Во время своего патриаршества Афанасию Даббасу приходилось лавировать между пролатинскими настроениями значительной части сирийских христиан, прежде всего халебской общины, и требованиями Константинопольского патриарха положить конец католической пропаганде в Сирии. В 1722 году Афанасий Даббас принял участие в Константинопольском Соборе , где вместе с другими восточными патриархами выступил с осуждением католического вероучения. В 1723 году вместе с Константинопольским патриархом одобрил учреждение Святейшего Синода в России. Скончался 25 июля 1724 года в Халебе . По одной из версий, его отравили католики. Афанасий Даббас был образованным человеком, писал сочинения на арабском и греческом языках. В 1702 году он составил " Историю Антиохийских патриархов " на греческом языке, представляющую интерес для реконструкции церковных событий конца XVII века (не издана). В 1721 году по настоянию Константинопольского патриарха Иеремии III перевел с греческого языка и издал в своей редакции антилатинский полемический трактат еп. Илии Минятия " Камень соблазна " . Афанасию Даббасу принадлежит первая попытка учреждения книгопечатания для православных арабов и создание первой на Ближнем Востоке типографии, печатавшей арабским шрифтом. В 1700 году, находясь в Валахии для сбора средств на нужды своей кафедры, Афанасий Даббас учредил типографию, издававшую книги на арабском языке. Позже он воссоздал эту типографию в Халебе, где в 1706-1721 гг. выпустил ок. 10 изданий церковных книг, главным образом богослужебного содержания. В поисках средств на книгоиздание Афанасий Даббас неоднократно обращался за поддержкой к России. Еще в начале XVIII века Афанасий Даббас оказывал услуги русским дипломатам в Стамбуле, вел переписку с Петром I, канцлером Г. И. Головкиным и др. российскими гос. деятелями. В 1706, 1707-1710 и 1714-1715 годах в Россию приезжали посольства от Афанасия Даббаса с просьбой о денежной помощи, которая и была выделена в виде значительной суммы на поддержку арабского книгопечатания; финансовую поддержку типографии, созданной Афанасием Даббасом, оказывал гетман Украины И. С. Мазепа.

http://drevo-info.ru/articles/13679676.h...

