Приведенные принципы дают представление об особенностях парадигмы образования взрослых. Взрослый сам творит свою образовательную ситуацию, то есть черпает знания из тех источников, которые считает нужными. Образование в таком контексте становится сферой социальной деятельности. Для взрослого человека любое место встреч, рабочее место, библиотека, общественной здание может стать местом для образования. В деле обучения взрослых работникам сферы образования приходится отказываться от своей монополии на учительство — учителями становятся те, кого признают сами ученики, в том числе и средства массовой коммуникации выполняют учительские функции. Характеризуя развитие личности в зрелом возрасте, архимандрит Платон (Игумнов) в книге «Православное нравственное богословие» (1) пишет, что успешное разрешение конфликта достигается тем, что личность переходит к оптимизму через пессимизм и предпочитает решение проблем бесконечным сетованиям на жизнь. Когда отмечается тенденция чувствовать свое положение вполне приличным, можно говорить о том, что личность вступила в новую стадию в своем развитии — период стабилизации. «Процесс внутреннего обновления в конце концов приводит к более спокойной и даже более полноценной жизни… В целом же пятидесятые годы жизни могут быть охарактеризованы продолжением тех новых форм стабильности, которые были достигнуты в течение предыдущего десятилетия» (1, 30). Синдром «опустевшего гнезда». Специалисты чаще связывают этот синдром с состоянием женщины, так как считается, что у нее в большей степени, чем у мужчины, развито чувство сохранения семьи, заботы о детях. Повзрослевшие дети покидают семью, даже если это происходит не в прямом смысле (когда начинают жить отдельно от родителей). У взрослых детей созидается собственное окружение, создаются собственные семьи. Для родителей эти события часто связаны с острым переживанием пустоты, утратой смысла жизни. Особенно сильно синдром «опустевшего гнезда» сказывается на женщине, у которой не было иных забот, иных жизненных ценностей, кроме материнства. «Женщина часто просто не хочет понять, что для нее наступил новый, очень интересный период жизни, свободный от многих повседневных обязанностей. Отношения с детьми теперь могут и должны перерасти в качественно новое чувство дружбы, основанное на взаимном доверии… Надо готовить себя к этому новому чувству, выращивая его в отношениях со своими детьми, иначе можно попасть под пресс гнетущего одиночества» (2). Эту подготовку Г.С. Абрамова связывает с передачей ответственности за собственную жизнь взрослеющим детям и развитием чувства уверенности в себе и интереса к самой себе. Психолог советует в пучине человеческих чувств обретать к периоду зрелости чувство собственной экзистенциальности (собственного существования, не опирающегося на какие–либо подпорки, пусть даже очень существенные — семья, дети, культура, образование). Женщине, переживающей уход детей, приходится становиться домашним философом.

http://azbyka.ru/deti/vozrastnaja-pedago...

Святитель Феофан Затворник напоминал своим современникам о необходимости суровой решимости в намерении жить по Евангелию и указывал на примеры угодников Божиих, в житиях которых их первые шаги на пути «обращения к Богу или первые действия богоугождения означаются умучением, истомлением и истощанием плоти» 21 . В своём уединённом затворе Святитель Феофан был погружён в благодатную и живоносную стихию православного аскетического подвига. По своему опыту он знал, что христианский путь есть «путь тесный и прискорбный» 22 , что «теснота и притрудность неизбежны по самому свойству христианской жизни и подвизания в ней» 23 . Для святителя Феофана христианский путь отмечен знаком трансцендентности. Этот путь означает «переселение сердцем в будущий век» 24 . Следуя своему высшему предназначению, душа преодолевает границы своей имманентной замкнутости и вступает в царство Божественной благодати. Благодать «разрывает узы, державшие человека в грехе, изгоняет из сердца самосожаление, человекоугодие, склонность к чувственному и земность, и на место их возбуждает безжалостность к себе, бесвкусие к чувственному, предание себя позору всякому и переселение сердцем в будущий век с чувством странничества здесь» 25 . Смысл христианского самоотречения заключается, по учению святителя Феофана Затворника , в решительном преодолении филавтии, эгоистической любви к себе, и в безусловном следовании за Христом. Аксиология святителя Феофана Затворника представляет собой развёрнутый нравственно-богословский комментарий к Евангельскому тексту: «Любящий душу свою погубит её, а ненавидящий душу свою в мире сем, сохранит её в жизнь вечную» ( Ин. 12:25 ). Святитель Феофан вскрывает перед читателем парадоксальный характер ущербности эгоистической любви грешника к самому себе: «Когда грешил ты, то не себя только терял, но, теряя себя, отделялся и от Бога. Теперь, возвращаясь из греховного плена, после того как возобладал ты собою, возврати себя и Богу» 26 . Святитель Феофан Затворник учит, что человек должен предаться Богу всей тримерией своего естества, он должен предать Богу свой ум, «чтоб умудриться» 27 , он должен всецело положиться на волю Бога, «чтоб освятиться» 28 , он, наконец, должен отдать Богу свое сердце как средоточие эмоционально-чувственной сферы души, чтобы достичь блаженства, или, как выражается святитель Феофан, «чтоб облаженствоваться» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

