В МДА прошла конференцию «Русская Церковь сегодня. К 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла» 13 апреля 2024 г. 20:48 9 апреля 2024 года в Елизаветинском зале Московской духовной академии состоялась научно-практическая конференция «Русская Церковь сегодня. К 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла». В работе конференции, проведенной в рамках мероприятий Научной образовательной теологической ассоциации, приняли участие представители московских духовных школ и студенты всех магистерских профилей Академии. Ректор Московской духовной академии епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл  в своем приветственном слове отметил, что уже с первых дней своего Патриаршего служения Предстоятель Русской Православной Церкви одним из важнейших направлений этого служения обозначил духовное образование и богословскую науку. К свершениям в этой области относится государственная аккредитация бакалаврской программы и появление множества разнообразных магистерских программ, укрепление сетевого взаимодействия как внутри сообщества духовных школ, так и со светским университетским и научным сообществом, в рамках масштабного проекта создаются новые актуальные учебники по всем дисциплинам бакалавриата. За всем этим стоит благословение и живая заинтересованность Святейшего Патриарха Кирилла. В первом докладе конференции, с которым выступил доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии архимандрит Платон (Игумнов), были рассмотрены новые смысловые горизонты в христианском благовестии Святейшего Патриарха Кирилла. По словам автора доклада, Благая весть несет миру безусловное и жизнеутверждающее признание бытия с его глубинной трансцендентальной надеждой на грядущее всеобщее воскресение и вечную жизнь в Боге. Она нашла свое отражение в историческом пространстве новой эры в судьбах миллионов людей. Благая весть стала одной из центральных тем богословских раздумий Святейшего Патриарха Кирилла. В преддверии Второго славного пришествия Христа Его Святая Церковь остается тем институтом, в котором Благая весть открывается народу Божиему как ключ к постижению вечного человеческого предназначения, как смысловой горизонт понимания бытия.

http://patriarchia.ru/db/text/6120360.ht...

Закрыть В Москве прошла конференция «Русская Церковь сегодня. К 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла» 15.04.2024 27 Время на чтение 10 минут Фото: mpda.ru 9 апреля 2024 года в Елизаветинском зале Московской духовной академии состоялась научно-практическая конференция «Русская Церковь сегодня. К 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла». В работе конференции, проведенной в рамках мероприятий Научной образовательной теологической ассоциации, приняли участие представители московских духовных школ и студенты всех магистерских профилей Академии, сообщает Патриархия.ru. Ректор Московской духовной академии епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл в своем приветственном слове отметил, что уже с первых дней своего Патриаршего служения Предстоятель Русской Православной Церкви одним из важнейших направлений этого служения обозначил духовное образование и богословскую науку. К свершениям в этой области относится государственная аккредитация бакалаврской программы и появление множества разнообразных магистерских программ, укрепление сетевого взаимодействия как внутри сообщества духовных школ, так и со светским университетским и научным сообществом, в рамках масштабного проекта создаются новые актуальные учебники по всем дисциплинам бакалавриата. За всем этим стоит благословение и живая заинтересованность Святейшего Патриарха Кирилла. В первом докладе конференции, с которым выступил доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии архимандрит Платон (Игумнов), были рассмотрены новые смысловые горизонты в христианском благовестии Святейшего Патриарха Кирилла. По словам автора доклада, Благая весть несет миру безусловное и жизнеутверждающее признание бытия с его глубинной трансцендентальной надеждой на грядущее всеобщее воскресение и вечную жизнь в Боге. Она нашла свое отражение в историческом пространстве новой эры в судьбах миллионов людей. Благая весть стала одной из центральных тем богословских раздумий Святейшего Патриарха Кирилла. В преддверии Второго славного пришествия Христа Его Святая Церковь остается тем институтом, в котором Благая весть открывается народу Божиему как ключ к постижению вечного человеческого предназначения, как смысловой горизонт понимания бытия.

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/15/...