Царевичу же Федору Борисовичу принес благословение, также мощи архидиакона Стефана и образ Симеона Сербского, обложенный серебром. Оба Государя прикладывались к святым мощам и приняли благословение от Митрополита, а потом Дионисий правил им поклон от Цесаря Римского Рудольфа и от его имени спрашивал о их царском здравии; в свою очередь Царь и Царевич спрашивали о здоровье Цесаря и велели дьяку Афанасию Власьеву принять грамоту Императора. Митрополит Дионисий сказал Государю: «что де Цесарь прислал его, богомольца царскаго, говорить о великих делах, тайных Государевых, и просил, чтобы велено было, кому-либо из ближних бояр, его выслушать.» Государь приказал Митрополиту сесть по левую сторону, выше окольничих, и дьяк Афанасий Власьев отвечал ему от имени Государя: что грамоту цесарскую выслушает он другим временем, и велит переговорить с ним о тайном деле ближним своим боярам. С этим словом был он отпущен из палаты царской. Как видно, прием ему был особый, почетный, как послу Цесареву, и потому что он сам происходил из рода царского, и был уже однажды в России, по важному делу о патриаршестве. Когда он удалился, взошли все вместе пред лице Государя: Пелагонийский Митрополит Иеремия, Мглинский Епископ Иосиф со всеми Архимандритами и старцами, и тот же окольничий Салтыков являл их Государю, называя каждого по вмени. Царь и Царевич приняли благословение от Митрополита и прикладывались к принесенным ими мощам. Пелагонский Митрополит поднес мощи Иоанна Златоустог о, Синайской горы Архимандрит позлащенную панагию с драгоценными камнями и многими мощами: Евангелиста Луки, Марии Магдалины, Великомученика Георгия, Иоанна Златоустог о, мучеников Ферапонта, Прокопия и Вакха, и древо жезла Моисеева. Архимандрит Феофан от Царьградского Патриарха поднес мощи Св. мученика Иакова Персянина. Архимандрит Логгин с Афонской горы, из лавры Святого Саввы принес мощи Великомученика Феодора Стратилата; Ксенофского монастыря Архимандрит Иаков мощи Великомученика Димитрия; Сербской земли монастыря Введения Богоматери строитель Христофор мощи Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический. Литография П. Ф. Бореля. сер. - 3-я четв. XIX в. (ЦАК МДА) Архиепископ Херсонский 1 апреля 1847 года был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде и прямо оттуда 24 февраля 1848 года был назначен в епархию Херсоно-Таврическую . Здесь его разноплеменная православная паства непрестанно подвергалась тлетворному влиянию татар , евреев и немецких колонистов. По-прежнему, стремясь воспитывать в своей пастве дух религиозного благочестия, высокопреосвященный Иннокентий учредил в Одессе два новых торжественных крестных хода , собрал в Одессе и поместил в особой часовне копии со всех чудотворных икон России, восстановил Георгиевский-Балаклавский монастырь . Желая сохранить развалины древнего Херсона , преосвященный Иннокентий испросил себе у наместника Кавказского эти развалины и постарался устроить там, посреди пустыни, вблизи остатков бывшего соборного храма, небольшую церковь во имя святой княгини Ольги с небольшим помещением для иноков. Затем он обновил иссечённый руками святого Климента в Инкерманской скале древний храм, освятил его в память двух священномучеников Климента и Мартина, пострадавших в Херсоне, куда они посланы были на каменноломные работы, и устроил в этой же скале небольшой скит . Во время своего путешествия по Крыму владыка обычно оставлял спутников у подножия гор, а сам поднимался на их вершину для молитвы на местах подвигов древних подвижников. В новой своей епархии архиепископ Иннокентий также заложил и обновил множество храмов, занимался благоустройством семинарии . Как и в иных местах его святительства, жители Одессы с благоговением и жадным вниманием слушали проповеди своего знаменитого архипастыря. В Херсонской епархии святителю Иннокентию пришлось также войти в соприкосновение с движением болгар за освобождение своей страны и за восстановление автокефалии своей Церкви , упраздненной в то время Церковью Константинопольской . Хотя многие в России в то время относились сочуственно к болгарам, ни император, ни Святейший Синод не принимали идею восстановления полной независимости Болгарской Церкви. Святитель Иннокентий стал единственным гласным защитником права болгар на восстановление Патриаршества среди русской иерархии тех лет. В Одессе им основано " болгарское настоятельство " , которое до освобождения Болгарии давало приют и образование сотням болгарских юношей. В связи с этим надо заметить, что по близким отношениям к обер-прокурорам Синода и к другим архиереям, из которых более двадцати были с ним в переписке, владыка Иннокентий имел большое влияние на общий ход церковных дел, по крайней мере, в течение четверти столетия.

http://drevo-info.ru/articles/18986.html

При введении патриаршества в России предполагалось дать русской церкви и устройство соответственное восточным патриархатам, т.е. разделить церковь на митрополичьи округа , которые бы обнимали собой несколько епархий , причем епархиальные архиереи должны были быть в такой зависимости от митрополитов, как последние от патриархов. На самом деле деление это почему-то не состоялось. Четыре архиерея – новгородский, казанский, ростовский и Крутицкий – получили, правда, сан митрополита; но это не изменило положения вещей. Все иерархи в своих епархиях были равны и подчинялись патриарху так же, как раньше – митрополиту. Юридически власть патриарха ничем не отличалась от власти прежнего митрополита; патриарх пользовался только известными богослужебными преимуществами. Как и митрополит, он носил белый клобук , но с крестом или херувимами; на митре у него был крест, которого не было у митрополита; он носил цветную мантию ; перед ним во время выхода и выездов несли не только крест, но и свечи; облачался он посреди церкви, другие архиереи – в алтаре ; он один только сидел на горнем месте; из своих рук причащал архиереев . Если русский патриарх достиг высокого государственного значения, то этим он был обязан тем условиям, при которых пришлось действовать патриархам. Патриарх Иов деятельно работал в пользу избрания Годунова в русские цари: затем, когда явился первый Лжедмитрий и стал серьезно угрожать Годунову, Иов твердо выступил против него, защищая сначала Бориса Годунова, затем его сына Федора . Он посылал послов к князю Острожскому и польскому духовенству, убеждая их не верить Лжедмитрию, предал его анафеме и в своих посланиях доказывал, что Лжедмитрий не кто иной, как беглый чудовский монах Гришка Отрепьев . Когда самозванец овладел Москвой, Иов был свергнут с патриаршего престола и в простой монашеской рясе был отвезен в Старицкий Успенский монастырь . На место Нова патриархом избран рязанский архиерей Игнатий , родом грек, в молодости воспитывавшийся в Риме и до приезда в Россию занимавший Кипрскую епископскую кафедру. Он первый из архиереев признал Лжедмитрия царем и за это был возведен в патриархи 24 июня 1605 года.

