Приложение VIII. Алфавитный указатель имен лиц и мест, упоминаемых в письмах блаж. Феодорита. Аарон, ветхоз. первосвященник: 128. 162 Абундий, епископ Команский: 181 Аввакум, пророк: 145 Август, келарь: 151 Авессалом, сын Давида: 133. 249 Авив, епископ Долихийский: 248. 249. 250 Авраамий, хорепископ: 113. 116. 117 Авраам, ветхоз. патриарх: 25. 29. 104. 113. CXIII. 116. 127. 130. 145. 151. 181. 223. 229. Аврам: 10. Агапит, пресвитер; 183. 223. Аетий, пресвитер: 221. Акакий, диакон: 255. 256. Акакий, епископ Верийский: 75. 110. 112. 149. 178. 233. 235. 266. Акакий, епископ Мелитинский: 164. Акилин, епископ (Вивлосский): 181. 248. 250. Александрия, город: 82. 85. 86. LXXXVI. 113. 114. 149. 235. 248. Александр, епископ Александрийский: 83. 145. 151. Александр, епископ Амасийский: 268. Александр, епископ Антиохийский: 110. Александр, епископ Апамийский: 263. Александр, епископ Ирапольский: 233. 234. 242. 248. 250. 258. 261. 262. 268. Алипий, экзарх: 113. 116. 117. Алкиной: 30. 205. Алфий, епископ: 232. Амалик: 127. 128. Амвросий, епископ Медиоланский: 145. 151. 167. 170. Амфилохий, епископ Иконийский: 145. 151. Анастасий, пресвитер Верийский: 133. Андрей, епископ Самосатский: 233. 234. 238. 242. 243. Анна, мать Самуила: 223. Антиохия сирийская, город на р. Оронт: 79. 80. 81. 82. 83. 86. LXXXVI. 112. 113. 119. 147. 165. 208. 234. 237. 238. 243. 249. 253. 260. 264. 267. Апамия, город: 119. 152. 175. 253. 254. Аполлинарий, епископ Лаодикийский: 82. 104. 112. 113. 143. 145. 147. 150. 151. 152. 153. 157. 161. 167. 168. 170. 177. 234. 266. 268. Апрингий, епископ Халкидский: 149. 163. 165. 268. Аравия: 166. Аристолай, трибун: 177. 233. Аристофан: 228. Арий: 21. 81. 82. 83. 99. 104. 112. 113. 116. 143. 145. 151. 152. 161. 167. 168. 170. 177. 266. Аркадий, епископ западный: 263. Армовий (еретик): 145. Архей, местечко: 221. Архелай, епископ: 149. Асия, Асийцы: 161. 162. 167. 264. Аттик, епископ Константинопольский: 145. 151. Африка: 32. 33. 34. 168. 201. Ахав, царь Израильский: 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Последование проскомидии, великого входа и причащения в славяно-русских служебниках XII–XIV вв. Источник Литургия св. Иоанна Златоуста в древних славяно-русских доуставных 1 служебниках (XII–XIV вв.) имеет весьма много отличий от современного последования её в печатном служебнике, особенно в изложении проскомидии великого входа и причащения. Чтобы иметь наглядное представление об этих отличиях 2 и в виду того, что русская литература по истории литургии вообще весьма не богата, – мы сочли не напрасным делом издать последования трёх указанных главных частей литургии по копиям, сделанным нами из нижеследующих памятников. I. Последование проскомидии по пергаменным рукописям библиотек: а) Московской Синодальной XII века 605/342, лист 2–10 об. и 604/348, л. 10 об.–11 об. – XIV века 598/345, л. 1 об.–7 об., 41–41 об., 600/348, л. 1–11; б) Типографской 127, л. 1–8 об., 128, л. 1 об.–4 (обе ркп. XIV в.); в) Румянцевского музеума XIV в. 398, л. 1–12, – 399, л. 1 об.–8 об.; г) С.-Петербургской Духовной Академии (бывшей Софийской) XII в. 518, л. 12–19, – XIII века 524, л. 1–4, – XIV века 526, л. 1–7 об; 522, л. 1 об.–14 (с вариантами из рукописи XIV в. Воскресенского монастыря 8, л. 1–8), – 523, л. 1 об.–14 об.; д) Казанской Духовной Академии (бывшей Соловецкой библ.) XIII в. 1016/702, л. 1 об.–9 об.; е) Императорской Публичной Библиотеки Q. I. 7 (из библиотеки графа Ф.А. Толстого 274), л. 1–4 об. и ж) Воскресенского монастыря 7, л. 2–12. II. Великого входа по рукописям: – Петербургской Духовной Акад. 518, л. 27; 524, л. 20–21 об.; 523, л. 27 об.–29 об.; 526, л. 15–17; 520, л. 9 об.–18; 522, л. 25–27; 566, л. 32–84; 532, л. 38 об.–41 об.; – Императорской Публичн. Библ. Q. 1. 7, л. 20–25 об.; – Троице-Сергиевской Лавры (служебник препод. Никона) 3 ; – Румянц. муз. 399, л. 16 об.–18 об.; – Синодальной библиотеки 598, л. 15 и греч. ркп. той же библ. 280, φυλ. 29–30 об.; – Типографской 127, л. 18 об.–21; – из Εχoλγιον’a 1566 г., изданного в Венеций (собственность А.С. Павлова ) и первопечатного Московского служебника 1602 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

