(4, 18) Ради чего 153 Он помазал Меня. Ради чего, благодаря чему, Бог помазал Меня, человека, только не елеем, как Он помазывал царей, но Божеством. (4, 18) Благовествовать нищим 154 послал Меня. Послал – очевидно, Отец. А нищими Евангелист называет язычников, не обладающих богатством благочестия, и лишенных всякого блага. Или также иудеев, которые были нищими по добродетели, так что всем им в то же время благовествовалось благочестие и добродетельное жительство посредством Евангелия. (4, 18) Исцелять сокрушенных сердцем. Тех, сердце которых сокрушено тяжестью греха. (4, 18) Проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение. Пленным – тем, чья душа пленена диаволом; а слепым – тем, чей ум ослеплен страстями. Первым Он проповедовал свободу, а вторым – разумение, когда передавал евангельские заповеди. Ибо они являются проповедью спасения. (4, 18) Отпустить измученных на свободу. Отпустить на свободу измученных тиранией демонов. (4, 19) Проповедывать лето Господне благоприятное. Летом Он назвал ту пору, в которую Он учил и совершал чудеса, а наименовал его благоприятным, как приятное Отцу более всякого времени. Ибо в ту пору произросло спасение всех людей, или спасительное Евангелие. Проповедовал же Он это лето после того, как подвергся искушению, победил искушение и вернулся обратно. Ибо сказано: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» 155 . Ведь слово «приблизилось» указывает на время. (4, 20) И, закрыв книгу и отдав служителю, сел. Служителю учителей. (4, 20) И глаза всех в синагоге были устремлены на Него. Чтобы послушать, как Он толкует прочитанные слова. (4, 21) И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. Писание сие, слышанное вами; а «ныне» означает: «в эти дни». Сказав же это, Он показал, что Он есть Тот, о Котором было прочитано. (4, 22) И все свидетельствовали Ему 156 , и дивились словам благодати, исходившим из уст Его. Ведь Он говорил и другие удивительные вещи, которым они дивились, и свидетельствовали Ему о божественной благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

—6— непроглядным мраком духовной ночи богоневедения и братоненависничества, а уже с неба прогремела радостная весть миру о спасении, мире и благоволении в человеках – в ту первую христианскую ночь, когда ангел в сиянии славы Господней возвестил вифлеемским пастухам великую радость рождества Христова «и внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» ( Лк.2:13–14 ). Слава в вышних Богу: настало время мира и любви в человеках, «и приблизилось царство Божие», ибо явился на земле Великий Царь мира, Царь царей, в смиренном образе Иисуса из Назарета Галилейского для устроения Своего дивного царства; «пришел Иисус в Галилею проповедуя Евангелие царствия Божия, и говоря, что исполнилось время, и приблизилось царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:14–15 ). Наконец, во Христе подается свыше помощь миру, погибавшему и со своей философией, и со всей своей государственной мудростью и силой; надо было только покаяться, отречься от веры в себя, от своих бессильных кумиров, и уверовать в обновляющую Силу Божию, пришедшую в мир в смиренном образе Иисуса; а отрекшись от себя, во прах пасть и преклониться пред мнимой немощью этой Силы со всеми своими силами человеческими и принести их в дар Христу. Как богословие, так и общехристианское сознание давно констатировали присутствие в христианстве такой черты, какой оно резко выделяется из всех других религий и человеческих учений, и какая дает ему бесспорное и безусловное преимущество над последними. Эта особенность заключается в том способе, каким христианство разрешает все самые жизненные задачи земного человеческого существования. Оно не берет под свою регламентацию всего, что относится к этой стороне человеческого существования, не спускается, так сказать, до данной действительности, оказывая решительное влияние на нее при всем этом. Христианство не затрагивает и не решает вопросов политики, права, экономии и пр., ограничив область своей компетенции той стороной человеческого существования, какой человек обращен к небу; поэтому оно ре-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После того как вдоволь побеседовали мы о первых двух предметах, давай теперь остановимся на сем третьем и последнем. Что входит в подготовку к тому, чтобы стать сынами Небесного Царства? Прежде всего — покаяние. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, — говорит Господь (Мф. 3, 2). Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15). Если не покаетесь, все также погибнете (Лк. 13,3). О том, как поступать с грешником, Господь заповедует следующее: Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему (Лк. 17, 3). На вопрос апостола Петра: Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? — Иисус сказал ему: Не говорю тебе:«до семи», но до седмижды семидесятираз (Мф. 18,21–22). Сказываю вам, что так на небесах больше радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7). Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9,13). Сыны Царства — через покаяние — добровольно отторгают себя от связи с прельстившим их и обманувшим сатаной, исправляются и возвращаются к своему Небесному Отцу. Всем Бог оставил покаяние ко спасению (2 Кор. 7, 10) ; да и язычникам дал… покаяние в жизнь (Деян. 11, 18). Кто покается, того Бог прощает и принимает как Своего сына в Своем Небесном Царстве. В Нагорной проповеди Господь нарек блаженными, или счастливыми, тех, кто нищ духом, кто плачет, кто кроток, кто алчет и жаждет правды, кто милостив, кто чист сердцем, кто миротворец, кто изгнан (в серб.: гоним. — Пер.) за правду, кого поносят… и всячески неправедно злословят за Христа. Таковым Он благовествует: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5,3–12). Таковым подобает быть сынами Царства, чадами Отца Небесного и братьями между собой. Ибо один у вас Отец, Который на небесах; один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья (Мф. 23,9.8). Вы — соль земли (Мф. 5,13). Вы — свет мipa (Мф. 5,14). Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.

http://predanie.ru/book/217172-edinyy-ch...

– Пер.), боязливых, нераскаянных, небратолюбивых и т. п. После того как вдоволь побеседовали мы о первых двух предметах, давай теперь остановимся на сем третьем и последнем. Что входит в подготовку к тому, чтобы стать сынами Небесного Царства? Прежде всего – покаяние. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, – говорит Господь ( Мф.3:2 ). Покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ). Если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк.13:3 ). О том, как поступать с грешником, Господь заповедует следующее: Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему ( Лк.17:3 ). На вопрос апостола Петра: Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? – Иисус сказал ему: Не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз ( Мф.18:21–22 ). Сказываю вам, что так на небесах больше радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии ( Лк.15:7 ). Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ). Сыны Царства – через покаяние – добровольно отторгают себя от связи с прельстившим их и обманувшим сатаной, исправляются и возвращаются к своему Небесному Отцу. Всем Бог оставил покаяние ко спасению ( 2Кор.7:10 ) 33 ; да и язычникам дал... покаяние в жизнь ( Деян.11:18 ). Кто покается, того Бог прощает и принимает как Своего сына в Своем Небесном Царстве. В Нагорной проповеди Господь нарек блаженными, или счастливыми, тех, кто нищ духом, кто плачет, кто кроток, кто алчет и жаждет правды, кто милостив, кто чист сердцем, кто миротворец, кто изгнан (в серб.: гоним. – Пер.) за правду, кого поносят... и всячески неправедно злословят за Христа. Таковым Он благовествует: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ( Мф.5:3–12 ). Таковым подобает быть сынами Царства, чадами Отца Небесного и братьями между собой. Ибо один у вас Отец, Который на небесах; один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья ( Мф.23:9,8 ). Вы – соль земли ( Мф.5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Вопрос: Объясните, пожалуйста, почему по ходу службы в церкви «Господи, помилуй» многократно доминирует над «впрочем, не как я хочу, но как Ты»? «Не как я хочу, но как Ты» - это доверие своей судьбы Господу. Доверие, без которого немыслимо возлюбить Бога. «Господи помилуй», без смещение акцента в сторону доверия, по моему мнению, исключает возможность любви к Богу. Разве любовь не предполагает в пределах своих самопожертвования? Я не понимаю, как можно возлюбить