http://drevo-info.ru/articles/2612.html

29 мая 1935 года оперуполномоченный СПО УГБ постановил: " Материал на Н.В.Толгского выделить в особое производство и направить для внесудебного разбирательства на Особое Совещание при НКВД СССР, поскольку... Настоятель церкви Сергия в Пушкарях группирует вокруг себя верующих, обрабатывая их в религиозном и антисоветском духе, склоняя на тайное монашество и подготавливая верующих к подвижничеству и страданиям за Православную веру. Проводит систематически антисоветскую агитацию и распространяет ложные слухи о якобы проводимых Советской властью гонениях на религию и верующих " . Виновным в контрреволюционной деятельности о. Николай себя не признал. 35 мая 1935 года особым Совещанием при НКВД СССР приговорен к трем годам ссылки в Казахстан . Его отправили в село Ленинское Чимкентского района. Не успев как следует обжиться, едва зарегистрировавшись в комендатуре, Николай Васильевич устроил в центральном парке занятия хорового кружка. На репетиции хора в парк бежали все от мала до велика. В 1935-1936 годы в Южно-Казахстанской области было сконцентрировано практически все репрессированное духовенство высшей иерархии из центральных районов России. О. Николай во время пребывания в ссылке трижды приезжал к митрополиту Кириллу (Смирнову) , также сосланному в Казахстан, в Яны-Курган. О.Николай всеми силами стремился вернуться к пастырскому служению и советовался по этому поводу с митрополитом Кириллом. В свободные от работы часы батюшка писал роман " О законах последнего времени " . Старался быть в курсе происходящих событий, читал газеты и журналы. В своем последнем письме родным он писал: " Только с работой плохо — негде служить, а к физической работе не гожусь. Это путешествие дало мне массу материала — пиши не хочу. Только одно плохо: жизнь уходит. Впрочем, так и надо. Слава Богу за все, что получил от Него, и за все настоящее и будущее. И за внучонка, и за вас благодарю Его. Живите дружно и больше снисходите и прощайте друг другу. Не допускайте зла. Гоните его от себя " . Священномученик Николай (Толгский) 23 июня 1937 года он был арестован в ссылке в числе большой группы духовенства и верующих. Было инициировано дело N 723 " Об организации контрреволюционного центра церковников " , во главе которого якобы стоял митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов) . Наряду с обвинениями, предъявленными всем участникам дела (участник " к/р центра, куда вошли значительные по количеству кадры церковников, монахов, попов " , для " установления Патриаршества и главенства Церкви над государственной властью " ) протоиерей Николай Толгский обвинялся в том, что был " руководителем ссыльного духовенства в Каракатском районе, по поручению [епископа] Кобранова группировал вокруг себя и осуществлял к/р руководство к/р элементом в селе Ленинском. Вел к/р агитацию пораженческого характера, писал к/р роман, изъятый при обыске " .

http://drevo-info.ru/articles/13676664.h...