– К вам приезжают со всей России? – Да, приезжают учителя со всей России, и даже их зарубежные коллеги. Например, приезжали педагоги из Греции, Норвегии и Швейцарии. – Каким образом происходит обучение на курсах? – Схема обучения складывается из объективных и субъективных факторов. Учителя не могут обучаться на очной ежедневной основе, поэтому они приезжают к нам в период рождественских и летних каникул. Учителя сначала прослушивают десятидневный первоначальных курс по основам православной культуры. Тот, кто прошел первый курс по ОПК и заинтересовался, может продолжить обучение на Высших богословских курсах в течение 3,5 лет. Эти слушатели приезжают каждые полгода на десятидневные лекционные сессии, в конце обучения пишут диплом, который должны защитить. Наша гимназия как раз служит экспериментальной площадкой, где лучшие дипломные работы апробируются в качестве дополнительных учебных пособий. – Кто преподает на курсах? – Преподают профессора, преподаватели и выпускники МДАиС, Свято-Тихоновского университета, а также светские специалисты. Если называть конкретные имена, то это архимандрит Платон (Игумнов), отец Вадим Леонов, В.Н. Духанин, Г.В. Бежанидзе и другие. Приглашаются выдающиеся личности, и общение с ними помогает учителям понять, что они не одиноки. Ведь в школах зачастую верующие учителя чувствуют себя " белыми воронами " . А приезжая сюда, они видят множество близких себе по духу людей и понимают, что не они " белые вороны " , а, скорее, те, кто не веруют в Бога. Очень важно, что, приезжая сюда, педагоги имеют возможность обмениваться опытом. Они делятся этим опытом и с нами. – Дипломы они получают с печатью академии и подписью ректора академии? – Да. И академии, и МГОПУ имени М.А. Шолохова. – Каким образом можно попасть на эти курсы? – Вся информация есть на сайте Высших богословских курсов. Перед сессией информацию о курсах дает и радиостанция " Радонеж " . С иеромонахом Никодимом (Шматько) беседовал священник Димитрий Выдумкин Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ

http://religare.ru/2_69050.html

Жизнь конкретного человека определяется логикой и ритмом духовного развития. Опыт православного воспитания показывает, что духовную жизнь в человеке нельзя пробудить, сохранить и взрастить через развитие его психофизических функций. Нельзя прийти к духовному росту через развитие интеллекта, воли или чувства, хотя духовная жизнь и опосредуется этим развитием душевной периферии. Пробуждение духовной жизни, одухотворение души благодатью происходит в определенных условиях. Православное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию. Одаренность человека сохраняется, если с детской колыбели вокруг ребенка создается душеспасительная атмосфера, если поврежденная первородным грехом человеческая природа восстановилась в таинстве Крещения, если растущие и развивающиеся силы ребенка не попадают под власть страстей и греха. Мы должны ясно представлять себе, какую роль в сохранении и развитии одаренности играет природа человека, что поддается воспитанию, а что созидается лишь действием Божественной благодати. Литература 1 . Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М., 2000. 2 . Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. 3 . Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 3. М., 1994. 4 . Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Кн. 1. М., 1996. 5 . Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Кн. 2. М., 1996. 6 . Осипов А.И. Святые как знак исполнения Божия обетования человеку.//Русское возрождение. 1995. 62. С. 9–32. 7 . Паисий Святогорец . Духовное пробуждение. Слова. М., 2001. Т.2. 8 . Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 1997. 9 . Платон (Игумнов) , архимандрит. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. 10 . Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара, 1999. 11 . Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб., 1996. 12 . Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник. Рыбинск. 1997. 13 . Флоренский Павел , священник. Иконостас.//Богословские труды. Т. 9. С. 82–148.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