1861 год 127 Январь, 1, воскресенье. Буди, Господи милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Вчера, ложась спать, я думал: куда-то назначат меня наши синодалы, а ночью в просонках слышал голос, сказавший мне: «в Ярославль»; утром же первая мысль моя была мысль о том, что русский народ твердо верует в Бога, благодатно присутствующего в душах, и в святость внутреннюю и потому очень любит молебны и акафисты, а живет не свято и не богоугодно. В полдень поздравили меня с новым годом секретарь нашего консульства Жáни, синайский архиепископ Кирилл и армянский епископ Гавриил. Последнему я советовал учить детей греческому языку. Он ответил мне, что будет посылать некоторых из них в то училище, которое выстроил г. Абет, русский подданный, родом туземец, и которое скоро будет открыто. Был у меня консул Лаговский и подтвердил, что Александрийский патриарх Каллиник отказывается от кафедры своей и передает ее архимандриту Евгению с тем условием, чтобы ему производимо было от этой кафедры пожизненное содержание. Сперва он у архимандрита просил капитала в 30000 талеров и, когда Евгений объявил ему, что негде взять их, согласился получить половину этой суммы. Итак, патриаршая кафедра продается и покупается. O tempora! O mores! 128 Я передал Лаговскому вопросы коптского владыки Кирилла: знает ли государь император, что есть на свете копты? Почему здешний генеральный консул России считает их иноверцами? 2, понедельник. Я нездоров, но принимаю гостей. Являлся ко мне каирский грек Диаманди, недавно путешествовавший в счастливой Аравии. Он был в Джедде и в окрестностях сего города. По уверению его, греческая община, находящаяся в абиссинском городе Гондаре, просила Александрийского патриарха Иерофея I прислать к ней церковный причт. Но он отказался исполнить их просьбу по безденежью. В самом деле, при нем патриархия была очень бедна. Теперь от сей общины остались три семейства, да и они поабиссинились. Потомок древней царской династии абиссинов Джиджач негуш подарил французам небольшой остров Адули в Красном море для стоянки кораблей их. Наполеон послал военное судно под начальством Рушеля для занятия сего острова. Но этот капитан прибыл туда, когда негуш, не могши сопротивляться храброму королю Абиссинии Феодору, убежал в горы с войском своим. Сам Рушель попал в плен к сему королю и освобожден был по ходатайству английского консула, живущего в приморском городе Массауа. Это было назад тому 7–8 месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

VIII. Приготовление и освящение мира в великий четверг в Константинополе в патриаршей Великой Церкви Исключительную особенность богослужения великого четверга в константинопольской Великой Церкви составляет совершаемый вселенским патриархом чин мироосвящения, получивший надписание в специальной филладе: „Διταξις περ τοδ γιου μρου“ 126 . В других православных церквах христианского Востока, за исключением Букарешта въ 127 , чин этот не совершается, причем и здесь в первый раз торжественно он был совершен лишь в 1882 году. Эту привиллегию всегда ревниво оберегала Великая Церковь константинопольская, желая