Вслед за кончиною преподобного Кирилла, открылись знамения близости его ко Господу. Больной инок Кириак, которого послушанием было ловить рыбу для братии, по болезни не был при погребении преподобного и сильно скорбел о том. Явился преподобный и сказал: «что ты так болен, брат Кириак? Вставай, иди ловить рыбу». Осенив больного крестным знамением, престал он быть видимым. Больной, дотоле лежавший без употребления рук и ног, начал двигаться, а принесенный к гробу преподобного, совсем выздоровел. Рассказав изумленной братии бывшее ему видение, пошел он ловить рыбу и наловил столько, как никогда прежде. В ряду разных исцелений, следовавших за тем, особенно поразительно исцеление инока Макария. Он поступил в Новоезерскую обитель из Корельской стороны. Своевольный и сварливый, не хотел он переносит скудость обители и вышел в монастырь г. Белозерска. Здесь посетила его жестокая болезнь, так что ни ел, ни спал он. Придя в сознание грехов своих, обратился он с молитвою к преподобному Кириллу. Почувствовав затем некоторое облегчение, он, по его просьбе, отведен было в обитель преподобного. Здесь вдруг стал он кричать и упал бездыханным. Испуганные братия положили его на самый гроб преподобного. Он очнулся, встал и вот что говорил о себе: «демоны без милости мучили меня, но благолепный старец прогнал их жезлом. Встань, сказал он мне, и более не греши». Царю Иоанну св. Кирилл, явясь во сне, сказал не ходить в приемную палату до 3 часов дня. И в этот час палата упала, от чего несколько человек лишилось жизни. Опасенный царь, кроме того, что утвердил за обителию деревни Шиднем и Кобылино, отдал монастырю всю землю на 3 версты во все стороны монастыря. Это было в 1542 году 28 . В 1620 году жена священника Михаила, села Кема, сильно страдала от родов. Преподобный явился ей в иерейском облачении, с крестом в руке, и сказал: «иди в монастырь мой и будешь здорова». Она почувствовала облегчение, хотела идти в обитель, но удержана была родными, под опасением за нее. Преподобный явился опять в прежнем виде, но еще держал свечу и кадильницу. «Не бойся, Антонина! сказал он: пусть с свечою и ладаном священник отслужит молебен, и ты будешь здорова. Мужу твоему иерею Михаилу скажи, чтобы учил людей добру. Видите гнев Божий: то нападают иноплеменники, то посещает голод или мор. Это за то, что презирают праздники Божии, не постятся в среду и пяток, не чтят воскресного дня и валяются в грязи грехов. Если не покаются, хуже того будет» 29 . Дивная сила молитвы святых Божиих! В деревне Шиднем поныне живут, нс вымирая, потомки Дия, Григория и Давыда, уступивших остров преподобному для обители молитв 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, — говорится в Откровении Иоанна Богослова, — под ногами ее луна» (Апок. 12;1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц — это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц — это чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц — это корабль церковный, ведомый Кормщиком Христом; полумесяц — это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц — это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа. Крест «трилистниковый»   В России эта форма креста употребляется чаще других для изготовления напрестольных крестов. Но, впрочем, можем видеть ее и на государственных символах. «Золотой русский трилистный крест, стоящий на серебряном опрокинутом полумесяце», как сообщается в «Российском гербовнике», изображался на гербе Тифлисской губернии. Золотой «трилистник» (рис. 39) также имеется на гербе Оренбургской губернии, на гербе города Троицка Пензенской губернии, города Ахтырки Харьковской и города Спасска Тамбовской губерний, на гербе губернского города Чернигова и т.д. Крест «мальтийский», или «георгиевский»   Патриарх Иаков пророчески почтил Крест, когда «верою поклонился, — как говорит Апостол Павел, — на верх жезла своего» (Евр. 11,21), «жезла, — разъясняет святой Иоанн Дамаскин, — служившего изображением креста» (О святых иконах, 3 ел.). Вот поэтому сегодня над рукоятием архиерейского жезла имеется крест, «ибо крестом мы, — пишет святой Симеон Солунский, — путеводимся и пасемся, запечатлеваемся, детоводимся и, умертвивши страсти, привлекаемся ко Христу» (гл. 80). Кроме всегдашнего и повсеместного церковного употребления, эта форма креста, к примеру, была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского, образовавшимся на острове Мальта и открыто боровшимся против масонства, организовавшего, как известно, убийство Российского Императора Павла Петровича — покровителя мальтийцев. Так появилось наименование — «мальтийский крест» .