Того, Чьей воле не доверяешься безоглядно и поэтому постоянно просишь не судить строго. Заранее благодарен за ответ. С уважением, Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:   Наше богослужение и вообще духовная жизнь имеет своим источником Священное Писание. Совершенными  образцами молитв являются псалмы, составленные пророком Давидом и другими богодухновенными мужами. Св. апостол Павел призывает: «исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф.5:18-19). В псалмах часто звучит мольба о помиловании без того прибавления, о котором Вы пишете: «Помилуй меня и услышь молитву мою» (4:2); «Помилуй меня, Господи, ибо я немощен» (6:3); «Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня» (9:14); «Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне» (30:10); «Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою»(40:5); «Помилуй меня, Боже!» (55:2); «Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут бед» (56:2); «Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день» (85:3) и т.д. 50-й псалом тоже начинается теми же умилительными словами: «Ханнени, Элохим…» («Помилуй мя, Боже…»). Разве не призывает нас к этому Спаситель: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Мф.4:17)? И святые апостолы учили: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян.3:19). Апостолы не только призывали к покаянию, но и возгревали в учениках Христа надежду: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.1:9). Богу угодны наши молитвы о прощении грехов. Это очевидно из притчи о мытаре и фарисее. Мытарь просил только помиловать его («ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!», Лк.18:13) и  ушел оправданным.  

http://pravoslavie.ru/6336.html

Впрочем, и воспо- 651// минание грехов также полезно и необходимо, но не совсем; только кающиеся с биением сердца должны взывать: ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною (Пс 50, 5); ибо пока еще мы каемся и уязвляемся воспоминанием о порочных делах, необходимо, чтобы слезы раскаяния, происходящие от исповедания вины, гасили мучительный огонь совести. Но если по милости Божией совесть больше не будет терзать смиряющегося и сокрушающегося таким образом и воспоминание о грехах будет усыплено, то из этого следует заключить, что таковой уже удовлетворил за грехи и совсем очищен от них. Впрочем, забыть грехи можно тогда только, когда искоренятся пороки и страсти прежние и сердце сделается совершенно чистым. Но известно, что такая чистота возможна не для тех, которые по нерадивости, беспечности не занимаются очищением себя от пороков, а для тех, которые с сокрушением и постоянной ревностью исправляют порчу, причиненную грехами, и всей силою души взывают к Богу: я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего (Пс 31, 5); слезы мои были для меня хлебом день и ночь (Пс 41, 4); они удостоятся слышать: изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако (Ис 44, 22); Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну (Ис 43, 25), и, освободившись от уз грехов своих, коими всякий связывается (Притч 5, 22), с благодарностью воспоют Господу: Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы (Пс 115, 7, 8). глава 8 Разными способами можно достигнуть очищения грехов Грехи можно заглаживать, кроме всеобщей благодати крещения и мученичества, многими делами покаяния. Ибо вечное спасение обещается не только раскаянию, о котором говорит апостол Петр: покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши (Деян 3, 19); Иоанн 652//Креститель и Сам Господь говорят: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3, 2); но еще любовь покрывает множество грехов (1 Пет 4, 8). Милостыней также врачуются язвы души нашей, потому что как вода угашает огонь, так милостыня очистит грехи (Сир 3, 30); и слезы омывают грехи, ибо Давид, сказав: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою (Пс 6, 7), далее говорит, что он не напрасно проливал их: удалитесь от меня, все делающие беззакония, ибо услышал Господь голос плача моего (Пс 6, 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Удостоившись, по дару, отпущения грехов, со всяким тщанием храни себя, чтобы отпущение грехов зависело от Бога, а хранение – от тебя. Как же этого достичь? Помни всегда Христову притчу, это будет для тебя самым