удержать с собою „в каноническом единении“ все прочие православныя церкви Ближнего Востока, а посему и предписывала, чтобы освященное ею миро получали из Константинополя все патриархаты и даже автокефальные церкви, как, напр., элладская (с 1850 г., июля 29) и сербская (с 1879 г., апреля 27) и др. Само собою разумеется, что церкви, не находящиеся с нею в общении, как, напр., антиохийская, и признаваемые ею за схизматические, как, напр., болгарская, лишены этого „канонического единения“, а вместе с тем и права получать из Константинополя освященное миро. И та и другая церкви, не имея возможности, за скудостью денежных средств, приготовлять у себя миро, пользуются в этом отношении братскими услугами единоверной им церкви русской, в которой, как известно, ежегодно совершается мироосвящение или в Москве, или в Киеве, и которая не порвала своего духовного обшения и с этими православными церквами Ближнего Востока. Чин мироосвящения греческой константинопольской церкви, составленный известным ученым патриархом ея Констанцием I (1830–1834), бывшим питомцем Киевской духовной Академии, был напечатан в первый раз в 1833 году и повторен печатанием в патриаршей константинопольской типографии, в количестве лишь 50 экземпляров, в 1890 году 128 . Составитель ныне практикуемого на Востоке чина мироварения и освящения его, как питомец русской высшей богословской школы, ознакомившийся, в бытность свою в Киеве, с порядками, соблюдаемыми здесь при этом священнодействии, на практике, в значительной степени сблизил оба чина – восточный и русский, подчинив первый сильному влиянию последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

А.И. Никольский Часословы 127. Часослов , в восьмушку, неполный: нет нескольких листов вначале, средине и конце рукописи, 234 л., уставом и полууставом разных почерков XIV–XV, XV и XVI в.в., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом переплете. На полях внизу листов 1–14 приписка позднею скорописью: «Сия (книга) часослов от церкви Всемилостивого Спаса что на Устюге отобрана на Вологду в консисторию». Состав: 1) молитва покаянная, без начала (1–8 об.). Конец: «помилуй мя без числа ти согреших Господи, прости мя, аминь»; 2) часословец имея нощную дневную службу по уставу иже во Иерусалиме лавры святого отца нашего Саввы: последования: полунощниц: а) вседневной (9–31), б) субботней (31 об.–42 об.), в) утрени и первого часа (42 об.–72); г) канон Святей Живоначальной Троици поеться во всякую неделю пред утренею вместо полунощници – творение вселенского патреиарха Константина града кир-Митрофана (72–91 об.); д) тропари, богородичны и ипакои воскресные, не все (91 об.–96), е) последования 3, 6 и 9 часов и чина изобразительных (96–133); ж) последование вечерни (133–142 об.); з) чин обычныя повечерницы (142 об.–153); и) лунное течение (153 об.), к) окончание повечерницы (154–163 об.); каноны: л) благодарственный Пресвятей Богородице (163 об.–192), м) Иисусу Христу, без конца (192 об.– 203 об.), н) служба Благовещению, без начала (204–221), о) последование тропарям и кондаком от мытаря и фарисея до Всех Святых, неполное (221–234 об.). На 231–232 л.л. последование часов в Пасхальную седмицу. 128. Часослов , в восьмушку, неполный, 221 л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в поврежденном кожаном переплете (без верхней доски). Порваны листы: 1, 2, 59, 103, 104, 125, 132, 133, 185, 205, 208. Состав: последования полунощниц: 1) вседневной (1–19), без начала; 2) субботней (19 об.–32); 3) канон Святей Живоначальней Троци поем в неделю за полунощницу (32–44); 4) начало утреници и первого часа с почасием (44–90 об.); последования: 5) часов: 3, 6 и 9 с почасиями (90 об.