Разделы портала «Азбука веры» 12 Апр 2022 Около 300 священнослужителей УПЦ подписали обращение к предстоятелям поместных Православных Церквей о предании патриарха Кирилла церковному трибуналу В Избранное Около 300 клириков Украинской Православной Церкви подписали обращение к предстоятелям поместных Православных Церквей о предании патриарха Московского и всея Руси Кирилла церковному трибуналу, сообщает «Древо-инфо.Ru» . Обращение на своей странице в одной из социальных сетей опубликовал клирик Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви протоиерей Андрей Пинчук. По состоянию на 19 часов 11 апреля 2022 года его подписало 290 человек. Участники заявления указывают на то, что в истории Русской Церкви уже был прецедент обращения в суд Восточных Патриархов: «В 1666 г. именно Восточные Патриархи осудили Московского патриарха Никона, лишив его патриаршества и епископского сана. Никона оставили простым монахом и отправили на покаяние в монастырь». Сегодня, когда патриарх Московский и всея Руси Кирилл поддерживает военные действия России на территории Украины, «священники Украинской Православной Церкви, решили обратиться к Собору Предстоятелей Древних Восточных Церквей с иском против патриарха Кирилла». В документе клириков Украинской Православной Церкви, в частности, говорится: «Кирилл проповедует доктрину “русского мира”, которая не соответствует православному учению и должна быть осуждена как ересь». Кроме того, несмотря на то, что патриарх в течение многих лет в своих публичных заявлениях (в том числе и во время визитов в Украину) утверждал, что считает православных христиан Украины своей паствой, сегодня он совершает моральное преступление, благословляя боевые действия российских войск на территории Украины. Священнослужители надеются, что Собор Предстоятелей Древних Восточных Церквей рассмотрит их обращение и вынесет свое справедливое решение. Отказа епископов и духовенства Украинской Православной Церкви от поминовения патриарха Кирилла за богослужением уже недостаточно, говорится в заявлении.

http://azbyka.ru/news/okolo-300-svjashhe...

Восемнадцать лет патриаршества Алексия II — особенное время. Миллионы людей обрели веру за неполных двадцать лет. В историческом бытии Церкви, в церковном сознании произошли перемены, результаты которых можно будет оценить только через многие годы. Плоды, по которым предстоит узнать древо, не скороспелые, нужно уметь их ждать. Открываются храмы и монастыри, богослужение собирает два или даже три поколения одной семьи, опыт молитвы и деятельного свидетельства о Христе становится достоянием многих. С другой стороны, с тревогой признаемся: опыт радостной веры, опыт новомучеников слишком часто остается за рамками нашего личного духовного опыта. По-настоящему значимо лишь то, с чем ты встретился сам, что знаешь не понаслышке, к чему чувствуешь личную причастность. Из чего складывается наш образ Церкви? Это чаще приходская жизнь (порой весьма неустроенная), чтение духовной литературы (качество которой удается определить далеко не всегда), общение со священниками и более опытными в молитве и церковной жизни людьми, опыт паломничества, а также публикации, радио- и телерепортажи о жизни Церкви. Где, в какой момент происходила наша встреча с Патриархом? Как правило, мы видели его лишь на экране телевизора и узнавали о его служении из новостей. Его образ знаком нам в интерпретации преимущественно светских СМИ, в отстраненных форматах современных массмедиа. Готовы ли мы согласиться с этим образом Патриарха и отказаться от поиска образа более глубокого, духовно убедительного? Конечно, служение Патриарха Алексия имеет общественное и политическое измерение. Но сколько бы об этом ни говорили, это не будет главным. Да, Церковь вернулась не только в духовную и культурную жизнь России. Евангельские ценности вновь сознаются многими как базовые, происходит формирование православной общественности, а само православие становится фактором политической жизни страны. Прочность этого присутствия зависит от духовной силы и духовного авторитета Церкви. Но образ Патриарха — это неизмеримо больше, чем любые общественно значимые инициативы. Они лишь следствие полнокровной церковной жизни. Для меня образ Патриарха — это образ церковного возрождения во всей его полноте.

http://e-vestnik.ru/church/obraz_tserkov...

Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в XII веке из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX веков являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора. В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты-мощевики «мерою и подобием Креста Христова». Одним из них стал «Кийский крест», куда кроме частицы Животворящего Креста было помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. Русские паломники в Святую землю с первой половины XIX века, из числа особо именитых лиц, получали от Иерусалимского патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды. Орден Креста с частицей Животворящего Древа и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской церкви. В честь обретения Креста был установлен праздник Воздвижение Креста Господня , получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. То же было сделано с Крестом и после его возвращения в 629 году из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим при императоре Ираклии. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечается как православной, так и католической церквями 14 сентября (по юлианскому календарю в некоторых православных церквях, и по григорианскому календарю в католицизме). Отдельно установлено празднование в воспоминание обретения царицей Еленой Креста Господня и гвоздей. В Православной церкви оно совершается 6 марта (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 3 мая. В 2006 году частица Животворящего Креста была доставлена на околоземную орбиту. Описание [ править править код ] За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Исследователь конца XIX века Шарль Роо де Флepu[fr] в сочинении «Память об орудиях страстей Христовых» (фр. «Mémoire sur les instruments de la passion de la N.-S. J.-C.») сообщает, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около трети объема от Креста. Местонахождение. Доступность для паломников [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Животворящий_К...

И ныне, егда принесоша ю зде и прошаху продати ю и внегда бе митрополит Писидийский нынешний человек мой, понуди мя и дах долг, и взях ю и посылаю святую главу к державному и святому царствию твоему... Посылаю и едины святые мощи к самодержице царице супружнице, еяж суть от длани преподобные матери нашея Параскевии, яж празднуется в 14 день октября, еяж святые мощи бяху целы сохранены в патриаршестве зде в Константинопольском и во время, внеже проси ю и взял воевода молдавский Лупул в Молдавию, тогда аз сам своими руками со благоговением разлучих я и держах в страсе и не лгу, яже да имать во освящение и сохранение всякие противолежащия силы... и что известит благодать Божия человеколюбным твоим утробам и да помилует мя от велиа милости своея» 85 . В 1626 году привез в Москву Константин Ларивонов часть Животворящего Древа, о котором подал такое заявление: «Бью челом и пишу смея и не смея недостойный раб, который принес к вашему царскому величеству святое и пречестное, великое и неизреченное древо, есть то от пречестнаго и Животворящаго Креста, на котором распяли Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия, единороднаго и единосущнаго и нераздельнаго. И это древо обрели прародители мои, а по прародителех моих досталось мне, убогому рабу вашего царскаго величества, и видечи я то, чтобы то пречестное древо не осталось там меж волков еретиков агарян, привез если то древо с собою к вашему царскому величеству: да извещаю вам, великим царем, что я от родства великаго, про то велите распросить... преподобнаго келаря Аникея, он про то ведает... а то древо свидетельственно, и чудеса многие от него творились и про то объявляю неложно, не для мзды, сами вы узрите: какое чудо учнет от него происходить и распросить велите верийскаго митрополита Аверкия, что он видел, и он вам, государем, подлинно скажет про те чудеса» 86 . В 1693 году Иерусалимский патриарх Досифей с племянником своим архимандритом Хрисанфом прислал царице Наталье Кирилловне часть Животворящего Древа, причем писал: «Посылаем вам освящения ради и помощи душевной и телесной частицу самого подлиннаго Честнаго и Животворящаго Креста Господня» 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Совершенно очевидно, что ни папство, ни патриаршество не имеют канонических обоснований и что самая идея рождена верой не в силу Божию, а в силу человеческую… В дальнейшем читатель увидит, во что превратило папство католическую Церковь, как параллельно с ростом внешнего могущества католического церковного аппарата и его