http://pravmir.ru/kak-razobratsya-v-izob...

Любовь и терпение в трудах неусыпных Апостол являл неистощимые. Свободен бо сый от всех, всем себе поработих, да множайшыя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу ( 1Кор. 9:9–22 ). Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или ногота, или беда, или меч, якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляемы есмы весь день: вменихомся яко овцы заколения. Но во всех сих прееобеждаем за Возлюбльшего ны ( Рим.8:36–37 ). За свои труды Апостол перенёс неисчислимые скорби: «был я, говорит он, в ранах, в темницах, и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза били меня палками; однажды камнями побивали; три раза терпел я кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. Много раз был я в опасностях от разбойников, от единоплеменников и от других народов, в опасностях в городе, в пустыне, в море, между лже-братьями; в труде и в изнурении, часто во бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в ноготе. Кроме посторонних приключений, ежедневное было ко мне стечение людей, забота лежала на мне о всех Церквах. Кто немощен, с которым бы и я не чувствовал немощи? Кто соблазняется, за которого бы и я не воспламенялся» ( 2Кор.10:23–29 ). Обращая в христианство Иудеев и язычников могущественною проповедью Евангелия, знамениями и чудесами, которые Господь творил руками Апостола Павла во свидетельство слову благодати Своея, он, подобно другим Апостолам, вёл жизнь святейшую. Все свои нужды и озлобления верховный Апостол переносил с глубоким смирением и со многими слезами среди искушений ( Деян.20:19 ). «Меня ожидают узы и бедствия, но я, пишет он, ни на что не взираю и жертвую своей жизнью, только бы совершить с радостью свой путь и служение, которое принял я от Господа Иисуса ( Деян.20:23–24 ); я всегда готов быть не только узником, но и умереть за имя Господа Иисуса» ( Деян.21:13 ). Служа другим, Апостол ни у кого не ел хлеба даром, но занимался трудом и работой ночь и день, дабы не бременить кого и для верующих быть примером добродетели ( 2Фес.3:8 ). «Сами вы знаете, говорил Апостол Павел, что нуждам моим и бывшим при мне служили сии руки мои. Во всём показывал я вам, что так надобно, трудясь, поддерживать слабых и помнить слова Господа Иисуса: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати ( Деян.20:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святогорская икона Пресвятой Богородицы находится в Святогорском монастыре, Опоченского уезда, Псковской епархии. Она явилась в 1569 г. В 1 пятницу Петрова поста она приносится в Псков, а в воскресенье совершается с ней крестный ход около внутренней стены города. 18-е число Мученик Емилиан пострадал во время Иулиана Отступника. Назначенный им наместник в г. Доростоль, Капитолин, прибыв в город и узнав, хотя было сказано ему неверно, что в городе нет христиан, устроил по сему случаю пир для главнейших жителей города. Во время пира Емилиан, бывший христианином, вошел в языческий храм и, низвергши идолов, скрылся. Вместо Емилиана схватили было ни в чем не повинного поселянина, который проходил мимо. Емилиан, узнав это, явился к начальникам и объявил о своем поступке. Тогда отпустили поселянина, а его начали мучить, и он с удивительным спокойствием переносил страдания. Наконец его сожгли. Верующие похоронили останки мученика, а впоследствии они были перенесены в Константинополь. Мученик Иакинф пострадал в г. Амастриде (ныне Амастра). Еще в младенчестве Господь прославил его чудодейственной силой: будучи 3-х лет, молитвой он воскресил умершего отрока, был мучим за Христа и скончался в темнице, в IV веке. Преподобный Памва жил в IV веке, подвизался в Нитрийской пустыне и был великим подвижником. Еще отроком, когда начал учиться, полюбил Священное писание. В