–144 об.); 6) вечерни (145–157); 7) повечерницы великой (158 об.–208 об.); на лл. 183–190 канон молебен Ангелу хранителю; 8) тропари, богородичны и ипакои воскресные, не все. (208 об.–214); 9) тропари и кондаки дневные (214 об.–219); 10) богородичны и крестобогородичны на восемь гласов (219–221 об).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е.А. Авдеенко Кафизма I Начало книги Псалмы – противопоставление: кто есть «блажен муж» и кто его полная противоположность. «Блажен муж» – ашере-ха-иш. " Блажен» ашере – неизменяемая часть речи (ее даже принимают за восклицание); по форме – это существительное, которое употребляется только во множественном числе 3 . «Блажен муж» указывает на заповеди блаженств Нагорной проповеди Христа, каждая из которых начинается словом «блаженны»: μακριοι ( Мф.5:3–12 ). Поэтому ашере-ха-иш можно перевести: «блаженства [тебе], муж» 4 . Аналогично: ашере адам – «блаженства [тебе], человек» ( Пс.32 /31:2). Праведнику (который боится Господа) сказано: ашреха ве-тов лах – «блажен ты и хорошо тебе» ( Пс.128 /127:2). Блаженства связаны с тем, что «хорошо» (тов ) в глазах Божиих. В истории сотворения мира повторяется: «и увидел Бог , что это хорошо». Сотворенный мир причастен «доброму» (тов) Творца, также этому «доброму» (хорошему) причастен тот, кто «блажен». Тому, кто стяжал «блаженство» ашер, воздают особую хвалу: его «ублажают» (от глагола ашар ) 5 . У пророка Малахии находим пророчество с обетованием народу Израиля: «ублажат вас все народы» ( Мал.3:12 ); пророчество сбылось на Зачавшемся в Деве Марии; Она стяжала полноту блаженств в зачавшемся Младенце, поэтому Она говорит: «отныне ублажат Меня все роды» ( Лк.1:48 ). Этимологически слово «блаженство» связано с прохождением пути. Это видно по первым значениям глагола ашар: «продвигаться, усердно следовать, преуспевать» 6 – и по значению существительного ашур : «шаг» ( Пс.17 /16:11; Иов.31:7 ). Итак, первое слово книги Псалмы содержит сгусток понятий и положений библейского мировоззрения: – предуведомление о «блаженствах» новозаветной Церкви; – связь с тем, что «хорошо» в глазах Божиих; – указание на особое качество хвалы Богу, которое назвается «ублажать»; – и, наконец, ощущение, что        «блаженство» непременно содержит в себе пошаговое движение и вектор: «блаженство» – динамично и направленно, что соответствует фундаментальному библейскому понятию «путь».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

М.Б. Данилушкин Глава 3. Деятельность Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов Порядок представительства, права членов Собора и его состав Относительно порядка представительства и прав членов Поместного Собора высказывались различные точки зрения. Кроме уже упомянутого положения, выработанного ещё Предсоборным присутствием, существовала точка зрения, что Поместный Собор должен быть Собором исключительно епископов. Так считал, например, архиепископ Антоний (Храповицкий) . В противовес ей существовала другая позиция. Собор должен быть трехсоставным (епископы, клирики, миряне) , причём все члены Собора обладают одинаковыми правами, в т.ч. решающим голосом по всем вопросам (Осецкий). Интересно отметить, что выразитель этой точки зрения вообще исключил из числа участников Собора представителей монашествующих, а также викарных епископов. 