых письмен//Вестник Матенадарана. Ер., 1958. Т. 4. С. 163-172 (на арм. яз.); Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959; Саркисян Г. Мовсес Хоренаци и его «История Армении»//ИФЖ. Ер., 1973. 2(43). С. 43-60 (на арм. яз.); Абегян М. История древнеармянской литературы. Ер., 1975; Thomson R. W. History of the Armenians. Camb. (Mass.), 1978; Lang D. M. Reviewed Work(s): «Moses Khorenats " i»: History of the Armenians by R. W. Thomson//BSOAS. 1979. Vol. 42. N. 3. P. 574-575; Новосельцев А. П. Генезис феодализма в странах Закавказья: Опыт сравн.-ист. исслед. М., 1980. С. 34; Матевосян А. С. Мовсес Хоренаци и Хроника Атанаса Таронаци//ИФЖ. 1989. N 1. С. 220-234 (на арм. яз.); Мурадян Г. С. К вопросу о датировке двух источников Мовсеса Хоренаци//Там же. 1990. 4. С. 94-104 (на арм. яз.); Ширинян М. Э. «История» Мовсеса Хоренаци и «генеалогия» патр. Фотия//Аштанак (Лампада). Ер., 1995. 1. С. 85-96 (на арм. яз.); Hovannisian R. G. The Armenian People from Ancient to Modern Times. Basingstoke, 1997. Vol. 1: The Dynastic Periods: From Antiquity to the XIVth Cent.; Hacikyan A. J. et al. The Heritage of Armenian Literature. Detroit, 2000. Vol. 1: From the Oral Tradition to the Golden Age. P. 305-306; Топчян А. «Хроника» Юлия Африкана и Мовсес Хоренаци//ИФЖ. 2000. 2. С. 128-159; idem. (Topchyan А.). The Problem of the Greek Sources of Movse  s Xorenac " i " s History of Armenia. Leuven, 2006; Тер-Саркисянц А. История и культура арм. народа, с древнейших времен до нач. XIX в. М., 2008; Саакян А. А. Столица Мцурн и историограф Мараб Мцурнийский//Доклады/Нац. АН Респ. Армении. Ер., 2011. Vol. 111. 2. C. 195-206 (на арм. яз.); Ващева И. Ю. Парадоксы исторической концепции Мовсеса Хоренаци//Диалог со временем. М., 2012. 40. С. 219-230.