пустыне он отличался нестяжательностью и смирением. Однажды Мелания Римлянка (память ее 31 декабря) принесла ему большую сумму денег для употребления по его назначению и объяснила, что она принесла столько-то. Святой сказал ей: «Если ты даешь серебро Господу, то молчи, не труби перед собой». Смиренный сам по себе, он учил, чтобы миряне уважали иноков. Идя в Александрию с несколькими братиями, он заметил, что миряне, встретив иноков, не почтили их поклоном. «Встаньте и почтите иноков, сказал он мирянам, да будете благословенны от них, ибо они часто беседуют с Богом, и уста их святые». Войдя в город, он увидел богато одетую женщину, которая прельщала собой других, и заплакал. Братия спросили его о причине плача. «Я плачу, – сказал преподобный, – о погибели этой женщины и о том, что не имею такого попечения о своей душе, какое имеет она о своем теле». Однажды спросили св. Памву о двух братьях, из которых один свою часть из отцовского наследства раздал нищим, а другой употребил на устройство монастыря со страннопримницей и богадельней, кто из них более угодил Богу. Он отвечал, что и тот и другой заслужили одинаковое блаженство в раю. «Я не помню, когда бы я ел хлеб даром, без труда полученный мной от кого-нибудь. Я никогда не произносил такого слова, за которое мне должно бы стыдиться и раскаиваться», говорил о себе св. Памва перед кончиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

«Утром 13 сентября ехали мы – хоругвеносцы Троицко-Сергиевского посада, со старостою Д.М. Семеновым во главе, в вагоне 3-го класса 242 или 246; около 8 ч. утра входит в наш вагон мальчик и просит милостыни. Я, грешный, осудил мальчика и ничего ему не дал. Так он прошел вероятно и весь поезд, потом приходит опять в наш вагон; тут его приласкали и дали ему листочек с изображением святителя Феодосия. Он все крестился и целовал изображение святителя, при чем мычал. Немного не доезжая до ст. «Ворожбы», я собрался выйти в вокзал, чтобы послать телеграмму в Москву. Мне один из хоругвеносцев и говорит (звать его Александр Павлович Бычков): «попроси у Дмитрия Матвеевича св. воды и масла; надо помазать им мальчика, – может святитель пошлет свою благодать». – У меня явилось сильное желание помочь бедняге. Я взял мальчика за руку, привел его к тому месту, где я сидел, и посадил против себя. Прежде всего я дал ему часть просфоры, а когда он ее ел, я читал кондак и тропарь святителю, – несколько раз повторил его; потом дал мальчику святой воды; он с трудом проглотил ее приема за три; потом достал я св. масло и часть св. облачения святителя, окунул ее в масло и помазал мальчику язык несколько раз; после каждого раза язык у него делался как бы длиннее; потом я ему пустил деревянного масла в оба уха и вижу, что ему сделалось словно тошно; я еще дал ему св. воды – запить масло; после этого он сделал мне знак, что хочет выйти на платформу; я его отпустил и сам ушел в вокзал. Когда я вернулся в вагон, то увидел, что у всех слезы на глазах: в мое отсутствие совершилось чудо, немой мальчик заговорил. Узнав, в чем дело, я не мог от радости и умиления воздержаться от слез; мальчик от радости плакал и робел. На мой вопрос: как это случилось? – мне рассказали следующее: входит мальчик в вагон, и с ним происходит что-то необыкновенное. У него спрашивает один из пассажиров – Александр Павлович: «что с тобою, мальчик?» Он заговорил: «я-я-я». – «Как тебя, мальчик, звать?» – «Ко-ко-колька». Тогда мы воздали благодарение Господу Богу и святителю Феодосию: поставили образ святителя, подаренный Обществу вами, зажгли перед ним свечу и пели тропарь и кондак святителю. С нами ехали в поезде два священника, которые тоже убедились в исцелении: один из них – священник Свято-Духовской церкви г. Вязьмы (Смолен. губерн.), отец Иоанн Чаусов. Могу подтвердить всевышеизложенное клятвенно. Временный московский купец Сергей Кирсанов».