В ответ на вопрос, прозвучавший во время обсуждения, о будущей судьбе центра Москвы, Клименко ответил, что сегодня есть планы построить около Кремля международный деловой центр. Это вызывает возражения специалистов следующего рода. Во-первых, как всем известно, в Москве не решена проблема транспортного движения. Новый деловой центр должен вызвать новый приток транспорта в центр. Каким образом сделать так, чтобы транспорт без препятствий передвигался по центру города, и куда его девать, если нет свободных площадей для стоянок машин? Вторая проблема в том, что новый деловой центр может сделать недоступным для свободного фотографирования и даже посещения москвичами некоторые точки обзора на Кремль из соображений безопасности. Не лучше ли, не только строить новые центры, но и переместить многие, уже существующие офисы и министерства из центра Москвы в другие районы, задается вопросом архитектор? Одним из таких деловых и административных центов мог бы стать Юго-Западный район столицы. Н.А. Смирнова в своем докладе осветила реставрация Троице-Сергиевой лавры перед войной 1941-45 г. Известно, что во время богоборческой советской власти храмы осквернялись и разрушались. После уничтожения монастыря в Лавре на ее территории были размещены светские жители, всего около 2500 человек. Храмы Лавры были в аварийном состоянии. Для того чтобы сохранить архитектуру Лавры, ее защитники прибегли к уловкам, чтобы обмануть советскую власть. Например, для того, чтобы получить разрешение и финансирование реставрации ансамбля Лавры, представителям власти объясняли, что храмы это не только религиозная, но и народная архитектура, выражавшая чаяния трудового народа о свержении царизма. Перед войной 1941 г. реставрацию Лавры начал очень деятельный и энергичный специалист Н.В. Трофимов. Он успел провести работы по укреплению Свято-Духовского храма, находившегося в аварийном состоянии и разваливавшегося на глазах. Процесс реставрации остановила начавшаяся война. Но и тогда Трофимов не прекратил работу. Под его руководством золотые купола храмов обители Сергия были покрашены в защитный зеленый цвет, а на главный купол Успенского собора был надет специальный кожух, сшитый из мешковины.

http://pravmir.ru/v-moskve-proxodit-konf...

Разумеется, все это было интересно и познавательно. Но моя жизнь резко изменилась лишь после посещения Троице-Сергиевой Лавры. — Что же вас так поразило во время пребывания в Сергиевом Посаде? — Честно говоря, я пришел в Лавру как турист. Был с кинокамерой на шее. Меня вначале привлекли фонтаны. Наверное, тогда я мало чем отличался от множества других праздных туристов в Троице-Сергиевой Лавре — так далек тогда был мой облик, да и настрой, от облика и от настроя настоящего паломника. Но не всё же смотреть в монастыре на какие-то там фонтаны?! Потом мы зашли в старинный храм. Там находилась рака с мощами Преподобного Сергия Радонежского. Будучи на тот момент католиком, я все же понял, что место здесь особое. Каким-то непостижимым образом я сумел приложиться к мощам так, как это делают Православные. И… почувствовал неизъяснимую в словах благодать, исходящую от Святого. Это прикосновение, этот момент духовной встречи с Преподобным Сергием, с русским Православием сыграл большую роль в моей жизни. Помню дальше, как мы зашли в другой храм с левого входа. Я был потрясен. Там шла служба. Позже понял, что там совершалась Литургия. Меня приятно удивило церковное пение. Дело в том, что в католическом храме используют органную музыку. А вот в Троице-Сергиевой Лавре я впервые увидел Православное Богослужение. Не скажу, что принял в нем участие, нет, но хотя бы как посторонний наблюдатель ощутил это великолепие! Пораженный красотой песнопений, я пытался выяснить, где же находится тот ангельский хор. Позже заметил пятерых певцов — двух монахинь и троих монахов. Потом я обратил внимание на то, как верующие благоговейно подходили к Чаше. «Неужели эти люди действительно верят, что здесь присутствует Сам Христос?» — спросил я тогда у своего бизнес-партнера. Он очень удивленно посмотрел на меня, даже не поняв сути вопроса. Конечно, верят! Как изобрести велосипед… — Вы еще потом посещали Православные храмы? — Помнится, перед отъездом в США я отправился в Германию, где тоже побывал в Православном храме. Это было связано с памятью Святителя Николая Чудотворца … А когда вернулся домой, в моей жизни произошла еще одна интересная история. Я тогда подал объявление о том, что продаю свой велосипед. Вскоре мне позвонил один из желающих его приобрести и пригласил к себе. Оказалось, что это был Православный священник. Я понял, что Господь ведет меня в Церковь. Потом отец Метью (так зовут того батюшку) позвал меня на Рождественскую службу. Следует отметить, что в нашей стране некоторые Православные приходы, как и католические, живут по григорианскому календарю. Поэтому на вечернюю службу я пошел в католический костел, а на Божественную Литургию — в Православный храм. Там существует хорошая традиция: во время служения поют все вместе. Один из прихожан дал книгу, по которой я пел. Меня охватило какое-то особое, очень теплое чувство. После службы, следуя раннехристианской традиции, все собрались в трапезной на вечерю любви («агапэ»). Вокруг меня было много добрых людей.

