Начало внутренней миссии, выраженное в призыве к заблудшим, не может отличаться от общемиссионерских принципов, заложенных в Священном Писании и в примере Самого Спасителя: « С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»; « Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:37). То есть первый призыв катехизатора должен помочь понять человеку, что его жизнь нуждается в пересмотре практически всех принципов, что сам человек должен осознать собственную падшесть и сделать решительный шаг к жизни в Боге. Только крещение без покаяния не дает полноценного прощения грехов и делает призрачными для человека дары Святого Духа . Слова Спасителя « Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями , чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас » (Мф.7:6) приобретают еще большую актуальность в случае с внутренней миссией. Как показывают наблюдения, очень многие наши соотечественники православные только по названию, они лишь поверхностно соприкоснулись с христианской традицией, и в результате какого-либо искушения, « когда настанет скорбь или гонение за слово» (Мф. 13:21), а в большинстве случаев по « заботам века сего и обольщению богатства» (Мф. 13:22) не просто равнодушно, но очень агрессивно, кощунственно и с глумлением принимают слова благовестия, не имея к нему уважения как к чему-то «своему». Этих людей можно отнести к тем, кто все-таки прикоснулся к истине, но добровольно отошел от нее. « Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2 Пет. 2:21). В таких случаях рецепт дает Священное Писание: « Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся , зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден » (Тит. 3:10); « …Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор. 5:5). В противном случае каждая попытка миссионера, сопровождающаяся затратой большого времени, сил и энергии, будет порождать только кощунственные выпады и в итоге упадок сил и разочарование у самого проповедника.

http://bogoslov.ru/article/3390465

Но кем же считал себя сам святой Иоанн? «Я не Христос» – так отвечал он на домогательства народа, так же ответил и священническому посольству. Креститель не называл себя ни Мессией, ни пророком Илией, и даже пророческое достоинство он отрицал за собою. Кто же был он, по собственному его убеждению? Никто и ничто. Только глас вопиющего в пустыне ( Ис.40:3 ). Только голос, только крик, обращенный к опустошенному грехами человечеству: покайтесь! Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.3:2 ). Был только этот голос, этот зов в пустыне мира, а сам Креститель, возглашающий это по повелению Господню, считал себя более ничем, но он был призван к великой миссии, как об этом говорит другой Иоанн – апостол и евангелист: Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете ( Ин.1:6–8 ), то есть о Христе, Которого тот же евангелист называет так: Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир ( Ин.1:9 ). Восхищенным толпам, готовым поклониться ему и пасть к его ногам, Креститель не уставал повторять: «За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» ( Ин.1:30 ). Что значили эти слова святого Иоанна о Муже, Который был прежде него? Иисус Назарянин родился позже Крестителя и позже него вышел на проповедь. Но святой Иоанн узнал в Иисусе Господа своего, Сына Божия, бывшего не только прежде него, но и в вечности, и прежде всех веков. В сравнении с величием Божества ничем были все подвиги пустынничества; рядом с Единым Безгрешным нечист был и чистейший из людей. Еще царь-пророк Давид сказал: Всякий человек ложь ( Пс.115:2 ). И Креститель говорит: Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть. Приходящий с небес есть выше всех ( Ин.3:31 ). Так, для Грядущего вслед за ним Божественного Спасителя святой Иоанн сознавал себя недостойным выполнить даже труд последнего раба: я не достоин понести обувь Его ( Мф.3:11 ); я не достоин развязать ремень у обуви Его ( Ин.1:27 ). В этом было смирение Крестителя, в этом была и истинная мудрость.