http://pravenc.ru/text/2563886.html

Палестинскому православному обществу , нашедшему поддержку у новых предстоятелей АПЦ. Ист.: РГБ ОР. Ф. 188 [личный фонд А. Н. Муравьёва]. Карт. 3. Ед. хр. 11; Карт. 6. Ед. хр. 7, 8, 9; АВП РИ. Ф. 180. Посольство в Константинополе. Оп. 517/1. Д. 743; Действия Рус. Комитета в Бейруте, учрежденного для раздачи пособий сир. христианам//ДЧ. 1863. 4. Изв. и заметки. С. 106-109; Филарет (Дроздов), митр. Письма к А. Н. М[уравьеву]. К., 1869; он же. Собрание мнений и отзывов, по делам Православной Церкви на Востоке. СПб., 1886; ХЧ. 1873. 1. С. 165; 3. С. 568-573; 4. С. 778-779; 6. С. 358-359; Антонин (Капустин), архим. Из Константинополя: Нечто об Иерофее и Прокопии//Гражданин. 1874. 31; Обозрение церковных событий на Востоке/Н. Д.//ПО. 1874. 10. Изв. и заметки. С. 507-508; Russian Intrigues: Secret Despatches of General Ignatieff and Consular Agents of the Great Panslavic Societies. L., 1877; Муркос Г. А. Мнение правосл. арабов о греко-болгарской распре//ПО. 1880. Т. 3. 9. С. 164-179; [Некролог]//ЦВ. 1885. 15. Ч. неофиц. С. 259; Мат-лы к истории Иерусалимской Патриархии. Выписки из дел архива Св. Синода: 1814-1844 гг. Т. 1. Ркп.//Б-ка ИППО. [Шифр] Б. III. 512; Правосл. школы в Дамаске//СИППО. 1895. Т. 6. Вып. 5. С. 516-518; Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего. СПб., 1896. Т. 4. Passim; Каптерев Н. Ф. Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством. СПб., 1898. Ч. 2: В текущем столетии (1815-1844). С. 589-602, 648-649; Переписка К. М. Базили и А. Н. Муравьева/Подгот. и примеч.: И. Ю. Смирнова//ППС. 2005. Вып. 103. С. 43-103; Румановская Е. Л. Два путешествия в Иерусалим в 1830-1831 и 1861 годах. М., 2006; Переписка Иерофея, архиеп. Фаворского, с А. Н. Муравьевым (1833-1848)/Подгот. и примеч.: И. Ю. Смирнова//ППС. 2007. Вып. 105. С. 278-362; Из переписки А. Н. Муравьева и митр. Филарета (Дроздова) с Патриархом Иерофеем/Подгот. и примеч.: И. Ю. Смирнова//Там же. 2008. Вып. 106. С. 252-273. Лит.: Соколов И. И. История греч. Церквей в XIX в.//История Православной Церкви в XIX веке. СПб., 1901. М., 1998р. Кн. 1: Правосл. Восток/Изд.: А. П. Лопухин; Θειδς Βλ. Ιω. Ιερθεος//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 808-809; Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843-1914: Church and Politics in the Near East. Oxf., 1969; Крымский А. Е. История новой араб. лит-ры, XIX - нач. XX в. М., 1971; Лисовой Н. Н. Рус. духовное и полит. присутствие в Св. Земле и на Ближ. Востоке в XIX - нач. XX в. М., 2006; Лисовой Н. Н., Смирнова И. Ю. Иерофей, Патриарх Антиохийский, и его деятельность по материалам рос. архивов. Ч. 1//ППС. 2007. Вып. 105. С. 209-277; Ч. 2//ППС. 2008. Вып. 106. С. 193-251; они же. Рос. дипломатия и избрание Восточных Патриархов//Российская история. М., 2009. 1. С. 5-25.

http://pravenc.ru/text/293750.html

Ист.: Brosset M. Notice sur un manuscrit géorgien de la Bibliothèque Impériale publique, provenant de m. Tischendorf//Mélanges asiatiques. St.-Pb., 1858. P. 264-280; Восхваление груз. языка: Груз. текст и рус. коммент./Сост.: А. Цагарели//Памятники груз. старины в Св. земле и на Синае. Прил. 2: Кат. груз. рукописей Синайского мон-ря. 1888. (ППС. Т. 4. Вып. 1(10)). С. 203-204; То же/Ред.: Е. Мачавариани//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). Тбилиси, 1978. 1. С. 30-32 (на груз. яз.); То же/Ред.: Т. Путкарадзе. Кутаиси, 2000 (на груз. яз.); То же/Ред.: И. Гагулашвили. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); То же/Сост., исслед.: Л. Хевсуриани. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.); Кекелидзе К., прот. Малый канон Иоанна-Зосима// Он же. Этюды. 1955. Т. 3. С. 127-133; Описание груз. рукописей Синайского мон-ря/Сост.: Н. Я. Марр, предисл. И. Мегрелидзе. М.; Л., 1940. С. 25-26; Описание груз. рукописей Синайской горы/Сост., исслед.: И. Джавахишвили. Тбилиси, 1947. С. 16-20, 101-105 (на груз. яз.); Garitte G. Catalogue des manuscrits géorgiens littéraires du Mont Sinai. Louvain, 1956. (CSCO; 165. Subs.; 9); idem. Calendrier Palestino-Géorgien. 1958. Р. 15-26, 72-97, 144-152; Синайский Многоглав/Ред.: А. Шанидзе. Тбилиси, 1959. С. 283 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей: Синайская колл./Ред.: Е. Метревели. Тбилиси, 1978. Т. 1. С. 131-143; 1987. Т. 3. С. 208-217 (на груз. яз.); Древнейший иадгари/Сост., ред., исслед.: Е. Метревели и др. Тбилиси, 1980. С. 723-740, 885-888, 894 (на груз. яз.); Catalogue of Georgian Manuscripts Discovered in 1975 at St. Catherine " s Monastery on Mount Sinai/Ed. Z. Aleksidze et al. Athens, 2005. P. 19-20, 67, 69, 71, 87 (на груз., греч., англ. языках). Лит.: Brosset M. Études de chronologie technique. St.-Pb., 1868. Pt. 1; Цагарели А. Памятники груз. старины в Св. земле и на Синае//ППС. 1888. Т. 4. Вып. 1(10). С. 227, 234-235; он же. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1889. Т. 1. Вып. 1. С. 59-62, 85, 92-93; Марр Н. Я. Предварительный отчет о работах на Синае, веденных в сотрудничестве с И.