Празднование 700-летнего юбилея со дня рождения святого Сергия совершается на фоне тревожной политической обстановки, когда возобладавшее в жизни Запада «полное разделение между нравственностью и политикой составляет одно из господствующих заблуждений и зол нашего века» 1 . Быть может, именно в такие моменты жизни, когда история подводит человечество к роковым рубежам, аксиологический взгляд, обращенный к жизни святых, способен выявить высокую цену универсальной значимости их духовного идеала, в служении которому их политический идеал был вдохновлён этическим идеалом, так как они, по верному замечанию. В.С. Соловьёва «должны быть теснейшим образом между собой связаны» 2 . Святой Сергий – духовный вождь Руси, примирявший русских князей и вдохновлявший их на собирание русских земель под политическим главенством Москвы. Знаменательно, что законное воссоединение Крыма с Россией совершилось в год 700-летнего юбилея преподобного Сергия. Обращаясь к религиозно-нравственному облику преподобного Сергия, мы видим его глубокое смирение, его преклонение пред Богом, его погружённость в молитву и созерцание, его евангельскую любовь к ближним и дальним, его заботу о благоденствии Русской земли. Следование идеалу предполагает отрешённость от вещей материальных и чувственных, отказ от своей автономии, верность принципу самоотречения. «Чтоб увидеть истину, – заявлял Лев Шестов, – нужны не только зоркий глаз, находчивость, бдительность и т.п. – нужна способность к величайшему самоотречению» 3 . На светлом фоне сияния добродетелей святого Сергия, озарившего путь русской православной святости, открывается духовная несостоятельность цивилизационного пути в развитии Запада с его неотвратимой логикой отступления от Евангелия и забвения вечной жизни. Очевидно, что «бедствия нашего времени велики, и опасность можно будет преодолеть только тогда, когда будет захвачена последняя глубина человеческой души, когда человечество опять проложит себе путь к Богу» 4 . История христианской Руси была отмечена стремлением Церкви к водворению в политической жизни Руси высоких нравственных начал, провозглашённых Евангелием в его обращении ко всем народам земли. По мысли В.С. Соловьёва , подобно тому, «как нравственность христианская имеет в виду осуществление Царства Божия внутри отдельного человека, так христианская политика должна подготовлять пришествие Царства Божия для всего человечества» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

Предпосылки к преступлению заповеди. Несмотря на усилия богословской мысли реконструировать целостную картину событий человеческой предыстории в раю эта священная предыстория, или, точнее, метаистория, человечества останется до конца не менее загадочной тайной, чем обетование о грядущем новом небе и новой земле. Первый человек носит имя Адама, «но имя еще не образ, или, что тоже самое, образ, сведенный к точке, оно обнаруживает его существование и присутствие» с. 79]. В книге Бытия явленность образа Адама ограничена его именем и «очень недалеко выходит за его пределы» [там же]. Священное Писание Нового Завета, содержащее концептуальное противопоставление Первого и Второго Адама, представляет миссию Адама в диалектической парадигме его всечеловеческой значимости и личной вины. Для святых отцов Церкви, богословов, религиозных мыслителей и искусствоведов «дело Адама» является исходным пунктом и неисчерпаемым источником для построения догматических, философских и антропологических теорий. «Библия и Гомер суть два облака, из которых любой художественно одаренный взгляд выпекал свои формы» с. 323]. Личность Адама стоит у истоков человеческой истории. Он – родоначальник всего человечества, и его судьба отразилась в судьбе каждого человека. По знаменитому замечанию святого апостола Павла, в Адаме «все согрешили». Адам – новый человек и родоначальник человечества. «Мы держимся за него, – поясняет С. Кьеркегор, – вовсе не силой эстетической красоты; мы причисляем его к себе отнюдь не силой великодушного чувства, чтобы, так сказать, не оставить его на произвол судьбы как того, кто во всем виноват; отнюдь не силой воодушевления симпатии и убеждения благочестия решаем мы разделить с ним вину, подобно тому, как ребенок желает быть виновным вместе с отцом, отнюдь не силой вынужденного сочувствия, которое учит нас обнаруживать себя там, где когда-нибудь придется себя обнаружить; нет, мы крепко держимся за него силой мышления» с. 133]. Как первый человек Адам «является моделью и парадигмой для последующих людей» с. 106]. По мысли Ф. Шуона, человек есть «поле манифестации» интеллекта, отражающего космическую тотальность – творение, Божественный Интеллект, универсальный Дух, Бытие Бога c. 260].