В экзистенциальной философии К. Ясперса, испытавшего влияние С. Кьеркегора, улавливается тот же мотив: «Все мы, люди, происходим от Адама, все мы связаны родством, созданы Богом по образу и подобию Его» c. 31]. В замысле Бога «человек появился на сцене как потенциальный носитель ценностей» с. 128]. Неактуализованность Адамом Божественного предназначения легла тенью вины и драматических последствий, определившей судьбу всего человечества. Если виновность людей за грех Адама следует понимать в метафизическом смысле, то ответственность за вытекающие из преступления Адама последствия, проявляющиеся во всех людях в очевидной подлинности их злых наклонностей и страстей, следует понимать в ее конкретном этико-сотериологическом смысле. «Осуждение – это падение формы, отрицающей свою сущность» [там же, c. 261]. Основной вопрос, с постановкой которого связывается разрешение загадки Адамова преступления, сводится к выяснению ключевого фактора, сыгравшего роковую роль в пренебрежении Адамом заповеди Творца. Со всей определенностью ясно, что по своему Божественному авторитету и внутреннему нравственному достоинству заповедь Творца совершенно исключала какую-либо альтернативу, в перспективе которой Адам мог определить свой жизненный путь. Предупреждение Творца об угрозе смерти обличало иррациональный характер любого притязания на запретный плод. Если преступление заповеди заключало реальную угрозу смерти, никакая рационализация преступления становилась невозможной. Тот факт, что прародители все-таки преступили заповедь Творца, указывает на очень существенный момент, а именно на то обстоятельство, что в основе мотивации прародителей был аргумент такой значимости, в сравнении с которым значимость Божественного установления теряла свой прежний смысл. Поэтому рационализация преступления становилась возможной. Какой же это был аргумент, и мог ли вообще быть какой-либо аргумент, если в мире нет ничего сильнее смерти и нет ничего страшнее зияющей бездны Ничто? Ведь только Бог, приведший весь мир из небытия в бытие, являет свою абсолютную власть над смертью и над Ничто, но созданная из ничего разумная тварь, будучи беззащитной и бессильной в своей онтологической хрупкости перед лицом небытия, должна утверждать над ним свою власть в своей благодатной причастности к источнику абсолютной жизни в Боге. Человек «не является полностью самим собой» [там же], он не владеет источником жизни, он – манифестация становящейся формы, не достигшей своей полноты. Основанием своего бытия человек принадлежит Богу, но он возжелал быть полностью самим собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

Вместо того, чтобы увидеть в этом запрете нравственную гарантию своего благоденствия и открывающуюся перспективу актуального достижения бессмертия, жена под влиянием обольщения древнего соблазнителя относит этот запрет на счет ревнивого желания Бога сохранить свое первенство и проявляет непослушание: «плод становится вожделенным, желательным для вкушения как дающий нечто возвышающее для обожения» с. 19]. Притязания прародителей на обладание знанием добра и зла возникли, таким образом, под влиянием соблазна диавола, обещавшего прародителям не только способность морального познания, но и привилегию богоподобного состояния. «Змей говорил Еве, что в тот день, в который они с Адамом вкусят плод с древа познания, «откроются глаза ваши, и вы будете как боги» ( Быт.3:5 ) c. 261]. «Этот последний мотив, принятый обольщенным сознанием, склонил человеческую свободу на преступную решимость: плод был вкушен Евой, дан Адаму, нарушение заповеди совершилось» с. 19]. Злой искуситель, именуемый «отцом лжи» ( Ин.8:14 ), обманул прародителей. «Таким образом, способность распознания добра и зла понадобилась им в первую очередь для того, чтобы различать добро своего прежнего состояния и зло – состояние после грехопадения. Но уже поздно, и познания добра и зла без саморефлексии и покаяния в содеянном грехе хватает лишь на то, чтобы увидеть свою безблагодатность и устыдиться этого. И более того, духовное падение человечества уже началось, и падшее зрение вместе с затуманенным рассудком советуют Адаму и Еве скрыться от всевидящего и всезнающего Бога “между деревьями рая” ( Быт.3:8 )» с. 261]. Поведение Адама выходит в своей иррациональной непредсказуемости за пределы предначертанной свыше парадигмы, поскольку «Адам с самого начала в момент своего появления на свет уже был избран, возвеличен и призван – сверх своих природно- человеческих сил – для любви к вечному Богу и для надприродного завершения, которое отвечало бы масштабу этой любви» с. 106]. Николай Гартман отмечает, что вход в царство ценностей окружает тайна «добра и зла»: «Великим обманом были сами речи змия. Грех сделал человека невидящим, он не стал как Бог, он и до сего дня не знает, что есть добро и зло» c. 121]. С. Кьеркегор говорит, что «Адам – первый человек, и он одновременно является собою самим и родом» c. 133].