лучшим и совершенным пособием. Вышел из тебя нечистый дух, изгнанный Крещением ( Лк. 11, 24–26 ). Ему несносно гонение, нетерпимо быть бездомным и бесприютным. Проходит он «по безводным местам» ( Лк. 11, 24 ), где пересох Божественный поток, ибо он любит там быть, скитается, ища покоя и не находя. Приступает к душам крещеным, в которых порчу омыла купель. Боится воды, душит его очищение – целый легион погиб в море. Опять возвращается в дом, из которого вышел, потому что бесстыден и упорен, приступает снова, делает новые покушения. Если найдет, что Христос водворился и занял место, оставленное им, то снова, отраженный, уходит без успеха, продолжая свое жалкое скитание. Если же найдет в тебе место выметенное и убранное, но пустое, ничем не занятое, равно готовое к принятию того или другого, кто бы ни пришел первым, поспешно входит, поселяется с еще большим удобством, и бывает для человека того последнее хуже первого. Ибо прежде была надежда на исправление и осторожность, а теперь стало явно повреждение, привлекающее к себе лукавое удалением от добра, потому для поселившегося обладание местом сделалось надежней. Святитель Григорий Богослов ( 115, 737–738 ). Грехи можно загладить, кроме всеобщей благодати Крещения и мученичества, многими делами покаяния. Ибо к вечному спасению средств много: 1 . Прежде всего о покаянии говорит апостол Петр: «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» ( Деян. 3, 19 ), говорят Иоанн Креститель и Сам Господь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 3, 2 ). 2 . Но и «любовь покрывает множество грехов» ( 1Пет. 4, 8 ). 3 . И милостыней врачуются раны души нашей, потому что как «вода угасит пламень огня», так и «милостыня очистит грехи» ( Сир. 3, 30 ). 4 . И слезы омывают грехи, ибо Давид, сказав: «Каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» ( Пс. 6, 7 ), далее говорит, что он не напрасно проливал их: «Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего» ( Пс. 6, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Воистину, многие имели веру и были христианами, но, не творя праведных дел, не спаслись. Будем же заботиться и о том, и о другом: и о вере, и о добрых делах, дабы продолжать нам без страха читать главную молитву. «Да придет Царствие Твое» Поскольку человеческое естество по собственной воле попало в рабство к человекоубийце диаволу, Господь наш повелевает нам молить Бога и Отца нашего освободить нас из горького диавольского плена. Это, однако, может произойти, лишь если мы создадим Царствие Божие внутри нас. А это произойдет, если придет к нам Дух Святой и изгонит из душ наших тирана и врага рода человеческого, и будет Сам править в нас, ибо лишь совершенные могут просить Царствия Бога и Отца, так как именно они достигли совершенства в зрелости духовного возраста. Те же, коих, как и меня, еще терзают угрызения совести, не имеют права даже отверзнуть уста свои, чтобы просить об этом, но должны просить Бога ниспослать нам Святого Своего Духа, дабы осветить нас и укрепить нас в исполнении святой воли Его и в делах покаяния. Ибо взывает честной Иоанн Предтеча: «Покайтеся, приближи бо ся Царство Небесное». То есть «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». Как бы  говоря: люди, покайтесь в совершаемом вами зле и приготовьтесь встретить Царствие Небесное, то есть Единородного Сына и Слово Божие, пришедшего править над всем миром  и спасти его. И потому должно и нам говорить слова, завещанные нам святым Максимом Исповедником : «Пусть придет Дух Святый и очистит нас всех: и душу, и тело, дабы стать нам обителью, достойной принять Святую Троицу, дабы воцарился отселе Бог в нас, то есть в сердцах наших, ибо написано: «Царствие Божие внутри нас, в сердце нашем». А в другом месте: «Я и Отец Мой придем и обитель сотворим в том, кто любит заповеди Мои». И пусть не обитает больше в сердце нашем грех , ибо говорит и апостол: «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его». И потому, черпая силу из присутствия Духа Святого, да исполним мы волю Бога и Небесного Отца нашего и да будем произносить мы без стыда слова молитвы нашей: «Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». «Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли»

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/tolkov...