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Но люди не чистосердечно раскаялись, и старались сделать виновниками других. Адам сказал: Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел... Жена сказала: Змей обольстил меня, и я ела ( Быт.3:12–13 ). Таким образом, первая исповедь была не чистосердечна и следствием ее явилось изгнание Адама и Евы из рая и осуждение их на смерть. Далее люди должны были жить вне рая. Вот Каин кончает убийством жизнь своего брата Авеля. Господь спросил Каина: Авель, брат твой, где? А ведь Он – всеведущий, разве Он не знал, где Авель? И вторая исповедь была не чистосердечна. Каин грубо ответил: Разве я сторож брату своему? ( Быт.4:9 ). Затем, в продолжение 120 лет, Ной убеждал людей покаяться и исповедать свои грехи, и он не мог этого достигнуть. И вследствие этого явилось их потопление в водах потопа. Затем, в Ветхом Завете, в истории Скинии и Храма, люди приносили жертвы и исповедовали свои грехи – это их действие было прообразом той Жертвы, которую принес Господь за наши грехи. Затем, у народа израильского был год очищения, в этот год люди приносили жертвы за себя и за израильский народ. Затем пророки предлагали людям исповедать грехи. Наконец, на рубеже Ветхого и Нового Заветов явился Иоанн Предтеча. Он начал свою проповедь словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.3:2 ). И люди каялись и исповедовали свои грехи, и они очистились. И не только иудеи, но и язычники. Затем Христос Спаситель начинает Свою проповедь словами: Покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ). И Он, Всеведущий, когда исцелял больных, то всегда спрашивал: «Веруешь ли? И обещаешь ли больше не грешить?» И только в этом случае исцелял. Последней исповедью была исповедь разбойника. Разбойник исповедовал свои грехи, говоря: Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, – и исповедал в поруганном, всеми оставленном, преданном – Господа. И за это получил отпущение грехов. Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю, – сказал ему Господь ( Лк.23:40–43 ). Затем, после Воскресения, Господь принимает исповедь отвергшегося Петра и сподобляет его дойти до страданий и крестной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», – так начинали свою проповедь как Иоанн Креститель ( Мф. 3, 2 ; ср. Мк. 6, 12 ), так и Спаситель Иисус Христос ( Мф. 4, 17 ). «И весь народ, – сказано об Иисусе Христе, – слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым» ( Лк. 7, 29 ), сущность же последнего составляла покаяние, которое здесь само собой подразумевается. Требованием исповедания грехов заключил свою проповедь в день Пятидесятницы апостол Петр, когда велегласно взывал к своим слушателям: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа» ( Деян. 2, 38 ; ср. Деян. 3, 19–20 ). Отсюда справедливо полагать, что в апостольской проповеди требование покаяния от желавших сделаться христианами как условие спасения находилось в непосредственной связи с крещением их. Затем, на некоторую связь между христианским и Иоанновым крещением указывает требование исповедания веры в Иисуса Христа с тем важным различием, что пред совершением Иоаннова крещения покаяния требовалась вера в грядущего Мессию, а в христианском крещении требуется вера в пришедшего Мессию Иисуса – Сына Божия и сознательное усвоение Его учения. Так, евнух царицы эфиопской, по изъяснении ему апостолом Филиппом тайн Царства Божия, произнес исповедание пред самым своим крещением: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» ( Деян. 8, 37 ). Далее. Между крещением Иоанновым и христианским можно находить близкое соотношение и по материи и по форме. Предтеча приходивших к нему иудеев крестил водой, которая была символом законного очищения. Христианское крещение одинаково совершается водой, которая, однако, не есть только символ, но и самое средство благодатного возрождения и очищения от всякого греха, при чем на крещаемого нисходит Дух Святой. Что касается формы, в какой совершалось самое христианское крещение водой, то, имея в виду замечание святых евангелистов о том, что Иисус Христос по крещении «вышел из воды» реки Иордана ( Мф. 3, 16 ), также повествование Дееписателя о том, что евнух эфиоплянин и апостол Филипп «сошли оба в воду … и [Филипп] крестил его» ( Деян. 8, 36–38 ), должны признать, что христианское крещение, как и Иоанново, несомненно совершалось чрез погружение в воду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