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В целом, Старец питался скудно и ел мало. Мяса не ел, восприняв такой устав еще будучи на Афоне. Помню только когда он очень сильно заболел, ему сделали котлетки, и он немного вкусил. По необходимости, только в последние годы жизни он употреблял немного мяса. Любил рыбу, овощи и фрукты. Я ходил в Пентели и собирал там для него лук-порей, маленькие стручки. Они были немного горьковаты, розоватого оттенка. Он их чистил, варил, сцеживал и ел, добавляя немного масла и лимона. Уксуса избегал, так как говорил, что он убивает витамины в организме. Особенно любил морковь, и много ел ее, в основном в сыром виде. А когда готовил, то нарезал ее кусочками и добавлял в рис, без томатной пасты. Ему нравился сорт яблок из Триполи, и когда он ел йогурт, то нарезал их и добавлял туда. Так он делал, вероятно, для желудка, чтобы йогурт лучше усваивался. Из орехов предпочитал миндаль, и когда уже не мог его жевать, то монашки перемалывали для него в миксере. Но хотел, чтобы мололи не сильно, иначе сгорали все питательные вещества. Из-за проблем со здоровьем он часто ел совсем мало, при этом простую и перемолотую пищу, без воды. Не ел сладкое, и не пил кофе. Советы прп. Порфирия по питанию Нижеследующие советы собраны духовными чадами Старца. В скобках указаны их имена. – (Нервное) беспокойство и плохое питание вызывают у человека рак. От беспокойства начинаются многие болезни, а плохое питание располагает к развитию рака. – Сухари из теста, замешанного на гороховой опаре (а не на дрожжах) из муки крупного помола – это здоровая пища. Полезно для желудка и кишечника. Способствуют улучшению памяти как у детей, так и у взрослых. – Во время еды не пейте воду. Пейте за полчаса до еды, или через полтора часа после. Вода замедляет переваривание пищи, так как растворяет желудочные соки и отягощает желудок. – Ежевика – идеальный продукт. – Лакрица/солодка (куст со сладким корнем) – после правильной заготовки очень полезен для голосовых связок. Способствует их очищению, и поэтому помогает певчим. – Когда вы покупаете фрукты, – не смотрите на красивый внешний вид… Люди смотрят, чтоб снаружи выглядело красиво, и не думают о качестве. Поэтому и едят вредную пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Трапезы от воскресения до Пятидесятницы являются значимым признаками прощения и воссоединения, но более всего, вместе с пустой гробницей, они составляют основу для веры в воскресение ( Деян.10:39–41 ) 131 . Присутствие воскресшего Христа на этих трапезах было источником радости, но эти трапезы ссылаются также на Евхаристию, на новую форму Его присутствия. Древняя Евхаристическая молитва «Господь наш, гряди!» (μαρνα θ – 1Кор.16:22 ) связывает воспоминание о Тайной Вечере и явления Христа на трапезах с радостью Его пришествия и присутствия на Евхаристии. Тот же Господь, Который им являлся, присутствует теперь в Своем теле, которое есть Церковь . Сообщения о явлениях воскресшего Христа на трапезах конкретны и лишены апокалиптических образов. В них невозможно усмотреть признаков, которые бы определяли час Его пришествия; Он не является с облаками небесными. Простота и ясность рассказов созвучна интенсивности и чистоте опыта учеников. Они убеждены, что Иисус восторжествовал над смертью. Иисус являлся на трапезах, но не всегда ясно указывается, ел ли Он с учениками. Св. Иоанн не говорит о том, что Он ел, между тем как св. Лука дает ясно понять, что в присутствии учеников Он ел кусок печеной рыбы ( Лк.24:42–43 ). Согласно некоторым сообщениям, Он действительно ел, а согласно другим, Он не ел и не имел в этом потребности. Порой в одном и том же Евангелии можно найти оба вида рассказов. И в книге Деяний