http://azbyka.ru/way/stiven-sergij-kosta...

Точный учет Можно сказать, что митрополит Платон жил по принципу " даром получили, даром давайте " . Отличаясь завидной и редкой для нашего времени щепетильностью в вопросах своей репутации, он в своих " Записках " не только скрупулезно перечисляет все подарки, пожертвования, пожалования " по мере поступления " их от высочайших особ, но и указывает, как он ими распорядился, особенно если речь идет о проходивших через его руки денежных средствах (которые, в случае их общего подсчета, составили бы немалую сумму: ведь только на постройку Архиерейского дома в Кремле Екатерина II выделила ему 40 тыс. рублей, а император Павла I в связи со своей коронацией дал " на раздачу бедным " 90 тыс. рублей, Александр I – 60 тыс. рублей). Убедительную картину чрезвычайной бережливости митрополита Платона и тщательности учета прихода и расхода вверенных его распоряжению денежных средств, касающихся не только самой Лавры, но находившейся в ее стенах Троицкой семинарии дают документы архива Учрежденного собора Лавры. Особую статью составляла часть денежных поступлений, уходившая на помощь вдовам священников, инвалидам, содержание богаделен и другие дела милосердия. В Лавре до сих пор хранятся вклады ее настоятеля, преосвященного Платона: золотые сионы, богослужебные сосуды, серебряные подсвечники и другие предметы церковного обихода. Все это перечислено в его " Записках " , и все это безусловно, стоило немалых и по тем временам денег. Очевидно, митрополит Платон, обладавший при своем простом происхождении хорошим природным вкусом, настолько развил его, соприкасаясь с придворной жизнью, что, например, сделанные по его заказу (а часто и по его эскизам) известные нам панагии, представляют собой достойные образцы весьма высокого искусства. Хотя Троице-Сергиева лавра занимала привилегированное положение по сумме, выделявшейся на ее содержание из Коллегии экономии, однако и этой суммы не хватало на все нужды обители после секуляризации 1764 г. Екатерина II во время посещения Лавры в 1775 г., усмотрев плачевное состояние ее храмов, распорядилась выделить из казны 30 тыс. рублей на приведение их в порядок. Ремонтные работы, развернутые митр. Платоном на эти деньги, стали первой широкомасштабной реставрацией в истории древнего монастыря, вошедшей в нее как " платновская " . В течение нескольких лет были капитально поновлены все храмы Лавры, в том числе и древнейший Троицкий собор: поправлены росписи, иконостасы, обновлены кровли, покрашены фасады, осуществлены другие необходимые перестройки и переделки.

