Прп. Авраам Затворник. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Ватиканская библиотека) Прп. Авраам Затворник. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Ватиканская библиотека) Известно житие А. З. и Марии на сир. языке; имеющееся там указание на то, что его автором был прп. Ефрем Сирин (посвятивший А. З. 15 гимнов), в наст. время ставится под сомнение. Сохранилась также греч. версия жития в обработке Симеона Метафраста . Согласно сир. житию, А. подвизался в Кидуне близ Эдессы; греч. житие называет селение, жителей к-рого крестил святой,- Тения в епископии Лампсака (Геллеспонт). Повесть об А. З., приписываемая св. Ефрему Сирину, переведена на слав. язык в Х в. в составе Паренесиса. Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. краткое житие и эта повесть помещены в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 120-121). Иконография А. изображается в ряду преподобных отцов старцем с длинной вьющейся бородой: на миниатюре Минология Василия II - представлен молящимся возле храма и источника (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 146); на мозаическом медальоне ц. Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.,- поясное изображение; в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- с воздетыми в молении руками ( орант ). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 13. 21), описывает преподобного как старца «с большой остроконечной бородой». Ист.: BHG, N 5-8; BHL. T. 1. P. 3; ActaSS. Mart. 1668. T. 2. Col. 741-748; Bedjan. Acta. T. 6. P. 380-401; 465-499; Lamy Th. Acta Beati Abrahae Kidunaiae monachi aramaice//AnBoll. 1891. T. 10. Fasc. 1. P. 5-49 [сир. житие; рус. пер.: Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии//ППС. 1990. Вып. 30 (93). С. 107-116]; PG. 115. Col. 43-77 [греч. житие]; S. Ephrem Syri Hymni et sermones/Ed. T. Y. Lamy. Malines (Mecheln), 1889. T. 3. P. XL-XLIII. Col. 749-836; T. 4. Col. 1-84; Gregorii Barhebraei Chronicon ecclesiasticum/Ed. J. B. Abbeloos et T. Lamy. Louvain, 1872. T. 1. P. 86; Chronicon Edessenum/Trad. T. Guidi. Chronicon ad A. D. 846 pertinens/Trad. J. B. Chabot. Chronicon Jacobi Edesseni/Trad. E. W. Brooks//CSCO. Ser. 3. Syr. T. 4. P. 5, 150, 219; SynCP. Col. 173-174; PL. 72. Col. 281-294; Hrotsuita. Comoedia, IV//PL. 118. Col. 1013-1028.

http://pravenc.ru/text/62878.html

В 875 г. З. Д. созвал Собор, в котором приняли участие как епископы, так и арм. нахарары. Собор принял решение о провозглашении независимости Армении и обратился к араб. халифу аль-Мутамиду с просьбой признать Ашота Багратуни царем Армении. Стремление Армении к независимости вызвало очередной кризис в отношениях с Халифатом, однако попытки мусульман подавить арм. сопротивление закончились провалом, и в 885 г. Ашот I Багратуни был признан царем Армении. З. Д. был похоронен в Двине рядом с др. патриархами. Лит. наследие З. Д. включает 25 гомилий, большинство из к-рых не опубликовано. Проповеди в основном предназначались для чтения во время праздников и были написаны высоким стилем с употреблением многочисленных риторических фигур. Из этих произведений полностью опубликованы лишь «Энкомий на воскресение Христа» и отрывки из гомилии «К великому дню погребения Господа Иисуса Христа». Источниками для нек-рых произведений З. Д. (напр., «О муках Христа», «К великому дню субботы погребения Господня», «К воскресению Христа») послужили апокрифическое «Евангелие от Никодима», а также речи Феофила (ученика свт. Иоанна Златоуста) и Елише. Соч.: «Энкомий на воскресение Христа», произнесенный армянским католикосом Закарией. Арарат, 1888. С. 461-475 (на арм. яз.); Речи Егише и католикоса Закарии о погребении Христа и Евангелие от Никодима/Изд.: Б. Саргисян. Венеция, 1910. С. 550-556 (на арм. яз.). Ист.: Galanus Cl. Conciliationis Ecclesiae Armenae cum Romana ex ipsis Armenorum Patrum et doctorum testimoniis. R., 1690. T. 1. Pars 2. P. 124-138; Фотий, патр. О гробе Господа нашего Иисуса Христа и другие малые его творения на греч. и арм. языках//ППС. 1892. T. 11. Вып. 31. C. 196-261; Phot. Ep. Vol. 1. P. 39-53; Vol. 3. P. 4-112 (N 2, 284, 298); Correspondance épistolaire du Catholicos arménien Zacharie et du Prince Achot avec le Patriarche Photius et le Pape Nicolas Ier. Venezia, 1992 (на арм. яз.). Лит.: Зарбаналян Г. Древнеармянская литература, IV-XIII вв. Венеция, 1897. С. 500-506 (на арм.