существуют отрывки, которые определяют, что воскресший Христос ел с учениками ( Деян.1:4; 10:41 ). Отцы Церкви подчеркивали, что воскресший Христос ел не потому, что нуждался в еде, а чтобы убедить учеников, что Он действительно воскрес из мертвых. По этой же причине Он показывает им «следы гвоздей» на руках, чтобы они могли удостовериться, что это «Сам Распятый и что вместо Него не воскрес некто другой» 132 . Отцы называли имевшее здесь место вопросом «снисхождения» (см. также Флп.2:6 и сл.). Своим участием в трапезе Он демонстрировал, что не был духом, но что воскрес телесно.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

Я в течение шести лет молился только сто раз в день, но не обвинял себя в пренебрежении молитвой». Христос свободно ел и пил с другими людьми, чем явно отличался от Иоанна, представителя ветхого завета; и Павел советует нам пользоваться дарами Бога с умеренностью, радостно и с детской благодарностью 290 . Но знаменитый отшельник и пресвитер Исидор Александрийский (рукоположенный Афанасием) не прикасался к мясу, всегда недоедал и, как сообщает Палладий, за столом часто плакал от стыда, что ему приходится есть нечто материальное, подобно неразумным зверям. Макарий Старший или Великий в течение долгого времени ел только раз в неделю, спал стоя и опираясь на посох. Не менее известный Макарий Младший в течение трех лет съедал по 100 – 150 грамм хлеба в день, а еще семь лет ел только сырую траву и бобы. Птолемей три года провел в одиночестве в безводной пустыне, утоляя жажду росой, которую он собирал в декабре и январе и хранил в глиняных сосудах, но потом он впал в неверие, безумие и разврат 291 . Созомен рассказывает о некоем Батфее, у которого по причине чрезмерного воздержания из зубов выползали черви, об Але, который до восьмидесяти лет никогда не ел хлеба, об Илиодоре, который много ночей провел без сна и постился семь дней без перерыва 292 . Симеон, христианский Диоген, тридцать шесть лет молился, постился и проповедовал на верхушке столба высотой около 10 метров, ел только раз в неделю, а во время поста вообще не ел. Подобный героизм, однако, был возможен только в жарком климате Востока, но не на Западе. Отшельничество почти всегда сопряжено с некоторой цинической грубостью и резкостью, к которой в тот век могли относиться терпимо, но которая, конечно же, никак не соответствует библейской морали и оскорбляет не только хороший вкус, но и здравое моральное чувство. Аскетическая святость, по крайней мере в египетском представлении, была несовместима с чистотой и достоинством, и получала удовольствие от грязи. Здесь мы наблюдаем мнение, противоположное здравой евангельской морали и представлению современной христианской цивилизации о том, что чистота близка к благочестию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Когда Иаков возвращался из Месопотамии от тестя своего Лавана, то он, после временного пребывания в Сокхофе, пришел в Сихем, расположенный на восточном конце Сихемской долины, и расположился перед этим городом, на равнине ел-Махна, со всем своим домом и имуществом. Здесь Иаков купил у сынов Эммора, отца Сихемова, за сто монет участок поля, на котором раскинул шатер свой и поставил жертвенник, для принесения жертв Господу Богу Израилеву 287 . Здесь же руками Иакова был вырыт колодезь, из которого пил он сам и дети его, и скот его 288 . На купленном у сынов Эммора участка, дети Иакова продолжали пасти скот и тогда, когда сам патриарх жил в долине Хевронской 289 . Умирая в земле Египетской и благословляя перед смертью сыновей и внуков своих, Иаков завещал приобретенный им близ Сихема на равнине ел-Махна участок земли Иосифу, преимущественно пред братьями его, – завещал в той уверенности, что его потомки возвратятся некогда из Египта и овладеют Ханааном 