(После этого катехизатор проводит оглашаемых по всем общедоступным местам православного храма, вкратце рассказывая о его основных функциях и убранстве.) Покаянная беседа и ее значение Покаянная беседа носит это название, потому что собственно исповедь, как церковное таинство, для некрещеных еще невозможна. Кроме того, в современной приходской практике лучшая форма подобного общения – именно беседа; время безмолвного присутствия при совершающемся покаянии наступит только впоследствии. Необходимость этого докрещального акта доказывается самой сутью совершаемого Таинства. “Вера, которая требуется от вступающих в Церковь, включает в себя покаяние, а покаяние возможно на основе веры.” Новозаветные тексты говорят нам о том, что наличие предваряющего покаяния являлось обязательным условием участия конкретных лиц в символических и сакраментальных действиях, начиная с проповеди Иоанна Крестителя и заканчивая веком Апостолов. “В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… Тогда Иерусалим и вся Иудея выходили к нему, и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои” ( Мф.3:1-2:5-6 ). Христос не упраздняет, а подтверждает подобную практику ( Мф.4:14-17 ; Мк.1:14-15 ). Поэтому и первая проповедь апостолов начинается этой же темой: “Петр же сказал им: покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа ( Деян.2:38 ). Эту же традицию содержит ранняя Церковь. Для современного типа крещаемых восстановление древней покаянной дисциплины особенно целесообразно. Согласитесь, знание о том, что в крещении старая жизнь со всеми ее изъянами сделается “аки небывшей” может не только порадовать, но и искусить постсоветское обывательское сознание. Дескать, все сейчас простится, как хорошо, что не надо в этом исповедоваться, остается только радостно потереть руки… Напротив, “высказывание” своих грехов непосредственно перед крещением, есть совершенно нормальное устроение неофитского сознания, и нелегкая задача катехизатора в том, чтобы постараться убедить в этом своих подопечных. Современный человек без всякого внутреннего смущения решается креститься, но покаяться в грехах ему черезвычайно тяжело. “Человек – это звучит гордо”, – лозунги ушедших десятилетий продолжают подспудно будоражить сознание. И здесь катехизатору важно подчеркнуть, что гордость – грех самый тяжелый, поэтому ясно, чей облик проглядывает за подобными высказываниями.

http://azbyka.ru/katehizacija/sovremenny...

Теперь я отвечу на ваши вопросы, потому что на этом мы заканчиваем наше непродолжительное общение; надеюсь вы не жалеете о потраченном времени. Хочу напомнить, что в субботу, непосредственно перед крещением, вы должны прийти на покаянную беседу. (После этого катехизатор проводит оглашаемых по всем общедоступным местам православного храма, вкратце рассказывая о его основных функциях и убранстве). Покаянная беседа и ее значение Покаянная беседа носит это название, потому что собственно исповедь, как церковное таинство, для некрещеных еще невозможна. Кроме того, в современной приходской практике лучшая форма подобного общения – именно беседа; время безмолвного присутствия при совершающемся покаянии наступит только впоследствии. Необходимость этого докрещального акта доказывается самой сутью совершаемого Таинства. «Вера, которая требуется от вступающих в Церковь, включает в себя покаяние, а покаяние возможно на основе веры». Новозаветные тексты говорят нам о том, что наличие предваряющего покаяния являлось обязательным условием участия конкретных лиц в символических и сакраментальных действиях, начиная с проповеди Иоанна Крестителя и заканчивая веком Апостолов. «В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… Тогда Иерусалим и вся Иудея выходили к нему, и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мф. 3:1-2, 5-6 ). Христос не упраздняет, а подтверждает подобную практику ( Мф. 4:14-17 ; Мк. 1:14-15 ). Поэтому и первая проповедь апостолов начинается этой же темой: «Петр же сказал им: покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа ( Деян. 2:38 ). Эту же традицию содержит ранняя Церковь. Для современного типа крещаемых восстановление древней покаянной дисциплины особенно целесообразно. Согласитесь, знание о том, что в крещении старая жизнь со всеми ее изъянами сделается «аки небывшей» может не только порадовать, но и искусить постсоветское обывательское сознание. Дескать, все сейчас простится, как хорошо, что не надо в этом исповедоваться, остается только радостно потереть руки… Напротив, «высказывание» своих грехов непосредственно перед крещением, есть совершенно нормальное устроение неофитского сознания, и нелегкая задача катехизатора в том, чтобы постараться убедить в этом своих подопечных. Современный человек без всякого внутреннего смущения решается креститься, но покаяться в грехах ему чрезвычайно тяжело. «Человек – это звучит гордо», – лозунги ушедших десятилетий продолжают подспудно будоражить сознание. И здесь катехизатору важно подчеркнуть, что гордость – грех самый тяжелый, поэтому ясно, чей облик проглядывает за подобными высказываниями.

http://azbyka.ru/katehizacija/opyt_priho...

