Размышляя о жизни райской и следствиях грехопадения, святой  Максим Исповедник  приходит к выводу, что Адам и Ева не имели столь грубовещественного тела, каковыми обладаем мы ныне. И лишь после их грехопадения Бог сшил им одежды «кожаные» ( Быт. 3:21 ) и материализовал вселенную, придав ей нынешний облик, дабы, проводя через болезни и страдания, вернуть человечество на спасительный путь покаяния. Если свидетели Иеговы только чают грядущего тысячелетнего царства, то истинные христиане уже пребывают в нем. Иоанн Креститель, проповедуя покаяние среди людей, возглашал: «Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 3:2 ). Господь Иисус Христос, благословляя Апостолов на проповедь, говорил: «Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 10:7 ). Вот почему нет необходимости ожидать зримого царства Спасителя. Отвечая на вопрос Пилата -Царь ли Он, Христос отвечал: «Царство Мое не от мира сего» ( Ин. 18:36 ). Только истинным исповедникам Господа дано постичь, что царство Божие придет не приметным образом, ибо оно внутри нас есть ( Лк. 17:21 ). Царства земного и плотского со Христом во главе могли ожидать только фарисеи, книжники и непосвященные, чтобы потешить свою алкающую гордыную. Спаситель же принес на землю учение новое – «Блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное» ( Мф. 5:3 ). Господь, устроив на земле Святую Церковь , соделал «нас царями и священниками» ( Откр. 1:6 ). Таким образом, Царство Божие уже достигло нас ( Мф. 12:28 ). Слова Писания «Царство Божие» ( Лк. 9, 11; 13, 18 ), «Царство Небесное» ( Мф. 3, 2; 23,13 ) обозначают сотворенную Господом Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Эта Церковь называется Царством Небесным, ибо ее основал сошедший с небес на землю Господь Иисус Христос. Умершие в праведности ее члены составляют на небе торжествующую ее часть, о чем свидетельствует Священное Писание: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр. 12:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Ведь невозможно даже перечислить всех причин, по которым это могло произойти. А что таковых могло быть весьма много, да к тому же и важных, – то кто окажется столь неопытным в человеческих делах, чтобы это отрицать или в этом сомневаться? Действительно, кому не ясно, как много могло быть сообщено царю других более страшных – истинных или ложных – известий, так что он, боявшийся, как бы царственное Дитя не обратилось против него или его детей, побуждаемый опасениями против других более близких родственников, занял свои мысли, отвлеченные от той заботы, принятием мер предосторожности в делах более близких. Итак, оставив это предположение, скажу следующее. После того, как волхвы ничего не сообщили Ироду, он мог подумать, что они были обмануты ложным видением звезды, и поскольку не нашли Того, Кого считали родившимся, то стыдились возвратиться к нему. Такое предположение вполне могло успокоить его и отвлечь от поисков и преследований Отрока. Когда же после очищения Матери Его родители пришли с Ним в Иерусалим и совершилось в храме то, о чем повествует Лука, слова пророчествовавших о Нем Симеона и Анны стали распространяться и достигли слуха Ирода, вернув его к прежнему намерению. Тогда-то Иосиф по откровению во сне с Младенцем и Матерью Его бежал в Египет. Ирод же, увидев, что он осмеян волхвами и желая осуществить намерение умертвить Христа, убил, как повествует Матфей, многих младенцев. Глава XII 25 . Матфей об Иоанне говорит так: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» ( Мф. 3:1–3 ). Марк и Лука тоже согласны с тем, что это свидетельство Исаии говорит об Иоанне. Ибо и многие следующие слова из того же пророка упоминает Лука, когда повествует об Иоанне Крестителе. А евангелист Иоанн показывает, что Иоанн Креститель о самом себе привел то же самое свидетельство пророка Исаии ( Ин. 1:23 ), так же, как и Матфей привел некоторые слова Иоанна, которых другие не привели: «Покайтесь, – говорит, – ибо приблизилось Царство Небесное»; эти слова Иоанна другие евангелисты пропустили.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

10. О таинстве Покаяния Прообразом таинства Покаяния были ветхозаветные священнодействия: жертва за грех и всесожжения, а также обряд с «козлом отпущения». Читай об этом Лев.16 . Козел отпущения, над которым исповедовались грехи народа, а также жертвы за грехи, предображали Христа, Который будет прощать грехи и понесет грехи всех людей. Господь (мало того, что знает грехи всех) еще требует личного сознания человека в грехе и раскаяния: Господь взывает к Адаму после его грехопадения: Адам, где ты? ( Быт.3:9 ). Призыв к покаянию Каина: «сказал Господь Каину: почему ты огорчился, и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт.4:6–7 ). По повелению Божию Ной призывал людей к покаянию: ( 1Пет.3:18–21 , ср. 2Пет.2:5 ). Призыв Ионы к ниневитянам: ( Ион.3 , ср. Мф.12:41 ). Исповедание и прощение грехов в Ветхом Завете священно: «если же он (человек) виновен в чем-нибудь из сих и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой... и очистит его священник от греха его... в чем согрешил по неведению... и прощено будет ему» ( Лев.16 ). Проповедь покаяния Иоанна