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

Вина вносит в бытие человека иррациональный элемент страха небытия. Вина – это вестник этоса, открывающего самосознанию горькую правду о нечестном, недолжном и недостойном деянии. Вина переживается личностью как невероятное и ужасное по своим драматическим последствиям событие. Вызванное этим событием крушение надежды заключает разочарование в онтологической гарантии бытия, ибо рушатся и падают экзистенциальные ограждения личностного существования, обнажая угрозу небытия. В страхе тревоги небытия, в ужасе ее разливающегося зловещего мрака меркнет картина окружающей жизни, мир становится чужим, и человек, подобно Адаму, ощущает себя изгнанником в этом мире. В переживании вины происходит атрофия радости жизни, сознание становится смутным и мрачным, чувства теряют способность эмоционального восприятия событий бытия, воля сковывается косностью и инертностью. Окружающий мир сторонится своего изгнанника; на зависть ему, не глядя на него и не приглашая его, мир продолжает жить своей жизнью, теперь уже далекой и чуждой, глухо отделенной, как стеною, нравственным барьером вины. И только глубоко под сознанием отчужденный в своей вине от Бога и от всего мира человек ощущает, как скрученную пружину, напряженно дрожащую смутную и непонятную силу, над которой Творец произнес в раю Свой решительный приговор: «За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей» ( Быт.3:14 ). Указание на обреченность змея ползать по земле символизирует низменность страстей. Вместе с диаволом низость возносящейся и ниспровергнутой гордости и вместе с ней любой низменной страсти, внушаемой человеку обольщением диавола, заслуживает Божественного осуждения. И, хотя нравственный голос тоже произносит над этой темной и враждебной силой свой осуждающий приговор, эта сила может стать для падшего человека дороже его самого, так что человек в своем ослеплении гордостью или чувственной страстью, в своем пленении и в своей отчужденности бесповоротно отдается этой враждебной, страшной разрушительной силе и с ней идет один против всех. Страсть – это не аффект и не привычка, это плен, и сила страсти кроется не в ней самой, а в ее инфернальном источнике – мрачном царстве тьмы духов злобы поднебесных.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

архимандрит Платон (Игумнов) Православное нравственное богословие Введение Нравственное богословие как дисциплина В системе богословского образования Нравственное богословие является одной из богословских дисциплин, предмет исследования которой составляет учение Церкви о нравственном сознании и нравственном поведении человека. Нравственное богословие занимается изучением всего того, что происходит на внутреннем горизонте человеческой личности и что ориентирует человека в осуществлении правильного выбора в области нравственных смыслов и ценностей. Нравственное богословие раскрывает в этических понятиях и терминах реальность человеческого существования и оценивает это существование с точки зрения нравственного блага и вечного назначения человека. Нравственное богословие исходит из предпосылки, что человеческое существование заключает в себе два основных и важнейших элемента: мировоззрение и реальную жизнь. Мировоззрение определяется воспитанием и образованием, то есть интеллектуальным, нравственным и религиозным формированием; реальная жизнь определяется умением поступать в соответствий с верой и в согласии с нравственными убеждениями. Христианское учение о человеке, как необъятно грандиозная мировоззренческая система, содержит в качестве важнейшего компонента этику, а христианская жизнь, как неисчерпаемое по глубине и богатству бытие, представляет собой процесс становления и формирования человеческой личности, стремящейся к совершенству и святости на основе самых принципиальных и общих положений христианской этики. Нравственное богословие — это учебная дисциплина, излагающая в систематическом порядке понятия об основных категориях этики в их библейском и богословском освещении и раскрытии, это система христианской этики, или христианское учение о морали. Нравственное богословие создает мировоззренческие предпосылки и глубокую теоретическую основу для нравственного благовестия Церкви. В системе богословского образования Нравственное богословие имеет исключительно важное значение для формирования богословских воззрений на нравственную природу человека, на достоинство человеческой личности и на евангельский нравственный идеал, достигаемый человеком в состоянии обожения и святости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4143...