http://pravenc.ru/text/182495.html

Последние годы патриаршества провел в К-поле, оставив на Александрийской кафедре местоблюстителя. В К-поле К. участвовал в обсуждении важных церковно-политических проблем. В 1860, 1863 и 1871 гг. был одним из 3 кандидатов на К-польский Патриарший престол. В 1860 г. К. принимал участие в обсуждении 4 патриархами просьбы сирийских униатов о воссоединении с Антиохийской Православной Церковью. При К. активно обсуждался вопрос о союзе правосл. и копт. Церквей. Еп. Порфирий (Успенский) , с которым К. встречался в К-поле, свидетельствовал о его намерении уступить Александрийский престол копт. патриарху Кириллу IV при условии принятия копт. духовенством всех чинопоследований и канонических постановлений Грекоправославной Церкви. Однако этому замыслу не суждено было осуществиться, т. к. в 1861 г. Кирилл IV скончался. В том же году К. отрекся от престола по состоянию здоровья. Последние годы жизни провел в Митилини, где получил звание почетного гражданина. К. был одним из инициаторов строительства храма сщмч. Ферапонта, занимался вопросами образования и здравоохранения. Совершил паломничество в Иерусалим, бывал на родине. Во время землетрясений 1867 г. на Лесбосе и 1881 г. на Хиосе принимал активное участие в организации помощи пострадавшим. Ист.: Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия. 1898. Т. 1. С. CXV-CXVI; Соколов И. И. Избрание Александрийских патриархов в XVIII-XIX вв. Пг., 1916. С. 189-202; он же. Александрийские документы, относящиеся к истории Православной Церкви в Египте в XVIII и XIX ст.//ППС. 1916. Т. 21. Вып. 2(62). С. 1-86. Лит.: Κλεμβροτος Ε. Γ. Καλλνικος Μητροπολτης Μυτιλνης μετπειτα Πατριρχης Αλεξανδρεας (1800-1889): Μελτη στορικ. Μυτιλνη, 1934; Τσαροχας Α. Ι. Ο Πατριρχης Αλεξανδρεας Καλλνικος Κυπαρσσης (1800-1889): Συμβολ στον βο και στο ργο του. Σκοτνα, 2011. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.)