http://pravenc.ru/text/577940.html

состояния Самарянской общины на Востоке)//ТКДА. 1875. 10. С. 90-107; Фараон, Моисей и Исход//Там же. 1875. 11. С. 249-271; 12. С. 455-472; Св. прпмц. Сосанна Палестинская//Там же. 1877. 2. С. 380-405; О том, как доктор Сепп открыл древний храм Ваала между Иерусалимом и Вифлеемом//Там же. 1878. 3. С. 637-657; Гробница Аарона на горе Ор//Там же. 1879. 3. С. 356-371; Слово, произнесенное на св. Голгофе в Иерусалиме 18 апр. 1880 г. при обношении Плащаницы//ХЧ. 1880. Ч. 2. Июль/авг. С. 132-137; Беседа о Великом каноне, произнесенная в Иерусалиме перед рус. паломниками на повечерии четвертка 1-й седмицы Великого поста 11 февр. 1882 г.//Там же. 1883. Ч. 1. С. 297-308; По поводу перевода одной церковной песни канона (ирмоса 9 песни канона в Великий четверток), напечатанного в ДЧ за 1883//ТКДА. 1883. 7. С. 515-526; Раскопки на русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме //ППС. 1884. 7 (Т. 3. Вып. 1); О раскопках на русском месте в Иерусалиме//ЗРАО. н. с. 1887. Т. 2. Вып. 3. С. 182-186; Письма к преосв. Макарию (Булгакову), впосл. Митр. Московскому//Странник. 1896. 1. С. 79-84; Письма к прот. С. А. Серафимову//ТКДА. 1906. 8/9. С. 680-710; 10. С. 108-135; 11. С. 361-383; 1908. 2. С. 237-265; 3. С. 404-421; Древняя христианская могила в Палестине//БТ. 1999. Сб. 35. С. 115-119; Россия в Святой Земле: Док-ты и мат-лы/Сост. Н. Н. Лисовой. М., 2000. 2 т. Passim. Лит.: Терновский С. А. О последних днях жизни, кончина и погребение настоятеля Рус. Духовной миссии в Палестине архим. Антонина. К., 1894; Пономарев С. Памяти о. архим. Антонина. 1: Хронологический список сочинений и переводов его. 2: Статьи о нем//ТКДА. 1894. Т. 3. 12. C. 636-652; Дмитриевский А. А. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Антонин (Капустин) как деятель на пользу православия на Востоке и в частности в Палестине//СИППО. 1904. Т. 15. Вып. 2. С. 95-148; То же//ТКДА. 1904. Нояб. С. 319-380; Киприан (Керн), архим. О. Антонин Капустин, архим. и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.).