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

Признание абсолютной ценности бытия, ценности человеческой личности и ценности мира как области бытия человека, представляет одну из принципиальных метафизических посылок, позволяющих перейти к раскрытию конкретного аспекта темы, каким является вопрос об ответственности человека за богозданный мир – космос в свете библейского понимания назначения человека как личности. Христианство является одним из самых глубоких осмыслений жизни. Оправдание бытия и его абсолютной значимости в современных условиях противопоставляет факту нависшей над человечеством смертельной угрозы. Объявляя мир творением Бога, Церковь утверждает в качестве важнейшей метафизической гарантии его бытия такой основной принцип отношения к нему Бога, каким является творческий Божественный акт. Жизнь есть откровение Божественной тайны, которая, будучи выше всех гносеологических возможностей и умозрительных постижений человека, должна быть, интерпретирована в доступных пониманию нравственных категориях. Жизнь есть первый и не имеющий себе равных дар Божий человеку, бытие – милость и дар Творца, на которые от небытия в бытие приведенные человек и весь мир могут отвечать только изумлением и слезами. Жизнь дана человеку во имя высшей, необъятно великой цели. Иерархичность, пирамидальность, устремленность к Горнему миру, к началу всякой иерархии – Пресвятой Троице – вот что представляется основной миропорядка, победой над тьмой небытия и хаосом, высшим оправданием смысла жизни, разгадкой ее многоликости и всеединства. И мир, и человек обязаны своим существованием причастности к высшей метафизической основе бытия, содержащейся в Боге. Тварь, говорит митрополит Московский Филарет, содержится под бездной Божией бесконечности, над бездной собственного ничтожества. Творческим Зиждительным ловом человек привязывает из бездны «ничто» в бытие, и это значит, человек есть ответ на Зиждительное Слово, что он ответственен за свое бытие. Жажда бытия онтологически присуща человеческой личности; человек, являясь в мир, осознает неустранимую потребность осмыслить и оправдать свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

Скачать epub pdf Православное богослужение как опыт вхождения в область нездешнего, запредельного и неизъяснимого бытия включает не только воспроизведение сакраментальных текстов и действий, что само по себе является символической «иконой» духовного мира, но также включает собственно и икону святого как образ определенной духовной реальности. То, что не может быть изреченным, выражается знаком, символом. Язык иконы – это условный, символический, священный язык. Такой общепринятый в православной церковной традиции язык характерен для иконографии преподобного Сергия. Если в античном понимании образ человеческой индивидуальности есть просто εικν – «изображение», то в христианском понимании образ прославленного святого есть «святой образ», «святая икона». Икона преподобного Сергия – это не портрет в современном художественном понимании этого слова, это иной план видения человека, имеющий свои особенности. Икона рассчитана на восприятие трансцендентной реальности, но вместе с тем икона не есть выражение исторического, психологического и художественного самоотречения. Икона сохраняет и передает индивидуальные черты личности святого, хотя эта индивидуальность представляется часто почти неуловимой: икона являет нам не обычного человека, а человека преображенного, вступившего в вечную жизнь. Самым ранним и широко известным по репродукциям памятником иконографии преподобного Сергия является вышитый надгробный покров, датируемый обычно 1422–1424 гг. Этот покров, относящийся ко времени, последовавшему вскоре после канонизации Сергия, очень ярко выделяется индивидуальной трактовкой образа святого. Преподобный Сергий изображен в полный рост в темно-коричневой мантии, одетой поверх светло-бежевого одеяния и бледно-лиловой епитрахили. Его открытая голова украшена светлым нимбом, сложенная на плечах схима подчеркивает его высокую, слегка сгорбленную фигуру, правая ладонь простерта поверх одежд, в левой руке находится свернутый свиток. С первого взгляда бросаются в глаза индивидуальные черты облика преподобного: лик обрамлен прядями каштановых волос, образующих на высоком челе заостренный угол; темные прямые брови, широкие скулы, впалые ланиты, тонкий удлиненный нос и близко сходящиеся глаза с глубоким, кротким и немного раскосым взглядом создают неизгладимое впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