http://pravenc.ru/text/1320031.html

Кана упоминается в Иерусалимском Талмуде (Терумот. 46b) как деревня, откуда был родом разбойник Эли ( Klein. 1928. S. 49). Брак в Кане Галилейской. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Брак в Кане Галилейской. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Евсевий Кесарийский говорит о городах с названием Кана: один - «до Сидона великого, жребия Асирова», другой - там, где Господь совершил Свои чудеса ( Euseb. Onomast. 589). Евсевий при этом допускает неточность и помещает 2-ю Кану также на территории колена Асира, тогда как в действительности она была в пределах колена Завулона . Блж. Иероним ( Hieron. Ep. 46; Idem. Ep. 108) говорил о К. Г. как о деревне недалеко от Назарета ( Wilkinson. 1977. P. 153). Свт. Епифаний Кипрский сообщал о чуде в Герасе (Иордания), которое каждый год происходило в христ. храме, построенном на месте святилища Диониса: в день памяти чуда в К. Г. вода в фонтане атриума превращалась в вино ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. LI 30. 1-2). Паломник Феодосий (нач. VI в.) указывает, что расстояние от Диокесарии (т. е. Сепфориса ) до К. Г. 5 рим. миль (ок. 8 км). Такое же расстояние, по его подсчетам, отделяет К. Г. от Назарета. Сообщения паломника из Пьяченцы (ок. 570) несколько отличаются, хотя он двигался по Галилее тем же маршрутом, что и Феодосий (со стороны Кесарии Приморской). По его наблюдениям, от Диокесарии до К. Г. было 3 рим. мили (ок. 5 км), что соответствует расстоянию до Кафр-Каны. В К. Г. он вместе с группой паломников поклонился св. сосудам. Из 6 сосудов на тот момент сохранилось только 2. Один из них паломник наполнил вином и возложил на алтарь в качестве приношения. На каменном ложе он написал имена своих родителей и совершил омовение в источнике, водой из которого, как считалось, были наполнены когда-то сосуды, упомянутые евангелистом ( Wilkinson. 1977. P. 79). Св. Виллибальд приблизительно в 724 г. посетил К. Г., где, по его описанию, находилась большая церковь, а в ее алтаре был один из сосудов. Из него паломники пили вино (Vita Willibaldi episcopi Eichstetensis//ActaSS. Iul. Vol. 2. P. 505). Согласно датированной 808 г. «Памятной записке о домах Божиих, или монастырях» (Commemoratorium de casis Die vel monasteriis), в К. Г. был мон-рь (число монахов неизв., т. к. запись повреждена). Англ. паломник Зевульф, совершивший в 1102-1103 гг. путешествие на Св. землю, писал, что К. Г. расположена на горе, приблизительно в 6 рим. милях (ок. 9 км) к северо-востоку от Назарета. Кроме мон-ря Архитриклиний к тому времени, по словам паломника, там ничего не сохранилось (Путешествие Зевульфа в Святую Землю/Пер.: П. В. Безобразов//ППС. 1885. Т. 3. Вып. 3. С. 287).

http://pravenc.ru/text/1470173.html

В 326 г., по словам историка Секста Аврелия Виктора, «Константин... приказал,- как полагают,- по настоянию жены своей, Фаусты, убить сына своего, Криспа. А затем, когда мать его, Елена, сильно тоскуя по внуку, стала его жестоко упрекать, он убил и жену свою, Фаусту, столкнув ее в горячую воду в бане» ( Секст Аврелий Виктор. Извлечения о жизни и нравах рим. императоров//Рим. историки IV в. М., 1997. С. 153). Равноапостольные Константин и Елен6а. Стеатитовая икона. XII в. (Полоцкая художественная галерея) Равноапостольные Константин и Елен6а. Стеатитовая икона. XII в. (Полоцкая художественная галерея) В конце жизни, наиболее вероятно в 327-328 гг. (традиц. дата 326 менее вероятна, т. к. в момент убийства Фаусты (326) Е. находилась в Риме), она совершила путешествие в Палестину, посетив места земной жизни Спасителя и предприняв разыскания Его священных реликвий; с этой паломнической поездки начинается новый период в истории Св. земли. С именем Е. связано сооружение еще 3 базилик: в Вифлееме, на Елеоне и на месте обретения Креста Господня (храм Гроба Господня). О паломничестве Е. сообщают Евсевий ( Euseb. Vita Const. III 41-43) и последующие церковные историки (Руфин, Сократ, Созомен, Феодорит). Первые упоминания об обретении Креста Господня содержатся в «Слове на смерть имп. Феодосия Великого» свт. Амвросия Медиоланского ( Ambros. Mediol. De obitu Theodos. 41-48) и в «Церковной истории» Руфина Аквилейского ( Rufin. Hist. eccl. X 7-8). Сказание об обретении Честного Креста Господня в 3 основных версиях (при участии Верусалимского еп. Макария († 333), при помощи Иуды-Кириака и Протоникой, женой имп. Клавдия I) известно в греч., сир., копт., груз., лат. традициях (см. подробнее в ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ). Начиная с англ. историка Э. Гиббона (1737-1794), ученые высказывают сомнения в реальности этого события из-за отсутствия упоминания об обретении Честного Креста у Евсевия Кесарийского. Поздние источники приписывают Е. сооружение большого числа церквей, в т. ч. не только в Палестине (напр., на Синае). Так, в Житии Константина и Е. (Vat. gr. 974, XI в.) говорится о 28 храмах, построенных Е. на Св. земле, в т. ч. на Сионе, в Гефсимании, на Фаворе, в Поле Пастушков (ныне Бейт-Сахур ), в Назарете (Из неизданного Жития Константина и Елены список церквей, построение которых приписывается Елене/Изд., пер.: В. Г. Васильевский//ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2(11). С. 253-262).