290 . Сыны Израилевы помнили предсмертное завещание своего родоначальника: при разделении завоеванного ими Ханаана они отдали участок Иаковлев Ефремлянам, потомкам Иосифа и на этом участке погребли кости Иосифа, вынесенные ими из Египта 291 . По смерти Соломона у Сихема и, как следует полагать, на равнине ел-Махна собрался весь Израиль с тем, чтобы провозгласить царем сына Соломонова Ровоама. Но прежде торжественного провозглашения царем Ровоама, народ обратился к нему с просьбою: Облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе. Ровоам не внял однако же просьбе народа и, следуя совету молодых неопытных царедворцев, объявил, что он еще увеличит тяжести, который доселе лежали на народе. Это заявление раздражило Израильтян и они сказали: Какая нам часть в Давиде? нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид! 292 После этих возгласов опустела равнина ел-Махна, и с той поры народ Еврейский образовал из себя два царства – Иудейское, оставшееся верным дому Давидову, и Израильское, отделившееся от него. По равнине ел-Махна с древних времен проходил путь, ведший с юга на север, в Сихем и вообще в северные части области Палестины из Иерусалима и небезопасный, во времена пророка Осии 293 , от разбойников. Этот путь существовал и во времена Христа Спасителя, и Господь не однажды проходил по нему, путешествуя из Иудеи в Галилею. В одно из таких путешествий, проходя по равнине ел-Махна, Господь Иисус утрудился от пути и сел отдохнуть у колодезя Иаковлева. Во время его отдыха, к колодезю подошла самарянская женщина почерпнуть воды, и он начал с нею беседу, изложенную в 4 главе Евангелия от Иоанна о поклонении Богу в духе и истине. «Настанет время и настало уже, сказал между прочим Господь Самарянке, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ Преподобные Елеазар и Назарий Олонецкие. Фрагемент иконы «Собор Карельских святых». Кон. XX в. (собор во имя св. кн. Александра Невского, Петрозаводск) Преподобные Елеазар и Назарий Олонецкие. Фрагемент иконы «Собор Карельских святых». Кон. XX в. (собор во имя св. кн. Александра Невского, Петрозаводск) (XVI-XVII вв.?), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Муромские (Мурманские), Олонецкие. Три Муромских преподобных названы в «Описании о российских святых» в списке XVIII в., принадлежавшем П. И. Савваитову: «Преподобные отцы Елеазар, Назарий и Евмений, Иоанна Предтечи Муромского монастыря Олонецкого уезду, новые чудотворцы, родом римляне, быша в лето 7000 июня в 4 день» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 193). В другом списке «Описания о российских святых» (труд известен в списках XVIII-XIX вв.) среди святых «града Олонца» указаны только Ел. и Н., о к-рых сообщается, что они были «игумени» мон-ря «Рождества святаго Иоанна Предтечи» (Описание о российских святых. С. 180). Приведенный в данном источнике год кончины Муромских преподобных - 7000 (1492) г.- по всей видимости, не дописан в отношении сотен, десятков и единиц. В агиографической лит-ре XIX-XX вв. на основании свидетельства «Описания о российских святых» Ел., Н. и Ев. были определены как ученики прп. Лазаря Муромского († 1391), пришедшие на Русь, как некогда и сам Лазарь (также называемый «римлянином»), из К-поля. Однако в пространной духовной грамоте прп. Лазаря, имеющей автобиографический характер, среди его учеников Ев., Н. и Ел. не названы (ИРИ. Т. 5. С. 115-129). Наиболее вероятно, что святые жили позднее и не были непосредственными учениками прп. Лазаря. В агиографической лит-ре встречается утверждение, что Ел. и Н. основали в Олонецком у. Иоанно-Предтеченский мон-рь, не упоминаемый в источниках до XVII в. Более вероятным является предположение, что Ел., Н.

http://pravenc.ru/text/189689.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010