Скачать epub pdf Празднование 450-летнего юбилея Казанской епархии совершается на фоне постепенного восстановления в российском общественном сознании утраченных идеалов и ценностей, которые были исторически присущи России на всем протяжении ее бытия и выполняли функции основных духовно значимых доминант в ее сокровенной духовно-нравственной жизни. Можно констатировать, что после торжественного празднования 1000-летия крещения Руси любое крупное событие в общественной жизни обновленной России являет собой манифестацию ее преемственной приверженности к восточной православно-христианской цивилизационной идентичности с энергичным выдвижением примата ценности духовного, религиозно-нравственного начала. Совершенно очевидно, что не является исключением из этой тенденции и проводимая ныне научно-практическая конференция «Православие в поликонфессиональном обществе: история и современность». Напряженное внимание к отечественной истории есть знамение нашего времени. В изучении исторического опыта прошлых веков содержится попытка поиска подходов к решению современных проблем, среди которых следует отметить как несомненно важную в церковно-практическом плане проблему возрождения духовных ценностей общества в их соответствии с задачами миссии церкви. Исторический опыт России убеждает нас в том, что для нашего общества нравственно оправданными являются ценности, унаследованные народом в течение пройденного им тысячелетнего пути. На протяжении многих веков эти ценности освящались авторитетом формировали мировоззрение, этику и культуру народа. Православная церковь была оплотом и гарантом всей системы мировоззренческих и духовных ценностей, без воплощения которых в общественной жизни, как подчеркивали и Н. М. Карамзин , и Ф. М. Достоевский, не могут существовать ни государство, ни нация. В нашей отечественной истории Церковь была той живоносной стихией, под благотворным влиянием которой в народе созидалось ответственное отношение к миру-космосу, выкристаллизовывался национальный характер, утверждались нравственные устои, насаждалось просвещение, укоренялись добродетели, процветали искусства, одухотворялась культура, облагораживались традиции, преображалась жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Персоналии (в алфавите имен) Архиереи Алексий I (Симанский), патр. – см. также ИУ. 962. Игнатия (Петровская) , мон. О Святейшем патриархе Алексии I/Публ.: А. Л. Беглов//АиО. 2000. 1(23). С. 128–146. 963. Казем-Бек А. Л. Жизнеописание Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 13–185. 964. Комаров К. М. К 120-летию со дня рождения Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 11–12. 965. Платон (Игумнов) , архим. Посещение Святейшим патриархом Алексием I Святой Земли в мае 1945 г.//БТ. 1999. Сб. 35. С. 59–63. 966. Пятилетие интронизации Святейшего Алексия (Симанского), патриарха Московского и всея Руси (4 февр. 1945 г.)//ВРЗЕПЭ. 1950. 1. С. 7–10. 967. Святейший патриарх Алексий I и восстановление Свято-Троицкой Сергиевой лавры/Московская прихожанка//АиО. 1999. 4(22). С. 193–206. Алексий II (Ридигер), патр. – см. также ИУ. 968. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Ответное слово... [на Обращение президента РАН акад. Ю. С. Осипова перед вручением диплома почетного профессора РАН]//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). 969. Осипов Ю. С. Обращение президента РАН акад. Ю. С. Осипова к Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II перед вручением диплома почетного профессора РАН//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 22. 970. Платэ Н. А. Слово перед вручением диплома почетного профессора РАН Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 19–21. 971. Уржумцев П. В. Пребывание Святейшего патриарха Алексия II в Святой Земле//БТ. 1999. Сб. 35. С. 9–18. 972. Цыпин В. , прот. Алексий II, патриарх Московский и всея Руси: (По страницам «Православной энциклопедии»)//ИВ. 2000. Вып. 3–4(7–8). С. 19–35. Андроник (Никольский), архиеп., сщмч. – см. 813 973. Памяти высокопреосвященного митр. Ленинградского и Новгородского Антония [Мельникова] (1924–1986)//БТ. 1987. Сб. 28. С. 5. Афанасий (Сахаров), еп., священноисповедник – см. ИУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архимандрит Платон (Игумнов) Архимандрит Платон (Игумнов) — профессор Московской Духовной Академии. Более 30 лет отец Платон совершает пастырское служение и преподает будущим священникам Нравственное богословие. В свой очередной рабочий визит в Жировичи (Беларусь) отец Платон поделился своими мыслями, каким должен быть современный православный священник. — Отец Платон, в чем, по преимуществу, состоит подвиг священнического служения? Кто такой священник вообще? — Священник — это личность, которая наделена определенными полномочиями сакрального характера; личность, которая облечена Божественной властью и является проводником Божественной воли в земной человеческой жизни. Можно сказать, что по примеру Христа Спасителя—Пастыреначальника — каждый священник наделен тремя главными функциями: пророческого служения, тайноводства и душепопечения. Пророческое служение — это миссия учительства, когда пастырь возвещает Богооткровенные и нравственные истины, которым человек должен следовать, чтобы выполнять волю Божию. Тайноводство — это совершение церковных таинств. Это служение представляет собою сакраментальный аспект — так, если миссию Евангельского свидетельства может осуществлять и мирянин, то совершение таинств — это исключительная прерогатива священника. Только ему дана власть в таинстве Священства—рукоположения, посвящения в священный сан — совершать церковные таинства. И, наконец, служение духовного руководства - душепопечение, которое тоже носит мистический характер. Конечно, заниматься духовным руководством могут не только священники: могут и миряне, и монахи, не имеющие священного сана; люди, достигшие высокой духовной жизни, благодатные старцы… Но, по преимуществу, это привилегия (можно сказать даже, исключительная привилегия) священства. Могут и психологи оказывать помощь человеку, но она не включает в себя элемента благодатного, Божественного характера — такую помощь человеку может оказать только священник. Говоря словами С. С. Аверинцева, «священный сан — это такая реальность, которая носит вполне трансцендентный характер по отношению к личным возможностям, достоинствам и заслугам ее носителя».

