До 1938 года преосвященный Сергий довольно часто покидал Прагу, он бывал в Париже и в Берлине, в Хельсинки и Стокгольме. Духовные дети появились у него не только в Чехословакии, но и в Эстонии, где он бывал в Псково-Печерском монастыре и в Таллине и Нарве. Почитатели владыки Сергия, пражские интеллигенты, посетившие вместе с ним Эстонию, открыли в нем еще один удививший их талант – умение говорить с простыми русскими людьми и православными эстонцами – рыбаками, крестьянами, торговцами на базаре – и на духовные, и на житейские темы. В марте 1939 года немецкие войска вошли в Прагу. Чехия была переименована в «Протекторат Богемии и Моравии», управляемый оккупационными немецкими властями, а Словакия , где у владыки Сергия тоже было немало духовных детей, стала формально независимым государством с марионеточным прогитлеровским правительством. Многие прихожане владыки Сергия оказались в концентрационных лагерях. По отношению к православным позиция немецких властей была жесткой. В Германской империи могла существовать только одна православная иерархия – Германская епархия Русской Православной Церкви Заграницей во главе с митрополитом Серафимом (Ляде) . По благословению митрополита Евлогия 3 ноября 1939 года епископ Сергий заключил с митрополитом Серафимом соглашение. " Евлогиане " сохранили самоуправление и лишь формально подчинялись Германской епархии. Епископ Сергий защищал гонимых и укрывал у себя бежавших из немецких концлагерей, это могло стоить ему жизни. В России положение Церкви изменилось. Советское руководство стало активно эксплуатировать патриотические ценности и было вынуждено пойти на смягчение гонений. Храмы возвращались верующим, было восстановлено патриаршество, и патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Сергий (Страгородский) . Гитлеровцы настаивали на признании этого акта незаконным. 21 октября 1943 года в Вене состоялось совещание зарубежных иерархов во главе с предстоятелем Зарубежной Церкви митрополитом Анастасием. Был там и владыка Сергий. Итогом совещания стало подписание декларации, провозгласившей избрание Московского Патриарха не соответствующим церковным канонам. Владыка не подписывал декларацию, но в тексте, опубликованном в газетах, стояла и его подпись.

http://drevo-info.ru/articles/13675971.h...

Грамота была издана в СГГиД, М., 1819, т. 2, 59. Приводится по изданию Богданов, А. П., Русские патриархи (1589-1700): В 2 т., т. 1, М.: ТЕРРА; Республика, 1999, 88-97. Ср. интернет-публикацию . Уложенная грамота об учреждении в России Патриаршего Престола, посвящении первого российского Патриарха Иова, поставлении впредь Патриархов Российским освященным собором и Государем и о новом составе русских епархий. Май 1589 года Благоволением всед(е)ръжителя Бога и Отца , иже преже век сый пребывающаго, ниже начинаема, ниже престаема, и поспешением единороднаго Его Сына Слова Божия , безсмертнаго и изволившаго спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы и Приснодевы Мария , и действом Святаго Духа , истиннаго и животворящего, иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, в Троицы славимаго Бога нашего , неизреченным Его милосердием, молитвами и щедротами нашея христианския заступницы Пресвятыя и Преблагословенныя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария, к Ея же мольбам призирая единочадный Сын Слово Божие, иже из Нея прошед неизреченно, и молитв ради святых пророк , и апостол , и всех святых , и великих чюдотворцов московских Петра , Алексея , Ионы , первопрестольников царьствующаго града Москвы , и прочих святых, просиявших в наших государствах Великого Росийского царьствия . Их предстательством и молитвами к Богу приахом скифетр Великого Росийского царьствия во обдержание и во осмотрение благочестивого нашего Великого Росийского царьствия, з Божиею милостию соблюдати мирно, и немятежно, и от враг непоколебимо мы, великий государь царь и великий князь Федор Иванович всея Великия Росии, Владимерский, Московский, Ноугородцкый, царь Казанский, Царь Астороханский, государь Псковский, и великий князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермьский, Вятцкий, Болгарский и иных, государь и великий князь Новагорода Низовские земли, Черниговский, Рязанский, Полотцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всея Сибирские земли и Сиверныя страны облаадатель, и иных многих государств государь и самодержец.

