Он жадно пользовался всяким случаем побеседовать с С. П., черпая из его объяснений многое полезное для себя. У С. П. были большие знания по истории Церкви. Потом он, вспоминая об уже умершем С. П., говорил, что он обязан ему своим воспитанием церковным и понятиями о Церкви. С. П. любил Церковь , знал Ее и относился к Ней просто и непосредственно. А как вел себя С. П. в храме! Мне говорили о нем знающие его и удивлялись. Он приходил рано, раньше многих. Шел прикладываться к иконам, как это делают монахи – от начала и до конца. Поклон и прикладывался. И уходил позднее других, выслушав все Богослужение. Слушая молитвы перед Причастием, он стоял на коленях, иногда приникнув лицом к полу. С. П. любил монастырское Богослужение с древним уставом и песнопениями. Он бывал в Саровском монастыре и живал в Оптиной пустыни у старцев о. Анатолия, о. Нектария 110 и других. Кажется, в мое первое посещение С. П. в Загорске я застала жену его в кухне за печением мятных пряников в большом количестве. Она угостила меня ими и сказала, что продает их в магазине, по заказу. Она уложила их аккуратно в салазки и торжествующе повезла в магазин. Одежда ее была сильно припудрена мукой. В кухне, на кровати прислуги, на подушке и одеяле, и на скамейке было много следов от теста и муки. Но все-таки это был заработок, заметный при их нужде. Я часто стала ездить в Троице-Сергиеву Лавру, впервые посетила храм Святой Троицы, где покоются мощи преподобного Сергия. Мне очень понравилось Богослужение 111 . Познакомилась с музеем Троице-Сергиевой Лавры. Читала сборник «Троице-Сергиева Лавра» 112 , в котором участвовало несколько человек. Первая статья принадлежала священнику о. Павлу Флоренскому «Троице-Сергиева Лавра и Россия», вторая статья – Юрию Александровичу Олсуфьеву «Иконопись», затем статьи о. Михаила Шика «Колокола» и С. П.Мансурова «Библиотека». С. П. жил в доме Ю. А. Олсуфьева. И мне иногда приходилось слушать их разговоры, споры. Юрий Александрович Олсуфьев был родственником жены С. П. Помню также жившего в том же доме Владимира Алексеевича Комаровского, тоже близкого их родственника (двоюродного брата С.

http://azbyka.ru/otechnik/6/samariny-man...

Особенное приветствие хотел бы обратить к Вам, владыка наместник, всечестным отцам, насельникам сей святой обители, студентам семинарии и академии, которые сегодня пели во время службы, а также всем вам, мои дорогие. Благословение Божие, Покров Пречистой Царицы Небесной, молитвами святого Преподобного и богоносного отца нашего Сергия да пребывает со всеми нами». Затем Святейший Владыка вручил грамоты и церковные награды ряду насельников Лавры и благотворителям, потрудившимся на благо обители. Патриаршими грамотами были награждены: игумен Виссарион — в связи с 85-летием со дня рождения и в благословение за усердные труды во славу Русской Православной Церкви; свечник игумен Юлиан — в связи с 60-летием со дня рождения и в благословение за усердные труды во славу Русской Православной Церкви; игумен Виктор, настоятель Деулинского подворья Лавры, — в связи с 50-летием со дня рождения и в благословение за усердные труды во славу Русской Православной Церкви. Во внимание к помощи подворью Лавры — храму Покрова на Колпе в деревне Матвеевка — заместитель генерального директора ОАО «Мстерский завод керамических стеновых материалов» М.Ю. Каракин награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени. Святейший Патриарх также вручил награды ряду других благотворителей. Наместник Лавры архиепископ Феогност обратился к Его Святейшеству со словами искренней благодарности за посещение обители и совершение богослужений: «Ваше Святейшество, позвольте мне, Вашему наместнику в Троице-Сергиевой лавре, поблагодарить Вас за сегодняшний благословенный день, — сказал, в частности, владыка Феогност. — В жизни каждого человека, особенно христианина, счастье наступает только тогда, когда человек забывает о себе. Как только человек вспоминает о себе любимом, он тут же становится несчастным, потому что ему всегда чего-то не хватает, ибо хочется больше того, что он имеет». По словам наместника Лавры, труды Предстоятеля свидетельствуют, что он самозабвенно несет крест Первосвятительского служения, и именно этим можно объяснить чрезвычайно напряженный график встреч и поездок Его Святейшества, ибо, отметил владыка Феогност, Святейшего Патриарха Кирилла ждут везде.

http://patriarchia.ru/db/text/697508.htm...