В Московской духовной академии состоится богословская конференция «Экзегетика и герменевтика Священного Писания» 14 апреля 2010 г. 14:12 На кафедре библеистики Московской духовной академии 15-16 апреля 2010 года пройдет 5-я ежегодная богословская конференция «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». Программа конференции  15 апреля I часть Пленарное заседание. Общие вопросы экзегетики. Начало заседания в 9.30 1. Приветствие участникам конференции ректора МДА, профессора архиепископа Верейского Евгения . 2. Юревич Д., прот., СПбДА, МДА. «Эволюция толкования декалога в период Первого и Второго храма». 3. Ириней (Пиковский), иером., МДА. «Составление пособий по «Евангельской истории» в отечественной Библеистике».   II часть Секция «Библейская антропология и современная наука» модератор секции — иерей А. Тимофеев 1. Платон (Игумнов), архим., МДА. «Библейский взгляд на человека». 2. Слободчиков В.И., Москва, Институт педагогических инноваций РАО.   «Антропологические аспекты отечественного  образования». 3. Ковшов М.В., МДА. «Библейское учение об образе и подобии Божием в человеке». 4.  Шеховцова Л.Ф., СПб, Академия постдипломного образования. «Целостность человека в системе антропологических  категорий». 5.  Мумриков О., иер., МДА. «Некоторые аспекты эволюционного религиоведения и психогенетики в контексте библейского богословия». 6.  Зенько Ю.М., СПб, Общество православных психологов. «Проблемное  поле православной  психологии  и антропологии». Обсуждение докладов 14.30-15.20 Перерыв на обед 7.  Михайлов П.Б., ПСТГУ, ИФ РАН. «Интроспекция как метод богопознания». 8.  Серов Д.И., МДА. «Антропологическая перспектива проповеди Спасителя о Царствии Божием».   16 апреля III часть Секция «Библейская археология и экзегетика Священного Писания» модератор секции — прот. Л. Грилихес начало заседания в 9.00 1. Грилихес Л., прот., МДА. «Библейские меры веса» 2. Гольцев Д., прот., МДА «Реконструкция Ветхозаветного храма по «Храмовому свитку»» 3. Тимофеев А., иер., МДА. «Религиозная реформа Езекии и Иосии с точки зрения библейской археологии»

http://patriarchia.ru/db/text/1137534.ht...

поиск:   разделы   рассылка Патриарх Кирилл принял участие в закрытии фестиваля " Лучезарный ангел " Специальный приз фестиваля получил фильм " Чудо " , гран-при фестиваля досталось фильму " Поп " . 8 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в торжественном вечере, в рамках которого состоялись подведение итогов и церемония закрытия VI Международного благотворительного кинофестиваля " Лучезарный Ангел " . Кинофестиваль, посвященный возрождению духовных и нравственных традиций, проходил с 1 по 8 ноября в Киноцентре на Красной Пресне под девизом " Доброе кино возвращается " . В течение восьми дней Киноцентр посетили около 10 тысяч зрителей, которые смогли посмотреть более 300 фильмов. Церемония закрытия кинофорума, состоявшаяся в главном зале Киноцентра, началась с пения молитвы " Царю Небесный " хором Московских духовных школ. Предстоятель Русской Православной Церкви, духовный попечитель кинофестиваля " Лучезарный Ангел " , обратился к организаторам, участникам и зрителям с Первосвятительским словом. На церемонии также выступили супруга Президента РФ, председатель Попечительского совета национальной программы духовного просвещения и культуры подрастающего поколения России, председатель фонда социально-культурных инициатив С.В. Медведева и министр культуры РФ, сопредседатель оргкомитета фестиваля А.А. Авдеев. В дни фестиваля в фойе киноцентра проходила выставка детского художественного творчества " Божий мир глазами ребенка " . Лауреаты выставки, которыми стали Анастасия Шумилина и Михаил Смолянинов, вместе с руководителем детской программы кинофестиваля заслуженным учителем РФ Ольгой Нерсесовой преподнесли свои лучшие рисунки Святейшему Патриарху Кириллу, С.В. Медведевой, А.А. Авдееву. Затем состоялась церемония награждения лауреатов кинофестиваля в номинациях: анимационное кино, сценарии, документальное кино, игровое кино. Награды победителям вручили: актер и режиссер Дмитрий Иосифов; режиссер, лауреат Государственной премии РФ, народный артист России Леонид Нечаев; народная артистка России Наталья Фатеева; лауреат Государственной премии СССР, народный артист России Виктор Лисакович; первый заместитель Союза кинематографистов России, кинокритик, профессор Всероссийского государственного института кинематографии Сергей Лазарук; заместитель мэра Москвы Валерий Виноградов; профессор Московской духовной академии архимандрит Платон (Игумнов); председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви В.Р. Легойда; народная артистка России Евгения Симонова и другие члены жюри.

http://religare.ru/2_69938.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010