http://pravenc.ru/text/114026.html

1987. P. 266, 275-276). Прибыв в Египет, М. К., очевидно, взял на себя церковные дела, которыми занимался патриарх Герасим, прежде всего переписку, поскольку в последние месяцы жизни больной патриарх удалился в мон-рь св. Саввы Освященного в Александрии. По-видимому, рукой М. К. написаны 2 письма патриарха Герасима, адресованные рус. царю Михаилу Феодоровичу . Одно из них (окт. 1635) содержит благодарность за присланную с русскими послами милостыню, а также соболезнования по поводу смерти Московского патриарха Филарета (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 124; Фонкич Б. Л. Греческо-рус. связи сер. XVI - нач. XVIII вв.: Греч. док-ты моск. хранилищ: Кат. выст. М., 1991. 23; изд.: СГГД. 1822. Ч. 3. С. 354-360; Μαζαρκης. 1932. Σ. 277-280). Во 2-м письме (1636) высказывается просьба милостиво принять в Москве и простить за прегрешения рус. паломника купца В. Я. Гагару (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 131; изд.: Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары, 1634-1637 гг./Ред.: С. О. Долгов//ППС. 1891. Т. 11. Вып. 3. С. 79-90; Записки рус. путешественников XVI-XVII вв./Сост.: Н. И. Прокофьев, Л. И. Алехина. М., 1988. С. 88-133; см.: Ченцова В. Г. К истории пребывания на Востоке Василия Гагары: Грамота Александрийского патр. Герасима//Каптеревские чт. М., 2012. Вып. 10. С. 327-331; Она же. 2014). Однако казавшееся уже в 1628 г. почти свершившимся возведение М. К. на Александрийский престол не состоялось, и в 1635 г. он был одним из кандидатов на занятие кафедры митрополита Филадельфийского. Возможно, М. К. надеялся вернуться в Венецию, где с кон. XVI в. находилась резиденция Филадельфийских владык, но митрополитом был избран Афанасий Валерианос. Лишь после того как 30 июля 1636 г. Александрийский патриарх Герасим скончался, в сент. того же года М. К. был избран его преемником ( Καρμρης. 1937. Σ. 161-172; Davey. 1987. P. 296-298). С его возведением на престол были связаны новые надежды сторонников патриарха Кирилла Лукариса на сближение с протестантами и на то, что теперь «все придет в порядок», как выразился протосинкелл К-польского патриарха Нафанаил Конопиос в письме Леже в февр.

http://pravenc.ru/text/2563454.html

Львовское Успенское братство ) (1586). В 1910 г. вышел труд М., посвященный поездке в груз. историческую пров. Эгриси (Лазика) (ныне на территории Турции), в 1913 г.- поездкам в Абхазию и Сванети. Интересны работы М., посвященные источникам сведений о хитоне Господне (1897), о груз. языческих богах (1902), о религ. верованиях абхазов (1915), о груз. мон-ре Зарзма (1922); сочинения М. об арм. лексике в груз. версии апокрифа «Деяния Пилата» (1906), о деятельности груз. средневек. философа Иоанна Петрици (1909), о груз. приписках в греч. Коридетском Четвероевангелии (1911); его комментарии к груз. и арм. переводам Свящ. Писания (1913, 1915, 1916), а также публикации арм. версии библейской хроники Паралипоменон (1902), текстов груз. историков XII в. (1902), Мученичества Колайских отроков и др. источников (Критика и мелкие статьи//ТРАГФ. 1903. Т. 5. С. 53-73), Мученичества 3 близнецов-мучеников Спевсиппа, Елевсиппа и Мелевсиппа (1907) и др. Изд.: Переписка Фотия с арм. вел. кн. Ашотом и арм. патриархом Захариею/Текст и пер.: Н. Я. Марр//ППС. 1892. Т. 11. Вып. 1. С. 179-279; Сборники притч Вардана: Мат-лы для исслед. средневек. арм. лит-ры. СПб., 1894. Т. 2: Текст; Т. 3: Прил.: Описание 10 эчмиадзинских рукописей с указателем; 1899. Т. 1: Исследование; Сказание о католикосе Петре и ученом Иоанне Козерне: Из мат-лов для истории средневек. арм. лит-ры//Восточные заметки. СПб., 1895. С. 9-34; Житие Петра Ивера, царевича-подвижника и еп. Майумского V в./Груз. подлинник издал, пер., предисл. снабдил: Н. Я. Марр. СПб., 1896. (ППС; Т. 16. Вып. 2); Ефрем Сирин, прп. О днях празднования Рождества. Об основании первых церквей в Иерусалиме: Арм. текст с сир. отрывками в арм. транскрипции XII-XIII вв./Исслед., изд., пер.: Н. Я. Марр. СПб., 1900. (ТРАГФ; Кн. 1); Иосиф Аримафейский. Сказание о построении первой церкви в г. Лидде: Груз. текст по рукописям X-XI в. с 2 палеографическими таблицами/Исслед., изд., пер.: Н. Я. Марр. СПб., 1900. (ТРАГФ; Кн. 2); Ипполит Римский, свт. Толкование Песни песней: Груз.