http://religare.ru/2_98175.html

В семинарию о. Алексий поступил в 29 лет. Он был уже семейным человеком   и имел троих детей, причем младшему было только два месяца, когда подал   документы в приемную комиссию. Надо сказать, что не все близкие одобрили   его решение так резко изменить жизнь. Конечно, их тревожило будущее   семьи, лишенной на некоторое время кормильца. Но будущий священник   мужественно преодолел неудовольствие родных, надеясь, что Господь не   оставит, поможет. В этой надежде сказалась не самоуверенность, но духовный   опыт и доверие духовнику. За два года он закончил семинарию. Стал   священником. Некоторое время о. Алексий служил в храме Рождества   Богородицы в Крылатском. Это были годы, когда в Церковь приходило много   новых людей. Их церковная жизнь очень зависела от того) кто встретит их в   храме. Для многих прихожан храма в Крылатском встреча с отцом Алексием   Грачевым определила их дальнейшую судьбу. Когда-то он как врач старался удержать, не отдать смерти своих крохотных   пациентов, по нескольку суток дежуря около маленьких страдальцев, а потом   как священник он боролся за жизнь, духовную жизнь новых прихожан. Он как-то быстро стал известен в церковных кругах. Ведь он был необычайно   деятелен. Казалось, что нет в церковной жизни ни одного заметного события, в   котором о. Алексий хотя бы сколько-нибудь не участвовал. Во время трагических событий на Украине, выступлений униатов, он   становится одним из организаторов и, конечно же, автором издания «Братское   слово» — разъяснительного листка к православным братьям в Малороссии.   Вместе с братией Троице-Сергиевой Лавры о. Алексий участвовал в   перенесении мощей преподобного Серафима Саровского. В год шестисотлетия   блаженной кончины преподобного Сергия Радонежского он организовал юных   прихожан своего храма, детскую воскресную школу и вместе с ними совершил   паломничество на юбилейные торжества, пройдя пешком все расстояние от   Москвы до Троице-Сергиевой Лавры. Когда священникам разрешили посещение больниц и школ, он был одним из   первых, кто воспользовался этой возможностью священнического служения.   Он взял под свою духовную опеку детский дом, где жили сиротки-инвалиды.   Он тратил на больных и фактически брошенных детей очень много своих   душевных и физических сил, он просто «заразил» персонал детского дома   своей любовью к детям. Отец Алексий посещал школы, устраивал   катехизические беседы. Он читал лекции в 1-м Медицинском училище   будущим сестрам милосердия, преподавал им Закон Божий, он делился с ними   своим опытом врача, обучал, как помочь женщинам накануне родов, приемам   обращения с новорожденными. Рассказывал о важности неотложного   крещения умирающих младенцев. «Дело решают секунды, тебе некогда будет   смотреть в календарь и поэтому называй мальчика Иваном, а девочку —   Марией», — учил он.

http://pravmir.ru/zhizn-moya-sostoyalas/

Потом, может быть, вспомнишь, когда меня уже не будет». Затем были десятилетия молчания, после которых мне посчастливилось познакомиться с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, очень много сделавшим для канонизации моего знаменитого предка. Позднее я присутствовал на богослужении в Успенском соборе Московского Кремля, где Патриарх Алексий II прославил в лике святых митрополита Филарета (Дроздова). А спустя десять лет довелось участвовать в перенесении его мощей из Троице-Сергиевой лавры в Храм Христа Спасителя, где они и находятся поныне. Это, конечно, для меня было удивительное событие. Помню, мы приехали с мощами к Храму Христа Спасителя и надо было подождать, пока там окончится богослужение. Около часа мы ожидали в соседней церкви, и все это время я стоял возле мощей. А ведь святые мощи живее любого из нас, от них исходит такая жизненная сила. Это было, наверное, самое счастливое время в моей жизни... - Митрополит Филарет был очень одарен литературно, переписывался в стихах с Пушкины м... - Это замечательная история. Как-то в минуты тоски и печали Пушкин написал свое знаменитое стихотворение «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» Митрополит ответил ему своим собственным стихотворением. И в ответ, благодарный за отеческое назидание, Пушкин пишет гениальные «Стансы». - Читала, вы любите бывать в Коломне, где родился и вырос ваш святой предок. - Мы всей семьей туда ездим - с дочками, внуками. Всем советую посетить эти места и тоже не забыть взять с собой детей, внуков. Им будет что посмотреть! Одно посещение Ново-Голутвина женского монастыря - целое событие. В обители открыты мастерские, есть своя радиостанция и питомник, где детям можно пообщаться с живностью, даже на лошадке прокатят! - Дроздовы - выходцы из духовного сословия. У вас никогда не было мысли стать священником? - Священником - нет, а вот уйти в монахи для меня вполне возможно. Может, осуществить мне это и не удастся, но хотя бы помечтать... В Сергиевом Посаде побывал в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры, который как раз основал святитель Филарет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