http://drevo-info.ru/articles/20783.html

В мае 1590 года на Соборе в Константинополе была утверждена каноническая самостоятельность Русской Церкви. Московскому патриарху было определено пятое место в диптихе - после патриарха Иерусалимского. Поставление Московского патриарха происходило обыкновенно таким образом. После смерти патриарха от имени царя или блюстителя патриаршего престола – а им обыкновенно бывал митрополит Крутицкий – рассылались грамоты ко всем митрополитам, архиепископам, епископам, архимандритам, игуменам степенных, т.е. более важных монастырей, с извещением о смерти патриарха и с приглашением «снитися в царственный град Москву, благочестивого ради собора и для избрания великого святителя на превысочайший патриаршеский престол, иже в велицей России». К назначенному сроку приглашенные съезжались в Москву с протопопами , священниками , дьяконами . Если кому-нибудь из архиереев нельзя было прибыть к сроку для избрания патриарха, он должен был прислать грамоту, что он наперед согласен со всеми постановлениями собора. Когда все духовные были в сборе, царь повелевал им «видети свои государские очи в золотой подписной палате»; старший из митрополитов «творил достойно по святительскому чину»; царь говорил речь, указывая на повод к созванию духовенства, и открывал собор. Форма избрания патриарха была открытая или посредством жребия. Последняя окончательно установилась после смерти патриарха Филарета (+ 1633 ) и состояла в следующем. На 6 бумажках равной величины писались имена шести кандидатов, из архиепископов, епископов и настоятелей степенных монастырей. Бумажки эти обливались со всех сторон воском, припечатывались царской печатью, и в таком виде парь посылал их собору, который в это время заседал в московском Успенском соборе . Три из жребиев клались на панагию умершего патриарха; затем все члены собора одевались в ризы, служили акафист Богородице ; из трех жребиев вынимались два и откладывались в сторону. Также поступали с тремя другими жребиями. Оставалось, таким образом, два жребия; вынимали из них один, который и содержал имя избранного патриарха. Жребий, не распечатанный, вручался боярину, который принес жребий от царя; боярин шел к царю, и тот уже распечатывал жребий и узнавал имя избранного патриарха. Боярин после этого шел опять в собор и объявлял ему имя вновь избранного патриарха. Таким образом, кандидатов в патриархи называл царь, и из них собор производил избрание.

http://drevo-info.ru/articles/2612.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил храм Воскресения Христова в Новодевичьем монастыре Северной столицы 19.11.2018 18 ноября 2018 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков) совершил чин малого освящения храма Воскресения Христова в Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, а также секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Богдан Сойко, протоиерей Василий Стойков, протоиерей Геннадий Бартов, протоиерей Владимир Сорокин, протоиерей Виктор Московский, протоиерей Геннадий Зверев, протоиерей Алексий Исаев, клирики обители и другие священнослужители. В своей проповеди митрополит Варсонофий отметил, что освящение храма — это подарок для Санкт-Петербурга и для монастыря. Глава Санкт-Петербургской митрополии рассказал о духовном значении чуда воскрешения дочери Иаира и о важности укрепления веры. В дар общине храма митрополит Варсонофий передал Евангелие. Владыка поздравил настоятельницу монастыря игумению Софию (Силину) с днем рождения и преподнес ей Владимирскую икону Божией Матери. Серебряной медалью апостола Петра были награждены игумения София (Силина), монахиня Арсения (Долганова). Благотворители монастыря также были награждены серебряной медалью апостола Петра и митрополичьими грамотами. Игумении Софии, иерею Дионисию Харину и иерею Алексию Красавину была вручена юбилейная медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви». Матушка София поблагодарила митрополита Варсонофия и преподнесла в дар Его Высокопреосвященству крест и панагию. «Мы молились больше пятнадцати лет, чтобы храм этот был восстановлен, — сказала настоятельница. — Храм пережил пожар. То, что мы видим сейчас, — это молитва и труд многих людей, в том числе наших прихожан».