Крестителя: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... сотворите достойный плод покаяния» ( Мф.3:2–8 ). Проповедь Христова о покаянии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). Отец отдал суд Сыну: «Отец не судит никого, но суд весь отдал Сыну...» ( Ин.5:22 ). Христос Сам сначала прощал на земле людям грехи: «Иисус говорит расслабленному: прощаются тебе грехи твои» ( Мк.2:5 ). Сын Божий отдал часть суда и священникам: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это дунул» ( Ин.20:21–23 ), (Златоуст о священстве III, 5, стр. 60). Господь обещал даровать Апостолам и их преемникам право прощать грехи: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). После Своего Воскресения Господь даровал право прощения грехов Апостолам я их преемникам:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Ради Бога, создавшего нас, ради Иисуса Христа, пролившего кровь Свою за нас, ради спасения нашего, которого мы все желаем, и ради Царствия Небесного постараемся употребить все усилия и усердие наше, чтобы говение не было напрасно или во грех, чтобы получить пользу духовную, постараемся правильно исповедоваться и достойным образом приобщаться святого тела и крови Христовых, и тогда благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа будут с нами! Аминь. В первую седмицу Великого поста на Великом повечерии Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды… Такими словами Господь призывает всех нас к искреннему раскаянию в своих грехах. После грехопадения первых людей — Адама и Евы человек был изгнан из рая, из Царствия Небесного. Возвратиться в рай, в Небесное Отечество, возможно только через покаяние. В этом и состоит смысл жизни человека на земле — очиститься от греха через искреннее покаяние и приготовить себя к вечной блаженной жизни. Вся история человечества является историей покаяния, приближения к Богу. Господь не только призывает нас к покаянию, но и Сам постоянно промышляет о нашем спасении. Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез его . Господь не желает смерти грешников, Он с долготерпением ждет и желает, чтобы мы воспряли от греховного сна, осознали свою греховность перед Ним, принесли искреннее раскаяние и получили спасение. Еще на заре человечества, в первой семье, сын Адама Каин возненавидел брата своего Авеля за его святую жизнь и решил убить его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и от’ чего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. Этими словами Господь призвал Каина к покаянию и нас призывает, чтобы мы господствовали над грехом, с помощью Божией человек может победить в себе грех. Великий Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн, приготовляя народ к принятию (Спасителя мира, начал свою проповедь со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Что знаменательно, и Сам Христос Спаситель начал Свою божественную проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Поэтому-то в святом Евангелии почти нет страницы, где бы не было явлено милосердие Божие к кающимся грешникам.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Но прежде – на свое служение вышел Иоанн Креститель с проповедью: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!». Потому что взять на себя можно грехи только того человека, который сам увидел их в себе, возненавидел их, и отделил от себя через покаяние. Иоанн пришел встряхнуть всех, находящихся в Авраамовом ковчеге, разбудить, оживить. Он обличал тех, кто, надеясь на заслуги Авраама, самодовольно коснел в грехах. Для этого Иоанн, естественно, должен был напомнить Ветхозаветные заповеди. И люди слышали его, и, исповедуя грехи, по древнему обычаю, омывались при этом водой, в знак покаяния. Вслед за Иоанном, Иисус Христос , странствуя три года, по сути, продолжал его дело. Первыми словами Его проповеди, как и проповеди Иоанна Крестителя, было: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 3:2 ; Мф. 4:17 ). Он тоже, в основном, повторял ветхозаветные заповеди. Как Моисей в книге Второзаконие, перед входом в землю обетованную, привел на память иудеям все, сказанное сорок лет назад, в самом начале пути, так и Господь – перед входом в Царствие Небесное: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф. 5:17–18 ). И Он тоже, как Иоанн Креститель, крестил кающихся, точнее, «Сам Иисус не крестил, а ученики Его» ( Ин. 4:2 ). Но, в отличие от Моисея и от Иоанна, теперь Господь своим повзрослевшим детям пересказал прежние заповеди уже на взрослом, серьезном языке. «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной... Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф. 5:21–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Обратимся к Евангельской истории. Евангелист Матфей сообщает: В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… сотворите же достойный плод покаяния ( Мф.3:1–2:8 ). Иоанн Предтеча объяснял, что покаянное чувство в человеке должно вести к тому, что он будет прикладывать громадные усилия прежде всего к себе самому: чтобы исправлять свои грехи и ошибки, учиться любить в первую очередь людей, с которыми постоянно общается, – и, более того, стараться своей любовью покрывать их недостатки. То есть покаяние не должно оставаться только в наших мыслях, а должно переходить в наши действия. Конечно, можно подумать так: только своими силами разве возможно совершить глубокое и очищающее покаяние? Но кто же говорит, что только своими! Дело в том, что когда человек старается прилагать усилия к исполнению воли Божией и просит усердно Бога о помощи в этом благом деле, Бог и подает помощь. Однако нам самим очень важно прилагать неослабевающее усердие в деле принесения плодов покаяния. С покаяния начинается путь к Богу. Проповедь Иисуса Христа тоже началась с призыва к покаянию: После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие : покайтесь и веруйте в Евангелие (выдел. авт.) ( Мк.1:14–15 ). В словах Христовых мысль о покаянии ведет человека гораздо дальше – в Царствие Божие. Именно вера Самому Иисусу Христу и Его спасительному учению устанавливает живую связь грешного человека со Святым Богом. Именно такая вера, а не вера на бесовском уровне только в то, что Бог есть (см. Иак.2:17–22 ), становится живительным каналом, по которому к нам поступают благодатные спасительные силы, как по пуповине у еще не родившегося младенца. Святой апостол Павел наставляет христиан: Вера от слышания, а слышание от слова Божия ( Рим.10:17 ). Поэтому для того, чтобы ваша христианская вера укрепилась и созрела, вам надо очень подружиться с Евангелием. Читайте его ежедневно и вдумчиво. Просите Бога, чтобы Он помог его понимать и исполнять в своей жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

Павел далее напоминает, что его проповедь была адресована как иудеям, так и эллинам; как мы говорили выше, этот миссионерский принцип он сформулировал для себя с самого начала и последовательно придерживался его. Проповедь Павла была проповедью покаяния перед Богом и веры в Господа Иисуса Христа. Призыв к покаянию был лейтмотивом проповеди Самого Христа, унаследовавшего от Иоанна Крестителя словесную формулу, с которой Он начал Свое служение: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 3:2: 4:17 ). У Марка этот призыв передан в такой форме: «...Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк, 1:15). Покаяние и вера здесь связаны неразрывно, эта же связь присутствует в милетской речи Павла. При этом Павел говорит не просто о вере в Бога, но о вере в Иисуса Христа как Господа. Павел идет в Иерусалим δεδεμνος τ πνεματι (букв. «связанный духом»). Это выражение в Синодальном переводе передано при помощи словосочетания «по влечению Духа», однако, учитывая то, что Павел говорит далее, возможно и другое понимание: Дух Святой свидетельствует, что в Иерусалиме его ждут узы (тюремное заключение), и он движется туда, уже как бы мысленно (τ πνεματι) находящийся в узах. 359 Слова «Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня» можно понимать как указание на то, что в разных местных церквах Павла предупреждали об ожидающих его в Иерусалиме опасностях. Последнее такое предупреждение Павел получит в Кесарии от пророка Агава (Деям. 21:10–13). Павел говорит о том, что не дорожит своей жизнью, и дает понять, что сознательно идет на страдания, ожидающие его в Иерусалиме. Это напоминает слова Иисуса, сказанные ученикам: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам. и осудят Его на смерть» ( Мф. 20:18 ). Павел не знает, ждет ли его в Иерусалиме смерть или все-таки осуществится его намерение пойти в Рим. Ho он знает, что в Эфес больше не вернется. Свою миссионерскую программу он считает в основном выполненной, поэтому и спешит в Иерусалим, не воспользовавшись возможностью остановиться в том или ином месте для проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Савл впоследствии получил имя Павел и с этим именем вошел в историю Церкви. Ему вместе с Петром Церковь дала имя апостолов первоверховных. В чем же их первенство перед другими апостолами? Чтобы это понять, нужно вспомнить слова Спасителя, сказанные Им в прощальной беседе с учениками накануне ареста: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин.15:12-13 ). Действительно, все силы душевные и телесные святые апостолы Петр и Павел отдали делу спасения душ человеческих и служили обращенным ко Христу людям как рабы купленные. Иисус Христос говорил Своим ученикам: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою ( Мк.9:35 ). И первенство их среди учеников было в том, что они во исполнение завета Христова больше всех других приложили сил для спасения людей. И с Божией помощью они совершили чудо – изменился языческий мир, он стал просвещаться светом Христовой любви и истинной веры. Их великие труды свидетельствуют, как через Церковь и Своих учеников Богочеловек входил в историю разных народов. Послания святых апостолов доносят до нас голос их живой проповеди и включены в канонический свод Священного Писания Церкви. Часто мы смущаемся нашими грехами. Кажется, что они навсегда отдалили нас от Бога. Вспомним, как святой пророк и Креститель Иоанн, подготавливая людей ко встрече со Христом, возвещал: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… сотворите же достойный плод покаяния ( Мф. 3, 2, 8 ). Сам Спаситель, начиная Свое служение, говорил: приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ). На примере святых апостолов Петра и Павла мы можем учиться и исправлению, и принесению достойных плодов покаяния. Бог милостив и любвеобилен. Он хочет спасения и Вечной Жизни для каждого из нас. Любому Он поможет принести покаяние и исправиться, делать добро. Каждое сердце, открытое Ему в Церкви – Его духовной семье, Господь готов исполнить Своей благодатью. Дело за нами, за нашей решимостью и желанием быть наследниками радостной Вечной Жизни в Царстве Небесном.