С историей и традициями православного монашества японские верующие могли познакомиться и на лекции, которая была прочитана в 2007 году в Осака во время учебного семинара Западно-Японской епархии иеромонахом Герасимом (Шевцовым). Отец Герасим – насельник Троице-Сергиевой лавры и с конца 2005 года наместник Токийского монастыря святителя Николая Японского. Впоследствии епархией была издана брошюра с текстом этой лекции, которую можно увидеть во всех православных храмах Японии. В послепасхальные майские дни 2008 года в Троице-Сергиеву лавру вновь приехали паломники из православной Японии: группа из 13 человек, возглавляемая уже бывавшей в России матушкой Марией Мацусима, регентом прихода Нагоя и супругой священника Нагоя иерея Георгия Мацусима. Посещение лаврской ризницы и церковно-археологического кабинета со множеством старинных икон и святынь; знакомство с фресками и иконами лаврской иконописицы Иулиании (Соколовой), написавшей в 1970 году образ святителя Николая Японского; всенощная в академическом храме Покрова Пресвятой Богородицы; причащение во время торжественной воскресной литургии; поездка в приписной Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь; экскурсия по залам древнерусского искусства в Третьяковской галерее и молитва перед Владимирской иконой в храме святителя Николая в Толмачах; поклонение мощам святого праведного Алексия Мечёва в храме святителя Николая в Кленниках… Об этих и других впечатлениях от соприкосновения с жизнью Русской Православной Церкви рассказывал неделю спустя каждый из паломников во время традиционной трапезы своего прихода после воскресной литургии. А благодаря статье матушки Марии Мацусима, опубликованной в июле 2008 года в журнале «Сэйкё дзихо» – Вестнике Японской Православной Церкви, паломники смогли поведать о посещении старинной русской обители и всей Православной Японии. Ведь участие в богослужениях в переполненных молящимися русских храмах и ощущение того, что вся национальная культура России проникнута духом Православия, – это живое подтверждение истинности их веры для искренних, открытых и во многом по-детски наивных прихожан юной и по русским меркам пока еще не столь многочисленной Японской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