Для начала – «картинка с выставки». Летом 1999 года на радиостанции «Радонеж» шла передача об убийстве государя императора Николая II, в устах ее автора прозвучала фраза о том, что русскому народу необходимо покаяние в грехе цареубийства. Через несколько минут на радио позвонила некая дама и наполовину с раздражением, наполовину с иронией сказала, что не понимает, почему она должна каяться в этом злодеянии, ибо ее тогда и на свете не было, и как это сделать практически: неужели на исповеди нужно сказать, что виновата, мол, батюшка, в грехе цареубийства? В этом сюжете важно зафиксировать, что в обыденном сознании русского православного человека существует жесткая связь между покаянием и исповедью: покаяться значит исповедовать грехи. Фундаментальный характер концепта покаяния свидетельствуется прежде всего св. Писанием. Проповедь Иоанна Предтечи есть проповедь покаяния: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:1–2 ). Миссия Иисуса Христа также есть проповедь покаяния: «Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:12–13 ). Такова же проповедь апостолов: «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» ( Деян.3–19 ). О покаявшемся радуются небеса: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» ( Лк.15:7 ); напротив, нераскаянность влечет к вечной погибели: «Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» ( Лк.13:2–3 ). Из приведенных слов видно, что понятие покаяния теснейшим образом связано с понятием греха: грех , и прежде всего прародительский, отделил человека от Бога – источника всякой жизни, и отдал его во власть смерти. Бог призывает людей вступить в новое общение с Ним, но, чтобы ответить на Божий призыв, от человека «требуется, в самой исходной точке, обращение и затем, в течение всей жизни, покаянное самосознание. Вот почему обращение и покаяние занимают значительное место в библейском откровении» (СББ 191 , 813).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мф.4:17 . С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. «С того времени»: явив Себя Мессиею в Иудее, Господь, пришедши в Галилею, начал проповедывать о царстве Мессии. – «Покайтесь» и пр.: см. прим. к Мф.3:2 . Впрочем, это выражение – с того времени – нельзя принимать в строгом смысле, как будто прежде и не было вовсе таковой проповеди ; она была и раньше, но с этого времени особенно усилилась. Подобно сему выражение – Мф.16:21 : с того времени (после исповедания Петрова) Иисус начал открывать ученикам Своим о Своих страданиях и смерти, не показывает, что Он не говорил им о сем ранее, ибо говорил им и ранее о сем (ср., например, Мф.9:15 . Ин.2:19–22 ), а значит только, что с того времени Он чаще и яснее стал говорить им о сем. Мф.4:18–20 . Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. «При море Галилейском»: оно носило также названия моря Тивериадского и озера Геннисаретского. Говорят, что ни одна часть Палестины не могла сравниться по красоте с окрестностями этого озера или моря (кроме восточной стороны), – так они были прекрасны. Довольно много городов и селений, из коих некоторые были значительно населены, лежали по берегам этого озера: Тивериада, Вифсаида, Капернаум, Хоразин, Магдала и др. Иосиф говорит о его берегах, как о рае земном, плодоносных и прекрасных во все времена года. Иордан течет вдоль этого озера, не смешивая, как говорят, своих вод с его водами. Вода озера мягкая, приятная на вкус; оно изобиловало рыбою; рыболовство было одним из главных занятий окрестных жителей, как видно и из разных мест Евангелий. По временам оно было бурно, вероятно, по причине высоких гор и оврагов, окружавших его. – «Симона, называемого Петром»: Петр по-гречески значит – камень и соответствует еврейскому – Кифа ( Ин.1:42 ). Симон и брат его Андрей были уже известны Иисусу, который именно и наименовал Симона Петром ( Ин.1:40–42 ). Это было уже второе призвание их Иисусом к апостольскому служению. – «Ловцами людей»: Проповедниками учения, которое будет уловлять людей и привлекать их ко Христу. – «Тотчас оставив сети»: сети и ловля ими были, может быть, единственными их средствами к жизни, и не только их, но и их семейств. Несмотря на то, как только они услышали призвание их Господом, тотчас оставили их, что свидетельствует о силе слова Господа и самоотвержении призванных. – «Последовали за Ним»: следовать за кем значит быть учеником того, принимать учение его (ср. 4Цар.6:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010