Посещение Святейшим Патриархом Кириллом молодежного форума «ДоброЛето» близ Сергиева Посада 17 июля 2019 года 17 июля 2019 года, в канун дня памяти обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении наместника  Свято-Троицкой Сергиевой лавры   епископа Сергиево-Посадского Парамона  посетил IV ежегодный молодежный образовательный добровольческий форум «ДоброЛето. Территория веры — 2019», который  проходит с 14 по 21 июля  на Благовещенском поле подмосковного Сергиева Посада близ Троице-Сергиевой лавры. В форуме, организаторами которого являются Молодежный отдел  Московской городской епархии  и волонтерское движение «Православные добровольцы», принимают участие молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет из России и стран зарубежья. На форуме представлены 50 регионов Российской Федерации, а также Украина, Белоруссия, Казахстан, Сербия, Латвия, США и Австралия. В 2019 году отмечается пятилетие движения «Православные добровольцы», учрежденного к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В большом шатре палаточного городка Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к православной молодежи со словом: «Хотел бы выразить искреннее чувство удовлетворения и радости в связи с тем, что имею в этом году возможность посетить «Добролето» и встретиться со всеми вами. Всякий раз, когда в день преподобного Сергия я посещал Лавру, я получал информацию о ваших мероприятиях, о том, что вы здесь собираетесь, но в силу очень стесненных временных обстоятельств у меня не было возможности увидеться с вами. Поэтому благодарю Бога, что в нынешнем году это произошло. Мне кажется очень важным проводить раз в год такие молодежные встречи вблизи Троице-Сергиевой лавры, под молитвенным покровом преподобного Сергия, который сделал очень многое для того, чтобы молодые люди его времени становились героями и святыми. Кем были Пересвет и Ослябя? Это были молодые люди, может быть, вашего возраста или чуть постарше. Преподобный Сергий объединял вокруг себя не старцев, а молодых, которые затем, войдя в полную меру возраста, сами становились духовными лидерами.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

«У меня захватывало дух от ощущения благодати» Японские верующие в Троице-Сергиевой лавре Паломники в Троице-Сергиевой лавре. Автор статьи Мария Мацусима (задний ряд, вторая справа) стоит по левую руку от инока Сергия / В каждом из приходов трех епархий Японской Православной Церкви – и в крупных городах, и в сельской глубинке – можно встретить людей, побывавших в России. Чаще всего это самостоятельные поездки в сопровождении неправославных русских гидов, и потому даже при посещении монастырей верующим из Японии не удается близко познакомиться с подлинными образцами христианской святости. А ощущающие себя на родине в меньшинстве среди буддийской культуры и синтоистских традиций прихожане Японской Православной Церкви так стремятся на собственном опыте познать православные традиции! Лишь совсем недавно большому количеству паломников удалось остановиться в русском монастыре, участвовать в ежедневных утренних и вечерних богослужениях и прикоснуться к монастырской жизни, далекой от мирской суеты. Тогда, в первые дни снежного и холодного ноября 2006 года, 13 паломников из разных уголков Японии в течение двух недель жили в Троице-Сергиевой лавре. Это было не первое знакомство православных из Японии со знаменитым русским монастырем. В 2001 году в обители преподобного Сергия побывал епископ Сендайский Серафим. После этого в Японии сложилась добрая традиция: каждый год в течение нескольких недель в лавре останавливается один из священников Японской Православной Церкви. В 2002 году к лаврской братии на некоторое время присоединился священник Марк Коикэ из Итиносэки (Сэндайская епархия), в 2003 году – священник Георгий Мацусима из Нагоя (Киотоская епархия), в 2004 году – священник Михаил Таинака из Кусиро (Сэндайская епархия, Хоккайдо), в 2005 году – священник Климент Кодама (Сэндай), в 2006 году – священник Иоанн Оно (Киото), в 2008 году – священник Стефан Утида (Сэндайская епархия, Мориока). С историей и традициями православного монашества японские верующие могли познакомиться и на лекции, которая была прочитана в 2007 году в Осака во время учебного семинара Западно-Японской епархии иеромонахом Герасимом (Шевцовым). Отец Герасим – насельник Троице-Сергиевой лавры и с конца 2005 года наместник Токийского монастыря святителя Николая Японского. Впоследствии епархией была издана брошюра с текстом этой лекции, которую можно увидеть во всех православных храмах Японии.