http://pravenc.ru/text/2562396.html

А. перевел с греч. языка «Проречение над гробом Константина Великого», представленное в Посольский приказ в 1650 г. В Троице-Сергиевом мон-ре А. переписал «Старчество» (РГБ. ОИДР. 250). В собрании МДА (РГБ. 40, XVII в.) сохранился рукописный экземпляр «Творений Мефодия Патарского с дополнительными статьями» с владельческой записью-автографом А.: «Cniga " archidiakona " arsenia stalo 3 rubli». Выводы А. относительно греч. церковной жизни были близки воззрениям старообрядцев и использовались последними, в частности, в защиту двоеперстия: на А. ссылаются в «Поморских ответах» руководители Выговского общежительства братья Денисовы . С. А. Белокуров выделил старообрядческую группу списков «Проскинитария», для к-рой характерны вставки, неточная передача текста, вплоть до создания самостоятельных версий произведения (ГИМ. Син. 578; РГБ. Унд. 713; РНБ. Погод. 1541 и др.). В «Пращице духовной» (М., 1726; вопрос 204-й) в целях полемики со старообрядцами Нижегородский еп. Питирим разбирает «Книгу, нарицаемую Проскинитарий или Поклонник святых мест, Троицкаго Сергиева Богоявленскаго монастыря строителя монаха Арсения Суханова», пытаясь установить, «кая неправда въ ней писана». Изд.: Ивановский Н. И. Проскинитарий Арсения Суханова//ПС. 1870. 5, 9; 1871. 2, 3; он же. «Проскинитарий» Арсения Суханова 1649-1653 гг. с рисунками и планом//ППС. 1889. Т. 7. Вып. 3 (21). Прил. 1, 2; «Статейный список 1649-1650 гг.», «Прения с греками о вере», «О чинех греческих вкратце», челобитные, отписки и др./Сообщ. С. А. Белокуров//ХЧ. 1883. Ч. 2. С. 670-738. Лит.: Предисловие//Служебник. М., 1655. Л. 30-31; Белокуров С. А. Поездка старца Арсения Суханова в Грузию (1637-1640)//ХЧ. 1884. Март/апр. С. 438-488; он же. Арсений Суханов. М., 1891-1894. 2 ч.; он же. Сочинения Арсения Суханова//ЧОИДР. 1894. Кн. 2; Щепкина М. В. , Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати: Обзор рукописей рус., слав., греч., а также книг старой печати ГИМ. М., 1958. (Тр. ГИМ: Памятники культуры; Вып. 30).

http://pravenc.ru/text/76252.html

В старообрядческой беспоповской письменной традиции зафиксированы «Д. е.» для утрени: «малое», силлабического стиля (согласуется с указанием в Выговском уставе петь на вседневной утрене «Д. е.» «малую» (Л. 17)), 6-го гласа столпового знаменного распева, путевого распева (согласно анализу мелодики; в ркп. указано: «6-го гласа»), «тихвинской перевод», «кирилов перевод болшой», «ин перевод кирилов» (Обиход поморский. М., 1911. Л. 128-129 об.; 176 об.- 180 об.). В книгах поповского согласия письменно зафиксирован только развод для литургии: в «Обеднице» помещены распевы на 8 гласов и «путевое» (К.[: Калашников]. Л. 28 об.- 34 об.). В практике на литургии в праздничные дни, как правило, поется путевым распевом, а в седмичные - на глас недели. В совр. многоголосной практике РПЦ «Д. е.» на утрене поется обычно на глас катавасии обиходным напевом или на подобен напева «Величит душа Моя Господа»; на Божественной литургии используются обиходные напевы (киевский 8-го гласа, подобны различных гласов и др.) или авторские гармонизации. В греч. традиции, вероятно, певч. исполнение не практиковалось, поскольку старец Арсений (Суханов) в записях о греч. богослужебной традиции сер. XVII в. с удивлением отмечал, что ««Достойно» по девятой песни по ирмосе ни в неделю, ни в прочие дни, ни в полиелеосные отнюдь не поют нигде» (Проскинитарий Арсения Суханова 1649-1653//ППС. 1889. Т. 7. Вып. 3(21). С. 234), хотя в др. разделах писал о «Д. е.», исполнявшемся в соответствующих местах службы. В совр. традиции на литургии «Д. е.» часто поется на 2-й глас (надписывается как «обиходное» (συνηθισμνον) - Lesb. Leim. 230. Fol. 263-263v, 1700 г. и др.). Вероятно, с XVIII в. распространились различные авторские напевы на все гласы. Так, в певч. книгах встречаются «Д. е.» протопсалта Григория на 1-й глас (Athen. O. et M. Merlier. 20. Fol. 1γ, 1825-1830), Феодора Папапарасху Фокейского на 3-й глас энгармоническое (ναρμνιος), на 4-й глас λγετος, на 2-й плагальный глас (Athen. O. et M. Merlier. 12. Fol. 245v - 246, 1730-1750 гг.), 2 варианта на глас βαρς (см.: Ταμεον Ανθολογας. Κωνσταντινοπολις, 1869. Σ. 338-341), Андрея Дзигнопулоса на 1-й глас, Мелетия Сисания на 1, 2 и 3-й гласы, Нектария Влахоса на 1-й глас, Петра Филанфидиса на глас δευτερπρωτος, Харалампия Папаниколаоса на 2-й глас, протопсалта Григория на 3-й глас, на 3-й глас τζμ σιρν (аджем аширан - название одного из тур. макамов (ладов)), на 4-й глас, на 1-й плагальный глас на κε, Анфима Месолонгита на 1-й плагальный энгармонический, κ το Βλαχικο на 1-й плагальный глас, мон. Нектария на 1-й плагальный глас, протопсалта Николая Смирнского на 2-й плагальный глас, на глас βαρς, на 4-й плагальный глас и др. (см.: Μουσικς θησαυρς τς λειτουργας. Αγιον Ορος, 1931. Σ. 447-522).