http://pravenc.ru/text/189737.html

Кафоликон Преображения Господня мон-ря вмц. Екатерины. После 548 г. Кафоликон Преображения Господня мон-ря вмц. Екатерины. После 548 г. Совр. стены мон-ря, сложенные из крупных блоков красного гранита, базилика Преображения Господня и ряд др. построек обители восходят к VI в. Строительство базилики было завершено между 548 и 565 гг. Надпись на одной из ее балок сообщает имя архит. Стефана из Айлы (ныне Элат, Израиль) ( Shevchenko. 1966. P. 256-257). Монастырское предание приписывает Юстиниану возведение в епископский сан игумена мон-ря и дарование Е. в. м. особых привилегий. Попытки связать эти события с К-польским (536) или Вселенским V Собором (553) не находят подтверждения в источниках. В XVII в. синайские монахи, стремясь выйти из-под власти Иерусалимских патриархов, утверждали, что имп. Юстиниан даровал Е. в. м. полную независимость. Церковный историк XVII в. синаит Нектарий , впосл. Иерусалимский патриарх (1661-1669), обнародовал текст соответствующей новеллы Νεαρς имп. Юстиниана в своем сочинении об истории Е. в. м. Уже современниками Нектария была доказана неподлинность этой новеллы (Мат-лы для истории архиепископии Синайской горы. 1909. Т. 2. С. 137-144), однако долгое время на нее продолжали ссылаться для обоснования особого статуса мон-ря. Позднейшие церковные историки утверждали, что власть Синайского епископа была ограниченна, он не мог посягать на самоуправление монашеского сообщества. Символом этого ограничения было соборное решение запереть архиерейский горний престол в монастырской церкви ( Порфирий (Успенский). Первое путешествие. 1856. С. 103-104). Не вполне ясно первоначальное соотношение статусов епископа и игумена в мон-ре: совмещались ли эти должности в одном лице или существовали параллельно. С достаточной уверенностью можно говорить, что епископская кафедра замещалась нерегулярно. От визант. эпохи дошло неск. имен настоятелей и епископов, как правило без дат. Паломник из Пьяченцы (ок. 570) застал в Синайском мон-ре 3 авв (в лат. оригинале tres abbates), знающих лат., греч., сир., егип. и бесский языки (Путник Антонина из Плаценции кон. VI в./Изд., пер. и объясн.: И. В. Помяловский//ППС. 1895. Т. 13. Вып. 3(39). С. 44). По всей видимости, среди монастырских «рабов» были проживавшие во Фракии бессы.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Память В. значится в сир. календарях и в Римском Мартирологе под 24 янв., а в греч. месяцесловах под 4 сент. Из похвальных слов Иоанна Златоуста следует, что кончина святого произошла 24 янв., а 4 сент., видимо, являлось днем перенесения мощей. Кроме «Церковной истории» Евсевия (VI 29, 34, 39) древнейшие сведения о В. находятся в рассказе Леонтия, еп. Антиохийского († 357), включенном в состав Пасхальной хроники (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 503), в похвальных словах Иоанна Златоуста в честь В. (PG. 50. Col. 527-534, 541-550) и в его «Книге о Св. Вавиле и против Юлиана и язычников» (PG. 50. Col. 533-572). Сохранились греч., сир. и арм. жития В. (BHG, N 205, 205а; BHO, N 127-128), а также более позднее сказание Симеона Метафраста (BHG, N 206). В груз. житии св. Василия Епифанийского говорится, что этот святой претерпел мученическую кончину вместе с В. ( Peeters. P. 302-323). Ист.: BHG, N 205-208; BHO, N 127-128; BHL, N 889-893; ActaSS. Ian. T. 3. P. 183-185; PG. 114. Col. 967-982; MartHieron. P. 59; ЖСв. Сент. С. 76-86; Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Συλλογ Παλαιστινς κα Συριακς γιολογας//ППС. 1891. Т. 19. Вып. 3. (Вып. 57). С. 75-84; MartRom. Р. 33; Peeters P. La Passion de S. Basile d " Epiphanie//AnBoll. 1930. T. 48. P. 302-323. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. т. 2. с. 355-356; Franchi de " Cavalieri P. Il koimeterion di Antiochia//Note agiografiche. R., 1928. T. 7. P. 147-148. (ST; 24); Delehaye. Origines. P. 36, 54, 58, 195-196; Devreesse R. Le patriarcat d " Antioche depuis la paix de l " Eglise jusqu " à la conquête arabe. P., 1945. P. 109-110, 115; Lassus J. Sanctuaires chrétiens de Syrie. P., 1947. P. 123-128; Ceriani G. La basilica di S. Babylas. Mil., 1952; Marcora C. Il santorale Ambrosiano. Mil., 1953. P. 25-27; Downey G. A History of Antioch in Syria from Seleucus to the Arab Conquest. Princeton, 1961. P. 253, 306-308, 364, 387, 415-416, 455, 525; Janin. Églises et monastères. P. 55-56; idem. Babylas (2)//DHGE. T. 6. Col. 33; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 557; Frutaz A. P. Babylas//LTK. Bd. 1. Sp. 1169.