http://pravoslavie.ru/41440.html

В 2005 году отцу Кириллу была вручена награда «За вклад в духовное возрождение Отечества» как «народному избраннику. Награду в день именин Батюшки в резиденции Патриарха Алексия II в Переделкине вручили духовные чада старца, председатель Народного наградного комитета В. Балакирев и главный редактор православной народной газеты «Русь державная» А. Печерский» 43 . Отец Кирилл был назван при этом духовником «трех последних Патриархов России» 44 . Братия Лавры по-прежнему навещает своего духовника, особенно в дни праздников 45 . Многогранно протекала подвижническая монашеская жизнь отца Кирилла в Лавре. Пока «позволяло здоровье, отец Кирилл любил бывать на Северном кладбище города Сергиева Посада и служить панихиды на могилах захороненных здесь иноков Троице-Сергиевой Лавры» 46 . «Одними из...старцев-сопостников были архимандрит Серафим (Тяпочкин) и архимандрит Геннадий (Давыдов)» 47 . «После закрытия властями Глинской пустыни старцы Глинской пустыни благословляли за советами и на Исповедь обращаться к духовнику Лавры отцу Кириллу. Когда отец Серафим (Романцев), старец из Глинской пустыни, бывал в Москве, то всегда старался встретиться с отцом Кириллом, и владыка Зиновий, Глинский старец, митрополит, при посещении столицы и Лавры считал своим долгом повидаться с отцом Кириллом. В свою очередь отец Кирилл приезжал на Кавказ, бывал у владыки Зиновия» 48 . Отец Кирилл лично знал и особенно почитал епископа Ковровского Афанасия (Сахарова) . Он писал: «С епископом Афанасием мне приходилось встречаться в Троице-Сергиевой Лавре, а также в Петушках Я даже жил у него в Петушках дней десять – владыка Афанасий принял меня под свой покров для отдыха, в связи со слабым состоянием моего здоровья» 49 . Об одной такой встрече отец Кирилл вспоминал: «В один из приездов епископа Афанасия в Троице-Сергиеву Лавру мы навещали его в гостинице, спрашивали о некоторых связанных с Исповедью вопросах современной жизни, которые не освещены в древних канонах. Он давал практические советы, как в наше время руководствоваться древними канонами» 50 . Святитель Афанасий переписывался с лаврским духовником, архимандритом Феодоритом, при этом в письмах он всегда просил «передать поклон отцу наместнику и отцам Кириллу и Тихону» 51 . Он хотел их видеть у себя для духовного общения 52 . В письме отцу Феодориту он писал: «Прошу и отцов архимандритов, и отца игумена положить за меня по поклончику пред ракой аввы нашего Преподобного Сергия и вообще поминать меня как собрата своего, ибо во обители Преподобного и я принял монашеский постриг» 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Архив Пн Делегация Элладской Православной Церкви посетила Троице-Сергиеву лавру 30 мая 2012 г. 13:43 29 мая 2012 года делегация Элладской Православной Церкви посетила Троице-Сергиеву лавру, Московские духовные школы и художественно-промышленное предприятие «Софрино». Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима сопровождает делегация в составе митрополитов Додонского Хризостома, Элассонского Василия, Керкирского и Паксосского Нектария, Глифадского Павла, Эдесского, Пеллского и Альмопийского Иоиля, Фирского, Аморгосского и Нисонского Епифания, Зихнийского и Неврокопийского Иерофея, Кифирского и Антикифирского Серафима, епископов Диавлийского Гавриила и Христианупольского Прокопия, секретаря Синодального отдела по паломничеству архимандрита Спиридона (Катрамадоса), архидиакона Епифания Арванитиса и нескольких мирян — сотрудников учреждений Элладской Православной Церкви. Также в числе сопровождающих — председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Подольский Тихон , секретарь ОВЦС по межправославным связям протоиерей Игорь Якимчук, сотрудник Службы протокола Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Боданов, сотрудник Секретариата ОВЦС по межправославным отношениям В.В. Мамонов. У святых врат обители преподобного Сергия Блаженнейшего Владыку встречали наместник лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , ректор МДАиС архиепископ Верейский Евгений , епископ Амурский и Чегдомынский Николай , благочинный лавры архимандрит Павел (Кривоногов), духовник лавры архимандрит Илия (Рейзмир) и братия обители. Блаженнейший Архиепископ Иероним и сопровождающие его лица проследовали в Троицкий собор, где поклонились мощам преподобного Сергия и святыням, находящимся в Серапионовой палате. Затем Предстоятель Элладской Церкви посетил Успенский собор, где пребывают мощи святителя Иннокентия Московского и преподобного Максима Грека. Владыка Феогност от лица лаврской братии поприветствовал Блаженнейшего Архиепископа Иеронима и поблагодарил за посещение лавры.

http://patriarchia.ru/db/text/2255219.ht...