Что бы ни случилось с ней, каким бы нападениям сил адских ни подвергалась она, существование ее, по непреложному обещанию Основателя ее, не поколеблется. Создам Церковь Мою, говорит Он, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Будучи подобна неводу, закинутому в море, она будет существовать до тех пор, пока не настанет кончина мира и страшный суд Божий, когда все вступившие в нее будут, как рыбы, захваченные неводом, разделены на добрых и худых ( Мф.13:47–49 ). §25. Учение Христа Спасителя об условиях вступления в Церковь и о свойствах членов ее Церковь Христова, как посредница спасения, принимает в недра свои, по учению Христа Спасителя, всякого, желающего вступить в нее, к какой бы национальности таковой ни принадлежал и в каком бы нравственном состоянии ни находился. Пойдите, говорит в притче о брачной вечере Царь рабам своим, на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими ( Мф.22:9–10 ). Она есть то же, что заброшенный в море невод, который захватывает рыб всякого рода ( Мф.13:47–49 ). Отделение пшеницы от плевел, или, что то же – праведных от злых, последует только во время жатвы, или, что то же – во время всеобщего суда ( Мф.13:39–42 ). Все, что требуется от желающих вступить в нее, есть: покаяние в прежнем образе жизни, вера во Христа, твердое намерение исправиться и возрождение от воды и Духа или принятие святого крещения. Как необходимо покаяние, это ясно видно из того, что уже Предтеча Христов Иоанн начал свою проповедь проповедью о покаянии ( Мк.1:4 ). К нему же прежде всего призывал в Своем благовестии и Сам Христос Спаситель. Покайтесь, взывал Он, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.4:17 ). Столько же, как покаяние, необходима, по учению Христа Спасителя, и вера. Призывание к ней Он начал с того же момента, как призывал к покаянию. Покайтесь, взывал Он по Евангелию от Марка, и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ). Хотя предметом веры и должно быть, как показывает слово «Евангелие», все, чему учил Христос Спаситель, тем не менее главным и преимущественным предметом ее Он всегда ставил Себя Самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Иисус Христос пришел на землю прежде всего как провозвестник этого Царства: исполнилось время и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк. 1:15 ). В противоположность господству земному, каким представляли себе книжники и фарисеи Царство Мессии, Иисус Христос указывал на неотмирный ( Ин. 18:36 ), духовный, сокровенный характер этого Царства. Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк. 17:20–21 ). Уготованное от создания мира ( Мф. 25:43 ) и восстановленное искупительной кровью Сына Божия, оно ближайшее отношение имеет к человеку, к его внутреннему миру, к его личности. В зародыше Царство Божие заложено в нашем существовании от самого рождения и предназначено к органическому произрастанию под воздействием призывающей, просвещающей, возрождающей благодати Божией. Однако незримый процесс внутреннего созревания Царства Божия в человеке не может совершаться без его желания, без напряжения всех его духовных сил, ибо оно не в слове, а в силе ( 1Кор. 4:20 ) и только употребляющие усилия восхищают его ( Мф. 11:12 ). Усилия должны быть направлены прежде всего на то, с чего начинается духовная жизнь: с личной веры в Бога Живого, с установления постоянной молитвенно-благодатной связи с Ним, с борьбы за чистоту сердца и любви к людям. Царство Божие начинается с рождения свыше ( Ин. 3:3 ), ибо оно духовно и может быть усвоено, как говорит Симеон Новый Богослов († 1032), человеком, «рожденным благодатью Святого Духа, дарующего нам Царство Небесное внутрь нас». Христос уподобляет Царство Божие сокровищу, скрытому на поле, которое нужно искать ( Мф. 13:44 ), драгоценной жемчужине, для приобретения которой нужно продать все ( Мф. 13:45 ), неводу, закинутому в море, в который попадает множество рыб всякого рода, хороших и дурных ( Мф. 13:47 ), полю, на котором произрастают пшеница и плевелы ( Мф. 13:24–30 ), горчичному зерну, которое меньше всех семян, а когда вырастет, становится большим деревом ( Мф. 13:31–32 ), закваске, которую кладут в тесто ( Мф. 13:33 ), брачному пиру, на который призываются все ( Мф. 22:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сущность наставлений Предтечи также приведена Евангелистами: «Покайтесь, говорил он, приблизилось царство небесное.» Царство небесное, по мысли его, было царством Божиим в этом мире Царство это, есть