22 января 1885 г. о. Никона возвели в звание соборного иеромонаха ставропигиального Московского Донского монастыря. 15 июля того же года он был награжден набедренником. 27 ноября 1885 г. император Александр III «во внимание к издаваемым им «Троицкими листками» пожаловал 500 руб. к капиталу, употребляемому на издание. В том же году была издана книга о. Никона «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца» (выдержала пять изданий; последнее — в 1989 г.). В 1885 г. книга будущего владыки Никона была удостоена Св. Синодом премии митрополита Макария. 17 марта 1887 г. о. Никон был награжден наперсным крестом. 8 апреля 1891 г. за полезные труды по изданию «Троицких листков» ему было преподано благословение Св. Синода с выдачею грамоты. В 1892 г. иеромонах Никон был утвержден действительным членом учрежденного Собора Лавры с исключением из Донского монастыря. 25 сентября 1892 г. иеромонах Никон был возведен в сан архимандрита, а 15 июня 1893 г. — утвержден в должности казначея Лавры. 14 мая 1896 г. в честь коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны архимандрит Никон был награжден орденом св. Анны III ст. При посещении Лавры в июле 1898 г. королем Румынии Карлом I архимандрит Никон был пожалован орденом Румынской короны III степени. 6 мая 1899 г. о. Никон получил орден св. Анны II ст. За особые труды, усердие и ревность по благоустройству Чашниковской им. Императора Александра III второклассной школы Московской губернии архимандрит Никон был награжден Библией, выдаваемой от Св. Синода. В 1890-х гг. о. Никон сотрудничал с несколькими периодическими изданиями, в том числе с «Русским обозрением» и «Русским словом». 9 июля 1901 г. архимандрита Никона назначили председателем Совета училища иконописания. 1 февраля 1904 г. за 25-летнюю выдающуюся деятельность по изданию «Троицких листков» (они вышли общим тиражом свыше 114,5 млн. экземпляров) и усердное проповедание в храме слова Божия о. Никон был награжден орденом св. Владимира III ст. В 1902 г. им же стал издаваться школьный журнал «Божия Нива», который выходил до 1917 г. Книжно-издательская деятельность о. Никона дала возможность Троице-Сергиевской лавре приобрести собственную типографию, обеспеченную значительным капиталом, скопившимся от продажи его изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В 1861 г. был построен храм во имя св. Параклита и освящен 2 июля 1861 г. митр. Московским Филаретом. Нижний храм - в память третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи (освящен 16 марта 1862 г.). При пустыни огород, конный двор, сенокосы. До 1927 г. скит сохранялся в качестве «трудовой артели». Позже он стал прибежищем для монахов, изгнанных из закрытой Лавры. Наконец скитские здания передали коммуне. До середины 60-х в верхнем храме был клуб со сценой в алтаре, а в нижнем - овощехранилище. Ограду растащили. Лишь в 1992 г. Параклитова пустынь была возвращена Церкви. Сейчас в скиту - 7 человек братии. Источник: На вновь избранном месте старцы назначили места, каждый для своей келии, расстоянием одна от другой «на вержение камня». Вначале построили только три кельи, из которых каждая огорожена была тёсовым забором, и в таком виде они оставались более года; в приезд же Наместника Лавры ради посещения старцев, он привозил с собой палатку, которая некогда принадлежала Митрополиту Платону, которую подарил ему, по преданию, император Павел Петрович. «Эту палатку раскидывали на томъ мст, гд нын церковь, и о. Архимандрит проводилъ въ ней по нскольку дней и ночей. На другой годъ онъ построилъ для себя кельи и при них часовню. В часовн для старцы собирались только въ воскресные дни да въ двунадесятые праздники, а въ дни — утреню, часы с обдницею и вечерню, каждый старецъ, съ своим ученикомъ, вычитывали въ къ же некоторые изъ нихъ ходили въ Скитъ, гд причащались Св. Таинъ, и къ вечеру возвращались обратно, принося съ собою запасные Св. Дары, которые и хранились въ часовн, и ими причащались какъ сами старцы, такъ и их ученики». Скит с необычным названием Параклит был основан в 1861 году как пустынь для молитвенного уединения иноков Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. Параклит находится недалеко от реки Торгоши и Торбеевского озера, в окрестностях которых в XIX веке проходила граница Московской и Владимирской губерний. Всего в четырех километрах от Параклита стоит Черниговский скит – богатая монашеская обитель с великолепным собором Черниговской иконы Божией Матери и величественной колокольней. Пустынь Параклит – это, наоборот, скромное и бедное на внешние украшения место. Небольшой храм в честь Святого Духа и колокольня будто затерялись среди частных домов деревни Смена Сергиево-Посадского района.