http://pravenc.ru/text/180367.html

Ближнем и Среднем Востоке. Ташкент, 1967. С. 98-101, 158-159; Sezgin F. Geschichte des arabischen Schrifttums. Leiden, 1970. Bd. 3. S. 270-274; 1971. Bd. 4. S. 344-345; 1974. Bd. 5. S. 285-286; 1978. Bd. 6. S. 180-182; Harvey L. R. Qusta   ibn Lu  qa   al-Ba‘labakk//Complete Dictionary of Scientific Biography/Ed. Ch. C. Gillispie. N. Y., 1975. Vol. 11. P. 244-246; Wilcox J. The Transmission and Influence of Qusta   ibn Lu  qa   " s «On the Difference between Spirit and the Soul»: Diss. N. Y., 1985; eadem. Our Continuing Discovery of the Greek Science of the Arabs: The Example of Qusta   ibn Lu  qa  //Annals of Scholarship. N. Y., 1987. Vol. 4. N 3. Р. 57-74; Hill D. Kusta   b. Lu  ka   al-Ba‘labakk//EI. 19862. Vol. 5. P. 529-530; Nasrallah. Histoire. 1988. Vol. 2. T. 2. P. 52, 57-64, 67-70; Siraisi N. G. Medicine and the Italian Universities, 1250-1600. Leiden, 2001. P. 134; Панченко К. А. Коста ибн Лука (830-912) и его место в арабо-христианской историографии//ППС. 2003. Вып. 100. С. 153-163; Gutas D. Pensée grecque, culture arabe. P., 2005. P. 125, 132, 136-140; Kheirandish E. Qusta ibn Luqa al-Ba‘labakki//Biographical Encyclopedia of Astronomers/Ed. Th. Hockey et al. N. Y., 2007. Vol. 2. P. 948-949; Griffith S. H. The Church in the Shadow of the Mosque: Christians and Muslims in the World of Islam. Princeton, 2008. P. 86-88, 120-121; Swanson M. N. Qusta   ibn Lu  qa  //Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History/Ed. D. Thomas et al. Leiden; Boston, 2010. Vol. 2. P. 147-153. Т. К. Кораев Рубрики: Ключевые слова: БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики ИБН ЭЗРА (1089 или 1092 - 1164 или 1167), иудейский философ, богослов, толкователь ВЗ, поэт, грамматик, астроном, математик и врач АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой АЛЕКСАНДР ФРИГИЕЦ († 177), один из 48 лионских мучеников; врач, по происхождению фригиец, мч. Лугдунский (пам. зап. 25 июля, 2 июня) АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782)

http://pravenc.ru/text/2462331.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010