http://drevo-info.ru/news/24298.html

Библиотека ведет библиотечную, исследовательскую, информационно-библиографическую и издательскую работу, организует и проводит научные конференции. Изданы несколько выпусков электронной «Библиотеки русской религиозной и церковно-исторической мысли»: «Православная богословская энциклопедия», «Описание славянских и греческих рукописей Московской Синодальной библиотеки», «Русские богословы и церковные историки в эмиграции», «Журналы духовных академий в России». История Патриаршая библиотека Патриаршая библиотека появилась в Москве в XVI веке. Она была уникальным хранилищем церковных и светских книг (в некоторые периоды сюда поступали обязательные экземпляры всех православных книг, государственных указов и др.), в т.ч. - древнейших (в библиотеке хранился «Изборник» Святослава (1073), Кормчая книга (1282) и др.). По мнению Карамзина, основанием её послужила митрополичья библиотека, составившаяся из книг, привозившихся митрополитами-греками и др. лицами с православного Востока. Наиболее крупные и ценные приобретения были сделаны в период Патриаршества. При патриархе Филарете библиотека включала свыше 500 печатных и рукописных книг, греческих и славянских. При патриархе Иоасафе I вытребованы были книги из Кирилло-Белозерского и Троицкого монастырей. Более всего вложил в библиотеку патриарх Никон , в 1652 году привезший из Новгорода большое количество греческих и латинских книг. Приступая к исправлению церковных книг, Никон усиленно собирал в Патриаршую библиотеку нужные ему древние книги и рукописи. Так, келарем Троицкого монастыря А. Сухановым только с Афона было привезено 498 книг и около 200 рукописей. Сюда же поступили: часть книг и рукописей Иверского подворья и Воскресенского монастыря, собрание митр. Сарского и Подонского Павла (1675), собр. Епифания Славинецкого (1676). В 1686 году поступили 219 греческих печатных книг иеромонаха Тимофея; в 1685-94 гг. – рукописи от иерусалимского Патриарха и из Посольского приказа; в 1700 году - книги и рукописи Сильвестра Медведева и келейная библиотека патриарха Иоакима ; в 1705 году – книги и рукописи монаха Евфимия; в 1709 году - библиотека епископа Димитрия Ростовского (греческие, латинские, польские и славянские рукописи и книги). В дальнейшем библиотека пополнилась трудами Арсения Сатановского , Лихудов , К. Истомина и др. Весь XVII век около Патриаршего книгохранилища сосредоточивалась литературная деятельность того времени.

http://drevo-info.ru/articles/6776.html

Деление вселенской христианской церкви на поместные, а равно каждой поместной церкви на области (епархии), совершалось в истории по условиям времени, места и обстоятельств и разнообразилось в различных странах мира; вместе с тем разнообразились и формы устройства и управления отдельных церквей и их учреждений. Соборы или синоды, как церковные учреждения, удерживались в строе поместных церквей, но не в одинаковом виде, подвергаясь в разных странах и церквах и в разные времена в своих частных названиях, в организации, в значении и объеме ведения разнообразным видоизменениям, но с сохранением начала коллегиальности. Посему во вселенской Церкви, как и в каждой поместной церкви, соборы имеют свою историю, исходным началом которой служит законодательство вселенской церкви первых девяти веков христианства (т.н. эпохи Вселенских соборов). Соборы называются В древней России были временные соборы, называвшиеся по городам, где собирались (киевские, московские); в XVII в. при патриархах различались соборы великие и " из прилучившихся " архиереев в Москве; при Петре вместо временных соборов учрежден был при местоблюстителе " освященный собор " постоянный, а в 1721 г. — св. прав. синод , которому были переданы полномочия патриарха. Созвание временных соборов с 1721 г. прекратилось; сохранилось лишь за административным учреждением лавр название " духовного собора " . Практика созыва церковных соборов в Русской Церкви возобновилась только в 1917 году, когда был созван Поместный собор , восстановивший патриаршество. Как уже было сказано, постановления поместных соборов имеют обязательное значение лишь в той области, из представителей которой состояли ее члены. Правила некоторых поместных соборов древней церкви, выразившие общецерковное правосознание, были, однако, приняты православной, римско-католической и армянской церквами в состав общецерковного законодательства и потому признаются и в настоящее время источником права. Во всех Православных Поместных Церквах таким авторитетом пользуются правила Поместных Соборов:

http://drevo-info.ru/articles/5304.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Минске открылся Х международный фестиваль православных песнопений 30.04.2009 Х юбилейный музыкальный форум в Минске приурочен к 25-летию установления празднования Собора Белорусских святых . I Минский фестиваль духовной музыки состоялся по благословению митрополита Минского и Белорусского Филарета в 1989 году и был посвящен 400-летию установления Патриаршества на Руси. 27 апреля за Божественной литургией и молебном в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе молились участники, организаторы и гости международного фестиваля. Сразу же по завершении богослужения в зале Соборного дома Свято-Духова собора открылась Международная научно-практическая конференция «Языки православной культуры». Заявленная тема была раскрыта докладчиками из Беларуси, Украины, Румынии, России, Италии на трех сессиях: «Музыка в слове и слово в музыке», «Образы и образа», «Лики слова. Проповедь слова». Перед началом работы конференции состоялась презентации сборника научных материалов «Обретение образа. Православная белорусская культура в славянском мире» (основой книги послужили доклады, сделанные во время конференций в рамках фестивалей 2004 и 2006 гг.), книги Л.В.Левшун «О слове преображенном и слове преображающем. Теоретико-аналитический очерк истории восточнославянского книжного слова XI-XVII веков» и научно-просветительского календаря на 2009 год «Царица Небесная. Древние иконы Южной Италии», изданного совместными усилиями Христианского Образовательного Центра им. свв. Мефодия и Кирилла, итальянского католического фонда «Христианская Россия» и московского культурного центра «Духовная библиотека». Организаторами фестиваля православных песнопений выступили Белорусский Экзархат, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство информации, Министерство спорта и туризма, Министерство обороны и Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Минские городской и областной исполнительные комитеты, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь и Международное общественное объединение «Добротолюбие» при участии Уполномоченного по делам религий и национальностей при Совете министров Республики Беларусь.

http://drevo-info.ru/news/6535.html

Можно ли говорить о том, что два мира – людей, хранивших церковную традицию в годы гонений, и постсоветских неофитов – успели встретиться? Что живые хранители церковных традиций передали своё достояние тем, кто пришел в Церковь после падения коммунистического режима? На эти вопросы трудно дать ответ. Конечно, есть те, кто с надеждой говорит «да», но есть и другие, которые с горечью утверждают «нет». Восемнадцать лет патриаршества Алексия II – особенное время. Миллионы людей обрели веру за неполных двадцать лет. В историческом бытии Церкви, в церковном сознании произошли перемены, результаты которых можно будет оценить только через многие годы. Плоды, по которым предстоит узнать древо, не скороспелые, нужно уметь их ждать. Открываются храмы и монастыри, богослужение собирает два или даже три поколения одной семьи, опыт молитвы и деятельного свидетельства о Христе становится достоянием многих. С другой стороны, с тревогой признаемся: опыт радостной веры, опыт новомучеников слишком часто остается за рамками нашего личного духовного опыта. По-настоящему значимо лишь то, с чем ты встретился сам, что знаешь не понаслышке, к чему чувствуешь личную причастность. Из чего складывается наш образ Церкви? Это чаще приходская жизнь (порой весьма неустроенная), чтение духовной литературы (качество которой удается определить далеко не всегда), общение со священниками и более опытными в молитве и церковной жизни людьми, опыт паломничества, а также публикации, радио – и телерепортажи о жизни Церкви. Где, в какой момент происходила наша встреча с Патриархом? Как правило, мы видели его лишь на экране телевизора и узнавали о его служении из новостей. Его образ знаком нам в интерпретации преимущественно светских СМИ, в отстраненных форматах современных массмедиа. Готовы ли мы согласиться с этим образом Патриарха и отказаться от поиска образа более глубокого, духовно убедительного? Конечно, служение Патриарха Алексия имеет общественное и политическое измерение. Но сколько бы об этом ни говорили, это не будет главным. Да, Церковь вернулась не только в духовную и культурную жизнь России. Евангельские ценности вновь сознаются многими как базовые, происходит формирование православной общественности, а само православие становится фактором политической жизни страны. Прочность этого присутствия зависит от духовной силы и духовного авторитета Церкви.