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Сам Господь наш Иисус Христос говорил людям: …покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.4:17 ). Или в другом месте Священного Писания: Приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ). К покаянному очищению души призывает всех верных последователей Своих Господь и Спас наш. Мы слышали в Апостольском чтении сегодня о том, что придут времена отрады от лица Господа. Речь здесь идет о благоприятном времени, о котором благовествовал еще Господь в назаретской синагоге, о царстве Мессии. Радость о Духе Святом, правда, умиротворение, чистота озарят каждого в этом торжестве любви и благодати. Вот почему мы говорим, что Новый Завет является истинным наслаждением и отрадой для души, так как свидетельствует о мире с Богом и тесном Богообщении, построенном на всеобщей любви, милости и сострадании. Ведь Божественная любовь способна изгладить самую тяжкую горечь страданий и отвести любую беду. Только мы сами должны быть готовы принять и понять эту любовь, ответить на нее сердечной чистотой и искренней верой. В апостольской проповеди звучит обращение к иудейскому народу, как народу особому, избранному Богом. Недаром вспоминаются древние пророчества: Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня; слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам. О Сыне Божием, Спасителе мира пророчествует Моисей. И не только он, а все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии. Святые пророки пытаются пробудить в слушающих чувство ответственности, подчеркивая: Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших. Поясняя эти слова, святитель Иоанн Златоуст пишет, обращаясь к иудеям: «Итак, не считайте себя отринутыми и отверженными». Именно иудейский народ был повинен в распятии и смерти Господа, но Вселюбящий Отец Небесный готов исполнить на нем обетование, данное Аврааму, и сделать иудеев участниками всяческих благ земных и небесных, даровать спасение и жизнь вечную, ведь именно они, по слову Божию, сыны пророков и завета. Но что для этого надо было совершить? Преобразиться духовно! Обратиться ко Христу, поверить в Него как в Истинного Мессию и Сына Божия, принять преподанное Им учение о Царствии Небесном. Для нас же не менее важно и то, что в суждении о первенстве Израиля в принятии благословения воскресшего Господа содержится первостепенная мысль о всеобщности Царства Божия, которое способно распространиться на все племена и народы. Для иудеев эта мысль была нова и трудна для восприятия, так как они слишком привыкли к своей исключительности пред Богом.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны вспомнить о том, что Иисус всегда поступал последовательно, выстраивая Свои слова и действия таким образом, чтобы они привели к цели, для достижения которой Он пришел. А целью было отнюдь не воцарение в Иерусалиме в качестве политического вождя: целью было распятие на кресте. Именно поэтому многие поступки и слова Иисуса не вписываются в обычную человеческую логику, а оказываются прямо противоположны ей. Иисус принял царские почести и восторженные возгласы толпы, зная, что в скором времени им на смену придут крики проклятия и ненависти. Торжественный въезд в Иерусалим под крики ликующей толпы был одним из этапов Его восхождения на Голгофу. Необходимо вспомнить о том, что тема царства занимает центральное место в Его проповеди с самого момента Его выхода на общественное служение. Проповедь Иисуса началась со слов: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.4:17 ); Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ). Свои притчи Он начинал словами: Чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? ( Лк.13:18 ). Тема Царства Небесного, или Царства Божия, присутствует в качестве лейтмотива в Его притчах и поучениях. Постоянно говоря о Царстве Небесном, Иисус, конечно, учитывал настроения Своих слушателей и объединявшую их надежду на восстановление утраченного могущества земного царства Израильского. Своей проповедью Он старался переориентировать людей с ожиданий, касающихся земной реальности, на реальность иного плана, не связанную ни с конкретным участком земли, ни с конкретным периодом времени. Материальные ценности Он учил полностью подчинять ценностям духовным: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф.6:33 ). В узком смысле под «этим всем» понимается еда, питье, одежда – то, что необходимо человеку для физического выживания. В более широком плане здесь может подразумеваться все, что относится к политическому и государственному устройству, к самому способу организации человеческого общества в целом и отдельного народа в частности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010