Разумеется, все это было интересно и познавательно. Но моя жизнь резко изменилась лишь после посещения Троице-Сергиевой Лавры. — Что же вас так поразило во время пребывания в Сергиевом Посаде? — Честно говоря, я пришел в Лавру как турист. Был с кинокамерой на шее. Меня вначале привлекли фонтаны. Наверное, тогда я мало чем отличался от множества других праздных туристов в Троице-Сергиевой Лавре — так далек тогда был мой облик, да и настрой, от облика и от настроя настоящего паломника. Но не всё же смотреть в монастыре на какие-то там фонтаны?! Потом мы зашли в старинный храм. Там находилась рака с мощами Преподобного Сергия Радонежского. Будучи на тот момент католиком, я все же понял, что место здесь особое. Каким-то непостижимым образом я сумел приложиться к мощам так, как это делают Православные. И… почувствовал неизъяснимую в словах благодать, исходящую от Святого. Это прикосновение, этот момент духовной встречи с Преподобным Сергием, с русским Православием сыграл большую роль в моей жизни. Помню дальше, как мы зашли в другой храм с левого входа. Я был потрясен. Там шла служба. Позже понял, что там совершалась Литургия. Меня приятно удивило церковное пение. Дело в том, что в католическом храме используют органную музыку. А вот в Троице-Сергиевой Лавре я впервые увидел Православное Богослужение. Не скажу, что принял в нем участие, нет, но хотя бы как посторонний наблюдатель ощутил это великолепие! Пораженный красотой песнопений, я пытался выяснить, где же находится тот ангельский хор. Позже заметил пятерых певцов — двух монахинь и троих монахов. Потом я обратил внимание на то, как верующие благоговейно подходили к Чаше. «Неужели эти люди действительно верят, что здесь присутствует Сам Христос?» — спросил я тогда у своего бизнес-партнера. Он очень удивленно посмотрел на меня, даже не поняв сути вопроса. Конечно, верят! Как изобрести велосипед… — Вы еще потом посещали Православные храмы? — Помнится, перед отъездом в США я отправился в Германию, где тоже побывал в Православном храме. Это было связано с памятью Святителя Николая Чудотворца … А когда вернулся домой, в моей жизни произошла еще одна интересная история. Я тогда подал объявление о том, что продаю свой велосипед. Вскоре мне позвонил один из желающих его приобрести и пригласил к себе. Оказалось, что это был Православный священник. Я понял, что Господь ведет меня в Церковь. Потом отец Метью (так зовут того батюшку) позвал меня на Рождественскую службу. Следует отметить, что в нашей стране некоторые Православные приходы, как и католические, живут по григорианскому календарю. Поэтому на вечернюю службу я пошел в католический костел, а на Божественную Литургию — в Православный храм. Там существует хорошая традиция: во время служения поют все вместе. Один из прихожан дал книгу, по которой я пел. Меня охватило какое-то особое, очень теплое чувство. После службы, следуя раннехристианской традиции, все собрались в трапезной на вечерю любви («агапэ»). Вокруг меня было много добрых людей.

http://azbyka.ru/way/stiven-sergij-kosta...