127 С учётом работы предыдущих предсоборных учреждений, а также имевшихся на данный момент мнений, высказывавшихся на различных церковных съездах и собраниях, Святейший Синод, по наставлению Предсоборного Совета, 5(18) Июля 1917 года вынес по этому вопросу следующее решение: Собор состоит из епископов, клириков и мирян. Епархиальные епископы состоят по должности членами Собора, епископы же викарные и пребывающие на покое могут участвовать на Соборе в качестве его членов лишь по приглашению самого Собора. В состав Собора входят члены по выборам, по должностям и по приглашению Святейшего Синода. Каждая епархия, кроме правящего епископа, представляется на Соборе пятью членами (2 клирика, из которых один обязательно пресвитер, и 3 мирянами), избранными в епархиальном избирательном собрании. 128 Кроме того в состав членов Собора входят 10 представителей от монашествующих, избранных на съезде представителей мужских монастырей, намеченном на 16–23 Июля 1917 г. и 10 представителей от единоверцев. Военное и морское духовенство представляется на Соборе 10 членами (из них не менее 5 – в сане пресвитера), избранными на своем съезде 1/14 июля 1917 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «АРИСТЕЯ ПОСЛАНИЕ К ФИЛОКРАТУ» псевдоэпиграфическое лит. произведение в виде письма некоего Аристея к его брату Филократу, описывающее обстоятельства возникновения греч. перевода Пятикнижия ; один из основных источников по ранней истории возникновения Септуагинты и эллинистического иудаизма Александрии. Аристей сообщает Филократу о поездке во главе дипломатического посольства к иудейскому первосвященнику Елеазару в Иерусалим, к-рое было направлено туда по инициативе царского библиотекаря Деметрия Фалерского, желавшего приобрести для Александрийской б-ки перевод Моисеева Закона на греч. язык. В послании подробно и эмоционально описан Иерусалим, храм и проводившееся в нем богослужение (§ 83-127), рассказано о беседе Аристея с первосвященником об аллегорическом смысле Моисеева Закона, в к-рой Елеазар сообщает ему, что предписания и запреты, данные евреям Моисеем, имеют целью укрепить в людях благочестивые мысли и волю к стяжанию добродетелей (§ 128-171). Пришедшим в Александрию с ценной рукописью Закона 72 переводчикам царь устраивает недельный пир, во время к-рого испытывает их мудрость (§ 187-300). Эти 72 переводчика, находясь на о-ве Фарос, перевели евр. Тору на греч. язык в течение 72 дней, при этом согласие перевода было достигнуто путем сравнения вариантов каждого из них (§ 302). Новый перевод был прочитан Деметрием перед собранием александрийских евреев, и те засвидетельствовали его верность евр. оригиналу. После этого собрание произнесло проклятие на каждого, кто дерзнет внести в текст к.-л. изменения (§ 301-311). Новый греч. перевод Пятикнижия дали Птолемею II Филадельфу, к-рый преклонился перед мудростью иудейского законодателя и удивился, почему греч. поэты и историки прежде совершенно не интересовались евр. Законом. По словам Деметрия, всех, кто прежде приводил выдержки из Писания в неточном переводе (§ 314) (называются историк Феопомп и поэт Феодект), постигла кара Божия, потому что они «желали сообщить нечистым людям Божественное» (§ 312-316). Язык, жанр

http://pravenc.ru/text/75976.html

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО (см. также: Молитва, Молитва Иисусова). Спешу представить Вам слабый опыт правила, который я назвал «Чин внимающего себе посреди мира». Внушилось мне сделать его по возможности общим, для того чтобы он Вас нисколько не стеснял. Тем более показалось мне это удобным, что я Вам передал лично, как читать, по обычаю внимательных, утренние и вечерние молитвы и акафист Сладчайшему Иисусу, т.