http://pravoslavie.ru/37433.html

1. Развитие и формирование личности Проблема личности в Нравственном богословии В подходе к проблеме личности Нравственное богословие исходит из догматических предпосылок и данных, представляемых общей наукой о человеке. В свете догматического учения Церкви личность, как запечатленный в человеке образ Божий, недоступна всеохватывающему и исчерпывающему познанию. Личность не может быть объектом научного изучения в той же полноте и объеме, как предметы внешнего мира. Она всегда остается непостижимой в своей конечной глубинной сущности. В недоступно-сокровенной жизни и в своем проявлении личность всегда пребывает оригинальной, своеобразной, неповторимой и потому единственной во всем мире духовной структурой, не сводимой ни к какой другой бытийной реальности. Священное Писание , указывая на достоинство человеческой души, имплицитно подчеркивает именно этот аспект единственности и неповторимости личности. Уникальная ценность человеческой личности, ее высокое достоинство и ее исключительная онтологическая привилегия, осознаваемая как ни с чем не сравнимый дар бытия, определяются фактом ее творения Богом как Высшей и Абсолютной Личностью и фактом ее обожения во Христе. Личность нельзя объяснить из каких-либо посторонних внеличностных элементов. То, что лично, уже не составимо из чего-нибудь другого, что было бы первичнее личности, не делится ни на что, не разрушается – ни в пространстве, ни во времени. Как образ Божий личность не нуждается ни в каком причинно-генетическом объяснении. Единственный способ объяснить личность в полной неделимости и неразрушимости ее бытийной структуры заключается в признании догматической истины о сотворении ее Богом из ничего. Второй важнейшей посылкой, представляющей собой основополагающий момент в богословской интерпретации личности, является догматическое учение Церкви о Боговоплощении. Нравственное богословие исходит из того, что Сын Божий в Своем Воплощении и Воскресении явил самую глубокую и фундаментальную основу сущности человека, которого Он воссоздал для вечной жизни и для приобщения к идеальной полноте бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010