совершенством понижалось религиозное чувство и ослабевала вера… Мистический центр религиозного сознания был перенесен в другое место. Детское доверие к Богу, чистота, кротость и смирение – эта сила, творящая чудеса, уступила свое место гордости и власти, и многоветвистое древо католической Церкви, покрывши своими ветвями почти весь мир, перестало давать плоды… Не ждал я ничего и от русского патриаршества… Наоборот, я опасался, что в условиях русской действительности, без Царя, патриаршество только скомпрометирует себя. Действительность оказалась безжалостнее самых мрачных, сокровенных предположений. И что бы ни говорилось и ни писалось по поводу того, что, несмотря на гонения и преследования, Православная Церковь в России не только не разрушилась, а, наоборот, духовно возродилась и окрепла, но такие утверждения не соответствуют действительности. Не разрушилось лишь то, что и не могло разрушиться, что не подлежит никаким человеческим влияниям, что не поддается и натиску сатанинских сил, пред чем бессилен и сам диавол – не разрушилась Церковь как Божественное установление, но Православная Церковь как земная организация – уничтожена, и в этом мы убедимся из последующего изложения. Глава 41. Гонения на Церковь Правда сильнее лжи, и нет ничего, что бы могло укрыть ее, тем более победить. Как ни изощряется советская цензура, не только не пропускающая правды за пределы России, но и подменивающая правду сознательной ложью, однако все эти попытки не достигают цели. Правда находит пути, чрез которые пробивается наружу и громко говорит о себе. И не ее вина, если ей не верят… Вот несколько свидетельств гонения на Церковь, заимствованных из частных писем и официальных сообщений прессы:

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Царевичу же Федору Борисовичу принес благословение, также мощи архидиакона Стефана и образ Симеона Сербского, обложенный серебром. Оба Государя прикладывались к святым мощам и приняли благословение от Митрополита, а потом Дионисий правил им поклон от Цесаря Римского Рудольфа и от его имени спрашивал о их царском здравии; в свою очередь Царь и Царевич спрашивали о здоровье Цесаря и велели дьяку Афанасию Власьеву принять грамоту Императора. Митрополит Дионисий сказал Государю: «что де Цесарь прислал его, богомольца царскаго, говорить о великих делах, тайных Государевых, и просил, чтобы велено было, кому-либо из ближних бояр, его выслушать.» Государь приказал Митрополиту сесть по левую сторону, выше окольничих, и дьяк Афанасий Власьев отвечал ему от имени Государя: что грамоту цесарскую выслушает он другим временем, и велит переговорить с ним о тайном деле ближним своим боярам. С этим словом был он отпущен из палаты царской. Как видно, прием ему был особый, почетный, как послу Цесареву, и потому что он сам происходил из рода царского, и был уже однажды в России, по важному делу о патриаршестве. Когда он удалился, взошли все вместе пред лице Государя: Пелагонийский Митрополит Иеремия, Мглинский Епископ Иосиф со всеми Архимандритами и старцами, и тот же окольничий Салтыков являл их Государю, называя каждого по вмени. Царь и Царевич приняли благословение от Митрополита и прикладывались к принесенным ими мощам. Пелагонский Митрополит поднес мощи Иоанна Златоустог о, Синайской горы Архимандрит позлащенную панагию с драгоценными камнями и многими мощами: Евангелиста Луки, Марии Магдалины, Великомученика Георгия, Иоанна Златоустог о, мучеников Ферапонта, Прокопия и Вакха, и древо жезла Моисеева. Архимандрит Феофан от Царьградского Патриарха поднес мощи Св. мученика Иакова Персянина. Архимандрит Логгин с Афонской горы, из лавры Святого Саввы принес мощи Великомученика Феодора Стратилата; Ксенофского монастыря Архимандрит Иаков мощи Великомученика Димитрия; Сербской земли монастыря Введения Богоматери строитель Христофор мощи Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Кроме вышеизложенного истолкования святыми отцами грехопадения прародителей, существует и прообразовательное его понимание. Так, древо познания добра и зла, послужившее падению человеков, прообразовало древо Креста, послужившее их искуплению: «Для сего и Древо против древа и руки – против руки; руки, говорю, мужественно простертые, против руки, простертой невоздержанием. Для сего вознесение (на Крест) – против падения, желчь – против сладости, смерть – против смерти, Воскресение – для воскресения» 52 . Падение происходит через жену, так и спасение приходит через Богородицу, называемую в богослужебных текстах Второй Евой. Первая Ева