http://pravenc.ru/text/153791.html

Крипта с гробницей (мраморным кенотафом) вмч. Георгия расположена в вост. части храма, туда из центрального нефа ведут 2 лестницы. В храме возле одной из колонн находится цепь, к-рой был скован великомученик. В алтаре хранится ковчег с частью мощей вмч. Георгия. Строения совр. греч. мон-ря находятся напротив храма, через дорогу. Ист.: Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест 1-й пол. IX в.//ППС. 1886. Т. 4, вып. 2. (Вып. 11). С. 25; Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в.//Там же. 1889. Т. 8, вып. 2. (Вып. 23). С. 57-58; Феодосий. О местоположении Св. земли нач. VI в.//Там же. Т. 10, вып. 1. (Вып. 28). 1891. С. 14; Путник Антонина из Плаценции кон. VI в.//Там же. Т. 13, вып. 3. (Вып. 39). 1895. С. 39; Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г.//Там же. 1898. Т. 17, вып. 1. (Вып. 49). С. 100-114; Itineraria et alia Geographica. Turnhout, 1965. P. 116, 142. (CCSL; 175); Sawirus Ibn al-Muqaffa. History of the Patriarchs of the Egyptian Church, Known as the History of the Holy Church. Cairo, 1970. Vol. 2. III 358; William of Tyre. Chronicon. Turnhout, 1986. P. 372, 797, 988-989. (CCCM; 63). Лит.: Vog üé M. , de. Les églises de la Terre Sainte. Р., 1860. P. 363-367; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970. P. 130-131; Ανανας (Ρεβελκης), ρχιμ. Βος Αγου Γεωργου κα στορα τς πλεως Λδδης. Ιερουσαλμ, 1993; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1998. Vol. 2. P. 9-27. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых)