http://sobory.ru/article/?object=00045

По своей внутренней структуре текст записей довольно хорошо читается, поэтому доступен для любого исследователя. Сами дневники написаны литературным языком, иногда встречаются простонародные слова и выражения. Также довольно часто предложения не согласованы между собой, это говорит о том, что текст не подвергался редакторской правке. Кроме того, характерно употребление различных фразеологизмов, бытовых выражений, публицистических оборотов, однако, иногда автор переходит и на строго научный стиль. Как нам видится, не все можно и нужно делать достоянием общественности, потому что Александр Дмитриевич бывает довольно откровенен, оставляет записи о сугубо интимных вещах, которые можно назвать его исповедью перед своей совестью. Исходя из вышеуказанных характеристик, следует сказать об уникальности и ценности данных мемуаров, т.к. автор довольно откровенен перед самим собой и старается проводить анализ как своего характера, выявляя как положительные, так и отрицательные стороны. По своим источникам записи А. Д. Беляева можно условно поделить на первичные, т.е. его личные наблюдения и размышления, и вторичные, те, которые он слышал от очевидцев, либо прочитал в газетах и журналах. Хотя такое деление довольно искусственно, для Александра Дмитриевича новости из газет имели такое же значение, как и события непосредственно им увиденные. По своему мировоззрению, по словам протодиакона Сергия Голубцова , он «придерживался консервативных взглядов» с. 80], и, нужно отметить, что эти консервативные политические взгляды прослеживаются в дневниковых записях на протяжении всех лет. Для нас, в первую очередь, интересны те записи в дневниках, в которых автор был непосредственным очевидцем. Это, прежде всего, относится к истории МДА и Троице-Сергиевой лавры. В его записях отражаются даже мельчайшие изменения во внутреннем строе жизни академической корпорации, студенческом коллективе, учебном процессе, хозяйственном положении, совершении богослужения и т.д. Жизнь академии, конечно же, невозможно представить в отрыве от лавры, поэтому монастырь, как гармоничная часть академии, также занимает значительное место в записях автора. В этом плане дневники важны для описания торжеств и праздников, посещения лавры и академии высокими гостями, характеристики бытовой жизни обители, паломнических традиций и простого русского благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Он, рассказывая о богослужении в Бутово, просто заявил о том, что «Заокеанский Митрополит Лавр и Патриарх Алексий  провели первое совместное богослужение» . Не будем придираться к тому, что Митрополит Лавр назван «Заокенаским», хотя, как известно, он зовется «Восточно-Американским и Нью-Йоркским». Гораздо интереснее, что Кирилл Василенко заявил о том, что де, первоиерархи провели «совместное богослужение». Странный термин. Служить вместе Патриарх Алексий и Митрополит Лавр не могут, так как между нами пока нет евхаристического общения. На всех фотографиях с богослужения в Бутово видно, что все священники Русской Православной Церкви – в облачении  и сослужат Патриарху, вся же делегация РПЦЗ – без праздничных облачений, зарубежные иерархи просто присутствуют за богослужением, молятся, но не служат. Автор совершил ошибку из-за незнания темы и специфики. А может быть, и сознательно написал так, чтобы вызвать лишний шум в стане тех зарубежников, которые опасаются возвращения в лоно Русской Православной Церкви. Об этом свидетельствует и следующий пассаж: «Несмотря на отсутствие официальной договоренности о молитвенном общении, в субботу главы двух церквей уже провели совместное богослужение». Особой частью программы делегации РПЦЗ  в России стало посещение Троице-Сергиевой Лавры. Вот как об этом рассказывает сайт «Богослов. Ru » : «В обители Живоначальной Троицы и преподобного Сергия Радонежского делегацию РПЦЗ встретили наместник Лавры епископ Сергиево-Посадский Феогност и ректор Московской духовной академии и семинарии, Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, архиепископ Верейский Евгений. После поклонения мощам игумена Русской земли делегация присутствовала за богослужением в Успенском соборе… В завершение пребывания в Троице-Сергиевой Лавре Митрополит Лавр и прочие члены зарубежной делегации встретились с учащими и учащимися Московских духовных школ». Стенограмма встречи делегации РПЦЗ со студентами и преподавателями МДА  опубликована на том же сайте.

http://pravoslavie.ru/4897.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010