царство истины и справедливости, которое должно было сделать мир этот, подобным самому небу и блаженство это должен был принести Мессия. Чтобы приготовиться к Его пришествию, следовало очистить сердце свое и разум покаянием и сделаться чрез то достойным принимать Его учение.. Слово царство небесное соответствовало выражению царство Божие, которое употреблял Иисус Христос на обозначение Нового Завета, Церкви, Им устроенной в мире. Между слушателями своими Иоанн заметил фарисеев и саддукеев. Первые старались выражать усердие свое к чистоте законной, но чувствования их далеко не соответствовали благочестивой наружности, которой прикрывались. Саддукеи же были софистами того времени, принимавшими из закона лишь то, что согласовалось с их системами. Многие из них приходили к Иоанну, лицемерно прося у него крещения. 59 «Порождения ехиднины, говорил им он, кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещаю вас водой в покаяние, но Идущий за мной сильнее меня; я не достоин понести обуви Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его и Он очистит гумно свое и соберет пшеницу в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым». 60 Под мрачными изображениями этими Иоанн возвещал страшное осуждение, которое Бог произнесет над сынами Авраамовыми. Они слишком надеялись на род свой и полагали, что им нечего опасаться гнева Божия, потому что они народ избранный. Но время исключительного избрания этого, уже протекло. Призывались все народы, и род Авраамов, который откажется слиться во всеобщее устройство, будет проклят.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

9:1-2).     В Галилее, особенно в северной ее части, было много язычников: здесь можно было встретить и диких арабов пустыни, и образованных греков, и промышленных финикиян, сириян и высокомерных римлян... Вот почему эта страна и называлась Галилеей языческой. Все эти язычники были погружены во тьму идолопоклонства: они не знали истинного Бога, и как ходящие во тьме не видят, куда идут, так и они, не зная пути — заповедей Божиих, находились в глубокой тьме и смерти. Поэтому-то пророк и называет их сидящими во тьме и тени смертной. Не искали они света истинного, Сам Свет истинный, просвещающий всякого человека, Сам Христос воссиял им, явился, пришел к ним и просветил их светоносной проповедью о покаянии. «В самом деле, — замечает святитель Иоанн Златоуст, — род человеческий, перед пришествием Христовым находился в самом бедственном состоянии: люди, объятые тьмой идолопоклонства, не зная, куда идти, уже не ходили, по выражению пророка, а «сидели во тьме»: это значит, что они даже и не надеялись освободиться от тьмы». «Сидели «в тени смертной», — говорит святитель Филарет Московский, — т. е. в грехе, который называется тенью смерти, потому что смерть разрушает тело, а грех лишает душу жизни, т. е. благодати Божией, но не разрушает ее, ибо она безсмертна. И им «возсия Свет», т. е. неожиданно для них явился Христос и просветил язычников, которые не ожидали Его так, как ожидали Евреи». С ТОГО ВРЕМЕНИ, как умолк призывавший к покаянию глас Вопиющего в пустыне и Иоанн был заключен в темницу, ИИСУС НАЧАЛ ПРОПОВЕДЫВАТЬ. Проповедовал Он и прежде, но не в Галилее, а только в Иудее, в Иерусалиме, на празднике Пасхи, и притом не столь усиленно, как с этого времени: теперь же Он яснее и чаще стал возвещать то же самое, что проповедовал и Его Предтеча, и уже не в пустыне, как это делал Иоанн, а повсюду, где находил слушателей: и в селениях, и в городах, и в синагогах, и в домах, и в поле, на горе, на берегу озера, с лодки — нигде не переставал Он учить И ГОВОРИТЬ: ПОКАЙТЕСЬ, ИБО ПРИБЛИЗИЛОСЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. Прежде было на земле царство греха, царство диавола: теперь настает Царство Божие, Царство Небесное. Кто хочет войти в это Царство, тот должен оставить все прежние греховные привычки, должен покаяться, перемениться. О Самом Себе Он еще не говорит ничего, а только продолжает проповедь Крестителя: пока народ не мог понять, Кто Он, хорошо было бы и то, если бы они приняли уже проповеданное Иоанном. Он как бы удерживал Себя от проповеди и не творил много чудес, пока Иоанн не был заключен в темницу, дабы не произвести, как замечает святой Златоуст, разделения в народе. И однако же Его проповедь отличается от Иоанновой уже и теперь: Он начинает радостным благовестием о небесах и Царстве Небесном, которое уготовано для слушающих Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010