http://pravenc.ru/text/164497.html

К 1335 г. относится 1-е упоминание о хранящейся в И. П. м. в кипарисовом ковчеге левой руке св. Иоанна Предтечи (Le pèlerinage du moine augustin Jacques de V é rone. 1902. Р. 211). По-видимому, эта реликвия была перенесена туда после 1187 г. из кафедрального собора Севастии (в 10 км от Наблуса). Примерно в это же время Стефан Новгородец (1348 или 1349), упоминая при описании святынь К-поля десницу св. Иоанна Предтечи, говорит, что его левая рука хранилась в И. П. м. ( Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 45). Архим. Агрефений (ок. 1360 или 1370) считает, что вышеупомянутая реликвия - «рука левая по запястие никоего святаго старьца» не сгорела, когда сарацины бросили монахов в печь, потому что за нее старца держал св. Иоанн Предтеча (Хождение архим. Агрефенья обетели Пресвящыя Богородица//ППС. 1896. Т. 16. Вып. 3(48). С. 17). По словам этого автора, И. П. м. находился на расстоянии полверсты от Иордана, а руины ц. Св. Троицы на месте Крещения - на противоположном берегу (Там же. С. 16). В 1384 г., по сведениям флорентийских паломников Л. Фрескобальди и Дж. Гуччи, в мон-ре оставались всего 1-2 монаха (Visit to the Holy Places. 1948. Р. 78, 134). В 1421 г. диак. Зосима уже застал мон-рь заброшенным: «Ту стоит церковь святая Троица, был монастырь, ныне же от злых арапов разорена» ( Прокофьев Н. И. Хожение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину: Текст и археогр. вступление//Вопросы рус. лит-ры. М., 1971. С. 35. (УЗ МГПИ; 455)). По словам Ф. Фабера, в нач. 80-х гг. XV в. в мон-ре жили араб. разбойники (The Book of the Wanderings of Brother Felix Fabri. 1887. Vol. 2. Р. 35). В 1515 г. И. П. м. находился в запустении, но в 1561 г. в нем снова проживали греч. монахи (Хождения купца Василия Познякова по святым местам Востока, 1558-1561 гг./Ред.: Х. М. Лопарев//ППС. 1887. Т. 6. Вып. 3(18). С. 61). В кон. XVI в. мон-рь был окончательно заброшен и постепенно разрушался. Неизвестно почему местные арабы стали называть эти развалины Каср-эль-Яхуд, т. е. «замок евреев».

http://pravenc.ru/text/577918.html

Рус. паломники Стефан Новгородец (ок. 1350), Игнатий Смольнянин (1389-1393), диак. Зосима (1419-1421) и аноним (1424-1434) оставили упоминания об О. и краткие описания церемонии, к-рая по-прежнему проводилась по вторникам перед иконой «Одигитрия» (Хождение Стефана Новгородца/Ред.: Л. А. Дмитриев//БЛДР. 1999. Т. 6. С. 34; Хождение Игнатия Смолнянина/Ред.: С. В. Арсеньев//ППС. 1887. Т. 4. Вып. 3. С. 8; Хождение инока Зосимы/Ред.: Х. М. Лопарев//ППС. 1889. Т. 8. Вып. 3. С. 4; Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the XIVth and XVth Cent. Wash., 1984. P. 289-295). Десятилетия междоусобиц негативно повлияли на образ жизни монахов в О. Ок. 1358 г. К-польский патриарх Каллист I жаловался в письме патриарху Антиохийскому Пахомию на недостойное поведение монахов-сирийцев и требовал сменить настоятеля мон-ря ( Miklosich, Muller. Vol. 1. P. 379-380). В 60-х гг. XIV в. К-польский патриарх Филофей Коккин отлучил от Церкви свящ. Константина из О. (Ibid. Vol. 2. P. 55). В 1371 г. др. монах из мон-ря был отлучен за колдовство и связь с монахиней из мон-ря св. Андрея в Криси (Ibid. Vol. 1. P. 548). Вероятно, в кон. XIV в. О. был возвращен под управление К-польской Патриархии; после серии скандалов предыдущих лет Антиохийский епископат потерял над ним контроль. В XV в. О. во многом сохранял свое значение. В период подготовки унии с Римско-католической Церковью община О. активно поддерживала политику имп. Иоанна VIII Палеолога . В 1438 г., перед отъездом имп. Иоанна на Ферраро-Флорентийский Собор, в соборе Св. Софии и в О. возносились торжественные молитвы за единство Церкви. О. и традиция почитания иконы «Одигитрия» сохранялись до падения К-поля. По сообщению визант. историка Дуки, во время осады 1453 г. икона была перенесена в мон-рь Хора , где перед ней продолжались службы. Там в момент захвата К-поля икона попала в руки янычар, к-рые сняли с нее драгоценный оклад и разбили ее топором на 4 части ( Ducas. Historia Byzantina/Ed. I. Bekker. Bonnae, 1834. P. 272, 288). Мон-рь О. существовал еще неск. лет после падения Византии. Вероятно, в 1467 г. постройки уже закрытого мон-ря были включены в комплекс нового дворца Мехмеда II (ныне дворец Топкапы).

http://pravenc.ru/text/2578201.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010