обольщена речью падшего ангела, Вторая Ева принимает слова архангельского благовестил. «Таково таинство закона: первый человек... пал по совету жены: Второй, рождшийся от Девы, восставил падшего. Зло – от жены, и благо – от Жены. Евою мы преданы рабству, чрез Марию освобождены. Ева подвергла нас осуждению чрез плод древа, Мария избавила нас даром Древа, ибо Христос повешен на Древе, как плод. Евою низведены до земли, Мариею возводимся к Небу. Древом мы умерли, Древом ожили. Древо открыло нашу наготу, Древо же покрыло нас листвием всепрощения. Древо породило терния и волчцы, Древо произвело упование и спасение» 53 . Падение человеков происходит в саду – Эдемском, так и начало искуплению положено в саду – Гефсиманском. «В саду началось страдание Христово, ибо в раю пал Адам. Христос вкушает желчь, дабы уврачевать сладость горького удовольствия Адамова. Поражается копьем в ребра, дабы исцелить ребро Адама» 54 . В шестом часу дня происходит падение людей, в шестой час Христос приходит на источник «Евин уловити плод: Ева бо в той изыде из рая прелестию змиевою» 55 , в шестой же день и час Он на Кресте искупает грехи человеков 56 . Суммируя все вышеизложенные святоотеческие высказывания о прообразовательном значении истории грехопадения прародителей, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Чем победил человека диавол, тем же преодолел его Христос; взяв его же орудия, Он ими и победил его... Дева, древо и смерть были знаками нашего поражения: девою была Ева, так как тогда она еще не познала мужа; древом было древо рая; смертью было наказание Адама. Но вот, опять Дева, Древо и смерть, – эти знаки поражения сделались знаками победы. Вместо Евы – Мария; вместо древа познания добра и зла – древо Креста; вместо смерти Адамовой – смерть Христова. Видишь ли, что чем победил диавол, тем и сам побеждается? Чрез древо поразил диавол Адама; чрез Крест преодолел диавола Христос; то древо низвергло в ад, это же Древо и отшедших извлекло оттуда. И опять, то древо укрыло пленника обнаженного, это же Древо с высоты открыло всем Победителя обнаженного. Также и смерть: на ту смерть осуждались те, кто будут жить после нее, эта же смерть воскресила и тех, кто жил прежде нее» 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Кондак 10 Спасти хотя мир, длани Своя пречистыя Христос на древо вознесе, и древо преслушания заменися Древом Сыновняго Богу Отцу послушания. Рука невоздержания низверже Адама, руками Богочеловека, на Кресте распростертыми, Отец Небесный соединяет Своею любовию все концы мира. Темже и мы торжественно взываем победную песнь: Аллилуиа. Икос 10 Стена еси, ограждающая нас от всех бед и напастей, Кресте Всечестный, цельбоносный источниче спасения всем языком, осеняющий всех святым твоим знамением во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сего ради с веселием взываем: Радуйся, Честный Кресте Христов, Кровию Богочеловека обагренный./Радуйся, Честный Кресте Христов, цветами райскими благоухающий./Радуйся, Честный Кресте Христов, лучами веры нас озаряющий./Радуйся, Честный Кресте Христов, лучами надежды нас подкрепляющий./Радуйся, Честный Кресте Христов, лучами любви нас согревающий./Радуйся, Честное Древо, на немже совершися таинство всемирнаго искупления. Кондак 11 Пение похвальное приносим ти, Божественное Животворящее Древо Креста Господня, верных осеняющее и всех нас ограждающее от всякаго врага и супостата. Сего убо ради вопием песнь: Аллилуиа. Икос 11 Поюще твоя чудеса, всесильный Кресте Христов, с верою и благодарением преклоняем колена сердца нашего, со слезами лобызаем святыя нозе Страдальца, покланяемся Отрастем Христовым и тако вопием: Радуйся, Честное Древо, скипетре царей христианских./Радуйся, Честное Древо, державо всей вселенной./Радуйся, Честное Древо, основание благочестия./Радуйся, Честное Древо, водам освящение./Радуйся, Честное Древо, полям и садам плодоносие./Радуйся, Честное Древо, на немже совершися таинство всемирнаго искупления. Кондак 12 Благодать Твою всесильную, Господи, являет нам Древо Треблаженное, той бо осияет ум наш, вразумляет и научает пети непрестанно победную песнь: Аллилуиа. Икос 12 На гору Голгофскую водружен бысть Крест Честный, и Ты, Создателю мира, вознесен был еси на нем, яко в позор мирови. Мы же, вернии, лобызаем пречистыя язвы Твоя, покланяемся Честному Кресту Твоему, сице взывающе: Радуйся, Честный Кресте Христов, предназначенный Богом для Таинства искупления./Радуйся, Честный Кресте Христов, яко ты еси радостное знамение нашего спасения./Радуйся, Честный Кресте Христов, знамение нашего свобождения./Радуйся, Честный Кресте Христов, страстей наших умерщвление./Радуйся, Честный Кресте Христов, совести нашея успокоение./Радуйся, Честное Древо, на немже совершися таинство всемирнаго искупления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