http://pravmir.ru/patriarx-aleksij-obraz...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Москве откроется выставка «Патриархи Московские и всея Руси: век XX и XXI» 16.08.2006 Московская Патриархия, Государственный Исторический музей, Церковно-научный центр " Православная энциклопедия " 30 августа представят выставку " Патриархи московские и всея Руси: век XX и XXI " . Выставка приурочена к празднованию 45-летия архиерейского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – 15-го Патриарха Русской Православной Церкви. Святительство Патриарха Алексия II выпало на переломное время XX и XXI века. Век XX — время потрясений, бедствий и войн. Век XX — век восстановления Патриаршества после двухсотлетнего " вдовства " престола Всероссийских Первосвятителей. Век XX — век мучеников и исповедников, в годину тяжких испытаний сохранивших веру Православную. Век XX — время тысячелетнего юбилея Крещения Руси. Век XX — время обновления, нового расцвета и утверждения Православной веры на Русской земле. Век XXI — это время нового христианского подвига на пути к вере и истине, к созиданию и согласию, в которых будущее России. Архиерейский Собор, собравшийся в 1990 году в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, возвел на престол Всероссийских Первосвятителей Патриарха Алексия II. 10 июня в Богоявленском кафедральном соборе совершилась интронизация новоизбранного Патриарха. Центральное место в экспозиции занимает интронизационное облачение Патриарха Алексия II, митра, панагии и крест, а также главный символ Патриарха всея Руси — белый куколь с образами серафимов — ангелов, стоящих ближе всего к Богу. " Ангелом Церкви " называют Предстоятеля Православной Церкви, знаменуя этими словами то, что он, подобно Ангелу Хранителю, сохраняет вверенную ему паству " во всяком благочестии и чистоте " , ведя ее через терния, скорби и испытания к вечной славе в веке нынешнем и грядущем. На выставке представлено более 170 уникальных экспонатов: облачения, богослужебные предметы, иконы, личные вещи Патриархов — предшественников Алексия II на Патриаршем престоле Русской Православной Церкви в XX веке: святителя Тихона , Патриархов Сергия , Алексия I и Пимена . Здесь также представлены документы, автографы, фотографии, портреты, любезно предоставленные Святейшим Патриархом Алексием II, Государственным Историческим музеем, Церковно-научным центром " Православная энциклопедия " , Издательским советом Русской Православной Церкви, Синодальной библиотекой Московского Патриархата, Церковно-археологическим кабинетом Московской Духовной академии, Православным Свято-Тихоновским Гуманитарным университетом, Церковно-историческим музеем московского Данилова монастыря, храмом святителя Николая в Толмачах. Многие из этих памятников церковной истории широкий зритель увидит впервые.

http://drevo-info.ru/news/1147.html

Предположение некоторых духовных историков, что Игнатий был возведен Лжедмитрием в патриархи потому, что по своим убеждениям и характеру мог быть удобен для Рима, не имеет достаточных оснований: новый патриарх разослал грамоты, в которых предписывал молиться, между прочим, о том, чтобы Господь Бог возвысил царскую десницу над латинством и басурманством. После свержения Лжедмитрия Игнатий переехал в Литву , где принял унию . После Игнатия патриархом, естественно, был избран человек, наиболее проявивший оппозицию против Лжедмитрия. То был казанский митрополит Ермоген , человек от природы грубый, даже жестокий, но строгий к себе, прямолинейный и стойкий. Он был не в ладах с вновь избранным царем Василием Шуйским , но стоял за него как за царя венчанного . Когда появился второй Лжедмитрий и народ стал волноваться, Ермоген перенес царевича Дмитрия из Углича в Москву и устроил торжественную покаянную процессию в Москве, в присутствии вызванного из Старицы ослепшего патриарха Иова : народ каялся в изменах, клятвопреступлениях, убийствах, и патриархи разрешали его. В начале 1609 года недовольные Шуйским вытащили патриарха Ермогена на лобное место и, тряся его за ворот, потребовали согласия на перемену царя. Патриарх остался тверд, не побоялся толпы и отстоял Шуйского. Когда Шуйский год спустя был свергнут и бояре выдвинули кандидатуру польского королевича Владислава , Ермоген согласился на желание большинства, но с тем, чтобы Владислав перешел в православную веру. В Польшу были отправлены послами князь Голицын и ростовский митрополит Филарет . Через несколько времени к ним пришла грамота от бояр, в которой предписывалось во всем положиться на волю королевскую. Но послы заявили, что грамота от одних бояр для них не действительна: их посылали патриарх, бояре и все люди вместе, а не одни бояре. Когда паны возразили на это, что патриарх – лицо духовное и в светские дела вступаться не должен, то получили в ответ: «изначала у нас так повелось: если великие государственные или земские дела начнутся, то великие государи призывали к себе на собор патриархов, архиепископов и епископов и без их совета ничего не приговаривали, и место сделано патриархам с государями рядом: теперь же мы стали безгосударны, и патриарх у нас человек начальный».

http://drevo-info.ru/articles/2612.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010