е. неспешно, очень неспешно, даже протяжно, не стремясь к тому, чтобы прочитать за один раз весь акафист или все собрание вечерних и утренних молитв, но заботясь о том, чтобы читаемый Вами известный отдел этих молитвословий был прочитан со вниманием, как в уши Господа Бога, а не на воздух. Руководство для деятельной жизни – евангельские заповеди. Руководствуйтесь ими во дворце Вашем, как руководствовался ими святой Давид во дворце своем. Этот царь говорил молитвенно Богу о заповедях Его: «Свет стезям моим закон Твой;... ко всем заповедям Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех;... путь неправды отстави от Мене и законом Твоим помилуй мя;... возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия; живи мя в заповедех Твоих» (см.: Пс.118:29,105,127–128 ). Величайшие святые Отцы повелевают, чтобы правило для христианина было как можно проще и малосложнее. Великий Варсонофий говорит, что врата в Царство Небесное узки и что не надо давать широкого правила для вшествия в них; широкое правило даже может помешать вшествию в них, потому что, гоняясь за мелочами, мы можем упустить важнейшее. 244 . Желающие приучиться к молитве именем Господа, обыкновенно называемой Иисусовой, первоначально приучаются по преданию Отцов, соединяя ее с поклонами. Это правило увеличивается или сокращается сообразно силам каждого. Для многих бывает достаточным следующее: Восстав от сна, старайтесь, чтобы первая Ваша мысль была о Боге и Его благодеяниях, которые на Вас излиты Богом без Вашего сведения и желания, по Его единой милости. Особеннейшим же благодеянием почитайте то, что Вы просвещены христианскою верою в недрах истинной Церкви; потом начинайте правило так:

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Оптина 127 «Оптина»... Так сокращенно называли обычно этот монастырь богомольцы. Подобно и Саровский монастырь звали просто «Саров». А иногда к Оптиной присоединяли и слово «пустынь», хотя пустынного там не было ничего, но этим хотели, вероятно, отметить особую святость этого монастыря. Оптина находится в Калужской губернии, в Козельском уезде, в четырех верстах от города, за речкой Жиздрой, среди соснового бора. Самое слово «Оптина» толкуют различно. Но нам, с духовной точки зрения, больше по душе легенда, что эта пустынь получила свое имя от какого–то основателя ее, разбойника Опты. Так ли это было на самом деле или иначе, но посетителям, да и монахам, это объяснение нравилось больше, потому что богомольцы тоже приходили туда с грехами и искали спасения души; да и монашеское житие, по сущности своей, есть прежде всего покаянное подвижничество. Прославилась же Оптина своими старцами. Первым из них был отец Лев, или Леонид 128 , – ученик знаменитого старца Паисия Величковского , подвижника в Нямецком монастыре, в Молдавии 129 После отца Льва старчество перешло к преемнику его, иеромонаху отцу Макарию (Иванову) 130 , происходившему из дворян. Про него сам митрополит Московский Филарет 131 сказал однажды: «Макарий – свят». Под его руководством воспитался и вызрел «мудрый» Амвросий 132 , учившийся сначала в семинарии. Потом были старцы – два Анатолия 133 , Варсонофий 134 – из военной среды, и Нектарий 135 . Последнего, а также и второго Анатолия, видел я лично и беседовал с ними. Но, кроме этих выдающихся иноков, и настоятели, и многие монахи тоже отличались высокою святою жизнью. Впрочем, и вся Оптина славилась на Россию именно духовным подвижничеством братии, что связано было больше всего со старчеством, и в свою очередь воспитывало опытных старцев. Старец – это опытный духовный руководитель. Он не обязательно в духовном сане, но непременно умудренный в духовной жизни, чистый душою и способный наставлять других. Ради этого к ним шли за советами не только свои монахи, но и миряне со скорбями, недоумениями, грехами.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010