В 1756 году граф П. Б. Шереметев устроил на каменную чудотворную Смоленскую икону Божией Матери серебряный оклад с жемчугом и алмазную корону. 1758 год – настоятелем Лавры стал архимандрит Гедеон (Криновский; 1758–1761), впоследствии Епископ Псковский. В июле того же года в настоятельских покоях устроена и освящена домовая церковь во имя апостолов Петра и Павла. Позднее (в 1795 году) переименована в честь Казанской иконы Божией Матери. 14 августа в Лавре состоялось пострижение в монашество Петра Георгиевича Левшина, в будущем священно-архимандрита Лавры и Митрополита Московского Платона (1737–1812). В 1759 году в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни. В декабре на лаврскую колокольню был поднят отлитый в 1748 году царь-колокол. Громадный колокол был поднят при помощи 300 работных людей и посредством специально сконструированной архитектором Фростенбердом машины. 1761 год – настоятелем Лавры стал архимандрит Лаврентий (Хоцятовский; 1761–1766). 1762 год – во время приезда новой императрицы в Лавру и ее посещения Духовной семинарии, ректор – иеромонах Платон (Левшин), – произнес приличествующую случаю речь. Март 1763 года – определение именным указом императрицы Екатерины II иеромонаха Платона (Левшина) на должность наместника Лавры. В мае, по окончании коронационных торжеств в Москве, Екатерина II по пути в Ростов посетила Лавру. Во время этого визита Екатериной II были утверждены, исполненные Д. Ухтомским, эскизы картушей для новой лаврской колокольни. По возвращении императрицы из Ростова наместник – иеромонах Платон – был назначен законоучителем к наследнику Павлу Петровичу. 1 июня в присутствии Екатерины II состоялось освящение возобновленной после пожара 1746 года надвратной церкви Иоанна Предтечи. А в июле, в связи с подготовкой секуляризации монастырского землевладения, капитан гренадерского пехотного полка Михаил Колотинский произвел описание пока еще лаврских Троицких слобод: выяснил число подлежащих налогообложению жителей, источники их доходов, имущественное состояние. Опись М. Колотинского – важный источник для изучения истории Лавры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Троицкий инок Амвросий (середина XV в.) воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву. Царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход (1552). Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным (1571–1581; 1583–1593) на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку (14 августа). Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла Русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645–1676) брал ее в польский поход в 1657 г. В 1703 г. икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом XII, а в 1812 г. митрополит Платон послал ее московскому ополчению. икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время первой мировой войны была в ставке верховного главнокомандующего в 1914 году. Над гробом преподобного Михея была построена церковь и наименована при освящении 10 декабря 1734 г. в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами преподобному отцу Сергию Радонежскому. 27 сентября 1841 г. храм был возобновлен и освящен Московским митрополитом Филаретом (19 ноября 1867 г.), который сказал: «Благодатию Всесвятого и Всеосвящающего Духа совершилось ныне обновление этого храма, созданного прежде нас в честь и память явления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы преподобному и Богоносному отцу нашему Сергию, чему очевидным свидетелем был и преподобный Михей, во благоухании святыни здесь почивающий. Праведно было память этого благодатного события почтить освященным храмом, хотя, впрочем, вся обитель эта есть памятник этого чудного посещения. Потому что вся судьба ее в продолжении веков есть исполнение обетования Небесной Посетительницы: «Неотступна буду от этого места». В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице, а особая служба в честь явления Божией Матери совершается в обители 24 августа, на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance В гостях у святого Сергия: делегаты Архиепископии приходов русской традиции в Троице-Сергиевой лавре 1 мин., 03.11.2019 Представители Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции во главе архиепископом Дубнинским Иоанном (Реннето) в субботу 2 ноября 2019 года посетили Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Визит в Лавру состоялся в рамках торжественных мероприятий по случаю воссоединения с Русской Православной Церковью, на которые делегация Архиепископии прибыла в Москву 1 ноября. В обители главу и членов делегации сопровождали экзарх Западной Европы, глава Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний, зам. управделами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва, зам. председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов. В ходе посещения Лавры делегаты Архиепископии поклонились мощам преподобного Сергия Радонежского и приняли участие в молебне. Также в этот день гости поклонились святыням Серапионовой палаты и осмотрели достопримечательности Троице-Сергиевой лавры. А в завершение визита состоялась братская трапеза. Напомним, что 28 сентября 2019 года собрание духовенства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции большинством голосов решило просить о каноническом присоединении к Московскому Патриархату. Решение было принято в контексте ликвидации особого статуса церковного образования указом Патриарха Константинопольского Варфоломея 27 ноября 2018 года. 7 октября 2019 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил принять в юрисдикцию Московского Патриархата клириков и приходы Архиепископии, выразивших таковое желание. Воссоединение с Русской Православной Церковью отвечает чаяниям митрополита Евлогия (Георгиевского) и его сподвижников, стоявших у истоков Архиепископии. Таким образом, восстановлен многолетний разрыв Русского церковного зарубежья, той части русской эмиграции, которая стала многонациональной, вобрала в себя представителей многих европейских народов – тех, кто стремился через традицию Русской Церкви открыть для себя красоту святого православия.

http://foma.ru/v-gostyah-u-svyatogo-serg...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010