Разделы портала «Азбука веры» 12 Апр 2022 Около 300 священнослужителей УПЦ подписали обращение к предстоятелям поместных Православных Церквей о предании патриарха Кирилла церковному трибуналу В Избранное Около 300 клириков Украинской Православной Церкви подписали обращение к предстоятелям поместных Православных Церквей о предании патриарха Московского и всея Руси Кирилла церковному трибуналу, сообщает «Древо-инфо.Ru» . Обращение на своей странице в одной из социальных сетей опубликовал клирик Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви протоиерей Андрей Пинчук. По состоянию на 19 часов 11 апреля 2022 года его подписало 290 человек. Участники заявления указывают на то, что в истории Русской Церкви уже был прецедент обращения в суд Восточных Патриархов: «В 1666 г. именно Восточные Патриархи осудили Московского патриарха Никона, лишив его патриаршества и епископского сана. Никона оставили простым монахом и отправили на покаяние в монастырь». Сегодня, когда патриарх Московский и всея Руси Кирилл поддерживает военные действия России на территории Украины, «священники Украинской Православной Церкви, решили обратиться к Собору Предстоятелей Древних Восточных Церквей с иском против патриарха Кирилла». В документе клириков Украинской Православной Церкви, в частности, говорится: «Кирилл проповедует доктрину “русского мира”, которая не соответствует православному учению и должна быть осуждена как ересь». Кроме того, несмотря на то, что патриарх в течение многих лет в своих публичных заявлениях (в том числе и во время визитов в Украину) утверждал, что считает православных христиан Украины своей паствой, сегодня он совершает моральное преступление, благословляя боевые действия российских войск на территории Украины. Священнослужители надеются, что Собор Предстоятелей Древних Восточных Церквей рассмотрит их обращение и вынесет свое справедливое решение. Отказа епископов и духовенства Украинской Православной Церкви от поминовения патриарха Кирилла за богослужением уже недостаточно, говорится в заявлении.

http://azbyka.ru/news/okolo-300-svjashhe...

Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата 8 мая 1590 года. Пергамент, чернила (на греч. яз.). Грамоту подписали 106 человек: патриархи Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, а также 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов. В Константинополь Иеремия вернулся лишь весной 1590 года. В мае был созван Собор , на котором предстояло утвердить патриаршее достоинство Московского первосвятителя. На этом Соборе в Константинополе присутствовали три восточных патриарха: Иоаким II, Иоаким Антиохийский и Софроний V Иерусалимский . Сильвестр Александрийский был болен и к началу Собора скончался. Замещавший его Мелетий (Пигас) , вскоре ставший новым Александрийским патриархом, не поддерживал Иеремию, а потому приглашен не был. На Соборе было 42 митрополита, 19 архиепископов, 20 епископов. Патр. Иеремия должен был оправдывать свои действия в Москве. Собор признал патриарший статус за Русской Церковью в целом, а не за одним лишь Иовом, но утвердил за Московским патриархом пятое место в диптихе. Соборную грамоту в Москву отвез митр. Дионисий Тырновский . Проведенное в 1970-х годах палеографическое исследование подписей под этой грамотой выявило значительное количество (66 из 106) неподлинных подписей, а также некоторое количество подписей, полученных уже после окончания Собора . Вероятно, патриарх Иеремия пошел на подлог в расчете на скорейшее получение милостыни из России и хотел создать более представительное впечатление о Соборе, чем он был на самом деле. Расчет патр. Иеремии оправдался, ему была послана щедрая милостыня: омофор, осыпанный жемчугом, золотые богослужебные сосуды, сорок сороков соболей, другие ценные меха. Однако русское правительство было недовольно отсутствием подписи Александрийского патриарха и решением о пятом месте патриарха Московского в диптихе. Поэтому царь Феодор в посланиях к Иеремии и Александрийскому патриарху Мелетию настаивал на утверждении грамоты об учреждении Патриаршества на Руси Александрийским патриархом и на третьем месте в диптихе.

http://drevo-info.ru/articles/13679190.h...

Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в XII веке из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX веков являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора. В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты-мощевики «мерою и подобием Креста Христова». Одним из них стал «Кийский крест», куда кроме частицы Животворящего Креста было помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. Русские паломники в Святую землю с первой половины XIX века, из числа особо именитых лиц, получали от Иерусалимского патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды. Орден Креста с частицей Животворящего Древа и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской церкви. В честь обретения Креста был установлен праздник Воздвижение Креста Господня , получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. То же было сделано с Крестом и после его возвращения в 629 году из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим при императоре Ираклии. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечается как православной, так и католической церквями 14 сентября (по юлианскому календарю в некоторых православных церквях, и по григорианскому календарю в католицизме). Отдельно установлено празднование в воспоминание обретения царицей Еленой Креста Господня и гвоздей. В Православной церкви оно совершается 6 марта (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 3 мая. В 2006 году частица Животворящего Креста была доставлена на околоземную орбиту. Описание [ править править код ] За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Исследователь конца XIX века Шарль Роо де Флepu[fr] в сочинении «Память об орудиях страстей Христовых» (фр. «Mémoire sur les instruments de la passion de la N.-S. J.-C.») сообщает, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около трети объема от Креста. Местонахождение. Доступность для паломников [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Животворящий_К...

Синодальный период Начало XVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I . Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода , который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом светские государственные чиновники - обер-прокуроры . Превращение в государственное учреждение и лишение самостоятельности самым пагубным образом сказались на состоянии Русской Церкви. В Синодальный период своей истории ( 1721 - 1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. XIX век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия , преподобного Серафима Саровского , старцев Оптиной и Глинской пустынь. Восстановление Патриаршества. Советские гонения В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции - в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси ( 1917 - 1925 ). Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября 1917 года говорилось: " Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения - кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов - смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга... Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов! " Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.

http://drevo-info.ru/articles/119.html

При Филарете в области патриаршего управления начинают выделяться разряды и приказы: в судном приказе или патриаршем разряде были сосредоточены все судебные дела; в приказе казенном – дела о ставленниках, а также сборах с вотчин и духовенства; приказ церковных дел ведал делами, касающимися церковного благочиния; дворцовый приказ заведовал хозяйством патриарха. Ведомство этих приказов не было, впрочем, строго разграничено и может быть определено только приблизительно. Патриарх по-прежнему, вместе с высшим духовенством, призывался на земский собор и в царскую думу. По смерти Филарета преемник его, Иоасаф I (1634 - 1640), не мог занять такого положения, какое принадлежало отцу царя: он не носил титула великого государя, как и его преемник Иосиф (1640 - 1652). При последнем было издано « Уложение » царя Алексея Михайловича , значительно подрывавшее значение в государстве церковной иерархии вообще и патриарха в частности. Патриарх сидел во время составления «Уложения» в царской думе и на земском соборе и не протестовал. Учреждением монастырского приказа были уничтожены судебные привилегии духовенства, а следовательно, умалена власть патриарха. Главным противником приказа явился патриарх Никон , при котором патриаршая власть достигла небывалого до тех пор развития. Как и Филарета, Никона титуловали «великим государем»; власть патриаршая как бы приравнивалась к власти царской. Монастырский приказ хотя не был уничтожен, но почти бездействовал. Не имело силы и постановление « Уложения », запрещавшее увеличение монастырских вотчин: патриаршие вотчины увеличились за это время с 10 тыс. дворов до 25 тыс. Никон окружил себя царской пышностью и сделался, как царь, недоступен. Архиереи рабски подчинялись всесильному патриарху, беспрекословно сносили все его грубости и исполняли его распоряжения. Патриарх своей властью отбирал у епархий и церквей вотчины и отдавал их на свои монастыри или присоединял к патриаршим владениям. Самовластно поступал Никон и с боярами. Идеалом его было двоевластие, в виде светской власти царя и духовной – патриарха. С этой целью он как бы в противовес «Уложению» пересмотрел и дополнил Кормчую , которую издал с приложением подложной грамоты Константина к папе Сильвестру , содержавшей в себе апологию церковной власти и церковных имуществ. Никон хотел убедить царя Алексея Михайловича отменить вовсе «Уложение» и заменить его Кормчей; но это не удалось. Царь разослал только воеводам для руководства в суде выписки из Номоканона , как бы в дополнение «Уложения».

http://drevo-info.ru/articles/2612.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010