О древе жизни, как о «древе здравия» пишет блаж. Августин: «Прибавлю еще и то, что, хотя это дерево и представляло телесную пищу, и пищу такую, которая делала тело человека постоянно здоровым, не как от всякой другой пищи, а в силу некоторого сокровенного вдохновения здоровья... Бог, посредством пищи от некоего дерева, благодаря его особенному значению, давал человеку возможность, чтобы его тело не испытывало как в здоровье, так и в возрасте изменения в худшую сторону, или, чтобы даже и не умирало» 193 . Итак, древо жизни – для приобщения полноты вечной жизни в Боге. Мидраш говорит, «что Древо жизни обнимает собою всю жизнь, есть символ жизни, как таковой, и полное выражение движущего стремления ее ко благу». Благодатные плоды древа жизни не просто питают, но исцеляют больных и позволяют жить вечно ( Быт. 3:22 ). Древо жизни было посреди сада. Св. Филарет Московский : Древо жизни «было между древами райскими то, что человек между животными, что солнце между планетами. Плоды райских древ служили для питания: плод древа жизни – для здравия. Те могли восполнять в теле недостаток, производимый движениями; а сей, приводя его силы в одинаковое всегда равновесие, сохранял в нем способность жить вовек ( Быт. 3:22 ) " 194 . Согрешивший человек лишен плодов древа жизни. Христос-Мессия принес Царство. В Его Царстве во святой Церкви, посреди, плодоносит древо крестное, древо животворящее, древо жизни. Плод животворящего крестного древа – Плоть и Кровь Христа, принимаемые во здравие души и тела, дарующие жизнь вечную в живом Боге. В Новом Небесном Иерусалиме среди улицы его... древо жизни, двенадцать (раз) приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов ( Откр.22:2 ). Так, это таинственное древо (жизни) является в начале, середине и завершении домостроительства нашего спасения. Второе древодрево познания добра и зла. Это древо – поистине камень преткновения для взыскующего человеческого ума. Почему Бог насадил его? Что оно такое? Почему? почему? – ищет ум, а совесть согрешившего бьется в груди, как птица, заключенная в клетку...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Дева, древо и смерть были знаками нашего поражения; девой была Ева, потому что она еще не познала мужа, когда подверглась искушению; древом было древо познания добра и зла; смертью было наказание Адаму. Видишь ли, как дева, древо и смерть были знаками нашего поражения? Посмотри же, как потом они же сделались орудиями победы. Вместо Евы – Мария, вместо древа познания добра и зла – Древо Креста, вместо смерти Адама – Смерть Господа. Видишь ли, что чем дьявол победил, тем же он и побежден? Древом победил Адама дьявол, Крестом поразил дьявола Христос. То древо низринуло человека во ад, а это Древо, Древо Креста, и низринутых туда опять извлекло из ада; то заставило пораженного скрыться, как пленного и нагого, а это показало всем Победителя обнаженно пригвожденным на высоте ко Кресту. Та смерть подвергла осуждению всех живущих и после Адама, а Смерть Христа поистине воскресила всех, живших и прежде Него… Чрез смерть мы сделались бессмертными, по падении восстали, после поражения стали победителями. Таковы действия Креста; они – величайшее доказательство Воскресения…» Вместе с тем святитель Филарет Московский все же сравнивает напрямую Древо Креста с древом познания добра и зла: ведь Крест для распятого и умершего на нем Господа стал «Древом смерти» – подобно тому как райское древо познания добра и зла сделалось некогда «древом смерти» для ветхого Адама. Однако благодаря тому, что на этом Господнем «Древе смерти» восторжествовало спасение и Жизнь победила Собой смерть, Древо Креста подлинно оказалось для всех нас самым настоящим «Древом жизни». Потому, по убеждению святителя Филарета, ветхозаветным прообразом Креста может отныне считаться уже совсем иное райское древоДрево жизни. Святитель Филарет говорит о такой удивительной смене ветхозаветных прообразов Креста – от губительного и смертоносного древа познания добра и зла к Древу жизни – в «Слове на Великий Пяток», произнесенном в 1813 году: «Прежде, нежели вочеловечившийся Сын Божий воспринял и понес Крест Свой, этот Крест принадлежал человекам.

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010